Исключение из правил только подтверждает правило. Что означает выражение «исключение подтверждает правило»? Смотреть что такое "Исключение подтверждает правило" в других словарях

lilovaya_koshka http://lilovaya-koshka.livejournal.com/4894.html
«
Исключение подтверждает правило!

Эту видимо нелогичную фразу применяют совершенно неверно. Происшедшее неожиданное исключение не подтверждает правила на самом деле. «Вася никогда не опаздывает!» — «Он сегодня опоздал на целый час». — «Исключение только подтверждает правило!»

Приведенный диалог логически неверен. Факт Васиного опоздания однозначно и несомненно опровергает утверждение о том, что Вася якобы никогда не опаздывает. Однако слышим мы такой «аргумент» часто. Он неверен, так говорить нельзя, как с точки зрения логики, так и просто грамотной речи. Но откуда происходит это заблуждение?

В журнале seminaristа вчера было обсуждение этого вопроса. Сухой остаток таков.

Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.

Л. Корнелий Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).

В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. Бальб всегда старался проводить умиротворяющую политику, найти общее место между врагами. Он был первым в римской истории натурализованным (не урожденным) гражданином, ставшим консулом, в 40 г. до н. э.

В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.

Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила! В последнем утверждении нет никакого противоречия.

Итак, цитата из Cic. pro Balbo XIV, 32:
"Etenim quaedam foedera exstant, ut Cenomanorum, Insubrium, Helvetiorum, Iapydum, non nullorum item ex Gallia barbarorum, quorum in foederibus exceptum est ne quis eorum a nobis civis recipiatur. Quod si exceptio facit ne liceat, ubi non sit exceptum, ibi necesse est licere. Vbi est igitur in foedere Gaditano, ne quem populus Romanus Gaditanum recipiat civitate? Nusquam".

Перевод с моими пояснениями в квадратных скобках. В речи они следуют из контекста, но в этой небольшой цитате некоторые места без них были бы непонятны.
"Известно, что существуют некоторые [межгосударственные взаимные] соглашения [Рима], как с кеноманами, инсубрами, гельвециями, япидами, а также с некоторыми варварскими племенами галлов, которых, согласно исключения в этих соглашениях, мы в граждане не принимаем. Поскольку такое исключение делает это [двойное гражданство] незаконным, [это значит,] где [в соглашении] такого исключения нет, там это [двойное гражданство] обязательно законно. Где написано в соглашении с гадитанами, чтобы римлянам не принимать гадитан в свои граждане? Нигде".

Фраза, в которой являются нелогичными ее начало и конец, многих ставит в тупик. «Исключения лишь подтверждают правило» - разве это правильно? Часто она становится своеобразным «козырем» в спорах. Когда оппонент приводит пример того, что опровергает суждения другого, тогда говорят подобный афоризм, порой не задумываясь, насколько правильно его употребление. Какая историческая деталь лежит в основе высказывания, кто его сказал? Что значат эти слова, и как их правильно употреблять?

Значение фразы

Прежде всего, утверждать, что исключение подтверждает правило, можно только в том случае, когда правило было изучено и доказано. Первое, что приходит на ум - это правила русского языка, где есть слова, которые пишутся неправильно. Они противоречат всем условиям, и их написание нужно просто запоминать. Подобная ситуация бывает с другими законами и правилами, однако чаще всего над ними просто начинают действовать другие законы.

Примером исключения из правила о том, что пауки являются хищниками, считается один вид, который с удовольствием питается плодами и листьями. Еще одним примером в природе считается розовое озеро Хиллер в Австралии. Даже вода из него в стакане будет розовой. Это исключение, так как обычная вода всегда прозрачная, а все водоемы имеют различные оттенки синего и голубого.

История появления

Само абсурдное, на первый взгляд, сочетание Цицерон не говорил, однако именно он использовал этот принцип первым при защите Луция Корнелия Бальба. Бальба, будучи родом из Кадеса, был дружен с Помпеем, и тот дал ему второе гражданство, римское. Чтобы разогреть политический спор, недоброжелатели обвинили Бальбу в двойном гражданстве. Дело в том, что в римском праве существовало уточнение: представители некоторых народностей не могли иметь двойного гражданства, то есть нельзя было одновременно быть и галлом и римлянином. Но при этом общего запрета на двойное гражданство не существовало.

Отсюда Цицерон сделал логичный вывод: если нужно особо оговаривать исключения, значит, есть правило, к которому эти исключения относятся. В данном случае это означало: если есть список народностей, которые не могут получить двойное гражданство, значит, это уточнение касается только перечисленных народностей. Это исключение. А все остальные народы, не упомянутые в перечне, могут получить римское гражданство, не отказываясь от родного. Это уже общее правило, хотя оно и не было сформулировано. Ведь если бы двойное гражданство было запрещено в принципе, зачем тогда писать отдельный список, причем довольно короткий?

Цицерон указал, что Кадес в "запретительном перечне" не значится, значит, Бальба может пользоваться всеми преимуществами двойного гражданства.Так родилось подобное мышление.

Примеры в обществе

Вышеописанные примеры понимания того, что исключение лишь подтверждает правило, еще можно назвать принципом «не запретили - значит разрешили». Этим пользуется общество, создавая свои правила. Из-за того, что те нигде не прописаны, они бывают цикличны и часто сменяют друг друга вслед за реформами в правительстве. Так, исключение подтверждает правило во время каменного века, но может уже быть самостоятельным правилом в нашей эре.

Современный пример, встречающийся в учебных заведениях: учащиеся на «отлично» сложнее адаптируются в обществе, чем не успевающие за программой или те, кто был на среднем уровне. Отдельные личности это опровергают, но в основной массе правило работает. Большую роль играет контраст этих «исключений» и тех, на кого оно действует. Так почему исключение подтверждает правило?

Почему фраза верна

Именно потому, что количество тех, на кого оно действует, значительно превышает количество исключений. Фраза, что исключение подтверждает правило, похожа на закон о 95%. Есть очень большое количество тех случаев, когда оно действует и создает собой правило. Но именно исключения оттеняют и позволяют увидеть, насколько нужен этот принцип, где он применяется и насколько редко из его зоны действия удается выйти.

Так, привычно считать, что птицы - летающие творения, и крылья им нужны для полета. А как же в таком случае курицы, пингвины, страусы? При наличии этих примеров никто не говорит о том, что правило неверно и птицы не летают. Наоборот, подавляющее большинство летает, а та часть, которая не подчиняется вышеописанному утверждению, подчеркивает правило и дает понять необходимые условия для его выполнения.

Исключение из правил: когда не действует

Грубой ошибкой, ведя дискуссию с оппонентом, будет опровергать все его доводы тем, что это лишь исключения. Где-то будет предел, когда их наберется больше, чем ситуаций, где правило действует, и тогда неподкованность в данном вопросе будет очевидна. Прикрываться этим утверждением категорически нельзя, так как оно не является универсальным аргументом в спорах.

И напротив, когда предложение сформулировано правильно, фраза сама напрашивается: учащиеся на «отлично» в большинстве случаев плохо адаптируются в обществе, птицы в большинстве своем считаются летающими, подавляющее количество пауков - хищники, хотя встречаются другие виды.

Таим образом, полная фраза "Исключение подтверждает правило" - это не какая-нибудь затерянная концовка, а сама речь Цицерона. Она была построена на логике, и именно ею стоит руководствоваться, когда нужно употребить афоризм. Это не оружие в споре, как его многие используют, а красивое утверждение, само ставшее правилом, естественно, со своими исключениями.

Эту видимо нелогичную фразу применяют совершенно неверно. Происшедшее неожиданное исключение не подтверждает правила на самом деле. «Вася никогда не опаздывает!» - «Он сегодня опоздал на целый час». - «Исключение только подтверждает правило!»

Приведенный диалог логически неверен. Факт Васиного опоздания однозначно и несомненно опровергает утверждение о том, что Вася якобы никогда не опаздывает. Однако слышим мы такой «аргумент» часто. Он неверен, так говорить нельзя, как с точки зрения логики, так и просто грамотной речи. Но откуда происходит это заблуждение?

Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.

Л. Корнелий Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).

В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. Бальб всегда старался проводить умиротворяющую политику, найти общее место между врагами. Он был первым в римской истории натурализованным (не урожденным) гражданином, ставшим консулом, в 40 г. до н. э.

В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.

Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила! В последнем утверждении нет никакого противоречия.

Итак, цитата из Cic. pro Balbo XIV, 32:
"Etenim quaedam foedera exstant, ut Cenomanorum, Insubrium, Helvetiorum, Iapydum, non nullorum item ex Gallia barbarorum, quorum in foederibus exceptum est ne quis eorum a nobis civis recipiatur. Quod si exceptio facit ne liceat, ubi non sit exceptum, ibi necesse est licere. Vbi est igitur in foedere Gaditano, ne quem populus Romanus Gaditanum recipiat civitate? Nusquam".

Перевод с моими пояснениями в квадратных скобках. В речи они следуют из контекста, но в этой небольшой цитате некоторые места без них были бы непонятны.
"Известно, что существуют некоторые [межгосударственные взаимные] соглашения [Рима], как с кеноманами, инсубрами, гельвециями, япидами, а также с некоторыми варварскими племенами галлов, которых, согласно исключения в этих соглашениях, мы в граждане не принимаем. Поскольку такое исключение делает это [двойное гражданство] незаконным, [это значит,] где [в соглашении] такого исключения нет, там это [двойное гражданство] обязательно законно. Где написано в соглашении с гадитанами, чтобы римлянам не принимать гадитан в свои граждане? Нигде".

Исключение подтверждает (поддерживает) правило: синоним понятия «исключение» — закон, то есть установление, обязательное к исполнению для всех и при любых условиях, но случаются редчайшие ситуации, когда закон не может быть приведён в действие. Здесь ключевое слово «редчайшее». Именно редкость случая, который не подпадает под действие закона, и подтверждает обоснованность применения правила во всех иных обстоятельствах

Аналоги фразеологизма

Латынь: — исключение доказывает правило в непредусмотренных случаях
Английский: — исключение подтверждает правило
Русский:

Считается, что мысль об исключении, подтверждающем правило первым высказал римский оратор и государственный деятель Цицерон (3 января 106 г. до н.э.- 7 декабря 43 г. н. э.): если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило точно никогда не формулировалось.

Применение выражения в литературе

«Антон представлял собой то самое редкое исключение, которое подтверждает правило: он был мужчиной и при этом был однолюбом» (Ирина Безладнова «Дина»)
«Это исключение на фоне тоже богатых нефтью, но не добившихся таких успехов Мексики, Нигерии, Венесуэлы, многих других стран лишь подтверждает правило» (Георгий Арбатов «Человек Системы»)
«Единственный раз ранило прошлым летом, но это было то исключение, которое подтверждает правило» (Леонид Юзефович «Казароза»)
«А Борис Леонидович?» ? «Исключение лишь подтверждает правило». Асеев придумал мне кличку Важнощенский, подарил стихи: «Ваша гитара гитана, Андрюша», в тяжелое время спас статьей «Как быть с Вознесенским?» (Андрей Вознесенский «На виртуальном ветру»)
«Вот этот-то мальчик остался и в 37 году на вольном поселении, но исключение только подтверждает правило, и в Воронеж больше ссыльных пополнений не посылали» (Надежда Мандельштам «Воспоминания»)

О мёртвых либо хорошо, либо ничего

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды», - изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), приведенное историком Диогеном Лаэртским (III в. н. э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».


Цитата из «Евгения Онегина», которую часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:


Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной

В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Век живи - век учись


Очень известная фраза, которую можно услышать буквально от каждого учителя и которую любят приводить как аргумент для обоснования важности изучения того или иного предмета, на самом же деле неполна и часто ошибочно приписывается Ленину.


Знаменитое «народ безмолвствует» принято считать образом молчаливой покорности русского народа, готового принять любое решение власти и вообще любую власть. Однако у Пушкина - ровно наоборот. Поэма заканчивается тем, что после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.

«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы.

Народ в ужасе молчит.

МОСАЛЬСКИЙ: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Цель оправдывает средства


Истина в вине

Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».

Жизнь коротка, искусство вечно


Фраза «Ars longa, vita brevis» в русском языке еще дальше ушла от оригинала, чем в латинском переводе, и понимается теперь как что-то вроде «рукописи не горят». На самом деле изначально это цитата из Гиппократа: «жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно». То есть, просто-напросто рассуждение о сложности медицины, для изучения которой всей жизни не хватит. В оригинале, вместо слова Ars («искусство») стоит греческое слово τέχνη, которое необязательно «искусство», но с тем же успехом «ремесло» или «умение».

Религия есть опиум для людей


Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия - это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она - дух бездушных порядков, религия - есть опиум для людей!» То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.

Исключение подтверждает правило


Эту фразу, которая очевидно нелогична, применяют совершенно неверно. Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.

Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).

В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.

Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила!