Исследование аттракции в социальной психологии. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции

Аттракция в переводе с английского языка (attraction) означает тяготение или притяжение к другому человеку. Аттракция обусловлена интересом людей друг к другу. В результате данного тяготения индивид включается в совместную деятельность с другим индивидом. Аттракция измеряется с помощью шкалы межличностных оценок.

Аттракция — это в психологии означает дружелюбный тип отношений между людьми, а также выражение симпатии друг к другу. Другие источники дают следующее определение этого понятия: аттракция обозначает возникновение привлекательности в процессе восприятия индивида другим индивидом. Развитие привязанности происходит у субъекта вследствие результата эмоционального, специфического отношения, оценка которого рождает разнообразную гамму чувств, включая такие чувства, как неприязнь, симпатию и любовь, и выражается в виде социальной особой установки на другого индивида.

Социологи вместе с психологами экспериментально изучают механизмы формирования дружеских чувств и привязанностей при восприятии друг друга, причины возникновения эмоционального отношения, в отдельности роль сходства характеристик объекта и субъекта восприятия, а также ситуаций, в которых они находятся. А именно влияние характеристик, таких как близость по общению партнеров, расстояние между ними, частота их встреч; влияние условий взаимодействия – совместная деятельность, помогающее поведение.

Межличностная аттракция

В зарубежной и отечественной психологии в качестве термина эмоциональных отношений развивающихся на первом этапе знакомства утвердился термин «аттракция», синонимом которого выступает «межличностная аттракция».

Понятие аттракция представляет собой буквально притяжение в физическом смысле, одновременно с этим это и некоторая тенденция к объединению. Это понятие включает особую форму восприятия одного индивида другим, основанное на формировании эмоционально устойчивого положительного чувства к нему. Индивиды не просто так воспринимают друг друга, они формируют по отношению друг к другу определённые отношения. На основании сделанных оценок возникает разнообразная гамма чувств, включающая приятие того или иного человека, а также проявление к нему симпатии, любви или неприятие. Область исследований, которая связанна с механизмами образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому индивиду, получила определение исследования аттракции.

Межличностная аттракция выступает процессом формирования привлекательности какого-то индивида для другого. Аттракцию также рассматривают как особый вид социальной установки на другого индивида, в которой превалирует эмоциональный компонент. Включенность аттракции в межличностное восприятие раскрывает тот момент, что общение выступает реализацией определённых отношений, как общественных, так и межличностных.

Аттракция зачастую преимущественно связана с межличностным отношением, реализуемым в общении. Эмпирические исследования межличностной аттракции главным образом нацелены на выяснение факторов, приводящих к возникновению эмоциональных положительных отношений между людьми.

Эмпирические исследования изучают следующие вопросы:

  • сходство характеристик объекта и субъекта восприятия в процессе формирования интереса друг к другу;
  • экологические характеристики в процессе общения (частота встреч, близость партнёров по общению);
  • связь между особым типом взаимодействия и аттракцией, между партнерами.

Следует отметить, что данное понятие не объяснительное, а метафорическое (описательное). Теория баланса (равновесия) Хайдера объясняет так взаимную социальную аттракцию: если вы замечаете, что вам симпатизируют, то это также делает наиболее вероятным и вашу симпатию к человеку.

Аттракция — эмоция, которая имеет своим предметом человека и ее относят к устойчивой оценочной реакции, побуждающей к действиям определённым образом.

Формирование аттракции

Диапазон привлекательности одного индивида для другого можно представить в виде эмоциональных оценок: люблю, очень нравится, нравится, нейтральный, не нравится, ненавижу.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «люблю» формируется, когда другой значит для вас все, и вы желаете быть вместе с ним постоянно.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень нравится» формируется, когда вы относите человека к другу, и вам нравится строить совместные планы и быть вместе.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нравится» формируется, когда человек у вас вызывает положительные эмоции и вам приятно говорить с этим человеком.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нейтральный» формируется, когда индивид не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций и вы не избегаете его и не ищите с ним встреч.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «не нравится» формируется, когда человек вызывает негативные эмоции, и вы предпочитаете с ним не разговаривать.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень не нравится» формируется, когда человек попадает в список нежелательных лиц, и вы с ним активно избегаете контактов.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «ненавижу» формируется, когда вы выходите из себя при виде этого человека, а в мыслях желаете причинить ему вред.

Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Симпатия — внутреннее расположение, влечение или одобрительное, устойчивое эмоциональное отношение индивида к другим группам, людям или социальным явлениям, которое проявляется в доброжелательности, приветливости, восхищении, побуждающее к оказанию помощи, внимания и к общению.

Дружба – вид индивидуально-избирательных, устойчивых межличностных отношений, которые характеризуются взаимной привязанностью участников, а также усилением быть в обществе друга или друзей.

Любовь относится к высокой степени эмоционально-положительного отношения, при котором объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов, а также потребностей субъекта.

Факторы аттракции

К внутренним факторам аттракции, а также межличностным детерминантам аттракции относят инфантильную внешность, фактор сходства партнёров по общению, физическую привлекательность, демонстрируемый стиль общения, фактор поддержки.

Инфантильная внешность отмечается чертами характера взрослого человека, но с детской внешностью. Если облик человека пусть и в незначительных деталях напоминает детский облик, то это зачастую воспринимается людьми доброжелательно. Особенности детской внешности говорят о слабости, беззащитности, доверчивости, что не ведет к развитию опасения и тревоги у других людей. Поэтому взрослых с детскими чертами внешности относят к слабым, зависимым, наивным людям, считая их добрыми, эмоциональными, честными.

Большинство людей испытывают потребность в самоутверждении, однако желают этого достичь легко и быстро, через доминирование над более слабыми индивидами. Чтобы удовлетворить эту потребность они взаимодействуют с теми, кто даст эту возможность . Поэтому существует две причины, которые делают привлекательными инфантильных людей. Это невосприятие их как несущих угрозы и возможность над ними доминировать. Зачастую мнение об инфантилизме оказывается ошибочным и вполне за детской внешностью скрывается твёрдый, решительный характер.

Одновременно с тем, связь между аттракцией и физической привлекательностью неоднозначна. Бывает, что симпатию вызывают люди, которые на первый взгляд не предстают приятными. Но в процессе взаимодействия люди меняют свое отношение к ним и, если наблюдается ум, обаятельная улыбка, доброжелательные жесты и взгляды, возникает желание пойти навстречу. И, напротив, при красивом обличье человек может выглядеть отчужденным и холодным, демонстрировать эгоизм и заниматься самолюбованием, совершать при этом некорректные, неэтичные поступки по отношению к другим людям. Этот человек симпатии не вызовет.

Это связано с тем, что в формировании симпатии играет целый спектр позиций: какая личная жизнь человека, какой образ жизни ведет, отношения с коллегами, друзьями, родственниками, его моральные достоинства и принципы, отношение к делу, характер и поведение. Иногда всего одна негативная характеристика, а имидж уже воспринимается не так, как желалось. В связи с этим именно привлекательность индивида имеет значимость в глазах окружающих.

Привлекательные люди зачастую более охотно улыбаются; обладают хорошим чувством такта и юмора; смеются над собой; ведут себя ровно и естественно в разных ситуациях; жизнерадостны, веселы, оптимистичны; охотно и часто говорят комплименты; дружелюбны, уверены в себе, контактны; достаточно легко выводят человека на разговор о нем; демонстрируют готовность помочь, откликаются на просьбы, радуются чужим успехам, умеют работать в команде, приятны внешне (со вкусом одеты, эстетичны).

Психологические исследования подтверждают, что когда человек в себе уверен, он выбирает красивого партнера. Отсутствие такой уверенности заставляет ориентироваться на низкий или средний уровень физической привлекательности другого индивида. При общении ценится умение быть коммуникабельным и приятным гораздо больше, чем внешняя природная красота при неразвитой аттракции. Подмечено, что влияние внешней привлекательности зачастую выше в начальный период знакомства и понижается по мере узнаваемости о других чертах человека.

Вопрос 22. Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений

Аттракция.

Аттракция – притяжение, расположенность, взаимная симпатия. Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения меду людьми, взаимной симпатии. Это прежде всего эмоция, имеющего своим предметом другого человека. Можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека. Во многих работах выявилась связь с «помогающим поведением». Выделены различные уровни аттракции симпатия, дружба, любовь. Аттракция зависит от характеристик общения, субъекта, объекта.

Объяснительные модели.

