История освобождения. Йо-хо-хо и танкер нефти! История освобождения танкера «Московский университет», рассказанная им самим

Вы когда-нибудь сидели в подземной тюрьме? В унылой, надежно запертой подземной тюрьме, забытые всеми и обреченные на медленное скатывание с катушек, в подвале нашего замка Гладд’эм? Я берусь утверждать, что не сидели. Правителю положено знать своих узников.

Так уже получилось на этот раз, что правитель и сам загремел в казематы. Виной тому отчасти моя недальновидность, отчасти высшие силы, которым я, видимо, нанес некую обиду, а то зачем бы им захотелось отомстить мне, посадив на долгий паек из минимального продуктового набора?

Блеймир! – позвал я, и джинн явился.
Так я проверял его присутствие, хотя это было ни к чему, просто от скуки. Блеймир делил со мной мою нехитрую комнату. Его дом – серебряную табакерку с резной крышкой – отобрали тюремщики, а джинн не может призвать свои хваленые мистические силы, пока его дом в руках врага. Он не ест, не пьет и не спит, и все его удовольствие – свернуться кольцом в углу под потолком и думать свои джинновские думы.

“Я здесь, Гахал!” – без слов подтвердил дух примерно в триста пятьдесят шестой раз, нависая надо мной преданным голубоватым облачком. Блеймир - первый джинн, заключенный в подвал. Это абсурд. Но какой-то из моих предков поставил на окна защиту от астральных существ, и я теперь проклинал его за это. Защита, как мне удалось выяснить, безупречно действовала даже с обратной стороны.

Я вспомнил также остальных, кому не повезло.
Когда я короновался и был предательски захвачен грязными руками заговорщиков, рядом со мной находились ключник и волшебник. Так всегда полагается, если вы хотите стать всенародно избранным королем, а не жалким самозванцем. Табба, хранитель ключей, держал зелье, которое я должен был выпить. Он был преданным товарищем и успел выпить его сам в последний момент, иначе бы его убили на месте. Вы должны понять, к чему приводит употребление зелья персоной, не принадлежащей к королевской крови. Бедный Ваттан, придворный волшебник, до сих пор служит колодой, на которой точным ударом топора прекращаются мирские страдания непокорных узников. В общем-то, сбежать он от смерти сумел, но она теперь повсюду вокруг него и непосредственно на нем. Мне из окошечка видно многое, что творится на дворе. Казни, казни, похоронные марши.
Насчет Таббы все туманно: он стал свиньей и может еще где-то бегать, либо быть давно зажаренным. Обратно превратиться в человека ему в данный момент не по силам – единственное существо, способное это сделать, находится в темнице со своим джинном. Куда уж свинье думать о чем-то поверх своих свинских потребностей?

Не стоит, однако, считать, будто я наплевал на мучения товарищей и прохлаждался в каземате долгими месяцами, только сегодня решив запланировать побег. Нет, каждый клочок тюрьмы был осмотрен еще в самые первые дни, а на протяжении всего остального срока я лишь дожидался удобного момента. Удача, казалось, витала где-то в далеких сферах, не желая спускаться в мои руки. Ни подкараулить стражника, ни присвоить ложку и выскоблить ее ручкой тоннель, ни разбить головой прутья решетки. И от Блеймира не больше помощи, чем от той же самой ложки. Нынешние заправилы могут запросто разломать его дом-шкатулку, едва станет известно о попытке побега, и джинн мигом испарится.

Я проводил дни обычным способом: находил завтрак, поглощал его, приводил рога в порядок, затем спал (наша порода умеет спать хоть круглые сутки) с кратким перерывом на ужин, который волосатая рука брезгливо перебрасывала через дверь – при этом оловянная тарелка громыхала по полу, а ее содержимое большей частью вываливалось в грязь. Иногда – было бы желание – я разглядывал панораму в окошке, но там было не слишком много видно, лишь землю замкового двора и стоящие на ней орудия казни.
Возможно, проторчи я там еще пару месяцев, то испробовал бы какую-нибудь отчаянную попытку, которая закончится нанесением мне тяжких телесных повреждений и водворением на плаху от греха подальше; или я бы просто тихо сошел ума. Но помощь пришла раньше.

Звук, круто изменивший мою незамысловатую жизнь, донесся с той стороны. В окно – прутья решетки, если точнее – кто-то легонько постукивал. Тихий звон вывел меня из дремоты. Прозвучало мое имя. Половина сознания требовала от любых пришельцев убираться в ад и не мешать досматривать цветной сон, но другая половина моего существа, более разумная, приказала телу встать и подойти к окну, поприветствовать гостя.
- Твои дела не очень, - констатировал он быстрым и грустным голосом.
Я протянул ладонь, и на нее уселось мое спасение в образе Эрика. Он сложил крылья и свесил ноги, глядя куда-то в сторону. Верный признак ощущения вины.

Тебя давно не было, - упрекнул я его.
- Я вижу это по тому, как все изменилось. Что ты делаешь в подвале, Гахал?
- Заключен в тюрьму, недоволен данным обстоятельством, - сказал я.
Эрик нахмурился, его острое лицо стало до смешного серьезным.
- Я могу помочь тебе, если это в моих силах, - предложил он, а затем поднял голову, и я последовал его примеру.
Над нами кольцом висел Блеймир.
- Привет, Блеймир, - сказал Эрик. – Гахал, никто не заметит, что ты беседуешь с эльфами?
Я поспешил опровергнуть это подозрение, после чего спросил об изменениях снаружи. Новостей было немного. Правит Мертвая голова, налоги растут, улицы не убираются, народ голодает, казни каждый день.
- На Ваттане, разумеется, - мрачно добавил я. – А то мы не видели.

Солдаты узурпатора нынче позволяют себе неслыханные вещи. “Темная паутина лжи и беззакония повисла над городом”, как говорил классик по несколько иному поводу. О Таббе ничего не слышно.
- Я могу принести тебе отмычку какую-нибудь, - сказал Эрик. – Ключи не подниму.
Отмычку? Ага, прекрасная идея.
- Эрик, а что сейчас в моей комнате?
- Там сидит Изергуль. Мертвая голова сидел до него. Но его выгнали привидения, так я слышал.
Я даже улыбнулся. В шкафу на самом деле жила пара очень скверных духов, я с ними почти примирился, но другие… Приятно сознавать, что и на злодеев есть управа. Плюс, эта диспозиция давала мне шанс на успех. Я описал Эрику, как выглядит Альвагарт.
Блеймир тоже встрял в разговор, делая сложные фигуры руками и нервно вращая глазами. Таким способом он просил узнать, где его дом. Эрик подобрал ноги (моя ладонь уже начала уставать) и собрался улетать.
- Следи, чтобы там не было заклятий от эльфов, - предупредил я.
- Айя, мессир, - небрежно ответил он, пролетая через решетку.
О своей незаметности он и сам позаботится. Настроение выросло до разумных значений. Но мы не спали, ощущая тревогу за летающего посланника. Блеймир по природе своей не спал, а я из солидарности.

