Интерактивные методы и приемы на уроках музыки и мхк. Интерактивные приемы на уроках музыки

Игры на уроках слушания музыки


В свете новых образовательных стандартов учебные программы российских детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств претерпели существенные изменения. Подверглась ревизии традиционная сетка часов, в учебном плане появились новые предметы. В цикле теоретических дисциплин право на прописку получил предмет под названием слушание музыки, который предшествует традиционному курсу музыкальной литературы. Сложившиеся дидактические принципы в обучении в связи с нововведениями потребовали поиска новых поворотов и пересмотра ряда педагогических приемов.
Приступив к занятиям по предмету слушание музыки, перед преподавателем сразу встает ряд задач, которые следует понимать в широком смысле слова, а именно:
способствовать возникновению интереса к данному предмету;
раздвигать рамки музыкально-слуховых впечатлений учащихся;
применять такие виды практических форм работы я, которые цементируют разрыв между музыкальными предметами практической направленности и пассивным, на первый взгляд, слушанием музыки.
В более узком смысле слова основные задачи начального периода обучения - это
формирование слуховых навыков и умений учащихся;
развитие навыков грамотного изложения собственных впечатлений о музыке;
запоминание и узнавание на слух пройденного материала.
Одним из способов решения выше изложенных задач является использование игр, включенных в организацию учебного процесса. Игра является мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования учащихся. Избрав игровые формы работы, в которых ребенок чувствует себя достаточно свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности.
Предлагаемые для работы на уроке слушания музыки игры можно условно разделить на три группы и использовать их в различных сочетаниях:
  • авторская;
  • электронная;
  • на бумажных носителях.
В настоящее время существует огромное количество игр, но мы остановимся на тех, которые прошли апробацию и востребованы в работе.
Начнем с простейших. К примеру, с игры под названием «Музыкальные шкатулки». Для нее нужна шкатулка, сделанная из бумаги, или стилизованная небольшая коробочка.
Игра «Музыкальные шкатулки» вызывает своеобразное соревнование среди детей. Возникает своего рода азарт: кто больше собрал материала, у кого красивее и красочнее рисунки, кто больше помнит музыкальных тем.
Игра «Музыкальное лото» требует от учащихся быстро и правильно найти карточки, на которых изображены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному музыкальному произведению. При этом можно использовать одну из готовых познавательных игр для учащихся ДМШ под названием «Музыкальный словарик» (автор Е.В. Новикова) из серии «Музыкальная радуга». Положительные стороны этой игры – участие всей группы учащихся и возможность одновременной проверки уровня усвоения материала каждым учеником.
Для раскрепощения ребят, снятия напряжения на уроке и формирования навыков речевого общения предлагается игра «Колокольчик» .
В игре «Колокольчик» происходит формирование простейших навыков анализа музыкального произведения. Она способствует созданию условий, при которых возникает возможность не бояться говорить вслух, высказывать свои впечатления, обсуждать прослушанное музыкальное произведение. Выбирается ведущий, который звонит в колокольчик или издает звук с помощью треугольника и называет несколько выбранных заранее музыкальных терминов. После того, как прозвучал колокольчик, первый участник игры выявляет в прослушанном произведении любое названное ведущим средство музыкальной выразительности и его особенности. Аналогичные действия производятся и с остальными участниками.
Для анализа структуры музыкального произведения можно использовать на занятиях задание «Музыкальный орнамент» . При первых попытках учащиеся ограничиваются, как правило, изображением схематических геометрических фигур. Впоследствии учащиеся расширяют средства воплощения и создают орнаменты из цветов и нарисованных предметов. Чтобы геометрический орнамент стал еще более прихотливым и оригинальным, предлагается конструирование фигур из цветной бумаги, так называемое цветное моделирование. Можно использовать комбинации разноцветных кубиков, больших и маленьких.
Для решения задач, связанных с запоминанием и узнаванием музыкального материала, можно использовать усложненные игровые формы. Задания-игры здесь группируются в зависимости от способностей учащихся и периода обучения:
1. запоминание музыкального материала («Попробуй собери», «Любимые мелодии»);
2. узнавание музыки («Музыкальный путь»)
В игре «Попробуй собери» учащимся предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений, даны нотные примеры музыкальных тем. Задача ребят – после прослушивания быстро и правильно составить цепочку, соответствующую данному музыкальному материалу: фамилия композитора, названия произведения, тема.
В задании «Любимые мелодии» учащиеся исполняют друг для друга темы музыкальных произведений. Они сами поют мелодии понравившихся произведений, наиболее способные играют их на фортепиано или синтезаторе.
Игра «Музыкальный путь» во многом сходна с музыкальной викториной, но проводится в более доступной, занимательной форме. Данная игра обеспечивает создание ситуации успеха при выполнении задачи в узком смысле (как одной из форм работы) и в целом на уроке, так как каждый учащийся хочет выполнить задание быстрее и правильнее других, прийти первым и сделать все возможное для достижения поставленной цели.
Для игры «Музыкальный путь» ребята придумывают два или несколько объектов: например, сказочный город, чудесную поляну, таинственный лес. В этой игре обучающиеся «прокладывают» дорогу из угаданных названий музыкальных произведений к объекту, сотворенному фантазией ребят, из бумажек-кирпичиков. Кто больше вспомнил, услышал музыкальных тем, у того получилась длиннее дорога, тот и выиграл.
Для расширения кругозора учащихся в качестве дополнительного учебного пособия на уроках слушания музыки могут быть использованы комплекты игр-лото на бумажных носителях из серии «Музыкальная радуга» - «3 кита музыки» , «Музыкальные инструменты» , «Сказочный мир балета ». С помощью сканера или принтера их несложно изготовить самим. В комплектность должны входить большие карты размером А4 с нанесенными изображениями по выбранной теме игры в двух экземплярах. Одна из них разрезается по пунктирным линиям на маленькие карточки с заданиями. Отдельно изготавливаются наградные карточки с призовыми местами.
Как устроена игра-лото «3 кита музыки» ? Это 3 экземпляра больших карточек с соответствующими жанрами и набор маленьких с разновидностями песен, танцев и маршей. По заданию учителя при прослушивании музыкального отрывка игроки поднимают карточки с ответами на маленьких карточках, либо, второй вариант, заполняют большие карточки набором из маленьких соответственно жанру. Кто быстрее заполнит свою карточку, тот и выиграл. Для слухового закрепления пройденного материала используются музыкальные примеры на разные виды песен, танцев и маршей с конкретизацией жанрового вида прослушанного музыкального отрывков ввиде розданных карточек.

