Индия город где сжигают мертвых. Индия Варанаси город мёртвых - путешествие фото отчет

В мире полно чудес, непонятных людям, древних и неопознанных достопримечательностей. Кроме того, среди древних памятников культуры есть очень необычные экземпляры. В истории встречаются и странные для обычного человека традиции и обряды. Хотя, порой то, что кажется странным для одних, является частью культуры других. Так, на земле существует город, который ежегодно посещают до нескольких тысяч верующих для того, чтобы… умереть. Этот город такой же древний, как, например, Вавилон. Находится он в Индии и уже тысячи лет носит название – город Варанаси.

История города Варанаси

Варанаси находится на севере Индии, в долине реки Ганг. Во времена своего возникновения носил название Каши – «светлый». Нет достоверных источников, свидетельствующих о том, когда же возник этот древний город, но историки считают примерным возрастом Варанаси – 5 тысяч лет. О существовании и жизни города рассказывают такие письменные источники, как: Рамаяна, Риг-Веда и Махабхарата. Согласно историческим исследованиям, на протяжении всего этого времени город Варанаси был центром культуры, науки, философии и образования. Здесь развивались торговля и производство. Уже тогда жители Варанаси умели изготавливать шелк и муслин, обрабатывать слоновую кость.

Олицетворением Индийского Возрождения стал Варанаси XV-XVI веков. В это время город является важнейшим центром культуры и просвещения в Индии, а, впоследствии, становится местом, где происходит становление и развитие литературного языка хинди.

Религиозное значение города Варанаси – сакральное место всех индуистов

Древний город в современное время стал точкой притяжения для множества туристов со всего света. Чем же интересен этот город? И почему его называют городом мертвых?

Индуисты и буддисты считают город Варанаси святым местом и даже центром Вселенной. Согласно мифологии древних индусов, именно с этого места началось сотворение мира. До того как Боги ушли в Гималаи, они вместе с людьми обитали в Варанаси.

Умереть в Варанаси – мечта каждого индуиста

Индуисты искренне верят в реинкарнацию. По их мнению, смерть – это всего лишь переход в новую жизнь в новом теле. Тысячи лет здесь не гаснет вечный огонь, от которого зажигаются погребальные костры по всему городу мертвых.

Ежедневно в Варанаси кремируют более двухсот тел

Это тела тех, кого привезли родственники, или тех, кто приехал сюда умереть сам, чувствуя приближение смерти. После сакрального сожжения прах мертвых развеивается над Гангом. Индуисты верят, что умерев в городе мертвых Варанаси, новая жизнь не настанет. Вместо этого придет мокша или, как говорят буддисты, нирвана – состояние вечного блаженства и счастья.

Если же человек умер не в городе мертвых, но тело его кремировано здесь и прах рассыпан над волнами Ганга, то его душа пройдет очищение, и следующая жизнь будет счастливей прошлой. Сильно и поверье индусов, что вода Ганга очищает и способна смыть любые грехи. Кстати, вопреки законам географии, в городе мертвых Варанаси река Ганг течет на север, в противоположную сторону от остального течения.

Достопримечательности Варанаси

Человеку, никогда не бывавшему в городе Варанаси, сложно представить реальную картину, царящую в этом городе: запах смерти, погребальные костры и постоянный плач. В городе есть электрический крематорий, но популярностью у народа он не пользуется. Люди предпочитают кремировать своих родных в огне на дровах, а зажиточные индусы используют сандаловое дерево в качестве дров. К этому еще нужно добавить свободно разгуливающих по городу животных и представителей касты неприкасаемых. Тем не менее, город Варанаси постоянно притягивает к себе туристов, потому что в таком необычном городе есть на что посмотреть.

Одна из известных достопримечательностей Варанаси – Маникарника. Это святое место, расположенное на берегу, где и жгут погребальные костры. Согласно легенде, вечный огонь, который горит здесь, был зажжен богом Шивой. Туристам запрещено находиться здесь и тем более снимать зрелище на камеру. Но за отдельную плату местные готовы пойти на «уступки».

Еще одна достопримечательность, на которую стоит обратить внимание – гхаты. Гхаты представляют собой ступени из камня, ведущие к водам Ганга. Они служат для ритуального омовения.