Тревога оказалась ложной. Эрик воротился к обеду, отягощенный Альвагартом, которого он нес в свернутом виде в обеих руках.
- Шкатулка в покоях Головы, - сообщил запыхавшийся эльф. - Там вредные чары, я только в окно посмотрел.
Он потер ладони, когда я избавил их от груза. Альвагарт намотался на мое запястье и потеплел от радости: месяцами не видеть своего хозяина - то еще испытание.
- Спасибо, Эрик, - сказал я.
- Служу королевскому роду, - сообщил тот и снова улетел.

Вот все и поменялось; Гахал стал выше своих тюремщиков! Самозванцев - на колья, а стражника, несущего ужин, ждет веселый сюрприз.
- Сегодня мы начинаем новую жизнь, Блеймир, - объяснил я джинну, который светился ярче обычного. Он бы даже обрадовался, если не один момент…
- Мой дом, - напомнил Блеймир. Не словами, конечно: где это видано, чтобы джинн говорил? Но его квадратный жест я уже наизусть выучил.

Считается, что джинны произошли от демонов, оставшихся в Джерме много лет назад и порвавших связь с Фуавуном. Должно быть, сами они давно забыли, для чего. Потеряв силу адского пламени, демоны заметно изменились и деградировали, забыв дар речи и часть мозгов, но от стремления иметь связь с домом так и не смогли избавиться. Просто у каждого джинна вместо давно забытой родины есть красивый предмет, служащий ему церемониальным жильем. Настолько сильна эта странная связь, что разрушение дома мгновенно уничтожает его жильца.

Я заставил джинна прекратить поток жалоб на бедственное положение, не имея никакого желания воспринимать свежую порцию цветовой азбуки. В данный момент меня интересовала умственная полноценность Альвагарта. Обычная веревка, которую вы, возможно, видели у себя на родине, способна только молча лежать, свернувшись колечком. Альвагарт по сути своей тоже веревка, и мог запросто свихнуться, забыть все свои навыки, пылясь без дела на полке кабинета.
“Нужно открыть замок”, сосредоточенно подумал я, подкрепив мысль тихим шепотом для пущего эффекта. Вроде бы сработало, потому что Альвагарт на глазах сделался твердым, стиснул мое запястье, и свисающий конец его вытянулся, как штык. Затем, будто вспомнив, изменил цвет на тускло-серый и окончательно стал проволокой. Я решил отнести эту задержку на отсутствие практики.

Итак, я вставил проволочного Альвагарта в замок и он там активно заворочался. Блеймир тоже подплыл ближе, светясь и выпучив кофейные глаза. Похоже, дверь не открывали лет сто. Хотя я точно помню, что меньше. В камере находится все, что мне нужно для жизни – голый пол, менять нечего, она вся пропитана заклинаниями. Когда организм накапливал всякий шлак, достаточно было отрыгнуть роговую капсулу через окошечко в коридор: это была моя единственная месть зловещей тюремной машине.

Чудилось, что открытие двери поднимет шумную тревогу и привлечет к себе внимание всего замка, наполненного бандитами и прихвостнями бандитов, но к моему счастью, тишину ничто не нарушило. Это не значит, что Мертвая голова становится забывчив, потому что бесшумный сигнал все равно мог сработать, и тогда меня будут ждать непосредственно на месте действия. Пускай злодей успеет протереть ковровую дорожку и встать за дверью с топором наготове, меня это не волновало. Сегодня руки не будет связывать такой пустяк, как коронация и всякие зелья. Я убью его без помощи посторонних.

Коридор за дверью вел направо, во внутренний двор, и налево, в главные галереи. Я впервые за многие дни был на свободе, один среди опасных злодеев, узурпаторов трона и нежити. Блеймир начал менять окраску, борясь с желанием немедленно рвануть наверх и произвести репатриацию жилища.
- Сначала займемся делом, дружище, - втолковал ему я, рассматривая дверь, ведущую во двор. Джинн выразил скромное возмущение, но выбора у него не осталось.

Я не рассчитывал легко выйти во двор, и был прав. Дверца сразу показалась мне подозрительной хотя бы тем, что была не заперта, а просто прикрыта. Как хорошо, что я способен немного чувствовать наложенные проклятья, если они не слишком тонкие. Очень похоже на работу недалекого ума одного из помощников главного дворника Мертвой головы. Стоит мне только прикоснуться к деревяшке, как весь замок затрясется, словно килийская пальма под натиском голодающих.
Джинна, однако, никто в расчет не брал. Вот она, заносчивость! Я уже говорил, что они за это… ах да, говорил.
- Блеймир, возьми вон ту колоду, да, которая рядом с топором и заляпана кровью!
Мой синий друг подлетел туда, обернувшись шариком, и с великим пыхтением поднял щербатую колоду. Две секунды, и он снова рядом, а теперь – возвращение наших домов.

Шкатулка, по слухам, сделанная великим Мастером и принадлежавшая исполнителям при высочайшем дворе нашей достойной повелительницы Королевы Крыс. Да, мой друг Блеймир умеет выбирать себе жилье! Вы ведь знаете, что для джинна историческая ценность реликвии то же самое, что для людей денежные богатства. В этом смысле Блеймир богач из богачей. Но этот факт вовсе не делает его гордым. Нет, он совсем не брезгует таким низким занятием, как нанесение побоев, несовместимых с жизнью.

Нельзя было надеяться, что Голова забудет, чью шкатулку он присвоил, и не поставит защиту от джинна. Стоит ли зайти к Изергулю и вежливо попросить его вернуть комнату? В полной сохранности, со всеми книгами и редкими зельями в банках, сушеными травами под потолком, и если обнаружится недостача, заставить лично добрать...
Всем нам нужно место, где жить, к этому все сводится.

