Исследовательская работа: "Темперамент сказочных героев". Что определяет нашу индивидуальность

Понятие "ТЕМПЕРАМЕНТА" (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) восходит ещё к "отцу медицины" Гиппократу. Именно он открыл нам, что людей можно обзывать меланхоликами, холериками, флегматиками и сангвиниками. А то, кого как обозвать зависит от преобладания в организме одного из четырёх типов жидких сред - желчи, чёрной желчи, слизи и крови.
Медицина давно уже отказалась от подобного взгляда на внутреннюю среду организма, однако сами типы темпераментов оказались чрезвычайно живучи из-за своей краткости и точности. Ими до сих пор оперируют психологи и, хотя давно известно, что чистых типажей каждого темперамента в реальности не встречается, в каждом из нас преобладает один или два из них.
Поэтому и на разные подарки мы реагируем по-разному. Если у холерика подаренное ружьё вызовет восторг (хотя дарить его холерикам не рекомендуется), то меланхолика оно способно навести на мысли о самоубийстве. Так что перед тем, как выбирать подарок не грех определиться с типом темперамента того вы хотите одарить, чтобы быть уверенным, что это принесёт ему радость или пойдёт на пользу.

Подарок для Пьеро

Темперамент МЕЛАНХОЛИКОВ (от греч. melas - черный, chole - желчь) характеризуется повышенной впечатлительностью, относительно незначительным внешним выражением чувств, быстрой утомляемостью.
Меланхолики-взрослые внутренне очень впечатлительные и эмоциональные, но внешне это почти никак не проявляется. Отрицательные эмоции у них преобладают, и любое событие они принимают близко к сердцу, окрашивая его в самые мрачные тона. У меланхоликов наблюдается тенденция к развитию повышенной требовательности к себе и заниженного уровня желаний. Им свойственна особого рода тревожность. У них это постоянное, неотъемлемое чувство, под воздействием которого они находятся 24 часа в сутки. Поэтому вполне естественно, что доминирующее настроение у них - пессимистичное. Но при благоприятных жизненных обстоятельствах, спокойной работе все эти негативные особенности нервной системы постепенно сглаживаются и видны только в особенно неблагоприятное для них время.
Подарки меланхоликам должны быть как можно более радостными, светлыми. Если вы хотите преподнести аудиокассету, пусть на ней будет записана веселая, энергичная музыка. Если видеофильм - то комедия или приключения. А выбирая для меланхолика что-либо из одежды, отдавайте предпочтения ярким солнечным тонам.

У меланхоликов-детей с раннего возраста развита повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Как правило, они постоянно одни, и игры их направлены только вглубь своего воображения. Они не любят выходить гулять во двор. Ненавидят школу из-за прессинга учителей и поддевок одноклассников. Меланхоликам свойственны робость, застенчивость, впечатлительность. И им подчас очень сложно находиться в энергичном коллективе своих сверстников. Меланхолики склонны очень подробно и долго анализировать и переживать прошедшие или предстоящие события. При этом у них развивается чувство собственной недостаточности, иными словами - комплекс неполноценности. С такими детьми нужно быть предельно внимательными, чуткими и ласковыми. Лучше всего на них действует доброе слово, похвала.
Подарки должны быть направлены на развитие у них групповых игр, чтоб ребенок не замыкался в себе, больше времени проводил в общении с другими детьми. И если ребенок вам говорил, что у всех его одноклассников есть, например, ролики, CD-плейер или рюкзак на одной лямке, то не пожалейте денег, купите эти вещи. Может, это как раз то, чего ему не хватает чтоб влиться в детское общество и чувствовать себя полноценным. Не стоит дарить детям-меланхоликам какую-нибудь вышедшую из моды одежду, мягкие игрушки с грустными глазами и книжки с печальным концом.

Подарок для Карабаса Барабаса
ХОЛЕРИКИ (от греч. сhole - желчь) - это люди, обладающие быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Но они могут быть взрывными и неуравновешенными.
Взрослый холерик склонен к резким сменам настроения - от бурного веселья к страшной депрессии, и наоборот. Он вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, т.к. воспринимает все с детским максимализмом. Иногда бывает даже агрессивен.
Холерики - это самые непредсказуемые из всех типов. Никогда нельзя наверняка сказать, какую реакцию вызовут у него ваши слова, действия или преподнесенный ему подарок. Могу лишь посоветовать, что точно не стоит дарить ему сразу две или три вещи. Это вызовет поток различных эмоций, что приведет к обострению нервного диссонанса, который у холериков всегда присутствует в меньшей или большей степени. Хорошо влияет на холериков всякого рода механика, например, замечательным подарком будут механические часы или ручная кофемолка.

