Исследовательский проект «Начинается Земля как известно от Кремля. «Начинается земля, как известно, от Кремля

МОУ «Средняя общеобразовательная школа№12»

Проектная работа

. Тема: «Начинается страна как известно от Кремля»

Арюна Мадагаева,

Лидия Семёнова,

Аида Эрдынеева,

Павел Сапрыгин,

ученики 2-го «А» класса,

Свинкина Татьяна Анатольевна,

Учитель МОУ «СОШ№12»г.Улан-Удэ

2010год

Тема :

«Начинается страна, как известно от Кремля».

Вид проекта : исследовательский.

Предметно-содержательная область : межпредметный;

Характер контактов : внутриклассный.

Количество участников проекта-коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Актуальность:

Москва-столица нашей Родины. Каждый день с экранов телевидения, из разговоров взрослых дети слышат слова: правительство, Москва, Красная площадь, Кремль.

Слова Москва, Красная площадь вошли в орфографический словарик 2кл. Москва- столица России. Гражданин России должен знать о своей столице как можно больше. Оценив по карте расстояние от Москвы до Улан-Удэ, пришли к выводу,

что не каждый из нас может посетить Москву. Причины-отдалённость столицы, огромные финансовые затраты.

Наша школа находится в районе мелькомбината-одном из спальных районов города.

Большинство родителей- безработные. Много семей асоциальных.При имеющемся

у детей желании,нет материальных возможностей. Очень трудно в финансовом плане с нашими детьми совершить даже экскурсию по нашему городу.

Попытаемся вместе с детьми поближе ознакомиться с городом, его историческими местами и памятниками,не выезжая из Улан-Удэ.

Цель исследования:

Пробудить интерес к путешествию путём создания проблемной ситуации.

Ознакомить детей с архитектурными сооружениями и историческими ценностями Московского Кремля.

Задачи исследования:

    Развивать познавательные интересы, кругозор, речь учащихся.

    Учить рассуждать, защищать свою точку зрения;

    Воспитывать патриотические чувства.

    Развивать умение работать со средствами массовой информации.

    Развивать самостоятельность, инициативу.

Формирование компетенций :

Личностные у.у.д.

    Учебно-познавательный интерес к новому уч материалу;

    Чувство прекрасного и эстетические чувства.

    Чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Коммуникативные у.у.д.

    Научится задавать вопросы;

    Строить понятные для партнёра высказывания;

    Взаимодействовать при решении задач.

Регулятивные у.у.д

    Научится в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    Планировать свои действия.

Познавательные у.у.д.

    Научится осуществлять поиск необходимой информации для вып. учебных задач

Информация об участниках проекта:

Учащиеся 2 «а» класса,родители,библиотекарь,учитель.

Масштабность проекта: коллективный.

Реализация проекта не требует больших материальных затрат.

Риски проекта:

Социально-психологический аспект- низкая мотивация, незаинтересованность родителей и детей к реализации проекта

Гипотеза исследования.

Мы можем предположить, что не выезжая из своего города возможно совершить путешествие в Москву.

Методы:

Анализ научной литературы, рефераты, сравнение полученных результатов,практические работы и их защита.

    Подумать самостоятельно;

    Посмотреть книги;

    Спросить у взрослых;

    Обратиться к компьютеру;

    Посмотреть телепередачи.

ḬАктуализация знаний.

В нашем классе на сегодняшний день всего лишь трое ребят побывали в столице нашей Родины- Москве. Больше всего впечатлений произвело на них посещение Красной площади. Побывать в столице государства, ознакомиться с её достопримечательностями - мечта каждого. Ребятам класса была предложена анкета. Результаты анкетирования были представлены в таблице:

Количество учеников, участвовавших в анкетировании

Количество учеников, побывавших в Москве

Желающие побывать в столице

Читали о Москве

Смотрели телепередачи, слышали

Проанализировав анкеты и сравнив соответствие ответов, мы пришли к выводу, что дети не знакомы со столицей Родины, а узнать о ней хочется каждому. Значит, нам

Нужно познакомиться с городом, его достопримечательностями.

II. Постановка проблемы исследования .

Почему же не все из нас побывали в Москве? А можем мы всем классом поехать в Москву на экскурсию?

Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что Москва находится очень далеко от нас, чтобы добраться поездом нужно ехать 4 суток,самолётом-6 часов. Не каждому позволяют и финансовые возможности. Как мы сможем осуществить своё путешествие? Сможем ли мы, находясь в своём городе изучить достопримечательности Московского Кремля? Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:

По мнению опрошенных, не выезжая в Москву невозможно разобраться в данной проблеме.

III. Выдвижение гипотез

Работа фронтально. Мы можем предположить, что ознакомиться с достопримечательностями Московского Кремля мы сможем, изучив соответствующую литературу, посмотрев ряд фильмов и телепередач, ознакомившись с набором открыток, картой Кремля.

IV Работа в группах.

Поделили класс на 4 экипажа,выбрали командиров каждого экипажа:

Мадагаева Арюна;

Семёнова Лида;

Эрдынеева Аида;

Сапрыгин Павел.

Каждому экипажу даны темы и соответствующие вопросы, на которые они должны ответить. Задача командиров в конце недели из собранных материалов составить единый текст.