Удивительно, но пока нам не удалось встретить никого из населения замка. Мы дошли по лестнице до окованной железом двери, ведущей в замковые коридоры, так и не напоровшись на живых существ. Не может ли быть, что замок по какой-то причине оставили без присмотра, или же наоборот, готовят особенно зубодробительный сюрприз? Мой ответный подарок им запомнится надолго!
Намереваясь исполнить мечту Блеймира, я собрался преодолеть несколько шагов до двери и выйти, наконец, в высшее общество. И тут она открылась сама.

Джинны очень сильны. А Блеймир к тому же был заметно раздражен препятствиями на пути к вожделенной свободе и груз свой метнул очень хорошо.
- Не до смерти! – взвыл я под аккомпанемент хрустнувших костей.
Я сжал кулаки и свирепо глянул на джинна, а тот побледнел, признавая ошибку, но у лучших из нас иногда чувства берут верх над разумом. Ругать его не было смысла, и я обратился к стражнику, придавленному Ваттаном. Гнусный прихвостень был еще жив и цеплялся за мятую тарелку с отбросами, которую нес мне на ужин. Выплюнув пару сгустков крови и зубов, он тщетно пытался сконцентрировать взгляд на моей персоне. Я нагнулся и показал ему кулак.
- Мы… хозяин всегда… - прохрипел стражник, - прибьет тебя… Иди.
Произнеся свое благословение, он прекратил подавать признаки жизни.

Мы с Блеймиром поднялись по служебной лестнице, дабы не привлекать излишнего шума, потом я заново опробовал свои навыки метания Альвагарта на охраннике в верхнем коридоре. Когда он прекратил булькать и улегся отдыхать, путь ничто не преграждало! Следовало искать заклинания, настроенные на меня. Таковые бывает непросто обнаружить, но я схитрил: пропустил запрос через Блеймира. Даже некоторые великие маги не додумались бы до такого.
Я был очень доволен, когда нашел подходящий магический замок на пороге моей комнаты. Любопытно, что он должен был сработать при появлении не конкретно принца Гахала, владыки Гладд’эм, а просто любого существа с рогами. Очень интересный ход мыслей. Очевидно, если потревожить силовую линию, то Мертвая голова схватит в одну руку шкатулку, а в другую магический шар, и будет угрожать разрушительной коллизией, выводя, таким образом, джинна из игры.
Честно говоря, комната не убежит, не лучше ли проверить тронный зал…

“Герой прорывается к покоям Главного Злодея, по дороге сминая орды врагов, ступая по лужам крови… Злодей распахивает двери и страшно орет: Я ждал тебя! Ты в ловушке! Сейчас я тебя уничтожу! ... – Нет, это я тебя уничтожу! – возражает Герой, и враг, устыдившись, истекает горючими слезами и добровольно глотает заранее припасенный яд … Занавес.”
К черту тронный зал! Все мое преимущество в скорости и внезапном нападении, нечего корчить из себя шпиона.

А вот перед покоями Головы висела странная аура, состава которой я не смог распознать. Туман, мерцающие в нем зелено-желтые блестки. Долой таинства, когда сталкиваешься с неведомым – бери в руки надежную, сильную магию, как отбойным молотком сносящую все тонкие преграды. Дверь слетела с петель… внутри было пусто, как в карманах у нищего. Несколько пентаграмм, чернильница, черные свечи, ну еще пара черепов – и все.
Обхитрил сам себя. Иди в тронный зал, герой.

Никаких гадостей на входе. Пустынный зал дышал тишиной и прохладой, хотя тонкий неприятный запашок давал о себе знать. Никаких заклинаний, скрытых фокусов или засады у дверей, ничего необычного, если не считать того, что на деревянном троне восседал Мертвая голова.
Его настоящее имя было проклято и забыто, осталось лишь прозвище – Голова, за раздутую от водянки башку, большую, чем у всех прочих. Голова равно хорошо владел мечом и магией, хотя каждым в отдельности не виртуозно, и участвовал в нескольких битвах, пока шальной демон не разделил его на две части топором. Голова вступила в сделку с дьяволом и вернулась назад с легкой гнильцой, приклеилась обратно к телу (тоже уже не первой свежести), и в результате Мертвая голова получил вторую часть своего прозвища. В общем, был изгнан с позором, но от власти не отступился.

Он пришел, - сообщил маслянистый голос, принадлежавший не злодею, а массивной картине на стене, справа от входа. Раньше ее не было. Изображенный там волшебник с бородкой и тростью презрительно смотрел в мою сторону.
- Знаменитые первые слова, - сказал ему я, косясь на мертвеца. В руках самозванца были зажаты скипетр и держава – оба обладающие волшебной властью. Он наслаждался своей жалкой пародией на силу, развалившись на троне и молча глядя на меня, даже не соизволив заговорить. Не умер ли в очередной раз?
- Он вернет тебя в подвал, но по горло в бетоне, - захихикал чародей на картине, накручивая бородку. Я перевел взгляд на него, на Голову и обратно.
- Кто тут главный? Из вас двоих. Я думал, тот, кто на троне.
- Верно.
- У него же ноги парализованы, - догадался я.
Голова усмехнулся при этих словах и отложил державу, оставив скипетр. Потом свободной рукой порылся где-то сбоку от трона и достал крупный, тяжелый предмет.
- Одно неверное движение, и она рванет, - предупредил нарисованный маг. Тоже мне, переводчик нашелся. Я наклонил голову и сделал выпад в сторону. Маг поспешно убрался, вереща от злобы, когда кончик рога царапнул его по ногам.
Блеймир отскочил в сторону и зарябил как сумасшедший – он прекрасно узнал свой дом. На крышке шкатулки была укреплена дурно выглядящая серая масса.

Мой наставник Фэфал любил повторять одно:
- Настоящий правитель должен иметь хороший Древний Меч, могучий артефакт работы выдающегося кузнеца, но не базарный мусор. Гахал, одними рогами ты ничего не добьешься. Где твой меч?
- Ты знаешь, - отвечал я, - что артефакты под ногами не валяются, а рога всегда при мне.
- Так иди, прибей какого-нибудь вампира и отбери у него. И во имя всего сущего, на кой тебе эта дурацкая веревка?
Он изменил мнение, когда упомянутая веревка внезапно связала ему руки за спиной и на всевозможные проклятья и заклятия отвечала полным равнодушием. Мне понадобилось полчаса, чтобы убедить Альвагарт развязаться: он довольно злопамятное существо.
Сейчас хитрое оружие было наготове в моей правой руке. Жаль, что учителя давно нет в живых, он бы оценил...

