История 5 вигасин годер свенцицкая. Материал по истории (5 класс) на тему: Основные термины и даты по курсу История Древнего мира

Методические пособия

Основное общее образование

Линия УМК В. С. Мясникова. Всеобщая история (5-9)

Методическое пособие предназначено для организации преподавания курса истории по учебнику (авт. Т. П. Андреевсаяй, М. В. Белкина, Э. В. Ванина). Пособие состоит из двух частей. В первой части раскрываются требования ФГОС применительно к курсу истории Древнего мира и особенности методики его изучения. Значительное внимание уделено использованию различных средств обучения, в том числе электронных. Во второй части содержатся методические разработки уроков и дополнительные материалы к ним.

Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  1. Часть I. Что важно знать учителю о преподавании курса истории Древнего мира
  • Познавательный потенциал учащихся 5 класса и проблемы его использования при обучении истории
  • Особенности изучения курса истории Древнего мира
  • – Особенности учебно-методического комплекта по истории для 5 класса
  • – Особенности отбора материала для курса истории Древнего мира
  • – Особенности методики изучения истории Древнего мира
  • Часть II. Методические рекомендации к урокам по истории Древнего мира
    • – Урок 1. Введение в историю Древнего мира
    • Раздел I. Первобытный мир
    • – Урок 2. Возникновение человека
    • – Урок 3. Появление современного человека
    • – Урок 4. Зарождение искусства и религиозных верований
    • – Урок 5. Человечество на пути к новому обществу
    • Раздел II. Древний Восток
    • – Урок 6. Образование государства в долине Нила
    • – Урок 7. Религиозные верования в Древнем Египте
    • – Урок 8. Правитель Древнего Египта
    • – Урок 9. Подданные фараона. Повседневная жизнь древних египтян
    • – Урок 10. Культура Древнего Египта
    • – Урок 11. Шумер и Аккад
    • – Урок 12. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи
    • – Урок 13. Ассирийская держава
    • – Урок 14. Древняя Финикия
    • – Урок 15. Древняя Палестина
    • – Урок 16. Древняя Персия
    • – Урок 17. Древняя Индия
    • – Урок 18. Древний Китай
    • – Урок 19. Обобщающий урок по разделу «Древний Восток»
    • Раздел III. Древняя Греция
    • – Урок 20. Природа Греции и занятия древних греков
    • – Урок 21. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены
    • – Урок 22. Верования древних греков
    • – Урок 23. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел
    • – Урок 24. Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация
    • – Урок 25. Установление демократического строя в Афинах
    • – Урок 26. Спарта
    • – Уроки 27–28. Борьба греков за свою свободу
    • – Урок 29. Греческий полис и его жители
    • – Урок 30. Развитие демократии при Перикле
    • – Урок 31. Олимпийские игры в Древней Греции
    • – Урок 32. Повседневная жизнь греков
    • – Урок 33. Греческая наука
    • – Урок 34. Архитектура и скульптура Греции
    • – Урок 35. Рождение театра. Театральные представления
    • – Урок 36. Греция и Македония в IV в. до н. э.
    • – Урок 37. Он хотел завоевать весь мир…
    • – Урок 38. Александрия Египетская
    • – Урок 39. Обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»
    • Раздел IV. Древний Рим
    • – Урок 40. Древняя Италия и начало города Рима
    • – Урок 41. Рим в эпоху царей
    • – Урок 42. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев
    • – Урок 43. Завоевание Римом Италии
    • – Урок 44. Армия Древнего Рима (дополнительный)
    • – Урок 45. Рим и Карфаген
    • – Урок 46. Завоевания Рима на Востоке
    • – Урок 47. Государственное устройство Римской республики
    • – Урок 48. Римское общество: его нравы и обычаи
    • – Урок 49. Повседневная жизнь римского общества
    • – Урок 50. Рабство в Древнем Риме
    • – Урок 51. Начало гражданских войн в Риме
    • – Урок 52. Гай Юлий Цезарь
    • – Урок 53. Октавиан Август и рождение Римской империи
    • – Урок 54. Императоры Рима I–II вв. (дополнительный)
    • – Урок 55. Вечный город (дополнительный)
    • – Урок 56. Культура Рима
    • – Урок 57. Возникновение христианства
    • – Урок 58. Римская империя в III–V вв.
    • – Урок 59. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»
    • – Урок 60. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории Древнего мира «Вклад народов Древнего мира в развитие цивилизации»

    Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

    7 -е изд. - М.: 2017 - 303с. 17-е изд. - М.: 2010 - 287с.

