История данте из devil may cry. Данте

Тощий паренёк, в грязной майке, внешне смахивает на типичного американского тинейджера, который кутит в ночных клубах и употребляет наркотики, а имя его... Данте. Да, тот самый Данте, сын демона Спарды, легендарный охотник на демонов, что не раз спасал мир от порабощения демонами. Почему же он пустился во все тяжкие?

Телеграфировать

Твитнуть

Тощий паренёк, в грязной майке, внешне смахивает на типичного американского тинейджера, который кутит в ночных клубах и употребляет наркотики, а имя его... Данте. Да, тот самый Данте, сын демона Спарды, легендарный охотник на демонов, что не раз спасал мир от порабощения демонами. Почему же он пустился во все тяжкие? На самом деле, никуда он не пускался, это всего лишь альтернативная история Devil May Cry в версии от британской Ninja Theory , казалось бы, компания с говорящим названием "Ниндзя", а в игре нет и малой толики того, что есть в известных японских франчайзах. Но, такова реальность. Старый новый герой. Старая новая история.

Таким наркоманом мог быть Данте в финальной версии игры, к счастью, его привели в более трезвый вид.

Новый DmC весьма ярко демонстрирует проблемы современного общества и в частности это касается распустившейся в последнее время молодёжи, ярким примером которой является наш главный герой. Ведя распутный образ жизни, кутя в ночных клубах и посещая стрип-бары, герой в один прекрасный момент просыпается и неожиданно для себя принимает бремя спасителя мира. Узнав от девушки по имени Кэт, что в городе есть местное сопротивление, он с любопытством соглашается встретиться с его руководителем, который оказывается братом-близнецом - Вергилием. Вергилий раскрывает Данте всю правду о его детстве и семье, а также рассказывает о том, что им двоим предначертано остановить зло в лице повелителя Демонов - Мундусом, который на новый лад Ninja Theory является главой какой-то мощной корпорации, ну, дабы соответствовать современным канонам. Незамысловатая история, которая умудряется пробудить интерес даже в фанате старой серии.

Оригинальная история подверглась многим изменениям, так например, мать Данте - Ева, была убита Мундусом, а не принесена в жертву самим Спардой, как в оригинальной истории.

Честно говоря, я был если не в *нецензурное слово*, то в крайнем недоумении точно - почему Capcom вдруг решилась рискнуть и отдать свой знаменитый франчайз британцам-дилетантам, которые ничего не смыслят в японских слэшерах? Вот хоть убей, я и сейчас этого не понимаю. Devil May Cry 3 - вернул Capcom на былую вершину славы, Devil May Cry 4 - продался довольно хорошо и принёс компании неплохую прибыль, а фанатам продолжение любимой истории. Так зачем нужно было что-то менять, да ещё и так кардинально? Оригинальная история то всё ещё не завершена, есть множество различных интриг, которые так и не были раскрыты. Но, что сделано, то сделано. И Ninja Theory абсолютно избавились от всего того, что было в японской игре: Данте поменял цвет волос, причёску и кардинально сменил образ жизни, а также был значительно обделён чувством юмора, жизненных ценностей как таковых у него нет, но проявляются по ходу сюжета; от мании величия Вергилия ни осталось ничего, кроме как желания воссоединиться с братом, дабы искоренить зло, что ну вообще на него не похоже; от былой готичности и мрачности окружения не осталось ничего, кроме наркоманской альтернативной реальности, которая зовётся "Лимбо".

Ninja Theory не преминули возможностью подшутить над оригиналом, в одном эпизоде: когда на Данте вдруг появляется белый парик, он скажет: "Что за уродство? Никогда".

