История освоения и заселения территории чили. История чили

) - русский поэт, издатель.

Биография

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве , в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов . Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка . Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.06.1773-08.07.1828), - офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать, Любовь Матвеевна (26.09.1777-1859), была дочерью статского советника Матвея Андреевича Красильникова , директора московского Ассигнационного банка, и внучкой русского ученого-астронома А. Д. Красильникова .

Творчество

Стихотворения свои Дельвиг публиковал в журналах «Русский музеум» (), «Новости литературы», «Благонамеренный », «Соревнователь просвещения» и различных альманахах в 1820-х годах.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел . Умер от тифа («гнилой горячки») в 32 года. Похоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры .

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

  • Всероссийская премия имени Антона Дельвига, с 2012 г. - премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, больше известная как «Золотой Дельвиг » (учреждена редакцией «Литературной газеты»).

Напишите отзыв о статье "Дельвиг, Антон Антонович"

Примечания

Литература

  • См. статью о Дельвиге В. Гаевского в «Современнике» г. и , г. и .
  • Полное собрание сочинений - в «Библиотеке Севера» за июль г., под ред. В. В. Майкова.
  • Вацуро В. Э.
  • Коровин В. Л. // Энциклопедия Кругосвет
  • А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер. Избранное / составитель Виктор Владимирович Кунин . - Москва: «Правда», 1987. - 640 с. - 500 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дельвиг, Антон Антонович

– Совсем не та, – говорил он.
– Что ж, подурнела?
– Напротив, но важность какая то. Княгиня! – сказал он ей шопотом.
– Да, да, да, – радостно говорила Наташа.
Наташа рассказала ему свой роман с князем Андреем, его приезд в Отрадное и показала его последнее письмо.
– Что ж ты рад? – спрашивала Наташа. – Я так теперь спокойна, счастлива.
– Очень рад, – отвечал Николай. – Он отличный человек. Что ж ты очень влюблена?
– Как тебе сказать, – отвечала Наташа, – я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не бывает людей, и мне так спокойно, хорошо теперь. Совсем не так, как прежде…
Николай выразил Наташе свое неудовольствие о том, что свадьба была отложена на год; но Наташа с ожесточением напустилась на брата, доказывая ему, что это не могло быть иначе, что дурно бы было вступить в семью против воли отца, что она сама этого хотела.
– Ты совсем, совсем не понимаешь, – говорила она. Николай замолчал и согласился с нею.
Брат часто удивлялся глядя на нее. Совсем не было похоже, чтобы она была влюбленная невеста в разлуке с своим женихом. Она была ровна, спокойна, весела совершенно по прежнему. Николая это удивляло и даже заставляло недоверчиво смотреть на сватовство Болконского. Он не верил в то, что ее судьба уже решена, тем более, что он не видал с нею князя Андрея. Ему всё казалось, что что нибудь не то, в этом предполагаемом браке.
«Зачем отсрочка? Зачем не обручились?» думал он. Разговорившись раз с матерью о сестре, он, к удивлению своему и отчасти к удовольствию, нашел, что мать точно так же в глубине души иногда недоверчиво смотрела на этот брак.
– Вот пишет, – говорила она, показывая сыну письмо князя Андрея с тем затаенным чувством недоброжелательства, которое всегда есть у матери против будущего супружеского счастия дочери, – пишет, что не приедет раньше декабря. Какое же это дело может задержать его? Верно болезнь! Здоровье слабое очень. Ты не говори Наташе. Ты не смотри, что она весела: это уж последнее девичье время доживает, а я знаю, что с ней делается всякий раз, как письма его получаем. А впрочем Бог даст, всё и хорошо будет, – заключала она всякий раз: – он отличный человек.