      Исследования Дж. Морено и Т. Ньюкомба.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб.

Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер. Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

      Аттракция как аттитюд.

Новая волна исследований сформировалась на гребне очередного детища социальных психологов - аттитюда. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: когнитивный (представления о человеке), аффективный (чувства к человеку) и поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком). Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость каждого из этих компонентов.

      Теории баланса.

В теоретических построениях доминировали идеи симметрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним, т.е. любят своих друзей и ненавидят врагов. Теория баланса наряду со всеми ее достоинствами имела существенный недостаток - одномерность трактовок, такую связь с реальной жизнью, можно вообразить универсальное действие, приводящее вне зависимости от контекста, динамики отношений к неизбежной аттракции.

      Модели подкрепления.

В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться модель подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, в отношении к ним и формируется аттракция.

Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Берне и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

    Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

    Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные - с наказанием.

    Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна - при возникновении негативных чувств.

    Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели. К тому же анализ эмпирики человеческих отношений показывает наличие довольно строгой зависимости между поощрением и характером эмоциональных отношений. В частности, практически все рекомендации, сформулированные Дейлом Карнеги, обладают стимульно-реактивной природой, подчиняясь формуле "поощряй другого".

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

      Теории обмена.

Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат / приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии - человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются – отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Наряду с Хомансом развитие идей социального обмена связано с разработками Тибо и Келли – авторами теории взаимозависимости. Согласно подходу Тибо и Келли, самым важным условием любого диадического взаимодействия обмен вознаграждениями (положительное подкрепление) и издержками (отрицательное подкрепление). Таким образом, согласно предположениям необихевиористов, чтобы отношения развивались и поддерживались, партнеры должны получать друг от друга и от самого процесса взаимодействия как можно больше поощрений и как можно меньше издержек. Авторы предполагают, что взаимодействующие стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов (андр.богом).

По мнению Тибо и Келли вознаграждения и издержки, получаемые партнерами по взаимодействию в итоге, зависят от внешних и внутренних факторов. Одной из экзогенных детерминант вознаграждений и издержек в социальных отношениях является дистантность . То есть партнеры, находящиеся на расстоянии затрачивают большее усилий на поддержание взаимодействия, соответственно сталкиваются с большим количеством издержек. Комплементарность является еще одной экзогенной переменной, которую рассматривают авторы. Они полагают, что образование диады проще дается тем сторонам, которые способны вознаграждать друг друга с наименьшими издержками для себя. В таких отношениях исходы являются позитивными для обоих, так как издержки для обоих участников низкие, а вознаграждения высоки. В отличие от эндогенных факторов, экзогенные возникают в ходе взаимодействия как его продукт, определяющие, будут ли планируемые исходы действительно достигнуты.

Авторы теории говорят о том, что у каждого индивида есть два стандарта, с которыми он сравнивает исходы взаимодействия. Одним из них является уровень сравнения индивида. Под этим уровнем понимается средняя величина позитивных исходов, которые он имел в своих предыдущих отношениях с другими. Исход расценивается как благоприятный, если он выше среднего уровня. Вторым стандартом является уровень сравнения альтернатив. Под ним понимается лучший исход, который человек может получить в ходе взаимодействия. Таким образом, индивид предпочтет то взаимодействие, в ходе которого он получит наибольшее вознаграждение

Еще одной теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенства. Она связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

    Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).

    Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуациях теория равенства постулирует, что люди стремятся к справедливому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Адамсу, равенство между двумя индивидами А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученный результат А равен вкладу и полученному результату Б. Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен учить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и честным, и наоборот. Таким образом, взаимоотношения рассматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно определяется как правило справедливого распределения, введенное Хомансом.

Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обоснованной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. В реальной жизни процесс выведения пропорции справедливости в распределении ресурсов связан со многими сложностями, в том числе с динамикой оценки собственного вклада, субъективными ожиданиями, попытками "переиграть" партнера и т.п. Отчасти эта проблема решается при помощи стандартов распределения, принятых в обществе и выступающих в виде социальных норм. Среди них обычно выделяют:

    Нормы равенства, такие, как правило, справедливого распределения.

    Нормы социального благосостояния, выражающиеся в правиле пропорционального распределения ресурсов в соответствии с потребностями.

    Нормы равновесия, проявляющиеся в правиле равного распределения.