В Варанаси очень много храмов в честь бога Шивы. В этих обителях находятся самые разные святыни, к которым ежедневно совершают паломничество тысячи верующих.

Варанаси оставляет у всех, побывавших там, неизгладимое впечатление. Город, где рядом с жизнью обитает смерть. Индусы верят, что он никогда не будет разрушен. Проходят тысячелетия, а сознание и культура города не меняются. Город Варанаси не подстраивается под современный мир и туристические запросы. Однако, и через тысячу лет сюда будут приезжать индусы, чтобы умереть, а туристы – посмотреть на это необычное действо.

Основные моменты

Варанаси известен в разные исторические периоды под разными названиями – например, Каши (Город жизни) и Бенарес, – это один из самых старых постоянно населенных городов и один из семи священных городов в индуизме.

Название «Варанаси» город получил от названий двух притоков живительной святой реки Ганг, Варуна и Аси, между которыми он расположен. Считается, что бог Шива направил с Гималаев воды Ганга вниз, на равнины. Эта мифическая история заставляет индусов верить, что Варанаси - самый старый город в мире.

Паломники приходят сюда по вековой традиции посидеть на каменных ступенях у вод священной реки, совершить ритуальное омовение на рассвете или кремировать своих родных. Считается, что это омовение смывает все грехи, а умереть здесь считается особой честью. Смерть гарантирует повторное рождение.

В результате Варанаси стал бьющимся сердцем индуистской вселенной. Большинство путешественников согласны, что это магический город, но он не для слабонервных. Самые интимные ритуалы жизни и смерти проводятся публично, поэтому виды, звуки и запахи в гхатах и вокруг них - не говоря уже о постоянном присутствии приставучих зазывал и агентов - могут ошеломить. Не сдавайтесь. Варанаси - уникальный город, и прогулка вдоль гхатов или на лодке по реке надолго останется в памяти.

Индия так и останется для вас загадкой, если вы не посетите Варанаси. Нельзя сказать, что этот старый город «объяснит» все - на самом деле впечатляющее противопоставление жизни и смерти на реке Ганг, знаний и суеверия может еще больше вас запутать, - но атмосфера святости этого города настолько пронизывающая, что вообще устраняет потребность в рациональных объяснениях. Возможно, мусульманские завоеватели в прошлом воспринимали почтение индусов к Варанаси как угрозу - в этом городе, которому 3000 лет, нет ни одного храма, возведенного раньше XVIII в., - но позже он стал святым городом и для мусульман. Император Аурангзеб даже пытался переименовать его в Мухаммедабад.

Вероятно, основанный индоариями приблизительно в 1000 г. до н. э., Варанаси с самых ранних времен считался центром просвещения для индийских мыслителей, богословов, философов и поэтов. Он до сих пор остается важнейшим центром индуизма. В VI в. до н. э. недалеко от Варанаси собрались ученики Будды, чтобы послушать его проповедь в Оленьем парке в Сарнатхе. С тех времен джайнские монахи, мусульмане и сикхи объявили его святым городом и возвели здесь монастыри, мечети и храмы.

Дасашвамедх Гхат – место, где, по легенде, Брахма совершил жертвоприношение в день возвращения Шивы из изгнания. Он пожертвовал десять лошадей. Отсюда открывается чудесный вид на реку.

Храм Вишванатха – очень древний храм, построенный на берегах священного Ганга, но в XVII веке он был разрушен императором Ауранджебом. Однако в 1780 году Махарани Ахильябаи Холькар из Индора восстановил его, и теперь каждый год сюда устремляются миллионы паломников. Храм считается самым священным местом в Варанаси. Это один из двенадцати храмов, где Шиву изображают в виде Шивалинга - его древнего символа. Золотое покрытие купола было выполнено в XIX веке в период правления магараджи Пенджаба Ранджита Сингха.

Гаты

На ступенчатых каменных набережных Варанаси, ведущих вниз, к Гангу, в год собирается более 250 тысяч паломников. Чтобы увидеть, как на гатах занимается день, вам нужно подняться до рассвета и присоединиться к паломникам. Благочестивые мужчины и женщины, расположившись на ступенях, деловито скандируют: «Ганга Май ки джай!» - «Слава Матери Ганге!» (на русском языке Ганг имеет мужской род) .

