Исследовательская работа на тему "от чего зависит наше поведение". От чего зависит поведение людей и как им можно управлять

Поведение человека относится к совокупности физических действий и наблюдаемых эмоций, связанных с отдельными лицами, а также человеческой расы в целом. Некоторые виды поведения изменяются с возрастом. Хотя конкретные черты своей личности и темперамента могут быть неизменными, другие виды поведения будут меняться по мере взросления от рождения до совершеннолетия. На человеческое поведение сильно оказывают влияние социальное взаимодействие и культура, этика, власть, отношения, гипноз, убеждение и принуждение.

В социологии, поведение в целом включает в себя мероприятия, направленные на себя и других людей, и, таким образом, все основные человеческие действия. Поведение в этом общем смысле не следует путать с социальным поведением, которое являет собой более специализированные социальные действия, специально направленные на других людей. Приемлемость поведения в значительной степени зависит от социальных норм и регулируется с помощью различных средств социального контроля. Поведение человека изучается специализированными академическими дисциплинами: психиатрией, психологией, социологией, экономикой и антропологией.

Поведение человека включает в себя способы действий на основе различных факторов, таких, как генетика, социальные нормы, религия и отношение. Социальные нормы также влияют на поведение. В связи с конформистской природой человеческого общества в целом, люди испытывают давление определенных общественных правил. Различные типы поведения считаются либо приемлемыми, либо неприемлемыми в разных обществах и культурах. Мировоззрение человека может быть воспринято через религию и философию этого человека. Оно формирует то, как человек думает, и это, в свою очередь, приводит к различным способам поведения. Отношение может быть определено как степень, в которой человек имеет благоприятную или неблагоприятную оценку своего поведения.

Отношение является по существу отражением поведения в конкретных ситуациях. Таким образом, поведение человека в значительной степени находится под влиянием разнообразных факторов:

  1. Генетика.
  2. Социальные нормы.
  3. Творчество.
  4. Вера и культура.
  5. Отношения.

Отношение выражает благосклонность или немилость к человеку, месту, предмету или событию. Каждый человек имеет различное отношение к различным вещам. Отношение имеет много общего с сознанием, которое тоже очень влияет на поведение человека. Способ поведения человека во многом зависит от того, как он смотрит на ситуацию и чего ожидает от нее. Положительное отношение лучше, чем отрицательное, так как может принести отрицательные эмоции вызвать недовольство собой или болезни.

«Ну что делать – такой вот он у меня уродился!» – с милой улыбкой разводит руками вызванная к директору школы мамаша, чей отпрыск ежедневно избивает хотя бы одного одноклассника – а то и двух-трех… Выражаясь научным языком, здесь мы имеем дело с бытовым преломлением биологизаторского подхода – проще говоря, с убеждением, что поведение человека целиком и полностью зависит от врожденных факторов… Именно в быту о ней чаще всего вспоминают те, кто не может справиться со своими детьми или учениками – очень уж объяснение удобное: против генов ничего не сделаешь! Чаще же эту теорию отвергают с порога: нечего на гены пенять – воспитывать надо лучше, да и самому за собой следить – тогда и с поведением все будет в порядке! А что же говорят ученые?

Скажем прямо: тот, кто ожидает от науки однозначного подхода, будет разочарован. Конечно, есть в нашем поведении вещи, которые в генах закодировать уж никак нельзя, ведь ген отвечает за синтез того или иного белка – никакой белок не определит непосредственно, надеваете ли вы рваные джинсы или строгий костюм, выражаетесь ли в стиле И. Тургенева или пересыпаете речь сленгом… но сам по себе ваш выбор и одежды, и манеры речи зависит от вашей склонности следовать моде и другим проявлениям группового давления, а шире – от склада характера… А склад характера может определяться синтезом белков?