Приведем для примера правила двух из 5 существующих вариантов игры «Музыкальные инструменты».
1 игра:
Игрокам раздаются большие карты. Маленькие карточки с названиями инструментов откладываются в центр в беспорядке. Задача игроков - как можно скорее закрыть большие карты картинками с соответствующими музыкальными инструментами.
2 игра:
Игрокам раздаются большие карты. Каждый придумывает загадку про один из изображенных инструментов. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Например, загадка: «Имеет три струны, из дерева, корпус треугольный. Что это?» (балалайка) или «Музыкальный инструмент, для которого очень часто сочинял Ф. Шопен. Что это?» (фортепиано).
Игра «Сказочный мир балета» знакомит учащихся с героями и содержанием лучших балетов мира на сказочные сюжеты. В данном случае - это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. При подготовке к игре из 12 больших карт 6 нужно разрезать на 36 маленьких с изображенными на них персонажами. Большие карточки раздаются детям. У ведущего – маленькие цветные карточки.
Вариант 1.
Преподаватель показывает и называет детям героя балета-сказки. Задача учащихся – найти у себя этот персонаж и закрыть его маленькой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закроет всю большую карту.
Вариант 2.
Преподаватель показывает изображение. Ученики должны назвать героя балета. Тот, кто нашел этот персонаж на своей большой карте, закрывает его маленькой карточкой.
Вариант 3.
Большие карты раздаются учащимся. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками вверх. После знакомства с содержанием, например, балета «Щелкунчик» играющим предлагается найти у себя на картах персонажей этого балета и закрыть их маленькими карточками. После этого игроки по очереди называют героев балета. Выигрывает тот, кто назовет всех героев балета правильно. Точно также обыгрываются персонажи «Спящей красавицы» и «Лебединого озера».
Вариант 4.
Большие карты раздаются детям. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками наверх. По команде учителя дети должны маленькими карточками как можно быстрее закрыть на своих карточках
героев только «Щелкунчика»;
героев только «Спящей красавицы»;
героев только «Лебединого озера».
Для музыкального знакомства с содержанием балетов П.И. Чайковского можно использовать также литературно-музыкальные композиции «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» в облегченном переложении для фортепиано, а далее сочетать звучащие музыкальные отрывки с описанными выше условиями игры «Музыкальный путь».
Хорошим подспорьем на современном уроке могут стать задания из лицензионных интерактивных музыкальных игр в серии развивающих детских программ «Играем с музыкой» на запоминание музыки и развитие тембрового слуха:

  • «Щелкунчик» по творчеству Чайковского;
  • «Волшебная флейта» по Моцарту;
  • «Алиса и «Времена года» по Вивальди.
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что игровые формы работы на уроках слушания музыки способствуют:
1. освоению предметного материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;
2. развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию;
3. творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества;
4. активизации внимания учащихся;
5. дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе классические традиции обучения с передовыми

Форма урока: образовательная квест-игра.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи:

- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний.

- воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, воспитывать умение учащихся работать в команде.

- развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Методы : игровой, словесный, беседы, звуковой и зрительной наглядности, моделирования художественно-творческого процесса, музыкального и танцевального общения.

Форма работы: групповая

Методическое оснащение: фортепиано, компьютер, проектор, экран.

Используемые ЦОР: Зрительный ряд - компьютерная презентация, видеоклипы.

Структура квеста:

1. Организационный момент

2. Введение (сюжет)

3. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания)

4. Оценка (итоги, награды, эмоции)

Этапы и ход урока:

1. Учитель приветствует учащихся и просит занять места за партами. Для каждой парты специально приготовлена карта путешествия в бумажном варианте.

2. Введение (слайды 1-5)

Учитель рассказывает о том, что на уроке предстоит увлекательное путешествие в Музыкоград, в этом городе присутствует огромное количество культурных заведений, которые предполагается посетить. Демонстрируется карта путешествия, на которой ребята рассматривают остановки, начало и окончание маршрута.

3. Этапы квеста.

Первая остановка - музей - слайды 6 - 11. Обобщаются знания учащихся о том, что такое музей, какие бывают музеи, как музеи связаны с музыкой. Для того чтобы двигаться дальше, школьники должны выполнить задание на слайдах 12-13. Учащимся предлагается задание на внимание и знание музыкальных инструментов. После того, как задание выполнено, класс получает награду - нотку-медальку (располагается на слайде 14, можно также сделать нотку-медальку в бумажном варианте). На карте рассматривается дальнейший маршрут путешествия.

Вторая остановка - библиотека, что мы можем узнать в библиотеке о музыке (слайды 15-17). Предлагается отгадать загадки о композиторе, исполнителе и слушателе (слайды 18-21). Класс получает очередную медальку-награду (слайд 22). На карте рассматривается дальнейший маршрут путешествия.

Третья остановка - цирк, музыка в цирке (слайды 23-24). Учащимся предлагаются задания (слайды 25-26): определить по картинке, какой жанр музыки (песня, марш, танец) изображён. Второе задание - выбрать из трёх предложенных названий танцев тот, который, по их мнению, танцует на картинке клоун (проводится в интерактивном варианте: неправильные ответы при нажатии на них мышкой исчезают, а правильный - увеличивается в размере). На слайде 27 изображена очередная медалька-награда и дальнейший путь.

Четвёртая остановка - музыкальная школа (слайд 28). Рассказывается, какие знания и умения может получить здесь каждый ребёнок (слайды 29-31). Учащимся предлагается задание: станцевать весёлый танец, сделанный в форме видеоклипа-физминутки (слайд 32, видеоклип «Танец маленьких утят»). На слайде 33 изображено дальнейшее направление маршрута и медалька-награда.

Пятая остановка - кинотеатр (слайды 34-35).Ребятам предлагается ответить на вопросы: на каких музыкальных инструментах играли герои сказок и фильмов? (слайды36-39). На слайде 40 изображено дальнейшее направление маршрута и медалька-награда.

Шестая остановка - музыкальный театр (слайд 41). Задание: отгадай загадки о музыкальных спектаклях (слайды 42-45). Загадки содержат вопросы об опере, оркестре, солисте, хоре. Слайд 46 - очередная медаль и направление маршрута путешествия.

Седьмая остановка - концертный зал (слайд 47).

4. Оценка. Окончание игры-путешествия (слайды 47-48). Подводятся итоги путешествия, учитель даёт оценку работы учеников, отмечает наиболее активных. Подсчитываются заработанные медали. Так как все задачи были решены, ребят ожидает награда - побывать на концерте (видеофрагмент детского концертного номера). Слайды 49-50 - заключительные слова учителя.

Дзюба Елена Николаевна, МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области, учитель музыки

Чтобы скачать материал или !

Мы живем в стремительно развивающемся обществе. В связи с этим предъявляются особые требования к системе образования. В последнее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в образовательно-воспитательный с целью улучшения качества образования, создания комфортных условий обучения при активном взаимодействии всех обучающихся. Определяющими факторами результативности образования становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача встает перед учителем, который должен организовать такую деятельность учащихся. С применением новых технологий меняется и методика преподавания. Современная педагогика использует интерактивные методы, которые должны способствовать оптимизации процесса обучении школьников. Недостаточная разработанность применения интерактивных методов в музыкальном обучении определяет ее актуальность.

Актуальность данной проблемы вызвана также противоречием между социальным заказом воспитания творческого, активного члена общества и реальным преобладанием в школьном образовании традиционных способов передачи учащимся готовых знаний. Разрешение этого противоречия мы видим в разработке и применении интерактивных методов отражающих специфику музыкально-образовательной деятельности учащихся на уроках музыки.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает достижения обучающимися метапредметных, предметных и личностных результатов. Если метапредметные и предметные результаты могут быть получены отчасти путем передачи готовой информации, то личностные результаты обучения возможны только путем применения интерактивных методов и форм, где каждый учащийся имеет возможность высказать самостоятельное суждение, участвовать в поиске знаний, быть активным соучастником формирования своих умений и навыков.

Интерактивное обучение по мнению А. Пометун и Л. Пироженко - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретно предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик должен чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что активность преподавателя уступает место активности обучаемых, но роль преподавателя при этом не падает, а возрастает. Преподаватель должен быть инициатором, а обучающийся должен сам управлять своим учением, сам выбирать траекторию учения, темп учения.

Спектр современных методов и технологий обучения чрезвычайно широк. В педагогике существуют многочисленные, взаимно переплетающиеся классификации методов обучения. Традиционно они подразделяются на пассивные, активные и интерактивные методы.

1. Пассивные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет свои преимущества. Это возможность преподнести большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока, а также относительно быстрая подготовка к уроку со стороны опытного учителя. Поэтому многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Лекция - самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

2. Активные методы - это форма активного взаимодействия учащихся и учителя, при которой они находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

3. Интерактивные методы («inter» - взаимный, «act» - действовать) - означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не столько закрепляют уже изученный материал, сколько самостоятельно изучают новый.

С. С. Кашлев классифицирует интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на каждом этапе:

  1. Методы создания благоприятной атмосферы, благодаря которым выстраиваются доверительные отношения друг к другу.
  2. Методы организации обмена деятельностями, объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности
  3. Методы организации мыследеятельности и смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания, своего индивидуального смысла, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смыслового опыта.
  4. Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ участниками своей деятельности, ее результатов, для фиксации состояния своего развития.

Методика интерактивного музыкального обучения опирается на систему принципов, разработанных в музыкальной педагогике Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, Н. Я. Брюсовой; на творческое наследие К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, на концепцию преподавания искусств Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Л. В. Горюновой и других.

При интерактивном обучении в системе музыкального образования следует говорить о наглядно-слуховом, двигательно-слуховом, музыкально-игровом методе обучения.

Наглядно-слуховой метод реализуется в процессе контакта обучающегося с музыкальным произведением. По содержанию этот метод опирается на сформулированный Б. Асафьевым «метод наблюдения за музыкой», который формирует способность осмысленно воспринимать музыкальное произведение, наблюдая и усваивая изменения его интонации.

Двигательно-слуховой метод нацелен на развитие музыкально-пластической деятельности. Музыка и пластика имеют общую интонационную основу. Как в музыке, так же как и в искусстве движения, носителем смысла является интонация. Но если в музыке это - музыкальная интонация, то в искусстве движения - ритмопластическая интонация. В силу этого характеристика музыкально-пластической деятельности опирается на характер взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонаций.

Музыкально-игровой метод представляет собой синтез музыки, пластики и театрального действия. Этот метод находит свое воплощение не только в различных жанрах хореографического искусства, но и в драматических постановках.

Интерактивные технологии предусматривают различные формы организации взаимодействия учащихся в учебной деятельности: работа в парах, малых и больших группах с использованием метода проектов. На уроках музыки в общеобразовательной школе с целью формирования навыков общения и взаимодействия целесообразно чередовать перечисленные формы совместной деятельности учащихся в зависимости от поставленных дидактических и воспитательных задач. Групповая и коллективная работа естественно возникает в исполнении народных обрядов, в процессе разыгрывания театрализованных диалогов.

Метод проектов применяется на этапах ввода в тему (преимущественно информационный тип), раскрытие основного содержания темы (исследовательский и информационный типы), в ходе обобщения темы (игровой или художественно-творческий типы). При формировании малых и больших групп целесообразно учитывать специальные способности и эстетические интересы учащихся, их предыдущий художественный опыт и знания из различных видов искусств.

Подчеркнем, что постепенно, от класса к классу, увеличивается удельный вес групповой работы, ведь ученики приучаются работать в команде, получают элементарные коммуникативные навыки. Работа в группах способствует воспитанию у учащихся толерантности, коллективизма, взаимопомощи, она стимулирует процесс художественного познания

Основополагающим принципом организации интерактивного взаимодействия в системе музыкального обучения является паритетное равенство всех составляющих учебного процесса, которое позволяет соединить традиционность и инновационность в педагогическом процессе и направить его на личностный рост и творческое саморазвитие обучающихся в условиях сегодняшнего дня. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Интерактивные методы обучения прошли длительный путь становления. Главное требование гуманистической идеи состоит в том, чтобы обеспечить единство педагогического взаимодействия, опирающегося на дидактические принципы, и внутреннего состояния саморазвивающегося ученика, которое соответствует новым методам организации педагогического процесса.

Литература

Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика, конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина - М.: Глобус, 2008. - 170с.

Кашлев С. С., Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: Тетра Системс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа:

Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г. П. Сергеева. - М. : Педагогическая академия, 2010. - 87 с.

«Использование информационных технологий на уроках» - Создавать презентации, проекты. Овладение компьютерными технологиями ведёт: Для учащихся 1 и 2 класса подходят фонотека, фонограммы, караоке DVD с мультипликацией. Расширение возможностей получаемой учебной информации (осуществляется познавательное развитие уч-ся). Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях.

«Музыкальные занятия» - Приветствие как ритуал; Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания); Коррекционно – развивающие упражнения (основной блок); Прощание как ритуал. 1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.

«УУД по музыке» - Логические универсальные действия. Личностные УУД. Разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка. Понимание социальных функций музыки. Формирование навыков раз­вернутого речевого высказывания. Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета «Музыка». Виды УУД. Личностные действия.

«Уроки музыки» - Приобщение современного школьника к вопросам искусства в 21 веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Учитель перестает быть единственным источником информации, а становится организатором учебно – познавательной деятельности школьников.

«Творческие задания по музыке» - Способность предвидения или интуиция. Сформированнность у обучаемых ключевых компетенций и целостной картины мира. Оригинальность мышления. Целостность восприятия. Песня, нота, рояль, пластинка, струна, строка, оркестр. Повышение учебной мотивации учеников. Гибкость мышления. Воображение и фантазия.

«Музыкальная одарённость» - Одаренные девочки. Множество свидетельств. Биографы. Биографические данные. Потребность. Музыкальные способности. Проявление музыкальных способностей. Сдержанные дети. Людвиг Ван Бетховен. Римский-Корсаков. Соотношение музыкальных способностей. Случаи. Способность точно интонировать. Общие характеристики детей.

Всего в теме 21 презентация