История кадетских корпусов. Кадетство: как это было в России

Кадет происходит от французского слова (CADET - МЛАДШИЙ) - это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.


История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что « Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе». Петр понимал, что новая Россия крайне нуждается в хорошо и всесторонне образованных людях. В число учащихся школы предписывалось « избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные -13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно различался - от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр.

В России термин «кадет» стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны. 29 июня 1731 года ею был подписан указ о создании Шляхетского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Тем самым закладывались основы двойного назначения корпусов: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников.

В последующей истории своего существования вплоть до октября 1917 года и далее до расформирования, в 1956г., последнего, пребывающего в эмиграции российского кадетского корпуса данные учреждения не обязывали своих выпускников исключительно к военной карьере. « В военные училища направляются только те кадеты - выпускники, кто способен к военной службе» - гласило Положение о кадетских корпусах 1886 года.

Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.

Священным праздником всех кадетов является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной «Кадетский корпус», который был учрежден приказом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский -Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

К моменту революции 1917 года в России насчитывалось 29 корпусов. В 1920 году вместе с частями Русской армии, эвакуированной бароном Врангелем, они попали на чужбину. Не предаваясь отчаянию, не унывая и не жалуясь, кадеты прошли через муки эмигрантской жизни, сохраняя и продолжая традиции своего воспитания и образования.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразов которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров - воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. - еще 6, потом еще и еще. В них принимали « детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России. Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ.
- кадетская школа
- кадетская школа-интернат
- кадетский корпус
- в некоторых обычных школах появились кадетские классы.

Получение образования в кадетском учреждении любого типа дает возможность для мальчиков в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех. Ведь помимо серьезного и глубокого изучения предметов обязательной школьной программы подростки изучают историю военного искусства, занимаются бальными танцами, осваивают приемы рукопашного боя, проходят обязательную военную подготовку.

Формировать и развивать у учащихся верности гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению выбранной профессией;
- Организовать и проводить профессиональную начальную подготовку учащихся по профилю деятельности Государственной системы пограничного контроля;
- Формировать и развивать у учащихся специальных знаний и навыков, морально - психологических способностей, физической подготовленности и др. качеств личности при профессиональной деятельности в качестве работника пограничного контроля;
- Поднять общую культуру, воспитать высокие моральные, деловые и организаторские качества, физическую выносливость;
- Подготовить кадетов для дальнейшего поступления в один из выбранных ими ВВУЗов силовых структур: МО РФ; ФСБ РФ; МВД РФ; МЧС РФ.

Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование. На протяжении более 250-летней истории кадет воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. История кадет в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются основы гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (урока мужества) «История развития кадетского движения» для обучающихся 5−9-х классов.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Материал для учителя [PDF ] [DOCX ]

Задания для обучающихся [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование у обучающихся патриотизма, ценностного отношения к событиям отечественной истории, готовности защищать Родину.

Задачи:

  • развитие умения анализировать информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • воспитание у обучающихся патриотизма на примере героизма сверстников, проявленного в годы Великой Отечественной войны;
  • формирование у обучающихся положительного отношения к традициям служения своей Родине;
  • расширение знаний в области истории Отечества.

Задание. Посмотрите видеофрагмент .

Вопросы:

Что объединяет этот видеофрагмент и фотографии на слайде?

О чём, как вы думаете, пойдёт речь на классном часе? Сформулируйте тему. Аргументируйте свой ответ.

Вопросы:

Как вы думаете, что означает слово «кадет»?

Почему возникла необходимость обучать военному делу детей с малых лет?

Кадеты (от франц.cadet − младший):

1) в феодальной Франции и Пруссии – молодые дворяне и дети феодальной знати, зачисленные на военную службу в солдатских чинах до производства их в офицеры;

2) в XVIII – начале XX века воспитанники кадетских корпусов в России и некоторых других странах, а в 80-х годах ХХ века − курсанты военно-учебных заведений в армиях США и Франции;

3) в Австро-Венгрии до 1914 года − воинское звание, соответствовавшее подпрапорщику в Русской армии.

Прообразом кадетских корпусов в России можно считать основанную в 1701 году Петром I «Школу математических и навигацких наук» («Навигацкая школа»), в которой обучалось 5000 детей дворянского сословия от 12 до 17 лет.

Вопросы:

Какое предназначение было у Навигацкой школы, основанной в 1701 году Петром I?

Для чего обучали детей военному делу? Аргументируйте свой ответ.

В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов» говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надёжное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным...»

Задание. Предположите, каким наукам обучались кадеты. Обоснуйте свой ответ.

«…Чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремёслам».

Александр II проводит реформы, оказавшие значительное влияние на изменение положения страны. Было отменено крепостное право, проведены судебная и земская реформы.

Задание.
При Александре III ускорился процесс создания кадетских корпусов. Что, на ваш взгляд, послужило этому причиной?

Создание многочисленных кадетских корпусов объяснялось не только необходимостью дать военную подготовку будущим офицерам, но также стремлением заложить в будущих слуг Отечества соответствующий моральный дух. На данное решение в первую очередь повлияло то обстоятельство, что с конца XIX века крупные европейские страны Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия начинают подготовку к новой войне, и возникает необходимость усилить подготовку мобилизационного и кадрового резерва Российской армии.

Рабочий лист 1.

Задание. Прочитайте текст. Назовите особенности кадетского образования в ХIX – начале XX века.

С момента учреждения императрицей Анной Иоанновной и до закрытия в 1922 году последнего кадетского корпуса в общей сложности существовало около 50 кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. Воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни.

Вопрос: Какими военными подвигами знамениты изображённые на слайде военачальники?

Рабочий лист 2.

Задание. Используя информацию о выдающихся выпускниках кадетских корпусов в таблице 1, заполните таблицу 2, указав цифрами высказывания о выдающихся выпускниках кадетских корпусов и буквами − их род деятельности.
Какие общие качества характеризуют известных выпускников кадетских корпусов?

Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплочённые между собой образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине.

В годы Великой Отечественной войны для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, были созданы суворовские и нахимовские училища.

Вопрос:
Как вы думаете, почему возникла необходимость создания суворовских и нахимовских училищ в годы Великой Отечественной войны?

Контингент воспитанников первого набора суворовских училищ 1943−1944 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбёжки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. В училища направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.

Рабочий лист 3.

Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Почему начинающие кадеты уже имели боевые награды?» Оцените нравственные поступки кадет. Какие трудности легли на их юные плечи?

Возрождение кадетского движения в современной России началось в 1992 году. Многие родители предпочитали, чтобы их дети обучались в кадетских образовательных учреждениях, не только расширяя свой кругозор, но и вместе с качественным образованием получая в них кадетское воспитание. Сама атмосфера этих учебных заведений с атрибутикой кадетского движения, опорой на его историческое прошлое и педагогами-энтузиастами прививает чувство патриотизма, товарищества, чести и справедливости, стремление к служению Отечеству.

По инициативе Департамента образования города Москвы с 1 сентября 2014 года стартовал проект «Кадетский класс в московской школе». В общеобразовательных организациях были открыты 72 кадетских класса. В 2016−2017 учебном году количество школ-участниц проекта достигло 116.

Вопрос:

Как вы думаете, почему школьники хотят учиться в кадетских классах?

Задание.

Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы:

Чем отличаются обучающиеся кадетских классов от своих сверстников?

Хотите ли вы быть кадетом (или нравится ли вам учиться в кадетском классе?)

Выпускники кадетских корпусов, как и прежде, отличаются высоким уровнем образованности, а также целеустремленностью, ответственностью, чувством подлинного товарищества, стремлением к служению Отечеству.

История обучения юношей одновременно общим знаниям и основам военных наук началась с Петра Первого , создавшего бомбардирскую (артиллерийскую) школу при Преображенском полку. В нее на обучение принимались юноши, которые с младых лет намеревались посвятить себя военному делу. Одновременно с чтением и счетом отроки осваивали и азы артиллерийского дела.

Идея подобного обучения получила развитие в кадетских корпусах, в одном из которых - шляхетском кадетском корпусе - постигал науки без отрыва от солдатской службы в Семеновском полку и сам Александр Васильевич Суворов .

Кадетские корпуса в царской России были призваны решать две задачи - оказание помощи в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отличившихся при защите Отечества или на службе ему; обеспечение должного образования и воспитания юношам, предназначенным к воинской службе в офицерском звании.

Русские кадеты просуществовали до 1917 года и ушли в прошлое вместе с революцией.

К дореволюционному опыту решено было вернуться в разгар Великой Отечественной войны, когда громыхали последние залпы переломной Курской битвы.