В течении предполагаемого для работы времени учитель создаёт для для групп разные образовательные пространства:

    Учебное занятие-место групповой работы по поиску причин ошибок и способу их устранения.

    Урок-мастерская-место индивидуальной коррекции действий учащихся.

    Урок-консультация-место «умных» вопросов(определение границы знания и незнания ребёнка по его запросу.

    Урок-презентация-место предъявления достижений учащихся(результатов самостоятельной домашней работы)..

Экипаж №1

День рождения Москвы.

Вопросы исследования:

Когда и кем была основана Москва? Всегда ли Москва была столицей «всея Руси?»Её местоположение на карте России. Правители Москвы.Что является центром Москвы? Когда был возведён Кремль?Кто такой Юрий Долгорукий и почему ему в центре Кремля памятник?В каком из дворцов Кремля располагались царские палаты?

Экипаж №2

Башни Кремля.

Вопросы исследования:

Кто является основателем Кремля?

Сколько башен в Кремлёвской стене? На какой башне бьют куранты? Какую тайну хранит Тайницкая башня? Какие башни соединены мостом? Как названа самая молодая башня и почему?Из какой башни царь наблюдал за казнями на площади?Из какой башни в Кремль подавалась вода?

Экипаж №3

Соборная площадь. Соборы и палаты.

Вопросы исследования:

Успенский собор:Кто мастер этого великолепия?В чём оригинальность внутреннего пространства?Для чего был предназначен в царские времена?

Архангельский собор.

Чем являлся собор для русских царей?

Какой собор являлся церковью для великих князей Московских.

Собор Покрова, «что на рву»-собор Василия Блаженного Почему он так назван?Кто такой Василий Блаженный?

Грановитая палата. Кем построена?Для чего служит? Большой Кремлёвский дворец.

Экипаж №4

Другие памятники архитектуры и достопримечательности Красной площади.

Вопросы исследования:

Мавзолей.Кто захоронен в мавзолее?

Царь- пушка.Чьё имя отлито на стволе? Где расположена?Являлась ли оружием?

Царь-колокол.Сколько весит? Как был повреждён? У подножия какой колокольни стоит?

Памятник Минину и Пожарскому.Чем прославились? Какой праздник появился в России,благодаря этим людям? Могила неизвестного солдата.

V.Защита гипотез(отчёт групп).

Игра «В кругу друзей»

    Распределить роли:чтец, руководитель дискуссии, художник-оформитель.

    Почитайте текст.

    Выполните задания.

    Отчитайтесь за свою работу.

    Что ещё вы бы хотели сказать по поводу прочитанного?

Выполнив данную работу, мы решим следующие задачи:

Обучение младших школьников совместному решению задач;

Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей;

В ходе решения системы проектных задач могут быть сформированы следующие способности:

    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное -почему получилось, почему не получилось. видеть трудности, ошибки);

    Целеполагать(ставить и удерживать цели);

    Планировать(составлять план своей деятельности);

    Моделировать(представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

    Вступать в коммуникацию(взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Оценка работы групп.Новое задание:

Подобрать пословицы о Москве

VI. Открытый урок. Окружающий мир.

Тема: Путешествие по Москве. Тема: Путешествие по Москве.

Цели: *ознакомить с историей возникновения Москвы, её достопримечательнос-

тями;

*развивать познавательные процессы; интерес к предмету;

*воспитывать любовь к Родине, гордость за страну.

Об-ние: *наборы открыток «Москва», «Московский кремль»;

*иллюстрации достопримечательностей Москвы и подписи к ним;

*слова для словарной работы (862 года, Москва-река, князь Юрий Долгору-

кий, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов;

*ребусы;

*ДВД проигрыватель, диск о Москве;

*учебники, тетради;

*заголовок (тема урока);

*книги Л. Кассиль «Москва», «Города России»,вырезки из детских журна-

лов.

1.Организационный момент : Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Здравствуй, столица, здравствуй, Москва!

Здравствуй, московское небо!

В сердце у каждого эти слова,

Как далеко бы ты не был. (читает учитель)

2.Постановка цели урока:

Каждый хочет побывать в Москве, хоть раз. В Москву можно прилететь на само-

лете, приплыть на теплоходе, приехать на машине или на поезде. И сегодня мы с ва-

ми совершим заочное путешествие в Москву, познакомимся с её достопримечатель-

ностями. Итак, тема нашего урока «Путешествие по Москве»(указать тему на доске).

3.Актуализация опорных знаний.

- Что вы знаете о Москве?

4.Формирование новых знаний:

1)Рассказ учителя по ходу, которого на доске появляются слова:862 года, Москва – река, князь Юрий Долгорукий, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

* Москва- столица всей страны,

Где живём все вместе мы!

*У каждого из нас есть день рождения и возраст у всех разный. Наша Москва намного старше нас всех, ей 862 года. Город находится на берегах Москвы-реки .

Основал её князь Юрий Долгорукий.

Ехал как-то князь Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким, со своей дружи

ной. Вдруг стихло всё вокруг. Лишь туман по земле стелется. Показался из тумана зверь о трёх головах. Взмахнул князь мечом, а зверь исчез в чаще лесной, и туман сразу растаял. Старец, что сопровождал князя, растолковал явление зверя: «Суждено тебе, великий князь, на месте этом воздвигнуть новый славный город! Так гласит легенда.

Москва город, в котором родились А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

2)Работа по учебнику с. 96: -рассмотрите план Москвы;

Найдите реку-Москву, покажите;

Найдите и прочитайте название достопримечательнос-

тей;

Рассмотрите герб города Москвы, на тёмно-красном щите всадник Георгий Победоносец в серебряных доспехах поражает золотым копьём – чёрного змея – символа зла. Флаг красного цвета, в центре Георгий Победоносец.

Москва не только исторический город, это город – герой.850 тыс. москвичей боролись с врагом во времена ВОВ. Под Москвой фашисты потерпели сокрушитель-

ное поражение. Рядом с Кремлём в Александровском саду горит Вечный огонь – памятник неизвестному солдату. На Поклонной горе Мемориал в честь победы наше

го народа над фашистами.

Слово «Москва» как искры разлетелось по всему свету: Париж – улица Москва; Шотландия – деревушка Москва; США – пять городов носят название Москва. А сколько улиц, магазинов, спортивных сооружений носят это имя.

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов! (читает ученик)

5.Физминутка.

6.Достопримечательности Москвы.

Продолжаем наш рассказ

Где-то далеко от нас

Ярко светит как звезда

Главный город наш – Москва!

Просмотр отрывков ДВД-фильма с комментарием учителя+на доске появляется фото с подписью:

1)Царь –пушка, Царь – колокол;

2)Красная площадь: Спасская башня, храм Василия Блаженного.

«Начинается земля, как известно, от Кремля». Его называют сердцем Родины. И каждый из нас, где бы не жил – чувствует биение этого сердца. Радиоволны разносят по всей стране бой курантов Спасской башни. Каждые чет-

верть часа- звон колоколов над Красной площадью, а в полночь и полдень колокольную музыку слышит весь мир.

3)Большой театр;

4)Третьяковская галерея;

5)Поклонная гора (памятник, фонтаны);

6)Храм Христа Спасителя.

7.Закрепление .

1)Отгадывание ребусов.

2)Конкурс пословиц о Москве (проверка дом.задания).Дети зачитывают пословицы из тетради:

*Москва – третий Рим.

*В Москве не бывал – красоты не видал.

*Москва горбатая старушка (на 7 холмах).

*Москва кому мать, кому мачеха.

*Москва людна и хлебна.

*Москва всем городам мать.

*Говорят в Москве, слушают по всей стране.

*Из Москвы, как с большой горы, всё видно.\

*Москва слезам не верит.

3)Стихи о Москве читают дети.

Что узнали о Москве?

8.Итог.

Это путешествие в историю нашей древней и в то же время вечно юной столицы не закончено. Оно будет продолжаться на протяжении вашей учёбы и жизни. Нет будущего у страны, где дети и взрослые не знают истории, истории любимого города, страны. Поэтому давайте будем любознательными, гордится своей страной, столицей.

Урок заканчивается просмотром отрывка «Салют на Красной площади»

9.Оценивание. Д.З. с. 102-103 читать и пересказывать, рассмотреть иллюстрации (не о всех достопримечательностях рассказано на уроке), рассмотреть карточку и прочитать об улицах Москвы.

Презентация всей работы.

(Диск с презентацией прилагается)

VII. Рефлексия.

Что интересного узнали?

Можем ли мы не выезжая из своего города совершить путешествие в другой город?

Из полученной диаграммы видим, что ребята осознали, что путешествовать можно и заочно. Для этого нужно желание, умение работать с литературой.

Довольны ли вы своей работой?Какой город или страну выберем для следующего путешествия?

План-график.

этапы

мероприятие

сроки

исполнители

Подготовительный

Основной этап

1.Самостоятельная исследовательская деятельность

2.Создание продукта деятельности

Заключительный этап

1.Защита проектов.

Рефлексия деятельности

Этапы

1.Представление проблемы,

Определение темы.цели.задач

2.Выдвижениегипотез.Планированиение деятельности.

1.Теоретическая подготовка школьников.

2.Сбор материалов.

3.Работа со справочниками

Отбор более интересного материала.

Оформление собранных материалов

Игра «В кругу друзей».

Отчёт экипажей

Открытый урок.

Презентация работы

Методы.способы и ход реализации проекта

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая неделя

сроки

Дети,родители,библиотекарь

Дети,родители,учитель

Дети,учитель

Дети,учитель

Проектируемые результаты

Подготовительный

Внедренческий этап

Обобщение и защита результатов.

План перспектива

Постановка проблемы.

Создание экипажей для работы.

Создание теоретической базы исследования..

Мотивация работы.

Создание учителем образовательных пространств:

    Учебное занятие-место групповой работы по поиску причиношибок и способу их устранения;

    Урок-мастерская-место индивид. Коррекции действий уч-ся

    Урок-консультация-место «умных» вопросов

Презентация работы.Заключительная диагностика.

Путешествие на выставку достижений народного хозяйства

Две недели

Четвёртая неделя

След. месяц

Создание рабочих групп.

Формирование способн. рефлексировать,Целеполагать

Создание информационного банка

Создание прдуктов проекта

Формирование регулятивных,личностных и коммуникативных у. у д

Формирование исследовательских умений.,познавательных и личностных компетенций.

Развитие позн. ,

личностн. регулят у.у..д

Ожидаемые результаты:1.эффективн. образоват.проекта

    Повышение познават интересов;

    Овладение способами деятельности в сборе информации.

