История мумтаз. Мумтаз-Махал и Шах-Джахан: история любви

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара

Марина Баканова

О любви Шах Джахана и Мумтаз Махал, в честь которой был построен Тадж Махал в Агре (Индия — прим. ред.) , знают, наверно, все. Однако, этой истории любви предшествовала другая, не менее яркая и красивая, однако - не известная большинству неспециалистов.

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара...

Страну бросает из крайности в крайность. Великий завоеватель и деспот на исходе своих дней становится философом и мыслителем, зачинателем индостанского ренессанса.

Его преемником становится его третий сын Салим - Султан Салим Бахадур, впоследствии взошедший на трон под именем Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир. Это был первый правитель с наполовину индийскими корнями - его матерью была индийская принцесса (Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай)) , выданная замуж за императора Акбара, принявшая ислам и новое имя: Вали Нимат Хамида Бану Марьям уз-Замани бегам сахиба.

Он был крайне противоречивой личностью как по мнению современников, так и современных ученых. Многие говорят о его пристрастии к алкоголю и опиуму, другие опровергают эти факты и считают его тонкочувствующим поэтом.

На заре своей жизни юный принц Салим встречает Мехр ан-Нису - это была та любовь, которой было суждено гореть всю жизнь.

Мехр ан-Ниса (впоследствии Нур Джахан) родилась в городе Кандагар (современный Афганистан) в семье старинных персидских аристократов из рода Тимуридов. Однако, их семья была изгнана с родины и вынуждена искать прибежища в соседней Индии. Во время переезда они потеряли все свое имущество и едва не лишились жизни. Именно в это время - в Кандагаре на полпути из Персии в Индию и родилась Нур Джахан. Семья была на грани полного голода и не имела какого-либо сносного жилища. Однако, они не остановились на полпути. Стоит отметить, что семье помог караванщик Малик Масуд, который не только взял их с собой, но и помог затем отцу Мехр ан-Нисы устроиться на службу к императору Акбару.

Ее родители сочли, что наступил переломный момент в их судьбе, поэтому новорожденной дочери и дали имя Мехр ан-Ниса, что означает «солнце среди женщин».

Ее отцу Мирзе Гийяс Бегу (Mirza Ghiyas Beg) действительно удалось устроиться очень хорошо. Он был назначен казначеем в провинции Кабул и очень быстро поднимался по служебной лестнице. Через некоторое время его семья переезжает уже в Дели и он удостаивается от императора почетного прозвища «Итимад уд-Даула» («столп государства»).

Благодаря этому Мехр ун-Ниса получила отличнейшее образование. Она знала в совершенстве арабский и персидский языки, отлично разбиралась в искусстве и литературе, музыке и танцах.

Известный поэт и прозаик того времени Видья Дхар Махаджан отзывался о ней, как о хранительнице истинной интеллигентности, умеренности и здравого смысла.

Стоит отметить, что несмотря на то, что для девушек на освоеннии всего вышеперечисленного образование в общем-то и заканчивалось. Но Мехр ун-Ниса получила знания и в традиционно «мужских» областях - политике, экономике, управлении государством. Как именно это произошло - не известно, о наеме дополнительных учителей для нее история умалчивает. Хотя вполне возможно, что ее отец счел возможным допустить ее на занятия вместе с братьями.

Это аукнется позднее - став императрицей она фактически правила вместо своего супруга Джахангира несколько лет, став его официальной соправительницей, своего рода Роксоланой Индостана.

В 1594г в возрасте 17 лет ее внезапно выдают замуж и в общем-то за не самую лучшую партию.

Легенда предписывает столь скоропалительную свадьбу личной заинтересованностью императора Акбара. Впрочем - достоверных подтверждений той легенде до сих пор не найдено и многие сомневаются в том, было ли все это на самом деле.

Мехр-ан-Ниса, как дочь императорского министра естественно жила при дворце и имела доступ в дворцовые парки. Где-то на тенистых аллеях ей повезло однажды встретиться с принцем Салимом. Красота персиянки поразила его в самое сердце. Но не только. Их соединило не только внешнее чувство. Они оба оказались поклонниками искусства и поэзии. Принц писал стихи и отправлял их с цветами своей юной возлюбленной. Однако, судьба в то время не благоволила к ним.

