История и этнология. Факты

Сейчас становиться понятно, что коловрат не является исконным символом обозначающий родноверие. Это так, те, кто копал в этом направлении согласятся со мной. Скажем так, коловрат сегодня это общепринятый, в среде родноверов, символ, который обозначает наше вероисповедание Но, давайте глубже изучать проблему. Вот что мы знаем о кловрате, если откинуть официальную трактовку? Знаем Евпатия Коловрата – общенационального героя. Есть фамилия Коловратовы, есть семантическое значение в словаре Даля. Подробнее давайте осветим наше заявление.

Евпатий Коловрат, если убрать подвиг и не рассматривать его фамилию как чисто родноверческую, обыкновенный христианин. И правда Коловрат в словаре Даля обозначает человека непостоянного, изменчивого, а этимология фамилии Коловратовы обозначает семантику близкое к слову «Сторож». Вроде бы сумбур, но нет. Не постоянство это черта солнца, и сторож ходит кругами, охраняя объект. Соответственно, можно предположить, что в более ранней традиции коловарт и обозначало солнце.

Да и по корневому принципу русского языка становиться понятно, что коло – это и есть солнце.

Но вот согласиться, что коловрат был восьми лучевым нельзя. Нет археологических данных. Их нет и даже ещё не подделано любителями подделок. Тогда встаёт закономерным вопрос, где впервые встречается коловрат в современном своём начертании? По отзывам сторожил родноверия можно судить, что некий Польский художник в 20-х годах 20 века нарисовал коловрат на надгробии.

Гравюра из старой книги, изображающая древние польские надгробия, где этот знак любовно именовался «słoneczko» – «солнышко». И видимо оттуда, первые московские общины перенесли его в конце девяностых к себе на логотип и так этот символ появился на просторах интернета. Сейчас он присутствует на десятках гербов общин и используется повсеместно в символике славянской родной веры. Осуждать не нужно за такой подход первых Московских общин к возрождению веры. Тут, как показывает анализ, не всё придумано. Поэтому можно смело сказать, что раньше был символ, обозначающий коловрат или минимум слово и даже фамилии, которые обозначали Солнце. Но скорее все, конечно, это была четырёхлучевая свастика под наклоном, но говорить это достоверно нельзя, так как слишком мало сведений.

Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория

Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

Подвиг Евпатия

Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы…

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

В нашумевшем фильме «Легенда о Коловрате» герой не очень-то соответствует разрозненным историческим источникам. Евпатий Коловрат происходил из Рязани, был боярином и настоящим героем.

Новый боевик «Легенда о Коловрате» Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого вызвал неоднозначную реакцию и у кинокритиков, и у зрителей. Хотя создатели картины не претендуют на соблюдение исторических канонов, характеризуя жанр «Легенды…» как фэнтези, их не преминули «уличить» в недостаточной фактурности главного героя и многочисленных неточностях. Впрочем, Евпатий Коловрат – фигура настолько загадочная, что даже у историков в отношении него больше вопросов, чем ответов. Так каким же был знаменитый русский герой, да и вообще – существовал ли он? Попробуем разобраться.

Боярин и воевода

Большинство историков считает, что, в отличие от многих героев эпоса, богатырь Евпатий Коловрат, скорее всего, существовал на самом деле. Об обладавшем недюжинной силой и невероятной смелостью жителе рязанского княжества с таким именем мы знаем из древних летописей, былин, «Повести о разорении Рязани Батыем » и других литературных произведений. Подвигами героя вдохновлялись разные поэты, включая Николая Языкова и Сергея Есенина .

Согласно преданиям, родился Евпатий в небольшом селе в Шиловской волости (на территории современного Шиловского района Рязанской области), предположительно – в самом начале XIII века (по одним данным в 1200 году, по другим – на 2-5 лет раньше). То есть на момент вторжения Батыя Коловрату, которого в фильме сыграл 27-летний Илья Малаков , было не менее 35 лет (а то и все 40)– он был далеко не юн и находился уже не в самом расцвете физической силы по меркам того времени. А вот кем он был, знатным боярином или воеводой, как утверждают разные источники, доподлинно не известно (вполне возможно, что одно не мешало другому).