2.Результативность в обл детской продуктивности:

    Подготовка рефератов,наглядности.

    Выступление на кл. часе в 3 классе.

    Работа с новыми инф.ком. технологиями..

    Развитие умения учиться.

    Развитие самостоятельности,инициативы и ответственности личности.

3.Результат деятельности педагога.

Создание и презентация проекта.

Из стихотворения «Прочти и катай в Париж и Китай» Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).

Цитируется как советский вариант квасного патриотизма.

Наш брат Исакий

Первоисточник - житие одного из монахов Киево-Печерской лавры по имени Исаакий. В этом житии повествуется о том, как однажды к этому монаху-отшельнику, жившему в отдельной пещере, пришли бесы в виде прекрасных юношей и сказали: «Исаакий, мы ангелы, а вот идет к тебе Христос, поди и поклонись ему». Исаакий дал себя обмануть и поклонился бесу, как Христу. Тогда вся эта нечистая сила воскликнула: «Наш Исаакий!» А бес, выдававший себя за Христа, заставил Исаакия плясать под бесовские сопели, бубны и гусли. В конце концов, измученный этой пляской, отшельник упал без чувств (см.:Патерик Киево-Печерского монастыря. СПб., 1911).

Иносказательно о ком-либо, близком по социальному положению, убеждениям, складу ума и т. д., то есть о «своем» человеке. Выражение (как правило, в просторечном варианте «Исакий») было популярно в русской речи XIX - начала XX в.. У А. Н. Островского в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» Голутвин говорит по адресу Глумова: «Ишь как прикидывается, а тоже ведь наш брат Исакий». Глумов отвечает: «Не брат я вам, и не Исакий».

Иногда встречается в форме свой брат Исакий.

Наш Мирабо

Выражение принадлежит поэту, известному партизану и герою Отечественной войны 1812 г. Денису Васильевичу Давыдову (1784-1839):

А глядишь - наш Мирабо

Старого Гаврилу

За измятое жабо

Хлещет в ус да в рыло...

А глядишь - наш Лафайет,

Брут или Фабриций

Мужичка под пресс кладет

Вместе с свекловицей...

Иронически о людях, претендующих на духовность, европейский уровень цивилизованности, но в реальности ничего общего с этими понятиями не имеющими.

Наш общий друг

Название романа (1865) английского писателя Чарльза Диккенса (1812- 1870).

Употреблялось иронически для обозначения «друга семейства» - любовника жены.

Аналог выражения «милый друг», родившегося благодаря роману французского писателя Ги де Мопассана «Милый друг» («Bel ami»).

Наш ответ Чемберлену

Выражение появилось в связи с угрожающей нотой, которое английское правительство направило в 1927 г. руководству СССР. Нота была подписана министром иностранных дел (1924-1929) Великобритании Остином Чемберленом (1863-1937). В ответ на это послание были организованы демонстрации, на которых их участники несли фанерный кукиш с надписью «Наш ответ Чемберлену!». Были и другие транспаранты, которые сообщали о трудовых достижениях, об успехах советских авиаторов и т. д. Они также имели указанную надпись.

Иносказательно о решении, акции, плане, которые считаются достойным ответом на действия противника, недоброжелателя, конкурента (шутл.).

Наш паровоз, вперед лети! / В коммуне остановка

Начальные строки припева песни «Паровоз», написанной (1922) в Главных железнодорожных мастерских Киева, где работал Н. А. Островский, автор романа «Как закалялась сталь».

Авторство точно не установлено, возможно, что автором был сам Н. А. Островский, или редактор стенгазеты этих мастерских комсомолец А. Красный (А. Спивак), или рабкор стенгазеты, поэт-комсомолец Б. Скорбин. Музыку к этой песне написал руководитель самодеятельного оркестра мастерских П. Зубов (Шилов А. Из истории первых советских песен. М., 1963).

Строки стали символом энтузиазма первых послереволюционных лет.

В современной речи употребляются иронически.

Наш уголок нам никогда не тесен

Из романса «Осень» (конец 1930-х гг.), написанного певцом Вадимом Козиным на стихи Елизаветы Борисовны Белогорской.

Наш уголок я убрала цветами

Из стихотворения «Уголок» (1900) Владимира Александровича Мазуркеви-ча (1871 - 1942), которое получило известность в качестве слов известного романса (1906), музыку которого написал Д. Сартинский-Бей.

Наш человек в Гаване

С английского: Our man in Havana.

Название романа (1958) английского писателя Грэма Грина (1904- 1991) о человеке, случайно ставшем резидентом английской разведки на Кубе.

Шутливо-иронически о «своем» человеке где-либо.

Наша служба и опасна и трудна

Из песни «Незримый бой», написанной композитором Марком Минко-вым на слова поэта Анатолия Сергеевича Горохова (р. 1938) для популярного детективного телесериала «Следствие ведут знатоки» (1972-1989, режиссер Вячеслав Бровкин).

Наше дело правое

Из речи народного комиссара (министра) иностранных дел (1939-1949; 1953-1956) СССР Вячеслава Михайловича Молотова (партийный псевдоним В. М. Скрябина, 1890-1986), которую он произнес по радио в день начала Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 г.