    Данный учебник открывает единую линию учебников по всеобщей истории для основной школы. Учебник создан с учётом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения курса является формирование целостного представления об изучаемой эпохе. Методический аппарат, включающий вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает активные формы освоения учебной информации.

    Формат: djvu ( 2017 , 303с.)

    Размер: 16 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Формат: pdf ( 2015 , 303с.)

    Размер: 27,6Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Формат: pdf ( 2014 , 303с.)

    Размер: 47,4Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Формат: pdf (2010 , 287с.)

    Размер: 10,6 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Как работать с учебником 6
    Откуда мы знаем, как жили наши предки 8
    Жизнь первобытных людей 9
    Глава 1. Первобытные собиратели и охотники 10
    §1. Древнейшие люди -
    §2. Родовые общины охотников и собирателей 13
    §3. Возникновение искусства и религиозных верований 17
    Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 21
    §4. Возникновение земледелия и скотоводства
    §5. Появление неравенства и знати 25
    Глава 3. Счёт лет в истории 29
    Древний Восток 33
    От первобытности к цивилизации 34
    Глава 4. Древний Египет 34
    §6. Государство на берегах Нила
    §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 37
    §8. Жизнь египетского вельможи 42
    §9. Военные походы фараонов 46
    §10. Религия древних египтян 51
    §11. Искусство Древнего Египта 56
    §12. Письменность и знания древних египтян 61
    Глава 5. Западная Азия в древности 65
    §13. Древнее Двуречье
    §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 69
    §15. Финикийские мореплаватели 73
    §16. Библейские сказания 77
    §17. Древнееврейское царство 81
    §18. Ассирийская держава 85
    §19. Персидская держава «царя царей» 90
    Глава 6. Индия и Китай в древности 95
    §20. Природа и люди Древней Индии
    §21. Индийские касты 100
    §22. Чему учил китайский мудрец Конфуций 105
    §23. Первый властелин единого Китая дод
    Древняя Греция 115
    Глава 7. Древнейшая Греция 116
    §24. Греки и критяне -
    §25. Микены и Троя 121
    §26. Поэма Гомера «Илиада» 125
    §27. Поэма Гомера «Одиссея» 129
    §28. Религия древних греков 134
    Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 139
    §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 140
    §30. Зарождение демократии в Афинах 143
    §31. Древняя Спарта 147
    §32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 150
    §33. Олимпийские игры в древности 155
    §34. Победа греков над персами в Марафонской битве 161
    §35. Нашествие персидских войск 165
    Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии 171
    §36. В гаванях афинского порта Пи рей
    §37. В городе богини Афины 175
    §38. В афинских школах и гимнасиях181
    §39. В афинском театре 185
    §40. Афинская демократия при Перикле 190
    Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э 196
    §41. Города Эллады подчиняются Македонии
    §42. Поход Александра Македонского на Восток 200
    §43. В Александрии Египетской 208
    Древний Рим 213
    Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 214
    §44. Древнейший Рим
    §45. Завоевание Римом Италии 219
    §46. Устройство Римской республики 222
    Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья 227
    §47. Вторая война Рима с Карфагеном 228
    §48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 232
    §49. Рабство в Древнем Риме 238
    Глава 13. Гражданские войны в Риме 242
    §50. Земельный закон братьев Гракхов
    §51. Восстание Спартака 246
    §52. Единовластие Цезаря 251
    §53. Установление империи 256
    Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 260
    §54. Соседи Римской империи 261
    §55. В Риме при императоре Нероне 265
    §56. Первые христиане и их учение 269
    §57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э 275
    §58. Вечный город и его жители 279
    Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 285
    §59. Римская империя при Константине
    §60. Взятие Рима варварами 289
    Семь чудес света 294
    Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру 296
    Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира 298
    Информационно-творческие проекты 300
    Запомните эти слова 301
    Советуем прочитать эти книги 302
    Интернет-ресурсы 303