Государство задумалось о будущем - об устройстве судеб детей солдат и офицеров, павших смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной, а также о воспитании нового поколения кадровых военных, которым предстояло стоять на страже рубежей Родины в ближайшие десятилетия.

Училища создали за два месяца

Кстати говоря, кое-какой опыт на сей счет в Советском Союзе уже существовал. В 1937-1940 годах в системе Наркомпроса были созданы артиллерийские спецшколы, спецшколы ВМФ и и ВМС. Их задачей была подготовка юношей, выбравших воинскую стезю, к поступлению в военные училища. Подобные спецшколы в СССР просуществовали до 1955 года.

21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали НКО сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) «типа старых кадетских корпусов». «Старорежимное» слово «кадеты» заменили на «суворовцы» - сам русский полководец к тому времени уже был признан Советской властью «правильным героем», и в честь него был даже учрежден орден Суворова.

Срок для организации училищ был дан предельно жесткий, но типичный для того времени - два месяца с 1 октября по 1 декабря 1943 года. К началу зимы первый набор суворовцев должен был приступить к занятиям.

За отведенное время предстояло не только найти помещения для училищ и собрать преподавательский состав, но и разработать все документы и учебные планы, а также придумать и пошить форму для новоиспеченных суворовцев.

Возвращение за парты

Девять училищ в первый год должны были набрать по 500 воспитанников, которым в течение семи лет предстояло постигать науки в условиях закрытого пансиона.

Предполагалось, что на обучение в суворовские училища будут принимать с 10 лет, однако в самый первый набор брали сразу четыре возраста - мальчиков с 10 до 13 лет. Одновременно при училищах появились приготовительные классы для младших ребят в возрасте от 8 до 10 лет.

В 1943 году были открыты девять суворовских училищ - Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское. Одновременно появились два суворовских училища для детей пограничников - Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков были основаны Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Таким образом, наследники появились не только у царских кадетов, но и у гардемаринов.

Трудности у суворовцев первого набора были серьезные - приходилось не только все начинать с нуля в плане быта, но и вспоминать азы школьной программы. Многие старшие ребята за годы войны пропустили то, что должны были освоить за школьной партой, и теперь надо было наверстывать упущенное.

Воспитанники с поля боя

В первые наборы суворовских училищ попадали не просто мальчишки, потерявшие родителей, но и «сыновья полка», сами успевшие повоевать с гитлеровцами.

Первым воспитанником Харьковского суворовского училища стал Костя Кравчук , награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии. 12-летний партизан Сережа Николаев ко времени зачисления в списки суворовцев имел на своем счету взорванную вражескую машину и 25 убитых гитлеровцев. В Калининское суворовское училище поступил Володя Хивзер , награжденный за 13 выходов на разведку в тыл противника.

Когда в 1944 году, согласно постановлению правительства, было открыто еще шесть суворовских училищ: Горьковское, Казанское, Куйбышевское, Саратовское, Тамбовское и Тульское, в них тоже поступали ребята, несмотря на свой юный возраст успевшие отличиться на фронтах Великой Отечественной.

В набор 1945 года Курского суворовского училища был принят сын полка 70-й стрелковой дивизии Иван Сергиенко . В училище он приехал с рекомендательным письмом от маршала Жукова . Впрочем, это было излишним - на груди у Вани сияли орден Славы III степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".

Ваня Сергиенко на фронте повстречался с писателем Валентином Катаевым . Их беседа и история Вани легла в основу знаменитой повести «Сын полка». Сам Иван Петрович Сергиенко, успешно закончив суворовское училище, сделал военную карьеру, завершив службу в звании полковника.

Космонавтов и генералов обидел Сердюков

С самых первых наборов в суворовские училища был очень серьезный конкурс. Так, в 1944 году во все суворовские училища было набрано 3000 воспитанников при 60000 кандидатов.

Высокий престиж обучения в суворовских училищах сохранялся и в послевоенные годы. Из рядов суворовцев вышло немало прославленных военных, летчиков, космонавтов, политических деятелей. Среди них дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Джанибеков , на счету которого пять космических полетов, генерал-полковник Борис Громов , бывший командующий воевавшей в Афганистане 40-й армией и экс-губернатор Московской области, известный писатель, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Юрий Власов , и многие-многие другие.

В послевоенные году суворовские училища пережили немало слияний и реорганизаций. Так, вместо семилетнего вводилось трехлетнее, а потом и двухлетнее обучение, часть училищ переводились в статус школ-интернатов.