В оригинале: Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Употребляется как выражение уверенности в правоте какого-либо дела, позиции, предприятия.

Наши за границей

Название сборника юмористических рассказов (1890) писателя-юмориста и драматурга Николая Александровича Лейкина (1841 - 1906). издателя журнала «Осколки», где сотрудничал молодой А. П. Чехов. В этом сборнике собраны рассказы, в которых представлены нравы русского купечества.

О том, как «наши» знакомились с заграницей, дает представление посланная компанией лейкинских путешественников из Парижа в Москву телеграмма: «На вершине Эйфелевой башни задымился русский самовар!..»

Служит шутливо-ироническим комментарием к поведению российских туристов за границей.

Наши предки Рим спасли

Из басни «Гуси» (1811) И. А. Крылова (1769-1844). Гуси, которых «предлинной хворостиной мужик гнал в город продавать», стали жаловаться прохожему на то, что мужик гонит их как простую птицу, хотя должен относиться к ним с почтением:

Мы свой знатный род ведем от тех Гусей,

Которым некогда был должен Рим спасеньем...

В басне имеется в виду античное предание о том, как гуси, услышавшие однажды ночью приближение чужих людей, своим гоготаньем разбудили заснувшую стражу Капитолия - крепости в центре Рима. Передовой отряд галлов, который пытался тайком забраться на городскую стену, чтобы открыть крепостные ворота, был разбит - штурм был сорван, и Рим не был взят.

Иронически о людях, которые сами ничего достойного не сделали, а кичатся заслугами своих предков.

Наши разногласия

Название первой теоретической работы (1884) Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918), посвященной пропаганде марксизма и полемике с народовольцами.

Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!

Заключительные слова выступления на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза (1962) ее руководителя. Первого секретаря Никиты Сергеевича Хрущева (1894- 1971).

В оригинале (по стенографическому отчету съезда): Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи! За новые победы коммунизма! (Бурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают.)

Употребляется как шутливо-иронический призыв приступить к выполнению намеченных планов.

Ндраву моему не препятствуй

Выражение из «Сцен купеческого быта» (1861) писателя, рассказчика и актера Ивана Федоровича Горбунова (1831 - 1895). Во 2-й сцене этой его пьесы кучер рассказывает про своего хозяина-купца: «Бывало, что делал - страсть! Стекла, посуду в трактире перебьет: получай, говорит, капиталы за все, что стоит, а ндраву моему не препятствуй!»

В 60-е гг. XIX в. эта фраза как расхожая характеристика самодурства встречается у многих русских писателей, в частности у Достоевского, но рождением своим оно обязано именно И. Ф. Горбунову.

Фраза-символ самодурства, куража, разгула и т. д. (ирон.).

Не без добрых душ на свете

Из стихотворения «Школьник» (1856) Н. А. Некрасова (1821 - 1877). Герой стихотворения обращается к бедному мальчику, идущему в школу:

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Иносказательно: есть еще хорошие люди, есть у кого попросить помощи, содействия и т. д.

Публикации раздела Архитектура

«Начинается земля, как известно, от Кремля»

Д етинец, кром, крепостица, кремль – названия менялись век от века, но суть оставалась прежней: городское укрепление, обнесенное мощной стеной с башнями и бойницами. Кремли – главные средневековые центры Руси и главные защитники в случае нападения врага. Сегодня они являются жемчужинами туристических маршрутов и главным украшением российских городов. Те, что плохо сохранились, активно восстанавливаются, ибо «начинается земля, как известно от кремля»...

Московский Кремль

С превращением Москвы в середине XV века в столицу России возникла необходимость показать всему миру могущество нового государства. Старый обветшавший кремль никак не способствовал решению этой задачи. К тому же в 1453 году пала Византия, и московское духовенство объявило: «Москва – третий Рим, а четвертому не быти...» Территория Московского кремля превращается в одну большую стройку. Здесь работали не только псковские, новгородские и московские мастера, но и фряжские фортификаторы и архитекторы. В 1472 году возводится главный кафедральный храм – Успенский собор, на месте старого, построенного в XIV веке зодчими Кривцовым и Мышкиным.

Но спешка приводит к тому, что в 1474 году почти законченное здание рухнуло. Псковские мастера отказались строить его заново, зато согласился болонский архитектор Аристотель Фиораванти, который вместе с русскими мастерами и возвел к 1479 году величественный Успенский собор. В 1484 году псковские зодчие начали перестраивать Благовещенский собор, замыкавший Соборную площадь кремля.

Грановитая палата

В 1485 году начинают класть новые кирпичные стены вокруг кремля. Два года спустя приступают к перестройке Кремлевского дворца, и в 1487–1491 годах итальянские архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин) и Антонио Солари возводят Грановитую палату. В 1505 году начинается перестройка двух маленьких и обветшавших от времени храмов – Архангельского собора и церкви Иоанна Лествичника. Итальянец Бон Фрязин (настоящее имя этого итальянского зодчего не сохранилось; фрязиными же на Руси называли выходцев из Южной Европы, как правило, романского происхождения, отсюда и фрязин – искаженное франк. – Прим. ред. ) превращает церковь-колокольницу в столп Ивана Великого. А Алевиз Новый к 1509 году завершил строительство Архангельского собора.

