Интересные факты из истории русского языка. Русский язык

Удивительная наука - этимология

«Русский язык упрям: без постоянного труда

не переупрямить его»

П.А.Вяземский»

Выполнили работу: Овчинникова Валентина

Морозова Анастасия

Руководитель Романова Людмила Фёдоровна


Цели работы:

Вызвать интерес к изучению науки этимологии;

Познакомить с первопроходцами в этимологии;

Исследовать происхождение отдельных слов;

Познать тайны этимологического словаря



С того момента, как почти все простые смертные обзавелись компьютерами, заодно и клавиатурами, некоторые из нас все реже используют ручку и бумагу, и что гораздо хуже, не всегда задумываются о том, что пишут.

Сдачу в магазине все правильно считают, а вот родной язык после школы забывают очень быстро. Ведь мы уже привыкли, что Word, исправив ошибки, все сделает за нас.

А зря, ведь знаки препинания и правила придуманы людям в помощь, чтобы мы правильно понимали друг друга. Помните мультфильм про «казнить нельзя помиловать»?

Пусть эта занимательная публикация поможет пробудить интерес к русскому языку , а заодно вспомнить некоторые его хитрости.


Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

Н.В.Гоголь


  • Язык- это одно из самых важных и самых древних общественных явлений.
  • Известно, что язык изучает специальная наука- языкознания, или лингвистика.
  • Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология. Этимология-это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. Здесь еще очень много «белых пятен», которые ждут своего первооткрывателя. Этой науке и посвящается настоящая презентация.

Слова бык и пчела - однокоренные.

Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела» . Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных - производящий определённый звук.


Чем отличается бобёр от бобра и какие у них производные прилагательные?

Изначально бобр - это грызун с ценным мехом, живущий колониями по лесным рекам, бобёр - это мех бобра, а также бобровый воротник и одежда из него. Но сейчас эти различия постепенно сходят на нет, и часто, особенно в речевой практике, бобр и бобёр употребляются уже как синонимы. Прилагательные бобриный (разговорное),бобровый (от бобр ), бобрихин (от бобриха ), бобрёночий (от бобрёнок ).


Правильно ли сейчас в средствах массовой информации о наших музыкантах говорят: богема ? Ведь богема - это бедный народ?

  • Точнее сказать, богема [фр. boheme - буквально цыганщина"] - это слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную жизнь (о музыкантах, художниках, актерах, литераторах); а также о таком образе жизни. Иное употребление неверно.

Слова суфле и суфлёр имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского «souffle» (выдох, дуновение). Суфле названо так потому, что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр - потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.



Волк и облако

Что может быть общего между словами волк и облако?

Слово волк связано с глаголом волоку. Иначе говоря, слово

волк обозначает как волокущий свою жертву, уволакивающий овец.

Сходным по образованию является русское слово волок – место между реками, где лодки перетаскивают по суше волоком. Совпадение между словами волк и волок в русском языке не случайно. Следовательно,этимологически слово облако – это то, что обволакивает, застилает небо.

А отсюда – через значение глагола волочить – нам становится ясна родственная связь между словами облако, волк и волок.


Шантрапа

Для того, чтобы уяснить себе происхождение слова шантрапа, нам нужно мысленно перенестись в русскую деревню. Скучающий помещик решил создать хор и поручил гувернёру – французу отобрать из своих крестьян подходящих певцов. По велению старосты к барскому дому стал стекаться народ. Француз по очереди выслушивал экзаменующих. Но большинство не выдерживало экзамена. Прослушав очередного неудачника, француз говорил (не шантра па) – он не будет петь. Один из крестьян, хотевший показать, что и «мы не лыком шиты» ввернул в ответ непонятное для него выражение «Не! Шантрапа». И вот появилось в русском языке новое бранное словечко, обозначающее бездельника, ни к чему не пригодного человека


Козлы в театре

Что такое трагедия – мы знаем. А этимологию слова знают не все. В древне - греческом языке слово «трагос» означало «козёл» – песня. Таким образом,« траго: диа» – трагедия – буквально значило «песня козла». Древнейшие театральные постановки были связаны с культом греческого бога плодородия Диониса. Актёры, изображавшие сатиров, полулюдей – полукозлов были наряжены в козьи шкуры. Другим козьим словом, пришедшим в русский язык является каприччо. В основе этого музыкального названия, как и в основе «каприз», лежит итальянское «капра» – коза. Свободный, полный неожиданных оборотов характер музыки передаёт своенравные повадки козы.


Белка. Беличий

Едва ли кто – нибудь сомневается в том, что слово беличий связано от

белка, а само название этого зверька связано с прилагательным белый. Как не очевидно это объяснение, на самом деле оно неправильно, вернее не совсем правильно. Слово белка, действительно, в конечном счёте происходит от прилагательного белый. Но вот прилагательное беличий образовано не от существительного белка. Дело в том, что одушевлённые существительные мужского рода на- ок и женского на-ка образуют прилагательные не на – ичий, а на – очий. Поэтому и прилагательное, образованное от белка, должно быть в форме белочий, а не беличий. Прилагательные на – ичий образуются в русском языке от существительных на – ик. Следовательно, прилагательное беличий было образовано не от белка, а от белица. Например, птица – птичий.


Я сама Ра

Согласно легенде, бежала с востока на запад малая речка, а с севера наперерез ей мчала свои волны могучая река Ра (древнее название реки Волги). «Посторонись» – кричит большая река малой речке, уступи мне дорогу: ведь я Ра!»

А я сама Ра – невозмутимо отвечает речка и продолжает свой бег на запад. Столкнулись друг с другом два потока и уступила величественная река Ра своей малой сопернице: вынуждена была и она повернуть своё течение к западу. От слов сама Ра и получило название река Самара, а вместе столкновения образовала Волга – ра Самарскую луку (изгиб)


Можно ли открыть окно?

Писатель Борис Тимофеев считает неправильным такие сочетания слов, как закрой дверь или открой окно. Чем же он мотивирует это утверждение? Глаголы закрыть, открыть имеют тот же самый корень, что и существительные кров, крыша, крышка. Следовательно, закрыть или открыть можно сундук, шкатулку, кастрюлю, то есть предметы, имеющие крышку. Дверь, окно, как предметы со створками не открываются, а отворяются.


Что такое мешок?

Давайте выясним, каково было происхождение слова мешок . Выделяем в слове суффикс – ок. Находим ряд русских слов с тем же суффиксом:

смешок-смех, грешок-грех, пушок-пух.

Если в этот словообразовательный ряд включить слово мешок, то его легко соотнести со словом мех. Таким образом, мешок – маленький мех. Но кто же изготовляет мешки из меха?

В древности мешки изготовляли из шкур животных. В этих мехах держали вино и другие продукты. Да и в наши дни такие мехи для хранения жидкости употребляются многими народами Востока. По-русски такой мешок, изготовленный из цельной шкуры, называется бурдюком.


Космос. Косметический

Вы никогда не задумывались над тем, почему так похожи друг на друга слова космический и косметический? Есть ли у них какой - то общий, единый источник? Этимология обоих слов может быть выявлена только на материале греческого языка. Глагол kosmeo означал «строю, привожу в порядок». Впервые слово kosmos в значении «мир, мироздание» употреблено Пифагором. Слово космический восходит к древнегреческому прилагательному kjsmjkos «мировой, вселенский». Следовательно, общность происхождения русских слов космос, космический и косметика, косметический очевидна.


«Сколько время?»

Этот вопрос – вместо правильного «который час?» –

можно услыхать довольно часто. Он вдвойне неверен:

во-первых, родительный падеж от слова «время» – «времени», а во-вторых, вопрос «сколько времени?» требует продолжения, например, «сколько времени я вас жду?» или «сколько времени потребуется для такой работы?».

«Сколько время?» – вопиющая небрежность нашей разговорной речи...





Этимология представляет собой важный

раздел истории языка;

Этимология, как и языкознание, систематизирует

и объясняет факты происхождения слов;

Для объяснения происхождения слов существуют

этимологические словари


Использованная литература

Об этимологии как науке, трудном и

тернистом пути этимологии вы прочтёте

в следующих источниках:

1.К истокам слова. Рассказы о происхождении слов.Ю.В.Откупщиков. Санкт-Петербург.2008

2.Этимологический словарь русского языка

под редакцией Н.М.Шанского.М.,1968

3. Слово о словах. Очерки о языке. Л.В.Успенский. Л.,1971

4. Интернет ресурсы. Языкознание.py/


Г аснет умная словесность, Разговорная краса Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких Сникнув, голос потеряв Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда

В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо Не скудела в наши дни .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово!» А.Ахматова

«… нам слово русское дано »

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…» И.С.Тургенев

« Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно » А.Н.Толстой

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н.В.Гоголь

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С.Тургенев

Язык - это история народ. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. А. И.Куприн

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. В. Г.Белинский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И. Куприн

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. М. В. Ломоносов

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И. С. Тургенев

Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В.Г.Белинский

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем… А.И. Герцен

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира. К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Интересные факты и явления как элементы открытого, развивающего образовательного пространства школьников Автор: Монтотова К.Д, учитель русского языка и литературы Министерство образования и науки РФ МОУ Ахинская СОШ Ахины, 2015

Интересные факты В русском языке есть 74 слова, начинающихся на « й ».

Интересные факты В русском языке есть географические названия, начинающиеся на « ы ».

Интересные факты Самое длинное слово русского языка: превысокомногорассмотрительствующий (35 букв) Самые длинные глаголы: переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться (24 буквы в каждом) Самые длинные существительные: человеконенавистничество и высокопревосходительство (24 буквы в каждом) Самое длинное междометие: физкульт-привет

Интересные факты Слова «суфле» и «суфлёр» происходят от французского souffle – «выдох», «дуновение».

Интересные факты Слова «пчела» и «бык» – однокоренные

Интересные факты «Дай пясть!»  «Дай пять!»

Интересные факты В русском языке есть как минимум 10 падежей. Помимо шести привычных, выделяют: звательный («Чего тебе надобно, старче?»); количественно-отделительный, или второй родительный («кусочек сахару»); местный, или второй предложный («в шкафу»); исходный («вышел из лесу»).

Интересные факты Слово «шапка» является заимствованным: рус. «шапка»  старофранц. chape – «шапка»  лат. cappa – «род головного убора», однокоренное с лат. capio («схватываю»).

Редкие и забытые слова Безе – это поцелуй (от франц. « baiser »). «Позволь, душа, я тебе влеплю один безе ». (Н. Гоголь, «Мёртвые души»)

Редкие и забытые слова Зюзя - это презрительное название вялого, нерасторопного человека в некоторых белорусских и западно-русских говорах. Он отличился, смело в грязь. С коня калмыцкого свалясь, Как зюзя пьяный, и французам. Достался в плен: драгой залог! (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Редкие и забытые слова Шабер – это сосед (в восточно-русском, рязанском, тамбовском, донском и сибирском говорах). «Больше тридцати годов мы с тобой бок о бок жили… А пяти годов не прошло – и забыл ты шабра ». (М. Горький, «Шабры»)

Редкие и забытые слова Хабара - это взятка, барыш. Слово произошло от арабского « habar », что в переводе означает «сообщение». «Ну да, бреши больше! Просто выпить хочется, хабару взять…» (А. Чехов, «Холодная кровь»)

Редкие и забытые слова Куры строить - это ухаживать за кем-либо, заигрывать с кем-либо (полукалька с франц. faire la cou r – «ухаживать»). «И девицы, и вдовы, молодые и старые, строили ему куры, но он не хотел жениться». (Н. Чернышевский, «Что делать?»)

Редкие и забытые слова Саврас без узды - это необузданный юнец-кутила. Выражение появилось во второй половине XIX-начале XX в. «Сам либерал понимал, что иначе нельзя. Пусти-ка савраса без узды – он в один момент того накуролесит, что годами потом не поправишь!» (Н. Щедрин, «Сказки. Либерал»)

Редкие и забытые слова Муху урезать = сильно напиться. Мухой раньше назывался небольшой стаканчик. Рюмку с названием «муха» бесплатно подавали посетителям многих трактиров. «Я как-то с одним гостиничным монашком, Прохором, урезал муху ». (А. Куприн, «С улицы»)

Редкие и забытые слова Бомбошка - это конфетка (от франц. « bonbon ») Для всякого у него находилось доброе слово, для детей – бомбошка ». (Н. Щедрин, «Мелочи жизни»)

В мире языкознания В Толковом словаре 1940 г. под редакцией Ушакова есть определение слова «фигли-мигли»! “ … уловки, шутки или какие-нибудь подходы для достижения чего-нибудь, сопровождающиеся любезностями, ужимками … ”

В мире языкознания «Симпозиум» в переводе с латыни означает «совместное возлежание».

В мире языкознания Китайский иероглиф, обозначающий «трудность», «неприятность», изображается как две женщины под одной крышей.

В мире языкознания До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

В мире языкознания Вагитус – это крик новорожденного

В мире языкознания Нарколепсия – это редкое расстройство сна, которое характеризуется неконтролируемыми засыпаниями в обычное время.

Спасибо за внимание!


Индивидуально-групповое занятие для учащихся 5 класса.

Повторение: «Однокоренные слова» создана как сопровождение к инндивидуально-групповому занятию по русскому языку в 5 классе с инклюзивным обучением учащихся С(К)О по теме «Повторение. Однокоренные слова».

Но может быть использована и при изучении данной темы, на уроках русского языка при введении нового материала, а также учащимися для самостоятельного изучения нового материала или повторения.

ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной на уроке.

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация "Паронимы. Подготовка к ЕГЭ" предназначена для учащихся 10-11 классов как при повторении темы "Лексика. Паронимы", так и при подготовке к ЕГЭ. Презентация состоит из двух частей: теоретического материала и практических заданий, состоящих из нескольких тестов с моментальной проверкой и итоговой самопроверкой. Данный ресурс может быть использован

2) дома при индивидуальной подготовке;

Презентация предназначена для учащихся 10-11 классов при повторении темы "Орфоэпия" и при подготовке к ЕГЭ. Презентация состоит из двух частей: теоретические сведения и практические задания. Использоваться ресурс может
1) на уроках при коллективной работе;
2) дома при индивидуальной работе учащихся;
3) в качестве проверочных и контрольных работ.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная презентация может применяться как для подготовки учащихся к 9 заданию ЕГЭ (Правописание корней), так и для повторения написания слов. В материале содержится и теория, и практические упражнения с ответами.

Целевая аудитория: для 11 класса

Ресурс представляет собой интерактивный кроссворд, который можно использовать при обобщения и систематизации изученного материала в 9 - 11 классах на уроках и во внеурочной деятельности.

Кроссворд прост в управлении, его можно разгадывать с любого слова. При нажатии на стрелку появляется текст вопроса, при клике на который соответствующие клетки кроссворда заполняются буквами. Клетки с буквами, составляющие слово «лингвистика», выделяются контрастирующим цветом.

Целевая аудитория: для 9 класса

Презентация может использоваться с любым УМК на базовом и профильном уровне в 10 классе при повторении темы "Фонетика".

В учебном материале сделан акцент на тесной взаимосвязи фонетики и орфографии. Это способствует развитию орфографической зоркости.

Основные цели разработки: закрепить знания учащихся о фонетике, дать понятие об основных фонетических процессах, происходящих в слове.

Целевая аудитория: для 10 класса

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова". В презентации подробно рассматривается функция вводных слов в предложении, учащиеся путем сравнения предложений увидят отличие вводных слов от членов предложения. Ресурс поможет учащимся самостоятельно определить группы вводных слов по значению. Помимо теоретического материала презентация содержит и практические задания, тестовые и развернутые (составь предложение, расставь знаки препинания и т.д.). Представлены задания в формате ОГЭ - вопрос 10 "Вводные слова и обращения"