А теперь, давайте отбросим в сторону все эти фанатские придирки и разберём игру, как таковую. Если не брать в счёт историю, игра получилась что надо с точки зрения геймплея. Британцы задействовали в управлении мышь! (О боги, почему же Capcom до этого не додумались?), что несомненно идёт в плюс ПК-геймерам, ведь вспомните за что ругали прошлые части... Так вот, комбо исполнять легче и удобнее, но к сожалению, от былых стилей ничего не осталось, зато появились так называемые способности ангела и демона (Поскольку, Данте является Нефилимом, я забыл указать? Простите), благодаря чему он владеет оружием обеих сторон, которое "активируется" в бою по нажатию одной клавиши - чертовски удобно и приятно играть, идеальная система, надо сказать. Но мне как закоренелому игроку и фанату серии игра показалась ну очень простой, а всё потому что она утратила некоторую динамику сражений, если предыдущие части были намного хардкорнее (DMC 3 так вообще бог в этом плане), то эта игра скорее рассчитана на неопытных игроков, чем на закалённых.

Многие уровни в игре выглядят очень стильно и современно, всё-таки, Британский менталитет разработчиков накладывает свой отпечаток.

Вообще, стилистика - одна из главных черт этого сериала, она же и сохранилась в новой игре, но на новый лад: в окружении, обществе, главном герое прослеживается вот эта вот "британскость", игру осовременили на Европейский манер, т.е вполне себе реальный город, в котором живёт каждый из нас, Ninja Theory не стали выдумывать какие-то несуществующие миры, здесь также как и в обыденной нам жизни есть чиновники-коррупционеры, огромные корпорации, и система, которая норовит поработить общество - все аспекты реальной повседневной жизни в игре присутствуют и добавляют игре "изюминки", что ли. Основной фишкой Devil May Cry всегда являлось наличие босса по окончанию почти каждой миссии, здесь же их не больше пяти, что на 20 глав довольно-таки маловато, учитывая опять-таки предыдущие игры, да и сражаться то с ними не особо интересно.

Devil May Cry не был бы самим собой, если бы в нём не было девушки, которая всегда играла роль того самого яркого огонька во тьме, а имя этого ангела - Кэт.

DmC: Devil May Cry - по истине очень стильная и красивая игра, с оригинальным дизайном уровней и отлично работающей боевой системой, возможно, многие посчитают, что белокурого Данте могли бы и оставить, но тогда бы игра не соответствовала современным канонам, Ninja Theory осовременили игру, дабы соответствовать моде. Как фанату мне хочется сказать: "Никогда не доверяйте Японские франчайзы Европейцам", другая же сторона меня: "В этой игре есть много хорошего и она определённо стоит времени потраченного на неё времени" - к кому отнесёте себя вы? Каждый решит сам для себя.

Плюсы:

  • Стильно, модно, молодёжно.
  • Удобное управление, теперь не придётся биться головой об клавиатуру.
  • Переработанная боевая система.
  • Хорошее звуковое сопровождение и графическая составляющая.
Минусы:
  • И всё же новый Данте плох, хотя бы потому, что утратил большую часть своего взрослого и утончённого юмора.
  • Сюжет не так затягивает, как было раньше.

Базовое умение. Нажали Пробел - персонаж прыгнул. Зажали - прыгнули повыше. Нажали Пробел в воздухе - персонаж создает адскую платформу и уже от нее прыгает вверх. Используется для преодоления препятствий, уклонения от вражеских атак, удержания персонажа и его соперников в воздухе и скоростного прохождения уровней.

Ходьба по головам

Приобретаемое умение. Доступно к покупке сразу. Позволяет отталкиваться от противников (на земле или в воздухе) и прыгать. Над врагом нажимаем Пробел . Сомнительная полезность - разве что спасет от приземления на землю или позволит набрать высоту.

Уклонение (Evade)

Базовое умение. Обратите внимание - за это действие отвечают ДВЕ клавиши - R и Shift. Позволяет уклоняться от атак противника, используя рывки и перекаты. Можно уклоняться как на земле так и в воздухе.