Первое время своего приезда Николай был серьезен и даже скучен. Его мучила предстоящая необходимость вмешаться в эти глупые дела хозяйства, для которых мать вызвала его. Чтобы скорее свалить с плеч эту обузу, на третий день своего приезда он сердито, не отвечая на вопрос, куда он идет, пошел с нахмуренными бровями во флигель к Митеньке и потребовал у него счеты всего. Что такое были эти счеты всего, Николай знал еще менее, чем пришедший в страх и недоумение Митенька. Разговор и учет Митеньки продолжался недолго. Староста, выборный и земский, дожидавшиеся в передней флигеля, со страхом и удовольствием слышали сначала, как загудел и затрещал как будто всё возвышавшийся голос молодого графа, слышали ругательные и страшные слова, сыпавшиеся одно за другим.
– Разбойник! Неблагодарная тварь!… изрублю собаку… не с папенькой… обворовал… – и т. д.
Потом эти люди с неменьшим удовольствием и страхом видели, как молодой граф, весь красный, с налитой кровью в глазах, за шиворот вытащил Митеньку, ногой и коленкой с большой ловкостью в удобное время между своих слов толкнул его под зад и закричал: «Вон! чтобы духу твоего, мерзавец, здесь не было!»
Митенька стремглав слетел с шести ступеней и убежал в клумбу. (Клумба эта была известная местность спасения преступников в Отрадном. Сам Митенька, приезжая пьяный из города, прятался в эту клумбу, и многие жители Отрадного, прятавшиеся от Митеньки, знали спасительную силу этой клумбы.)
Жена Митеньки и свояченицы с испуганными лицами высунулись в сени из дверей комнаты, где кипел чистый самовар и возвышалась приказчицкая высокая постель под стеганным одеялом, сшитым из коротких кусочков.
Молодой граф, задыхаясь, не обращая на них внимания, решительными шагами прошел мимо них и пошел в дом.
Графиня узнавшая тотчас через девушек о том, что произошло во флигеле, с одной стороны успокоилась в том отношении, что теперь состояние их должно поправиться, с другой стороны она беспокоилась о том, как перенесет это ее сын. Она подходила несколько раз на цыпочках к его двери, слушая, как он курил трубку за трубкой.
На другой день старый граф отозвал в сторону сына и с робкой улыбкой сказал ему:
– А знаешь ли, ты, моя душа, напрасно погорячился! Мне Митенька рассказал все.
«Я знал, подумал Николай, что никогда ничего не пойму здесь, в этом дурацком мире».
– Ты рассердился, что он не вписал эти 700 рублей. Ведь они у него написаны транспортом, а другую страницу ты не посмотрел.
– Папенька, он мерзавец и вор, я знаю. И что сделал, то сделал. А ежели вы не хотите, я ничего не буду говорить ему.
– Нет, моя душа (граф был смущен тоже. Он чувствовал, что он был дурным распорядителем имения своей жены и виноват был перед своими детьми но не знал, как поправить это) – Нет, я прошу тебя заняться делами, я стар, я…
– Нет, папенька, вы простите меня, ежели я сделал вам неприятное; я меньше вашего умею.
«Чорт с ними, с этими мужиками и деньгами, и транспортами по странице, думал он. Еще от угла на шесть кушей я понимал когда то, но по странице транспорт – ничего не понимаю», сказал он сам себе и с тех пор более не вступался в дела. Только однажды графиня позвала к себе сына, сообщила ему о том, что у нее есть вексель Анны Михайловны на две тысячи и спросила у Николая, как он думает поступить с ним.
– А вот как, – отвечал Николай. – Вы мне сказали, что это от меня зависит; я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны. Так вот как! – и он разорвал вексель, и этим поступком слезами радости заставил рыдать старую графиню. После этого молодой Ростов, уже не вступаясь более ни в какие дела, с страстным увлечением занялся еще новыми для него делами псовой охоты, которая в больших размерах была заведена у старого графа.

Уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную осенними дождями землю, уже зелень уклочилась и ярко зелено отделялась от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко красными островами посреди ярко зеленых озимей. Русак уже до половины затерся (перелинял), лисьи выводки начинали разбредаться, и молодые волки были больше собаки. Было лучшее охотничье время. Собаки горячего, молодого охотника Ростова уже не только вошли в охотничье тело, но и подбились так, что в общем совете охотников решено было три дня дать отдохнуть собакам и 16 сентября итти в отъезд, начиная с дубравы, где был нетронутый волчий выводок.
В таком положении были дела 14 го сентября.
Весь этот день охота была дома; было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать и оттеплело. 15 сентября, когда молодой Ростов утром в халате выглянул в окно, он увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движенье, которое было в воздухе, было тихое движенье сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что свалившиеся листья. Земля на огороде, как мак, глянцевито мокро чернела, и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Николай вышел на мокрое с натасканной грязью крыльцо: пахло вянущим лесом и собаками. Чернопегая, широкозадая сука Милка с большими черными на выкате глазами, увидав хозяина, встала, потянулась назад и легла по русачьи, потом неожиданно вскочила и лизнула его прямо в нос и усы. Другая борзая собака, увидав хозяина с цветной дорожки, выгибая спину, стремительно бросилась к крыльцу и подняв правило (хвост), стала тереться о ноги Николая.
– О гой! – послышался в это время тот неподражаемый охотничий подклик, который соединяет в себе и самый глубокий бас, и самый тонкий тенор; и из за угла вышел доезжачий и ловчий Данило, по украински в скобку обстриженный, седой, морщинистый охотник с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников. Он снял свою черкесскую шапку перед барином, и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот всё презирающий и превыше всего стоящий Данило всё таки был его человек и охотник.