А чем вообще определяется поведение? Если оставить за скобками бессмертную душу (которую по понятным причинам ученые исследовать не могут), то ответ будет однозначным: от построения нейронных контуров в нервной системе. И вот тут гены могут сыграть весьма весомую роль. Скажем, у насекомых существует ген, получивший название for – он имеет два варианта: мухи-дрозофилы с одним из них ищут пропитание активнее, чем с другим. Но он есть и у пчел: у одних он работает активнее – они собирают нектар, у других менее активно – они в ульях заботятся о молоди… Каким образом один ген так по-разному действует у разных насекомых – пока неизвестно, но влияние гена на поведение очевидно…

Иногда удается проследить влияние на поведение конкретных веществ, синтез которых, конечно, обусловлен генетически – но искусственно вводя их в организм даже высших животных, можно менять их поведение. Например, существует такое вещество – окситоцин. Когда в экспериментах подавляли его синтез у крыс, они переставали заботиться о детенышах, когда же его вводили крысам, у которых ни детенышей, ни «судьбоносных встреч» с самцами еще не было, те начинали заботиться о чужих детенышах, которые им обычно безразличны…

Но нас с вами, конечно же, в первую очередь интересует не поведение пчел, или мух или даже крыс, а поведение людей. Но наша физиология не так уж сильно отличается от физиологии других млекопитающих, а у того же окситоцина есть немало других аспектов влияния на поведение – скажем, опыты показали, что его введение в виде капель в нос делает человека более доверчивым, помогает ему лучше распознавать настроение других людей по выражению лиц – и это еще не полный список… представляете, как обрадуются предприниматели: распылите окситоцин в воздухе в банке – и любой, даже самый скептически настроенный посетитель с легкостью согласится, что кредит ему здесь предоставляют на самых выгодных условиях… С другой стороны, прописываем окситоциновые капли в нос «матерям-кукушкам» – и никаких брошенных детей… Разумеется, до такой практики пока далеко… пока!

Все это, конечно, замечательно – но до какой степени может простираться влияние физиологии, нейрохимии на поведение? Ведь у человека над «базисом» нейрохимии «надстроено» много социального… правда, оно, как выяснилось, тоже опирается на фундамент генетически обусловленной нейрохимии. Например, генетически обусловлено такое поведенческое качество, как брезгливость – но, как выяснилось, оно замечательно коррелирует с таким качеством – уже чисто социальным – как степень консерватизма… проще говоря, если человека тошнит при виде неспущенной воды в унитазе – лучше не заводите с ним разговор об однополых браках (рискуете много интересного о себе узнать)…

И все же вывести здесь какие-то однозначные зависимости нельзя. Например, было выявлено сочетание генов, влияющее на склонность искать моральной поддержки у окружающих (то, что в народе называют «плакаться в жилетку»): люди с одним вариантом такого гена делают это чаще, с другим – реже… казалось бы, все ясно – но только до тех пор, пока дело касалось американцев. А вот у корейцев таких психологических различий не выявили – хоть один ген, хоть другой – «в жилетку» плачутся одинаково редко… Может, у корейцев есть какие-то другие гены, которые в любом случае «гасят» действие этого? Нет, все объяснилось гораздо проще: в корейской национальной традиции склонность «плакаться в жилетку» считается дурной чертой характера – в то время как в американском обществе это не осуждается. Есть генетическая предрасположенность к такому поведению – оно развивается, потому что ему не мешают. Там же, где такое поведение не встречает социального одобрения – оно не развивается даже при наличии генетической предрасположенности…

Вот почему то или иное генетически обусловленное качество нервной системы – не есть оправдание неблаговидных поступков и тем более – преступлений. Скажем, ученым давно известен один участок генома человека, носители которого более склонны к агрессии, чем те люди, у которых его нет. Что сделать с этими людьми – с рождения сажать в клетки или даже уничтожать? Или наоборот – прощать им любые поступки, раз уж у них «гены такие»? В действительности никто не делает ни того, ни другого – поскольку этот участок генома называется… внимание… Y-хромосома!

Данная статья посвящена анализу психологических механизмов целенаправленного или целеустремленного поведения.

Вы никогда не задумывались о том, почему мы принимаем то или иное решение? Чем обусловлено такое наше поведение? Ведь иногда мы и сами не можем объяснить себе: «почему я поступил именно так». Психологи утверждают, что смогли выделить определенные критерии целеустремленного поведения, которые касаются наших действий и решений направленных на достижение той или иной цели.

Исследователи А. Ньюэлл (учёный в области когнитивной психологии) и Г. Саймон (учёный в области социальных, политических и экономических наук) выделили следующие критерии целеустремленного поведения:

  1. Определение подцели .

Если, например, ваша цель закончить ВУЗ, то подцелями будут являться: выбор специальности; поступление в ВУЗ; далее – посещение пар, написание курсовых и т.п.

  1. Выбор средств достижения целей и подцелей.

На основе предыдущего примера, этот пункт будет включать в себя, например, выбор ВУЗа; темы для курсовой; выбор вариантов подготовки к парам – устные доклады, написание эссе, тезисов и пр.