  • перекат назад, если игрок просто стоит на земле неподвижно или перекат в сторону по направлению движения персонажа
  • в воздухе аналогично - кувырок в воздухе на месте или малый кувырок в сторону
  • поправка - уклоняясь в режиме демона в воздухе без выбора направления Данте выполнит рывок назад

Уклонение в облике демона (Demon Evage)

Приобретаемое умение. Доступно к покупке после приобретения топора Арбитр. В режиме демона (клавиша E) выполните уклонение от атаки противника в самый последний момент, и Данте получит временный бонус к силе атак и очкам стиля (руки персонажа характерно будут окутаны красной дымкой). Очень полезная штука, особенно если вы деретесь демоническим оружием.

Имеет два уровня развития. Второй уровень продлевает время использования бонуса.

Уклонение в облике ангела (Angel Evade)

Приобретаемое умение. Доступно к покупке после приобретения косы Осирис. В режиме ангела (клавиша Q) дважды выполните уклонение - Данте телепортируется сквозь Лимб, увеличивает дальность уклонения (если персонаж двигается) и на небольшой промежуток времени не получает урон от атак. Эффективно работает только на земле. Важно - если использовать прием на месте , то вы выполните уклонение и телепортируетесь на стартовую позицию , что очень полезно для перехода в контратаку.

Имеет два уровня развития. Второй уровень увеличивает дальность телепортации.

Адский крюк (Demon Pull)

в режиме демона притягивать к себе врагов и элементы окружения правой кнопкой мыши .

  • Работает и в воздухе
  • Срывает щиты Пафосам и Бафосам, снимает защиту Рыцарей Смерти и Рыцарей Ада (когда они с щитами), роняет стоящего Деспота на землю
  • Не работает с Мясником, Деспотом (в лоб и в режиме ярости), Опустошителе (режим ярости), Ведьмой (когда она в щите), с врагом в щите Ведьмы, Призрачными Гневами и Рыцарями Льда

Удар ногой (Kick Off)

Приобретаемое умение. Разблокируется после приобретения Адского Крюка. После использования Адской Крюка на демоне, дождитесь, как тот приблизится к вам и нажмите Е+ПКМ.

  • Удар ногой в воздухе отправляет противника в полет вперед
  • Удар ногой на земле либо оглушает врага, либо сбивает с ног
  • Если максимально точно угадать момент сближения противника с Данте, то будет произведен УЧННСР - камера приблизится к Данте, урон и очки стиля за прием вырастут (220 против стандартных 180 ), плюс враг гарантированно будет сбит с ног

Ангельский хлыст (Angel Lift)

Выдается во второй миссии. Позволяет в режиме ангела притягиваться к врагам и элементам окружения правой кнопкой мыши .

  • Работает и в воздухе
  • Не работает с Мясником, Деспотом (в лоб и в режиме ярости), Опустошителе (режим ярости), Ведьмой (когда она в щите), с врагом в щите Ведьмы, Кровавыми Гневами и Рыцарями Ада

Расплата (Payoff)

Приобретаемое умение. После использования Ангельского Хлыста на демоне, дождитесь, как Данте приблизится к цели и нажмите Q+ПКМ. Противник получит апперкот и взлетит вверх. Полезно для жонглирования или для набора высоты.

Имеет два уровня развития. Второй уровень улучшает урон.

Ангельское ускорение (Angel Shift)

Выдается в миссии 3. Позволяет Данте преодолевать в воздухе большие расстояния. Очень полезно и в бою, и для скоростного прохождения уровней. В воздухе нажмите Q+Пробел.

  • Использовав умение, не отпускайте Q, чтобы Данте замедлился в полете и ускорение было произведено на большее расстояние
  • Также увеличивайте расстояние ускорения, начиная прием в крайней верхней точке прыжка
  • Ускорение можно и нужно объединять с Адским Крюком и Ангельским Хлыстом

Спрыгивание (Leap)

Приобретаемое умение. Разблокируется после приобретения Адского Крюка и Ангельского Хлыста. По принципу действия напоминает улучшенную версию Ходьбы по головам, только намного проще и изящнее. Примените на противнике Хлыст или Крюк , затем не отпуская клавишу режима ангела/демона, нажмите Пробел. Вжух - и вы оттолкнетесь от врага вверх. Комбинируйте этот прием и Крюк с Хлыстом, чтобы набирать небывалые высоты.

