Ирландия кратко. Питер Невилл Ирландия

Ирландские племена.

Поскольку Ирландия лежит на окраине европейского мира, некоторые из волн, проходивших по континенту, не достигали его отдаленных границ. На ирландской земле не найдено никаких ископаемых остатков видов, которые бы предшествовали человеку разумному. С другой стороны, средиземноморский тип Homo sapiens не только породил высокоразвитую неолитическую культуру, но и оставался господствующим на острове в течение всего бронзового века (ок. 1800 до н.э. – ок. 350 до н.э.). Какие бы дополнительные влияния на состав этого населения ни происходили на протяжении этого долгого периода, вряд ли завоевания кельтоязычных племен имели место ранее 4 в. до н.э. Неясно, имело ли место до начала христианской эры сколько-нибудь широкое нашествие кельто-германских племен, с которыми столкнулся на континенте Юлий Цезарь. В любом случае именно кельты (гаэлы) вторглись в Ирландию как завоеватели, принесли гаэльский язык и культуру железного века. Прежнее население все еще существовало практически во всех частях острова и сохраняло свой строй и обычаи еще долгое время после того, как начинается писаная история Ирландии. Живучесть древних ирландцев периода до вторжения объясняет больший удельный вес докельтского населения в общем составе современной Ирландии, чем где-либо еще в Великобритании, за исключением Уэльса.

Брегонские законы.

Этот свод законов и судебная система явно имеют весьма древнее происхождение. Некоторые центральные его элементы, возможно, принадлежат докельтскому периоду, поскольку характеризуются чертами, которых нет у древних кельтов. Общественная жизнь населения, если судить по этим законам, уже носила сложный и иерархический характер. Самой мелкой экономической, а также политической и социальной единицей являлся клан. Вся земля находилась в общем владении клана, который отдавал участки земли в собственность тем, кто являлся полноправным и свободным членом родового сообщества. Статус тех, кто входил в клан, но не вполне принадлежал роду, имел свои градации. На дне иерархии находились бродяги и рабы. Количество земли, выделявшееся полноправным членам клана, зависело от значимости функций, которые ими выполнялись. Клан выбирал вождя, который отвечал за распределение и перераспределение земли. Со временем вождь, как и следовало ожидать, начинал рассматривать землю как свою собственность и наделял членов клана только правом распоряжения землей. Однако на всем протяжении языческого периода регулярно собиравшиеся сходы кланов осуществляли высшую власть в рамках родовых союзов. Время от времени земля клана перераспределялась, однако если тот иной участок в течение долгого времени оставался в распоряжении семьи, стоявшей у власти из поколения в поколение, его начинали рассматривать как собственность, а не просто как временное владение. При этом количество земли указывало на положение семьи внутри клана, а количество принадлежавшего ей скота определяло, насколько она богата. Значительная часть брегонских законов затрагивает права собственности. Переход собственности из одних рук в другие обставлялся сложнейшими процедурами в зависимости от того, происходила ли передача земельной или личной собственности добровольно или в силу закона. Эти процедуры варьировали также в зависимости от положения участвовавших в деле лиц. Прежде чем истец мог вступить во владение собственностью, ранее принадлежавшей превосходившему его по рангу лицу, он должен был пройти через период воздержания от пищи. Если в течение этого времени истец умирал, ответчика могли обвинить в убийстве. Не существовало четкой грани между гражданским и уголовным правом. Если речь шла о преступлении, потерпевшая сторона или ближайшие родственники потерпевшего должны были обеспечить предъявление обвинения и само наказание, однако в этом им помогали все члены сообщества. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны (судьи), существовавшие по крайней мере с начала христианской эры. Брегон был профессиональным толкователем законов и за плату, пусть и не официальную, выносил решения в делах, которые под них подпадали.

Ирландские королевства.

Прослеживаются и более широкие, чем кланы, политические объединения. Первым союзом в рамках всего острова была, по-видимому, Пентархия, или пять королевств (туатов) (традиционных «пяти пятых Ирландии»), скорее всего уже существовавших на заре христианской эры. В результате постоянной борьбы различных династий к 400 н.э. возникло семь независимых королевств, которые существовали, с небольшими изменениями, вплоть до конца гаэльского периода в начале 17 в. Важнейшей на юге была территория, которой владела династия Кашелов, а на севере – территория династии Тара. С последней были тесно связаны три других государства, короли (риаги) которых происходили из этой династии; все вместе они образовывали конфедерацию, главенство в которой давало главному королю четырех государств титул верховного короля (ард-риага) всей Ирландии. Именно объединенные силы этих королей нападали на римлян в Британии и на континенте в 4 в.; в ходе одного из таких разбойничьих нападений был взят в плен св. Патрик, которому суждено было обратить Ирландию в христианскую веру. Тем не менее в каждом из ирландских королевств непосредственная власть короля распространялась только на членов его собственного клана; власть над подчиненными кланами выражалась только в уплате ими дани.

Возникновение Ирландской церкви.

В начале 5 в. большая часть населения продолжала поклоняться богам друидов. В стране находились и немногочисленные христиане, и в заботе о них папа Целестин I послал в 431 в Ирландию римлянина Палладия в качестве епископа. После смерти последнего в следующем году аналогичная миссия была поручена св. Патрику, который в течение следующих 30 лет обратил почти весь ирландский народ в христианство и основал Ирландскую церковь с архиепископским престолом в Арма. Национальная церковь, хотя и служила дальнейшему объединению страны, развивалась прежде всего в рамках кланов и монастырей. Каждый клан имел свой клир, который жил в монастыре во главе с аббатом. Часто прямой наследник клана становился аббатом, а многие аббаты посвящались в епископы, что снижало влияние внемонастырских епископов. Хотя Ирландская церковь отличалась в течение какого-то периода от Римской в вопросе о дне празднования пасхи и тонзуре, в 7 в. она все же приняла латинскую форму в 7 в.; в вопросах же вероучения между церквями никогда не существовало разногласий. Самым замечательным результатом обращения Ирландии в христианство было широкое распространение религии и образованности по всей стране благодаря деятельности монастырей. Интеллектуально Ирландская церковь пополнялась теологами с континента, спасавшимися от варварских вторжений, однако ключевые фигуры христианского просвещения были ирландцами. Вплоть до конца 8 в. Ирландия была одним из главных центров христианской образованности. Монастырские школы не только способствовали развитию культуры в стране и обучали студентов из других стран, но и посылали монахов с миссиями в Шотландию, Англию и на континент. Выдающимися в этом отношении монахами были святые Колумба и Колумбан. В 563 св. Колумба основал близ побережья Шотландии монастырь Ионы, ставший центром христианства на севере Британии. Еще более важными были деяния св. Колумбана, основателя монастыря Люксей (Luxeuil) в Бургундии (590) и монастыря Боббио в северной Италии (613). От монастыря Люксей произошло не менее 60 других монастырей. В эти центры приходили будущие священники из Ирландии, отсюда в теченеие последующих 500 лет расходились миссионеры в страны Западной Европы.

Викинги.

В сравнении с остальной Европой южная Ирландия жила в мире в течение периода от прихода св. Патрика до конца 8 в.; однако на севере шла постоянная борьба между королевствами и внутри самих королевств. Хотя существовала практически нерушимая линия наследования верховных королей, никто не был способен установить единую власть на всем острове. Начиная с 795 появился еще один фактор разлада – викинги, от которых Ирландия страдала в течение более чем двух столетий. К 850 датчане, как называли викингов ирландцы, захватили Дублин, Уотерфорд и Лимерик, которые превратили в центры торговли и опорные пункты для набегов на другие районы страны. Столетие спустя, когда некоторые из потомков завоевателей приняли христианство и были ассимилированы ирландцами, на страну обрушилось самое страшное нашествие «датчан». Вызов принял Бриан Бороиме, который возвысился на юге и в 1002 стал ард-риагом. Армия юга напала на армию севера в Дублине и разбила ее в сражении при Клонтарфе 1014. Сам Бриан был убит, однако эта победа ознаменовала конец эпохи разбойничьих рейдов викингов на всей территории Британских островов.

Национальная консолидация.

Кроме того, Бриану удалось зажечь в ирландцах, уже обладавших чувством национального культурного единства, стремление к политическому объединению. В течение полутораста лет между его смертью и вторжением англо-нормандских завоевателей (1169) шел процесс освобождения подчиненных кланов от власти старых «местных» королей (исключение составлял Коннахт); появился подлинно национальный король – Рори О"Коннор, который обосновался в Дублине. В Ирландской церкви проходили аналогичные процессы. Период завоеваний викингов привел к деморализации в ирландской церкви в результате опустошений, чинившихся как завоевателями, так и местными королями. Кроме того, епископы в занятых датчанами Дублине, Уотерфорде и Лимерике считали церковным начальством не архиепископа в Арма, а архиепископа Кентерберийского. После основания обителей новыми орденами с континента, особенно цистерцианцами, началось настоящее возрождение религиозной жизни. Замена старых клановых епископов священниками местных епархий, признававших верховенство престола в Арма, и образование четырех церковных митрополий (1152) привели к возникновению по-настоящему сильной национальной церкви, включившей гаэльское и нормандское население и независимой от любой внешней власти, за исключением папской. Параллельно событиям в политической области происходило развитие торговли с другими странами; церковная реформа привела также к возрождению наук и образованности.

Вот что пишет Цезарь: «Внутренняя часть Британии населена племенами, которые, на основании древних преданий, считают себя туземцами, а приморские – выходцами из Белгики, переправившимися для грабежей и войны». А вот Тацит: «Кто населял Британию в древнейшие времена, исконные ли ее уроженцы или прибывшие сюда чужестранцы, как обычно у варваров, никому не известно». История Изумрудного острова имеет прямое к этому отношение, потому что, то, что писалось о Британии с полным основанием можно отнести и к Ирландии.

Главные этапы в истории Ирландии

Теперь еще раз обращусь к «Книге захватов Ирландии». Согласно этой книге, история Изумрудного острова представляет собой череду колонизаций и вторжений.

  1. Незадолго до потопа в Ирландию прибывает Кессайр, внучка Ноя. Увы, группа, возглавляемая Кессайр, погибла.
  2. Через триста лет на остров прибывает грек Партолон. Он отстоял от Ноя на девять поколений и был потомком Иафета, сына Ноя. Люди Партолона умерли от чумы.
  3. Еще через 120 лет на остров прибыл Немед и его спутники. Немед также считал себя потомком Иафета и его сына Магога. Один из внуков Немеда по имени Семион отправился в Греции, но многочисленные потомки его попали в рабство. Другой внук – Британ Мэд – согласно преданию, дал начало бриттам.
  4. Затем пришли племена Фир Болг, Фир Домнан и Фир Галеоин. Их предком был тот самый Семион, внук Немеда. Племена Фир Болг бежали из греческого рабства и перебрались на историческую родину. А теперь – любопытно. Некоторые ученые полагают, что Фир Галеоин – галлы, Фир Домнан – думноны, Фир Болг – белги. Но есть ли для этого другие основания, кроме схожести звучания?
  5. Потом пришло время Туата Де Дананн. Они явились с севера, но также происходили от Магога и Немеда.
  6. Последние завоеватели – сыновья Миля – гэлы. Они происходили от Гомера. Внук Гомера был одним из королей, строивших Вавилонскую башню. Согласно легенде, его потомок Гойдел Глас выделил гэльский язык из 72 языков после «вавилонского смешения». Потомок Гласа – Брегон построил башню и крепость Бригантию, из которой его сын Ит отплыл в Ирландию. Брат Ита по имени Биле имел сына Миля. Семь сыновей Миля и дали начало всем ирландским династиям. Запутано немного, но основной «сюжет» понятен.

Можно ли доверять «Лебор Габала»

Теперь – вопрос: можно ли доверять «Лебор Габала», как историческому источнику? – Тут, конечно, единого мнения быть не может. Многие ученые мужи пытались проводить параллели между литературным источником – «Книгой захвата Ирландии» и различными археологическими и лингвистическими свидетельствами. В общем, было бы желание найти «параллели» – результат не заставит себя ждать. Что мы, россияне, прекрасно знаем по шикарным мифологическим трудам академика Фоменко, которые он сам, конечно, и его последователи, оценивают, как единственно достоверную версию мировой истории.

Но я вовсе не скептик и совсем не считаю, что Lebor Gabála Érenn – совершенный вымысел, сказка, не имеющая никакой исторической опоры. Это, конечно, не так. Такую шикарную книгу не напишешь на голом энтузиазме. Эта книга, по-моему, лабиринт – мифов, фольклора, исторических источников, легенд, записанных преданий и таинственных древнейших манускриптов, изрядно переработанных переписчиками в соответствии с политическими тенденциями своего времени.


Другие интересные материалы об Ирландии на русском языке вы сможете также найти на

3.3k (72 за неделю)

С чего начиналась Ирландия

Первой колонией на «изумрудном острове» стал в 12 веке город Пейл , основанный прибывшими сюда норманнами. С конца 16 века над ирландской территорией было установлено норманнское господство, а местное население было лишено практически всех прав. В 1366 году , с принятием «Киллкеннийских статутов» положение ирландцев существенно ухудшилось. Согласно законам, все были обязаны разговаривать только на английском языке и носить одежду на британский манер. Запрещалось продавать ирландцам оружие и лошадей, а во время военных действий даже продукты питания. На английских территориях ирландцы не допускались к церковным должностям, нельзя было им предоставлять также помещения в религиозных целях. Англичанин мог безнаказанно убить ирландца, за такое преступление убийце не грозил даже штраф.
С конца 16 века церковные, монастырские и частные земли ирландцев конфисковывались в пользу английских колонистов. Запрет на свободное вероисповедание привело к волне восстаний, прогремевших по всей стране. В период знаменитой Английской буржуазной революции ирландские мятежи и волнения не утихали около 10 лет , пока на остров для борьбы с восставшими не прибыл амбициозный и жестокий Оливер Кромвель . Он устроил настоящий террор в отношении католиков, которых беспощадно грабили и убивали. Законодательный акт «О поселении», 1653 года лишил всех участвовавших в восстании ирландцев земель , они были переданы в Парламент и распределены среди его членов. Католические священники были изгнаны из Ирландии, а государственной религией был провозглашен протестантизм. Такое решение было санкционировано после якобитских войн Вильгельмом Оранским, с его подачи католики больше не имели права арендовать или приобретать землю, давать своим детям образование, а налоги на содержание англиканской церкви были просто разорительными. Правление Вильгельма привело к ухудшению экономического положения , промышленность пришла в упадок, а отрасли, составлявшие конкуренцию английским, прекратили свое существование. Но именно этот период характеризуется развитием ирландского национального самосознания.

Борьба за независимость


С конца 17 века на территории Ирландии появляются различные общества, выступающие против несправедливого отношения англичан к ирландцам.
В обществе и парламенте росло недовольство, а оппозиция набирала обороты, продвигая программы, дающие Ирландии свободу и политическую автономию. Следующим шагом стало объявление бойкота английским товарам, что вынудило британское правительство снять ограничения на торговлю. Первой победой стало достижение законодательной независимости ирландским парламентом в 1782 году. Первыми законами стало возвращение католикам права голоса, затем было подписано соглашение, унифицирующее взаимоотношения ирландского и английского парламентов. С этого момента в Палату Общин были делегированы члены из состава парламента Ирландии. Однако, полной свободы достичь так и не удавалось вплоть до 1829 года, когда католикам было разрешено занимать государственные посты. Ирландцы всеми силами старались достичь самоуправления и стремились к полной независимости, но и в 19 веке им этого сделать не удалось. Неоднократно предлагались программы о создании собственных органов исполнительной власти, но все предложения были отклонены. В 1912 году одна из продвигаемых инициатив была приравнена Палатой лордов к закону.
Обстановка в стране продолжала накаляться, но подготовка к протестантско-католическим выступлениям была прервана началом Первой мировой войны. В 1916 году произошло «пасхальное восстание» , в ходе которого были взяты под контроль правительственные здания. Мятеж был жестко подавлен морской артиллерией Британии, но народные волнения стали толчком к дальнейшим полномасштабным выступлениям против английских завоевателей. В 1918 году ирландские республиканцы получили в парламенте большинство мест, провозгласив независимость Ирландии с одновременным формированием собственного парламента. Это решение послужило поводом к трехлетней Англо-Ирландской войне, продолжавшейся с 1919 по 1921 год . После окончания конфликта, Британия дала независимость 26 ирландским графствам, а 6 графствам было дано право на самоопределение и возможность отделиться от Великобритании. Северная Ирландия выступила за союз с Соединенным Королевством, что стало началом Ольстерского противостояния.

Северная Ирландия в 20 веке


После разделения двух Ирландий, территорию «изумрудного острова» захлестнула волна терактов
, ответственность за которые взяла на себя Ирландская республиканская армия. Целью ИРА было дестабилизировать ситуацию в Северной Ирландии с целью пресечь попытки североирландского правительства держать под контролем обстановку в стране. Масштабные нападения ИРА на Северную Ирландию были с 1930 го по 1945 год, в начале 1950-х и с 1956 по 1961 года.
Парламентское преобладание протестантов над католиками вызывало недовольство последних. Приверженцы католической веры в 1967 году создали ассоциацию, требованием которой было гражданское равноправие для обеих религиозных групп . Митинги членов сообщества привели к обострению отношений между конфессиями, последствием волнений стал затянувшийся конфликт в Северной Ирландии.
Апогей столкновений пришелся на 1969 год , когда по стране прокатилась волна беспорядков - от Лондондерри и до Белфаста. Во избежание повтора смуты, в страну были введены регулярные войска, однако ситуация продолжала ухудшаться пока в Северной Ирландии не было введено прямое правление, это вызвало сопротивление со стороны населения. В конце января 1972 года протесты вылились в «Кровавое воскресенье» , когда военными были убиты 13 католиков, вышедших на митинг. Протестующие ворвались в здание Посольства Британии и сожгли его. За период с 1972 по 1975 года погибли около 500 североирландцев , после чего английским правительством было принято решение о проведении референдума, однако католики его бойкотировали. Еще одной попыткой стабилизировать положение стало подписание в 1973 году Саннигделийского Соглашения между британскими и ирландскими лидерами , но реальные результаты принес договор 1985 года. В документе было указано, что Северная Ирландия является британской административной частью до тех пор, пока с этим согласны жители страны.
В 1993 году на Даунинг-стрит была заключена декларация, в которой отражалось желание обеих сторон прийти к политическому консенсусу, при этом, оговаривалось отсутствие насилия при решении любых вопросов. Результатом стало прекращение огня со стороны ИРА, а затем и вооруженных протестантов. Новый виток терактов , осуществленных ИРА в 1996 году , поставил на перемирии точку.
В 1997 году победу на выборах одержала Лейбористская партия , в предвыборной кампании которой планировалось признание всех соглашений между Британией и Северной Ирландией. Итогом стало заключение в 1997 году мирного Белфастского соглашения между всеми североирландскими и британскими политическими силами.

Альтернативные названия страны - иногда Ирландию называют Галией или Эйре.

История

Занимает пять шестых ирландского острова, второго по величине острова Британских островов. В то время как ирландская национальная культура является относительно однородной по сравнению с многонациональными культурами других стран, ирландские люди признают некоторые незначительные и значительные культурные различия, которые являются исключительно традиционными именно для Ирландии, хотя она культура очень близка к британской.

В 1922 году , которая до некоторых пор частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, отделилась от Великобритании и стала называться Ирландским свободным государством (позже Ирландией), а кусочек Северной Ирландии так и остался в составе Соединенного Королевства Великобритании.

Северная Ирландия занимает одну шестую часть острова. Почти девяноста пять лет прошло с момента разделения Ирландии и Северной Ирландии, но этого времени хватило, чтобы культуры стран начали отличаться друг от друга. Несмотря на то, что они являются ближайшими соседями и имеют одинаковые корни, появились существенные различия в языке и в диалекте, в религии, в структуре правительства и в ведении политики, в спорте, музыке и деловой культуре.

42 процента населения Северной Ирландии по-прежнему считают себя ирландцами по национальности и этносу. Очень часто северные ирландцы указывают на сходство между своей национальной культуры и культурой Ирландии, это является одной из причин, почему Ирландия и Северная должны объединиться и представлять собой единое островное государство.

Большинство населения в Северной Ирландии, считающее себя коренными англичанами, они отождествляют себя с политическими сообществами и профсоюзными движениями Великобритании, поэтому не стремятся объединиться с Ирландией, а хотят сохранить свои традиционные связи с Великобританией.

В Ирландской независимой республике культурные различия признаются между городскими и сельскими районами (особенно между столицей Дублином и остальной частью страны), а также между региональными культурами, которые наиболее часто обсуждаются с точек зрения Запада, Юга, Мидлендса и Севера, которые традиционными ирландскими провинциями и называются Коннахт, Лейнстер и Ольстер.

В то время как подавляющее большинство ирландцев считают себя этническими ирландцами, некоторые ирландские граждане считают себя ирландцами британского происхождения, эту группу иногда называют «англо-ирландцами» или «Западными британцами». Другое важное культурное меньшинство ирландского происхождения – это своеобразные путешественники, которые исторически были странствующей этнической группой, известной своими ролями в неформальной экономике.

Представители этой группы были ремесленниками, торговцами и артистами. Есть также небольшие религиозные меньшинства (например, ирландские евреи) и просто этнические меньшинства (например, китайцы, индийцы и пакистанцы), которые сохранили многие аспекты культурной жизни со своими самобытными национальными культурами.

Становление нации

Нация, которая превратилась в ирландцев, была сформирована в течение двух тысячелетий в результате разнородных сил, как внутренних, так и внешних по отношению к острову. Хотя были несколько групп людей, живущих на острове в доисторические времена, но кельтские миграции первого тысячелетия до нашей эры принесли язык и многие аспекты гэльского общества, именно к этим моментам обращаются историки и политики, когда говорят о национальном возрождении. Христианство было введено в пятом веке нашей эры, и с самого начала ирландское христианство было связано с монашеством.

Ирландские монахи сделали многое для сохранения европейского христианского наследия до и во время Средневековья, и они проповедовали свою веру по всему континенту, прилагали усилия по созданию духовных санов, призывали людей служить их Богу и церкви.

С начала девятого века норвежцы провели исследования монастырей и поселений Ирландии, и к следующему столетию они создали свои собственные прибрежные сообщества и торговые центры. Традиционная ирландская политическая система, основанная на пяти провинциях (Мит, Коннахт, Лейнстер и Ольстера), включает в себя многих представителей норвежского происхождения, а также многие из нормандских захватчиков осели в Англии после 1169 года и укоренились там в течение следующих четырех столетий.

Англо-нормандские завоеватели забрали в свои владения большую часть острова, создали на этой земле феодализм и своеобразную структуру парламента. Появилось правительство и права людей, новая система приняла ирландский язык и обычаи, кроме того между нормандцами и ирландской элитой стали заключаться браки. К концу пятнадцатого века нормандские потомки полностью укоренились в Ирландии, свои поселения они предпочитали строить вокруг Дублина под контролем английских лордов.

В шестнадцатом веке Тюдоры стремились установить английский контроль над большей частью острова. Усилия Генриха VIII адаптировать католическую церковь в Ирландии положили начало многолетнему сотрудничество между ирландскими католиками и ирландскими националистами. Его дочь, Елизавета I, совершила английское завоевание острова.

В начале семнадцатого века английское правительство начало проводить политику колонизации, импортируя английских и шотландских иммигрантов, политику, что часто влекло за собой насильственное устранение родных ирландских традиций. Сегодняшний националистический конфликт в Северной Ирландией имеет свои исторические корни, когда новые английские протестанты и шотландские пресвитериане переехал в Ольстере.

Победа над Стюартами в конце семнадцатого века а к периоду протестантской активации, в котором гражданские права и права человека провозглашались на родном ирландском языке, подавляющее большинство населения в Ирландии были католиками, поэтому они были репрессированы. К концу восемнадцатого века культурные корни нации стали сильными. Но кроме всего прочего Ирландия впитала в себя некоторые традиции норвежцев и англичан. Однако, все новое, что пришло в страну, было неотделимо от католицизма.

Национальное единство Ирландии

Долгая история современных ирландских революций началась в 1798 году, когда католические и пресвитерианские лидеры под влиянием американской и французской революций, решили ввести на территории Ирландии национальное самоуправление. Они объединились, чтобы использовать силу, чтобы попытаться разорвать связь между Ирландией и Англией.

Это повлекло последующие восстания в 1803 году, 1848 году и 1867 году, однако разорвать связь с Англией так и не удалось. Ирландия вошла в состав Соединенного Королевства на основе Союза в 1801 году и находилась там до конца Первой мировой войны (1914-1918), когда ирландская война за независимость привела к компромиссному соглашению между ирландскими воюющими сторонами и британским правительством.

Протестанты Северной Ирландии хотели оставить Ольстер в составе Соединенного Королевства. Этот компромисс создал Ирландское Свободное Государство, в состав которого вошли двадцать шесть из тридцати двух районов в Ирландии. Остальные стали Северной Ирландией, но только часть Ирландии осталась в составе Соединенного Королевства, где большинство населения были протестантами и членами профсоюза.

Культурный национализм получил свой расцвет, когда за независимость Ирландии встало католическое освободительное движение в начале девятнадцатого века. Лидеры этого движения стремились достичь оживления ирландского языка, спорта, литературы, драматургии и поэзии, чтобы продемонстрировать культурные и исторические основы ирландской нации.

Это возрождение гэльской культуры стимулировало большую поддержку населения в создании идеи ирландской нации. Также в это время существовали группы, которые стремились различными способами выразить современный национализм.

Интеллектуальная жизнь Ирландии начала иметь большое влияние на Британских островах и за ее пределами, а в первую очередь среди ирландской диаспоры, которая была вынуждены бежать болезни, голода и смерти в период 1846-1849 годов, когда случился сильный неурожай картофеля, от которого очень зависело ирландское крестьянство. По разным оценкам в этот период голод привел к смерти примерно одного миллиона коренных жителей и двух миллионов эмигрантов.

К концу девятнадцатого века многие ирландские жители пришли к мирному соглашению с жителями Великобритании, но не все. Многие другие были преданы насильственному разрыву ирландских и британских связей. Тайные общества были предшественниками Ирландской республиканской армии (ИРА), вместе с общественными группами, такими как профсоюзные организации планировали еще одно восстание, которое состоялось на Пасху в Понедельник, 24 апрель 1916 года.

Оно отличалось беспощадностью, с которой Британское правительство пыталось его подавить. Это восстание привело к широкомасштабному разочарованию ирландского народа в перемирии с Англией. Ирландская война за независимость длилась в период с 1919-1921 года, а затем произошла ирландская гражданская война (1921-1923), которая закончилась созданием независимого государства.

Этнические отношения

Многие страны мира имеют в своем составе значительное количество ирландских этнических меньшинств, в том числе , и . В то время как многие из этих людей эмигрировали с середины до конца девятнадцатого века, многие другие являются потомками более поздних ирландских эмигрантов, а третьи родились в Ирландии и все равно отсюда уехали по каким-либо причинам.

Эти этнические общины определить в той или иной степени с ирландскую культуру, их отличают религия, танцы, музыка, одежда, пища и светские и религиозные праздники (наиболее известным из которых является день Святого Патрика, который празднуется в ирландских общинах по всему миру 17 марта).

В то время как ирландские иммигранты часто страдали от религиозной, этнической и расовой нетерпимости в девятнадцатом веке, их общины сегодня характеризуются устойчивостью их этнической самобытности и степени, в которой они укоренились и стали принимать отголоски других национальных культур.

Связи с родиной остаются сильными. Многие люди ирландского происхождения во всем мире принимают активное участие в поиске решения национального конфликта с Северной Ирландией.

Межнациональные отношения в Республике Ирландии относительно мирные, учитывая однородность национальной культуры, но ирландские путешественники часто становятся жертвами предрассудков.

В Северной Ирландии уровень этнического конфликта, который неразрывно связан с религией, национализмом и этническим единством, является высоким, он был причиной начала политического насилия в 1969 году. С 1994 года мир был шатким и прерывистым. Страстная пятница, в которую было заключено соглашение 1998 года, является самым последним аккордом в этой политической ситуации.

Ирландия является интереснейшей страной, основные достопримечательности которой относятся к средневековью и доисторическому периоду. Причем здесь можно увидеть не только огромное количество старинных замков и крепостей, но и множество природных чудес.

В первую очередь необходимо отметить Дублин, который является одним из старейших городов Европы (IX век). Он примечателен не только красивейшими пейзажами (Дублинский залив и река Лиффи), но и средневековыми улицами, площадями и соборами. Самой выдающейся достопримечательностью этого города считается великолепный собор Святого Патрика. Также стоит особо выделить обелиск в честь герцога Веллингтонского, площадь «Пятнадцать акров», Дублинский замок, резиденцию английского вице-короля Ирландии Блэкрок-Хаус, лабиринт улиц вокруг Тэмпл-Барпарк, улицу О"Kоннол-Стрит и библиотеку Честер-Битти.

Очень интересны и небольшие городки, расположенные недалеко от столицы. Например, в Дан-Лерэ примечательны городской яхт-клуб, здание Таун Холл и другие старинные сооружения.

Среди других городов необходимо выделить Корк, который славится множеством старинных соборов и музеев, Уотерфорд, основанный викингами в далеком 914 году, и Донегол, откуда пошли легенды о знаменитом всаднике без головы.

Также к одной из самых знаменитых достопримечательностей Ирландии относится Ньюгрейндж, который представляет собой огромный курган, окруженный каменными глыбами. Неподалеку от него расположено еще два старинных кургана - Наут и Даут.

Ну а среди главных природных туристических объектов наибольшую известность получили удивительные природные формирования под названием Мостовая Гигантов. Также популярно место Коннемара, которое расположено в графстве Голуэй. Примечательны и Аранские острова, где находятся загадочные древние структуры, созданные неизвестными племенами.

Все достопримечательности падеж для ссылки

Кухня

Ирландская кухня отличается простотой: ее основу составляют сытные мясные блюда из баранины или свинины. Одним из самых популярных блюд, которое можно попробовать в любом местном ресторане, является традиционное рагу. Причем готовят рагу по самым разным рецептам, хотя чаще всего в его состав входят баранья шейка, картофель, лук и специи. Также стоит отведать стью (тушеная баранья грудинка), гэльский стейк (говяжье филе с виски) и даблин кодел (смесь из сосисок, бекона и картофеля). Кроме того, в Ирландии широко распространены всевозможные блюда из картофеля (супы, пироги, клецки, булочки и т.д.). Одним из наиболее известных картофельных блюд здесь является колканнон из картофельного пюре и капусты. Другим традиционным блюдом из картофеля считаются оладьи боксти.

В ирландской кухне также очень часто встречаются блюда из рыбы и морепродуктов. Причем особым деликатесом здесь считается молодая сельдь, которую называют уайт байт (белый корм). В местном меню можно увидеть и блюда из красных водорослей.

Ну и еще одной отличительной особенностью местной кухни является широкая популярность сыра, который здесь даже называют «белым мясом», и обилие традиционной выпечки.

Что касается напитков, то, говоря об Ирландии, невозможно не упомянуть о темном пиве и виски. Самым известным пивом, которое можно попробовать в любом пабе страны, является «Гиннес». Ирландский виски также весьма популярен, причем его вкус гораздо мягче, чем у шотландского. Кроме того, стоит отведать настоящий кофе по-ирландски со сливками и виски.

Проживание

Все ирландские отели соответствуют международной классификации и ежегодно инспектируется Федерацией отелей Ирландии, поэтому условия проживания и качество сервиса здесь всегда соответствуют заявленной категории. Более того, в стоимость размещения здесь обязательно включен завтрак (шведский стол). Большинство ирландских гостиниц имеют пабы и бесплатные парковки.

Если же говорить о самих отелях, то их выбор здесь поистине колоссален: от высококлассных гостиниц категории 4 и 5* до гестхаузов и небольших частных пансионов. Путешественники чаще всего останавливаются в отелях формата Bed&Breakfast, где гостям предлагаются уютные номера и домашняя кухня. Такие заведения разбросаны по всей стране и считаются одним из самых доступных вариантов проживания.

В сельских районах страны возможно размещение в старинных замках со средневековым интерьером. Конечно, стоимость проживания в таких отелях довольно высокая, однако помимо традиционных услуг гостям здесь доступны поля для гольфа, бассейны и спа-центры.

Развлечения и отдых

Ирландия является очень самобытной и многогранной страной, поэтому здесь каждый сможет найти себе развлечение по вкусу. В каждом городе работают художественные галереи, музеи, ночные клубы, рестораны и другие развлекательные заведения. Отличным местом для проведения досуга может стать ирландский паб, куда приходят пообщаться друзьями или завести новые знакомства. Поклонникам классической музыки в первую очередь рекомендуется посетить Национальный концертный холл в Дублине. Во многих ирландских городках устраиваются театрализованные представления с ужином и концерты под открытым небом. Почти повсеместно организовываются представления с местными танцами.

Понравится в Ирландии и поклонникам активных развлечений на природе. В стране имеется великое множество полуостровов и заливов с превосходными местами, будто созданными специально для занятий любыми видами водного спорта. Также много здесь великолепных мест для рыбалки. Славится страна и своими гольф-клубами и ипподромами.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть об ирландских праздниках и фестивалях. Из них наиболее знаменитыми являются Фестиваль устриц, Фестиваль Джаза, Фестиваль старинной музыки, Ирландский Фестиваль гурманов, Фестиваль Блюза, Джаз-фестиваль, фестиваль литературы «Неделя авторов», Ноябрьский Фестиваль Оперы и Театральный фестиваль. Также примечателен День Святого Патрика (17 марта), который сопровождается фейерверками, яркими шоу, концертами и морем пива.

Покупки

Ирландия - весьма развитая страна, поэтому совершать здесь покупки очень приятно и увлекательно. Лучшим местом для шопинга, безусловно, является Дублин. В этом городе можно приобрести буквально все ― от дизайнерской одежды до антиквариата. Причем здесь насчитывается шесть крупных торговых районов, где сосредоточены многочисленные торговые центры, бутики, универмаги, ювелирные салоны и книжные магазины.

Конечно, в других ирландских городах также имеется множество магазинов. Выбор там, конечно, меньше, зато и цены ниже. Кроме того, только в Голуэе можно купить знаменитые кладдахские кольца, а в Лимерике - настоящий уотерфордский хрусталь.

Среди самых популярных ирландских сувениров стоит отметить всевозможные товары с зеленым трилистником, пластинки с национальной музыкой, фигурки сказочных существ и местные музыкальные инструменты. Безусловно, лучшими сувенирами из страны могут стать виски, пиво и молочный ликер Baileys.

Необходимо иметь в виду, что гражданам стран, которые не входят в состав Евросоюза, при совершении покупок нужно всегда брать специальную форму «tax free», которая при вылете из страны гарантирует денежную компенсацию (12–17% от стоимости покупок).

Транспорт

После модернизации автодорог в Ирландии существенно снизилась востребованность внутренних перелетов. Поэтому сейчас внутри страны самолеты летают только между Дублином, Донегэлом и Керри. Автобусная сеть охватывает практически все населенные пункты, а железная дорога связывает столицу со всеми крупными городами. К небольшим островам, которыми усеяно западное побережье страны, можно добраться из любого ближайшего порта, коих здесь немало.

Если же говорить о городском транспорте, то он представлен довольно комфортными автобусами. В Дублине автобусы двухэтажные и окрашены в ярко-зеленый цвет. Билеты приобретаются у водителей, при этом гораздо выгоднее покупать не разовый билет, а проездной на определенное количество поездок или дней. Кроме того, в Дублине туристам можно приобрести дисконтную карту Dublin Pass, которая предоставляет ряд существенных скидок, в том числе и на проезд. Также в крупных городах Ирландии работают такси, правда, их услуги достаточно дорогие: 3 $ за посадку и по 1,5 $ за километр.

Фирмы, предоставляющие аренду автомобиля, встречаются повсеместно. Для того чтобы воспользоваться их услугами, потребуется наличие международных прав, двух кредитных карт, страховки и залога (500–1000 $). Кроме того, возраст водителя должен быть от 23 до 79 лет.

Связь

Ирландия может похвастать отличным качеством телефонной связи. Причем во всех городах страны повсеместно установлены телефонные автоматы и таксофоны, поэтому проблем со связью здесь не возникнет. При этом стоит учесть, что звонки с телефонных автоматов являются самым выгодным вариантом, а вот переговоры из гостиниц самые дорогие.

Ирландская сотовая связь также имеет отменное качество (GSM 900/1800). Международный роуминг доступен всем абонентам крупных российских операторов.

Интернет в Ирландии распространен повсеместно: точки доступа Wi-Fi здесь есть практически во всех гостиницах, аэропортах и торговых центрах. Причем зачастую он бесплатный. Если же говорить об интернет-кафе, то они в Ирландии не особо популярны, а поэтому немногочисленны.

Безопасность

Ирландия является абсолютно безопасной и дружелюбной страной, уровень преступности здесь чрезвычайно низок. Конечно, это не говорит о том, что в данной стране стоит пренебрегать общими правилами личной безопасности, так как карманные воры и мошенники здесь все же встречаются.

Ирландия абсолютно безопасна и с медицинской точки зрения. Какие-либо специальные прививки для поездки сюда не потребуются.

Бизнес-климат

Ирландия является важнейшим экономическим, промышленным и деловым центром Европы, где базируются офисы и представительства крупнейших мировых компаний. Ключевыми отраслями экономики здесь являются: производство медицинского оборудования, фармацевтика и машиностроение, информационные технологии. Основным органом, который регулирует финансовую жизнь страны, является Центральный банк Ирландии. Кроме того, здесь представлены основные банковские учреждения Европы, которые делятся на три категории: промышленные, расчетные и коммерческие. Также в стране действует Ирландская фондовая биржа, которая считается одной из старейших в Европе.

Стоит сказать, что вследствие недавнего финансового кризиса банковский сектор и бюджет страны серьезно пострадал. Но даже несмотря на это Ирландия является привлекательной для предпринимателей. Объясняется это тем, что налоговая ставка здесь одна из самых низких в ЕС (12,5 %).

Недвижимость

В Ирландии процедура продажи недвижимости ничем не отличается от общепринятых в Европе схем. Поэтому здесь любой иностранец может легко купить жилье или коммерческий объект. Правда, есть некоторые оговорки: покупкой невозможно полностью распоряжаться в течение семи лет, а максимальное ограничение по площади покупаемого земельного участка составляет два гектара.

Главным критерием, который формирует стоимость квадратного метра, является его расположение, поэтому цены на жилье в центре столицы здесь достаточно высокие. Причем, по мнению аналитиков, в ближайшем времени ожидается их рост.

Местные жители вполне дружелюбны и приветливы, однако в Ирландии, как и в любой стране, для иностранцев существуют общие правила и нормы поведения. Так, давать чаевые в ирландских пабах не принято, причем, согласно традиции, посетители пабов приобретают выпивку не только для себя, но и угощают других. Кроме того, с ирландцами не рекомендуется заводить беседы о феминизме и религии, а также об отношениях с Великобританией. Курение в местных ресторанах, гостиницах и кинотеатрах запрещено.

Визовая информация

Для визита в Ирландию гражданам РФ потребуется получить визу.

Ирландские визы могут быть нескольких видов: туристическая, транзитная, студенческая и бизнес-виза. Срок рассмотрения заявлений на визу составляет не более 30 дней. Посольство Ирландии в Москве находится по адресу: пер. Грохольский, д. 5.

Политика

Ирландия - республика.

Действующая конституция принята в результате плебисцита 1 июля 1937 г., вступила в силу 29 декабря 1937 г.

Президент Ирландии (ирл. Uachtarán) (в основном церемониальный пост) избирается населением на 7 лет. Президент имеет право созыва и роспуска нижней палаты парламента по инициативе правительства, он обнародует законы, назначает судей и других высших должностных лиц, возглавляет вооруженные силы.

Фактическим главой исполнительной власти является премьер-министр (Taoiseach), выдвигаемый палатой представителей и утверждаемый президентом.

Высший орган законодательной власти - парламент (ирл. Tithe An Oireachtais), в состав которого входят президент и 2 палаты: палата представителей и сенат.

В палате представителей от 160 до 170 членов, избираемых населением на основе всеобщего, прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства.

Сенат состоит из 60 членов, из которых 11 назначаются премьер-министром, 6 избираются Национальным и Дублинским университетами, 43 избираются путем косвенных выборов по особым спискам (кандидатуры в эти списки выдвигаются различными организациями и объединениями). Избирательная коллегия по выборам в сенат состоит приблизительно из 900 человек, в том числе из членов палаты представителей, членов советов графств и муниципалитетов. Срок полномочий обеих палат - до 7 лет.

История

Первые люди заселили Ирландию в период мезолита, около 8000 г. до н.э, когда ее климат улучшился после оступления ледников. Постепенно ее жители стали частью кельтской популяции и культуры. Название острова на ирландском языке - Эрин («мир», а позднее «западный остров»). Древние ирландцы жили отдельными племенами-кланами под управлением наследственных вождей, сообща владели землей и занимались почти исключительно скотоводством. Ирландия не была частью Римской империи, но о ней упоминают римские историки (Птолемей, Тацит, Ювенал).

В 432 г. Святой Патрик, уроженец Британии, распространил среди ирландцев христианство. Спокойствие, царившее на острове, благоприятствовало развитию учености среди монашествующих. Уже с VI века Ирландия сделалась центром западной учености, из ее монастырских школ выходили проповедники христианства на материке; главным источником их был монастырь на острове Ионе. Ирландские монахи внесли значительный вклад в сохранение латинской культуры во время раннего средневековья. Ирландия этого периода славилась своими искусствами - иллюстрациями к рукописным книгам (см. Келлская книга), работой по металлу и скульптурой (см. Кельтский крест).

Эта образованность духовенства исчезла, как только викинги стали тревожить своими набегами Ирландию, а вскоре стали основывать поселения на берегах острова (в частности, Дублин). Только в начале XI века ирландцы под предводительством царя Брайана Бору победили викингов. Брайан Бору погиб в решающей битве при Клонтарфе в 1014 году.

В конце XII века часть территории Ирландии покорена англичанами при короле Генрихе II. Английские бароны завладели землями ирландских кланов и ввели английские законы и систему управления. Покоренная область называлась окраиной (the pale) и как по управлению, так и по дальнейшему своему развитию резко отличалась от еще не покоренной, так называемой Дикой Ирландии, в которой англичане постоянно стремились делать новые завоевания.

Когда Роберт Брюс овладел шотландской короной и удачно повел войну с Англией, ирландские вожди обратились к нему за помощью против общего врага. Брат его Эдуард прибыл с войском в 1315 г. и провозглашен был ирландцами королем, но после трехлетней войны, страшно опустошившей остров, он погиб в бою с англичанами. Однако в 1348 г. в Ирландию пришла «Чёрная смерть», истребившая почти всех англичан, которые жили в городах, где смертность была особенно высокой. После чумы власть англичан простиралась не дальше Дублина.

Во время английской Реформации ирландцы остались католиками, что создало доживший до наших дней раскол между двумя островами. В 1536 г. Генрих VIII подавил мятеж Шелкового Томаса Фитцджеральда, английского ставленника в Ирландии, и решил заново завоевать остров. В 1541 году Генрих провозгласил Ирландию королевством, а себя - ее королем. В течение следующих ста лет, при Елизавете и Якове I, англичане упрочнили контроль над Ирландией, хотя и не смогли сделать ирландцев протестантами. Однако вся английская администрация состояла только из протестантов-англикан.

Во время гражданской войны в Англии английский контроль над островом сильно ослабел, и ирландцы-католики восстали против протестантов, временно создав Конфедеративную Ирландию, но уже в 1649 г. в Ирландию прибыл Оливер Кромвель с многочисленным и опытным войском, взял приступом города Дрогеду и Уэксфорд около Дублина. В Дрогеде Кромвель приказал перебить весь гарнизон и католических священников, а в Уэксфорде армия учинила резню уже самовольно. В течение девяти месяцев Кромвель покорил почти весь остров, а затем передал начальство своему зятю Айртону, который и продолжал начатое дело. Целью Кромвеля было положить конец беспорядкам на острове путем вытеснения ирландских католиков, которые принуждены были или покинуть страну, или перебраться на запад, в Коннахт, между тем как земли их раздавались английским колонистам, большей частью - солдатам Кромвеля. В 1641 г. в Ирландии проживало более 1,5 млн человек, а в 1652 г. осталось лишь 850 тыс., из которых 150 тыс. были английскими и шотландскими новопоселенцами.

В 1689 г., во время Славной Революции, ирландцы поддержали английского короля Якова II, смещенного Вильгельмом Оранским, за что снова поплатились.

В результате английской колонизации коренные ирландцы практически полностью потеряли свои земельные владения; сформировался новый правящий слой, состоящий из протестантов, выходцев из Англии и Шотландии.

В 1801 Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Ирландский язык стал вытесняться английским.

В начале XIX в. около 86 % населения Ирландии было занято в сельском хозяйстве, в котором господствовали кабальные формы эксплуатации. Ирландия служила одним из источников накопления английских капиталов и развития промышленности в Англии.

С середины 40-х гг. XIX в. начался аграрный переворот. Падение цен на хлеб (после отмены в 1846 в Англии «хлебных законов») побудило землевладельцев начать интенсивный переход от системы мелкой крестьянской аренды к крупному пастбищному хозяйству. Усилился процесс сгона мелких арендаторов с земли (так называемая очистка имений).

Отмена «хлебных законов» и болезни картофеля, который был основной культурой у малоземельных ирландских крестьян, привели к страшному голоду 1845-1849 гг. В результате голода погибло около 1 млн человек.

Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн чел.), ставшая постоянной чертой исторического развития Ирландии.

В итоге, в 1841-1851 гг. население Ирландии сократилось на 30 %.

И в дальнейшем Ирландия стремительно теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн 178 тыс. человек, то в 1901 г. - всего 4 млн 459 тыс.

В 1919 г. Ирландская республиканская армия (ИРА) развернула активные боевые действия против английских войск и полиции. 15-27 апреля 1919 г. на территории одноименного графства существует республика Советский Лимерик. В декабре 1921 был подписан мирный договор между Великобританией и Ирландией. Ирландия получила статус доминиона (так называемое Ирландское Свободное государство), за исключением 6 наиболее развитых в промышленном отношении северо-восточных графств (Северная Ирландия) с преобладанием протестантов, которые оставались в составе Соединённого Королевства. Однако Великобритания сохраняла на территории Ирландии военные базы, право на получение «выкупных» платежей за бывшие владения английских лендлордов. В 1937 страна приняла официальное название «Эйре».

В 1949 Ирландия провозглашена независимой республикой. Было объявлено о выходе республики из британского Содружества. Лишь в 60-х годах прекратилась эмиграция из Ирландии и был отмечен прирост населения. В 1973 г. Ирландия стала членом Европейского Союза. В 90-х гг. XX в. Ирландия вступила в период быстрого экономического роста.

Экономика

Экономическая система Республики Ирландии представляет собой современную, относительно небольшую, зависимую от торговли экономику, рост которой за 1995-2000 гг. составил в среднем 10 %. Сельскохозяйственный сектор, некогда игравший доминирующую роль в системе, в настоящее время замещается промышленным; на промышленный сектор приходится 46 % ВВП, около 80 % экспорта, и 29 % рабочей силы. Хотя основным двигателем экономического роста Ирландии остается экспорт, развитию также способствует повышение потребительских расходов и восстановление как строительства, так и деловых инвестиций. Ежегодный уровень инфляции на 2005 год составил 2,3 %, снизившись с недавних отметок 4-5 %. Одной из проблем экономики является инфляция цен на недвижимость (средняя цена жилого дома в феврале 2005 года составила около 251 тыс. евро). Уровень безработицы очень низкий и для доходов населения характерен быстрый рост, вместе с ценами на услуги (коммунальных служб, страхования, здравоохранения, юристов, etc.).

Дублин, столица Ирландии, получил 16-е место в всемирном рейтинге по показателям стоимости жизни в 2006 году (поднявшись с 22-го места в 2004 году и 24 места в 2003 году). Были сообщения, что Ирландия имеет второй по величине после Люксембурга средний доход на душу населения среди всех стран ЕС, а в мире занимает 4-е место по этому показателю.