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве в немецкой семье баронов из Прибалтики. Отец – тоже Антон Антонович Дельвиг служил в астраханском полку, потом стал помощником коменданта Московского кремля. Он вышел в отставку в чине генерал-майора. Мать русская – Любовь Матвеевна Красильникова была внучкой ученого-астронома А.Д. Красильникова. Дельвиг-младший получил сначала домашнее образование под попечением частного учителя А. Д. Боровкова. Он сумел заинтересовать мальчика литературой, пристрастил к чтению. Потом Антон посещал частный пансион. К математическим наукам он не проявлял никаких наклонностей.

Лицейские годы

В 1811 году Антон Дельвиг поступил в царскосельский лицей. Был способным, но очень ленивым ребенком, играм и шалостям предпочитал валяться на постели, бродить по царскосельскому парку или читать. Читал он много и порой бессистемно. Он обладал живым и ярким воображением, умел мастерски фантазировать. Его рассказы завораживали лицеистов. Его фантазиям верили даже преподаватели.

В 1814 году, в 16-летнем возрасте его стихи «На взятие Парижа» были напечатаны в «Вестнике Европы». К выпуску он написал стихотворение «Шесть лет», которое сокурсники-лицеисты приняли с восторгом. Стихотворение положили на музыку, лицеисты его разучили и пели. Пушкин высоко оценивал талант Дельвига. Он писал:

На государственной службе

По окончании лицея он определен на службу в департамент горных и соляных дел, а потом в министерстве финансов. Гуманитарий по природе, Дельвиг чувствовал себя в департаменте и в министерстве неуютно, не на своем месте, поэтому всеми силами добивался перевода. Он вел переписку с директором Императорской публичной библиотеки Олениным. И только в 1821 году стал в ней помощником библиотекаря. В тот период библиотекарем служил известный баснописец И. А. Крылов. За то, что Дельвиг посетил в Михайловском Пушкина, его под другим предлогом отстранили от службы в библиотеке. Не помогло даже заступничество влиятельных друзей.

Сердечное увлечение. Женитьба

30 октября 1825 года Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Сватовство Антона Антоновича было не безоблачным. Дело в том, что до Дельвига к Софье Салтыковой сватался Петр Каховский, но получил отказ отца девушки. Хотя сама Софья была увлечена молодым человеком. Это был тот самый, который впоследствии оказался в числе повешенных за активное участие в декабрьском восстании. С Дельвигом Софья Михайловна познакомилась в мае 1825 года. Сначала отец Софьи Михайловны дал согласие на брак, но потом неожиданно отказался от своего слова. Какова была в том причина, так и осталось неизвестным. Сама Софья Михайловна считала, что все дело в ипохондрии отца.

До сватовства к Софье Салтыковой у Антона Дельвига было еще одно сердечное увлечение. Ее звали Софья Дмитриевна Пономарева. Она держала литературный салон, где свои басни читал Крылов, а Гнедич знакомил поклонников своего творчества с переводами «Иллиады». Молодые литераторы преклонялись перед Пономаревой. Не обошла сия участь и Дельвига. Он признавался ей в своих чувствах, но был отвергнут. После неудачи в любви к Пономаревой, этот отказ Салтыкова-отца привел Дельвига в отчаяние. Он чувствовал, что с Софьей Михайловной они были близки духовно. Оба носили очки и оба увлекались литературой. Лето пролетело быстро, и отец, видимо, заметив, что Дельвиг не успел охладеть к его дочери, дал согласие на брак.

Литературная деятельность Дельвига

Дом Дельвигов стал известным в тот период литературным салоном, который посещали Пушкин, Баратынский, Языков, Жуковский, издатель Плетнев. В этот же период Дельвиг начал свою издательскую деятельность. За 5 последующих лет было выпущено семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник». В 1830 году он начал издавать «Литературную газету», которая продолжала издаваться и после его смерти.

Как у всякого талантливого человека, у Дельвига были почитатели, завистники и враги. Литературные враги не жалели яда, упрекая Дельвига в лени и в том, что он стоит в тени своих талантливых друзей – Баратынского и Пушкина. Его, и Баратынского упрекали в том, что они в стихах хвалят друг друга. Были и другие выпады в адрес «пушкинского круга». Рождение «Литературной газеты» стало своеобразным ответом на выпады недругов. В ее создании, кроме Дельвига, активное участие приняли Пушкин, Вяземский, Жуковский, Языков, Плетнев, Баратынский.

Жизнь Антона Дельвига оказалась короткой. Существует версия, что конфликт c Бенкендорфом, главой Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии из-за очередной публикации в литературной газете серьезно подкосил Дельвига. Бенкендорф пригрозил Дельвигу ссылкой в Сибирь, и Дельвиг понимал, что после декабрьского восстания это не было пустой угрозой. Он расстроился, долго бродил по сырому короткому Петербургу, и это стало причиной его тяжелой болезни. Смерть Дельвига, этого ленивого гения, как назвал его Пушкин в одном из своих произведений, тяжело была воспринята поэтом. Узнав о смерти друга, Пушкин написал Плетневу и Хитрово:

Некоторые считают, что имя Дельвига оказалось увековеченным благодаря его дружбе с Пушкиным, но это не так. Дельвиг сам по себе был незаурядной личностью и талантливым поэтом. Ведь не случайно директор лицея Энгельгардт поручил написать прощальный гимн не признанному гению Пушкину, не Кюхельбекеру, и не Илличевскому, который тоже писал стихи, а именно Дельвигу. Романс Дельвига «Соловей» на музыку Алябьева до сих пор исполняют лучшие голоса России.

1. Коллежский секретарь – гражданский чин X класса в Табели о рангах.
Известные в литературе коллежские секретари: Александр Сергеевич Пушкин, Иван Сергеевич Тургенев, Илья Ильич Обломов – «Обломов» И. А. Гончарова, Алёна Ивановна – «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, Коробочка Настасья Петровна – «Мертвые души» Н. В. Гоголя. ()

3. Оставляет службу в Министерстве финансов – см. о переводе по службе в письме Оленину:
А. Н. ОЛЕНИНУ
27 сентября 1821 г. Петербург
Ваше превосходительство, милостивый государь.
Служа в канцелярии Министерства финансов, я осмелился просить ваше превосходительство доставить мне место и при императорской Публичной библиотеке. Особенная склонность к занятиям библиографическим, желание быть вдвойне полезным и, скажу признательно, недостаточное состояние, принуждающее меня ожидать помощи только от трудов своих, – одним словом, необходимое для жизни заставило меня стараться удержать оба места. Но видя себя принужденным тем или другим пожертвовать, я решился по крайней мере удовлетворить моей склонности и желанию служить под лестным для меня начальством вашим. Смею ласкаться надеждою, что ревностною службою обращу на себя со временем благосклонное внимание моего начальства и заслужу милостивое его покровительство.
Вашему превосходительству угодно было, чтобы до определения моего в императорскую Публичную библиотеку я некоторое время занимался в оной, дабы можно было судить, имею ли я надлежащие способности к отправлению обязанностей, возложенных на чиновников сей библиотеки. Вследствие чего с 1 сентября прошлого 1820-го года я ходил в оную каждый день и, по мере сил и способностей моих, старался сколько мог лучше исправлять порученное мне дело. Если я был столько счастлив, что время сего испытания моего, по мнению начальства библиотеки, проведено мною не совсем для оной бесполезно, то ваше превосходительство не откажете мне в милостивом помещении меня в число подчиненных ваших по ведомству императорской Публичной библиотеки и тем доставьте присоединить чувство душевной признательности к тому глубочайшему почтению, с которым имею честь быть вашего превосходительства милостивого государя всепокорнейшим слугою
барон Антон Дельвиг.
С.-Петербург
27 сентября 1821. (

Дельвиг Антон Антонович родился в Москве 6 августа 1798 года. Известен как русский издатель, поэт и близкий товарищ А. Пушкина.

Первоначальное образование Антона Антоновича было получено в одном из столичных частных пансионов. В 1811 году будущего поэта приняли в Царскосельский лицей. Дельвиг обучался без особого энтузиазма, однако преподавателями было отмечено его увлечение отечественной словесностью. В учебном учреждении подружился с В. Кюхельбекером и А. Пушкиным, с которыми общался всю последующую жизнь. Первые литературные труды Антона Антоновича были успешны: его первого из числа лицеистов начали публиковать, и именно он впервые предложил в печать произведения Пушкина.