Важно - прием в облике ангела имеет более быструю анимацию.

Адский Лик (Devil Trigger)


Данте в Адском Лике

Выдается в миссии 9. Атакуя противников, вы заполняете счетчик Адского Лика (фиолетовая полоска под белой шкалой здоровья). После того, как счетчик заполнится до минимального уровня , можно активировать умение, нажав V.


    • Активация умения красит волосы Данте в белый, обстановка становится черно-белой,
    • Все враги подбрасываются в воздух (даже те, кто появляется на арене) и парят там на время активации, не атакуют, их режимы ярости и щиты Ведьмы срываются, атаки срываются
    • Также позволяет использовать Адскую Тягу и Ангельский Хлыст НА ЛЮБЫХ противниках все зависимости от их типа и уязвимостей, а также игнорирует неуязвимости к определенным видам оружия (к примеру, Призрачных и Кровавых Гневов можно убивать Мятежником)
    • После окончания действия Адского Лика или досрочного отключения умения враги падают на землю
    • Во время действия АЛ Данте наносит больше урона, получает меньше урона от атак, получает больше очков стиля, а также получает бонусные очки за атаки противника в воздухе и убийства
    • Увеличивайте время действия АЛ , приобретая Кресты АЛ и находя Фрагменты Креста АЛ
    • Энергия АЛ, помимо атак, восполняется фиолетовыми сферами и звездами АЛ


  • Стартовое оружие Данте
  • Оптимальный баланс скорости и мощи, средний прирост очков стиля
  • Основные типы атак ближнего боя, но есть и дальнобойные приемы, и для сближения с врагом

Рубака (Hacker)

Стандартный прием. Комбо из четырех рубящих ударов, наносящих неслабый урон по одиночной цели. Жмите четыре раза ЛКМ.

Имеет два уровня развития. Второй уровень улучшает урон.

Смертельный виток (Death Coil)

Стандартный прием. Улучшенная версия Рубаки для множественных целей - два рубящих удара, пауза, крученый взмах мечом вокруг Данте, затем два удара вперед, и в конце мощный завершающий удар, отбрасывающий мелких врагов (если выдержат). 2 раза ЛКМ + пауза + 3 раза ЛКМ.

Имеет два уровня развития. Второй уровень улучшает урон.

Самое время (High Time)

Стандартный прием. Позволяет отправлять мелких демонов в воздух. На земле нажатие F отправляет цель вверх. Зажмите клавишу - и Данте поднимется вверх. С этого приема удобно начинать воздушные атаки.

Шлемокрушитель (Helm Breaker)

Стандартный прием. В воздухе нажмите F, чтобы вбить демона в землю. Полезно сбивать атаки или самого противника.

Неистовый полет (Aerial Rave)

Стандартный прием. Что-то вроде Рубаки в воздухе - четыре рубящих удара по воздушной цели, последний удар выкидывает противника вперед.

Имеет два уровня развития. Второй уровень улучшает урон.

Вращение рулетки (Roullete Spin)

Приобретаемый прием. В воздухе после двух ударов выдержите паузу и ударьте еще раз (2 раза ЛКМ, пауза, ЛКМ) . Данте крутящим движением меча поднимет врага и себя вверх, причем цель в конце приема по высоте чуть превзойдет персонажа.

Имеет два уровня развития. Второй уровень улучшает набор высоты.

Драйв/Овердрайв (Drive/Overdrive)

Приобретаемые приемы. Причем Овердрайв требует наличие Драйва 1 уровня .

Драйв - очень полезная дальнобойная атака, направленная на несколько целей, стоящих на одной линии. Зажмите и отпустите ЛКМ , чтобы Данте зарядил свой меч и выпустил на врагов волну энергии, проходящую насквозь через большинство врагов . Можете сразу атаковать, или дождаться зарядки Драйва на полную мощность - длится пару секунд, плюс будет звуковая и анимационная подсказка. Держать Драйв можно сколько угодно времени , торопитесь медленно.