Да и Коловрат – не факт, что фамилия, как решили многие после просмотра фильма. Как считают многие историки, это второе имя или прозвище. По отцу, как указывается в некоторых источниках, Евпатий был Львович , но в XIII веке фамилии на Руси только начинали появляться, причем даже многие знатные люди ходили «бесфамильными» еще пару-тройку веков.

Кстати: Первой экранизацией жизни и подвигов древнерусского героя стал «Сказ о Евпатии Коловрате», мультфильм, вышедший в 1985 году.


Хитрый партизан

По «Повести о разорении Рязани Батыем», монгольское вторжение 1237 года застало Евпатия Львовича в Чернигове – по одним источникам, там он узнал о падении Рязани, разорении рязанского княжества и смерти его предводителя Юрия Игоревича , после чего с дружиной, которую смог собрать, спешно выдвинулся на место. По другой версии, Коловрат узнал о вторжении, собрал дружину, рванул на помощь рязанцам – но опоздал.

Так или иначе, на месте города он увидел пепелище – и, собрав уцелевших воинов (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», их нашлось 1700 человек), двинулся в погоню за монголами. Русичи настигли многотысячную армию врага на суздальской земле – и тут Евпатий Коловрат с дружиной проявил недюжинную смекалку. Понимая, что силы не равны, они начали вести партизанскую войну. Настолько хитрую и успешную, что запаниковавшие воины Батыя даже решили, что имеют дело с мстящими им за убиенных лесными духами.

Последний бой

В январе 1238 года, тем не менее, отряду Коловрата пришлось вступить в открытую битву с войском Золотой Орды. В источниках встречается множество ее описаний, во всех них подчеркивается смелость и мужество Евпатия Львовича и его соратников. Предания рассказывают, что он порубил мечом десятки воинов. Среди них были главные богатыри монгольского княжества, включая ближайшего родственника Батыя – непобедимого Хостоврула , ранее вызвавшегося привезти хану плененного русского богатыря.

Именно благодаря этой битве и возникла слава Коловрата как могучего богатыря и человека огромной силы. «Евпатий рассек Хостоврула… до седла», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Но силы были неравны. На поле боя в итоге пал и Евпатий, и большинство его воинов. Согласно преданиям, ордынцы смогли одержать победу только после того, как пустили в ход камнеметные орудия. Закончилось все, как и положено легенде. Пораженный мужеством русичей Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями.

Согласно некоторым вариантам неоднократно дописывавшейся и переписывавшейся «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе, называется и дата – 11 января 1238 года.

Имя его неизвестно, подвиг бессмертен

Личность Коловрата волнует исследователей начиная с XVI века – с момента публикации «Повести…». Историки пытались выяснить более точную его биографию, уточнить возраст – но даже примерную дату рождения установить не удалось. Некоторые считают, что на самом деле звали его Ипатий , на Русь имя пришло из греческого и было очень распространенным, так как связано с почитаемым священномучеником, епископом Ипатием Гангрским .

Второе имя (или прозвище) вызывает еще больше вопросов. Некоторые считают, что это прямое «указание» на то, что древний герой был язычником (коловрат в языческой мифологии – символ Солнца).

В те времена на Руси были в ходу самострельные коловраты, зубчатые приспособления для взведения орудий-самострелов – может герой получил свое прозвище от них? Также есть версия, что Коловратом Евпатия Львовича прозвали за его умение вести бой одновременно двумя клинками, быстро поворачиваясь в разные стороны. И еще одна гипотеза – что он был стражником и стоял около ворот – около врат, отсюда и прозвище.

Высказывается также предположение, что Коловрат был скандинавом – осевшим на Рязанщине наемником из варягов, но летописцам было «выгодно» сделать его славянином.