    Дорогие пятиклассники! Из учебника «Всеобщая история. История Древнего мира» вы узнаете о ранних этапах развития человечества.
    Учебник состоит из 4 разделов и 15 глав, разделённых на параграфы. Основные учебные сведения содержатся в тексте параграфов. Важная историческая информация выделяется жирным шрифтом, а новые слова - курсивом. На синем фоне помещены вспомогательные тексты. Они включают дополнительные сведения о жизни древних людей, о находках учёных. Также в учебнике представлены отрывки из письменных документов.
    Красочные рисунки показывают ЖИЗНЬ людей того далёкого времени. Современные художники па основе документальных свидетельств изобразили, как выглядели древние города, поселения, жилища, домашняя утварь, одежда, книги и многое другое.
    На исторических картах обозначены территории расселения первобытных людей, древние государства, города, места событий и многое другое.

    Основные термины и даты по курсу История Древнего мира.

    5 класс.

    Глава 1.

    Термины.

    1.Первобытные люди - люди, жившие до появление письма, первых государств.

    2.Охота, рыболовство, собирательство - занятия первобытных людей.

    3.Религия - вера в богов, сверхъестественные силы.

    4 . Родовая община- люди, связанные кровным родством.

    5.Соседская община- коллектив людей, не связанных родственными узами.

    Даты.

    2 миллиона лет до н.э. - появление древнейших людей.

    40 тысяч лет до н.э. - появление разумного (современного) человека.

    Глава 2.

    Термины

    Племя - союз нескольких родовых общин. Племенем управлял совет старейшин.

    Ремесленник - человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и т.д.

    Вождь -глава племени.

    Знать - самые богатые люди племени.

    Царь -правитель государства.

    Даты

    10 тысяч лет до н.э. - возникновение земледелия и скотоводства. Земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты.

    9 тысяч лет до н.э. - появилась обработка металлов. Первый метал - медь.

    Глава 4.Древний Египет.

    Термины.

    1.Государство – это организация власти одного класса над другим.

    2.Египет - страна, которая располагается на берегу реки Нил от первого порога до Средиземного моря. Египет находится в северо-восточной Африке.

    3.Фараон -царь Египта.

    4 .Вельможа - царский советник.

    5.Налог - плата в казну государства, значительной частью урожая или приплода скота.

    6.Бронза - сплав меди и олова. Оружие у египтян было бронзовым.

    7. Раб - человек, потерявший свободу.

    8.Жрецы -служители богов.

    9.Ра, Осирис, Исида, Сет, Гор, Тот - боги Древнего Египта.

    10.Пирамида -гробница фараона. Самая высокая пирамида Хеопса.

    11.Иероглифы - письменность древних египтян.

    12. Папирус - материал для письма в Древнем Египте.

    Даты.

    5 тысяч лет до н.э. - появление письменности и первых государств.

    3 тысячи лет до н.э. - объединение Египта. Столица (главный город) Египта -Мемфис.

    1500 лет до н.э . -завоевательные походы Тутмоса

    Глава 5.Древнее Двуречье.

    Термины.

    1.Двуречье - территория между двумя реками Тигр и Евфрат.

    2.Ур, Урук, Лагаш, Вавилон - города Древнего Двуречья.

    3.Шамаш,Син, Иштар - боги Древнего Двуречья.

    4.Клинопись - письменность Древнего Двуречья.

    5.Законы - правила, установленные правителем.

    6.Финикия - государство на восточном побережье Средиземного моря.

    7.Библ, Тир, Сидон - города Финикии.