Холерики-дети - очень нервозны, требовательны и безумно энергичны. Им не нужно веских причин для того, чтобы заплакать или засмеяться. Внутренне они постоянно на взводе, готовы к действию и от этого в компании они чаще всего играют роль негласного лидера. У них всегда в запасе огромное количество идей, которое они непременно хотят реализовать, причем все одновременно и немедленно. Своей неуемной жаждой деятельности и импульсивностью они и заражают друзей и знакомых. Для родителей и педагогов холерики - самая настоящая проблема. Они очень плохо поддаются дисциплине, а желание учиться у них появляется так же быстро, как и исчезает. Детям-холерикам бесполезно что-либо втолковывать и переделывать их нервную систему в принудительном порядке. От этого у них лишь возникает "эффект бумеранга". Когда ребенка вынуждают длительное время воспринимать информацию, направленную на изменение его установок, суждений и мнений. Но ребенок не только не изменяет свои исходные позиции, но и еще более в них укрепляется.
Холерики - большие любители экспериментов, они очень артистичны и в высшей степени самолюбивы. Поэтому постарайтесь их исследовательские способности направить в нужное русло. Например, подарите ему микроскоп или подзорную трубу, физическую или химическую лабораторию. Также хорошим подарком будет абонемент в тренажерный зал или бассейн.

Подарок для черепахи Тортиллы
ФЛЕГМАТИКИ (от греч. phlegma - слизь) в отличие от холериков характеризуются низким уровнем психической активности, медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств - невыразительностью мимики, вялостью речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Самое главное для них - привычка. Принимают пищу, засыпают и просыпаются они всегда в одно и то же время. У флегматиков преобладает ровное, спокойное настроение. Чувства их отличаются постоянством. Они хорошие исполнители, но почти никогда не занимают административных должностей. Их нервная система такова, что при размеренной тихой жизни у них может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычек.
Чтобы этого не произошло, старайтесь разнообразить их жизнь, дарите им билеты на концерт или в театр, палатку и походный рюкзак. Еще одним замечательным подарком будет велосипед.

Флегматики-дети очень медлительны, вялы и безынициативны. Но в отличие от меланхоликов они не капризны и не требовательны. Часами могут играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе флегматики обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить. Их ровное настроение является одновременно и плюсом и минусом. При отсутствии ярких впечатлений у маленького флегматика будет развиваться "тормозной процесс", ребенок не сможет соответствовать современному темпоритму, и это будет ставить барьер между ним и его сверстниками.
Чтоб развить у таких детей интерес к жизни, встряхнуть их как-то, необходимо дарить им спортивные подарки: лыжи, коньки, мопед или велосипед. Малышам - краски, кисточки, пластилин для развития воображения. Почаще покупайте им новую одежду и время от времени меняйте обстановку в их комнате.

Подарок для Буратино
САНГВИНИКИ (от лат. sanguis, род. п. sanguinis - кровь, жизненная сила) считаются самым положительным для здоровья типом темперамента. И это неудивительно: их характеризует самый устойчивый, уравновешенный и энергичный тип темперамента. Сангвиники-взрослые очень общительны, склонны оценивать все с позитивной точки зрения, т.е. оптимисты на 100 %. Достаточно легко переживают неудачи и поражения.
Люди этого типа обладают быстротой и живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи. Очень работоспособны и деятельны, быстро находят выход из трудных ситуаций. Благодаря вышеуказанным качествам сангвиники чаще всего занимают руководящие места, как на работе, так и дома.
Подарки сангвиникам, в силу их покладистого и жизнерадостного характера, могут быть очень разными. Каждому подарку они найдут применение и одинаково будут рады и зажигалке, и телевизору. Главное, чтобы подарок был действенный, полезный. Не стоит сангвиникам дарить вазочки и статуэтки. Они терпеть не могут статичные вещи.