  1. Избегание повторений .

За счет запоминания и удержания в памяти прошлых событий, мы способны достигать цели и подцели. Для этого нам необходимо избегать повторений, одинаковых действий.

  1. Насыщение.

Если мы достигаем состояния, сходного с желаемым, то завершаем действие на том основании, что цель достигнута.

Исходя из вышеописанных критериев, становиться понятно, что существует определенная «система целеустремленного поведения» , благодаря которой мы подсознательно достигаем тех или иных целей. Это своеобразный алгоритм, по которому эта система работает. Но почему мы подчиняемся этой системе?

Существует множество теорий о том, от чего зависит скорость достижения целей, в каких психологических состояниях мы находимся в те или иные периоды, что нас мотивирует, от чего зависит интенсивность нашего поведения и масса других. Объединяет их то, что все они рассматривают поведение человека как своеобразную хронологию – когда заканчивается предыдущее действие, начинается следующее. Так же важным моментом в данной ситуации являются параметры цели. Они оказывают существенное влияние на результаты действия. Эти параметры могут включать в себя, например, трудность цели или ее специфичность. Одним из параметров, на который хотелось бы обратить внимание, является внешние и внутренние цели . Внешние цели мы выполняем для кого-то, а иногда даже посредством кого-то, а вот внутренние цели – это наши желания, мы исполняем их сами перед собой, для себя.

Иногда внешние цели могут трансформироваться во внутренние и наоборот. Подобный вопрос изучал американский психолог Эдвин Лок. В своих экспериментах он просил испытуемых придумать новые способы применения разнообразных предметов. Например, как можно, кроме как по назначению, использовать ручку (орудие защиты, зубочистка, дырокол, палочка для игры на барабане, инструмент для поедания суши и т.п.). Это обычный тест на творческое мышление, но экспериментаторы ставили перед собой иные цели – по мере повышения сложности задания, они фиксировали результаты реакций испытуемых на сложность задачи. Результаты исследования показали, что после того, как цели становятся чрезмерно трудными, улучшение исполнения не происходит. Иначе говоря, участники эксперимента проявили некоторую умеренность, тяготение к «золотой середине»: если задание было слишком легким, то они намеревались сделать больше, чем требовалось, а если было слишком трудным - меньше, чем требовалось.

Объяснить этот факт можно с помощью так называемого «якорного эффекта» (эффекта привязки). Испытуемые сохраняли некоторую приверженность первоначальной, собственной цели.

Мы можем сделать вывод о том, что иногда наши поступки и действия на пути к целям зависят от неких внутренних «якорей», сформированных в процессе нашего развития, а возможно и навязанных кем-то другим (родителями, друзьями, СМИ, рекламой). Мы своими действиями как бы стараемся держаться на уровне. На том уровне, на котором видим себя, которому, якобы, соответствуем. Мы неосознанно выбираем то, как нам действовать, поступать, исходя из своеобразной внутренней картины мира . И не важно, есть ли у нас силы и способности справиться с более сложными задачами – мы будем «подгонять» свои действия под образец.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №3
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района Хабаровского края

Общественные науки

Исследовательская работа

Тема: От чего зависит наше поведение

Нургазиева Дана, класс.

Руководитель:

Лозовая Юлия Викторовна,

учитель начальных классов.

Ванино, 2016

Содержание

стр.

Введение ….…………………………………………………………………..........3

1. Основная часть……………………………………………………...……..……5

1.1. Понятие поведения человека……………………………….....….................5

1.2. Теория темперамента..…….………………………………………………....6

1.3. Психологическая характеристика основных типов темперамента ………..7

1.4. Взаимосвязь темперамента и поведения ………………….…………….....10

2.Экспериментальное исследование о влиянии типа темперамента
на поведение человека…………………………..…….……………………..…….12

2.1. Диагностика типа темперамента……………………………………………12 Выводы………………………………………………………………………..…...15

Заключение………………………………………………………………….............17

Список литературы…………………………………………………………………18

Приложения

Введение

Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стиля поведения. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные характеристики поведения.

Актуальность исследования состоит в том, что эффективность учебного процесса и создания комфортной эмоциональной обстановки в классе, школе зависит от поведения детей, учащихся в данном классе. Поведение человека в коллективе – основной фактор, влияющий на поведение других в совместной деятельности. А поскольку построение и развитие взаимоотношений – процесс достаточно сложный, то для понимания и управления этим процессом необходимо учитывать свойства личности, особенности ее поведения в коллективе. На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с особенностями нервной системы человека, исследование зависимости своего поведения от типа темперамента является для них новым знанием.