Стареющий император Акбар имел на женитьбу сына свои собственные планы. Долгожданный наследник не имел в его представлении прав на любовь, а тем более на брак, с пусть и родовитой, но абсолютно политически невыгодной персиянкой. Император браком сына решает все более и более укреплять свою империю. Хотя к тому времени Салим уже был несколько раз женат и имел еще большее количество наложниц. Политические браки не приносили ему семейного счастья.

Влюбленные уже готовы бежать - но побег пресекается. Чтобы не было более поводов для необдуманных реакций сына, Мехр ан-Ниса срочно выдается замуж за Шер Афгана. Он был по происхождению также перс, добившийся милости императора отличной службой в армии, типичным армейским офицером. Женитьба на Мехр ан-Нисе была представлена как награда для него за верную службу.

Однако - у всей этой истории есть и подтекст. У пары была только одна дочь на протяжении всего времени брака. Отцовство Шер Афгана по отношению к ней нередко подвергалось сомнению, подразумевая, что возможно ее отцом был принц. Разговоры не утихли даже тогда, когда Ладли Бегам была выдана замуж за младшего сына Джахангира Шахрияра, от брака с которым имела дочь Арзани Бегам.

Мехр ан-Ниса со своим мужем немедленно отправляется в дальний гарнизон. Вернуться она смогла только после смерти императора Акбара.

Легенда утверждает, что покушение, предпринятое Салимом в 1602г было местью тому, за погубленную любовь. Принц тоже знал, что его любовь не может осуществиться пока отец жив.

И вот, падишах умирает и новым падишахом становится Салим (принявший имя Джахангир). Практически одновременно с этим муж Мехр ан-Нисы погибает при таинственных обстоятельствах и она вместе с дочерью возвращается во дворец.

Однако, несмотря на возвращение, она целых четыре года живет в качестве фрейлины у старшей женщины гарема - первой жены императора Акбака персиянки Рукайи Султан Бегам. Это обеспечивало ей защиту самой влиятельной женщины того времени и не давало поводов для слухов. Здесь же заново влюбленные могли встречаться не опасаясь ненужных свидетелей.

Официально же их первая встреча произошла только спустя четыре года, на праздник Навруз вдовствующая императрица со своей свитой (куда входила и Мехр ан-Ниса) устраивала пышный прием и император должен был его обязательно посетить. Как говорит молва - Джахангир встретился глазами с Мехр ан-Ниса и более не мог от них оторваться.

Они поженились менее чем через два месяца. Пышная свадьба, несмотря на то, что замуж выходила 34-х летняя вдова. Через 17 лет после их первой встречи. Мехр ан-Ниса становится двадцатой и самой последней женой Джахангира. После нее у него более не было ни жен, ни наложниц.

Император был счастлив. Его давняя любовь расцвела пышным цветом. Мехр ан-Ниса получила новое имя «Нур Джахан» («свет мира») или «Нур Махал» («свет дворца»). Бесконечная любовь Джахангира поставила его жену на одну ступень с его самыми преданными министрами и фактически он сделал ее своей соправительницей. Даже более того, клевреты тех времен утверждали, что последние годы своей жизни Джахангир и не правил вовсе, а все приказы шли из-за парды (буквально - женское покрывало, которое охраняет ее от посторонних взглядов), намекая на то, что правила на самом деле Нур Джахан и ее брат, которого она возвела в ранг визиря.

Любимая жена, которая удостоилась чести сидеть вместе с мужем на троне при приеме делегаций, в том числе и иностранных. Она имела право (и активно пользовалась им) издавать приказы и управлять собственными землями. Она же проводила совещания кабинета министров.

Она активно устраивает жизнь своей семьи и свою опору на будущее. Выдает дочь Ладли Бегам за младшего сына Джахангира Шахрияра. В будущем она будет способствовать ему в получении власти в обход старшего принца Хуррама (будущего императора Шах Джахана). Но и последний оказался с ней связанным. Именно она уговорила Джахангира женить Хуррама на своей племяннице Аржуманд Бану Бегам (будущей самой любимой его жене Мумтаз Махал, в честь которой собственно и будет построен Тадж Махал).

Она стала единственной императрицей Индостана, с именем которой чеканились монеты.

Нур Джахан явилась гениальнейшим архитектором и парковым дизайнером, разработавшим королевский парк Ачабал Сад (Achabal Garden ) в Кашмире. Это был поистине шедевр паркового искусства периода Империи Великих Моголов. Самыми знаменитыми достопримечательностями этого парка являются чистейшие родники и каскады водопадов.

Смерть Джахангира положила конец ее счастливой жизни и многим амбициозным планам. 16 лет любви окончились. Однако, как показало будущее, свою любовь к мужу она сохранила вплоть до своей смерти.

Несмотря на то, что Шах Джахан явно недолюбливал вдовствующую императрицу, которая к тому же и пыталась лишить его престола поддерживая своего затя, он сохранил к ней чувство глубокого уважения. Он удалил ее из Дели, дабы избежать ненужных интриг и заговоров. Но позволил поселиться в Лахоре, втором городе империи на тот момент. Вместе с ней переехала на постоянное местожительсво и ее дочь, овдовевшая к тому времени.

Этот период жизни Нур Джахан посвящает воспоминаниям. Пишет множество стихов и поэм под псевдонимом Макхфи. Из своих личных средств она организует постройку мавзолея Итимат уд-Даула в честь своего отца в Агре. Строит и свой мавзолей, Шахдара Баг в Лахоре, где найдет свой последний приют и она сама. Мавзолей располагается недалеко от гробница Джахангира, и по соседству с ним приютился и мавзолей ее брата Асаф Хана. На своей гробнице она наказала высечь эпитафию «На могиле этого бедного незнакомца не будет ни цветка розы, ни лампады. Не обожжет свое крыло бабочка и не споет свою песню соловей».


Говардхан. Шах Джахан на Павлиньем троне ок.1635 г. Миниатюра. Могольская школа. Музей Гарвардского Университета, Кембридж.

Шах-Джахан (Правитель мира, до 1628 г. именовавшийся принц Хуррам; 5 января 1592, Шахи-кила в Лахоре — 22 января 1666, Агра) — правитель империи Великих Моголов (1627—1658), обессмертивший своё имя постройкой Тадж-Махала.

Третий сын императора Джахангира и раджпутской царевны Манмати. В 1612 г. женился на племяннице Джахангировой супруги Нур-джахан, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие.


Мумтаз-Махал

Мумтаз-Махал (апрель 1593, Агра — 17 июня 1631) — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана. Данное имя своей невестке дал отец Шах-Джахана Джахангир во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение дворца». Её отец Абдул Хасан Асаф Хан был братом императрицы Нур Джахан, жены Джахангира. Арджуманад выдали замуж 10 мая 1612 года в возрасте 19 лет.

Свадьба поразила своим блеском царство и породила множество легенд. В центре свадебной процессии гарцевали принц Хуррам и Джахангир. За ними шествовал кортеж придворных, которые несли богатые, шитые золотом одежды. Каждый сантиметр одежды принца, которую расшивали шесть лет, был усыпан прекрасными самоцветами. За процессией шествовали акробаты и музыканты. Со слонов разбрасывали золотые монеты для нищих и детей.

Она стала третьей женой Шах-Джахана, родив ему 14 детей (8 сыновей и 6 дочерей). Придворный поэт донёс очарование её красоты в следующих строках: «Луна, касаясь её лица, стыдится. Ибо оно затмевает даже свет звёзд».

В 1622—1625 гг. принц Хуррам восстал против своего отца Джахангира, был разбит, но прощён отцом.

После смерти Джихангира, с октября 1627-го по февраль 1628 г., престол занимал его внук (сын Хусрау) Давар-Бахш. Но когда к столице приблизился Шах-Джахан, Давар-Бахш бежал в Персию. Чтобы исключить в дальнейшем всякие возмущения, Шах-Джахан велел "на всякий случай" перебить всех своих родных и двоюродных братьев.

Мумтаз, наконец, стала царицей Индии. Образование Мумтаз Махал сводилось к чтению Корана. Но, имея природный ум, она много работала и смогла стать ближайшей советницей мужа. Она прославилась своей благотворительностью, раздавая деньги и пищу бедным, привлекая внимание правителя к нуждам вдов и сирот. Её деятельность способствовала росту популярности власти. Во всех работах ей помогала Сати ун-Нисса - её ближайшая камеристка. Мумтаз завоевала сердце своего мужа и безраздельно владела им до конца его дней. Это была любовь необыкновенно романтическая и поэтическая. Джахан обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей почести, устраивал в ее честь пышные приемы и грандиозные праздники, без нее не начиналась ни одна сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз присутствовала на заседаниях государственного совета. Ее мнение почти никогда не оспаривалось.

При родах 14-го ребёнка в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, она скончалась. Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги Шах Джахан от горя поседел… И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка.

