Исследовательский проект на тему «Доброта и милосердие спасут мир. Добрые дела для общества

Cлайд 1

Cлайд 2

О чем ты узнаешь Что такое человечность Как проявить заботу о близких Знаком ли страх смельчакам На какие вопросы ответишь Что такое золотое правило морали? Как смелость помогает преодолевать зло? Как научиться делать добро?

Cлайд 3

§ 19 Человек славен добрыми делами Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Пословицы и поговорки о добре: «От добра добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь, все горе забудешь»; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «Много желать - добра не видать»; «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства»…

Cлайд 4

Что такое добро. Кого называют добрым. «Поэтическое слово», стр.192-193 Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.

Cлайд 5

Доброе - значит, хорошее уч-к, стр.193-194 Какие добрые чувства вы можете назвать? Любовь, сочувствие, милосердие, сострадание, благодарность, симпатия… Добрыми могут быть дела. Приведите свои примеры добрых дел. Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Cлайд 6

Жил на свете человек, стр. 194-195 Можно ли назвать академика Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь? А ты встречал добрых людей? Почему ты их считаешь добрыми? Подумай, считаешь ли ты себя добрым человеком или нет. Почему? А.Д.Сахаров

Cлайд 7

Картинная галерея Рембрандт. Возвращение блудного сына Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын? В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» «Пропадал и нашелся» - это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?

Cлайд 8

«Поэтическое слово», стр.195 Булат Окуджава Каким представляешь ты себе героя этого стихотворения? Как ты понял, в чем он видит смысл своей жизни, зачем он живет на земле?

Cлайд 9

Главное правило доброго человека уч-к, стр.194, 197-198 Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе Почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков?

Cлайд 10

Учимся делать добро уч-к, стр. 198-199 Доброта начинается с заботы о близких. Сделай доброе дело. Накапливай опыт добрых дел. Скажи доброе слово и улыбнись.

Cлайд 11

Проверь себя В чем состоит доброе дело, добрый поступок? Каких людей на свете больше: добрых или злых? Обоснуй свое мнение. В чем суть золотого правила морали? Домашнее задание: §19, РТ 19 (все).

Cлайд 12

§ 20. Будь смелым Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Подумай! Чего, по-твоему, боятся люди? Какие синонимы есть у слова «страх»? Какие пословицы и поговорки о страхе ты знаешь?

Cлайд 13

Пословицы о страхе и смелости Смелость силе воевода. Отвага - половина спасения. Смелый приступ не хуже (половина) победы. Двух смертей не бывать, одной не миновать. Волков бояться - в лес не ходить. Семь бед - один ответ. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки... Глаза страшатся, а руки делают. Либо пан, либо пропал. Риск - благородное дело. На всякую беду страху не напасешься. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Один со страху помер, другой ожил. Кто смел, тот два съел - да и подавился.

Cлайд 14

Что такое с т р а х уч-к, стр.199-200 Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом? Что такое фобии? Всегда ли страх вреден? Как можно преодолеть страх? Путешествие в прошлое, стр.200 Как люди в мифах древности объясняли происхождение страха? Как ты можешь объяснить, что страх и ужас ассоциируются с войной, ссорами и раздорами?

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Смелость города берет уч-к, стр. 201 Смелый человек - это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его? Какие ты знаешь синонимы к слову «смелость»? Кого называют смелым? Жил на свете человек, стр. 203

Cлайд 18

Имей смелость сказать злу «нет» уч-к, стр. 203-205 «Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает: отсюда и герои и храбрецы». А. И. Куприн Не думай, что страх непобедим. Помни, страх и зло часто идут рука об руку. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу. «Поэтическое слово», стр.206

Cлайд 19

Проверь себя Что такое страх? Что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека? Домашнее задание: §20, РТ 20 (все).

Cлайд 20

§ 21. Что такое человечность Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Вспомни! Кого называют личностью? Что отличает человека от других живых существ? Подумай! Почему не все поступки человека можно назвать человечными?

Cлайд 21

Гуманизм - уважение и любовь к людям уч-к, стр.208-209 Вспомни! Гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования. Гуманизм Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за свои деяния. определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности

Cлайд 22

«Поэтическое слово», стр.209 РТ 21/1, «В классе и дома», №3 Человек не может жить бездумно, на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей, поскольку нет на земле существа сильнее и могущественнее человека разумного.

На данном уроке мы будем говорить о таком философском вопросе как доброта. Мы обсудим такие вопросы, как мера доброты, как вести себя справедливо по отношению к другим людям. Также нам предстоит поговорить о том, в любой ли ситуации нужно быть добрым, бывают ли добрые и злые нации.

Тема: Добродетели

Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

3. Ангстрем - планета добрых дел ().

1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.