Овердрайв - улучшенная версия Драйва, добавляет две ударные волны к приему. Нужно лишь нажать ЛКМ точно после выполнения Драйва.

Оба приема имеют по два уровня развития. Второй уровень улучшает урон.

Жало/Триллион ударов (Stinger/Trillion Stubs)

Приобретаемые приемы, причем Триллион ударов требует наличие Жала 1 уровня.

Жало - атака, предназначенная для сближения с противником на земле. Дважды нажмите на клавишу движения и ЛКМ - Данте сделает резкий рывок и ударит врага точечным колющим ударом. В большинстве случаев демона отбросит вперед.

Триллион ударов - улучшенная версия Жала. Выполните Жало, но до того, как Данте сблизится с противником, быстро и несколько раз нажимайте ЛКМ. Враг будет получать быстрые колющие удары, плюс в конце отхватит финальный колющий с отбрасыванием. Особенно здорово под этот прием загнать несколько врагов.

Оба приема имеют по два уровня развития. Второй уровень Жала увеличивает дистанцию , преодолеваемую Данте, второй уровень Триллиона ударов позволяет дольше наносить удары.


  • Дается в миссии 2
  • Медленные, но мощные удары, прирост очков стиля выше среднего
  • Приемы направлены на ближний бой и, отчасти, на дальний - вливание урона по крупным целям, сбитие противника с ног, жонглирование
  • Неплохо подходит для отражения атак и жонглирования врагами

Правосудие (Judgement)

Удар Троицы (Trinity Smash)

Дрожь/Падение (Tremor/Drop)

Прилив/Воздушный Прилив (Flush/Aerial Flush)

Дрю Кумбс (Devil May Cry )
Мэттью Камински (Devil May Cry 2 )
Рубен Лэнгдон (Devil May Cry 3 , Devil May Cry 4 , , , Ultimate Marvel vs. Capcom 3 )
По-японски:
Тосиюки Морикава (Devil May Cry: The Animated Series , Marvel vs. Capcom 3: Fate of Two Worlds , Ultimate Marvel vs. Capcom 3 )
По-русски:
Всеволод Кузнецов (Devil May Cry 4 ) Анимация
движений
Рубен Лэнгдон (Devil May Cry 3, Devil May Cry 4 ) Дополнительная информация Вид (раса) получеловек-полудемон (Devil May Cry - Devil May Cry 4 )
полуангел-полудемон (DMC Devil May Cry )

Данте - наемник, посвятивший свою жизнь охоте на демонов, ищущий смысл жизни в охоте на тех, кто убил его мать и причинил вред брату. Его отец - легендарный темный рыцарь Спарда, демон, который восстал против принца Преисподней, Мундуса, и победил его армию. Данте обладает сверхъестественными способностями, демоническая кровь делает его очень сильным и выносливым, к тому же, Данте может превращаться в демона на короткое время, теряя человеческое обличье, но становясь более мощным, что вместе с использованием оружия делает его очень сложным противником. Персонаж был придуман разработчиком игры Хидэки Камия, чтобы соответствовать видению Devil May Cry о «крутости» и «стильности» человека. Данте был хорошо принят игроками, и часто упоминается как один из самых крутых символов видео-игр.

Концепция

Данте впервые дебютировал в видео-игре Devil May Cry , которая первоначально была продолжением серии Resident Evil . Данте был очень сильным персонажем, который сражался с монстрами в готическом замке. Позже эту идею отклонили, а вместо Данте вернулся Леон Кеннеди. Создатель серии Хидэки Камия рассказывал, что прототипом Данте послужил главный персонаж манги Cobra. Длинный красный плащ Данте должен демонстрировать его эффектность, а отказ от выпивки и курения, по мнению Хидэки, символизировал «крутость».