Сооружение нового кремля закончилось к началу XVI века. Впервые он возведен из кирпича, благодаря чему превратился не только в неприступный бастион, но и в идейно-художественный центр Москвы. Могучие зубчатые стены с бойницами, суровые башни с дозорными вышками и неприступные ворота – все это было сработано в течение десяти лет с 1485 по 1495 год при участии итальянских мастеров. Так сложился ансамбль Московского Кремля – сердца России. В XVI веке по его образу и подобию стали возводиться крепости и в других русских городах.

Тульский кремль

Тула – южный форпост Москвы, на протяжении веков защищавший столицу от иноземных захватчиков. Оттого и лучшие оружейники – туляки. А Тульский кремль – выдающийся памятник русского оборонного зодчества XVI века. Его строительство началось в 1507 году по указу Василия III, повелевшего возвести «каменный город». Строили его 13 лет.

За все время своего существования Тульская крепость ни разу не сдалась неприятелю. В 1552 году здесь потерпел поражение крымский хан Девлет-Гирей, а в 1607 году в течение четырех месяцев восставшие под предводительством Ивана Болотникова сдерживали осаду правительственных войск Василия Шуйского.

Тульский кремль расположен в низком болотистом месте в пойме реки Упы. Его стены покоятся на мощном каменном фундаменте глубиной около 5,5 метра. Первоначальная высота стен – около 10 метров, а толщина, согласно описи 1685 года, около 4 метров. Сооружались они из двух видов строительного материала: нижняя часть – из белого известняка, верх – из большемерного красного кирпича. Прясла стен (участок крепостной стены между двумя башнями. – Прим. ред. ) поделены широкими полуциркульными арками, в нижней части которых прорезаны бойницы нижнего яруса обороны, т. н. подошвенного боя. Завершаются стены двурогими зубцами-мерлонами в форме ласточкина хвоста. Огневая мощь крепости была сосредоточена в девяти башнях, сильно вынесенных за линию стен, что обеспечивало ведение флангового и фронтального боя.

Свято-Успенский собор

Помимо стен и башен в архитектурный ансамбль Тульского кремля входят Свято-Успенский и Богоявленский соборы, торговые ряды и здание первой городской электростанции. Свято-Успенский собор (1762–1764) – один из красивейших храмов Тулы: простые и строгие архитектурные формы сочетаются в нем с царственной монументальностью интерьера. До наших дней сохранились в храме уникальные росписи ярославских мастеров (1765–1766), семиярусный резной позолоченный иконостас (II п. XVIII в.). Богоявленский собор на 100 лет моложе собрата (1855–1862) и построен архитектором М.А. Михайловым в память о тульских воинах, погибших в Отечественную войну 1812 года. Торговые ряды (1837–1841) когда-то насчитывали 48 каменных лавок, но 24 из них были снесены в конце XIX века. И освободившееся пространство было приспособлено под помещения первой городской электростанции. Дошедшая до наших дней аркада-галерея торговых рядов придает памятнику неповторимое очарование старины.

Нижегородский кремль

Крепость XVI века имеет в плане форму неправильного многоугольника, по углам которого расположены башни. Первый каменный кремль был воздвигнут еще в XIV веке на месте деревянной крепостицы по указу князя Дмитрия Константиновича. А в начале XVI века, когда между Русью и Казанским ханством обострились военные конфликты, воздвигаются каменные укрепления. Работы велись быстро – с 1508 по 1515 год, а строительством руководил итальянский инженер и архитектор Петр Фрязин. Крепость стала уникальным военно-фортификационным сооружением: 13 башен, общая протяженность стен – 2045 метров, высота стен – 12, толщина – 5 метров.

Дмитриевская башня

За свою долгую историю Нижегородский кремль , как и тульская крепость, ни разу не был взят врагами. Расположенный на правом высоком берегу, в месте слияния рек Волги и Оки, он напоминает «каменное ожерелье, наброшенное на склоны Дятловых гор». В ансамбль кремля входит уникальный памятник архитектуры XVII столетия собор Михаила Архангела, а главную – Дмитриевскую – башню венчает символ города – золотой олень.

Волоколамский кремль

Детинец был заложен князем Андреем Боголюбским. Сегодня ансамбль кремля включает белокаменный Воскресенский собор XV века, колокольню XVIII века, Никольский собор XIX века, архитектурную ограду с башенками XIX – начала XX века.

Одно время он даже становится центром самостоятельного удельного Волоцкого княжества, которым владел брат Ивана III Борис, а затем его сын Федор. Тогда же в кремле, валы которого сохранились по сей день, сооружается красивый белокаменный собор Воскресения Христова . Однокупольный храм, украшенный терракотовым фризом, отличают изысканные пропорции. В его интерьере, на одном из столпов, сохранился фрагмент росписи конца XV века. Никольский собор (1853–1862) посвящен памяти погибших в Крымской войне. В его декоре применен излюбленный прием псевдорусского стиля – сочетание красного кирпича с белыми украшениями. Соборный комплекс в конце XIX века был обнесен кирпичной оградой с угловыми и надвратными башенками, замкнув все историческое пространство в единую композицию.

Астраханский кремль

Первая деревянная крепость в низовьях Волги на высоком бугре, окруженном топями и болотами, была заложена еще в 1558 году. При Иване Грозном в 1582 году Астраханский кремль начинают отстраивать из камня. Зодчие – московские мастера городового дела Михаил Иванович Вельяминов, Григорий Овцын и дьяк Дей Губастый. Для строительства использовали старую, но очень прочную татарскую плинфу, которую привозили из развалин золотоордынских городов. Астраханский кремль возводился по типу своего собрата в Москве.

