Интегральная подготовка спортсменов. Учебное пособие: Структура подготовленности спортсменов Интегральная и интегративная спортивная подготовка

СПРИНТЕРА

Все достижения спринтера: физическая, психологическая подготовка, технические навыки, опыт, знания - должны быть осуществлены в целостном выполнении данного вида спорта. И существует лишь один путь, ведущий к этой цели – постоянное воспроизведение различными способами усвоенных данных.

Спринтер должен учитывать при выполнении упражнений все особенности своего вида легкой атлетики, условия должны быть максимально приближены к условиям состязаний. Например, бег со скорость, намного ниже соревновательной, уже нельзя считать интегральным упражнением.

Множественное выполнение спринтером своего вида спорта, в общем, с сохранением в неизменности всех его нюансов - это интегральная подготовка. На практике её называют беговой подготовкой. Наивысшая форма интегральной подготовки - это соревнования, как официальные, так и тренировочные. Упражнения интегрального характера должны выполняться в диапазоне от соревновательной до близкой к ней интенсивности.

Главными задачами интегральной подготовки являются:
1. Основание фундамента. Интенсивность по частоте сердечных сокращений (ЧСС) - от 140 до 170 ударов в минуту, от максимальных усилий - 75-90%. В течение подготовительного периода необходимы ежедневные тренировки;

2. Повышение уровня подготовленности. Интенсивность по ЧСС - 180-190 уд/мин, от максимальных усилий - 85-100%. Тренировки два-три раза в неделю или ежедневно в течение предсоревновательного и соревновательного срока;

3. Сохранение достигнутой формы на необходимом уровне. Интенсивность по ЧСС - 160-180 уд/мин, от максимальных усилий - 50-80%. Тренировки должны проходить от 2 до 3 раз в неделю в течение всего специально-подготовительного периода;

Выделяют две стадии подготовки спринтера: аналитическая и интегральная. Аналитическая стадия подразумевает выполнение специальных упражнений, тренировку спринтера в беге, улучшение некоторых показателей. Интегральная подготовка подразумевает подготовку спринтера к работе в его виде спорта в целом.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Кривенцов, Ю.Смирнов

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Современная концепция подготовки спортсменов высших категорий рассматривается с позиции теории деятельности и опирается на принципы системного подхода. Но неоднозначно, а порой и некорректно интерпретируются отдельные положения, что приводит к разногласиям среди специалистов по принципиальным вопросам методологического характера. Многие из которых касаются непосредственно технологии процесса спортивной подготовки. Ключевой является проблема интегральной подготовленности и управления ее развитием.

На сегодня интегральная подготовленность (И.П.) не имеет строгого и однозначного толкования, а содержательная сторона недостаточно изучена. Поэтому исследование ее необходимо проводить в аспекте системного образования, т.к. предмет выражает суть процесса адаптации и развития. Причем, приспособление к предметной деятельности идет путем опережающего развития всех структурных компонентов и создания оптимального функционального резерва, соответствующего требованиям достижения прогнозируемого конечного результата.

Задача - выявить компоненты, которые определяют структуру интегральной подготовленности и установить опосредующие звенья, обуславливающие устойчивость и прочность ее функционирования.

Методы. В основу системных исследований включены три класса иерархически организованных формальных свойств и способностей, которые относятся к разным уровням и представляют трехмерное пространство состояний спортсмена. Программа тестирования содержала комплекс показателей физического развития, специальных двигательных качеств, двигательно-координационных и специальных стрелковых способностей, характеризующих моторный потенциал (векторное поле 110 порядка); совокупность параметров ведущих систем, обеспечивающих моторную активность: морфологические, физиологические, эргометрические, биохимические (векторное поле 54 порядка); комплекс показателей, характеризующих свойства нервной системы, свойство личности, психодинамические способности, психические процессы, выраженность волевых качеств (векторное поле 59 порядка) позволяла диагностировать уровень и меру реализации моторного потенциала при нагрузках разной напряженности. Анализу подвергнуты результаты диагностирования биатлонистов в количестве 125 человек, 18-25лет, имеющих квалификацию МС. Обработка производилась как в целом группы, так и для каждого испытуемого индивидуально с привлечением корреляционного, факторного и регрессионного анализа. Для распознания признаков использовали метод таксономии. Значимость факторов оценивалась по критерию Фрахтеса, достоверность коэффициентов корреляции и значений различий осуществлялась по критерию Стьюдента (параметрические признаки), критериям Вилкоксона и Ван дер Вардена (непараметрические признаки).