Эти социальные нормы у отечественного читателя могут вызвать известную ассоциацию с недавним прошлым и связанными с ним проблемами. Более того, данная теоретическая конструкция равенства еще раз демонстрирует сложное переплетение различных психологических факторов, их процессуальный и динамический характер. Одновременно приведенный анализ показывает сложность соотношения статического и динамического компонентов человеческого поведения. Тем не менее, без определения относительно стабильных факторов становится невозможным построение какого-либо прогноза и какого-либо устойчивого эмпирического основания.

    Факторы возникновения.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (не связаны с взаимодействием) и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

      Внешние.

    Степень выраженности у человека потребности в аффилиации. Потребность в аффилиации (Генри Мюррей) – потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Наоборот – постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. В этом случае она усиливает привлекательность другого человека, особенно на первом этапе знакомства.

    Эмоциональное состояние партнеров по общению – если хорошее настроение распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. В ситуации угрозы мы стремимся симпатизировать другим людям. Влияют различные факторы внешней среды.

    Пространственная близость – чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Влияет и на продолжительность отношений (прекращение отношений под воздействием пространственной разделенности). Люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде, пользуются сходной социальной инфраструктурой. Роберт Зайонц – неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего (то, что знакомо, нравится больше).

    Частота контактов - насколько часто пересекаются пути

      Внутренние.

    Физическая привлекательность . 1 – красота является подкрепляющим стимулом (бихев.), 2 – более коммуникабельны из-за условий социализации, 3 – повышает уровень привлекательности своего партнера, 4 – эффект ореола. Успех на начальном этапе.

    Демонстрируемый стиль общения : один стиль нравится, другой – нет. Нравятся: щедрые, великодушные, энтузиасты, живые, коммуникабельные, решительные. Не нравятся: самовлюбленные, высокомерные, заносчивые; догматичные, постоянная склонность не соглашаться, противоречивы собеседнику; двуличные, неискренние.

    Фактор сходства между партнерами по общению – нам нравятся и мы скорее нравимся тем людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе принцип когнитивного соответствия (люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности). Не всегда (одно рабочее место). Некоторые факторы усиливают воздействие сходства на аттракцию:

Число вопросов по которым люди достигают согласия

Важность, значимость тех или иных взглядов

Взаимность

    Выражения личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка) – аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные. Зависит от того, как интерпретируются положительные действия (атрибуция). Сообщения воспринимаются как поддержка:

Обращение к партнеру по имени

Комплименты с небольшим преувеличением положительных качеств

Прямое признание (согласие и прямое об этом сообщение)

Выражение положительных чувств к тому, что было сказано

Выражение благодарности

Сообщения воспринимаются как отказ в поддержке:

Уход от обсуждения

Безличные предложения

Прерывание говорящего

Противоречие между вербальным и невербальным содержанием (неконгруэнтность)

    Нам нравятся те, кому нравимся мы.

    Теория дополняющих потребностей Р. Винча (противоположные люди дополняют друг друга)

    Аттракция и психологическая совместимость.

Межличностная совместимость - это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости - это несовместимость, а чувства, вызываемые ею - антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Встречающиеся в научной литературе попытки классификации разнообразных исследований, в той или иной мере касающихся совместимости, пока что далеко еще не совершенны, однако отдельные из них заслуживают хотя бы краткого здесь упоминания.

Мы имеем в виду прежде всего классификацию, предложенную М. Шоу , согласно которой выделяются два типа межличностной совместимости:

    потребностная совместимость - предполагается, что в одних случаях в ее основе лежит сходство в потребностных характеристиках партнеров, тогда как в других речь идет либо о комплементарное™ этих характеристик, либо о каких-то более сложных, комбинированных их сочетаниях;

    поведенческоя совместимость - предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними.

Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является, пожалуй, наиболее ярким примером эмпирико-прикладного воплощения научных идей. Другое дело, насколько адекватен этот подход существу изучаемого явления. Из работ, выполненных в рамках потребностной совместимости, назовем также выдвинутую много лет назад гипотезу комплементарности Р. Винча. Гипотеза предполагает, что совместимость людей базируется на принципе взаимодополнительности их потребностей. Согласно Р. Винчу, диада совместима, если один из ее членов склонен, например, к доминированию, лидированию, а другой - к подчинению, принятию роли ведомого. Ученый проводил свои исследования в супружеских парах. Однако в дальнейшем его идеи нашли приложение в работе с многими иными типами диад.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н. Н. и А. Н. Обозовыми. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:

    структурный - в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;

    функциональный - совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;

    адаптивный - в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.