Поступил на службу в Департамент соляных и горных дел, служил в канцелярии Министерства финансов. В 1821 году был переведен в Публичную библиотеку, однако своей ленью и нерасторопностью вызывал недовольство начальства. В 1825 году Дельвига отправили в отставку. Впоследствии проходил службу в различных ведомствах, однако и там не отличался большим усердием.

В 1819 году Дельвиг, Пушкин, Кюхельбекер и Баратынский создали сообщество «Могучая кучка». Противники прозвали этот союз «вакхическими поэтами» за увлечение темой беззаботного отношения к жизни. В стихах, которыми они постоянно обменивались, преобладал культ дружбы и поэтической независимости.

С 1810 до начала 1820 годов был частым гостем масонских и литературных собраний, на которых присутствовали будущие декабристы. Не участвовал в тайных обществах и не разделял радикальных убеждений. Тем не менее, ссылки и аресты, которые последовали за восстанием 14-го декабря, воспринимал как собственную драму.

В начале 1820-х годов увлекся С. Пономаревой, владелицей литературного салона и покорительницей многих литераторов. Адресовал ей множество стихов. В 1824 году С. Пономарева безвременно ушла из жизни. Через год женился на С. Салтыковой и часто устраивал, в своем доме, литературно-музыкальные вечера. Семейная жизнь пары была неудачной из-за увлекающегося характера Салтыковой. Посвятил жене единственный стих – «За что, за что ты отравила…».

Антон Дельвиг оставил небольшое поэтическое наследие. Известен как автор лирических жанров (романсов, элегий, посланий), считался мастером утонченной литературной формы (антологических стихотворений, сонет и др.). Темами для своих «русских песен», написанных на основе народного творчества, избрал несчастную любовь, измену, разлуку. Особо знамениты его произведения «Не осенний частый дождичек» и «Соловей мой, соловей». «Русские песни» и идиллии обеспечивали Антону Антоновичу место среди величайших поэтов своего времени. В 1825-1831 издал альманах «Северные цветы».

Поэт проявлял незаурядные способности организатора. Привлек московских и петербургских авторов для участия в своем альманахе. Дельвиг сам писал и публиковал рецензии и критические статьи в «Северных цветах». В 1829 году издал альманах «Подснежник», сборник собственных произведений. Антон Антонович стал издателем и редактором «Литературной газеты», являющейся полемическим органом писателей, которых бранили не иначе как «литературными аристократами».

По делам печатного издания имел немало проблем с главой III отделения А. Бенкендорфом. В итоге, в 1830 году, газета была закрыта. Вскоре удалось возобновить издание под редакцией О. Сомова. Проблемы с «Литературной газетой» и семейные неурядицы серьезно сказались на здоровье Дельвига.

Поэт. Друг А. С. Пушкина. Издавал альманах "Северные цветы" (1825 — 31) и "Литературную газету" (1830 — 31). Лирические стихи в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен ("Соловей", "Не осенний мелкий дождичек").

Биография

Родился 6 августа (17 н.с.) в Москве в семье обрусевших лифляндских баронов, из старинного обедневшего рода. Учился в частном пансионе, затем в 1811 поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохранилась на всю жизнь.

Особое внимание уделял русской литературе и поэзии, начал писать стихи и вскоре стал одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.

После окончания лицея в 1817 Дельвиг служил в разных ведомствах. В 1818 был избран в "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", много писал.

В 1820 Дельвиг — помощник библиотекаря в Императорской публичной библиотеке, служил под началом И. Крылова, но основное время отдавал литературному творчеству, посещая литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы, сблизился с А. Бестужевым и К. Рылеевым. Однако идеи декабристской революционности ему чужды.

Основным жанром поэзии Дельвига стали идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользовались широкой популярностью ("Соловей", музыка А. Алябьева, "Не осенний мелкий дождичек", музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига.

В 1825 — 1831 издавал альманах "Северные цветы" и "Литературную газету" (1830 — 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского крута и защиты их позиций в литературной борьбе того времени.

Доносы Ф. Булгарина сыграли свою роль: шеф жандармов Бенкендорф остановил издание "Литературной газеты", а затем "состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией" (1830). Поэт впал в тяжелую депрессию и вскоре после этого скончался (14 января, в Петербурге).