Сангвиники-дети этого типа очень любознательны, веселы, общительны и энергичны. У них самый психически устойчивый тип темперамента, поэтому они меньше всех доставляют хлопот родителям. Капризничают только в крайнем случае, и то скорее театрально. А в основном у них ровное, позитивное настроение. В школе такие дети являются стержнем коллектива, их выдвигают на ответственные задания, и, по мнению педагогов, на них все должны равняться. Учителя сангвиников обожают. Они легко усваивают материал, у них есть желание узнать что-то новое, и при этом проблем с дисциплиной практически не бывает.
Подарки ребенку-сангвинику должны быть подчинены определенной цели - развитию и укреплению их природных данных. Так как при неблагоприятных условиях у сангвиников могут проявляться поверхностность, отсутствие сосредоточенности, поспешность поступков. Нежелательные подарки - военная атрибутика (пистолеты, ножи, военизированная одежда) и музыка агрессивных направлений (металл, панк).

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»


Психологический портрет героя. Буратино


Студент гр. ВБ 220102

Слесарева Е. О.

Преподаватель

Меренкова Е. И.


1. Тип темперамента


Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.


2. Характер и его акцентуация


Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы выбрал


Моему воспитаннику с таким характером и типом темперамента как у Буратино могли помешать такие черты, как:

·Импульсивность;

·Эмоциональная непредсказуемость;

·Беззаботность;

·Отсутствие значимых целей;

·Необдуманность поступков;

·Невнимательность и несосредоточенность, разбросанность и т.д.

К такому ребенку нужен особый индивидуальный подход, направленный на повышение его трудоспособности. Воспитанник будет стремиться к самостоятельной работе, будет плохо подчиняться «власти». Не стоит подавлять его активность, лучше наладить с ним отношения и направить по своему влиянию. Идеальная работа для такого типа людей должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять все существо дела, лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять его без работы. Основной мотивацией его деятельности служит мотивация достижения успеха.

С такими детьми следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки можно вынести на коллективное обсуждение, так как такой тип людей не боится наказаний. Указания на ошибки активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Если говорить о наказании, то наказывается не человек, а его проступок. Давая обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

Для того чтобы облегчить понимание и общение с другими людьми необходимо:

· научиться говорить наполовину меньше, чем обычно;

· больше слушать;

· развивать последовательность и самодисциплину;

· внимательно наблюдать за происходящим;

· вовремя останавливаться.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Павел Цыпин

Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.)

Буратино . PT, Джек. Всегда жизнерадостен, ни в каких ситуациях не унывает - позитивист, внешне - полная противоположность мрачному Пьеро. Буратино никогда долго не задумывается над альтернативами действий, а тут же не только принимает решение, но и начинает активность. Например, когда его соблазняет обогащением Лиса Алиса или когда летучая мышь предлагает следовать в страну дураков. Решительность Буратино не только соционическая, но и бытовая.

Энергозатратность Буратино не подлежит сомнению, как и то, что он мотивируется событиями окружающего мира, а не внутренними переживаниями; Буратино - явный экстраверт.

Пока получается, что этот герой может быть либо FR, либо PT. Проясним ситуацию.

Власть как таковая и влияние на людей Буратино не интересуют; себя он не выпячивает. Он становится стихийным лидером в действии - когда надо спасаться от Карабаса или освобождать друзей из лап сыщиков. К этическим правилам, которые всё время транслирует Мальвина, у Буратино отношение по-детски капризное и несколько наивное. В любом случае, сам он этих правил не выдумывает, а просто принимает их как есть.

Буратино исключительно находчив, например, в харчевне, где догадывается напугать Карабаса страшным голосом из кувшина, а затем использует петуха не только для спасения от преследования, но и для бомбардировки тюремщиков, охраняющих повозку с пленными друзьями. Это классическое проявление демонстративной I, которая включается в трудные, критические моменты без рассуждений и колебаний.

Наконец, характерен жгучий интерес Буратино к технологиям зарабатывания денег и к их преумножению. Это характерно для всех ТИМов 3-й квадры, но более всего - для PT.

Папа Карло . TE, Есенин. Больше всего бросается в глаза его житейская и финансовая непрактичность: он «не знает, как на хлеб заработать». Старый шарманщик тих, пассивен, скромен в потребностях, но любит помечтать (во сне!) о вкусном обеде (с этой сцены начинается мультфильм). Это явный интроверт с очень уязвимой P. За советом по этому аспекту он и приходит к другу Джузеппе.