Мертвая голова поднялся в воздух вместе с троном и пошел на таран. Сама судьба подсказала отскочить в сторону, чтобы не быть размазанным по стене. Злодей вернулся в воздух и принялся ожесточенно носиться по всему залу, пытаясь зайти со спины и смять внезапным броском. Летал он неплохо, не заботясь нисколько о параличе ног, и надежной возможности бросить веревку без риска промахнуться не оставалось.
- Давай же, сдохни, - невнятно бормотал он, брызгая ядовитой слюной и пытаясь проткнуть меня скипетром. Безумец. Блеймир скорбно парил возле дверей, мерцая.

Улучив момент, я все-таки метнул Альвагарта, он удачно зацепился и обвился вокруг шеи Головы. Тот даже не почувствовал веревки и продолжал пикировать на летающем троне. Бросившись лицом вниз, я услышал свист над головой, и волосы встали дыбом. Терпение мое лопнуло.
Оттолкнувшись ногами от пола, я подпрыгнул и врезал пятками по Мертвой голове, прошептав небольшое заклинание для гибкости. Не скажу, что это прошло даром. Меня чуть не припечатало к стене потерявшим управление троном. Склизкая голова почти прижалась к моей, стараясь обслюнявить, шершавый язык выполз в надежде обхватить и задушить меня.

Я отстранил налитые кровью глаза безумца и вылез из-под рухнувшего трона, потирая больное колено, и одновременно ругаясь на Блеймира. Всего лишь небольшое движение пальцев и взрывная серая масса торопливо уползла прочь с крышки шкатулки. Позади одиноко шлепнулась на пол голова Головы. Альвагарт, сделав с запозданием свое дело, удовлетворенно прополз ко мне и обвился вокруг подставленной ладони.
- Он даже не применил ни одного заклинания, - сказал я неизвестно кому. Оба возможных слушателя были слишком заняты: Блеймир изображал радугу в обнимку со шкатулкой, переводчик на картине оскорбленно повернулся спиной.

Он был сумасшедшим, - объяснил чей-то голос под потолком.
Эрик пробрался в вентиляционное отверстие над дверью.
- Я понял, что ты его пришиб, когда заклятие от эльфов на двери исчезло, - сказал он, закладывая головокружительный вираж и усаживаясь на мне между рогов. – Сколько же там вони будет…
- Что?
- Да у него оживленные мертвецы были в слугах, - пояснил Эрик. – Вот они все и сдохли.
И он затянул королевский гимн, прищелкивая в нужных местах длинными пальцами.
Я не знал, смеяться ли мне или плакать масляными слезами.

27 января 1945 года советские войска вошли в концентрационный лагерь Освенцим (Аушвиц) и освободили заключенных. В 2005 году ООН издала резолюцию, согласно которой 27 января объявлялось Международным днем памяти жертв Холокоста.

Лагерь смерти

Под Аушвицем, или Освенцимом, понимают не один нацистский концентрационный лагерь, а целый комплекс лагерей смерти, ставший одним из основных символов Холокоста. Немцы использовали название «Аушвиц», оно же вошло в мировую общеупотребительную практику. В советский лексикон вошло польское название «Освенцим», соответствующее названию города, возле которого располагался этот лагерь смерти. Лагерь Аушвиц I был основан в 1940 году на территории Польши, взятой немецкими войсками в 1939-м, впоследствии были основаны Аушвиц II и Аушвиц III.

Нечеловеческие условия

В Аушвице заключенные были вынуждены выживать в нечеловеческих условиях, при изматывающем графике работ, скудной пище, антисанитарии и издевательствах. Осенью 1941 года здесь впервые были проведены испытания отравления людей «Циклоном Б» - ядовитым газом на основе синильной кислоты. При поступлении новых узников в лагерь их бегло осматривали врачи, три четверти заключенных сразу отправлялись в газовые камеры - обычно это были старики, дети, слабые или больные люди. Тела умерщвленных сжигались в специальных печах. Также в лагере активно проводились опыты над живыми людьми, в том числе под руководством печально известного доктора Йозефа Менгеле по прозвищу Ангел Смерти. Для сравнения: лагерных служебных собак держали на специально отведенной большой территории с газоном, для них выстроили ветеринарную больницу и отдельную кухню.


После освобождения

Точное число жертв Аушвица установить сложно; по разным оценкам, оно варьируется от 1,1 до 4 млн человек. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер перед лицом наступавшей Красной Армии отдал приказ эвакуировать работоспособных заключенных на территорию Германии и уничтожить печи с газовыми камерами, а также многие другие улики, в том числе документы и склады с вещами убитых. Однако полностью выполнить приказ лагерная охрана не успела. После того как советские войска вошли в Аушвиц, они освободили около 7 тысяч узников, притом что в августе 1944 года в лагере находилось около 130 тысяч узников и он являлся самым крупным концлагерем Третьего рейха. После освобождения часть строений Аушвица была оборудована под госпитали для бывших заключенных, а затем использовалась в качестве тюрьмы НКВД СССР и Министерства общественной безопасности Польши. Впоследствии польские власти создали на территории лагеря музей, хранящий память об ужасах нацизма.


Впервые публикуемые документы из Архива внешней политики МИД России относятся к одной из малоизвестных страниц истории Великой Отечественной войны. Из документов следует, что 27 апреля 1945 года в ходе Берлинской операции силами 70-й армии 2-го Белорусского фронта под командованием маршала К.К.Рокоссовского был взят город Пренцлау. В этот же день из фашистского плена были освобождены узники находившегося недалеко от города концентрационного лагеря, среди которых были 2311 офицеров бельгийской армии, из них - 33 генерала.

Среди освобожденных были начальник Генерального штаба бельгийской армии генерал-лейтенант Франц Филе Оскар Минкельс, его помощники - генералы Оливье Деруссо и Густав Жорж Фелипс Фромонк; командующий воздушными силами бельгийской армии генерал-лейтенант Эмиль Франц Ламберт дю Биевер, главный интендант бельгийской армии генерал-лейтенант Эмиль Ганос, командующий артиллерией генерал-лейтенант Эмиль Ренард, командир 1-го гвардейского корпуса генерал-лейтенант Алексис Ван дер Веккен, командиры корпусов генерал-лейтенанты Иосиф Губерт де Краге, Виктор Кирил Мишем, Морис Кеартс; командиры дивизий генералы Морис Спинстте, Вальтер Коппенс, Ришард Иосиф Морис Ван Дерхов Штад-Стайт, Константин Морис Альберт Алемар де Вульф, Андрен Юлий Павел Лессафр, Павел Массарет Виктор Филипп Жозеф Декампе, Инан Леберт, Жорж Лиенар, Фернанд Бробант; начальники родов войск и служб генералы Эрнест Иоган ле Ремт Энссенс, Эрнест Виккер, Андриер Леон Фрерис, Флорент Франц Maрия Ван Роллегген, Жюль Шарль Жан Едвард Ренард, Едвен Глери, Рене Дюба, Роберт Поль Ленгар, Роберт Жан Перет, Поль Герно, Рено Легрос и Рене Дегент.

В плену бельгийские генералы находились к тому времени уже почти пять лет, поскольку нейтральная Бельгия стала одной из первых жертв фашизма во Второй мировой войне. Как известно, 10 мая 1940 года в соответствии с планом «Гельб», главной целью которого был разгром Франции и поражение войск Великобритании на континенте, гитлеровские войска вторглись на бельгийскую территорию. Армия Бельгии оказала отчаянное, но недолгое сопротивление - на ее вооружении помимо пехотных дивизий находилось всего 100 устаревших танков и 250 самолетов. Шансов не было. 26 мая войска немецкого генерала Бока прорвали оборону бельгийской армии. У бельгийцев не оказалось резервов, чтобы ликвидировать этот прорыв. После удара немцев безнадежность положения стала фактом. Большая часть Бельгии была уже захвачена, а бельгийская армия оказалась прижатой к морю на узком клочке территории, где к тому же скопилось огромное число беженцев. Вечером 26 мая король решил просить о перемирии, и на следующее утро был отдан приказ о прекращении огня. В 4 часа утра 28 мая 1940 года Бельгия капитулировала.

Международный военный трибунал над нацистскими преступниками, заседавший в Нюрнберге, в этой связи отметил в приговоре: «10 мая 1940 г. германские войска оккупировали Нидерланды, Бельгию и Люксембург. <…>

Вторжение в Бельгию, Голландию и Люксембург было ничем не оправданным актом. Оно было проведено в соответствии с долго подготовлявшейся и заранее обдуманной политикой и, несомненно, являлось актом агрессивной войны. Решение о вторжении было принято лишь исходя из соображений дальнейшего развития агрессивной политики Германии».

Так или иначе, в 1940 году многие бельгийские военные попали в плен, более 6 тыс. бельгийцев пали на поле брани, 20 тыс. бельгийских военнослужащих было ранено и покалечено. Но с окончанием военных действий Бельгия не стала покорной. Сопротивление немецким войскам на бельгийской земле было достаточно активным. И радость от освобождения из плена Красной армией у бельгийских офицеров и генералов была искренняя.

Начальник Генерального штаба бельгийской армии Ф.Ф.О.Минкельс и командир 5-го армейского корпуса Э.Ван дер Берген 29 апреля 1945 года направили маршалу К.К.Рокоссовскому письмо с «выражением самой глубокой благодарности» за освобождение бельгийских военнопленных. В письме, в частности, говорилось: «После пятилетнего пребывания в заключении мы, офицеры бельгийской армии, военнопленные из лагеря Пренцлау, с глубоким волнением и бесконечной благодарностью встретили на рассвете 27 апреля первых солдат русской армии, которые проникли в лагерь после того, как они в дополнение ко всем своим блестящим победам овладели городом Пренцлау. Для нас это означало освобождение. С этого момента, господин Маршал, мы не переставали быть предметом внимания и симпатии всех воинских начальников, которые, совершая свой победоносный марш, встречались с нами. В течение нескольких часов мы убедились, с каким большим вниманием относитесь к нам лично Вы и Ваш Верховный Главнокомандующий, несмотря на большую загруженность; мы глубоко чувствуем Вашу заботу о судьбе 33 бельгийских генералов, освобожденных Вашими войсками. От имени всех моих коллег я прошу принять выражение нашей самой глубокой благодарности».

Пребывание в плену у врага для любого военного, а тем более офицера или генерала, драматично и связано с большими душевными переживаниями. В том же письме на имя маршала К.К.Рокоссовского бельгийские генералы отмечали: «Было бы излишним Вам говорить, господин Маршал, насколько тягостен плен для офицеров, которые, будучи глубоко преданными своей Родине и готовыми отдать за нее свою жизнь, обречены на бездеятельность, тогда как армии других государств продолжают борьбу. Но плен становится еще более невыносимым, когда руководство лагеря не признает прав для военнопленных, предусмотренных международными конвенциями».

Пребывание в плену в лагере Пренцлау запомнилось бельгийским генералам многочисленными актами жестокости и насилия, которые совершали нацисты. Помнили генералы о пленном офицере, который был убит за то, что пытался найти какие-то вещи, дабы не умереть от холода, и о другом офицере, который был выстрелом ранен в плечо без всякого повода, о том, как им пришлось уносить на руках офицера после того, как в него была выпущена целая очередь огня за то, что он не расслышал сигнала войти в помещение, помнили они и те случаи, когда офицерам наносились тяжелые ранения штыком за невыполнение приказания в установленный срок. У бельгийских офицеров отбирали личные вещи, всячески унижали, отбирали продовольствие… Все это рассказали генералы в письме русскому маршалу, назвав при этом поименно лагерных начальников-садистов, которые проявили себя особо жестоко по отношению к военнопленным.

Радость освобождения и благодарность освободителям была в тот момент выше праведного гнева - письмо К.К.Рокоссовскому заканчивалось такими словами: «Итак, с этого момента Вы узнаете, сколь глубока наша признательность по отношению к одному из самых знаменитых военачальников этой прекрасной армии, увидеть которую нам позволили события последних дней.

Мы счастливы, что имеем случай выразить Вам, господин Маршал, чувство нашего уважения и преданности.

Начальник Генерального штаба армии генерал-лейтенант Минкельс;

Командующий 5-м армейским корпусом генерал-лейтенант Ван дер Берген».

Через два дня после освобождения бельгийских военнопленных, 30 апреля заместитель уполномоченного СНК СССР по делам репатриации генерал-лейтенант К.Д.Голубев пригласил к себе посла Бельгии в Советском Союзе Э.Ле Ге и сообщил ему о решении советского правительства доставить генералов в Москву, а затем репатриировать через Одессу на родину. Увидев, что предложение разместить бельгийских военных в посольстве вызвало некоторую растерянность посла, К.Д.Голубев сообщил, что советское правительство готово взять на себя расходы по пребыванию генералов в Москве, оплатив их проживание в гостинице «Савой».

5 мая 1945 года (всего за три дня до победы стран антигитлеровской коалиции) 32 генерала (генерал-лейтенанта В.К.Мишема сразу после освобождения поместили в госпиталь 2-го Белорусского фронта) были доставлены на самолетах в Москву. На аэродроме они были встречены представителями уполномоченного СНК СССР по делам репатриации во главе с генерал-майором В.А.Ревякиным и бельгийским послом.

За время пребывания в столице СССР генералы совершили обзорную экскурсию по городу, посетили Большой театр, выставку трофейного оружия, московское метро.

7 мая К.Д.Голубева посетили бельгийский посол Э.Ле Ге и генерал- лейтенант Э.Ван дер Берген (во время пребывания в лагере старший среди военнопленных), которые от имени бельгийского правительства и освобожденных генералов выразили глубокую благодарность советскому правительству, Красной армии, маршалу К.К.Рокоссовскому и органам по репатриации за освобождение из плена и теплый прием в Москве. В ходе беседы Э.Ле Ге подчеркнул, что получил специальную телеграмму с выражением благодарности правительства его страны правительству СССР. 8 мая бельгийский посол посетил Народный комиссариат иностранных дел СССР и еще раз выразил благодарность правительства Бельгии.

После двухдневного пребывания в Москве и ознакомления с до-стопримечательностями столицы бельгийские генералы 7 мая были отправлены поездом в Одессу. А 12 мая высшие офицеры бельгийской армии (за исключением генерал-лейтенанта И.Губерта де Краге, оставленного на излечении в одесском госпитале) после пяти лет пребывания в фашистском плену отплыли на корабле на родину. В этот же день газета «Правда» опубликовала письмо начальника Генерального штаба бельгийской армии Ф.Ф.О.Минкельса и командира 5-го армейского корпуса Э.Ван дер Бергена маршалу К.К.Рокоссовскому и информационное сообщение об освобождении из плена и отправке на родину 33 бельгийских генералов.

Так закончился этот интересный эпизод, произошедший в 1945 году, в канун Победы над фашизмом. Наверное, тогда не такой уж значимый для большинства солдат и офицеров Красной армии, занятых в боях за освобождение Европы и взятие Берлина, но в чем-то очень важный и весомый для Европы и освобожденных народов.

А впрочем, не совсем закончился. Некоторое время спустя, 3 ноября 1945 года, библиотека бельгийских военнопленных, состоявшая из более чем 8300 томов на французском и английском языках, а также их личные вещи, оставленные в лагере Пренцлау, были переданы представителю бельгийской армии.

«Незадолго до того, как я взялся за работу над „Освобождением“, на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской Армии, советского народа в победе над фашизмом, где извращалась история. И мне как старому солдату было нестерпимо обидно видеть подобные ленты. Мне хотелось сделать фильм о нашей недавней истории, рассказать о том, как всё было на самом деле».(Режиссёр Юрий Озеров)

Киноэпопея была изначально задумана как ответ Западу. Она должна была называться «Освобождение Европы» и состоять из трех фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45».

В фильме снимались: Николай Олялин, Лариса Голубкина, Борис Зайденберг, Сергей Никоненко, Михаил Ульянов, Владлен Давыдов, Василий Шукшин, Евгений Буренков, Дмитрий Франько, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Михаил Ножкин, Иван Переверзев, Владислав Стржельчик, Анатолий Ромашин, Николай Рыбников, Владимир Коренев,Валерий Носик, Эдуард Изотов, Юрий Легков, Всеволод Санаев, Владимир Самойлов, Игорь Озеров, Сергей Харченко, Николай Рушковский, Константин Забелин, Виктор Авдюшко, Владимир Заманский, Клеон Протасов, Александр Афанасьев, Алексей Глазырин, Пётр Глебов, Григорий Михайлов, Пётр Щербаков, Роман Ткачук, Сергей Ляхницкий, Валерий Карен, Виктор Байков, Николай Боголюбов, Владимир Герасимов, Михаил Глузский, Николай Ерёменко-ст., Петр Любешкин, Иван Миколайчук, Лев Прыгунов, Роман Хомятов и др.

Создатели фильма - участники Великой Отечественной войны. Режиссёр Юрий Озеров, служивший в армии с 1939 года, начавший солдатом и демобилизованный майором, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оператор Игорь Слабневич, бывший танкист, снимал «Направление главного удара» в тех самых местах, где в 1944 году его Т-34 был подожжён немецким снарядом. Сценарист Юрий Бондарев прошёл путь от солдата до командира артиллерийской батареи. Воевали и сценарист Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов…

Озеров выдвинул программу, включающую несколько принципиальных положений. Во-первых, он хотел показать на экране победный этап Второй мировой войны. Во-вторых, рассказать о войне широко и масштабно. И наконец, придерживаться фактов в показе событий и роли исторических лиц, масштабе битв, всех явных и тайных эпизодов войны. Озеров считал, что фашисты и руководство вермахта должны быть показаны серьёзными противниками, как это и было на самом деле.

Для того чтобы написать сценарий киноэпопеи, Ю. Бондареву, О. Курганову и Ю. Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Большую пользу авторам принесли беседы с консультантом картины - генералом армии С.М. Штеменко, маршалами И.С. Коневым, К.С. Москаленко. Много часов Озеров провёл в обществе маршала Г.К. Жукова, который охотно смотрел материал, давал ценные советы.

Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался также непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране.

Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.
Впервые со времени XX съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал Иосиф Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе.

Существует мнение, что Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении» впервые после XX съезда КПСС. Однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, ещё до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965).

В этих картинах Сталин показан как близкий соратник Ленина, один из большевистских руководителей - его образ был изображён в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 50-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако все эти картины мало известны - как тогда, так и сейчас.

Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что, в общем, вполне оправданно).

Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Матвеевич Штеменко). Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок.

Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны - Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые с критикой высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне.

На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра; впоследствии он исполнял её не один раз (главным образом, в последующих фильмах Озерова о войне).Актёр поначалу опасался браться за эту работу, понимая, сколь ответственно играть прославленного полководца. Но Озеров сказал, что Жуков одобрил его выбор. Ульянову ничего не оставалось, как согласиться на съёмки.

В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».

На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино.

Театр им. Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день.

А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.

Сценаристы познакомились также с материалами о последних днях Гитлера. В частности, с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера».
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат.

Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела.

С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров - клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.

Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.

В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Хеньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие

В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.
Для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая отрывки из мемуаров участников Сопротивления.