Есть и версия о том, что на самом деле Евпатий Коловрат – образ собирательный, олицетворяющий силу духа русских воинов тех времен. Отсюда и большое количество нестыковок и гипербол в сказаниях о его подвигах. У многих, в частности, возникают сомнения, что монголы брали в тот поход катапульты, удивление историков вызывает и численность дружины Евпатия Львовича – если мужское население было мобилизовано, почти всех мужчин в Рязани и окрестностях захватчики убили (описания этого также сохранились), то откуда могло взяться почти 2000 мужиков, способных сражаться? Кстати, в фильме «Легенда о Коловрате» количество дружинников совсем иное, да и одеты что они, что монголы, мягко говоря, совсем не по моде того периода – но это далеко не единственные вольности, которые позволили себе создатели картины.

Так или иначе, но имя богатыря все равно навсегда вписано в историю. Отмечены подвиги Коловрата и памятниками. Один из них стоит в селе Шилово (по некоторым данным, именно там он родился), другой – в центре Рязани.


Был опубликован материал о неоязычниках и их стремлении исказить исторические данные (данные основанные на письменных источниках и подтвержденные современными научными деятелями). В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа — Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука.

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:

1. имени Евпатий нет в христианских святцах;

2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;

3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.

Евпатий Коловрат — памятник в Рязани

Коловра́т (также известен как «солнцеворот») - символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников.

По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года.

1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета.

2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.

Материал подготовлен по статье «Язык их — враг их» Максима Кузнецова (Pravoslavie.ru).

Что означает коловрат: знаменитый славянский символ, напоминающий свастику, каждый человек видел хоть один раз в жизни. Для того, чтобы этот сильный оберег действительно помогал и спасал от всех напастей, необходимо правильно с ним обращаться.

В статье:

Что означает коловрат

Это сильный оберег, который использовали древние славяне. На сегодняшний день такой символ становится все более распространенным. Использовался коловрат древними людьми для того, чтобы они могли обратиться к своему роду. Все славяне очень почитали своих предков и считали, что в единстве с ними и заложена самая большая сила.

Коловрат - это солярный оберег. Внешне его часто путают с фашистской свастикой. Но значение коловрата никак не пересекается с фашизмом . Этот символ раскрывает нам тайну хода солнца по небу, рассказывает о взаимодействии таких богов, как , Даждьбог, Перун.

Изображался знаменитый символ на различных предметах быта и одежде. Чаще всего рубахи снабжались вышивкой, с помощью которой изображался коловрат.

Коловрат - особенность символа

Название «коловрат» содержит древнее слово «коло» , что в переводе означает «круг ». Именно поэтому знаменитый символ изображён в виде колеса, которое имеет несколько спиц.

Это знаменитый символ постоянного вращения солнца, непрерывного движения, жизни, которая дается и забирается богами, необъятности и бесконечности космоса.

Древние считали, что именно благодаря бесконечному движению и вращению продолжается жизнь. В таком талисмане, как коловрат, заключены все четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух. Знак символизирует четыре времени года.

Именно эти настолько важные явления в жизни наших предков были запечатлены в коловрате.

Посолонь или противосолонь

Для нашего времени это довольно необычные слова. Но именно так наши предки называли движение по ходу солнца и против его пути. Попросту - по часовой стрелке или против нее.

Если лучи в коловрате были направлены по ходу солнца (по часовой стрелке), то это означало:

  • изобилие;
  • связь с высшими богами;
  • защиту от злых сил;
  • закономерность;
  • чистые мысли;
  • благие деяния.

Если лучи коловрата были направлены в обратную сторону (против часовой стрелки), то они символизировали:

  • потусторонний мир;
  • загробную жизнь;
  • развитые сверхъестественные способности;
  • ясновидение;
  • развитую интуицию.

Обычно именно коловрат с лучами, направленными против часовой стрелки, носили ведающие матери (ведьмы). Считалось, что если женщина носит такой оберег, то она надежно защищена от всякой напасти и обладает магическими способностями, которые позволяют ей защищать весь свой род. Существует несколько видов коловратов:

  • с 4-мя лучами – символ огненной стихии;
  • с 6-ю лучами – оберег имеет тесную связь с Перуном, и тот, кто носит этот талисман, находится под защитным покровом этого Бога;
  • с 8-ю лучами – символ, символизирующие единство всего сущего.

Восьмилучевой оберег

Особой магической силой наделяли наши предки коловрат, у которого было ровно 8 лучей. Такие талисманы обязательно носили волхвы, ведьмы и воины. Но почему именно восемь, помимо того, что восьмилучевой коловрат - это знак единства всего сущего, времен года и стихий, ему приписывают еще немало значений.

Например, наши предки были уверены, что такой талисман символизирует возрождение. Именно поэтому на каждом знамени, под которым войско язычников отправлялось на войну или в поход, обязательно был такой символ. Считалось, что войско, охраняемое коловратом, непобедимо. А даже если кто-либо и падет в бою, то будет возрождён.

Богом, который тесно связан именно с восьмилучевым коловратом - Сварог . Это божество, что, по старинным преданиям, сотворило весь мир. Именно Сварог созидатель, что своею рукою сотворил весь существующий мир и людей.

Восьмилучевой коловрат - символ не только Сварога, но и справедливости. И тот, кто носит его и почитает Бога, наделен мудростью, справедливостью и благоразумием.

Талисман с восемью лучами - священный символ бесконечности и Вселенной. Колесо Сварога - очень загадочная и сложная конструкция. Центр колеса находится на оси - Стожаре . Это самый настоящий центр Вселенной. Задача сварожьего круга - повернуться вокруг этой оси. Коловрат делает круг вокруг своего центра.

Что означает коловрат для современного человека

Современное значение оберега немногим отличается от того, что было ранее. Как и наши предки, мы верим в то, что коловрат - символ мироздания . Ведь все, что существует ныне, подчиняется солнцу.

Данный оберег способен наделить человека:

  • оптимизмом;
  • способностью получать наслаждение от жизни;
  • здоровьем;
  • силой духа.

Оберег защищает от сил тьмы, не дает пагубным мыслям завоевать сознание человека, оберегает от негативных программ. Вся солнечная энергия, сосредоточенная в талисмане, привлекает успех и богатство. Амулет стоит носить творческим натурам.

Татуировка коловрат

Но помните, оберегает коловрат лишь того, чьи помыслы чисты. Если будете желать другим зла, то действие оберега не почувствуете, так как он отказывается сотрудничать с теми, у кого злое сердце.

Среди увлекающихся славянской культурой и традициями наших давних предков крайне популярна тату коловрат. Большинство обладателей таких татуировок — мужчины, ведь считается, что нанесенный на тело символ увеличивает мужскую силу и дарит дополнительную жизненную энергию.

Обращаясь к мастеру за эскизом коловрата, не забывайте о том, что это все же магический символ, и вытатуированное его изображение будет оказывать влияние на вашу жизнь. В качестве тату коловрат означает приверженность славянской культуре, нацеленность на ее возрождение, силу солнца и защиту славянских богов.

Как сделать и носить талисман

Коловрат делется из любого материала, бывает вышито на одежде или нарисовано на бумаге - способ нанесения и размер не имеют значения.

Важно, чтобы был начерчен символ правильно. Линии не должны быть искривлены, иметь разную длину или быть нарисованы некорректно. В этом случае талисман сохранит свою магическую силу. Будьте бережны в обращении с коловратом. Только тогда получите божественную защиту.

Некоторые носят символ не снимая, подобно нательному кресту. В противном случае важно заранее подготовить место, где будет располагаться оберег доме. Подготовьте специальную шкатулку или мешочек, где будет лежать только этот оберег. С другими украшениями контактировать он не должен.

В сочетании с другими или артефактами коловрат подчиняет их энергетику себе, и поэтому допускается носить его с любым талисманом (бороться друг с другом они не будут).

Единственное условие: носить коловрат запрещается вместе с оберегами-символами христианства. Это талисманы, которые означают поклонение различным богам, исключают существование друг друга. Поэтому, прежде чем покупать талисман, определитесь с тем, какому божеству намерены поклоняться.

Носите коловрат как можно чаще. Если между владельцем и оберегом не будет сильной энергетической связи, то он не только не будет признавать в носителе хозяина, но и не станет защищать от различных напастей. Иногда, при неправильной носке, оно принимает хозяина за чужака, наносит урон.

Отнеситесь внимательно к выбору цепочки, на которой носят украшение. Желательно, чтобы она была выполнена из таких металлов, как:

  • латунь;
  • серебро;
  • золото.

Оберег из дерева носят на льняном или хлопковом шнуре. Избегайте ношения талисмана на шнуре из кожи. Негативная энергетика убитого животного может нейтрализовать силу оберега. В старину, чтобы избежать подобной коллизии, над животным производили специальный очищающий обряд.

Очищение и заговор талисмана

Только что приобретенный или изготовленный оберег нельзя сразу надевать на себя. Предварительно его нужно заговорить и очистить от посторонней энергетики.

Очищаются все обереги при помощи воды и огня. Изначально готовое изделие необходимо поместить в воду на несколько часов. Желательно окунуть коловрат в ручей, но если у нет такой возможности, то просто оставляют талисман под проточной водой.

Через несколько часов можно приступать к очищению с помощью огня. Для этого возьмите большую восковую свечу (не церковную) и подержите амулет над ней на протяжении нескольких минут. Это простой способ очищения в домашних условиях.

Наши предки считали, что лучший способ очистить и - трижды провести им над костром, что был разведен с использованием веток дерева, в которое попала молния.

Когда эта половина ритуала будет проведена, можно быть уверенным, что на обереге теперь нет никакой посторонней энергетики, и он чист, как белый лист бумаги. После этого следует передать коловрату собственную энергетику. Для этого возьмите его и сожмите в ладонях.

В зависимости от того, сколько лучей у талисмана (4, 6 или 8), обратитесь к тому божеству, что его символизирует (Даждьбог, Перун, Сварог). Попросите божество накрыть защитным покровом, оберегать от неприятностей и завистников, даровать здоровье и удачу.

Насколько сильным будет талисман, зависит только от того, насколько тщательно будут соблюдаться условие:

Помните, регулярно (раз в пол года) следует проводить обряд очищения. Ведь за это время на артефакте накапливается больше количество негативной информации, и без очистки талисман утратит защитные функции.

Как определить, что талисман использовать больше нельзя

Каждый магический атрибут имеет свой «срок годности », и нельзя использовать его более, чем нужно. Обычно такие амулеты не служат человеку на протяжении всей его жизни. Время от времени оберег нужно очищать. Обычно это делается раз в месяц, на убывающей луне или в полнолуние.

Сначала следует поместить свой магический атрибут в почву. Этот этап нельзя назвать легким, но пропускать его нежелательно. Подберите место, где оберег не найдет никто, кроме вас. Не будет лишним отметить это место так, чтобы впоследствие найти. Держать в земле полагается не меньше суток. Только после этого проводится очищение проточной водой и огнем.

Обратите внимание на состояние амулета. Если последний поврежден (треснул, погнулся), значит владелец подвержен очень сильной атаке, и талисман взял ее на себя, но более защищать хозяина он не сможет. Очищать его так, как описано выше, не имеет смысла - это не поможет.

Конечно, коловрат, как и любой магический предмет нельзя просто выбросить. Эзотерическте атрибуты утилизируют особым образом:

  1. Деревянный амулет бросают в священный огонь, предварительно простившись с ним и поблагодарить за длительную исправную службу.