Неприступная твердыня на юго-восточной границе государства помнит многое. Крымско-турецкие походы на Нижнюю Волгу в XVI веке, Смуту на Руси и крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в XVII веке, восстание стрельцов 1705–1706 годов, персидский поход Петра I и образование Каспийской флотилии в XVIII веке, укрепление границ государства и вхождение в состав России территорий Кавказа и Средней Азии.

Астраханский кремль отличался новейшей для того времени системой организации «огненного боя». В стенах, помимо традиционного нижнего подошвенного боя, впервые были устроены дополнительные бойницы на средней линии. Бойницы среднего и подошвенного боя располагались в шахматном порядке, что позволяло значительно повысить плотность огня при нападении противника, а прямолинейная форма кремлевских стен и сильно выступающие вперед боевые башни давали возможность обстреливать неприятеля с флангов.

Толщина стен Астраханского кремля достигала 3–3,5 метра. В крепости было восемь башен, из которых до наших дней сохранилось семь – три проездные и четыре глухие.

В ансамбль кремля входят Надвратный храм во имя святого Николая Чудотворца (1729–1738), Пречистенская колокольня (начала ХХ века), Успенский собор (1698–1710), Троицкий монастырь, артиллерийский двор.

Тобольский кремль

Единственный каменный кремль в Сибири. Город Тобольск был основан в 1587 году. В XVII веке он стал столицей Сибири, а в XVIII – центром самой большой в России Тобольской губернии.
Москва всячески поощряла здесь каменное строительство, и в 1683–1686 годах каменщики Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин воздвигли здесь Софийско-Успенский собор. К началу XVIII века появились каменные стены и башни кремля, а также ряд храмовых построек, не доживших до нашего времени.

В конце XVII века Тобольский кремль был перестроен по плану Семена Ремезова, картографа и историка Сибири. У южного обрыва горы появилась Приказная палата (1699–1704), а в северо-западном углу кремля возвели Гостиный двор (1702–1706). Кремль Ремезова – новый административный центр Сибири – повторял ломаную конфигурацию предшествующих стен и наугольных башен. Однако светские здания соответствовали стилистике московской архитектуры XVII века.

Петр I также покровительствовал Тобольску и стремился придать сибирской столице представительный облик. Князь Матвей Петрович Гагарин, назначенный в 1708 году первым губернатором Сибирской губернии, задумал в кремле внушительные постройки военно-административного и торгового комплекса, которые должны были вместе с Софийским двором составить монументальный центр. В 1712 году на Софийском взвозе выстроили каменную башню Дмитриевских ворот, а по соседству с ней, на самом краю горы, – Вознесенскую церковь, к сожалению, утраченную.

Святые ворота

В 1743–1746 годах была возведена Покровская церковь. В 1748 году – в северной стене крепости – Святые ворота. В 1782 году в Тобольске учреждается наместничество с подчинением ему городов Западной Сибири. В Тобольском кремле появляется два новых здания – дворец наместника и архиерейский дом. XIX столетие тоже оставило в ансамбле кремля свой памятник – Замок каторжно-пересыльной тюрьмы.

Казанский кремль

История Казани начинается с древнейших укреплений булгарского поселения, сооруженных на рубеже Х–ХI веков. В домонгольский период город развивался как военно-торговое место. Уже в XII веке Казанский кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии. В ХIII–XV веках крепость превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды. С 1438 по 1552 год кремль – военный и административный центр Казанского ханства. После взятия в 1552 году войсками Ивана Грозного бывшая столица Казанского ханства становится административным и военным центром присоединенного Поволжья (1552–1708). С 1708 года Казанский кремль – центр Казанской губернии.

После взятия Казани Грозным крепость лежала в руинах. Строительство нового кремля царь поручил псковским зодчим Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю (строителям собора Василия Блаженного). Крепость была значительно расширена, шесть башен (из 13) построили из камня, но лишь треть деревянной стены общей протяженностью 1800 метров удалось заменить каменной, а большую часть стены вновь возвели из дуба. Только в начале XVII века кремль полностью стал каменным.

Благовещенский собор

Одновременно с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского кремля: Благовещенский собор (XVI век), церковь Киприана и Иустины, церковь Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, Спасскую церковь, а также два монастыря – Троице-Сергиевский и

Спасо-Преображенский

(XVI век). Более полутора века в Казанском кремле сохранялось пять каменных зданий ханского времени: ханская мечеть, ханский дворец и мавзолеи, используемые в качестве складских помещений для хранения оружия и боеприпасов, но со временем за ветхостью они были разобраны.

Многоминаретная мечеть Кул-Шариф (названа в честь последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани), центр религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Воссоздана в первоначальном облике в 1996 году. Является главной джума-мечетью Республики Татарстан и Казани.

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике. Ученые предполагают, что она была построена в период правления хана Шах-Али, установившего добрые отношения с Москвой. Высказываются гипотезы, что московский князь мог прислать для ее постройки своих мастеров, чем и объясняется внешнее сходство Сююмбике с Боровицкой башней Московского Кремля. До 1917 года Сююмбике была увенчана двуглавым орлом. После революции над ней вознесся полумесяц, который в 1930-х убрали, а в 1990-х вновь водрузили на место.

С 2000 года Казанский кремль включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Ростовский кремль

Бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

Во время возведения крепости (1670–1683) Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, тем не менее кремль построен в традициях русского оборонного зодчества и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени.

По замыслу заказчика – митрополита Ионы Сысоевича – местный кремль должен был напоминать рай на земле в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями эдемский сад с зеркалом пруда в центре.

После того как в 1787 году митрополия была переведена из Ростова в Ярославль, владычний двор утратил значение и постепенно обветшал. Однако благодаря ростовскому купечеству и купеческим деньгам в 1860-е и 1880-е годы архитектурный комплекс был отреставрирован.

В ансамбль Ростовского кремля входят: Успенский собор (1508–1512), Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения (1670), Судный приказ (1650–1660), церковь Иоанна Богослова (1683), церковь Одигитрии (1693), церковь Спаса на Сенях (1675), церковь Григория Богослова (1680), Красная палата (1670–1680), «Дом на погребах» (XVII в.), Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата.

Новгородский кремль

Новгородский дети́нец – крепость Великого Новгорода – расположен на левом берегу реки Волхов. Первое упоминание о ней в летописи относится к 1044 году.

В 1302 году были возведены каменные строения – башни. По числу административных районов – «концов» Новгорода – было построено пять башен, место расположения которых определялось направлением кремлевских улиц.

Новгородский кремль был политическим и культурным центром феодальной Новгородской республики. На площади перед Софийским собором не раз собиралось шумное вече. Отсюда новгородцы уходили сражаться за свой город и всю Русь. По этой земле ходил Александр Невский. Здесь писались летописи, хранились старинные книги и произведения искусства. Здесь в 1478 году было провозглашено объединение Новгорода с Москвой.

Новгородский кремль , один из древнейших памятников военно-оборонительного зодчества России XV–XVII веков, имеет форму неправильного овала, вытянутого с юга на север и несколько вогнутого с прибрежной стороны. Общая площадь крепости внутри стен – 12,1 га. Глубокий ров окружает его с севера, запада и юга. Крепостные стены, стоящие на валу, протянулись на 1487 м, их высота от 8 до 15, толщина от 3,6 до 6,5 метра. Из двенадцати башен, которые имелись в детинце XV века, сохранилось девять: Дворцовая, Спасская, Княжая, Кокуй, Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Федоровская и Владимирская.

Ансамбль Новгородского кремля включает в себя: древнейший храм России – Софийский собор (1045–1050) со звонницей, Владычную (Грановитую) палату (1433), Лихудов корпус (1670), Дворцовую башню. В центре кремля стоит памятник Тысячелетию России (1862).

Ансамбль Новгородского кремля является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Псковский кремль

Местный кром расположен на высоком скалистом мысу, где малая река Пскова под острым углом впадает в реку Великую. Высота стен крома – от 6 до 8 метров, толщина – от 2,5 до 6 метров. Здесь была вечевая площадь с колокольницей и палата, где заседал Совет бояр. На вече принимались важные для Псковской республики решения – о войне, мире, призвании князя, налогах... Последний раз вечевой колокол звонил 13 января 1510 года, когда закончился период Псковской вечевой республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.

Псковичи воспринимали свой город земным подобием Града Небесного «яко же Горний Иерусалим» и величали его Домом Святой Троицы. Первый собор Святой Троицы 1699 года был воздвигнут по велению княгини Ольги в середине Х века. Второй возвел в камне в XII веке Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Третий, Троицкий собор 1367 года сыграл важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают, что его автором был мастер Кирилл, воплотивший в псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы.

Нынешний Троицкий собор , четвертый по счету, построен в общерусских московских традициях. Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов – в первом ярусе. Несмотря на перестройки в XVIII веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца XIX века, собор сохранил первоначальное решение.

Троицкий собор

Колокольня Троицкого собора XVII–XIX веков построена на месте древней башни «на Радчине всходе». Квадратная в плане, многоэтажная, завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в XVIII–XIX веках.

Псков оставался важнейшим оборонительным рубежом северо-запада России вплоть до середины XVIII века. В боевые годы стены кремля укрепляли и расширяли, но потом они начали ветшать, следили за ними мало, хотя в XIX веке проводилась частичная реставрация. В XX веке, после революции, а потом и немецкой оккупации Пскова, стены и башни кремля практически превратились в руины. Масштабное восстановление началось лишь в 1960-х годах.

Начинается земля, как известно, от Кремля
Из стихотворения «Прочти и катай в Париж и Китай» Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).
Цитируется: как советский вариант квасного патриотизма.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Начинается земля, как известно, от Кремля" в других словарях:

    - … Википедия

    Суверенитет - (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

    Известный деятель в эпоху Смутного времени, род. в 1578 году, ум. в 1642 году; сын кн. Мих. Феод. Пожарского и Марии (Евфросинии) Феод., урожденной Беклемишевой (под конец жизни она постриглась с именем Евдокии). Опала, постигшая кн. Пожарских… … Большая биографическая энциклопедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Владимир Владимирович Путин … Википедия

    КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I - [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

    ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ - последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском () и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… … Православная энциклопедия