Цель исследования – выявление типов темперамента учащихся и его влияние на их поведение и характер.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи :

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Провести исследования типов темперамента у учащихся в четвертом классе.

3. Систематизировать знания об основных чертах темпераментов в виде таблиц-памяток.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы;

Тестирование.

Объект исследования – учащиеся четвертого класса средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования – типы темперамента учащихся.

Гипотеза - если тип темперамента определяет психические качества человека, то он оказывает влияние на его поведение в обществе.

Практическая ценность :

Ознакомление с характеристиками существующих типов темперамента, визуальными признаками их проявления поможет нам грамотно, с учётом индивидуальных особенностей, строить свои взаимоотношения с людьми, извлекая из такого общения максимальную пользу.

Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Знание типа своего темперамента поможет правильно воспользоваться его преимуществами и преодолеть недостатки. Р езультаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с различными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в любой ситуации, где происходит взаимодействие отдельной личности и группы людей.

1.Основная часть.

    1. Понятие поведения человека.

Все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии.

Поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются на поведении. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. При общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок.

Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

    биологических и психологических особенностей его организма;

    условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

Итак, одним из факторов, влияющих на поведение человека, являются биолого-психологические особенности его организма, в том числе такое понятие, как темперамент человека.

1.2. Теория темперамента

Неповторимость психики каждого человека связана с особенностями физиологического строения и развития организма, с различными внешними воздействиями социальной среды. К физиологическим подструктурам личности относится также темперамент. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врождённые характеристики поведения.

природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации. От темперамента зависит не только поведение человека и его характер, но и его энергичность, работоспособность, темп и скорость выполнения задач, и общий эмоциональный фон.

Мерлин В.С. даёт следующее определение понятия темперамент. Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Немов Р.С. определяет темперамент следующим образом. Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Учёные выделяют четыре основных типа темперамента.

    сангвиники,

    флегматики,

    холерики,

    меланхолики.

1.3.Психологическая характеристика основных типов темперамента

Сангвинический темперамент – это сильный, уравновешенный и подвижный тип. Сангвиник очень легко и быстро сходится с другими детьми, он жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Его речь обычно громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но любой, даже несущественный факт может его сильно рассердить. По его лицу легко угадать, какое у него настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Он умеет быстро сосредоточивать внимание. Такой ребенок очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Следует учитывать, что такой ребенок несколько непоседлив, нуждается постоянно в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка дня, системы в играх и учебе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей и творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство. Этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью.

Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный.
Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

Флегматический темперамент – это сильный, уравновешенный, инертный тип. Ребенок с таким темпераментом медлителен, спокоен, нетороплив и уравновешен. В любой работе и игре он проявляет основательность, продуманность и упорство, доводит начатое до конца. Все психические процессы у ребенка-флегматика протекают как бы замедленно, а чувства внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Все его действия спокойны, мимика и речь ровная и постоянная, понятная, пронизана глубиной чувств и настроений. Такой ребенок в меру общителен и не любит попусту болтать. Его бывает даже трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе громко смеются по какому-либо поводу, он обычно остается невозмутимым. При больших неприятностях тоже чаще всего остается спокойным. В отношениях с друзьями он всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое, его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Холерический темперамент – эти люди прирожденные лидеры. Дети с таким темпераментом быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро и интенсивно. Преобладание процесса возбуждения над процессом торможения, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности ребенка-холерика. Отсюда и выразительная мимика, и торопливая речь, и резкие жесты, и несдержанные движения. Он с большой радостью и энергией берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у ребенка с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе игры или работы, и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает, сил не хватает, чтобы доделать начатое до конца….В общении в коллективе холерик допускает часто резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что создает конфликтные ситуации.

Меланхолический темперамент – люди с меланхолическим темпераментом имеют слабую нервную систему. У детей-меланхоликов медленно протекают психические процессы, поэтому они с трудом реагируют на сильные раздражители; а длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В игре и работе меланхолики обычно пассивны. Они чаще всего подчиняются “лидеру” в классе или группе детей. Такие дети очень легко уязвимы, обидчивы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Даже незначительный повод может вызвать слезы на глазах, но плачет он так тихо, что почти никто не слышит его. Во весь голос он обычно не смеется. На уроке он очень редко поднимает руку, обычно не уверен в себе, робок, и даже малейшая трудность заставляет опускать руки. Такой ребенок не энергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Его внимание легко отвлечь.

Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. “Чистые” темпераменты встречаются относительно редко.

1.4. Взаимосвязь темперамента и поведения

Темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако его характеристика имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности человека. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент непосредственно связан со стилем поведения. Имея, даже на основе краткого анализа внешних признаков, представление о типе темперамента конкретного человека, можно достаточно определённо предсказать его реакцию в той или иной ситуации, способ общения, степень активности в налаживании контакта. Сангвиник, как правило, выступает инициатором общения, но его отношение к людям подвержено колебаниям, изменчиво и непостоянно. Флегматик же, наоборот, устанавливает контакт медленно, присматриваясь к партнёру; в своём отношении к человеку он постоянен и не склонен отказываться от установившихся связей. Холерик повышено возбудим, импульсивен, резок в общении. Флегматик ровен, упорен, но малоподвижен, медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Меланхолик склонен к депрессии, замкнут, раним. В общении с холериком нельзя допускать резкость, несдержанность, которые способны моментально вызвать негативную ответную реакцию. В то же время его нужно систематически контролировать, давая жёсткую и справедливую оценку проступкам и промахам. При этом отрицательная оценка может высказываться в достаточно энергичной форме и настолько часто, насколько это требует конкретная ситуация. Сангвинику необходимо чаще давать новые, по возможности интересные, задания. Он должен быть постоянно сосредоточен и напряжён, включён в активную деятельность. Его усилия следует периодически поощрять. Флегматика нужно заинтересовать и вовлечь в энергичную деятельность, избегая частого переключения его внимания с одной задачи на другую. При общении с меланхоликом желательно избегать не только грубости и резкости, но даже иронии и повышенного тона. Нужно не забывать вовремя похвалить его за достигнутые успехи, почаще проявлять к нему внимание. Критиковать меланхолика следует как можно осторожнее и, если есть возможность, наедине.

2.Экспериментальное исследование о влиянии типа темперамента на поведение человека

2.1. Диагностика типа темперамента

В общении необходимо опираться на знания о собственных индивидуальных особенностях и особенностях других людей. Прежде чем познать другого человека, нужно познать себя. С этой целью проводится экспресс-диагностика. Исследование проводилось в два этапа с учащимися 4 «А» класса средней общеобразовательной школы №3 п.Ванино. Сначала ребятам был предложен опрос (Приложение 1), а затем проведена диагностика по определению типа темперамента по методу Айзенка (Приложение 2)

В результате опроса мы выяснили, что большинство ребят из нашего класса считают, что их поведение зависит от типа темперамента.

На второй вопрос о типах темперамента учащиеся отвечали, основываясь на их мнении о самом себе, о своих наблюдениях за собой. В результате чего мы выяснили, что 8 учащихся считают себя холериками, 4 – меланхоликами, 10 – сангвиниками и 2 – флегматиками.

Проведя же вторую часть нашего исследования мы выяснили, что большинство детей – 10 человек являются обладателями холерического типа темперамента, 2 – флегматики, 8 – меланхолики и 4 человека – сангвиники.

Ознакомление с характеристиками существующих типов темперамента, визуальными признаками их проявления помогает нам грамотно, с учётом индивидуальных особенностей, строить свои взаимоотношения с людьми, извлекая из такого общения максимальную пользу.

Давайте обратимся к таблице (приложение 3),в которой четко прослеживается связь черт характера с особенностями моделей общения представителей разных типов темперамента. На основании этой таблицы, можно условно разделить черты характера человека на положительные и отрицательные (Приложение 4).

Можно сделать вывод, что тип темперамента – это не только источник сложности для человека, но и потенциал сильных сторон его личности.

Анализ характеристик типов темперамента, взятых из литературы в подавляющем большинстве, совпал со знанием о характере, привычках и поведении опрашиваемых детей. Действительно, представители различных типов темперамента обладают характерными для их типа признаками. Интересно, что проведенный параллельно опрос о том, к какому типу темперамента относят себя эти дети, не совпал с результатами теста. Это дает на возможность сделать вывод, что ребята не считают типы темперамента равнозначными между собой и выделяют из них, если можно так сказать, более привлекательные. Так, например, основная масса детей считает себя сангвиниками и категорически не согласна с тем, что они могут быть холериками.

Выводы

Итак, обращаясь к поставленным нами целям и задачам, мы убедились, что темперамент непосредственно связан со стилем поведения.

Проанализировав литературные источники, мы определи понятие темперамента и поведения, а так же пришли к выводу, что, по мнению многих исследователей, тип темперамента влияет на деятельность человека, что позволило нам предположить, что тип темперамента может оказывать влияние на поведение учащихся.

В своем исследовании мы использовали методику: Личностный опросник Айзенка для исследования типа темперамента и опрос, проводимый среди учащихся 4 класса МОУ СОШ №3 п.Ванино и обработали полученные результаты. Проанализировав результаты, мы увидели, что основная часть учащихся согласна с тем, что их темперамент влияет на их поведение. Результаты же наблюдения за собой и результаты теста Айзенка при определении своего типа темперамента были у учащихся различны, что можно увидеть по диаграммам.

Нами было установлена связь типа темперамента учащихся с их поведением. Имея, даже на основе краткого анализа внешних признаков, представление о типе темперамента конкретного человека, можно достаточно определённо предсказать его реакцию в той или иной ситуации, способ общения, степень активности в налаживании контактов. Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя неразделимый сплав, который, в свою очередь, накладывает отпечаток на всю линию поведения человека в обществе. Человеку с определенным темпераментом действительно присущи определенные стили и стратегии поведения.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. С темпераментом взаимосвязаны некоторые особенности личности, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стиля поведения. Получается, что каждый тип темперамента связан с определенным поведением человека, проявляется в его действиях и поступках. Для холерика как легко увлекающегося человека, характерны эмоциональные бурные проявления. Флегматик является в какой-то мере противоположностью холерику. По характеру флегматик спокойный и уравновешенный. Самым впечатлительным, ранимым, глубоко переживающим обиды является человек, с темпераментом меланхолика . Он часто замкнут, застенчив, стеснителен, необщителен. Сангвиник – энергичный человек. Подвижный и в то же время уравновешенный, спокойный, он часто улыбается, действует открыто и доброжелательно.

Типы темперамента нельзя разделять на положительные и отрицательные. Тем более что людей с чистыми темпераментами не бывает, и в процессе взросления людей их темпераменты подвергаются изменениям. Но знание темперамента позволяет понять поведение своего оппонента, помогает правильно выбрать средство общения.

Заключение

Любой человек должен знать и постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избегания возможного стресса. Поэтому усилия при контакте с носителем того или иного типа темперамента должны направляться не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ характера с одновременной нейтрализацией отрицательных сторон. При этом возникает вопрос о критериях, по которым можно, принимая во внимание внешние и поведенческие признаки, не только определить тип темперамента человека, но и предвидеть особенности его поведения в той или ной ситуации.

Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Знание темперамента ребенка, знание особенностей его прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности, необходимо для успешной организации учебной и воспитательной работы. Важно учитывать темперамент при выборе рода деятельности, профориентации школьников.

В наш бурный век каждого из нас не может не волновать проблема. Каждый наверняка сталкивался с тем, что с одними людьми вы себя чувствуете комфортно, а с другими неуютно, общение с одними вам приятно, а с другими раздражает, с кем-то вы живете душа в душу, а с кем-то постоянно конфликтуете. Почему так происходит, наверное, никто не даст точного ответа. Не стану утверждать, что изучение типов темперамента и его влияния на поведение даст нам ответы на все вопросы. Но все же эти знания делают многие вопросы, связанные с поступками людей, их поведение более понятными и очевидными.

Список литературы.

    Мерлин В.С. Психология индивидуальности – М.: Воронеж, 1996. – 544с.

    Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 688с.

Приложение 1.

Опрос.

1.Считаете ли Вы, что Ваше поведение зависит от типа Вашего темперамента?

2.К какому типу темперамента, по Вашему мнению Вы относитесь?

Приложение 2.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет - знак - (нет).

Тип темперамента по кругу Айзенка

Ответьте на 57 вопросов либо «да», либо «нет».

    Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

    Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить?

    Считаете ли Вы себя безобидным человеком?

    Очень ли трудно Вам отказаться от своих намерений?

    Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

    Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что Вам это невыгодно?

    Часто ли у Вас бывают спады и подъёмы настроения?

    Вообще, Вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?

    Возникало ли у Вас чувство, что Вы несчастный человек, хотя серьёзной причины для этого не было?

    Верно ли, что Вы почти на всё могли бы решиться, если дело пошло на спор?

    Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с незнакомым человеком?

    Бывает ли, что разозлившись, Вы выходите из себя?

    Часто ли бывает, что Вы действуете под влиянием минуты?

    Часто ли Вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить?

    Предпочитаете ли Вы книги встречам с другими людьми?

    Верно ли, что Вас довольно легко задеть?

    Вы любите часто бывать в компании?

    Бывают ли у Вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим?

    Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что всё горит в руках, а иногда вялые?

    Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?

    Вы много мечтаете?

    Когда на Вас кричат, отвечаете тем же?

    Часто ли Вас терзает чувство вины?

    Все ли ваши привычки хороши и желательны?

    Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

    Можно ли сказать, что нервы бывают у Вас часто натянуты до предела?

    Вы слывёте за человека весёлого и живого?

    После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему, думая, что могли бы сделать лучше?

    Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании?

    Бывает ли, что Вы передаёте слухи?

    Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут Вам в голову?

    Если хотите узнать о чём-нибудь, то предпочитаете прочитать в книге, чем спросить у друзей?

    Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

    Нравится ли Вам работа, требующая пристального внимания?

    Бывают ли у Вас приступы дрожи?

    Если бы Вы знали, что никогда сказанное Вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?

    Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

    Вы раздражительны?

    Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?

    Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя всё закончилось благополучно?

    Вы медлительны и неторопливы в движениях?

    Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

    Часто ли вам снятся кошмары?

    Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай с незнакомым человеком?

    Беспокоят ли вас какие-либо боли?

    Вы чувствовали бы себя несчастным, если долго не смогли бы видеться со своими знакомыми, друзьями?

    Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

    Среди людей, которых Вы знаете, есть ли такие, которые Вам явно не нравятся?

    Можете ли Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

    Обидитесь ли Вы, если покритиковать недостатки Ваши и Вашей работы?

    Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

    Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

    Вам трудно внести оживление в скучную компанию?

    Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

    Вы беспокоитесь о своём здоровье?

    Вы любите подшучивать над другими?

    Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ, обработка результатов: Экстраверсия - интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. «Шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Приложение 3.

Приложение 4




Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение. Условия ускоренного социально-экономического развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня, достижения психолого-педагогической науки обусловливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения начиная с 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке.

Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение. Условия ускоренного социально-экономического развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня, достижения психолого-педагогической науки обусловливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения начиная с 1 класса.

Воспитание ответственности за своё поведение включает в себя развитие у школьников ценностного отношения к дисциплине и навыка саморегуляции поведения. Школьная дисциплина – это определённый порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю дисциплину и внутреннюю. Внешней дисциплиной называют послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции – поощрение и наказание. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, саморегуляции, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоенные правила и нормы, выступающие как внутренняя потребность, устойчивая предрасположенность личности к дисциплинированному поведению.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинированное поведение школьников на уроке, - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, чётко спланированы все его моменты, если все дети заняты делом, они не будут нарушать дисциплину. Это бесспорно и всем известно. Психологический механизм данного явления достаточно прост: саморегуляция поведением становится частью интересной познавательной деятельности. Ребёнок регулирует своё поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает стиль отношений между учителем и детьми. Стиль отношений – это определённые содержание и форма отношений, складывающиеся в педагогическом процессе. Обычно выделяют три стиля отношений: авторитарный, демократический и либерально- попустительский. При авторитарном стиле учитель как бы стоит «над классом», он осуществляет единоличное управление поведением школьников.

При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность, по управлению их поведением, он «внутри класса».

При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением школьников, находится как бы «в стороне от класса».

В реальной действительности учитель, организуя и регулируя дисциплинированное поведение школьников на уроке, использует различные методы управления поведением: убеждения, внушения, требования. При необходимости используются поощрения и наказания. Тем самым учитель вносит в свои отношения с детьми элементы всех стилей: авторитарного, демократического и либерально-попустительского. Использование того или иного стиля отношений зависит, с одной стороны, от профессионального опыта учителя, его личностных особенностей, с другой – от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, от своеобразия урока. Однако при всём многообразии оттенков отношений складывающихся между учеником и учителем, признаки того или иного стиля доминируют. Самый распространённый в школьной практике – смешанный авторитарно- демократический стиль. Его носителем обычно является опытный учитель, хорошо владеющий всеми методами управления поведением – убеждением, требованием и внушением.