Однако, изготовив деревянного человечка, Карло, вопреки совету столяра, не собирается его продавать - из этических соображений, под влиянием прилива эмоций к своему детищу. План финансового спасения выполнен не был, и Карло пришлось продавать пальто. Шарманщик не отличается находчивостью и предприимчивостью, он не видит никаких конструктивных возможностей улучшить своё положение; видимо, I находится в ограничительном канале модели А.

Сенсорные навыки Карло ненулевые (он успешно шьет Буратино одежду, да и выстругивает его самого из полена), однако обеспечивать себя всем необходимым на регулярной основе не способен. Этот факт не дает нам возможности установить S в программный канал. Следовательно, Карло интроверт, этик, интуит с ограничительной I.

Столяр Джузеппе . PS, Штирлиц. Полная противоположность характеру Папы Карло: живой, предприимчивый, мастеровитый, любящий поучать (дает совет Карло, как заработать денег), немного самодовольный. И, самое главное, профессионал своего дела, который без куска хлеба никогда не останется. Он сам признается в потенциальности своей интуиции в конце фильма: «Ну не старый ли я дурак: отдать ТАКОЕ полено?!!».

Карабас-Барабас . FL, Жуков. Хозяин кукольного театра - персонаж, несомненно, отрицательный. Попытаемся, однако, отойти от его моральной оценки и беспристрастно продиагностировать его ТИМ.

Главное для Карабаса - власть, реальная физическая власть над куклами. Правит он своим театром железной рукой, не зная компромиссов и оговорок. Куклы висят на гвоздях и за малейшее непослушание подвергаются наказанию; Мальвина от такого отношения сбежала. Здесь явно просматривается программная F. У Карабаса-Барабаса совершенно неразвита этика отношений: он почти всегда груб, предельно откровенен, беззастенчиво выражает свои агрессивные планы. Вот характерные для его лексикона фразы: «клянусь бородой, эта носатая деревяшка будет неплохо гореть» или упрек в адрес трактирщика «вот ты смеешься, а вино у тебя - дрянь!». R у данного персонажа явно не в блоке Эго.

Карабас хорошо ориентируется в социальной иерархии, в частности, успешно даёт взятку начальнику города и тут же добивается ордера на арест Карло. В то же время Карабас лишен находчивости Буратино; он действует всегда шаблонно, добиваясь своих целей с помощью агрессии и репрессивно-полицейского аппарата.

Дуремар .TP, Бальзак. Дуремар - человек прежде всего деловой: он неустанно ловит в прудах пиявок и продает их лечебную силу страждущим. Он в своем деле высоко технологичен, ловлю пиявок и лечение с их помощью освоил в совершенстве (P в Эго). Дуремар всегда покорен воле Карабаса, декларирует: «Рад вам служить, Карабас-Барабас» (F в Суперид). Не имеет своих собственных этических оценок, добро и зло его мало беспокоит, он ориентируется на тех, кто сильнее, и делает для них то, что умеет. Сам по себе Дуремар спокоен, безынициативен, инертен. Это указывает на интроверсию.

Кот Базилио . SE, Дюма. В принципе - типичный кот: хитрый, жадный до лакомств, довольно артистичный (с успехом изображает слепого; видимо, E в блоке Эго). Он как сенсорик ловок (например, мгновенно взбирается на дерево, чтобы наказать за правду ворону). Как интроверт не слишком инициативен; пользуется идеями Лисы, он - только исполнитель её планов, младший соратник, компаньон, но никак не лидер.

Мальвина . RF, Драйзер. Исключительно рациональна: всё у нее по правилам, все вещи на своих местах, всегда царит чистота и порядок. Демонстративная S соответствует её яркой, всегда идеально ухоженной внешности. На наведение красоты и расходуется значительная часть её времени.

На всех, кто оказывается в пределах досягаемости, Мальвина транслирует непрекращающийся поток правил хорошего тона: мыть руки, чистить зубы, есть ложкой и вилкой, а не руками и т.д. В проповедовании этих правил Мальвина догматична. Она любит учить, в том числе арифметике, однако на примере Буратино видно, что её обучение носит нормативный характер и совершенно не учитывает особенностей конкретного ученика. Она просто вдалбливает ему без особого, кстати, успеха, очевидные истины. Видимо, её L находится в Суперэго, в нормативном канале модели А. Мальвина любит наказывать и повелевать, делает это легко и свободно, в частности, за «неспособность к обучению» отправляет Буратино в чулан. Свои этические правила она всегда подкрепляет волевым посылом, она не просит, а требует. Это потому, что F располагается в блоке Эго.