Царствование Шах-Джахана было отмечено выдающимися успехами в борьбе Великих Моголов с раджами Декана. В 1633 г. под власть моголов перешли остатки султаната низам-шахов. В 1636 г. во главе 50-тысячной армии Шах-Джахан двинулся против кутб-шахов Голконды и адил-шахов Биджапура. Ахмаднагар вошёл в состав его государства, а Голконда и Биджапур откупались богатой данью. Шах-Джахан оставил наместником в Декане своего третьего сына Аурангзеба и вернулся в столицу. Шах-Джахану удалось продвинуть границы государства и на северо-запад, где в 1638 г. моголы овладели персидской крепостью Кандагар. В 1646 г. силы Шах-Джахана достигли Бадахшана и Балха в современном Таджикистане. На вершине могущества, в 1648 г., Шах-Джахан перенёс свою столицу из Агры в Дели, где им был построен новый город Шахджаханабад.

Время его правления было отмечено грандиозным строительством во многих городах империи. Самыми замечательными сооружениями этой эпохи стали мавзолей Тадж-Махал в Агре, Красный Форт, мечети Джами Масджид и Моти Масджид в Дели.

К концу правления Шах-Джахана моголы стали терпеть поражения в борьбе с Сефевидами. В 1647 г. Балх пришлось оставить, и попытки вернуть его в 1649, 1652 и 1653 не увенчались успехом. Кандагар вернулся к персам в 1649 г. В 1658 слух о смерти Шах-Джахана привёл к междоусобной войне между его сыновьями, в результате которой он был свергнут сыном Аурангзебом, заточён в собственных покоях (согласно легенде — в сокровищнице), где и умер в 1666 году. По легенде он мог видеть из места своего заточения Тадж-Махал.

Место легендарного заточения Шах-Джахана

Однако на самом деле он был заточен в Красном Форте в Агре.

Красный форт в Агре

Не нуждается в представлениях...

Об этом памятнике, который давно стал символом Индии, великий индийский писатель и поэт Рабиндранат Тагор сказал: «Пусть эта единственная слеза - Тадж-Махал - вечно скользит, сверкая по щеке рая. Творец! Ты смог очаровать время волшебством красоты и сплести гирлянду, которая облекла в бессмертную форму бесформенную смерть...»

) - в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана .

Биография

Она была дочерью известного сановника падишаха Джахангира визиря Абдул Хасана Асаф-хана . Имя Мумтаз-Махал своей невестке дал отец Шах-Джахана Джахангир во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение дворца».

Дети Мумтаз-Махал

  1. Хуралнисса Бегам (1613-1616)
  2. Джаханара Бегам (1614-1681)
  3. Падшахзаде Дара Шикох (1615-1659)
  4. Шахзаде Мухаммад Султан Шах Шуджа Бахадур (1616-1660)
  5. Рошанара Бегам (1617-1671)
  6. Падишах Мухйи уд-Дин Мухаммад Аурангзеб (1618-1707)
  7. Шахзаде Султан Умид Бахш (1619-1622)
  8. Сурайя Бану Бегам (1621-1628)
  9. Шахзаде Сын (1622)
  10. Шахзаде Султан Мурад Бахш (1624-1661)
  11. Шахзаде Султан Луфталла (1626-1628)
  12. Шахзаде Султан Даулат Афза (1628 - 1629)
  13. Хуснара Бегам (1630)
  14. Гаухара Бегам (1631-1707)

Напишите отзыв о статье "Мумтаз-Махал"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мумтаз-Махал

* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...

10 июля 2018, в 15:02

Моголы завоевали Индию еще в XVI столетии и перенесли столицу из Дели в Агру. Шах-Джахан, потомок Чингисхана, был выдающимся полководцем, предводителем Великих Моголов. Он был третьим сыном императора Джахангира, правил в Индии в первой половине XVII века. В 1612 году, будучи еще принцем, он взял себе третью жену — девятнадцатилетнюю Арджуманад Бану Бегам, племянницу любимой супруги императора, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие.

После смерти Джахангира наследник провозгласил себя в Агре императором, приняв тронное имя Шах-Джахан.

У Шах-Джахана, как и положено высокому правителю в Индии, был огромный гарем. Но любимой женой его была Арджуманад. Еще во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана Джахангир дал ей имя Мумтаз Махал, что означает «Украшение дворца». Шах так сильно любил свою избранницу, что не мог расстаться с ней ни на час. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. В 25 лет Мумтаз Махал родила третьего сына — Аурангзеба, — который стал впоследствии великим правителем.

Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14 ребенка. Произошло это во время возвращения из удачного военного похода на Декан, в лагере, разбитом под Бурханпуром. Ей было 38 лет, шаху — 39. Шах-Джахан был настолько охвачен горем, что едва не покончил жизнь самоубийством. Перед смертью она просила мужа никогда больше не жениться и построить в ее память мавзолей.

Остаток жизни шах посвятит грандиозному проекту, который был бы достойным по красоте его любимой жены, а по величию — силы его чувств. Мавзолей назвали Тадж-Махал. На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Из-за жары (Агра — самый жаркий город в Индии), пар, исходящий от земли создает иллюзию, что дворец парит над землей, как душа прекрасной Мумтаз.

Дворец стал не только символом любви, но и свидетельством необузданных амбиций монарха. По задумке Шах-Джахана напротив Тадж-Махала, на другом берегу реки, должен был стоять построенный из черного мрамора его собственный мавзолей. Влюбленных соединял бы черно-белый ажурный Мост вздохов — символ вечной, нетленной, неподвластной времени любви. Индия была разорена войнами и расточительным проектом, второй такой казался безрассудством, народ стал роптать. Мавзолей был делом жизни императора — он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал Аурангзеб, третий сын Шах-Джахана и Мумтаз Махал, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик. Он расправился с братьями и в 1658 году захватил власть. Потом он разогнал зодчих и камнерезов, а отца заточил в собственных покоях — угловой башне крепости. Бывшему императору оставили нескольких слуг и серебряное зеркало, в котором он ловил отражение минаретов Тадж-Махала: через много лет заточения старик наполовину ослеп и почти ничего не видел вдали. Он умер в 1666 году в возрасте 74 лет.

Прах императора по воле Аурангзеба был перенесен в Тадж-Махал ночью и захоронен без почестей.

Аурангзеб создал мощную, внушавшую ужас соседям державу: его слово было законом, ему повиновались сотни тысяч свирепых конников, по его приказу с лица земли исчезали целые города, при нем государство достигло наибольшей протяженности и могущества. Смерть почти 90-летнего Аурангзеба привела к междоусобию его сыновей и внуков и распаду государства. Сейчас его не помнит никто. Память о его матери, воплощенная отцом в прекрасный мавзолей, пережила века и восхищает народы мира.

История великой любви: Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Каждый год Тадж-Махал в Индии посещает около пяти миллионов туристов. Создание величайшего сооружения на Земле связано с именем Шах-Джахана, внука великого могола Акбара.

Имя Шах-Джахан, которое означает «правитель мира», дал любимому своему сыну Хурраму его отец. Еще в юном возрасте мальчик был помолвлен с Мумтаз-Махал, но так совпало, что они полюбили друг друга. И их любовь прошла испытание вечностью…

У Шах-Джахана был большой гарем, но для него не существовало других женщин, кроме Мумтаз-Махал. Да, у него были дети и от других жен, но его чувства к этим женщинам не шли ни в какое сравнение с его большой любовью к «избраннице дворца» - именно так переводится имя Мумтаз-Махал. Тот факт, что они были очень близки, зафиксирован во всех дворцовых хрониках, что необычно для восточного мира. Ведь у мусульман проповедуется разная любовь: любовь к Богу, к повелителю, к стране, - но не романтическая.

Счастье влюбленных длилось недолго. В одной из отдаленных провинций вспыхнуло восстание, и Шах-Джахан отправился его подавлять. Во всех походах Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа. Но этот поход давался ей очень трудно - она была беременна. Роды проходили очень тяжело, и 17 июня 1631 года после рождения своего четырнадцатого ребенка она скончалась.

Горе Шах-Джахана невозможно описать словами. Он не выходил из своих покоев 8 дней, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. За это время он очень постарел и поседел.

История создания Тадж-Махала


По легенде, незадолго до смерти Мумтаз-Махал попросила мужа построить самый красивый мавзолей в мире. Это было единственным, что теперь мог сделать Шах-Джахан для своей любимой…

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году через шесть месяцев после смерти Мумтаз-Махал и продлилось двенадцать лет. На этот проект ушли огромные средства. Тадж-Махал - самое дорогое из когда-либо построенных сооружений. На строительство было потрачено около 32 миллионов рупий, что в настоящее время сопоставимо с миллиардами евро. Для облицовки здания использовался самый чистый мрамор в мире, который добывали в провинции Раджастан. Шах-Джахан запретил использовать этот мрамор на других стройках индийской империи.

Из-за строительства в стране начался голод: часть зерна, которая предназначалась провинциям, была отправлена на стройку, чтобы обеспечить питанием рабочих.

Строительство Тадж-Махала завершилось в 1643 году. После этого правление Шах-Джахана продолжалось еще довольно долго - до 1658 года. Но его нельзя было назвать успешным. Империя оказалась в очень тяжелой экономической ситуации. Сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал лишил отца власти. Остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте, из окна которого он постоянно смотрел на усыпальницу женщины, ставшей любовью всей его жизни… Похоронен великий правитель моголов рядом со своей любимой женой.

Секреты строительства Тадж-Махала

Тадж-Махал поражает своей красотой вот уже более трехсот лет. Его по праву можно назвать одним из самых грандиозных сооружений за всю историю человечества. Идеи и решения, которые были использованы при его строительстве, просто поражают воображение! Особенно если учесть, что Тадж-Махалу уже несколько веков. Но он идеален по своей красоте и точности. Где же находится Тадж-Махал и почему его стоит посетить?

  • Тадж-Махал находится в городе Агра (примерно 250 км от Дели) на берегу реки Джамна. Это место не было самым удобным для строительства такого сооружения: грунт неустойчивый из-за близости воды. Поэтому была использована уникальная технология, которой пользуются и сейчас только в несколько измененном виде (например, использование свай при строительстве небоскребов в ОАЭ).

Рабочие выкопали глубокие колодцы, которые проходили через слой грунтовых вод. Эти колодцы заполнили камнями и известковым раствором. На этом фундаменте воздвигли каменные колонны, связанные друг с другом арками. На эту конструкцию была помещена фундаментная плита здания.

  • При проектировании Тадж-Махала были использованы некоторые оптические иллюзии. Чтобы попасть на территорию Тадж-Махала, нужно пройти арку входных ворот, через которую посетитель первый раз видит здание. По мере приближения к арке кажется, что Тадж-Махал удаляется. И наоборот, когда посетитель уходит, то видит через арку, как будто сооружение приближается. Тем самым создается эффект, что человек уносит Тадж-Махал с собой.
  • Кажется, что удивительно красивые минареты Тадж-Махала расположены строго вертикально. Но и здесь не обошлось без оптического трюка! На самом деле они слегка отклонены в стороны от здания. Если бы они стояли строго вертикально, то казалось бы, что они склоняются к мавзолею. Но в выбранном наклоне скрыто и еще одно преимущество. При землетрясении минареты обрушились бы в стороны от Тадж-Махала, не задев его.
  • Тадж-Махал сочетает в себе лучшие элементы мемориалов, построенных ранее представителями династии моголов: минареты, купол, четыре угловые башни и четыре портала.
  • Гробница, которая находится под главным куполом Тадж-Махала - это не настоящее место захоронения Мумтаз-Махал. Настоящая ее гробница расположена в секретном мраморном зале под мавзолеем. Это было сделано для того, чтобы покой «избранницы дворца» никто не потревожил. В Коране сказано, что нельзя нарушать покой умершего.

Пьетра дура

Отделка внутри Тадж-Махала выполнена по технике Пьетра дура, которая попала в Индию из Италии. Удивительные каменные цветы из самоцветов украшают стены залов и другие элементы здания. Поэтому Тадж-Махал внутри похож на шкатулку для драгоценностей.

В настоящее время в индийских мастерских можно увидеть это искусство резки по камню. А технология за последние несколько веков совершенно не изменилась.

Религиозный символизм Тадж-Махала

Тадж-Махал изображает земную и загробную жизнь в соответствии с представлениями ислама. Весь комплекс делится на 2 части. Земная часть состоит из базаров и караван-сараев, а загробная - из райского сада и мавзолея. Пруд и входные ворота, расположенные между этими двумя частями, символизируют переход из одного мира в другой.

Также очень символично цветовое оформление Тадж-Махала. Строения земной части выполнены из красного песчаника. Белый цвет используется только для мавзолея и символизирует духовность и веру.

В мавзолее находятся восемь залов, которые символизируют описанные в Коране восемь ворот рая и один центральный - в нем расположена гробница Мумтаз-Махал.

Что нужно знать туристам

Весь комплекс обнесен надежной стеной, а на входе производится тщательная проверка посетителей на наличие запрещенных вещей: еды, зажигалок, сигарет, жевательной резинки, мобильных телефонов. Так что лучше оставить их в гостинице.

Фото: Википедия,Muhammad Mahdi Karim, Vetra,