3. *Запиши все пословицы и поговорки о доброте, которые ты знаешь. С какими из них ты согласен, а с какими – нет? Почему?

Бояркина Полина

Добродетели - это положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками. Порой в самых сложных ситуациях, на помощь приходят именно наши добродетели. ДОБРОДЕТЕЛЬ - в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Им же следуют и в других мировых религиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей «5»

Проект

«Добродетели»

Руководитель Тюрина О.Н.

Г.о. Подольск

2017г

1. Введение.

2. Цели и задачи проекта.

3. Методы исследования.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Приложения.

7. Библиография.

Введение.

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодня мы утверждаем завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если мы будем совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни мы сами будем выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.

Люди забыли о существовании универсального морального правила: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Легко ли делать добро? Нам кажется, это зависит от того, какой ты человек. Что для тебя важнее: личный покой и беззаботность или забота и беспокойство о других? Будешь ли ты делать добро другому, если это может тебя ущемить? «Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла,»- говорил В.Ключевский. Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, с радостью, видеть во всех людях только доброе. Если не получается, нужно учиться этому, стараться исправиться, увидел что-то плохое в ком-то, значит надо найти что-то оправдывающее, чтобы в конце концов относиться к людям положительно.

Если говорить в общем о добродетели, то добро - это то, на чем держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира на земле, дружбы, радости, друзей и всего того, чем мы дорожим.

Я думаю, что самое ценное в мире – это доброта. Доброта приносит людям мир и счастье. Рядом с добрыми людьми никогда не бывает зла и горя. Доброта - это щедрость души и внимание к людям, которые вокруг тебя. Человек, делающий добро, чувствует себя счастливым.

Доброта всегда борется со злом и побеждает. Когда говорят, что мир не без добрых людей - это значит, что тебе всегда помогут, не оставят в беде. Добрый человек сочувствует другим людям и животным, помогает слабым и больным. Он всегда в хорошем настроении, с ним спокойно и уютно. Я желаю всем друзьям идти дорогою добра.

Цель: познакомиться с положительными качествами – добродетелями

Задачи:

1.Воспитывать доброе отношение к одноклассникам и окружающим людям;

2.Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера;

3.Подвести к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

Ожидаемые результаты:

Формирование уважения к окружающим людям и миру в целом, через развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков.

Целеполагание. Вызвать желание совершать «добрые» поступки.

Эпиграф проекта:

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются и взрослые и дети.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ литературы по исследуемой теме, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов на различных этапах поисковой работы;

Гипотеза проекта: умение сопереживать близким и сверстникам, желание сделать хорошие дела.

Оборудование: мультимедиапроектор, библия.

Приложение: презентация «Добродетели»

Основная часть.

Говорим мы сегодня о положительных качествах, которые называют ДОБРОДЕТЕЛИ. Добродетели - это положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками.

Порой в самых сложных ситуациях, на помощь приходят именно наши добродетели.

Добро и зло - это дела и поступки, которые совершает человек. Если человек, не требуя ничего взамен, помогает другу или незнакомому человеку или даже животному и растениям, то это добрый человек.

Совершать добрые поступки можно по собственному желанию, а не по принуждению, нельзя заставить человека делать добро.

Желание людей делать добрые поступки, такие как: защищать слабых, помогать старикам и маленьким детям, беречь природу – не ломать и не рубить деревья, называется доброй волей.

Настоящее добро должно быть бескорыстным. Если человек за добрый поступок попросит, чтобы ему заплатили денег или даже просто похвалили, то этого человека нельзя назвать добрым. Для настоящего доброго человека самая лучшая награда - это радость и счастье тех, кому он помог.

Историческая справка.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Им же следуют и в других мировых религиях.

Как вы понимаете слова Уильяма Шекспира «Я никогда не пожалею о том, что совершил доброе дело»

К добродетелям относятся- любовь, уважение, жизнерадостность, бескорыстие, честность, любовь, терпение, вежливость, вера, трудолюбие.

Рассмотрим подробно несколько добродетелей: любовь, вера, честность.

Любовь -чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Вера - это убеждённость, глубокая уверенность в ком или в чём-нибудь.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов.

Честность -это когда думаешь одно, а говоришь правду.

Александр Перлюк.

Святой апостол Павел пишет о том, что из всех добродетелей главные – вера, надежда и любовь, но именно любовь является совершенным исполнением всех добродетелей.

Пословицы и поговорки.

Любовь - Кто согрет любовью к людям- не остынет вечно!

Вера - Его Ангел Хранитель спас!

Честность - Честному человек нужен и поклон.

Если с кискою-партизанкою

Захотите вы вдруг подружиться,

Угостите кошку сметанкою

И в доверье попробуйте влиться.

И от нежности вы задышите,

Это чувство, просьба, запомните,

И мурлыканье вы услышите,

Вашу комнату им и наполните...

Наверное, Вы уже за многое брались, но так и не закончили до конца! Ведь главное не начать, а закончить то, что начали. При отсутствии силы веры приходят сомнения, которые разрушают фундамент для построения победы.

Вера приносит в жизнь человека стойкость, выносливость и внутреннее укрепление.

Без силы веры человек не тверд во всех путях своих.

Все, что он ни делает, он не сможет завершить, поэтому трудящийся трудился напрасно, если не положил в основание веру, веру в себя, веру в успех, веру в победу, веру в то, что Бог на его стороне.

Просмотр диафильма

Лев Николаевич Толстой «Косточка» (быль)

Вопросы:

1.Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?

2. Почему мальчик заплакал?

3. Правильно ли Ваня поступил?

4. Жалко ли вам мальчика или нет?

5. Как бы вы поступили на его месте?

6.О какой добродетели идёт речь в были Л.Н. Толстого.

Примеры из Библии.

Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10, Библия)

Любовь покрывает все грехи (Прит. 10:12, Библия)

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (IИн., гл. 4, Библия)

“Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками” (Рим.12:17).


Заключение.

Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие качества как патриотизм, честность, порядочность. Рассуждая об этом в начале учебного года, мы пришли к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие, которые являются основой основ.
Чем больше мы сделаем добрых дел, тем больше нам воздастся и останется будущему поколению. Добрые дела нужно делать не только за себя, но и «за того парня», который не понимает этих простых вещей. Поэтому работы у нас много!
Наш проект направлен на формирование нравственных качеств, без которых любой человек не может гармонично развиваться.
Мы хотим и должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Мы хотим изменить наше общество, прежде всего, изменившись сами. Подводя итоги работы над проектом, можно отметить, что мы достигли поставленной цели и убедились в том, что добродетельное чувство в людях ещё осталось и продолжает творить добро. Мы узнали о добродетелях. Мы просмотрели мультфильм об одной из добродетелей, подобрали пословицы и поговорки о добродетели, привели примеры из жизни.

Я люблю добрых людей, и сама стараюсь быть такой. Ребята, давайте будем добрее и не будем обижать тех, кто рядом! Добрый человек всегда поступает справедливо, честно, он желает всем только добра. Доброта приносит радость окружающим людям.

Я понимаю, что надо быть добрее ко всему окружающему!

Дарите всем добро,

Бросайте его в море,

Оно не пропадёт

И к вам вернётся вскоре.

Спасибо за внимание!

Библиография.

Интернет-сайт: [email protected]

Материалы СМИ, газеты «Вечерняя Уфа».

Пословицы и поговорки.

Детская библия.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов.

Слайд 2

О чем ты узнаешьЧто такое человечность Как проявить заботу о близкихЗнаком ли страх смельчакам

На какие вопросы ответишь Что такое золотое правило морали? Как смелость помогает преодолевать зло? Как научиться делать добро?

Слайд 3

§ 19 Человек славен добрыми делами

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Пословицы и поговорки о добре: «От добра добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь, все горе забудешь»; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «Много желать - добра не видать»; «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства»…

Слайд 4

Что такое добро. Кого называют добрым.

«Поэтическое слово»,стр.192-193 Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.

Слайд 5

Доброе - значит, хорошееуч-к, стр.193-194

Какие добрые чувства вы можете назвать? Любовь, сочувствие, милосердие, сострадание, благодарность, симпатия… Добрыми могут быть дела. Приведите свои примеры добрых дел. Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Слайд 6

Жил на свете человек,стр. 194-195

Можно ли назвать академика Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь? А ты встречал добрых людей? Почему ты их считаешь добрыми? Подумай, считаешь ли ты себя добрым человеком или нет. Почему? А.Д.Сахаров

Слайд 7

Картинная галерея

Рембрандт. Возвращение блудного сына Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын? В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» «Пропадал и нашелся» - это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?

Слайд 8

«Поэтическое слово»,стр.195

Булат Окуджава Каким представляешь ты себе героя этого стихотворения? Как ты понял, в чем он видит смысл своей жизни, зачем он живет на земле?

Слайд 9

Главное правило доброго человека уч-к, стр.194, 197-198

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе Почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков?

Слайд 10

Учимся делать добро уч-к, стр. 198-199

Доброта начинается с заботы о близких. Сделай доброе дело. Накапливай опыт добрых дел. Скажи доброе слово и улыбнись.

Слайд 11

Проверь себя

В чем состоит доброе дело, добрый поступок? Каких людей на свете больше: добрых или злых? Обоснуй свое мнение. В чем суть золотого правила морали? Домашнее задание: §19, РТ 19 (все).