    8.Колония - поселение за пределами родной страны.

    9.Алфавит -письменность в Финикии. Был изобретен 3000 лет до нашей эры.

    10.Кочевники - племена, не имеющие постоянных поселений.

    11. Иосиф, Моисей, Давид, Самсон, Саул - герои, чьи деяния описаны в Библии (священная книга).

    12.Ассирия - держава в верхнем течении Тигра.

    13.Держава - большое и сильное государство.

    14. Персия - государство в Западной Азии, около Персидского залива.

    Даты.

    1792-1750 годы до н.э. - правление Хаммурапи

    10 век до н.э. - столицей Еврейского царства стал Иерусалим.

    10 век до н.э. - ассирийцы научились обрабатывать железо.

    8-7 века до н.э .- ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон и часть Палестины.

    612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.

    538 год до н.э. - Вавилон завоеван персами

    525 год до н.э . - персы завоевали Египет

    Глава 6. Древняя Индия и Древний Китай.

    Термины.

    1.Индия - страна в Южной Азии .

    2.Инд и Ганг - реки Индии.

    3.Джунгли - труднопроходимые леса в Индии.

    4.Каста -группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.

    5.Брахман - жрец, который относился к высшей касте в Древней Индии

    6.Буддизм - мировая религия, которая возникла в 5 веке до нашей эры в Индии. Основатель Будда.

    7.Китай - страна в Восточной Азии.

    8.Конфуций - древнекитайский мудрец.

    9.Поднебесная - так называют китайцы свою страну.

    10.Бамбук - материал для письма в Древнем Китае.

    11.Шелк, порох, компас, бумага - великие изобретения китайцев.

    Даты.

    3 век до нашей эры - Ашока объединил индийский царства.

    221 год до нашей эры - Цинь Шихуан стал первым и единственным правителем Китая.

    Глава 7.Древняя Греция.

    Термины

    1.Греция - страна на юге Балканского полуострова.

    2.Микены, Тиринф, Пилос - древнегреческие города.

    3.Крит - остров в Средиземном море.

    4.Тесей - древнегреческий герой, который победил Минотавра (чудовище, жившее в Лабиринте на Крите).

    5.Минос - царь Крита.

    6.Кносс - столица Критской империи.

    7.Троя - город в Малой Азии.

    8.Гомер - древнегреческий поэт, автор "Иллиады" и "Одиссеи".

    9.Ахиллес, Одиссей, Менелай - герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне греков.

    10.Парис,Гектор,Приам - герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне троянцев.

    11.Древнегреческие боги:

    а)Зевс - бог-громовержец, царь богов и людей.

    б)Посейдон - бог моря.

    в)Аид -бог подземного мира

    г)Афродита - богиня любви, красоты.

    д)Артемида - богиня охоты.

    е)Апполон - бог музыки и искусств.

    ж)Афина- богиня мудрости, справедливой войны.

    з)Арес - бог войны

    и)Гефест - бог кузнец

    к)Деметра - богиня земледелия

    л)Дионис - бог виноделия

    м)Гермес - бог торговли

    12.Одиссей, Пенелопа, Телемак, Полифем - герои поэмы "Одиссея".

    Даты.

    1500 год до нашей эры - извержение вулкана, гибель Критской империи.

    1200 - 1210 годы до нашей эры - Троянская война .

    Глава 8. Полисы Древней Греции.

    Термины.

    1.Полис - независимый город-государство в Древней Греции.

    2.Аттика - область в Средней Греции. Центр Аттики - Афины.

    3.Ареопаг - совет знати в Древней Греции.

    4.Архонт - правитель в Афинах.

    5.Драконт - архонт, прославившийся жестокими "драконовскими" законами.

    6. Солон - архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство. Грек не мог быть рабом. Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек.

    7.Демос - простой народ в Древней Греции.

    8.Демократия - власть простого народа.

    9.Граждане - свободные афиняне.

    10.Народное собрание - собрания граждан государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц.