Страница 1

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения.

Процесс формирования привлекательности какого то человека для воспринимающего и в то же время продукт этого процесса - также является аттракцией. Этот термин многозначен, и данную многозначность необходимо учитывать, в том случае, когда предметом исследования является не сама аттракция, а перцептивная сторона общения. В данном случае вопрос заключается в механизме формирования привязанностей, дружбы, или наоборот- чувства неприязни к человеку и в то же время можно говорить о роли данного явления в процессе взаимодействия людей, в развитии общения, в сборе и обмене соответствующей информации, установлении взаимопонимания.

Общение - это в первую очередь реализация определенных отношений- общественных или межличностных. Относительно понятия «аттракция» применим второй, т.е. межличностный тип общения.

Аттракция - как область психологии сравнительно нова. Изменение определенных стереотипов и предубеждений и явилось причиной возникновения данной области. Довольно длительное время считалось, что такие понятия как дружба, любовь, симпатия, антипатия и.т.д. не могут быть предметом изучения психологии, а если быть точнее- не могут быть сферой научного анализа.

Данные явления сами по себе настолько сложны, что в настоящее время можно встретить точки зрения, говорящие о том, что рассмотрение этих явлений невозможно именно по причине непреодолимых препятствий, одно из которых - это этические трудности.

Тем не менее, несмотря ни на что, в современной психологии насчитывается достаточно работа как экспериментального, так и теоретического направления именно в этой области.

Аттракцию рассматривают как особый вид социальной установки на другого человека. Преобладание эмоционального компонента в данном случае является основным. Другой человек в данном случае оценивается как правило в оценках, свойственных эмоциональным аффективным состояниям.

Ряд эмпирических исследований направлены именно на выяснение факторов, благодаря которым, формируются положительные эмоциональные отношения между людьми. Например - изучается вопрос о роли сходства характеристик людей в процессе формирования аттракции, о роли характеристик общения.

В ряде работ выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, которые складывались между партнерами.

Весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникшего отношения. Процесс аттракции - это возникновение положительного восприятие одного человека другим.

В отечественной психологической науке немного работ, которые были бы посвящены изучению данной проблеме. Существуют исследования, посвященные анализу групп. Своего рода это новый подход к интерпретации аттракции. Например – функции эмоциональной регуляции межличностного отношения в группе.

Выделены три уровня аттракции:

ü симпатия,

ü дружба,

ü любовь.

Необходимо также выделить законы аттракции:

1. Понять человека еще не значит его принять. Для принятия необходимо, чтобы ваша цель, ваш интерес если и не совпадали с позицией другого человека (что было бы идеально) но хотя бы не противоречили.

Для принятия человека, необходимы следующие условия

Отсутствие противоречий в действиях, интересах и желаниях.

Человек должен знать, что те действия которые от него ожидаются будут способствовать удовлетворению его потребностей.

Эмоциональное отношение к человеку должно быть положительным.

2. Люди испытывают положительное отношение друг к другу и принимают позицию другого человека если условия общения равны. Соответственно человек воспринимает другого человека гораздо сложнее, если есть определенное негативное отношение - неприязнь, антипатия.

Рассматривая общий психологический механизм формирования аттракции, необходимо отметить существование проблемы бессознательного в оценке людьми друг друга.

Обычно возникновения чувства неприязни или отторжения после разговора связано именно с бессознательным. В таких случаях человек говорит о негативной оценке собеседника, но причины тому найти не может и определяет это на интуитивном уровне.


Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье
Для проведения экспериментальной части нашей работы были созданы все условия как со стороны родителей, участвовавших в исследовании, так и со стороны педагогов ДОУ. Во время посещения семей, и во время беседы с родителями, нами были проявлены тактичность и внимательность. Были заранее продуманы: цель и план беседы, вопросы для общения. ...

Методы изучения общения и взаимоотношений в дошкольной группе
НАБЛЮДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ Наблюдение представляет собой метод сбора фактического материала с обязательным фиксированием актов поведения, их количественным и качественным анализом и интерпретацией данных. Фиксирование может осуществляться в специально заготовленных бланках (протоколах) с помощью пишущих средств, а та...