Слайд 12

§ 20. Будь смелым

Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Подумай! Чего, по-твоему, боятся люди? Какие синонимы есть у слова «страх»? Какие пословицы и поговорки о страхе ты знаешь?

Слайд 13

Пословицы о страхе и смелости

Смелость силе воевода. Отвага - половина спасения. Смелый приступ не хуже (половина) победы. Двух смертей не бывать, одной не миновать. Волков бояться - в лес не ходить. Семь бед - один ответ. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки... Глаза страшатся, а руки делают. Либо пан, либо пропал. Риск - благородное дело. На всякую беду страху не напасешься. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Один со страху помер, другой ожил. Кто смел, тот два съел - да и подавился.

Слайд 14

Что такое с т р а хуч-к, стр.199-200

Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом? Что такое фобии? Всегда ли страх вреден? Как можно преодолеть страх? Путешествие в прошлое, стр.200 Как люди в мифах древности объясняли происхождение страха? Как ты можешь объяснить, что страх и ужас ассоциируются с войной, ссорами и раздорами?

Слайд 15

Картинная галерея

Эрьзя (С.Д. Нефедов). Ужас.

Слайд 16

Брюллов Карл Павлович: Последний день Помпеи

Слайд 17

Смелость города беретуч-к, стр. 201

Смелый человек - это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его? Какие ты знаешь синонимы к слову «смелость»? Кого называют смелым? Жил на свете человек,стр. 203

Слайд 18

Имей смелость сказать злу«нет» уч-к, стр. 203-205

«Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает: отсюда и герои и храбрецы».А. И. Куприн Не думай, что страх непобедим. Помни, страх и зло часто идут рука об руку. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу. «Поэтическое слово»,стр.206

Слайд 19

Проверь себя

Что такое страх? Что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека? Домашнее задание: §20, РТ 20 (все).

Слайд 20

§ 21. Что такое человечность

Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Вспомни! Кого называют личностью? Что отличает человека от других живых существ? Подумай! Почему не все поступки человека можно назвать человечными?

Слайд 21

Гуманизм - уважение и любовь к людям уч-к, стр.208-209

Вспомни! Гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования. Гуманизм Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за свои деяния. определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности

Слайд 22

«Поэтическое слово»,стр.209

РТ 21/1, «В классе и дома», №3 Человек не может жить бездумно, на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей, поскольку нет на земле существа сильнее и могущественнее человека разумного.

Слайд 23

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».Антуан де Сент-Экзюпери

«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».Л. Н. Толстой

  • Слайд 24

    Прояви внимание к старикам

    Гуманным или негуманным, как известно, может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Уч-к, стр.209-212 Благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы старики не чувствовали себя ненужными и одинокими, им нужно помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них. Общение старых людей с молодыми, взаимопонимание и сочувствие продлевают старикам жизнь и поддерживают их хорошее самочувствие. Жил на свете человек,стр. 210

    Посмотреть все слайды
  • Урок по обществознанию

    5 класс

    Составила: Селиванова Е.В.

    учитель истории и обществознания

    МКОУ СОШ № 256 г.Фокино

    2015 год


    ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

    Спешите делать добро


    Добрыми делами славен человек.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Добрые дела добру учат.


    Человек

    славен добрыми делами


    ДОБРО


    Добро – это:

    1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;

    2) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу

    Толковые словари Ожегова, Ефремовой



    Как вы охарактеризуете поступок Цветка? – Какие качества вы увидели в Бабочке? – Какая мораль в этой сказке?


    Мораль – это правила доброго поведения.

    Золотое правило морали:

    «Не желай никому того, чего не желаешь себе»



    Составляем синквейн

    • первая строка – название темы (одно существительное);
    • - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
    • - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
    • - четвёртая строка – это фраза которая , показывает отношение к теме (целое предложение);
    • - пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

    Тест "Добрый ли, я?"


    • У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
    • Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
    • Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
    • Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
    • Часто ли ты используешь злые шутки?
    • Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
    • Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
    • С желание ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
    • Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
    • Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
    • Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
    • Станешь ли ты передразнивать кого – то, чтобы развеселить своих друзей?

    Бланк ответа

    № вопроса

    № вопроса

    Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

    Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


    Пословицы

    а его добрые дела.

    Доброе слово

    и кошке приятно.

    Не одежда красит человека ,

    того Бог отблагодарит.

    Торопись на доброе дело,

    в том и правды мало.

    Не хвались серебром,

    Кто добро творит,

    а худое само приспеет.

    В ком добра нет,

    ищи доброты.

    Не ищи красоты -

    а хвались добром.


    Домашнее задание

    Заполни таблицу

    Линии сравнения

    В жизни

    Проявление добра

    В сказках

    Проявление зла








    Доброго вам