Интересная экскурсия в библиотеку. Внеклассное мероприятие "экскурсия в библиотеку"

Луценко Елена Геннадьевна, зав.библиотекой КГУ "СОШ-23" г.Караганда
Тема: Библиотечная экскурсия «Здравствуй,читай город»
Цель: Знакомство юных читателей с правилами работы библиотеки
Привлечение читателей к чтению
Воспитание бережного отношения к книгам
Задачи: Воспитательная: Развитие чувства коллективизма. сплоченности
Познавательная: Формирование интереса
Ход мероприятия: Здравствуйте, дорогие ребята Мы очень рады видеть вас в нашей школьной библиотеке.
А начну я нашу экскурсию со стихотворения. Слушайте его внимательно, в нем прозвучит вопрос на который вам необходимо будет ответить.
Снаружи смотришь. дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
Там книги интересные стоят рядами тесными,
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старыны:
И Черномор и царь Гвидон
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом попробуй, угадай!!!
(Дети отвечают)
Молодцы!!!
Конечно же библиотека!

Итак! Что же по вашему библиотека?
(Дети отвечают)
Я вам хочу сказать, что библиотека-слово греческое и означает оно следующее: Библио-книга,t heka-хранение. Хранение и использование произведений печати. Именно здесь вы сможете с золушкой попасть на сказочный бал, вместе с Буратино найти золотой ключик. Бесконечное множество увлекательных приключений и путешествий ждет вас в нашей библиотеке. А насчитывает она более 10000 книг
Представьте себе, что все эти книги свалены в одну большую гору посреди библиотеки до самого потолка, Вы приходите и просите книгу, ну скажем: «Три толстяка». И вот я начинаю искать день, может быть два. И вот, наконец, измучившись, нахожу вам эту книгу. Никому из вас, наверное не захочется еще раз прийти за книгой. И поэтому, чтобы такого не случилось, в каждой библиотеке все книги расставлены по специальной системе –ББК(библиотечно-библиографическая классификация) Как правило, каждая библиотека состоит из двух отделов: абонемента и читального зала.
Абонемент-это отдел,где каждый желающий может взять книгу домой. Но прежде всего, нужно записаться. На всех читателей обязательно заводиться формуляр. Книги выдаются сроком на 7-10 дней. В случае необходимости книгу можно продлит. Но для этого нужно поставить в известность библиотекаря чтобы она сделала необходимые пометки в вашем формуляре. Каждую четверть подводятся итоги вашего чтения. Результаты помещаются на стенде под разделом «Как мы читаем», где отмечается: количество записанных читателей по классам количество прочитанных книг. Согласно нашего «Читательского светофора»: Красный- многочитающие, Желтый-малочитающие, Зеленый-группа с особым интересом(читающие по определенной теме).На читательском формуляре крепится один из трех цветных значков. В конце учебного года, тот, кто прочел больше всех книг становится нашим книголюбом. Фамилия читателя помещается на стенде «Наши книголюбы».
Читальный зал! Что же это такое? (дети проходят в читальный зал)
В читальном зале есть свои правила! Книги из читального зала на дом не выдаются. Здесь находятся большие по своим размерам книги, ценные по своему содержанию и книги в единственном экземпляре: словари, справочники, энциклопедии. Правило второе: не шуметь, внимательно читать, если необходимо записывать, что непонятное, спросить шепотом. Несмотря на то, что книги в читальном зале не выдаются, на каждого читателя заводится формуляр, Вся использованная для чтения литература вносится в формуляр.
В ходе чтения. к сожалению многие книги теряют свой первоначальный вид. Обратите внимание на эти две книги. Получены они были в один день, но посмотрите, какие они стали разные. С одной книгой обращались бережно, а вторую…И когда я вижу такие неряшливые книги то вспоминаю замечательное стихотворение Б.Заходера:
«…Заболела эта книжка,
Изорвал ее братишка
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею!!!»
«Цветик-семисоветик» дает вам свои рекомендации по бережному обращению с книгой.(дети отрывают лепестки и зачитывают советы)
1 лепесток-не загибай страницы
2 лепесток-заверни книгу в обложку
3 лепесток-берегите книгу, она твой друг и помощник
4 лепесток-не пиши на страницах
5 лепесток-не читай во время еды
6 лепесток-не клади в книгу разные предметы
7 лепесток-сделай закладку.
«Книга Мудрости» хотела дать вам свои советы.(детям раздаются пронумерованные листы с текстом,нужно встать по порядку и прочесть совет)
1 страница-чтобы книги не обидеть
2 страница-надо их почаще видеть
3 страница-их читать и в срок сдавать
4 страница-их любить и никогда не рвать
5 страница-книга всех отучит злиться
6 страница-и научит веселиться
7 страница-быть добрее и скромнее
8 страница-терпеливее, мудрее!
9 страница-ты беседуй чаще с ней!
10 страница-станешь вчетверо умней.
А сейчас для торжественного посвящения учеников школы в юные читатели прошу произнести клятву:
Обещайте! Бережно относиться к каждому учебнику и к каждой книге!
Обещаем! (Произносят дети)
Обещайте! Подружиться с книгой!
Обещаем! (Произносят дети)
Обещайте стать активными читателями библиотеки!
Обещаем! (Произносят дети)
Обещайте! Сдавать прочитанные книги всегда в срок
Обещаем! (Произносят дети)
Ну вот мы с вами и совершили экскурсию по нашей школьной библиотеке. Познакомили с правилами ее работы. Теперь я смело могу вручить вашему классу «Читательский билет» Все желающие могут записаться в библиотеку.(идет запись читателей в библиотеку)
До свидания! Я очень надеюсь, что вам понравилось у нас.Всегда рады видеть всех в нашей школьной библиотеке!

Людмила Шперова

Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада .

МДОУ ДС №4 активно сотрудничает с детской библиотекой . Цель сотрудничества - пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам, привитие любви к чтению, объединение усилий ДОУ с детской библиотекой для образовательных отношений в условиях единого образовательного пространства.

Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже много лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят.

Вот и 2015-2016 учебный год, начали с экскурсии по ознакомлению детей подготовительной группы с детской библиотекой в рамках Недели открытых дверей «Время читать» и Федерального проекта "PROчтение". В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники детского сада наряду с родителями и библиотекарями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности. Время, проведенное в библиотеке , хорошее подспорье для родителей и детей. На мероприятиях, организованных сотрудниками библиотеки , всегда рады каждому ребенку. При этом дети сами принимают активное участие в мероприятиях : рассказывают стихи, поют песни, получают подарки, дарят их сами. Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любили книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем : в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку. Вот и сегодня в гости к детям пришли книжные герои Знайка и Незнайка и познакомили с библиотекой .


Дети познакомились с читальным и абонементным залом, о правилах поведения в библиотеке и о правилах обращения с книгой, узнали, что означает слово «формуляр» и как записаться в библиотеку . А Баба Яга принесла книги в дар библиотеке и поучила как обыгрывать прочитанные произведения.


Сказку «Репка» дети обыграли с удовольствием сами, а сказку «Теремок» показали с помощью кукол работники библиотеки .


Стала для детей открытием волшебного и необычно интересного мира.


Публикации по теме:

Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками – уже никогда не откажется от книги. В. И. Толстой. 2015 год объявлен.

Поход в библиотеку – это один из первых наших выходов за территорию детского сада. Мы обсудили правила движения пешеходов, правила поведения.

Рядом с нашим детским садом находится детская городская библиотека. И вот на протяжении многих лет мы сотрудничаем с ними. Нас приглашают.

29 января наша группа посетила библиотеку, где прошло заключительное мероприятие на тему А. П. Чехов- великий русский писатель. Дети узнали.

Дошкольники старше - подготовительной группы МБДОУ № 28 «Светлячок». 11 января 2014г. посетили Тепловскую (с) библиотеку. Экскурсию организовала.

В нашем саду проходила неделя посвященная книге. 20 Марта Воспитанники средних групп №3, №9. Детского сада №4 "Малыш" Посетили школьную.

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Место проведения: библиотека.

Класс: 1б

Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Знакомство. Понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь».

Форма проведения:

Урок – презентация

Оборудование: презентация.

Ход занятия.

Здравствуйте.

Давайте с вами познакомимся, меня зовут Анастасия Николаевна

А Вас как зовут?

Выберете имена и прикрепите себе. (читаем каждое имя ребёнка)

Посмотрите, что есть в школе (изображения)

Давайте разберёмся, что и как называется. (подобрать в фотографиям названия)

(библиотека, столовая, спальня, спортивный зал)

Где сейчас находимся мы? (библиотека)

Что это такое «библиотека»?

Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что в переводе с греческого означает книга, и слова «тека», которое в переводе с греческого означает хранилище. Если перевести дословно с греческого языка на русский библиотека – это хранилище для книг.

Сравнение понятий «аптека», «аудиотека», «видеотека», «библиотека». Выявление сходства и различий?

Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека – это что?

Правильный ответ: учреждение (помещение), в котором хранятся лекарства и их можно купить.

Аудиотека (слушать) - это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы.

Видеотека (смотреть) - это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.

Библиотека – это помещение (хранилище) для книг, где их можно читать и взять на какой – то определенный период, но не купить.

Знакомство с библиотечными терминами.

Читатель (пользователь), читательский формуляр, библиотекарь.

В транспорте вы являетесь кем?

Правильный ответ: Пассажирами.

В кинотеатре, театре вы?

Правильный ответ: Зрителями.

Придя в библиотеку, вы кем будете являться?

Правильный ответ: Читателями.

А кто такой читатель?

Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких–нибудь произведений.

Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей (Ожегов).

В библиотеке вы так же получаете документ.

Знаете, как он называется?

Правильный ответ: читательский формуляр.

Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр?

Правильный ответ: для права пользования библиотекой.

Формирование представления о профессии библиотекаря.

Культура речи учащихся.

Ребята, человек, который научил вас писать, считать, читать – это кто? Правильный ответ: Ваш учитель имя, отчество учителя.

В школе – кто самый главный?

Правильный ответ: Директор (но не директриса).

Библиотека - это дом книг. Здесь живут книги, ваши друзья. В библиотеке много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу, каждая стоит на своём месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в мире книг вам поможет кто?

Назовите профессию этого человека? (Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша).

Правила пользования библиотекой.

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
  • Нельзя книги перегибать.
  • Нельзя загибать книжные страницы.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки, пользуйся при чтении закладкой.
  • Нельзя писать и рисовать в книгах.
  • Нельзя читать книги во время еды.

Закрепление.

Я предлагаю вам нарисовать картинку библиотеки и наклеить библиотечные слова, которые мы с вами изучили.