Характеристики

Данте - полудемон-получеловек, сын Спарды и земной женщины. Будучи полукровкой, Данте имеет возможность находиться в любом из двух миров. Он мускулистый, обладает серебристо-белыми волосами с длинной чёлкой, глазами голубого цвета и, как правило, носит красный кожаный плащ. Арсенал Данте включает в себя огнестрельное и холодное оружие, в том числе, два неизменных пистолета «Ebony» и «Ivory», а также мечи «Rebellion» (рус. Мятежник ) и «Force Edge» (рус. Грань силы ). Он обладает сверхчеловеческой силой, унаследованной от отца, что дает ему возможность на время превращаться в демона. В этом состоянии Данте обладает огромной силой, высокой скоростью и ловкостью. Данте остается уверен в себе при встрече с любыми противниками, вне зависимости от их размера и силы, и часто позволяет себе насмешки в их сторону до начала боя.

Данте все время очень спокоен и безмятежен. Он все время находится в долгах и не в состоянии их оплатить. Любимая его пища - пицца и клубничное мороженое, однако он не любит пиццу с оливками.

Данте в аниме-сериале

Главный герой аниме. Имеет скверный характер, однако мастерски обращается с оружием, что часто помогает ему в проблемных ситуациях. Обладает своеобразным чувством юмора. Занимается охотой на демонов, пробравшихся в человеческий мир. Обычно вооружён двумя пистолетами: «Ebony» (рус. Черный ), «Ivory» (рус. Белый ), - и мечом «Rebellion» (рус. Мятежник ). В еде предпочитает пиццу и клубничный десерт. Крайне невезуч в азартных играх, постоянно проигрывает Леди и Пэтти.

Критика и отзывы

Примечания

  1. «Релиз Devil May Cry 4»
  2. Отчеты продаж
  3. «Новелла, часть 1»
  4. «Новелла, часть 2»
  5. «Аниме Devil May Cry»
  6. «Top ten coolest games»
  7. «Интервью с Синдзи Миками на E3 2001»
  8. Интервью С Хидэки Камией
  9. «PS2 News: CVG goes straight to hell with Devil May Cry director»
  10. «IGN review of Devil May Cry»
  11. Matt Leone DMC Preview for PS3, XBOX 360 from . 1UP.com (22 сентября 2010). Архивировано
  12. Wesley Yin-Poole New Dante inspired by James Bond reboot . Eurogamer (15 сентября 2010). Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012. Проверено 25 сентября 2010.
  13. Dave Meikleham Think emo Dante sucks in the new Devil May Cry? He could have been shirtless with suspenders . GamesRadar (17 сентября 2010). Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012. Проверено 25 сентября 2010.
  14. Jube Guinness World Records Top 50 Video Game Characters . VE3D . IGN (February 17, 2011). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
  15. The sexiest new characters of the decade | GamesRadar
  16. The 50 Greatest Video Game Characters | 38. Dante | Empire . www.empireonline.com.

Компания Capcom представила первые подробности новой части серии слэшеров Devil May Cry. Игра станет прямым продолжением Devil May Cry 4 , и вернет в игру полюбившихся фанатам героев.

События игры Devil May Cry 5 стартуют через несколько лет после финала предыдущей игры. Как сообщает сайт, Неро получил от Данте неоновую вывеску «Devil May Cry», и основал собственное агентство для истребления демонов. В этом ему помогает ремесленница Нико, новый персонаж серии, которая умеет конструировать смертоносное снаряжение, и также принимает участие в сражениях. Всего в DMC 5 геймеры будут играть за Неро, Нико и постаревшего Данте.

Сам Неро лишился своей демонической руки, но получил от Нико протез Devil Breaker, который вносит разнообразие в боевую систему. Каждый из героев Devil May Cry 5 будет обладать собственным боевым стилем, однако в целом геймплей станет самым быстрым в серии, и позволит моментально перемещаться в пространстве и составлять цепочки комбо. Новая игра разработана на движке RE Engine, и устанавливает новую планку качества графики для франшизы.

По данным Gamebomb.ru, игра Devil May Cry 5 будет выпущена весной 2019 года на PlayStation 4, Xbox One и PC.