Наследственность
Этологический подход исходит из биологизаторской трактовки агрессии как особого врожденного инстинкта и, по сути, представляет собой модернизированную форму социального дарвинизма. Именно поэтому его и следует рассматривать как исторически первую в идейном плане попытку объяснения природы агрессии - через прямую аппеляцию к биологическо...

Исследование аттракции в социальной психологии

Исследования аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Логика изучения межличностного общения заставила социальную психологию принять эту проблематику и в настоящее время в этой области имеются значительные теоретические обобщения. Рассмотрим их.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е годы с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Moreno и Newcomb.

Новая волна исследований сформировалась на гребне очередного детища социальных психологов - аттитюда. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: когнитивный (представления о человеке), аффективный (чувства к человеку) и поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком). Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость каждого из этих компонентов. В теоретических построениях доминировали идеи симметрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса (Heider F., 1958) утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним, т.е. любят своих друзей и ненавидят врагов. Теория баланса наряду со всеми ее достоинствами имела существенный недостаток - одномерность трактовок реальной жизни, представляла собой универсальное действие, приводящее вне зависимости от контекста, динамики отношений к неизбежной аттракции.

В 70-е гг. Lott (1974) в русле поведенческой традиции сформулировал гипотезу, соединяющую в себе идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которой решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, считает автор, то в отношении к ним у вас формируется аттракция.

Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления - эмоций Вугnе и Clore (1980). В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом.

Модель подкрепления - эмоции включает следующие положения:

§ Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

§ Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные - с наказанием.

§ Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна - при возникновении негативных чувств.

§ Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними.

Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели. К тому же анализ эмпирии человеческих отношений показывает наличие довольно строгой зависимости между поощрением и характером эмоциональных отношений.

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа. Однако единственно четко зафиксированной констатацией остается тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса (Homans, 1958). Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат/приобретений, расшифровывающийся с помощью рациональной аналогии - человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются - отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Foa Е.Б., Foa U.G. (1975) выделяют шесть типов межличностных отношений, включающих обмен ресурсами:

1) Товары - любые продукты или объекты.

3) Любовь - нежные взгляды, тепло или комфорт.

4) Деньги - любые деньги или все то, что имеет цену.

5) Обслуживание - любая телесная активность или принадлежность человеку.

6) Статус - оценочные решения, предоставляющие высокий или низкий престиж.

Любые из этих ресурсов могут быть объектами взаимообмена во взаимоотношениях людей. В соответствии с данным подходом в большинстве межличностных отношений мы пытаемся использовать минимаксную стратегию, предполагающую минимизацию затрат и максимизацию выгоды. Эта стратегия может реализовываться как преднамеренно, так и непреднамеренно.

Наряду с Хомансом развитие идей социального обмена связано с разработками Тибо и Келли (Thibaut и Кеlleу, 1978) - авторами теории взаимозависимости. Согласно подходу Тибо и Келли, для понимания поведения необходимо распознание структуры межличностных взаимоотношений, так как именно она (структура) и определяет возможности и условия влияния поощрения или наказания. В их логике взаимоотно­шения между людьми представляют собой серию актов продажи или деловых трансакций. Ведущей в этой межличностной "торговле" также является минимаксная стратегия: если затраты меньше издержек, то отношения позитивны, если наоборот - негативны. Конечно, можно найти достаточно примеров подобного рода взаимоотношений. Но в то же время можно найти и множество "нерациональных" с этой позиции поступков, например альтруизм.

Еще одним важным понятием теории социального обмена является уровень сравнения личности. Он выступает в роли своеобразного стандарта, относительно которого ориентируется человек в своих взаимоотношениях. Уровень сравнения является продуктом предшествующей истории человека, различного рода взаимообменов в отношениях с другими людьми. В данном положении фиксируется важная мысль относительности и динамичности человеческих стандартов, проявляющихся в том числе в постоянном выборе. Это понятие оказывается полезным в плане нахождения объяснения того, почему в отдельных случаях некоторые взаимоотношения устраивают человека, а в других - нет.



Следующей теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенства (Adams J, 1965).Она связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

§ Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).

§ Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуациях теория равенства постулирует, что люди стремятся к справедливому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Adams, равенство между двумя индивидами А и Б имеет место в том случае, когда вклад и полученныйрезультат А равен вкладу и полученному результату Б. Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен получить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и честным, и наоборот. Таким образом, взаимоотношения рассматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и в полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно называется правилом справедливого распределения (Homans).

Однако, с точки зрения В.А. Янчука (1998), логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обоснованной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системе отношений. В реальной жизни процесс выведения пропорции справедливости в распределении ресурсов связан со многими сложностями, в том числе с динамикой оценки собственного вклада, субъективными ожиданиями, попытками "переиграть" партнера и т.п.

Экзаменационный билет № 17

    Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

    Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.

    Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная группа».

    Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

Воображение - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально - смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии В. рассматривают как отдельный психический процесс наряду с восприятием, памятью, вниманием и т.д. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания. Ключевая функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действия с ним) ещё до того, как сложится само это понятие. Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденцией развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

В процессах воображения мы можем различать разную степень активности. Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение , при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное , при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Человек может вызывать пассивное воображение преднаме­ренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пас­сивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где спол­на удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамерен­но. Это происходит главным образом при ослаблении деятель­ности сознания.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. (при чте­нии).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред­полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъем­лемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустоймечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Воображение может быть четырёх основных видов : активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на людей в ходе совместной Д. и общения.

Люди не просто воспринимают др. др., но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции .

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. "Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека" Исследования аттракции - это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. "Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения."

1) Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

2) Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р "изучается вопрос "о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия", о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, "экстремальность" обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения.

Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь .

Симпатия – устойчивое одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.д. Симпатия обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Иногда – как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера др. человека.

В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение, либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, даже перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия – один из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе др. людей), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Развитие дружбы предполагает следование неписанному «кодексу» (взаимопомощь, доверительность и т.д.). Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к вражде.

Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство.

Любовь – 1) Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: л. к родине, к матери, к детям, к музыке и пр. 2) Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности др. так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Др. вариант:

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. "Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека" Исследования аттракции - это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. "Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. Некоторое качество отношения."

Эта многозначность термина в контексте перцептивной стороны общения проявляется в вопросах:

Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

"Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении." (Андреевой важно про общественные и межличностные отношения)

Раньше не исследовали аттракцию, так как считалось, что дружба, симпатия, любовь не могут научно изучаться. Это область искусства, литературы… Но еще важны этические проблемы, и до сих пор некоторые считают, что из-за них невозможно изучать эти явления.

Однако сейчас ведется множество исследований: Гозман предлагает рассматривать аттракцию как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент: "Другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р "зучается вопрос "о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия", о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, "экстремальность" обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Еще нет удовлетворительной теории аттракции. Отечественные исследования немногочисленны. Интересно посмотреть, как аттракция проявляется в группе. Сейчас начинаются эти исследования. "естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе."

Структурные компоненты межличностных отношений

    Дистанция – степень психологической близости.

    Валентность – оценка отношений: положительные, отрицательные, нейтральные, противоречивые.

    Позиция партнера – доминирование, зависимость, равенство.

    Степень знакомства – родственные, вражеские, любовные.

Внешние факторы аттракции:

    Степень выраженности у человека потребности в аффилиации

    Эмоциональное состояние партнеров по общению

    Пространственная близость.

Потребность в аффилиации - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностных поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей и наоборот.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей.

Пространственная близость - при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Внутренние факторы аттракции:

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести:

    физическую привлекательность партнера по общению.

    Демонстрируемый стиль общения.

    фактор сходства между партнерами по общению

    выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Понятия: физическая привлекательность (эффект ореола - «красивый, значит хороший»), фактор сходства (приятный человек - это человек, который со мной согласен), дополнительность, фактор поддержки (аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь - на отрицательные.

(Межличностное общение, В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М.Погольша)

    Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная группа».

Культурный шок - Дезориентация индивида при вхождении в инокультурную среду. Суть культурного шока – конфликт старых и новых культурных норм и ориентации, старых – присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, то есть представляющих то общество, в которое он прибыл. Собственно говоря, культурный шок – это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Термин был введен К. Обергом в 1960 г. Процесс межкультурной адаптации сопровождается: 1) чувством потери друзей и статуса из-за оторванности от привычного окружения; 2) чувством отверженности; 3) удивлением и дискомфортом при осознании различий между культурами; 4) путаницей в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и в собственной личностной идентичности; 5) чувством бессилия из-за невозможности эффективно взаимодействовать со своим новым окружением. Симптомами культурного шока могут оказаться недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия и др. Чаще всего культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, но необходимо обратить внимание на его позитивную сторону, хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, аттитюдов, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития и личностного роста.