    11.Лакония - область в Южной Греции. Центр Лаконии - Спарта.

    12.Илоты - рабы в Древней Спарта. Илоты жители области Мессения.

    13.Пираты - морские разбойники.

    14.Скифы - племена, обитавшие на побережье Черного моря.

    14.Ольвия,Херсонес,Пантикопей - колонии греков на побережье Черного моря.

    15.Эллада - так греки называли свою страну.

    16.Атлет - участник Олимпийских игр

    17.Ипподром - место для конных состязаний.

    18.Фаланга - строй сомкнутыми рядами в Древней Греции.

    19.Стратег - военачальник в Древней Греции.

    20.Мильтиад, Фемистокл - стратеги в период греко-персидских войск.

    21.Дарий, Ксеркс - персидские цари в период греко-персидских войск.

    22.Триера -военный корабль древних греков.

    22. Леонид - легендарный спартанский царь, участник боя в Фермопильском ущелье.

    23.Эсхил - древнегреческий поэт, участник Саламинского сражения.

    Даты.

    8 век до нашей эры - изобретение греческого алфавита.

    594 год до нашей эры - на должность архонта избран Солон.

    776 год до нашей - первые Олимпийские игры.

    490 год до нашей эры - Марафонская битва. Персидскими войсками командовал Дарий.

    480 год до нашей эры - бой в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение. Персидскими войсками командовал Ксеркс.

    Глава 9.

    Термины.

    1.Пирей- главный порт Афин.

    2.Пошлина - плата, которую отдавали иноземные купцы, за право торговать в Афинах.

    3.Вольноотпущенник - раб, который получил свободу.

    4.Керамик - район гончарных мастерских в Афинах.

    5.Агора - главная площадь Афин, где ежедневно собирался Совет пятисот.

    Право иноземного

    6.Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах. На Акрополе находился Парфенон (храм богини Афины ) .

    7.Фидий,Милон, Поликлет - великие древнегреческие скульпторы.

    8.Педагог - раб, который занимался воспитанием детей в Древней Греции.

    9.Стиль -палочка для письма.

    10 . Палестра, гимнасий - виды школ в Древней Греции.

    11. Театр - место для зрелищ.

    12. Орхестра - круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

    13. Скене - постройка, примыкавшая к орхестре.

    14.Софокл, Аристофан - древнегреческие драматурги (создатели сценариев для театральных представлений). Софокл придумал трагедию, а Аристофан - комедию.

    15.Перикл - вождь афинского демоса, который несколько десятилетий занимал должность первого стратега. Первый стратег решал вопросы о войне и мире, руководил армией и флотом. Стратегов выбирали сроком на один год.

    16. Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

    17.Реформы Перикла: 1. введение оплаты должностным лицам;

    2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

    Даты:

    443-428 -первым стратегом в Афинах избирался Перикл.

    Глава 10.

    Термины:

    1.Македония - маленькая горная страна в Северной Греции.

    2.Филипп, Александр - цари Македонии.

    3.Аристотель - древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского.

    4.Демосфен - древнегреческий оратор, который смог убедить часть полисов объединиться против Македонии.

    5.Парменион - македонский военачальник, друг Александра.

    6.Дарий Третий - персидский царь, противник Александра.

    7. Средиземноморье - общее название для стран, расположенных по берегам Средиземного моря.

    8.Александрия - город на острове Фарос, основанный Александром. В городе были построено одно из Чудес света - Фаросский маяк

    Даты:

    338 год до нашей эры - битва при Херонее. Победа Македонии, разгром сил греческих полисов.

    Поход Александра Македонского на Восток.

    Дата

    (до н. э.)

    События

    Результат

    Битва при Гранике

    Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

    Битва при г. Иссе

    Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет

    Осада и взятие Тира

    Подчинён бассейн Средиземного моря

    332-331

    Подчинение Египта

    Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

    Битва при Гавгамелах

    Полностью сломлены военные силы Дария III.