Очень серьезный удар по суворовцам был нанесен в период руководства Минобороны России . Министр фактически выхолостил из курса обучения в суворовских училищах военную составляющую, а главное - отменил традицию участия суворовцев в парадах на Красной площади. А ведь эта традиция велась с исторического Парада Победы 1945 года. И лишь с приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу суворовцы были возвращены в парадные расчеты.

У суворовцев собственная гордость

В настоящее время в России продолжают работать девять суворовских училищ, два из которых находятся в Москве - это Московское суворовское военное училище и уникальное Московское военно-музыкальное училище, где готовят юных виртуозов военной музыки. Кроме того, в России действуют Екатеринбургское, Казанское, Санкт-Петербургское, Северо-Кавказское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское суворовские военные училища. Еще два училища продолжают работать за пределами России - это основанное в 1953 году и отмечающее свое 60-летие Минское суворовское училище, а также Киевское суворовское училище, ныне носящее название Киевский военный лицей имени Ивана Богуна .

Кроме того, в системе МВД России ныне существует шесть суворовских училищ - Новочеркасское, Санкт-Петербургское, Грозненское, Астраханское, Елабужское и Читинское. Все они были основаны уже период новой России.

Любопытный факт - среди дореволюционных кадетов тоже были свои «суворовцы». Такое прозвище носили воспитанники Суворовского кадетского корпуса в Варшаве. Объединение выпускников Суворовского кадетского корпуса просуществовало в эмиграции до 1970-х годов, выпуская свой журнал под названием «Суворовцы».

В постсоветский период в России было открыто немало военных училищ для юношей, однако их, возвращаясь к традициям царского периода, стали называть «кадетскими корпусами». Но у настоящих суворовцев своя гордость, недаром поговорка воспитанников этих училищ гласит: «Каждый суворовец может назваться кадетом, но ни один кадет назваться суворовцем не может».

28 февраля Россия отмечает 280 лет со дня открытия первого кадетского корпуса. Этимология слова кадет уходит своими корнями в наречие коренных гасконцев. Латинское «капителлиум», означающее дословно «маленький капитан», было преобразовано в «капдет», а в русском языке уже звучало в своем современном выражении.

Первые кадетские корпуса появились в Пруссии. Утвердил создание школы для военной службы дворянских детей великий курфюрст в 1653 году. Затем последовало распространение такого рода учебных заведений по всей Европе. В 1716 была учреждена кадетская рота, во главе которой встал четырехлетний Фридрих, прозванный впоследствии Великим. Монарх особое внимание уделял военному образованию наследника и, как известно из , не зря. До появления кадетских корпусов в России дворянские дети проходили службу в гвардейских полках Преображенском и Семеновском, и лишь затем поступали в ряды армии. Дворяне обучались также в созданных в петровские времена школах математических, навигационных и инженерных наук. Для солдатских детей были созданы гарнизонные учебные заведения.

В Россию идею формирования кадетского корпуса принес могущественный немец Миних. Настаивал на его учреждении и уважаемый императрицей Павел Ягужинский. В конце февраля по новому стилю 1732 года Миних предложил Анне Иоанновне проект новой школы для дворянских сыновей, аргументируя необходимость такого учреждения объективной потребностью времени. Все ученики должны были носить военную форму, а также соблюдать строжайшую дисциплину и прилежно учиться. Директором Корпуса кадет был назначен генерал-майор Григорьев. В основу проекта было положено устройство прусских кадетских учреждений.

Елизавета Петровна издала указ о создании Морского кадетского корпуса с целью вернуть былое могущество петровского . Екатерина Великая организовала второй корпус имени Петра Великого, а также первый Московский кадетский корпус. Более пятидесяти различных учреждений для кадетов было открыто за ушедшие 280 лет. В каждом из них разрабатывался свой устав, индивидуальная форма и образовательная программа. Ученики могли после окончания не только получить высокое офицерское звание, но и принимались без испытаний в высшие учебные заведения. Выпускники причислялись к элитарной молодежи и формировали активную интеллигентную прослойку в обществе страны. Множество талантливых писателей обучались в этих заведениях и нежностью вспоминали годы юности в своем творчестве.

В первое время управление кадетскими образовательными учреждениями осуществлялось единолично директором, от которого в большей степени зависела программа обучения, распорядок дня воспитанников, их ежедневные обязанности. Смена руководителя могла повлечь преобразование всего заведения и даже смену учебных дисциплин.

В 1734 году в первом кадетском корпусе, названном Шляхетским, учреждается должность обер-профессора, который отслеживал качество обучения и выявлял способности каждого из учеников с целью дальнейшей их рекомендации к той или иной должности. Структуру учебного заведения составляли две сотенные роты корпуса, к которым приписывались мальчики. В комнатах со скромной обстановкой проживало сразу по семь и в лучшем случае шесть кадетов, один из которых выступал за старшего и отвечал за порядок и дисциплину. С детьми постоянно находился офицер, дворянского происхождения, обученный грамоте и другим наукам. Кроме военных и гражданских наук, кадетам преподавались правила этикета. Преподаватели считали своей обязанностью искоренять пороки среди учеников и занимались их разносторонним развитием. Трижды в год проводились экзамены частного характера и один раз в присутствии императрицы или высоких чиновников. Длительность обучения составляла 5, а иногда 6 лет.

Становление образовательного процесса и определенных правил шла почти десять лет. Первое поколение кадетов имели различный возраст и, зачастую, не умели писать и читать. Многие из учеников не желали учиться. Одни напрямую отказывались посещать занятия, а другие прикидывались больными и симулировали месяцами. В результате императрица в 1737 году подписала распоряжение о том, что не усвоившие программу до 16 лет кадеты, должны направляться на службу в качестве матросов. Угроза быть зачисленными в один разряд с безродными и малообразованными матросами сделала свое дело, и подавляющее большинство учеников стали сдавать экзамены успешно. Интересно, что Александр 1 повелел зачислять в кадетские корпуса не только дворянских детей, но и членов императорской фамилии, в том числе и цесаревичей. Уже в период его царствования рассматриваемые учреждения зарекомендовали себя как элитные. Считалось, что образование полученное кадетом универсальное, разностороннее и очень глубокое.

1752 году Екатерина Великая императорским указом учредила Морской кадетский корпус. Строго говоря, решение о его создании принадлежало Петру 3, однако формирование было отложено в связи с дворцовым переворотом и пришествием к престолу пресвященной немки. Через десять лет Екатерина учреждает Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус на базе петровских дворянских школ. Образованная императрица утвердила и новый кадетский устав в 1766 году. В проекте нового документа вводились следующие изменения:
прием в кадетский корпус допускался для детей не старше шести лет;
кадет обязан был в течение 15 лет постоянно пребывать в стенах заведения, лишь изредка допускались краткосрочные свидания с родственниками;
в систему управления кроме единоначалия в лице директора, вводились также коллегиальные элементы в виде совета;
кадеты делились на три возрастные группы, каждая из которых проживала и обучалась раздельно.

Изменения оказали благотворное воздействие на качество образования, что и было подтверждено особым доверием к его уровню со стороны императорского двора. По достижению кадетами 14-ти лет их распределяли по двум направлениям: военное или гражданское. Выпускники, блестяще сдавшие экзамен, производились в звание поручика, остальные становились корнетами и прапорщиками. В случае если успеваемость кадета была на низком уровне, ему присваивалось звание унтер-офицера. В период просвещенного абсолютизма в России выявилось множество талантливых историков, исследователей и писателей, занимавших должность директоров кадетских корпусов. Среди них были такие славные имена как Мусин-Пушкин.

В 1792 году Шкловское благородное училище, основанное на средства дворянина Зорича для небогатых дворянских семей, было преобразовано в кадетский корпус. В 1806 году открывается корпус кадетов в Смоленске, который в 1824 был переведен в Москву и переименован в Московский.

Внес свою лепту в развитие рассматриваемых учебных заведений и Павел I. Еще в 1798 году по его распоряжению создается Военно-сиротский дом, в котором предполагается обучать дворянских детей из обедневших семей и солдатских сыновей. Воспитанников из разных слоев общества требовалось обучать раздельно. В 1829 император Александр распорядился преобразовать заведение в Павловский корпус кадетов, а в 1863 он прекратил свое существование. Переименования и преобразования продолжались. Павел привнес в атмосферу кадетов муштру и прусский взгляд на военную дисциплину, однако сразу после переворота политика в отношении кадетских корпусов переменилась. Александр оказался продолжателем идей своей великой бабки, и в его царствование число заведений для подготовки офицерского состава увеличилось с четырех до семнадцати. Среди выпускников кадетских корпусов были Румянцев-Задунайский, Меллисино, Милорадович, Сумароков, Каменский и еще целый ряд известных и славных личностей.

Элитарный характер носил Пажеский кадетский корпус, прибредший этот статус в 1804 года. Основание пансионата датируется 1742 годом. Экзамены у выпускников принимал сам император, а правом на зачисление пользовались дети и внуки полных генералов или кавалеров артиллерии. Был среди лучших кадетов Пажского корпуса декабрист Пестель.

В первой четверти девятнадцатого века создаются кадетские корпуса Финляндский, Калишский, а также Дворянский полк, впоследствии переименованный в Константиновский кадетский корпус.
В 1810 году с целью повысить социальный статус педагогов для них вводятся военные льготы. Преподавателям предоставлялись преимущества одного чина, и существенно поднималась заработная плата. В корпусах широко применялись телесные наказания, по большей части розги. Постепенно среди учеников складывается такое явление «как старые кадеты».
Разрозненность корпусов, гимназий и иных военный образовательных учреждений была ликвидирована в 1832 году. Александром I был создан Главный штаб, координировавший всю систему военного образования.

Новая реформа военного образования произошла при Николае I. Все ученые заведения были классифицированы на:
обычные кадетские корпуса;
Пажеский корпус;
корпус Морской и Артиллерийское и Инженерные училища.
Кроме того, были созданы еще семнадцать корпусов в различных точках страны, управление которыми осуществлялось из окружного центра. Всего по стране было создано три военно-учебных округа Московский, Западный и Петербургский. В 1841 году особое внимание обратили власти на быт и питание воспитанников. Было увеличено финансирование, а также пересмотрены нормы.

Внес свою лепту в развитие военного образования и Александр III. Его политика отличалась ужесточением в отношении условий жизни кадетов и была направлена на подготовку будущих офицеров к суровой армейской действительности. Уделялось внимание чистоплотности и дисциплине. Были вновь предприняты структурные преобразования системы, а назначение на должность преподавателей в корпусы стало строго отслеживаться. В качестве педагога кадетов мог работать только офицер, а все учебные военные заведение стали называться корпусами. Все кадетские корпуса считались средними учебными заведениями, и программа предусматривала лишь общеобразовательный уровень.

К переломному 1917 году Российская империя насчитывала сорок кадетских учреждений. Однако большевики в них увидели угрозу советской власти и в течение с 1917 по 1918 корпуса были ликвидированы. Лишь в военное время в 1943 году появились Нахимовские и Суворовские училища для подготовки нового офицерского состава с надежной идеологической установкой. Первый выпуск пришелся на середину 1950-го., а так как первых учеников брали по принципу сиротства, то необходимой стала разработка порядка приема в училища. С 1950 года в заведения начали зачисляться не только осиротевшие в годы войны мальчики, но и дети с 11 лет из полных семей. Для поступления ребенок должен был иметь четыре начальных класса образования и быть здоровым.

С 1960 года прошло новое реформирование, в результате которого возраст поступающих увеличился до 15-16 лет, а срок обучения сократился до 2 лет. Советская система военного образования дала блестящие результаты. Из числа выпускников за короткий промежуток времени 65 человек стали Героями СССР, России или Социалистического труда, больше 1000 получили звание генерала, выделилось огромное количество талантливых научных и инженерных работников, военных командиров и других заслуженных граждан страны.

Современная система кадетского образования разрозненна. Множество учебных заведений действует на основе самых различных документов, принадлежат к разным ведомствам. Кроме вновь появившихся, успешно действуют нахимовские и суворовские училища. Целью современного кадетского образования является формирование полноценной гармонично развитой личности, умеющей мыслить. Программа нацелена на выработку у кадета стремления служить своему Отечеству, а также развития в нем высоких моральных устоев и патриотических взглядов. На сегодняшний день в России насчитывается более 200 учреждений образования, именующих себя кадетскими.

Михаил Кутузов тоже когда-то был кадетом © wikimedia commons

«Кадры воспитывают с юности, как честь смолоду берегут», – именно этот принцип лег в основу появившейся в Российской империи в начале XVIII века системы кадетского воспитания. Позднее, в XX веке, в страшную Гражданскую войну, кадетов назовут знаменем и совестью русской армии.

Фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, летчик Петр Нестеров (первый в мире выполнивший «мертвую петлю»), знаменитый путешественник Николай Пржевальский, великие композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов – что объединяет этих и еще множество других наших выдающихся соотечественников? Все они в разное время были кадетами Российской Империи.

Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, что означает «маленький капитан» или «маленький глава». Ту роль, которую сыграли «маленькие капитаны» в истории России, переоценить сложно: конечно, не все из них стали профессиональными военными, но очень многие продвигали отечественное искусство, науку и культуру на благо Отечества. И очень многие выпускники кадетских корпусов навсегда вписаны в золотые страницы истории России.

«Учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание»

Кадетские корпуса, по сути, стали ответом на требования, которые выдвинуло новое время, время революционных преобразований Петра Великого. Вышедшему на новый виток развития государству жизненно необходимо было создать привилегированную касту военных, целые династии, уважающие традиции собственной страны, знающие ее историческое и культурное наследие и обладающие четкой гражданской патриотической позицией. Подобно тому, как еще при жизни царя-реформатора для детей духовенства были созданы специальные школы, для детей мещан и разночинцев – цифирные училища, для солдатских детей – гарнизонные школы, так же начали возникать и закрытые школы для дворянских детей.

Хабаровск. Кадетский корпус. © Фотобанк lori.ru

Еще в 1701 г. Петр I основал «Школу математических и навигацких наук», чуть позже возникли специальные инженерные и артиллерийские школы. Но образованных и хорошо подготовленных кадров для огромной армии все равно не хватало, и поэтому императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 года, живо отреагировала на предложение президента Военной коллегии графа Миниха и посла России в Берлине графа Ягужинского учредить в России кадетский корпус.

В основу проекта изначально были заложены уставы прусского и датского кадетских корпусов, и в 1731 г. в Санкт-Петербурге открылись классы, названные «Рыцарской академией». Но уже в том же 1731 году вышел указ императрицы об учреждении «Корпуса кадет шляхетских». В этом указе говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли».

К числу «пользительных Отечеству ремесел» Анна Иоанновна отнесла не только воинское дело, но и «науки разные: чтение и письмо, закон божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее».

17 февраля 1732 года состоялось открытие первого кадетского корпуса в России. В этот день в строю стояло уже 56 воспитанников, однако вскоре число кадетов было увеличено до 300; начали открываться и другие кадетские корпуса.

Мундир кадета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793) © wikimedia commons

Вместе с тем, не все шло ровно и гладко – и прежде всего потому, что в России на тот момент еще не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических наработок, элементарно – учебников. Книги, амуницию, математические приборы (в особенности – циркули) приходилось заказывать в Нарве, Ревеле и Риге. Не было и достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать воспитанников предметам, входящим в программу. Первых учителей вообще принимали на службу без тщательной проверки – лишь бы соискатель имел свое жилье неподалеку от корпуса.

Чем аристократичнее школа - там суровее порядки

С самого начала Кадетский корпус находился под самым пристальным вниманием первых лиц Российской империи. Правители страны, а также высший командный состав армии и видные государственные деятели регулярно посещали кадетов, вносили свои поправки в учебную программу, даже принимали экзамены. Так, Екатерина II стала «шефом корпуса», а со времен Александра I присутствие на летних лагерных сборах отпрысков царской династий вообще стало обычным делом.

При Николае I в корпусе обучались цесаревич Александр Николаевич, и его братья – великие князья Константин, Николай и Михаил Николаевич.

При Николае I в корпусе обучался цесаревич Александр Николаевич © wikimedia commons

Вместе с тем, в столь привилегированное учебное заведение могли попасть не только дети из знатных родовитых семейств, но и дети обычных штабс-офицеров. Преимуществами обладали мальчики из неимущих семей и те, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При всей своей закрытости и элитарности, эта школа не отличалась снобизмом, столь присущим современным «аристократичным» школам для маленьких нуворишей.

Сделать такие выводы можно, изучая правила корпуса:
– При поступлении с родителей брали подписку о том, что они добровольно отдают ребенка в заведение не менее чем на пятнадцать лет и «даже во временные отпуски брать не будут».
– Все кадеты проживали вместе на территории корпуса, под надзором со стороны воспитателей. Один капитан с поручиком всегда безотлучно находился с кадетами.
– В комнатах кадеты размещались по 6-7 человек, из которых один назначался старшим.

Кадеты 1-го кадетского корпуса эпохи наполеоновских войн © wikimedia commons

– В процессе учебы кадеты строго руководствовались расписанием занятий.
– Надзиратели обязаны были воспитывать в кадетах «учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками».
– Помимо основной учебы, кадетов обучали строевой подготовке, они участвовали в парадах, несли караульную службу; сдавали публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета.

Словом, обучение в корпусе никак нельзя было назвать простым и легким, а самих кадетов – «мальчиками-мажорами». Например, все они работали в токарных и столярных мастерских: считалось, что будущий офицер обязан уметь все. Внеклассные часы также были загружены до предела – кадеты занимались спортом, фехтованием, выездкой, танцами, иностранными языками, пением, музыкой, декламацией, участвовали в театральных постановках.

Воспитанники из горцев 1-го и 2-го Кадетских корпусов. 1855 год © wikimedia commons

Самое же главное внимание уделялось тому, чтобы привить будущему офицеру необходимые нравственные качества: так, в кадетских корпусах строго запрещались «дедовщина», вранье и ябедничество. Старшие кадеты обязаны были заботиться о младших, и помогать им в учебе. За леность и равнодушие отпрыск даже самого благородного рода мог быть запросто отчислен из школы. Прилежных же учеников поощряли походами в театр, на городские ярмарки, народные гуляния и «на пироги» в офицерские семьи.

Генерал-поручик Иван Иванович Бецкий, сподвижник Екатерины II, в написанном им новом уставе кадетского корпуса, кратко и емко описал цели и задачи такого воспитания:
а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды;
б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину;
в) взрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость.

Генерал-поручик Иван Бецкий – автор устава кадетского корпуса © wikimedia commons

Еще генерал-поручик сформулировал два правила, абсолютно необходимых с его с точки зрения, для воспитания «новых людей». Во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом возрасте, по его мнению, еще можно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье), и, во-вторых, безотлучное пребывание воспитанника в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей. Это опять же необходимо для изоляции «от вредного влияния со стороны старой породы».

«Шагнули из строя земного в строй небесный»

На протяжении двух с лишним веков воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, и с честью выполняли наказ Петра Великого «искать того, чтобы быть на море во время боя». С той же жертвенностью и преданностью своему долгу встретили они Октябрьский переворот 1917 года. На тот момент в России было открыто тридцать кадетских корпусов, а также юнкерские училища. И ни один кадетский корпус из тридцати, и ни одно юнкерское офицерское училище не изменило присяге.

Когда в Петербурге мимо кадетских корпусов в феврале 1917 года двигались демонстрации «освобожденного пролетариата», кадеты распахивали окна и пели у окон гимн старой России, рискуя быть растерзанными неуправляемой толпой. В Москве юнкера и кадеты с небольшим количеством офицеров захватили Кремль и мужественно защищали его. У них не было союзников, они были одиноки, и с гордостью обреченных защищали то, что было главным символом их убеждений.

Один из кадетов начала XX века © Фотобанк lori.ru

Юнкера и кадеты хлынули в Белую армию, и быстро стали ощутимой угрозой для большевиков. Современник тех трагических событий пишет: «Они говорили басом, чтобы казаться старше. Они изнемогали под тяжестью солдатской пехотной винтовки. Они совершали огромные, никакими уставами не предусмотренные переходы. Они тонули в реках, замерзали в снегах, безропотно голодали, переживали отчаяние безнадежности. Слово «кадет» стало самым ненавистным и самым яростным символом для революционеров».

В конце концов генерал Врангель, чтобы уберечь оставшихся в живых кадетов, создал в Крыму новый кадетский корпус и собрал туда со всех фронтов сражавшихся юношей. За парты вновь сели мальчики, но уже опаленные войной, – только Георгиевских кавалеров на этом курсе оказалось более сорока человек. После того как Белая армия потерпела поражение, эмигранты создали несколько кадетских корпусов в Сербии и во Франции. Это – единственный случай, когда военное учреждение одной страны существовало на территории другого государства. Кадетское движение за рубежом – еще одна страница нашей истории, которую нужно знать каждому.

Кадеты © Фотобанк lori.ru

Во времена СССР были открыты Суворовские и Нахимовские училища. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории отечественной армии и флота. Но возрождение кадетских корпусов с их уникальным опытом воспитанием гражданина и патриота стало возможным лишь после 1991 года.