Мальвина как интроверт в целом пассивна и в критической ситуации склонна паниковать и доверяться более предприимчивым и смелым персонажам (таким как Буратино). Она, сбежав от неэтичного Карабаса, создала себе с помощью дружественных животных маленькое чистенькое королевство, и готова жить в нем сколько позволят внешние обстоятельства.

Пьеро . ET, Гамлет. Ярко выраженный негативист - всегда на грани слёз, в тоске: «Пропала Мальвина, невеста моя, она убежала в другие края, рыдаю, не знаю, куда мне деваться…». Пьеро как интуит непрактичен, живет возвышенным - пением, стихами, которым предпочитает даже хлеб насущный: «…я давно уже ничего не ем, я сочиняю стихи». Чувство Пьеро к Мальвине - это чувство «идеальное», крайне далекое от физического влечения, чисто поэтическое. Пьеро - послушный объект воспитания Мальвины, он покорно подчиняется чужой воле (F в блоке Суперид). Пьеро движим эмоциями, и только ими; никакие другие стимулы и соображения его не трогают.

Артемон . LF,Максим. Крайне дисциплинированный пес, всё делает как положено и чуть ли не по расписанию - рациональность, логика. При необходимости предприимчив, в частности, оперативно вызвал муравьев для перепиливания веревки, на которой висел Буратино, а затем пригласил докторов для его лечения. В то же время Артемон не инициативен, он воплощает в жизнь не свою волю, а пожелания хозяйки - интроверсия. Пудель весьма ухожен - демонстративная S. И, наконец, он проявил себя в неравном бою с двумя свирепыми псами Карабаса, продемонстрировав хитрость и смекалку, и умение драться нестандартно - не лоб в лоб, а творчески, в результате чего псы свалились в пропасть. Такие выраженные бойцовские качества в сочетании с гибкостью можно считать хорошим признаком творческой F.

Тортилла . Большую часть времени проводит в пассивном состоянии на дне пруда - это признак восприимчиво-адаптивного темперамента. Встретив брошенного в пруд Буратино, не выказывает ему никакого эмоционального сочувствия, зато помогает делом, вручая золотой ключик, - это аргумент за логику. Далее становится известно со слов лягушонка, что Тортилла под угрозой расправы рассказала Карабасу-Барабасу, кому она отдала золотой ключик. Вероятнее всего, сломить волю интуита Карабасу оказалось не так уж сложно… Внешний облик Черепахи - её угрюмость, замкнутость, чопорность - указывают на негативизм. Так что черепаха, по всей видимости, TP (Бальзак).

План урока по теме

Курс Твоя профессиональная карьера
Методы Словесный, практический.
Технические средства: Телевизор, видеомагнитофон.
Триединая цель урока
Обучающий аспект

Познакомить учащихся с понятием “темперамент”, его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

Развивающий аспект

Формирование у учащихся умения анализировать: психические особенности личности, выделять важные особенности поведения личности в профессиональной деятельности

Воспитательный аспект

Создание психологического комфорта на уроке, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, поддерживать стремление учащихся вносить посильный вклад в получение результата.

Ход урока.

Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собой.

В.Гумбольдт

Темперамент идет впереди мысли. Это плохо. Надо поставить мысль впереди темперамента.

К.С.Станиславский

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока.

  • История учения и современные представления о темпераменте

Само слово “темперамент” в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков- желтая желчь (“холе”), у флегматиков-слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов-черная желчь (“меланхоле”).

Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.

Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

  • Понятие экставерсии-интроверсии. Психологические различия между экстравертами и интровертами.
  • (Приложение №1 )

Экстравертированный типхарактеризуется обращенностью личности на окружающий мир.

Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Если о характере человека можно говорить в категориях “хороший”, “плохой”, то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

  • Проведение диагностики.
  • (Приложение №2 ) Тест на определение темперамента.
  • Использование видеоматериалов для более яркой характеристики типа темперамента.

Сангвиник - Буратино (фильм “Приключения Буратино”)

Холерик - Карлсон (фильм “Приключения Малыша и Карлсона”)

Флегматик – Кот Матроскин (Мультфильм “Приключения в Простоквашино”

Меланхолик – ослик Иа (мультфильм “Винни-пух и его друзья”)

  • Основные типы темперамента и их свойства

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Сангвинический тип. Сангвиникбыстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.

Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.

Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако Наполеон Бонапарт и Петр I были сангвиниками, М. И. Кутузов - флегматиком, А. В. Суворов - холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.

Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылов был флегматиком, Н. В. Гоголь - меланхоликом, А. С. Пушкин - холериком, М. Ю. Лермонтов - сангвиником. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента.

Посмотрите на характеристику типов темпераментов и решите, какие профессии подходят представителю вашего типа темперамента, а какие - нет, объясните почему.

  • Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности. Но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипным способам действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические ходы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, - меланхолики - сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех.

Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью, - сангвиники не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще их характеризуются нереалистичными (завышенными, заниженными) уровнями притязаний.

  • Учащиеся работают с карточками-заданиями “Проявление темперамента в профессиональных ситуациях”.

Определите тип темперамента, объясните почему.

  1. Светланасчитается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.
  2. Андрей работает программистом. Всевремя спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость - к концу дня работоспособность уменьшается.
  3. Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен.

На успешность овладения профессией в определенной степени влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

3. Закрепление материала.

Определите тип темперамента по карточке, объясните почему. (

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Психологический портрет героя. Буратино

Студент гр. ВБ 220102

Слесарева Е. О.

Преподаватель

Меренкова Е. И.

1. Тип темперамента

Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.

2. Характер и его акцентуация

Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы выбрал

Моему воспитаннику с таким характером и типом темперамента как у Буратино могли помешать такие черты, как:

· Импульсивность;

· Эмоциональная непредсказуемость;

· Беззаботность;

· Отсутствие значимых целей;

· Необдуманность поступков;

· Невнимательность и несосредоточенность, разбросанность и т.д.

К такому ребенку нужен особый индивидуальный подход, направленный на повышение его трудоспособности. Воспитанник будет стремиться к самостоятельной работе, будет плохо подчиняться «власти». Не стоит подавлять его активность, лучше наладить с ним отношения и направить по своему влиянию. Идеальная работа для такого типа людей должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять все существо дела, лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять его без работы. Основной мотивацией его деятельности служит мотивация достижения успеха.

С такими детьми следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки можно вынести на коллективное обсуждение, так как такой тип людей не боится наказаний. Указания на ошибки активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Если говорить о наказании, то наказывается не человек, а его проступок. Давая обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

Для того чтобы облегчить понимание и общение с другими людьми необходимо:

· научиться говорить наполовину меньше, чем обычно;

· больше слушать;

· развивать последовательность и самодисциплину;

· внимательно наблюдать за происходящим;

· вовремя останавливаться.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Определение характера. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Проявление характера в поведении и деятельности человека. Человек с характером выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему.

    реферат , добавлен 02.12.2005

    Акцентуации характера, их типологии и характеристика. Психологический аспект удовлетворенности в браке молодых супругов, ее связь с типом акцентуации их характера. Эмпирическое исследование проблемы. Характеристика выборки и методов исследования.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Теоретический анализ понятия и свойства восприятия времени. Анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера. Методы и организация эмпирического исследования. Анализ и интерпретация данных.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Анализ литературного героя с точки зрения психологических знаний. Исследование образа Родиона Романовича Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Определение акцентуации характера и интровертированной личности.

    эссе , добавлен 10.12.2013

    Переход к подростковому возрасту. Подходы к пониманию характера, темперамента. Базовые качества личности. Развитие характера в возрастном аспекте. Семья как фактор формирования характера. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2009

    Формирование характера и понятие о темпераменте. Связь характера и способностей. Основные виды темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Развитие характера в возрастном аспекте. Взаимосвязь характера и темперамента.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Общее понятие о характере. Физиологические основы характера. Типология характера. Влияние видов характера на профессиональную деятельность. Гармоничные типы характера. Взаимодействие с людьми, затруднения и конфликты. Акцентуации характера.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Определение характера. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Проявление характера в поведении и деятельности человека. Устойчивые личностные побуждения. Воспитательная работа по формированию характера.

    реферат , добавлен 30.11.2006

    Направления современной характерологии. Понятие и структура характера, его связь с мировоззрением, точки зрения на его природу. Особенности общения и поведения в зависимости от акцентуации характера. Методики определения акцентуированных свойств личности.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Определение понятия "акцентуация характера". Основные типы акцентуаций характера. Лабильный циклоид личности. Период становления характера, его типологические особенности. Патологические аномалии характера. Типы психопатий.