    Война в Бактрии и Согдиане

    Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

    Война в Индии. Битва

    с Пором при Гидаспе.

    Крайние истощение сил македонского войска

    Смерть Александра Македонского

    Начало развала созданной в процессе завоевания державы – империи Александра Македонского.

    Глава 11.Древнейший Рим.

    Термины.

    1.Рим - город на берегу реки Тибр , в Италии. Построен на семи холмах. Самые известные Палатин и Капитолий.

    2.Италия - страна на Аппенинском полуострове .

    3.Латины - племя, жившее по берегу Тибра.

    4.Нумитор,Амулий, Рея Сильвия - легендарные герои племени латин.

    5.Ромул и Рем - основатели Рима.

    6.Весталка - жрица богини домашнего очага (Весты).

    7. Ликторы - охрана древнеримского царя.

    8.Патриции - жители Рима, потомки его древнейших жителей.

    9.Плебеи - жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.

    10.Консулы - два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.

    11.Народный трибун - должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.

    12.Сенат - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (из было 300) становились консулы, после годичной службы.

    13.Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.

    14.Легионер - воин-землевладелец в Древнем Риме.

    Даты.

    753 год до нашей эры - основание Рима.

    509 год до нашей эры - Рим стал республикой.

    390 год до нашей эры - нашествие галлов на Рим.

    326 год до нашей эры - отмена долгового рабства в Древнем Риме.

    280 год до нашей эры - царь Пирр с войсками высадился в Италии.

    Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

    Термины:

    1.Карфаге́н - богатейший город-государство в Северной Африке, соперник Древнего Рима.

    2.Пуны - название жителей Карфаге́на.

    3.Пунические войны - войны Рима с Карфаге́ном (их было три). Итог: победа Рима.

    4. Ганнибал - командующий войсками Карфаге́на во время второй (Пунической) войны.

    5.Сципион - римский полководец во время второй (Пунической) войны.

    6. Диадема - головной убор, знак царской власти.

    7. Император - повелитель, главнокомандующий.

    8. Триумф - торжественный въезд в Рим полководца-победителя

    9.Катон - сенатор в Древнем Риме, знаменит фразой "Карфгаге́н должен быть разрушен".

    10.Провинция - область, завоеванная Древнем Римом.

    11. Имение - земельное владение богатого человека.

    12.Гладиатор - сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике. Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян.

    13.Амфитеатр - специальное сооружение для гладиаторских игр.

    Даты:

    218-201 до нашей эры - вторая Пуническая война Рима и Карфаге́на.

    216 год до нашей эры - битва при Каннах.

    202 год до нашей эры - битва при Заме.

    146 год до нашей эры - разрушены и уничтожены Карфаге́н и Коринф.

    Глава 13.Гражданские войны в Древнем Риме.

    1. Гражданская война - война между гражданами одного государства.

    2.Тиберий Гракх - народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.

    3.Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.

    4.Капуя - область в Италии, где началось восстание Спартака.

    5.Красс,Помпей,Лукулл - полководцы Древнего Рима, которые сражались с армией Спартака.

    6. Гай Юлий Цезарь - диктатор, великий полководец Древнего Рима.

    7.Ветераны - старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.

    8.Диктатор - правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.

    9. Марк Антоний, Октавиан Август - римские полководцы, участвовавшие в борьбе за власть после смерти Гая Юлия Цезаря.

    10.Клеопатра - правительница Египта.

    11.Преторианцы - личная стража императора в Римской империи.

    12.Империя - большое и сильное государство.

    Даты:

    133 год до нашей эры - земельный закон Тиберия Гракха. По закону ни одна семья в Риме не должна пользоваться более чем тысячью югеров земли.

    74-71 года до нашей эры - восстание Спартака.

    49 год до нашей эры - Цезарь завоевывает Рим.

    31 год до нашей эры - морское сражение у мыса Акций.

    30 год до нашей эры - завершение гражданских войн в Риме. Рим стал империей.

    30 - 14 года до нашей эры - правление Октавиана Августа.

    Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

    1.Германцы - племена, жившие по берегам реки Рейн. Германцы были врагами Римской империи.

    2.Донар (Один) - главный бог германских племен.

    3.Славяне - племена, населявшие большое пространство Европы. Славяне -предки русского,украинского и некоторых других народов.

    4.Венеды - этим именем римляне называли славян.

    5.Тацит - древнеримский историк.

    6.Нерон - древнеримский император, правил в 1ом веке нашей эры. Известен тем, что сжег Рим.

    7.Иисус Христос - основатель христианства, одной из мировых религий.

    8.Евангелие (с греческого благая весть) - описание жизни Иисуса Христа.

    9.Павел,Петр, Иуда - апостолы (ученики) Иисуса Христа.

    10.Колоны - земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет.

    11.Париж, Вена,Лондон,Кельн - города, основанные римлянами.

    12. Форум - площадь в Риме.

    13. Колизей - знаменитый амфитеатр в Древнем Риме.

    14.Пантеон - храм всех богов в Древнем Риме.

    15.Термы - бани в Древнем Риме.

    Даты:

    98 -117 годы нашей эры -правление императора Траяна в Риме.

    70 год н. э. - разрушение Иерусалима.

    79 года н. э - гибель города Помпеи из-за извержения вулкана Везувий.

    Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

    1.Варвары - этим именем римляне называли все племена, жившие за пределами Римской Империи.

    2.Константин -древнеримский император, правивший в 4 веке нашей эры.

    3.Епископ - главный священник в городе.

    4.Константинополь - город, основанный императором Константином на берегу Босфорского пролива.

    5.Готы,вандалы - германские племена.

    6.Аларих -вождь племени готов.

    7.Стилихон - римский военачальник, вандал по происхождению.

    Даты:

    313 год нашей эры - Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

    330 год нашей эры - Константинополь, вместо Рима, стал столицей Римской империи.

    395 год нашей эры - империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.

    410 год нашей эры - Рим захвачен готами.

    455 год нашей эры - Рим захвачен вандалами.

    476 год нашей эры - Западная Римская империя перестала существовать.


    Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2017. – 272 с.

    Учебник предназначен для православных учебных заведений системы среднего образования с углубленным изучением истории (исходя из 3-х учебных часов в неделю). Однако им можно пользоваться и в светских учебных заведениях, поскольку в него полностью включен обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы и учтены современные образовательные стандарты.

    Учебник, написанный на основе цивилизационного подхода, знакомит детей с важнейшими цивилизациями Древнего мира, рассматривая их политическую, религиозную, социально-экономическую и культурную историю. Рассказ дополнен яркими характеристиками исторических деятелей, интересными сведениями о природе страны и о повседневной жизни людей.

    Особенностью данного учебника является то, что в него интегрированы темы по Библейской и Церковной истории, дополнительные сведения о религиях народов древнего мира. Содержание этих тем увязано с общим ходом исторического развития человеческого общества, что делает материал более понятным и доступным для усвоения. Наряду с общепринятыми трактовками событий истории Древнего мира, в учебнике представлен православный взгляд на ряд таких важнейших мировоззренческих тем, как происхождение мира и человека, возникновение религии, христианства и Церкви.

    Тексты составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. Для закрепления и обсуждения в классе пройденного материала детям предлагаются разноуровневые вопросы, познавательные задачи и творческие задания, что позволяет сделать процесс изучения Всеобщей истории более интересным. Учебник снабжен картами и необходимой справочной информацией.

    Почти к каждому параграфу прилагается раздел «Дополнительное чтение», в котором подобраны занимательные тексты из исторических источников, отрывки из книг древних и современных историков, приводятся оригинальные мнения исследователей. В этот раздел включены также малоизвестные рассказы о жизни святых, написанные живо и увлекательно.
    Авторами и издателями учебника учитывалось и то, что для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходима наглядность, поэтому к каждому параграфу предлагается большое количество самых разнообразных иллюстраций и фотографий, сделанных авторским коллективом в разных странах, музеях и храмах мира.

    Обращаем ваше внимание на то, что учебник разбит на 4 части, включая Историю Древнего Востока в 2-х томах, историю Древней Греции и историю Древнего Рима. Это сделано по причине того, что в одну книгу не представлялось возможным включить такое большое количество иллюстраций в наиболее полном и качественном виде. Здесь представлена только 1-я часть.

    Аннотация

    Учебник предназначен для 5-го класса основной школы, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы “Школа 2100”. В соответствии с ее концепцией текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно ориентированное развивающее проблемное обучение.

    Для теоретического осмысления истории использованы понятия цивилизационного подхода. Учебник повествует о первых людях на земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций. Учебник создан в едином методическом и психологическом ключе с другими учебниками развивающей Образовательной системы “Школа 2100”.

    Пример из учебника

    Здравствуй, друг! Открывая эту книгу, ты начинаешь путешествие в новую страну знаний – Историю. Поможет тебе в этом странствии твой сверстник – пятиклассник Антошка. В дни летних каникул он с родителями побывал в одном из причерноморских городов России, где велись археологические раскопки. Вечером первого дня, накупавшись в море, Антошка пришёл к костру археологов.

    Как работать с учебником 4
    Введение 1 7
    Введение 2 9
    Глава 1. Первобытный мир
    § 1. Первые люди 18
    § 2. Первые шаги разума 23
    § 3. Первые художники и «волшебники» 28
    § 4. Первые пастухи и хлеборобы 33
    § 5. Первые мастера и воины 38
    § 6. Первые цари и грамотеи 43
    Общий взгляд на первобытную историю 48
    Глава 2. Цивилизация Древнего Египта
    § 7. Царство Древнего Египта 52
    § 8. Боги Древнего Египта 58
    § 9. Искусство строителей пирамид 64
    § 10. Ступени «общественной пирамиды» 69
    § 11. Расцвет египетского царства 74
    Глава 3. Древние цивилизации Азии
    § 12. Цивилизация в Междуречье 80
    § 13. Законы Вавилонского царства 85
    § 14. «Железное» царство Ассирии 90
    § 15. Библия древних евреев 95
    § 16. Мировая держава персов 101
    § 17. «Просветление» Древней Индии 107
    § 18. Мудрость Древнего Китая 114
    Общий взгляд на Древний Восток 120
    Глава 4. Зарождение цивилизации Древней Греции
    § 19. Истоки греческой культуры 124
    § 20. Поэмы о людях и богах 129
    § 21. Новые города Эллады 134
    § 22. Космос олимпийских богов 140
    § 23. Порядки Афин и Спарты 146
    § 24. Воспитание граждан Эллады 151
    § 25. Великая колонизация 156
    Глава 5. Расцвет древнегреческой цивилизации
    § 26. Эллины против «царя царей» 162
    § 27. Свобода рабовладельцев 167
    § 28. Столица искусств Эллады 172
    § 29. Мудрецы Древней Греции 177
    Общий взгляд на Древнюю Грецию 182
    Глава 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока
    § 30. Покорители свободных греков 186
    § 31. Завоевания Александра Македонского 190
    § 32. Эллинистическая цивилизация 196
    Глава 7. Цивилизация Древнего Рима
    § 33. От царей к республике 204
    § 34. Объединитель Италии 210
    § 35. Победитель Карфагена 216
    § 36. Властелин Средиземноморья 221
    § 37. Перемена «римских нравов» 225
    § 38. Войны граждан и рабов 231
    § 39. От республики к «цезарям» 237
    Глава 8. Античная греко-римская цивилизация
    § 40. Первые римские императоры 244
    § 41. Расцвет античной культуры 249
    § 42. «Золотой век» Римской империи 254
    § 43. «Добрая весть» христианства 260
    § 44. Заря христианского мира 266
    § 45. Закат античного мира 273
    Общий взгляд на первобытность и древность 282
    Словарь основных понятий 283

    Вместе с этим также читают: