Испанская драматургия: Тирсо де Молина. «Севильский озорник, или Каменный гость

Дон Жуан… Наравне с Фаустом, Гамлетом, Дон Кихотом это один самых известных образов мировой литератур, чье имя стало нарицательным. Многие поэты, писатели и композиторы (а чуть позже – режиссеры и сценаристы) впоследствии стремились рассказать свою историю Дон Жуана в соответствии с идеями, новшествами, идеалами и заблуждениями своей эпохи. Идеальный возлюбленный, бунтарь, символ свободы, рыцарь – таким многоликим предстает сегодня Дон Жуан, если собрать воедино все его образы, созданные Мольером, Моцартом, Дж.Г.Байроном, А.С.Пушкиным, М.Цветаевой… Но каким же был Дон Жуан изначальный? Каким его впервые представил публике на его родине, в Испании, его создатель – испанский драматург Тирсо де Молина?

Пьеса «Севильский озорник, или Каменный гость» («El burlador de Sevilla y convidado de piedra») была написана между 1618 и 1621 гг. Дон Жуан в ней – еще не символ, не воплощении некой идеи, это просто живой человек, молодой представитель старинного дворянского рода Тенорио. Герой у Тирсо де Молина имеет фамилию, семью: благородных и заслуженных отца и дядю, обеспечивших любимому сыну и племяннику блестящее будущее. У юного Дон Жуана прекрасные манеры, он смел, всесторонне образован, находчив, обаятелен. К тому же, он очень красив, одна из героинь пьесы восклицает:

Лик столь дивный созерцать! (285)

[Здесь и далее, с указанием номера страницы, цит. по: Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость // Испанский театр. Библиотека всемирной литературы. Серия 1. Т.39.М.: Художественная литература, 1969. с. 263-278].

Однако все достоинства героя, что называется, «от лукавого». Дон Жуан Тирсо де Молины, определенно, не вызовет в современных читателей (и особенно читательниц) ни восхищения, ни понимания, ни сочувствия. Этот человек абсолютно лишен умения чувствовать чужую боль, не способен ни на любовь, ни на дружбу. У него своеобразное представление о дворянской чести: вроде бы есть у него принципы, но он ими пользуется по своему усмотрению. Например, при случае может нарушить данное обещание, а совести лишен вовсе. Хор, сопровождающий действие (вероятно, наследие древнегреческих трагедий) так обозначает его «жизненную программу»:

Я в любви не вижу прока,

Если мне добиться милой

Суждено лишь за могилой –

Слишком до нее далеко. (355)

Любовные похождения для этого, «изначального», Дон Жуана – развлечение, своеобразный спорт. Гениальный актер, он умело копирует слова, интонации и эмоции настоящего влюбленного, неслучайно его часто принимают за кого-то другого. Однако цель «озорника» – всего лишь победа над очередной «жертвой». Будущее соблазненных им женщин, утративших честь, порой – родных и любимый, а иногда и рассудок, его совершенно не занимает. Несчастья, причиной которых он становится, доставляют герою своеобразное садистское удовольствие, как и сам процесс «работы» над очередным любовным приключением. Впрочем, похождения Дон Жуана сложно назвать «любовными», сердца у него нет, не приходится говорить о и любви.

Убежденный в своей безнаказанности, герой в своих похождениях не делает различий между сословиями, «достается» от него всем от герцогини до простой рыбачки. На их беду, Дон Жуан отлично разбирается в людях (обоего, к сожалению, пола) и умело играет на самых разных свойствах человеческой натуры, как положительных, так и отрицательных. Так, крестьянку Аминту губит тщеславие (лестно стать женой дворянина, особенно если жених- «ровня» сбежал со свадьбы!), рыбачку Тисбею – доброе сердце (выходив Дон Жуана после кораблекрушения, девушка и представить себе не может, какой черной неблагодарностью отплатит ей спасенный), герцогиню Изабеллу и донью Анну – искренняя любовь к другому. Да и их возлюбленные оказываются, что называется, «не на высоте». Патрисьо, молодой муж Аминты, верит в наспех сочиненную сказку о том, что у его невесты когда-то был роман с Дон Жуаном, и в ревнивой досаде исчезает со сцены, даже не попытавшись объясниться с возлюбленной. Герцог Октавьо чрезмерно робок и почтителен:

…нельзя же мне

С герцогинею-гордячкой

Обращаться, словно с прачкой…(275).

(а вот Дон Жуан считает, что можно, и пользуется моментом).

Наконец, маркиз де ла Мота (судя по обилию общих с Дон Жуаном «знакомых», тоже, как видно, «озорник» не из последних) едва не лишается жизни от того, что, считая Дон Жана другом, доверяет ему и делится своей тайной – любовью к кузине Донье Анне.

В финале пьесы героя, что показательно, ждет суд не человеческий, а божий. Хотя все обиженные и оклеветанные Дон Жуаном герои собираются вместе и сообща просят наказания для «озорника», Дон Жуан получает заслуженную кару не от короля, а от Каменного гостя. Глумясь над убитым Доном Гонсало (отцом Доньи Анны), Дон Жуан приглашает каменную статую на ужин, и приглашение принимается, а затем герой получает ответное приглашение «отужинать» ночью в пустой церкви, которое становится для него роковым. Что интересно, Каменный гость в пьесе Тирсо де Молины мстит отнюдь не за себя и не за дочь. Перед смертью Дон Жуан вынужден признаться, что один раз он потерпел поражение: Донья Анна смогла отстоять свою честь. Но возмездие все равно настигает героя, будучи расплатой не за один недостойный поступок, а за все несдержанные обещания, обманы и искалеченные судьбы.

Вместе с тем, самая последняя сцена «Каменного гостя» — торжество любви, настоящей и искренней. После смерти Дон Жуана именно любовь становится спасением для героев: они находят в себе силы воссоединиться со своими любимыми, забыть все прошедшее, жить дальше и радоваться. «Дьявольские чары» Дон Жуана рассеиваются, и в мире снова воцаряется гармония.

Впрочем, не до конца… Обаяние, ум и находчивость героя, тем не менее, оказались сильнее его моральных принципов. Иначе вряд ли чем-то можно объяснить многочисленные попытки «возродить» Дон Жуана, сделать его более понятным зрителю и читателю, более симпатичным и человечным. Герой навсегда остался в памяти не только испанцев, свои «Дон Жуаны» появились во Франции, России и многих других странах. Иногда они принимают самые причудливые «формы». Например, Артуро Перес-Риверте заглавного героя своей серии романов о капитане Алатристе, не только наделяет фамилией Дон Жуана (полное имя «капитана»: Диего Алатристе и Тенорио), но и называет потомком героя Тирсо де Молины. Капитан Алатристе, на первый взгляд, на Дон Жуана совершенно не похож, но, если приглядеться, у них есть нечто общее: дух авантюризма, понятия о дворянской чести и, пожалуй, истинно испанская вера в победу смелых и отважных.


Что такое? Я? Боюсь?

(Подает ему руку.)

Как ты жжешься! Весь в огне я.

Дон Гонсало

Что ж ты скажешь, очутившись

В вечном пламени геенны?

Неисповедим господь

В праведных своих решеньях.

Хочет он, чтоб был наказан

Ты за все свои злодейства

Этой мертвою рукою.

Вышний приговор гласит:

"По поступкам и возмездье".

Я горю! Не жми мне руку!

Прочь, иль в грудь кинжал свой меткий

Я тебе всажу! О, горе!

Сталь о камень лишь скрежещет.

Дочь твоя чиста - ее

Не успел я обесчестить.

Дон Гонсало

Да, но ты к тому стремился.

Пусть сюда придет священник

И грехи мои отпустит.

Дон Гонсало

Поздно! Здесь ему не место.

Я пылаю! Взор мой меркнет!

(Падает мертвым.)

Каталинон

Нет спасенья!

Видно, с вами быть, сеньор,

Мне и за могилой вместе.

Дон Гонсало

Вышний приговор гласит:

"По поступкам и возмездье!"

Раздается грохот, гробница вместе с доном Хуаном и доном Гонсало

проваливается, а Каталинон падает на пол.

Каталинон

Боже правый, что такое?

Вся часовня ярким блеском

Озарилась... Неужели

Я еще на этом свете?

Должен я к отцу сеньора

Поспешить с печальной вестью.

Помоги, святой Георгий,

Мне убраться поскорее!

(Уползает.)

Алькасар в Севилье.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Король Альфонс, дон Дьего, свита.

Дон Дьего

Здесь маркиз. К стопам монаршим

Жаждет он припасть.

Ответьте:

Пусть войдет. Пускай и граф

Явится без промедленья.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же, Патрисьо, Гасено.

Патрисьо

Государь, не допустите,

Чтоб над бедным человеком

Приближенный ваш глумился

Безнаказанно и дерзко.

Патрисьо

Дон Хуан Тенорьо.

Соблазнитель лицемерный,

В день моей злосчастной свадьбы

Он коварством и изменой

Отнял у меня. жену.

Тесть мой этому свидетель.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Те же, Тисбея, Изабелла.

Коль не будет, государь,

В руки правосудья предан

Дон Хуан Тенорьо вами,

Люди и господь предвечный

Снизойдут к мольбе моей.

Жертва кораблекрушенья,

У меня нашел он кров,

Я его спасла, пригрела,

И меня ж он опозорил.

Не навет ли это?

Изабелла

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же, Аминта, герцог Октавьо.

Где мой муж?

Кто он такой?

Как! Вам это неизвестно?

Муж мой дон Хуан Тенорьо,

И сегодня нас поженят.

Честью мне поклялся он

В брак вступить, и слово сдержит,

Как пристало дворянину.

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

Те же, маркиз де ла Мота.

Правду вам открыть сполна

Время, государь, приспело.

Знайте, дон Хуан Тенорьо

Совершил то преступленье,

За которое я схвачен.

Если нужно, я немедля

Двух свидетелей представлю.

Нет злодею снисхожденья!

Взять его! Пусть казнь он примет!

Дон Дьего

Если за свои заслуги

Я просить награды смею,

То прошу я смерти сыну,

Чтоб не сжег огонь небесный

Вместе с ним отца.

Приближенный мой содеял!

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

Те же, Каталинон.

Каталинон

Государь, казните, но

Дайте прежде вам поведать

О событье, небывалом

И неслыханном доселе.

Надругался дон Хуан

Над своей усопшей жертвой,

У которой раньше отнял

Жизнь одновременно с честью:

Изваянье командора,

Камень за бороду дернув,

Он на ужин пригласил.

Ох, зачем он это сделал!

Гость пришел, и мой хозяин

Был им зван на ужин в церковь.

Мы явились, и мертвец,

С нами разделив трапезу,

Так сеньору руку сжал,

Что скончался тот в мученьях,

А покойник рек: "Предать

Смерти за твои злодейства

Мне велел тебя всевышний.

По поступкам и возмездье!"

Что ты говоришь!

Каталинон

Мой хозяин перед смертью

Вымолвить, что донью Анну

Не сумел он обесчестить.

Мною за такую новость

Награжден ты будешь щедро.

Справедлива божья кара!

А теперь мы без помехи,

Ибо нет злодея больше,

Свадьбы справим поскорее.

В брак вступить я буду счастлив

С Изабеллой овдовевшей.

Я - с кузиной.

Патрисьо

Я - с Аминтой.

Приведем мы к завершенью

Этим _Каменного гостя_.

Пусть перевезут навеки

Прах и гроб его в Мадрид,

В храм Франциска благолепный.

ПРИМЕЧАНИЯ

СЕВИЛЬСКИЙ ОЗОРНИК

(El burlador de Sevilla)

Блистательная литературная судьба этой бессмертной пьесы Тирсо де Молина общеизвестна. В той или другой степени с ней соприкасаются имена Мольера и Гольдони, Мюссе и Ленау, Пушкина и А. К. Толстого в драматургии, Байрона, Бодлера и Блока в поэзии, Моцарта в музыке. Критическая литература по этому вопросу необозрима. С легкой руки Тирсо в литературу вошел определенный человеческий тип, за которым навсегда укрепилось имя "Дон Жуан". И сейчас не имеет значения, что и Тирсо создал своего героя не на пустом месте. У него тоже были свои предшественники, свои литературные источники. Ими послужили и народные предания, и дошедший до нас испанский народный романс, и, возможно, театральное представление, разыгранное студиозусами Ингольштадской духовной семинарии в 1615 году. Факт остается фактом: первым, кому удалось создать силой своей художественной фантазии целостный характер и целостную мораль (пусть разрушительного, отрицательного свойства), был Тирсо де Молина. С веками Дон Хуан превращался то в циника, то в бунтаря, то даже в борца за свободу, то в поэта. Различие в толкованиях этого "вечного типа", вероятно, и побудило уже в наше время известного бразильского драматурга Г. Фигерейду поиронизировать по этому поводу. В 1958 году он написал комедию "Дон Жуан", где изобразил неумолимого "обольстителя" застенчивым девственником, а все существующие драматические версии о великом распутнике сплошной ложью и клеветой.

Точными данными о времени написания "Севильского озорника" мы не располагаем. По наиболее аргументированным предположениям, можно считать, что комедия написана между 1619 и 1623 годами. Впервые она была напечатана в 1630 году, во второй части сборника "Двенадцать новых комедий Лопе де Вега Карпио и других авторов" под названием: "Севильский озорник и Каменный гость, знаменитая комедия маэстро Тирсо де Молина. Поставлена Роке де Фигероа". Писал ли Тирсо ее непосредственно для Роке де Фигероа (который в 1623 г. был уже признанной актерской знаменитостью), мы не знаем.

Пьеса Тирсо переведена на множество европейских языков. Первым русским переводчиком "Севильского озорника" был В. Пяст, опубликовавший свою работу в единственном до настоящего времени сборнике пьес Тирсо: "Тирсо де Молина. Театр", Academia, 1935. В настоящем томе публикуется новый перевод Ю. Корнеева.

Стр. 264. Альфонс XI, король Кастильский. - Альфонс XI (1311-1350). С именем Альфонса XI связан ряд серьезных успехов в борьбе против мавров (победа при Севилье), а также, с другой стороны, против своеволия феодальной верхушки. То, что в пьесе Тирсо действуют одновременно Альфонс XI Кастильский и "Неаполитанский король", - обычный для драматургии того времени анахронизм. Во времена Альфонса никакого Неаполитанского короля не существовало вообще. Тирсо де Молина (да и другие испанские драматурги, его современники), берясь даже за исторические сюжеты, вовсе не чувствовали себя связанными исходным материалом. Предметом главных их забот всегда была злободневность. Кроме Альфонса XI (с вышеприведенной оговоркой), все остальные действующие лица пьесы являются вымышленными.

Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабеллы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливает её. Изабелла вдруг понимает, что с ней был не Октавьо, и зовёт на помощь. На шум приходит Король Неаполитанский и приказывает страже схватить дона Хуана и Изабеллу. Он поручает испанскому послу дону Педро Тенорьо разобраться в том, что произошло, и уходит. Дон Педро приказывает увести Изабеллу. Когда дон Педро и дон Хуан остаются с глазу на глаз, дон Хуан рассказывает, как хитростью пробрался к Изабелле и овладел ею. Дон Хуан - племянник дона Педро, и дяде волей-неволей приходится покрывать его проделки. Опасаясь монаршего гнева, он отсылает дона Хуана в Милан и обещает сообщить племяннику о последствиях его обмана. Дон Педро докладывает Королю Неаполитанскому, что мужчина, которого схватила стража, прыгнул с балкона и бежал, а дама, которая оказалась герцогиней Изабеллой, утверждает, что ночью к ней явился герцог Октавьо и коварно овладел ею. Король приказывает бросить Изабеллу в темницу, а Октавьо схватить и насильно женить на Изабелле. Дон Педро и стражники приходят в дом Октавьо. Дон Педро именем короля обвиняет его в том, что он обесчестил Изабеллу, поверившую его посулам. Октавьо, узнав о неверности возлюбленной, приходит в отчаяние и решает тайно бежать в Испанию. Дон Хуан, вместо того чтобы отправиться в Милан, тоже плывёт в Испанию.

Юная рыбачка Тисбея сидит на берегу моря близ Таррагоны и удит рыбу. Все её подруги влюблены, ей же неведомы муки любви, и она радуется, что ни страсть, ни ревность не отравляют её жизнь. Вдруг раздаётся крик: «Спасите! Тону!», и вскоре на сушу выбираются двое мужчин: это дон Хуан и его слуга Каталинон. Дон Хуан спас тонувшего слугу, но, выйдя на сушу, рухнул без сознания. Тисбея посылает Каталинона за рыбаками, а сама кладёт голову дона Хуана к себе на колени. Дон Хуан приходит в чувство и, видя красоту девушки, объясняется ей в любви. Рыбаки отводят дона Хуана в дом Тисбеи. Дон Хуан приказывает Каталинону раздобыть лошадей, чтобы незаметно ускользнуть перед рассветом. Каталинон пытается усовестить хозяина: «Бросить девушку и скрыться - / Это ль за радушье плата?», но дон Хуан вспоминает Энея, который бросил Дидону. Дон Хуан клянётся Тисбее в любви и обещает взять её в жены, но, после того как доверчивая девушка отдаётся ему, он на одолженных ею же конях сбегает вместе с Каталиноном. Тисбея оплакивает свою погубленную честь.

Король Альфонс Кастильский беседует с доном Гонсало де Ульоа, вернувшимся из Лиссабона. Гонсало рассказывает о красоте Лиссабона, называя его восьмым чудом света. Король, чтобы вознаградить Гонсало за верную службу, обещает сам найти достойного жениха для его красавицы дочери. Он намерен выдать её за дона Хуана Тенорьо. Гонсало по душе будущий зять - ведь он происходит из знатного севильского рода.

Отец дона Хуана дон Дьего получает письмо от своего брата дона Педро, где тот рассказывает, как дон Хуан был застигнут ночью с герцогиней Изабеллой. Король Альфонс Кастильский, узнав об этом, спрашивает, где сейчас дон Хуан. Выясняется, что он этой ночью приехал в Севилью. Король собирается обо всем сообщить в Неаполь, женить дона Хуана на Изабелле и избавить от незаслуженной кары герцога Октавьо. А пока из уважения к заслугам отца он отправляет дона Хуана в изгнание в Лебриху. Король сожалеет о том, что слишком поспешно просватал дочь дона Гонсало за дона Хуана, и, чтобы не обидеть дона Гонсало, решает назначить его гофмаршалом. Слуга докладывает Королю, что приехал герцог Октавьо и просит принять его. Король и дон Дьего думают, что Октавьо все знает и будет просить позволения вызвать дона Хуана на поединок. Дон Дьего, тревожась за жизнь сына, просит Короля предотвратить дуэль. Король ласково принимает Октавьо. Он обещает написать Королю Неаполитанскому, чтобы тот снял с него опалу, и предлагает ему взять в жены дочь дона Гонсало де Ульоа. Дон Дьего приглашает Октавьо в свой дом. Встретившись случайно с доном Хуаном, Октавьо, не знающий, что дон Хуан - виновник всех его страданий, обменивается с ним заверениями в дружбе. Друг дона Хуана маркиз де ла Мота пеняет дону Хуану на то, что тот его совсем забыл. Они часто озорничали вместе, и дон Хуан расспрашивает Моту о знакомых красотках. Мота поверяет дону Хуану свою сердечную тайну: он влюблён в свою кузину донью Анну, и она тоже любит его, но, на беду король уже просватал её за другого. Мота написал донье Анне и сейчас ждёт от неё ответа. Он торопится по делам, и дон Хуан предлагает подождать письма вместо него. Когда Мота уходит, служанка доньи Анны передаёт дону Хуану записку для Моты. Дон Хуан радуется:

Мне служить сама удача

Почтальоном подрядилась.

Ясно, что письмо от дамы,

Чью красу маркиз нескромный

Превознёс. Вот повезло мне!

Славлюсь я не зря, как самый

Беспардонный озорник:

Я действительно мастак

Девушек бесчестить так,

Чтобы не было улик.

Дон Хуан распечатывает письмо. Донья Анна пишет, что для неё «трёх смертей страшней втройне» жить с нелюбимым супругом, и если Мота хочет связать с ней свою судьбу, пусть придёт к ней в одиннадцать часов, надев цветной плащ, чтобы его было легче узнать. Дон Хуан передаёт маркизу де ла Мота, что его избранница ждёт его в полночь в своей спальне и просит надеть цветной плащ, чтобы дуэньи его узнали. Мота вне себя от счастья. Дон Хуан радуется предстоящему приключению.

Дон Дьего бранит сына за то, что тот порочит их славный род, и передаёт ему приказ Короля немедленно покинуть Севилью и отправиться в Лебриху.

Дон Хуан ночью встречает Моту, который ждёт не дождётся свидания с доньей Анной. Поскольку до полуночи ещё целый час, а дон Хуан ищет развлечений. Мота показывает ему, где живёт Беатриса, и одалживает свой цветной плащ, чтобы красавица приняла дона Хуана за Моту и была с ним ласкова. Дон Хуан в плаще Моты отправляется не к Беатрисе, а к донье Анне, но ему не удаётся обмануть девушку, и она прогоняет наглеца. На крик дочери прибегает дон Гонсало с обнажённой шпагой. Он не даёт дону Хуану убежать, и, чтобы спастись, тот закалывает дона Гонсало.

Выскочив из дома дона Гонсало, дон Хуан сталкивается с Мотой, который торопливо забирает свой плащ, ибо вот-вот наступит полночь. Дон Хуан успевает сказать ему, что его шалость плохо кончилась, и Мота готовится расхлёбывать упрёки Беатрисы. Дон Хуан скрывается. Мота слышит крики и хочет выяснить, в чем дело, но тут его хватает стража. Дон Дьего приводит Моту к королю Альфонсу Кастильскому, который приказывает судить и завтра же казнить злодея. Мота не может понять, в чем дело, но никто ничего ему не объясняет. Король велит похоронить славного Командора - дона Гонсало - со всеми почестями.

В поле близ деревни Дос Эрманас крестьяне празднуют свадьбу Патрисьо и Аминты. Пастухи поют песни. Неожиданно появляется Каталинон, который сообщает, что вскоре прибудет новый гость - дон Хуан Тенорьо. Гасено, отец невесты, радуется приезду знатного сеньора, Патрисьо же совсем не рад незваному гостю. Когда дон Хуан подходит к праздничному столу, Гасено просит гостей потесниться, но дон Хуан, которому приглянулась Аминта, садится прямо рядом с ней. После свадебного пира дон Хуан заявляет Патрисьо, что Аминта - его давняя любовница и сама пригласила его повидаться в последний раз перед тем, как с горя выйдет замуж за другого. Услышав такое о невесте, Патрисьо без сожалений уступает её дону Хуану. Дон Хуан, попросив у Гасено руку Аминты и приказав Каталинону оседлать коней и подать их к деннице, отправляется к Аминте в спальню. Аминта хочет прогнать его, но дон Хуан говорит, что Патрисьо забыл её и отныне он, дон Хуан, - её муж. Сладкие речи обманщика, который говорит, что готов на ней жениться даже вопреки отцовской воле, смягчают сердце девушки, и она отдаётся дону Хуану.

Изабелла по пути в Севилью, где её ждёт свадьба с доном Хуаном, встречает Тисбею, которая поверяет ей своё горе: дон Хуан соблазнил её и бросил. Тисбея хочет отомстить обманщику и пожаловаться на него Королю. Изабелла берет её себе в спутницы.

Дон Хуан в часовне разговаривает с Каталиноном. Слуга рассказывает, что Октавьо дознался, кто виновник всех его бед, и маркиз де ла Мота также доказал свою непричастность к убийству дона Гонсало, Заметив гробницу Командора, дон Хуан читает надпись на ней:

Кавальеро здесь зарыт.

Ждёт он, что десница Божья

Душегубу отомстит.

Дон Хуан дёргает статую Командора за бороду, потом приглашает каменное изваяние к себе на ужин. Вечером, когда дон Хуан с Каталиноном садятся за стол, раздаётся стук в дверь. Слуга, посланный открыть дверь, не может от страха вымолвить ни слова; трусливый Каталинон, которому дон Хуан велит впустить гостя, словно язык проглотил от ужаса. Дон Хуан берет свечу и подходит к двери сам. Входит дон Гонсало в том виде, в каком он изваян над своей гробницей. Он медленно приближается к дону Хуану, который в смятении отступает. Дон Хуан приглашает каменного гостя за стол. После ужина Командор делает знак дону Хуану отослать слуг. Оставшись с ним один на один. Командор берет с дона Хуана слово завтра в десять прийти к нему на ужин в часовню в сопровождении слуги. Статуя уходит. Дон Хуан храбрится, пытаясь побороть ужас.

Изабелла приезжает в Севилью. Мысль о позоре не даёт ей покоя, и она чахнет с горя. Дон Дьего просит Короля снять опалу с дона Хуана, коль скоро он собирается женить его на герцогине Изабелле. Король обещает не только снять опалу, но и пожаловать дону Хуану титул графа, чтобы не страдала гордость Изабеллы, ведь Октавьо, с которым она прежде была обручена, - герцог. Королева просила Короля простить маркиза де ла Мота, и Король приказывает освободить маркиза и женить его на донье Анне. Октавьо просит у Короля позволения вызвать дона Хуана на поединок, но Король отказывает ему.

Аминта с отцом разыскивают дона Хуана. Встретив Октавьо, они спрашивают, где им его найти. Октавьо, выяснив, зачем он им нужен, советует Гасено купить дочери наряд, похожий на придворный, и обещает сам отвести её к Королю.

Ночью должна состояться свадьба дона Хуана и Изабеллы, но перед этим дон Хуан собирается сдержать слово и навестить статую Командора. Когда они с Каталиноном приходят в часовню, где погребён дон Гонсало, Командор приглашает их разделить с ним трапезу. Он велит дону Хуану поднять надгробную плиту - под ней стоит чёрный стол, накрытый для ужина. Два призрака в чёрном приносят стулья. На столе - скорпионы, жабы, змеи, из питья - желчь и уксус. После ужина Командор протягивает руку дону Хуану. Дон Хуан подаёт ему свою. Сжав руку дона Хуана, статуя говорит:

Неисповедим Господь

В праведных своих решеньях.

Хочет он, чтоб был наказан

Ты за все свои злодейства

Этой мёртвою рукою.

Вышний приговор гласит:

«По поступкам и возмездье».

Дон Хуан говорит, что донья Анна чиста: он не успел обесчестить её. Он просит привести священника, чтобы тот отпустил ему грехи. Но дон Гонсало неумолим. Дон Хуан умирает. Раздаётся грохот, гробница вместе с доном Хуаном и доном Гонсало проваливается, а Каталинон падает на пол.

Патрисьо и Гасено приходят к Королю с жалобой на дона Хуана, обманом отнявшего у Патрисьо Аминту. К ним присоединяется Тисбея, которую дон Хуан обесчестил. За ней приходит маркиз де ла Мота. Он нашёл свидетелей, готовых подтвердить, что преступление, за которое его заключили в темницу, совершил не он, а дон Хуан. Король приказывает схватить и казнить злодея. Дон Дьего также просит осудить дона Хуана на смерть. Появляется Каталинон. Он рассказывает, что произошло в часовне. Услышав о справедливой каре, постигшей негодяя. Король предлагает поскорее справить три свадьбы: Октавьо с овдовевшей Изабеллой, Моты с доньей Анной и Патрисьо с Аминтой.

Ревнивая к самой себе

Интрига этой истории заключается в том, что Кабальеро Дон Мельчор, приехавший из провинции в Мадрид, к заочно сосватанной невесте, в церкви влюбляется в незнакомку, увидев только ее прелестную ручку, не зная, что она принадлежит его невесте Магдалене. Случайная встреча молодых людей после мессы производит на Магдалену впечатление, она влюбляется в Мельчора (ее лицо закрыто мантильей) не подозревая, что он и есть ее жених. На свидании в доме отца Магдалены, Мельчор не угадывает в суженой хозяйку прелестной ручки, а Магдалена, оскорбленная его равнодушием, начинает ревновать Мельчора к самой себе, не открывая ему истины.

Происходит изощренная игра – Мельчор в воображении дорисовывает портрет таинственной красавицы, не подозревая, что она и есть егоневеста. Ревность Магдалены к себе самой становится основным мотивом развития действия и едва не заводит отношения героев в тупик.

Дон Хиль Зеленые штаны

Донья Хуана в мужском костюме - зелёных штанах и камзоле - приезжает из родного Вальядолида в Мадрид. Кинтана, её старый верный слуга, сопровождает её. Он спрашивает госпожу, почему она покинула отчий дом и путешествует в мужском обличье. Хуана рассказывает, что на Пасху, в апреле, вышла погулять и встретила прекрасного незнакомца, которого полюбила с первого взгляда. Ночью ей не спалось, и, открыв дверь на балкон, она увидела внизу давешнего красавца. Дон Мартин де Гусман по ночам пел ей серенады, днём посылал письма и подарки. Не прошло и двух месяцев, как Хуана сдалась. Но когда об их любви узнал отец Мартина дон Андрес, разразился страшный скандал. Хуана происходит из знатной, но обедневшей семьи, а старик ценит только золото. Он хочет женить сына на Инес, дочери своего друга дона Педро, но боится, что Хуана подаст в суд на соблазнителя и клятвопреступника. Поэтому Андрес решил послать Мартина в Мадрид под чужим именем. Он написал Педро, что его сын связал себя с Хуаной, но он нашёл для Инеc подходящего жениха - дона Хиля де Альборнос, который не только родовит и богат, но ещё и молод и хорош собой. Мартин покорно отправился в Мадрид под именем дона Хиля. Проведав об этом, Хуана едет за ним вслед. Чтобы Мартин не узнал, её, она отсылает Кинтану в Вальекас, обещая прислать ему письмецо, и нанимает себе нового слугу - Караманчеля. Караманчель сменил много хозяев: служил у врача, который прописывал всем одни и те же лекарства, у продажного адвоката, у обжоры-священника. Караманчель удивляется немужественной наружности своего нового господина и говорит, что тот похож на кастрата. Хуана называет себя доном Хилем.

Мартин является к Педро и вручает ему письмо от Андреса, где тот расхваливает «дона Хиля» на все лады. Мартин говорит, что хочет поскорее обвенчаться с Инес, потому что отец выбрал ему другую невесту: если отец узнает о желании сына взять в жены Инес, он лишит его наследства, Педро готов поторопиться со свадьбой: он полностью доверяет Андресу и не будет тратить время на проверку сведений о женихе. Педро обещает сегодня же поговорить с дочерью. Он пока не будет называть ей имя жениха, а тот вечером в Герцогском саду украдкой признается ей в любви. Мартин в восторге от собственной хитрости.

Хуан, влюблённый в Инес, умоляет её не ездить в Герцогский сад: его томит дурное предчувствие. Но Инес уже обещала кузине поехать туда с ней. Инес заверяет Хуана в своей любви и приглашает его тоже прийти в сад.

Педро заговаривает с Инес о женихе, утверждая, что Хуан ему в подмётки не годится. Инес недовольна, что ей прочат в мужья человека, которого она даже не видела. Узнав, что жениха зовут дон Хиль, она восклицает: «Дон Хиль? Помилуй Боже! / Какое имя! Мой супруг - / Рождественский пастух в рогоже / Или овчине!» Узнав, что Хиль ждёт её в Герцогском саду. Инес боится, как бы он не встретился там с Хуаном.

Донья Хуана в мужском костюме появляется в Герцогском саду. Подкупив слуг, она знает о каждом шаге своей соперницы. Увидев Инес, её кузину Клару и Хуана, она заговаривает с ними и своей учтивостью и красотой пленяет дам. Хуан страдает от ревности. Услышав, что Хуана прибыла из Вальядолида, Инес расспрашивает её о Хиле. Хуана говорит, что её тоже зовут Хиль. Инес решает, что это и есть жених, которого прочит ей отец. Пригожий юноша ей по душе, и Инес готова отдать ему свою руку. Хуана обещает ночью прийти под окно к Инес, и Инес с нетерпением ждёт встречи. Инес заявляет отцу, что с радостью выйдет замуж за Хиля. Но увидев Мартина, которого Педро представляет ей как Хиля, понимает, что это вовсе не тот Хиль, в которого она влюблена. У её избранника «Речь медовой речкой льётся, / Ярче звёзд глаза сверкают» и зелёные штаны. Мартин обещает завтра же явиться к ней в зелёных штанах.

Донья Хуана рассказывает Кинтане о своих успехах: Инес от неё без ума, а Мартин в ярости повсюду ищет соперника-двойника, чтобы проткнуть его шпагой.

Назвавшись Эльвирой, Хуана снимает дом по соседству с домом Инес. Встретившись в саду, дамы знакомятся и становятся подругами. Хуана напоминает Инес исчезнувшего возлюбленного, и Инес поверяет ей все свои горести - таким образом, Хуане известен каждый шаг Мартина. Хуана боится, как бы Мартин не заподозрил, что Хиль - вовсе не Хиль, а переодетая Хуана. Она посылает Кинтану к Мартину с известием, что после его отъезда Хуана, которая носит под сердцем плод его любви, удалилась в монастырь и там день и ночь льёт слезы. Если Мартин не вернётся к ней, она предпочтёт смерть бесчестью. Хуана уверена, что, получив такое письмо, Мартин поверит в существование дона Хиля.

Дон Хуан страдает от ревности. Инес признается, что милый её сердцу Хиль исчез, зато появился другой, самозваный Хиль, и отец принуждает её выйти за него. Она просит Хуана убить соперника. Ради Инес Хуан готов сегодня же расправиться с самозванцем. Инес надеется, что, избавившись от лже-Хиля, сможет выйти замуж за Хиля Зелёные штаны.

Инес навещает свою новую подругу Эльвиру. «Эльвира» рассказывает ей, что прибыла из Кастилии. Она с детских лет любит дона Мигеля де Рибера, который отвечал ей взаимностью. Но когда она отдалась ему, он вскоре забыл все свои клятвы и покинул её. Узнав, что Мигель поехал в Вальядолид, «Эльвира» поехала за ним. Друг Мигеля дон Хиль де Альборнос похвастался, что его ждёт в Мадриде богатая и красивая невеста, и Мигель, выкрав у Хиля письмо дона Андреса, назвался Хилем, чтобы самому жениться на Инес. Судьба свела «Эльвиру» с Хилем Зелёные штаны, похожим на неё как две капли воды, и юноша в неё влюбился. Но «Эльвира» говорит, что любит только ветреника Мигеля, и всеми силами пытается вернуть его. Дамы выясняют, что Инес не любит Мигеля, а «Эльвира» не любит Хиля.

Кинтана передаёт Мартину записку от Хуаны, которая якобы находится в монастыре. Мартин, подозревавший, что Хуана в Мадриде и преследует его, успокаивается. Прочитав письмо Хуаны, он преисполняется к ней нежностью. Мартин уверяет Кинтану, что приехал в Мадрид лишь для того, чтобы подать королю прошение, и через несколько дней вернётся к Хуане. Он хочет написать Хуане ответ и обещает на следующий день принести его Кинтане. Оставшись один, Мартин размышляет о том, что недостойно дворянина обманывать женщину, которая ждёт от него ребёнка, и решает вернуться домой.

Хуан вызывает Мартина на поединок. Мартин предлагает уладить дело миром: пусть Инес сама сделает выбор. Хуан говорит, что Инес не может отказать Мартину, ибо не смеет ослушаться отца, она плачет, но готова смириться и отдать свою руку Мартину. Мартину жаль упускать из рук верную добычу, и, забыв о своей любви к Хуане, он решает жениться на Инес. Мартин не принимает вызов Хуана, считая, что глупо драться до свадьбы - вот через месяц он готов сразиться с соперником. Слуга приносит Мартину пакет от отца на имя дона Хиля де Альборнос: в нем три письма - Мартину, дону Педро и купцу Агустину Сольеру, который должен выдать деньги посланцу дона Хиля де Альборнос. Спеша к Инес, Мартин теряет письма. Их находит Караманчель, который отдаёт их Хуане, уверенный, что она и есть Хиль. Хуана посылает Кинтану за деньгами.

Инес заявляет отцу, что жених, которого он ей представил, вовсе не Хиль, а Мигель. Дон Педро совершенно сбит с толку. Инес рассказывает ему все, что поведала ей «Эльвира». Дон Педро возмущён наглостью самозванца. Инес обещает представить ему настоящего дона Хиля. Появляется Хуана в зелёных штанах. Она рассказывает, как Мигель обманул её доверие и выкрал письма. Но теперь она получила новые письма от отца и может уличить самозванца во лжи. Педро читает письмо Андреса и проникается уверенностью, что Хуана и есть истинный дон Хиль. Когда появляется Мартин, Педро и Инес разоблачают его как лжеца и самозванца. Слуга, посланный к купцу Сольеру, возвращается с пустыми руками: дон Хиль уже забрал предназначенные ему деньги. Мартин в ярости: неведомый двойник разрушил все его планы.

Кинтана приносит Мартину известие о смерти Хуаны. Мартин решает, что дон Хиль - это Хуана, восставшая из гроба, чтобы покарать его. Кинтана подхватывает эту мысль и рассказывает, что Хуана после смерти приходит в отчий дом под видом некоего Хиля и клянёт Мартина, забывшего своё настоящее имя. Мартин хочет заказать пять сотен месс, чтобы дух Хуаны смирился и успокоился. Инес спрашивает Караманчеля, где его хозяин. Караманчель отвечает, что его хозяин дон Хиль Зелёные штаны часто бывает у Эльвиры и уходит от неё на рассвете. Инес не верит, но Караманчель показывает ей любовное письмо дона Хиля к Эльвире. Инес готова отдать свою руку Хуану, если тот убьёт неверного Хиля Зелёные штаны.

Хуана, узнав от Кинтаны, что Мартин так и не оставил мысли жениться на Инес, пишет своему отцу, что лежит на смертном одре, а её убийца - Мартин скрывается под именем Хиля, чтобы избежать мести её родных. Прочитав её письмо, отец немедленно отправится в Мадрид, и Мартину придётся туго.

Случайно встретив кузину Инес Клару, тоже влюблённую в Хиля Зелёные штаны, Хуана в мужском костюме объясняется в любви и ей. Инес, которая слышит их разговор и нелестный отзыв Хиля о себе, решает с горя выйти за Мигеля. Она призывает Мигеля проткнуть шпагой изменника Хиля, но Хуана, боясь встречи с Мигелем, говорит, что она - переодетая Эльвира: мучимая ревностью, она хотела узнать, действительно ли Инес любит Хиля, а не её Мигеля, и сама написала любовное письмо от имени Хиля к Эльвире. Мужской костюм Эльвира якобы одолжила у Хиля, который любит только Инес.

Караманчелю ведено передать письмо Эльвире. Увидев её, он поражается её сходству с его хозяином: «Чур, чур меня! Дон Хиль в мантилье! / Я вроде трезв и не в бреду... / Обоим место им в аду - / И Хилю этому и Хилье!» Эльвира обещает Караманчелю, что через час он увидит вместе и её, и своего хозяина. Но Караманчель не верит и считает, что Эльвира - переодетый Хиль.

Дон Хуан ищет своих соперников, носящих одно и то же имя Хиль. «Их двое, и к её окну / Явиться оба соизволят: / Так пусть они меня заколют / Иль их обоих я проткну». Он спешит под окно к Инес. Инес в темноте принимает его за своего возлюбленного - Хиля Зелёные штаны. Хуан не разубеждает её. Вскоре появляется Мартин, который также надел зелёные штаны. Увидев Хуана, беседующего с Инес, он решает, что это и есть его неуловимый двойник, но мысль, что это может оказаться призрак покойной Хуаны, вселяет в него страх. Дон Хуан признает в Мартине лже-Хиля, которого Инес ненавидит. Хуан вызывает его на поединок. Инес, видя двух молодых людей в зелёных штанах, не может понять, в чем дело. «Эльвира» выглядывает из своего окна и говорит Инес, что сюда явился изменник Мигель. Мартин, принимающий Хуана за дух доньи Хуаны, в страхе исчезает. Появляется Клара в мужском костюме. Она пришла проверить, не встречается ли Хиль тайком с Инес. Выдавая себя за Хиля, она говорит Инес нежные слова. Наблюдающий всю сцену со стороны Караманчель восклицает: «Не то я стоя вижу сны, / Не то здесь ливень был из Хилей». Хуан грозится убить Клару. Хуана переодевается в мужское платье, спускается вниз и также подходит к окну Инес. Хуана, Хуан и Клара спорят, кто из них настоящий Хиль. Хуан бросается на Хуану со шпагой. Вместо неё с ним дерётся Кинтана. Хуан ранен.

Отец Хуаны дон Дьего, получив письмо от дочери, приезжает в Мадрид, чтоб отомстить её убийце Мартину. Мартин клянётся, что не убивал Хуану, призывая в свидетели Кинтану, но тот утверждает, что Мартин зарезал Хуану. Альгвасил берет Мартина под стражу. Появляются Хуана, Хуан, Инес, Клара и дон Педро. Хуана рассказывает всю правду, раскрывает все хитрости, на которые она пустилась ради того, чтобы вернуть Мартина, Мартин счастлив, что избежал опасности. Он просит прощения у Хуаны и её руки у дона Педро. Инес даёт согласие дону Хуану, а Клара готова стать женой своего давнего поклонника дона Антоньо.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

«Севильский озорник и Каменный гость» — «комедия» сомнительной атрибуции была опубликована в сборнике пьес разных авторов в 1630 г. под именем Тирсо де Молина (большинство современных критиков принимает его авторство пьесы). Другой вариант под названием «Долгий срок вы мне даете», мало чем отличавшийся от «Севильского озорника», был опубликован в 1660 г. под фамилией Кальдерона; написана драма не позднее 1625 г., когда она была впервые поставлена.

Пьеса интересна тем, что в ней впервые получил воплощение образ дона Хуана (Дон Жуана), ставшего одним из «вечных образов» мировой литературы. Принято считать основным источником сюжета широко распространенную в Европе легенду, нашедшую отражение и в испанских романсах. Накануне свадьбы юноша, проходя мимо кладбища, увидел череп. Он пригласил покойника на свадебный пир. Тот явился на праздник и в ответ пригласил юношу к себе на ужин. После чего в различных вариантах легенды юноша либо погибает, либо раскаивается в своих грехах. Об этом втором, благополучном разрешении конфликта поведал миру Проспер Мериме, видевший, якобы, в соборе в Севильи могилу некого Мигеля де Маньяра Висентело де Лека, который и послужил, по рассказам местных жителей, прототипом для дона Хуана. Мигель де Маньяра жил в середине XVII в. и вел распутный образ жизни пока, возвращаясь как-то с пирушки, не столкнулся с похоронной процессией. Спросив, кого хоронят, он услышал в ответ собственное имя. Потрясенный, он полностью изменил свой образ жизни и умер в святости.

Кроме совпадения отдельных мотивов, легенду сближает с пьесой Тирсо де Молина моральная направленность: испанский драматург создает почти что притчу о грехе и погибели души. Опираясь на принятую в испанском театре XVII в. трактовку насилия над женщиной, обмана женщины, как зримого воплощения греха и греховности, он создает глубокий философско-теологический образ. В его пьесе «Севильский озорник и Каменный гость» грех предстает как соблазн: соблазняясь, сам дон Хуан каждый раз соблазняет, то есть вовлекает во грех, и свою жертву. Грех опасен тем, что он бесконечно заразителен: дону Хуану поддаются все привлекшие его женщины, кроме доньи Анны. Ему не приходится творить над ними насилия, они отдаются ему в силу своей подвластности греху: Тисбея расплачивается за гордыню, а Аминта — за тщеславие. Греховность герцогини Исабель не столь очевидна на первый взгляд, особенно если вспомнить, что речь идет об одной из областей, в которых «театральная» мораль сильно расходилась с бытовой: тайные свидания и запретная любовь, составляя самую плоть театрального действия, представлялись «комедией» весьма снисходительно. Однако бдительность доньи Анны показывает зрителю, что Исабель движима не одной только любовью к Октавио, ее заставляет обмануться жажда любовных ласок и честолюбие.

Сам дон Хуан в пьесе «Севильский озорник и Каменный гость» как бы спускается по лестнице греха, и явная симметричность сцен соблазнений (жертвами дона Хуана становятся две дворянки и две крестьянки, причем и тактика действий героя в парных эпизодах схожа) дополнительно подчеркивает все большее его падение. Пытаясь соблазнить донью Анну, он прибавляет к попытке выдать себя за другого (как с Исабелью) обман друга и убийство. Лживо обещая Аминте жениться на ней (также поступил он и с Тисбеей), он тем самым уводит ее из-под венца. Оскорбление статуе (оскорбление могилы) дон Хуан наносит один раз, и публика понимает, что он достиг последней стадии падения. Однако встречается со статуей командора герой дважды, и это дает автору возможность сохранить избранный им принцип построения действия. Непосредственное соседство в пьесе двух встреч со статуей командора позволяет, к тому же, формально подчеркнуть целостность и завершенность произведения, а акцент, падающий на финал пьесы, придает особую значимость переносному, аллегорическому смыслу действия.

Никакой любви герой ни к одной из соблазняемых им женщин не испытывает, им движут иные мотивы. Ключ к ним заложен в названии пьесы: « burlador » — не безобидный шутник, это слово подразумевает жестокую и циничную издевку. Вместе с тем, не приходится говорить и о романтическом бунте против Небес: дон Хуан готов покаяться, только собирается сделать это перед самой смертью. Во время последней встречи со статуей командора герой требует священника, но оказывается, что он спохватился слишком поздно. Дон Хуан идет по жизни, в прямом смысле, играя: все его подлости и обманы представляют для него «спортивный интерес»; не видя в жизни ничего, кроме игры, он знает одно только человеческое чувство — азарт. Это не значит, что пьеса Тирсо «Севильский озорник и Каменный гость» менее серьезна чем, к примеру, переработка Мольера. В эпоху барокко игровое, театральное восприятие окрашивало все стороны жизни и порождало моральные проблемы онтологического масштаба (достаточно вспомнить игровой характер дуэли и театрализацию аутодафе). Разоблачая созданного им героя, драматург судит свой век.

Особая смысловая нагрузка ложится в пьесе «Севильский озорник и Каменный гость» Тирсо на образ статуи командора. Это уникальная для испанского театра XVII века фигура: гораздо привычнее видеть на сцене репрезентацию небесных и адских сил. В данном же случае «место пребывания» души командора сознательно смазано: с одной стороны, статуя говорит, что не нуждается в свете, благодаря божественной благодати, с другой стороны, предложенный ужин весь выстроен на адской символике. Отчасти таким образом воплощается тезис о воздаянии по делам: оскорбив статую, дон Хуан от нее принимает и наказание, к тому же, он обманут точно так же, как сам обманывал свои жертвы. Дополнительный аспект происходящего декларируется названием второго варианта пьесы — «Долгий срок вы мне даете»: смерть является человеку всегда внезапно и в самом неожиданном обличии. Кроме того, условный характер этого образа, как никакая другая деталь композиции, диктует переносное, аллегорическое истолкование действия в целом.

Последнюю точку ставит в пьесе финальная сцена, где обратившиеся к королевскому суду жертвы дона Хуана узнают о его конце. С одной стороны, мы видим, что на героя ополчились «и Небеса, и земля». С другой стороны, Тирсо не упускает случая, чтобы подчеркнуть глубинный, переносный смысл действия: дон Хуан нарушил не только человеческие установления, поэтому прежде суда земного его настиг суд высших сил. К тому же, подобный финал решительно исключает трагедийное восприятие пьесы, что тоже должно помочь зрителю правильно ее понять.

Образ дона Хуана породил в последующие века бесчисленное число подражаний и переосмыслений. Среди авторов, обращавшихся к этому сюжету, были Ж.-Б. Мольер, да Понте (автор либретто оперы Моцарта), Э.Т.А. Гофман, Д. Байрон, А.С. Пушкин, А. де Мюссе, А.К. Толстой, Л. Украинка, Т. Готье, Ж. Санд, Г. Флобер, Ш. Бодлер, Э. Ростан, Б. Шоу, Асорин, Р.М. дель Валье Инклан, М. де Унамуно, Г. Аполлинер, К. Чапек, М. Фриш, Ж. Ануй.

Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабеллы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливает её. Изабелла вдруг понимает, что с ней был не Октавьо, и зовет на помощь. На шум приходит Король Неаполитанский и приказывает страже схватить дона Хуана и Изабеллу. Он поручает испанскому послу дону Педро Тенорьо разобраться в том, что произошло, и уходит. Дон Педро приказывает увести Изабеллу. Когда дон Педро и дон Хуан остаются с глазу на глаз, дон Хуан рассказывает, как хитростью пробрался к Изабелле и овладел ею. Дон Хуан - племянник дона Педро, и дяде волей-неволей приходится покрывать его проделки. Опасаясь монаршего гнева, он отсылает дона Хуана в Милан и обещает сообщить племяннику о последствиях его обмана. Дон Педро докладывает Королю Неаполитанскому, что мужчина, которого схватила стража, прыгнул с балкона и бежал, а дама, которая оказалась герцогиней Изабеллой, утверждает, что ночью к ней явился герцог Октавьо и коварно овладел ею. Король приказывает бросить Изабеллу в темницу, а Октавьо схватить и насильно женить на Изабелле. Дон Педро и стражники приходят в дом Октавьо. Дон Педро именем короля обвиняет его в том, что он обесчестил Изабеллу, поверившую его посулам. Октавьо, узнав о неверности возлюбленной, приходит в отчаяние и решает тайно бежать в Испанию. Дон Хуан, вместо того чтобы отправиться в Милан, тоже плывет в Испанию.

Юная рыбачка Тисбея сидит на берегу моря близ Таррагоны и удит рыбу. Все её подруги влюблены, ей же неведомы муки любви, и она радуется, что ни страсть, ни ревность не отравляют её жизнь. Вдруг раздается крик: «Спасите! Тону!», и вскоре на сушу выбираются двое мужчин: это дон Хуан и его слуга Каталинон. Дон Хуан спас тонувшего слугу, но, выйдя на сушу, рухнул без сознания. Тисбея посылает Каталинона за рыбаками, а сама кладет голову дона Хуана к себе на колени. Дон Хуан приходит в чувство и, видя красоту девушки, объясняется ей в любви. Рыбаки отводят дона Хуана в дом Тисбеи. Дон Хуан приказывает Каталинону раздобыть лошадей, чтобы незаметно ускользнуть перед рассветом. Каталинон пытается усовестить хозяина: «Бросить девушку и скрыться - / Это ль за радушье плата?», но дон Хуан вспоминает Энея, который бросил Дидону. Дон Хуан клянется Тисбее в любви и обещает взять её в жены, но, после того как доверчивая девушка отдается ему, он на одолженных ею же конях сбегает вместе с Каталиноном. Тисбея оплакивает свою погубленную честь.

Король Альфонс Кастильский беседует с доном Гонсало де Ульоа, вернувшимся из Лиссабона. Гонсало рассказывает о красоте Лиссабона, называя его восьмым чудом света. Король, чтобы вознаградить Гонсало за верную службу, обещает сам найти достойного жениха для его красавицы дочери. Он намерен выдать её за дона Хуана Тенорьо. Гонсало по душе будущий зять - ведь он происходит из знатного севильского рода.

Отец дона Хуана дон Дьего получает письмо от своего брата дона Педро, где тот рассказывает, как дон Хуан был застигнут ночью с герцогиней Изабеллой. Король Альфонс Кастильский, узнав об этом, спрашивает, где сейчас дон Хуан. Выясняется, что он этой ночью приехал в Севилью. Король собирается обо всем сообщить в Неаполь, женить дона Хуана на Изабелле и избавить от незаслуженной кары герцога Октавьо. А пока из уважения к заслугам отца он отправляет дона Хуана в изгнание в Аебриху. Король сожалеет о том, что слишком поспешно просватал дочь дона Гонсало за дона Хуана, и, чтобы не обидеть дона Гонсало, решает назначить его гофмаршалом. Слуга докладывает Королю, что приехал герцог Октавьо и просит принять его. Король и дон Дьего думают, что Октавьо все знает и будет просить позволения вызвать дона Хуана на поединок. Дон Дьего, тревожась за жизнь сына, просит Короля предотвратить дуэль. Король ласково принимает Октавьо. Он обещает написать Королю Неаполитанскому, чтобы тот снял с него опалу, и предлагает ему взять в жены дочь дона Гонсало де Ульоа. Дон Дьего приглашает Октавьо в свой дом. Встретившись случайно с доном Хуаном, Октавьо, не знающий, что дон Хуан - виновник всех его страданий, обменивается с ним заверениями в дружбе. Друг дона Хуана маркиз де ла Мота пеняет дону Хуану на то, что тот его совсем забыл. Они часто озорничали вместе, и дон Хуан расспрашивает Моту о знакомых красотках. Мота поверяет дону Хуану свою сердечную тайну: он влюблен в свою кузину донью Анну, и она тоже любит его, но, на беду. Король уже просватал её за другого. Мота написал донье Анне и сейчас ждет от нее ответа. Он торопится по делам, и дон Хуан предлагает подождать письма вместо него. Когда Мота уходит, служанка доньи Анны передает дону Хуану записку для Моты. Дон Хуан радуется: «Мне служить сама удача / Почтальоном подрядилась. / Ясно, что письмо от дамы, / Чью красу маркиз нескромный / Превознес. Вот повезло мне! / Славлюсь я не зря, как самый / Беспардонный озорник: / Я действительно мастак / Девушек бесчестить так, / Чтобы не было улик». Дон Хуан распечатывает письмо. Донья Анна пишет, что для нее «трех смертей страшней втройне» жить с нелюбимым супругом, и если Мота хочет связать с ней свою судьбу, пусть придет к ней в одиннадцать часов, надев цветной плащ, чтобы его было легче узнать. Дон Хуан передает маркизу де ла Мота, что его избранница ждет его в полночь в своей спальне и просит надеть цветной плащ, чтобы дуэньи его узнали. Мота вне себя от счастья. Дон Хуан радуется предстоящему приключению.

Дон Дьего бранит сына за то, что тот порочит их славный род, и передает ему приказ Короля немедленно покинуть Севилью и отправиться в Лебриху.

Дон Хуан ночью встречает Моту, который ждет не дождется свидания с доньей Анной. Поскольку до полуночи еще целый час, а дон Хуан ищет развлечений. Мота показывает ему, где живет Беатриса, и одалживает свой цветной плащ, чтобы красавица приняла дона Хуана за Моту и была с ним ласкова. Дон Хуан в плаще Моты отправляется не к Беатрисе, а к донье Анне, но ему не удается обмануть девушку, и она прогоняет наглеца. На крик дочери прибегает дон Гонсало с обнаженной шпагой. Он не дает дону Хуану убежать, и, чтобы спастись, тот закалывает дона Гонсало.

Выскочив из дома дона Гонсало, дон Хуан сталкивается с Мотой, который торопливо забирает свой плащ, ибо вот-вот наступит полночь. Дон Хуан успевает сказать ему, что его шалость плохо кончилась, и Мота готовится расхлебывать упреки Беатрисы. Дон Хуан скрывается. Мота слышит крики и хочет выяснить, в чем дело, но тут его хватает стража. Дон Дьего приводит Моту к королю Альфонсу Кастильскому, который приказывает судить и завтра же казнить злодея. Мота не может понять, в чем дело, но никто ничего ему не объясняет. Король велит похоронить славного Командора - дона Гонсало - со всеми почестями.

В поле близ деревни Дос Эрманас крестьяне празднуют свадьбу Патрисьо и Аминты. Пастухи поют песни. Неожиданно появляется Каталинон, который сообщает, что вскоре прибудет новый гость - дон Хуан Тенорьо. Гасено, отец невесты, радуется приезду знатного сеньора, Патрисьо же совсем не рад незваному гостю. Когда дон Хуан подходит к праздничному столу, Гасено просит гостей потесниться, но дон Хуан, которому приглянулась Аминта, садится прямо рядом с ней. После свадебного пира дон Хуан заявляет Патрисьо, что Аминта - его давняя любовница и сама пригласила его повидаться в последний раз перед тем, как с горя выйдет замуж за другого. Услышав такое о невесте, Патрисьо без сожалений уступает её дону Хуану. Дон Хуан, попросив у Гасено руку Аминты и приказав Каталинону оседлать коней и подать их к деннице, отправляется к Аминте в спальню. Аминта хочет прогнать его, но дон Хуан говорит, что Патрисьо забыл её и отныне он, дон Хуан, - её муж. Сладкие речи обманщика, который говорит, что готов на ней жениться даже вопреки отцовской воле, смягчают сердце девушки, и она отдается дону Хуану.

Изабелла по пути в Севилью, где её ждет свадьба с доном Хуаном, встречает Тисбею, которая поверяет ей свое горе: дон Хуан соблазнил её и бросил. Тисбея хочет отомстить обманщику и пожаловаться на него Королю. Изабелла берет её себе в спутницы.

Дон Хуан в часовне разговаривает с Каталиноном. Слуга рассказывает, что Октавьо дознался, кто виновник всех его бед, и маркиз де да Мота также доказал свою непричастность к убийству дона Гонсало, Заметив гробницу Командора, дон Хуан читает надпись на ней: «Кавальеро здесь зарыт. / Ждет он, что десница Божья / Душегубу отомстит». Дон Хуан дергает статую Командора за бороду, потом приглашает каменное изваяние к себе на ужин. Вечером, когда дон Хуан с Каталиноном садятся за стол, раздается стук в дверь. Слуга, посланный открыть дверь, не может от страха вымолвить ни слова; трусливый Каталинон, которому дон Хуан велит впустить гостя, словно язык проглотил от ужаса. Дон Хуан берет свечу и подходит к двери сам. Входит дон Гонсало в том виде, в каком он изваян над своей гробницей. Он медленно приближается к дону Хуану, который в смятении отступает. Дон Хуан приглашает каменного гостя за стол. После ужина Командор делает знак дону Хуану отослать слуг. Оставшись с ним один на один. Командор берет с дона Хуана слово завтра в десять прийти к нему на ужин в часовню в сопровождении слуги. Статуя уходит. Дон Хуан храбрится, пытаясь побороть ужас.

Изабелла приезжает в Севилью. Мысль о позоре не дает ей покоя, и она чахнет с горя. Дон Дьего просит Короля снять опалу с дона Хуана, коль скоро он собирается женить его на герцогине Изабелле. Король обещает не только снять опалу, но и пожаловать дону Хуану титул графа, чтобы не страдала гордость Изабеллы, ведь Октавьо, с которым она прежде была обручена, - герцог. Королева просила Короля простить маркиза де да Мота, и Король приказывает освободить маркиза и женить его на донье Анне. Октавьо просит у Короля позволения вызвать дона Хуана на поединок, но Король отказывает ему.

Аминта с отцом разыскивают дона Хуана. Встретив Октавьо, они спрашивают, где им его найти. Октавьо, выяснив, зачем он им нужен, советует Гасено купить дочери наряд, похожий на придворный, и обещает сам отвести её к Королю.