Обсуждение. Полученные данные факты подтвердили гипотезу о том, что И.П. есть системное образование, которое выражает суть процесса развития и самоорганизации и предполагает иерархическое ее строение, являясь стержневым понятием в системном анализе спортивной деятельности. Принцип иерархии реализуется в последовательном переходе от низших структурно-функциональных уровней множества ее компонентов к высшим структурным образованиям. В результате последовательного взаимодействия опосредующих звеньев, принятия ими характера функционального взаимосодействия образуется новое интегральное качество, которое может характеризоваться по длительности состояний, степени активированности опосредующих звеньев, уровню развития двигательных способностей, прочности и устойчивости связей в условиях напряженной мышечной деятельности. Свойство интегрированности является определяющей чертой, охватывающей иерархические уровни моторной, биологической и психологической организации человеческой индивидуальности. Это придает состоянию системы стабильность функционирования и взаимосодействия структурных компонентов. В этом смысле логично говорить о функциональной системе, рассматривая ее в пространственно-временном диапазоне. Отсюда, интегральная подготовленность понимается как состояние целостности избирательно вовлеченной совокупности разноуровневых свойств и способностей человеческой индивидуальности, которые, актуализируясь в конкретной спортивной деятельности, принимают характер функционального взаимодействия и определяют ее новое качество. Основной функцией И.П. является опережающее отражение требований предметной деятельности, т.е. система внутренних условий деятельности, проявляясь в ней, обеспечивает опережающее развитие всех структурных компонентов и направлена на создание оптимального функционального резерва и преобразование конечного результата.

Интегративная характеристика свойств и способностей выражается существующими между ними как однонаправленной равновероятной значимостью связей (R і 0,90; P < 0,01), так и многозначной разновероятными отношениями (R =0,35-0,95; Р< 0,05-0,01). Прочность и устойчивость взаимосвязи в динамике обуславливается системой внутренних признаков. Логически вырисовывается схема анализа И.П. в характеристике спортивной деятельности, включающей четыре стороны сложного образования: 1) алгоритм формирования структуры И.П.; 2) внутренние условия деятельности; 3) процессуальная сторона (процесс обучения и развития); 4) результативная сторона деятельности (собственно соревновательная). Деятельность имеет целеполагающее начало в виде структуры мотивов, конечного результата - цели, направлена на преобразование своего предмета.

Выводы.

1. Интегральная подготовленность - это частный случай самоорганизованной, динамической системы, состоящей из гибко детерминированных разноуровневых индивидуальных свойств и способностей, включающих уровни моторной организации (педагогические характеристики двигательных действий); биологические уровни организации - морфологические, физиологические, биохимические, обеспечивающие оптимальный резерв функционирования системы; психологические уровни организации, детерминирующие нейродинамические, психодинамические состояния и психические процессы) выполняющие функции пускового механизма и регулятора деятельности спортсмена.

2. Во всех матрицах наблюдается полимерная взаимозависимость показателей, отражающих И.П. в различных режимах мышечной деятельности. В условиях средней нагрузки компонентный состав и количественная мера связей между разноуровневыми показателями изменяется незначительно (R=0,02-0,18; Р > 0,05). При значительных, особенно максимальных, нагрузках наблюдается тенденция к сосредоточению ведущих функций, усилению степени их воздействий, отмечаются изменения в компонентном составе, нарушается упорядоченность структуры, векторы взаимосвязей приобретают неопределенные контуры. Усиливается влияние тех подструктур, которые опосредуют прочность и устойчивость деятельности в напряженных условиях (R > 0,78; Р < 0,01).

3. В конкретных условиях спортивной деятельности в качестве звеньев, опосредующих разноуровневые связи, обуславливающие прочность и устойчивость функционирования системы, выступают как консервативные признаки: частная конституция тела, структура мышц, тип нервной системы, психические процессы, так и приобретенные способности: свойства личности, состояния моторной, волевой и эмоциональной активности.

4. Моделирование И.П. предполагает следующий алгоритм действий: анализ информации, определение опосредующих звеньев и номенклатуры показателей, определение структуры и уровней, установление внутренних условий деятельности, разработку целевой программы, направленной на обеспечение опережающего развития и создания оптимального функционального резерва, процесс, контроль, коррекцию, результат, цель. Учет комплекса условий, определяющих формирование и реализацию И.П., имеет важное значение для повышения качества управления технологическим процессом, более яркого проявления индивидуальности и гармонизации совершенствования.

Литература 1. Волков Л. В. , Гассан Аль Табаа, Фауаз Аль Табаа Организация физической подготовки юного спортсмена: уч. пособие. – К. : УГУФВС-ПХГПИ. – 86 с. 2. Грибан Г. П. Волевая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – К. : Здоровье, 1993. – 214 с. 3. Джинджарадзе Н. Г. Інформаційна культура. – К. : Українські пропілеї, 1999. – 148 с. 4. Жордочко Р. В. , Пол іщук В. Д. Легка атлетика: Навч. посібник. – К. : Вища школа, 1994. – 159 с. 5. Козлов Н. И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. – М. : Аст-пресс, 1999. – 480 с. 6. Корнелиус Хелена, Фэйр Шошана Выиграть может каждый. – Луганск: Глобус. – 200 с. 7. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Уч. пособие / Автор-составитель Р. Р. Кашапов. – Ижевск: Удм. й ун-т, 1996. – 448 с. 8. Матвеев А. П. , Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: уч. Пособие. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с. 9. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 1997. – 584 с. 10. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 807 с. 11. Полищук Д. А. Велосипедный спорт. – К. : Вища школа, 1986. – С. 103 -210. 12. Савченко В. Г. Основи психологічної підготовки спортсменів високої кваліфікації (на матеріалі боксу). Автореф. … д. пед. н. / 24. 00. 01. – К. : УДУФВС, 1997. – 48 с. 13. Уэйнберг Р. С. , Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – К. : Олимпийская литература, 1998. – 334 с.

Ведущую роль в теоретической подготовке спортсмена играет тренер Задача теоретической подготовки – – создать предпосылки для более эффективного освоения и использования спортсменом специальных знаний, что обеспечит сознательные его действия в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Теоретическая подготовка – этоэто процесс освоения специальных знаний, которые обеспечивают основу сознательного и активного отношения спортсмена к процессу тренировки и участия в соревнованиях.

Формы теоретической подготовки: специально организованны е заняти я. на тренировочных занятиях в процессе объяснения целей и задач занятия, анализа качества выполнения отдельных заданий тренера, в процессе теоретического анализа результатов тренировки или участия в соревнованиях, самостоятельно е изучени е специальной литературы по различным вопросам теории и методики спортивной тренировки.

Программа теоретической подготовки должна включать следующие направления: 1) общие понятия о системе физического воспитания и спорта, 2) морально-этическое воспитание спортсменов в соответствии с требованиями общечеловеческой морали, требованиями современной системы спортивной подготовки. 3) задачи, средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, координационных способностей и воспитания морально-волевых качеств; 4) задачи, средства и методы технической и тактической подготовки в избранном виде спорта; 5) планирование тренировочных занятий, малых, средних и больших циклов подготовки, а также планирование многолетней тренировки; 6) роль спортивных соревнований и особенности непосредственной подготовки к ним; 7) ведение дневника тренировок, учет параметров тренировочной нагрузки и методика их анализа, 8) основ ы врачебного контроля и самоконтроля, 9) правила соревнований, 10) тематика, освещающая особенности режима дня, зарядки, роль водных процедур и закаливания, массажа, самомассажа, подготовки инвентаря к соревнованиям; 11) Знания из смежных наук: анатомия, физиология, психология и др.

Средства теоретической подготовки 1. Рассказ; 2. Лекция; 3. Дискуссия; 4. Беседа; 5. Изучение и анализ документов, специальной литературы; 6. Показ; 7. Рефераты; 8. Научно-исследовательская работа; 9. Практическая деятельность.

Факторы, способствующие повышению эффективности теоретической подготовки — доступность информации; — интересная форма предоставления информации; — наглядность изложения, использование иллюстраций; — разноплановость информации; — связь полученной информации с практической деятельностью; — осознанность процесса освоения знаний; — мотивация человека.

Контроль теоретической подготовленности 1. опрос 2. анкетирование 3. тестирование 4. выполнение практических и теоретических заданий

Теоретическая подготовка в вопросах освоения новой техники — создание представления о рациональной технике движения и проверка созданного представления; — формирование двигательного умения; — совершенствование выполнения упражнения; — стабилизация двигательного навыка; — формирование вариативного навыка.

Интегральная подготовка заключается в соединении, объединении в единое целое различных сторон подготовленности, что позволяет с максимальной эффективностью реализовать двигательный, функциональный, психологический потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности Наиболее рациональной формой интегральной подготовки являются соревнования!

Интегральная подготовленность – это педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализация ее в соревновательной деятельности, достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки (по А.Г. Озолину, 1988).

Основные задачи интегральной подготовки: а) построение специального фундамента, интенсивность по ЧСС 140 - 170 уд/мин, в % от максимальных усилий – 75 - 90, объем соответственно виду спорта, занятия от 2 - 3 раз в неделю до ежедневных на протяжении предсоревновательного и соревновательного периодов; б) поддержание специальной подготовленности на достигнутом уровне, интенсивность по ЧСС – 160-180 уд/мин, в % от максимальных условий – 50-80 занятия на протяжении специально-подготовительного этапа, а при необходимости – в большом цикле.

Весь процесс спортивной подготовки (в некоторой мере условно) можно разделить на две части - аналитическую и интегральную.

В первой части (аналитической) подготовка осуществляется посредством выполнения специальных и других упражнений, а также основных упражнений избранного вида спорта с преимущественной направленностью на улучшение тех или иных компонентов подготовленности.

Во второй интегральной части осуществляется подготовка посредством тренировки в избранном виде спорта в целом. В этом случае могут преследоваться разные цели: создать специальный фундамент улучшить весь комплекс психических, физических и функциональных возможностей спортсмена, воплотить воедино все, что было как бы раздельно приобретено в процессе развития отдельных качеств, формирование техники, приобретение знаний и т. д.

Методические указания:

1. В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства.

2. Во всех случаях в подготовке спортсмена должны иметь место две части - аналитическая и интегральная.

3. Взаимосвязь между общим объемом подготовки и объемом интегральной подготовки определяется не только затрачиваемым временем, но и степенью психической направленности, величиной нервных и энергетических затрат при целостном выполнении избранного вида спорта. Чем они больше, тем необходимее ограничивать объем интегральной подготовки, тем шире используются в тренировке аналогичные упражнения, элементы избранного вида спорта, различные избранные и специальные упражнения.

4. Объем интегральной подготовки и его соотношение с общимобъемом изменяется на протяжении ряда лет. Путь от решения задач всестороннего физического воспитания к высшему спортивному мастерству увеличивается с ростом интегральной подготовки.


5. Соотношение интегральной подготовки и всего тренировочного процесса и на протяжении одного года. Оно может быть постепенно увеличено в пользу тренировки в избранном виде спорта.

6. Особенно эффективны для интегральной тренировки облегченные, затрудненные и усложненные условия выполнения избранного вида спорта.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте характеристику технической подготовки.

2. Задачи, средства и методы технической подготовки.

3. Основные задачи интегральной подготовки.

4. Какова сущность технической подготовки

Лекция № 8

Тактическая и психологическая подготовка

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи, средства и методы тактической подготовки.

2. Основные средства обучения и совершенствования тактики.

3. Задачи, средства и методы психической подготовки.

4. Специальные методы психической регуляции и саморегуляции

Физическая культура и спорт/1. Физическая культура и спорт: проблемы, исследования, предложения

Суйеншбеков Е.Ж., д.п.н. Андрущишин И.Ф.

Казахско-британский технический университет, Республика Казахстан

Интегральная подготовка в самбо

Важнейшим принципом применения средств и методов тренировочного процесса является целесообразное использование интегрального подхода, предполагающего органичное объединение в отдельном упражнении различных видов подготовки. Данный принцип детерминирует и само понятие интегральной подготовки, определяемой в учебнике по теории и методике физического воспитания (1990) как педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки . Однако на наш взгляд более конкретным и точным по смысловому содержанию является определение предложенное Д.И. Нестеровским- « Интегральная подготовка - это многоуровневая система возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных заданий, включая кумулятивный соревновательный эффект, обеспечивающая на вершине иерархической структуры условия для целостной реализации потенциала всех компонентов подготовленности спортсменов в процессе соревновательной деятельности» .

Существенно с методологических позиций и то, что Д.И. Нестеровский рассматривает интегральную подготовку не только как комплексирование различных видов подготовки, а как сложную многоуровневую систему тесно связанных между собой компонентов и элементов различных разделов подготовки спортсменов.

В процессе интегральной подготовки должны быть решены следующие задачи:

Освоение и совершенствование техники и тактики конкретного вида спорта, которым занимается спортсмен;

Постоянное повышение и совершенствование уровня необходимых для данного вида спорта физических качеств и обеспечение соответствующего им уровня развития функциональных систем организма;

Воспитание в процессе физической подготовки наиболее значимых для конкретного вида спорта волевых качеств;

Воспитание морально-волевых качеств приразвитии и совершенствовании технико-тактических умений и навыков;

Обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности в сочетании с развитием сложных координационных способностей;

Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

Комплексированное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде будут определять основные направления спортивной тренировки, связанные с реализацией интегрального подхода.

При этом очень важно помнить, что если интегральная подготовка рассматривается с системных позиций, то эффективность разработки управляющих воздействий зависит от полноты объема циркулирующей в системе информации. Анализ показателей соревновательной деятельности выявляет общие закономерности и тенденции развития вида спорта, что позволяет разработать временной алгоритм стратегического планирования средств тренировки, их интегрированности в единую систему подготовки с определенным уровнем компенсаторности одних средств подготовки другими.

Особенно большую роль системный подход к интегральной подготовке играет на этапе начальной спортивной специализации, поскольку он позволяет существенно повысить эффективность целостного и наиболее полного проявления всех сторон подготовленности юных спортсменов .

В то же время необходимо учитывать тот факт, что в современном спорте вся система спортивной подготовки по существу является интегральной. Особенно важным этот принцип становится в видах спорта, где специфика соревновательной деятельности обязательно предполагает целостное проявление всех видов подготовленности спортсмена.

Борьба самбо в полной мере относится к видам спорта, где нельзя проигнорировать какой-то раздел подготовки и не включить его в систему тренировочного процесса. Именно поэтому можно говорить, что практически все методы специальной подготовки, применяемые в борьбе самбо, носят интегральный характер, поскольку имеют своим адресатом различные подсистемы подготовки: техническую, тактическую, физическую, психологическую. Особенно это относится к следующим методам:

Метод тренировки без противника, применяемый для овладения основами техники приемов и их совершенствования;

Метод тренировки с условным противником, где проявляется действия зрительного анализатора и кинестетические ощущения;

Метод тренировки с партнером, применяемый для изучения и закрепления техники приемов и тактики действий, для совершенствования специализированных умений;

Метод тренировки с противником - для совершенствования приемов и действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

Подбор средств и методов зависит от квалификации спортсменов, их технико-тактической оснащенности, морфо-конституциональных особенностей и индивидуальных склонностей к проявлениям психомоторных и высших психических функций .

Возможности специальной подготовки самбистов могут возрасти за счет научно-технического прогресса, достижения которого Г.С. Туманян относит к нетрадиционным средствам решения двигательных задач и подразделяет их на четыре группы:

1. средства технико-тактической подготовки (идеомоторные упражнения, принудительные имитации, упражнения со срочной информацией и т.д.);

2. средства физической подготовки (стимулированные или вызванные упражнения, принудительные ограничения деятельности некоторых систем организма);

3. средства волевой подготовки (упражнения в преодолении трудностей);

4. средства комплексной подготовки самбистов (упражнения в сопротивлении типа игр-заданий, схваток с различной интенсивностью, соревнований-прикидок) .

Вывод. Заключая вышесказанное можно утверждать, что интегральная подготовка является главным разделом специальной подготовки самбистов. Поэтому, осуществляя специальную подготовку на предсоревновательном этапе самбистов, необходимо при подборе тренировочных средств и методов учитывать степень интегральной направленности упражнений и их соответствия соревновательной деятельности.

Литература:

1. 1.Теория и методика физического воспитания: учебник для пед. институтов. - М.: Просвещение 1990.- 284 с.

2. Нестеровский Д.И. Интегральная подготовка баскетболисток в учебно-тренировочных группах 1-2-го года обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 24 с.

3. Кашин А.П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека.Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1971. - 29 с.

4. Келлер В.С. Рефлексивное управление в тактике единоборств и игр // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 8. - С. 9-11.

5. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе специальной тренировки: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Л., 1970. - 45 с.

6. Туманян Г.С. Спортивная борьба (теория, методика, организация тренировки): учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1997. - С. 94-95.

Взаимодействие и взаимозависимость подсистем спортивной подготовки имеют своим следствием интегральную подготовленность спортсмена, которая характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, и служат объединяющей стороне этой подготовленности .

Интегральная подготовка направлена на достижение необходимой интегральной подготовленности спортсмена.

Интегральная подготовленность характеризуется способностью к коор инации и реализации в соревновательной деятельности ра личных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психической и служит об единяющей, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй - обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В силу этого часть тренировочного процесса, в котором осуществляется синтез разнообразных качеств и способностей в единое целое с учетом специфики соревно вательного упражнения, является неотъемлемой составляющей частью спортивной тренировки.

В процессе интегральной спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

Освоение техники и тактики избранного вида спорта;

Обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;

Воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

Обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

Комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные направления спортивной тренировки. Более конкретные задачи связаны с отдельными разделами подготовки .

Так, в исследовании В.В. Чешихиной рассматривается взаимосвязь физической и специализированной интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки . В работе И.Г. Максименко рассматриваются особенности физической, технической и игровой подготовленности юных футболистов на этапе специализированной базовой подготовки. экспериментально обосновано, что увеличение параметров скоростной и скоростно-силовой работы и ее рациональное распределение на протяжении годового цикла позволяют не только соответствующим образом развить данные физические качества, но и достигнуть необходимого уровня технической и игровой подготовленности юных футболистов .

Очевидно, в данном случае необходимо определить «ведущее звено» в интегральной подготовленности, которое в наибольшей степени определяет формирование и совершенствование остальных компонентов интегральной подготовленности спортсмена. Очевидно также, что данная закономерность наиболее характерна для подросткового и отчасти юношеского возраста.

Проблемы интегральной подготовки спортсменов обычно рассматриваются с позиций системного подхода к управлению спортивной тренировкой. Такой подход предполагает ее построение на интегративных началах, под которыми подразумеваются: единство и взаимосвязь структурных основ с направленностью и выраженностью адаптационых реакций, строгое следование принципам целостности, структурности, а также понятия внутреннего единства элементов тренировочного процесса, находящихся между собой в отношениях и связях .

1.4.2 Интегральная подготовка спортсменов-единоборцев

Большинство научно-методических работ, выполненных в последние два десятилетия в области теории и методики спортивных единоборств, так или иначе, направлены на реализацию принципа интегральности. Можно назвать в качестве примера работы, в которых рассматриваются проблемы взаимосвязанной физической и технической подготовки единоборца .

Спортивная тренировка должна быть в принципе интегральной и содержать в себе средства сопряженных воздействий, способствующие интегрированному воздействию на физическую и психическую сферу спортсмена. Чем больше тренировочные средства соответствуют соревновательной деятельности или превосходят ее по уровню функциональных сдвигов, технической сложности, тактической непредсказуемости ситуаций соревновательной борьбы и эмоциональному фону, тем выше сопряженность в системе интегральной подготовки.

Эти положения развивают специалисты в области единоборств В.И Филимонов и Р.А. Нигмедзянов , которые считают, что сопряженное развитие физических качеств и технических навыков достигается, если придерживаться следующих методических положений:

Средства и методы физической подготовки должны быть адекватны режиму работы мышц в соревновательном упражнении и соответствовать ему по координационной структуре движений;

Целесообразно преимущественное развитие мышечных групп звеньев тела,обеспечивающих выполнение основныхтехнических приемов;

Необходимо своевременно устранять индивидуальные недостатки в уровне развития физических качеств, мешающих формированиюправильнойтехники движений.

Таким образом, интегральный подход позволяет органически соединить техническую и физическую подготовку спортсменов в единый управляемый педагогический процесс, во время которого у атлета одновременно формируются двигательные навыки и физические качества.

При подборе средств необходимо, чтобы применяемые упражнения не только соответствовали характеру работы двигательного аппарата спортсмена в соревновательном движении, но и были адекватны ему по величине и режиму возникающих усилий, как в целостном действии, так и в различных фазах движения.

Важным компонентом тренировочного процесса, построенного по принципу интегральности, являются адекватные психологические установки. Когда спортсмен выполняет техническое упражнение с установкой на быстроту или мощность производимой работы, тем самым, он интегрированно развивает физические качества и технические навыки. Когда он выполняет тактическое упражнение с такими же установками, он соответствующим образом развивает физические качества и тактические навыки .

Достаточно привести в качестве примера ряд исследований по актуальным проблемам подготовки единоборцев. В работе Ф.А. Керимова рассматриваются интегральные модели, которые используются в тренировке борцов, но они, к сожалению, не могут решать всех задач интегральной подготовки .

Актуальной в этом плане представляется диссертационная работа известного специалиста в области спортивной борьбы В.Г. Игуменовао теоретико-методических основах многолетней подготовки борцов высшей квалификации и путях повышения эффективности их подготовки в институтах физической культуры. В качестве наиболее значимого элемента системы многолетней тренировки автор рассматривает рациональное распределение средств подготовки в зависимости от их специализированности, координационной и психической сложности, а также цикличность построения предсоревновательной подготовки. Особо следует подчеркнуть методологический подход к исследованию, основанный на сопряженном использовании отдельных средств подготовки борцов, однако методические подходы к интегрированию отдельных средств в единую систему представлены в незначительном объеме .

В работе А.А. Гаськова о теоретико-методических основах управления соревновательной и тренировочной деятельностью боксеров говорится о роли интеграционного принципа, как наиболее актуального для создания частно-предметных теорий спортивных единоборств. Автор пишет, что именно комплексный подход позволяет так конструировать тренировку, чтобы спортсмены в соревнованиях имели возможность реализовать все компоненты тренированности в единстве. Однако это, безусловно, ценное положение, в самой работе не раскрывается в полной мере .

Подготовка единоборца – это сложная система, для которой характерна иерархичность подсистем и элементов, наличие нескольких качественных уровней (например, уровней тренированности и «спортивнойформы»), большое число объектов (например, технико-тактические действия, скоростно-силовыеупражнения, средства психической коррекции и т.д.). С развитием теории и методики спортивной тренировки в единоборствах все большую роль приобретает интегральный подход, когда упражнения по совершенствованию технико-тактического мастерства логично связаны в единой системе с упражнениями, направленными на развитие двигательных качеств .

В работе Ч.Т. Иванкова была предпринята попытка выявить тенденции и закономерности динамики параметров технико-тактического мастерства, разносторонней физической и функциональной подготовленности юных борцов на различных этапах становления спортивного мастерства. Показано, что интегративный успех достигается на базе упражнений, моделирующих соревновательную деятельность борца и в наибольшей степени способствующих развитию скоростно-силовых качеств и навыков решения оперативных задач .

Сходные по смыслу задачи решал в своем исследовании А.А. Новиков, предпринявший попытку выявления взаимосвязи основных элементов технико-тактических действий спортсмена в функциональной системе управления его подготовкой. Он изучил основные закономерности управления технико-тактическим мастерством с помощью модели соревновательной деятельности спортсменов в борьбе и показал ряд оригинальных методических подходов к композиции интегральной подготовки в единоборствах .

Достижение спортивных результатов в единоборствах связано с реализацией следующих методических положений:

Построением процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной деятельности в различных единоборствах;

Акцентом на развитие наиболее сильных качеств спортсмена, совершенствование тех технико-тактических навыков, которые преимущественно обеспечивают достижение результата;

Первоочередным повышением уровня с ециальных скоростно-силовых качеств и на этой основе совершенствования специальной выносливости;

Использованием оптимальных объемов специальной подготовки, особенно в режимах, моделирующих соревновательную деятельность спортсменов;

Повышением уровня надежности и сбалансированности атакующих и защитных действий в соответствии с требованиями соревнователь ой деятельности на главных турнирах .

Спортсмен-единоборец варьирует различными действиями, не только приспосабливаясь, но и активно участвуя в ходе конфликтной борьбы с помощью различных способов тактического управления действиями соперника .

Изучение состояния основных систем организма спортсмена-единоборца предопределяет создание алгоритма применения средств технико-тактической, физической и психо огической подготовки. Именно знания об особенностях функционирования таких систем в процессетренировочной и соревновательной деятельности позволяет логично обосновать интеграцию различных средств и методов подготовки в единую систему .