Причины культурного шока:

    переживание утраты (горе, потеря). Любая утрата – это травма. (симптомы – физиологическое состояние – возбудимость; flash back эффекты – навязчивые воспоминания; навязчивое избегание).

    неприятие ценностей, состояние фрустрации. (влияет на фиксацию на стадии «кризис»)

    недостаток социальной поддержки (наличие людей, которые меня поддержат, выслушают).

    нехватка социальных умений

    нереалистические ожидания – людям свойственно надеяться на лучшее. Избавить человека от иллюзий, привести к реальному восприятию.

Протекание культурного шока:

Кривая Оберга

Медовый месяц – ощущение эйфории отчего-то нового.

Эта кривая не всегда подтверждается на практике, она всего лишь показывает, что должно быть, чтоб достичь интеграции. Случается иллюзия интеграции, если «медовый месяц» сразу перешел в интеграцию.

Питер Адлер попытался описать процесс и установить последовательность стадий переживания К.-ш. Его модель включает пять стадий: а) первичный контакт, или стадия «медового месяца», когда новоприбывший испытывает любопытство и возбуждение «туриста», но при этом его базисная идентичность все еще связана корнями с родной почвой; б) вторая стадия связана с дезинтеграцией старой системы знакомых ориентиров, при к-рой чел. ощущает себя сбитым с толку и подавленным требованиями новой культуры; типично тж чувство самообвинения и собственной несостоятельности перед лицом возникших трудностей; в) третья стадия предполагает реинтеграцию новых ориентиров и возросшее умение функционировать в новой культуре. Типичные эмоции, связанные с этой стадией, - гнев и обида по отношению к новой культуре как причине трудностей и менее подходящему для жизни месту, чем прежняя среда. Поскольку на этой стадии гнев направлен вовне, то таким лицам очень сложно оказать к.-л. помощь; г) на четвертой стадии продолжается процесс реинтеграции в направлении приобретения автономии и увеличения способности видеть положительные и отрицательные элементы как в новой, так и в старой культуре;) пятая стадия характеризуется независимостью: чел. достиг, наконец, «бикультурности» и теперь способен функционировать и в старой, и в новой культуре.

Психологическая помощь:

По мнению Бока , существуют пять способов разрешения конфликта двух культур на уровне индивидуального сознания:

Первый способ можно условно назвать геттоизацией (от слова гетто). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду – окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Второй способ разрешения конфликта культур – ассимиляция , по сути противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры.

Третий способ разрешения культурного конфликта – промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии.

Четвертый способ – частичная ассимиляция , когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, то есть в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере – нормами своей традиционной культуры.

И, наконец, пятый способ преодоления конфликта культур – колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения.

Группа буферная

Реальная или условная группа мигрантов, территориально сосредоточенная или рассредоточенная в определенном пространстве. Буферная группа личностно значима для индивида-мигранта, поскольку она опосредствующее звено в процессе выхода потенциального мигранта из своего исконного социума, вхождения его в новый социум, возвращения в прежний социум (может быть даже через несколько поколений), сохранения отдельных, наиболее личностно и коллективно значимых духовных ценностей и атрибутов, присущих покинутому социуму. Длительность функционирования и активности данных типов буферных групп во времени - различна. В качестве "хранителя ценностей", буферная группа может активно существовать в течение нескольких поколений активных мигрантов. Ее распаду способствует прекращение притока вновь прибывших и окончательная интеграция и ассимиляция в новом социуме последних хранителей ценностей. В таких случаях ценности прежнего социума перестают быть для мигранта личностно значимыми и утрачивают свои объединяющие функции. Тем не менее, их следы могут проявиться в скрытой, расплывчатой форме, поскольку внедрившись в структуру вновь приобретенных ценностей, они могут придать особые, личностно значимые ориентации поведению дальнейших поколений бывших мигрантов, что будет отличать их от других членов социума.