Прежде чем снимать грандиозную эпопею, нужно было обеспечить материальную базу - и ассистенты режиссёра по реквизиту начали поиски боевой техники времён войны: старых Т-34, давно снятых с вооружения, «яков» и «лавочкиных», пушек, грузовиков. Серьёзные трудности возникали с немецкой техникой, и тогда на одном из заводов был размещён заказ «Мосфильма» - изготовить немецкие танки.

На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер».В указанные сроки из ворот завода вышли десять «Тигров» и пять самоходных установок типа «Фердинанд». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие - для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 - в роли «Мессершмиттов».

В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя - это непростая задача, но она была решена.

Событийный ряд первой серии «Огненная дуга» ограничен - здесь все подчинено главному - рассказу о подготовке и проведении Курской операции, впечатляющему изображению грандиозного танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года.

Съёмочная группа Юрия Озерова решила снимать битву в тридцати километрах от Киева, у села Ходасивка. Для того чтобы привести огромную съёмочную площадку в состояние боевой готовности, специальные окопные машины покрыли поле сетью глубоких траншей общей протяжённостью почти в тридцать километров.

На командный пункт, где находились режиссёр-постановщик, оператор с ассистентами, военные консультанты и командиры подразделений всех родов войск, сходились - через рации - все нити управления боем. И тут же главная ответственность за координацию действий всех родов войск ложилась на плечи Озерова.

Приходилось решать тысячи вопросов. Как быть с орудием, которое после холостого выстрела не даёт отката? Как зажечь, а потом потушить танк? Эти две проблемы решил инженер-конструктор трюкового реквизита «Мосфильма» Владимир Смирнов - у орудия он предложил слить тормозную жидкость, а в танк поставить газовый баллон, выведя горелки на броню: водитель сам будет регулировать высоту пламени.

В съёмках было задействованы самолёты, орудия, вездеходы, мотоциклы, автомобили… Этого вполне хватило, чтобы показать на экране сражение со всех точек зрения - и крупным планом в ближнем бою, и в перископ командира танкового полка, и с вертолётов, и из наблюдательного пункта командующего.

Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты.

Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
В фильме «Прорыв» в действие вводятся новые силы, появляются новые исторические фигуры.

Драматические события, определяющие движение всей мировой истории, центр которых - на советско-германском фронте, развёртываются в разных странах. Американские солдаты с десантных барж и шлюпок высаживаются на юге Италии. В Варшаве два антифашиста подкладывают бомбу в кинотеатр «Аполло», предназначенный «только для немцев».

И снова Италия: Муссолини арестован, а затем освобождён Отто Скорцени. В конце фильма «Прорыв» мы попадаем в Тегеран сорок третьего года и присутствуем на исторической конференции глав трех держав, когда решался вопрос об открытии второго фронта. И всё-таки главный интерес авторов сосредоточен на событиях, которые разворачивались осенью 1943 года на берегах Днепра.

Третий фильм эпопеи - «Направление главного удара» - рассказывал о том, как подготовлялась и проводилась стратегическая операция «Багратион», в ходе которой была разгромлена группа армий «Центр». Наши войска вышли к государственной границе СССР.

Снимали эту операцию в Литве (в Белоруссии шло активное осушение болот), у села Побраде, километрах в пятидесяти от Вильнюса. Здесь те же болотистые места, что в соседней Белоруссии, небольшие речки и озера, овраги и рощи, та же скупость красок, строгость природы.

Венчают эпический цикл фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Строго говоря, это один большой фильм, поделённый пополам лишь по соображениям производственной и прокатной целесообразности. Не случайно заключительным лентам дан общий эпиграф: «Вечная слава павшим в боях Великой Отечественной войны».

По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Берлин - в Берлине, Варшава - в Варшаве, Крымская конференция - в Ливадийском дворце, арест Муссолини - в Италии. Взятие Берлина снималось прямо на улицах немецкого города и именно там, где в апреле сорок пятого года шли последние бои. Озеров успел запечатлеть здания и руины, которые готовились к сносу. Магистрат разрешил снять на их фоне бои, форсирование Шпрее, штурм метрополитена, взятие рейхстага. В кино это называется съёмками «уходящей натуры».

Один из самых сложных в фильме - эпизод затопления берлинского метро, последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбёжки тысячи стариков, женщин, раненых и детей.

Часть этой сцены сняли в Берлине. Но само затопление - в перервинском шлюзе № 11 под Москвой. Сначала шлюз очистили. Потом по эскизам художника А. Мягкова построили в нём станцию «Кайзергоф», опустили на дно шпалы, рельсы, пушку и специально привезённые из Берлина вагон метрополитена образца 40-х годов, фашистские плакаты тех лет и автомат по продаже шоколада. Когда гигантский щит шлюза был поднят, девятиметровая толща воды обрушилась на «станцию»…

Начиная работу над киноэпопеей, Озеров вместе с Мягковым и Слабневичем решили взять за основу принцип документализма, то есть снимать игровые, актёрские сцены «под документ». И, надо отметить, им удалось добиться ощущения достоверности.

Удачно легли в картину немногочисленные куски хроники, они были растянуты на широкий формат и верированы на определённый цвет. Сам по себе этот приём весьма рискован, ибо даже несколько планов «безусловной» хроники, попав в игровой фильм, могут обнаружить его постановочный характер. В «Освобождение» хроника вошла без швов.

Фильм «Освобождение» показывает борьбу штабов, умов, борьбу военных доктрин. В картине пятьдесят одно историческое лицо, и среди них прославленные военачальники - Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский (Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко), Антонов (В. Стржельчик), Конев (Ю. Лепков и В. Шукшин), Рыбалко (Д. Франко), Катуков (К. Забелин), Москаленко (Н. Рушковский) и многие другие.

С вдохновением сыграл Сталина грузинский актёр Бухути Закариадзе. Исполнитель роли Конева Василий Шукшин рассказывал, как в павильоне «Мосфильма» встал по стойке «смирно» и отдал честь консультант фильма, генерал армии, при виде товарища Сталина - Закариадзе. Кстати, Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева, того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства.

«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев)… Это живые, подлинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения - и глазами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.

Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёр взял на эту важную роль молодого актёра Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Конечно, решающее значение сыграл типаж актёра, одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это - русский солдат.

Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев оставил в своём сердце место и для любви. Через всю войну пронёс он трогательную нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, радость коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека.

Герой Олялина лучше всего раскрывается в азарте боя на Курской дуге, в экстремальной ситуации, когда спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро и сам погибает.

Все роли иностранных персонажей в фильме играют зарубежные исполнители. В польских эпизодах - освобождения Люблина и Варшавы - снялись польские артисты Б. Брыльска, Д. Ольбрыхский, В. Глинский. Муссолини играет итальянский актёр Иво Гаррани, немцев - актёры ГДР и Австрии.

Заключительные серии цикла были показаны в 1972 году на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и получили главный приз. Торжественные премьеры «Освобождения» прошли в 115 странах мира. Интерес к фильму нарастал - число зрителей, посмотревших киноэпопею, приближалось к поистине астрономической цифре - 400 миллионов человек! И это только за один год.

В 1972 году основной авторский коллектив киноэпопеи был удостоен высшей творческой награды - Ленинской премии. Кроме Юрия Озерова премию получили писатель Юрий Бондарев, писатель Оскар Курганов, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.

Проблема есть,

проблему нужно решать,

никто другой эту проблему не решает,

но блин, дорого...

История освобождения. Новый отзыв на мою работу, коучинг "ДО результата" по теме избавления от оценочной зависимости:

"Ну вот наконец выдалась свободная минутка и в ожидании рейса в теплые испанские края добрались руки до отзыва)).

История взяла свое почти два года назад. Уже не помню каким образом я насерфил и подписался на рассылку Ильдара. Помню только что делал это по-приколу, типа «ну и чего это очередной инфо-бизнесмен там задвигает?». Поскольку с инфо-бизнесменам сталкивался далеко не первый раз и прекрасно знаю, что 90%+ - это чистое профанаторство и рубля бабла на лохах. Поэтому и было такое мое первое отношение. Потому как маркетинг построен на типичной инфобизнесовской схеме.

Однако какового же было мое удивление, когда я скачал первую его запись, это был подкаст про Чувство вины. И тут меня проняло, что называется до самых глубин бессознательного. Запись эту я переслушивал наверное с десяток раз и каждый раз меня цепляло.

Потом я переслушал все подкасты, которые были доступны в бесплатном режиме. Этот материал только укрепил меня в моем осознании того, что Ильдар очень серьезный и глубокий специалист в своей ниши. Он не фокусируется на каких-то «модных прикольных фишках», которые обычно горе-инфобизнесмены выдирают у других специалистов и подают как свои мега-техники. Здесь действительно глубокие и собственные исследования.

После прослушивания серии бесплатных курсов, я «созрел» уже на покупку платного продукта, это было «Избавление от чувство вины». После проработки тренинга, у меня была только одна мысль: «А фигли я несколько месяцев тупил с покупкой этого тренинга?». Тренинг очень эффективный, рекомендую и его, но речь собственно не о нем)

Проработав тренинг, я заметил для себя, что чувство вины и нет, но кое-что мне продолжало мешать. Что я идентифицировал как стыд. Меня напрягало то, что я старался держать себя «в рамках», парился что сделать или сказать в малознакомом обществе и на людях.

Об этой проблеме я отписал Ильдару. К моему удивлению, он не стал отписываться, а предложил сразу созвониться. И он сходу сказал, что проблема не в суде, а в Оценочной зависимости. В этот момент меня и проняло. Я как раз понял, вот оно, вот тот тараканчик, который сдерживает меня все это время.

С этого момента я принял решение, что проходить тренинг буду. На тот момент, у Ильдара он готовился как групповой семинар, но надо было ждать или идти в коучинг, но коучинг был значительно дороже. Стал значит я ждать)). Ждал и постоянно задалбывал Ильдара)). Но так вышло, что с семинаром не срослось и остался только вариант коучинга.

А коучинг удовольствие недешевое. Пришлось долго бороться со своей жабой. Была дилема: проблема есть, проблему нужно решать, никто другой эту проблему не решает, но блин, дорого. Сомнения, а стоит ли оно того и тп.

В итоге я наконец принял решение, подсобирал денег и наконец вписался в коучинг. К слову, я еще и не сразу вписался. Поэтому, тем, кто планирует это делать, советую следить за тем, когда Ильдар объявляет, когда у него появляется свободное место. А то прошляпите и будут потом еще месяц ждать своей очереди.

Что касается самого коучинга. Ну вот когда к нему приступаешь, то понимаешь, это не спринтерская прогулка в несколько сессий. Это реально марафон работы над собой. Не в смысле, что это изнурительно, а в смысле того, что долго и системно.

Результат развивался совершенно не линейно. Иногда после занятия реально ловились инсайта, а иногда вообще ничего. Был такой момент, когда я слегка подуныл, когда почему-то не было улучшения. Но я продолжил выполнять инструкции и все было ок. С логической точки зрения подход местами оригинальный и логичный, но бывало, что вообще не понятно, зачем вот это упражнение делать, вроде ни к селу, ни к городу. Но тем не менее, мы когда, например, сидим в кресле стоматолога мы ж ожидаем логичности того или иного его движения, нас интересует результат. Ну вот я решил руководствоваться этой же логикой. Ильдар отвечает за результат, а я за выполнения заданий.

И результат был достигнут! За что, Ильдару спасибо)). Некоторое время мне собственно было трудно понять что вообще изменилось? Мне эта ситуация напомнила легенду про Эриксона. Когда рассказывали, что люди к нему приходили какой-то проблемой, он с ними беседовал, они уходили. А потом прибегали к нему спустя месяцы с благодарностями. То есть, изменения были настолько естественными, что новое состояние жизни воспринималось как само собой разумеющееся. Ну вот что-то и здесь в этом роде))

Жить легко, жить ярко, жить весело!)) Нет, я конечно, не стал суперменом, я не стал ходить по воде и еще не заработал миллион (пока еще:)). Зато меня совершенно перестало беспокоить мнение других людей, я абсолютно спокойно реагирую на критику начальства, я перестал спорить и доказывать свою правоту там, где это не несет пользы и я наконец-то занялся своим делом. Да и много чего еще.

В общем, Ильдару еще раз большое спасибо. А сомневающимся могу посоветовать не сомневаться. Еще год назад мы на Украине жили мирной жизнью, а сейчас всего в двух часах езды от меня настоящая война и люди умирают. Все может перемениться в один момент и, согласитесь, будет больно осознавать, что конец пришел, а ты так и не успел по-настоящему жить."

p|s Завершён ещё один контракт. Это значит, что в коучинге освободилось 1 место. Его займёт тот кто успеет первым. и получить квалифицированную помощь и поддержку [вживую или через skype].