Некоторые из них - санниаси, странствующие отшельники, которые отказались от своих домов и пустились в далекий путь на юг Индии, чтобы стоять на гатах и молиться, купаться и пить воды священной реки или сидеть и медитировать в этот высший момент их религиозной жизни. Даже самые старые и слабые приезжают сюда умирать, поскольку ничто не может доставить большей радости набожному индусу, чем перспектива иметь свой пепел рас-сеянным над водами Ганга и таким образом освободиться от вечного цикла перерождений.

Большинство Гатов используются для омовения, но есть и несколько для сожжения, где проходит публичная кремация тел умерших.

Почти все дороги в Варанаси ведут к гатам Дасашвамедх (Dasaswamedh Ghat) , где, по легенде, Брахма-Создатель принес в жертву 10 лошадей. Наверху ступенчатой набережной святые люди, называемые «пандас», сидят под бамбуковыми зонтиками, поют мантры и продают, за мелкую монету или горстку риса, пасту из сандалового дерева, цветы или воду из Ганга.

На берегу вы можете нанять лодку и доплыть до середины реки, чтобы полюбоваться впечатляющим видом множества индуистских храмов и их тонких башен. В 5 км от города Ганг описывает дугу, поворачивая на север, как предполагается, для того, чтобы сделать последний прощальный жест своему священному дому в Гималаях, перед тем как повернуть на восток и спуститься к Бенгальскому заливу. Вы можете попросить вашего лодочника отвезти вас вверх по течению к гатам Аси (Asi Ghat) , перед тем как снова спуститься вниз, к гатам Панчганга (Panchganga) .

Большую часть года уровень воды в реке достаточно низкий, что дает возможность пройти пешком вдоль всех гхатов. Это своего рода «маршрут для наблюдения за людьми» мирового класса - прогуливаясь, вы смешиваетесь с восхитительной толпой людей, пришедших к Гангу не только для ритуальных омовений, но и для того, чтобы постирать одежду, заняться йогой, сделать подношение, пожертвование, продать цветы, сделать массаж, поиграть в крикет, искупать буйволов, очистить карму, подав милостыню попрошайкам, или просто побродить и поглазеть на окружающих.

Отметьте, как при ритуальном очищении, очень сложном, когда оно выполняется обученным брахманом, нужно сделать в воде приседающее движение по крайней мере три раза. Вы увидите, что женщины купаются, полностью одетые в сари. На гатах Дхоби (Dhobi Ghat) , где трудятся прачки, вы увидите много мыла и шампуня. В конце концов, Мать Ганга, хотя и священная, но все же всего лишь река.

Тех, кому, возможно, будет неприятно наблюдать, как смерть правит свой бал по берегам реки, впечатлят простота и достоинство проходящих здесь похоронных обрядов.

Семьи приносят своих умерших родственников для кремации в самых священных гатах Варанаси, Маникарника (Manikarnika) . Часто можно увидеть похоронные процессии, протискивающиеся через закоулки к этому гхату. Тело, облаченное в белый саван, подносят на бамбуковых носилках к берегу реки, где в рот умершему вливают несколько капель воды из Ганга. Тело кладут на поленницу дров из ароматного сандалового дерева, которую потом поджигают.

К югу от гат Маникарника находятся гаты Ман-Мандир (Man Mandir Ghat) . В том районе расположена обсерватория Джай Сингха, махараджи Джайпура. К северу от гат Маникарника находятся бросающиеся в глаза гаты Скиндия (Scindia Ghat) , где картинно наклонившийся храм Шивы наполовину погрузился в реку. К северу от этого места расположены священные гаты Панчганга (Panchganga Ghat) . Говорят, что это место мифического слияния четырех подземных притоков Ганга. Над ними возвышается огромная мечеть Аламгир (Alamgir Mosque) , возведенная Аурангзебом на месте разрушенного индуистского храма.

Всего на реке около 80 гхатов, но основная группа растянулась от Асси-гхата (Assi Ghat) , расположенного рядом с университетом, до Радж-гхата, рядом с дорогой и железнодорожным мостом.

Южный участок

Асси-гхат (Assi Ghat) - самый южный из главных и больших гхатов. Он особенно важен, поскольку река Асси сливается здесь с Гангом и паломники приходят сюда, чтобы поклониться лингаму Шивы (фаллическое изображение Шивы) под священным фикусом. По вечерам здесь особенно оживленно, так как вся забетонированная часть гхата наполняется разносчиками и эстрадными артистами. Это место - популярная стартовая точка для экскурсий на лодке. Здесь есть несколько отличных отелей.

Соседний Тулси-гхат (Tulsi Ghat) , названный так в честь индийского поэта XVI в., сполз к реке, но, несмотря на это, в месяц картика (Kartika; октябрь/ ноябрь) здесь проводят праздник в честь Кришны. Следующим по порядку является Бачрай-гхат (Bachraj Ghat) , где находятся три джайнских храма. Маленький храм Шивы и дворец XIX в., построенный королевской семьей Непала, расположились сразу за Шивала-гхатом (Shivala Ghat) , построенным местным махараджей Бенареса. Данди-гхат (Dandi Ghat) используется аскетами, известными как Данди Пантхс (Dandi Panths ). Рядом - очень популярный Хануман-гхат (Hanuman Ghat) .

Харишчандра-гхат (Harishchandra Ghat) - кремационный гхат, меньший и второй по важности после Маникарники, но в то же время один из самых старых в Варанаси. Выше расположен Кедар-гхат (Kedar Ghat) - в нем есть храм, очень почитаемый бенгальцами и южными индийцами. Мансаровар-гхат (Mansarowar Ghat) был построен раджой Манн Сингхом (Man Singh) из Амбера и назван в честь тибетского озера, расположенного у подножия горы Кайлас - гималайского дома Шивы.

Участок Старого города

Самый оживленный и самый яркий гхат в Варанаси - это Дасасвамедх-гхат (Dasaswamedh Ghat) . К нему можно подойти с главной дороги, на пересечении Годаулиа (Godaulia) . Название говорит о том, что Брахма принес здесь в жертву (медх) 10 (дас) лошадей (асва) . Несмотря на упрямых и деспотичных лодочников, продавцов цветов и зазывал, пытающихся затянуть вас в магазин шелков, это прекрасное место, где можно отдохнуть, посмотреть на людей и проникнуться атмосферой города. Каждый вечер в 19:00 здесь проводится тщательно отработанная церемония ганга аарти с пуджей, кострами и танцами.

Недалеко к югу от этого места находится Сомесвар-гхат (Someswar Ghat; гхат Бога луны) , который, по рассказам, может излечивать от болезней. Мунши-гхат (Munshi Ghat) очень фотогеничен. Гхат Ахальи Бай (Ahalya Bai"s Ghat) назван в честь правительницы Индора (Indore) из династии маратхов.

К северу от Дасасвамедх-гхата находится Ман Мандир-гхат (Man Man-Ghat) , принадлежащий радже Ман Сингху. Он был построен в 1600 г.,а в XIX в. плохо отреставрирован. В северном углу гхата есть красивый каменный балкон. Рядом находится Меер гхат (Meer Ghat) , который ведет к непальскому храму с эротическими скульптурами.

Маникарника-гхат (Manikarnika Ghat) - главный «сжигательный» гхат. Для индусов это самое благоприятное место кремации. Мертвыми телами занимаются бездомные, которых называют doms. Они проносят их по улицам старого города к святому Гангу на бамбуковых носилках, обмотанных тканью. Тела окунают в Ганг, прежде чем сжечь. Огромные кучи дров складывают по верху гхата. Каждое бревно аккуратно взвешивается на огромных весах, чтобы можно было подсчитать стоимость кремации. Каждый вид дерева имеет свою цену. Сандаловое дерево самое дорогое. Использовать ровно столько дров, сколько нужно для полного сожжения тел, - целое искусство.

Можно наблюдать за процессом кремации, но всегда ведите себя очень уважительно. Фотографировать строго запрещено.

Наверняка какой-нибудь священник или проводник захочет провести вас на верхний этаж соседнего здания, чтобы наблюдать за церемонией кремации сверху. Они попросят вас о пожертвовании (в долларах) на покупку дров. Если не хотите делать подношение - не ходите за этими людьми.

Еще на несколько шагов выше находится резервуар, известный как колодец Маникарника. Легенда гласит, что Парвати обронила здесь свою серьгу, и Шива вырыл колодец в попытке ее найти, наполняя яму своим потом. Чаранпадука (Charanpaduka) , кусок скалы между колодцем и гхатом, содержит отпечаток стопы, оставленный Вишну. Привилегированных персон сжигают у Чаранпадуки, где также есть храм, посвященный Ганеше (Ganesh) .

Даттатрея-гхат (Dattatreya Ghat) хранит отпечаток стопы святого Брахмина, именем которого и назван маленький храм, расположенный рядом. Синдхия-гхат (Scindhia Ghat) был построен в 1830 г., но оказался так огромен, что упал в реку, после чего его перестроили.

Северный участок

Продолжив путь дальше на север от Синдхия-гхата, вы вскоре достигните Рамгхата (Ram Ghat) , построенного махараджей Джайпура. Сразу за ним находится Панчаганга-гхат (Panchghanga Ghat) . Его название говорит о том, что здесь где должны сливаться пять рек. Над гхатом возвышается меньшая мечеть Аурангзеба, известная также как мечеть Аламгира (Alamgir Mosque) , которую он построил на месте большого храма Вишну. В Гай-гхате (Gai Ghat) стоит каменная статуя коровы. Трилочан-гхат (Trilochan Ghat) снабжен двумя башенками, выступающими из реки, - вода между ними особенно священна. К северу находится Радж-гхат, служивший паромным причалом, пока не построили автомобильный и железнодорожный мост.

Город

Старый Варанаси стоит на западном берегу Ганга и тянется дальше от прибрежных гхатов лабиринтами улиц, называемых гали, слишком узких для движения транспорта. Они могут дезориентировать вас, но обычно все популярные отели и рестораны хорошо обозначены, и где бы вы ни заблудились, рано или поздно вы выйдете к какому-нибудь гхату. Можно все время идти вдоль гхатов, но только не в сезон дождей и не сразу после него, поскольку в этот период вода в реке поднимается слишком высоко.

Большинство интересных мест в Варанаси, а также гостиницы и отели расположены в старом городе. Сразу за вокзалом находится очень спокойный район, где сосредоточена основная масса дорогих отелей.

Чоук (базар) известен своими духами, шелками и медными изделиями. Поищите позолоченный Золотой храм Вишванатх (Golden Temple of Vishwanath) , самый священный храм Варанаси, вход в который запрещен неиндусам.

Вы можете рассмотреть его из здания, стоящего напротив, прежде чем зайти за храм и посмотреть на священного быка, в ярко-красных пятнах, оставленных на нем теми, кто ему поклоняется. В Университете Варанаси имеется Художественный музей (Art Museum) , располагающий отличным собранием могольских миниатюр XVI в. Считается, что оно превосходит национальную коллекцию в Дели.

Сарнатх

Приблизительно в 10 км от центра Варанаси находится Сарнатх (Sarnath) , где Будда в 530 г. до н. э. прочитал пяти ученикам свою знаменитую проповедь в Оленьем парке (эта дата считается датой основания религии) .

Сарнатх быстро стал ведущим центром паломничества, привлекая тогда и продолжая привлекать сейчас набожных буддистов из многих регионов Востока, включая Японию, Китай и Юго-Восточную Азию. Император Ашока приказал поставить на территориях монастырей и на ступах (полусферические скульптуры, отображающие в символической форме просветление Будды) колонны с его указами, которых построили тысячи. Но точно так же, как Варанаси, Сарнатх пострадал от Кутб уд-Дина в 1194 г. Сегодня руины восстановлены, и рядом находится прекрасный музей буддийской скульптуры.

На западной стороне дороги из Варанаси вы найдете ступу Чаукхауди (Chaukhaudi Stupa) , возведенную царем Гупта в V в. н. э. Восьмиугольную башню, возвышающуюся над этим сооружением, добавили позже в ознаменование прохода императора Хумаюна после его поражения в 1540-х годах. Среди руин, заросших цветами и священными деревьями ним (также ниим, или Азадирахта индийская (лат. Azadirachta indica)) , можно различить остатки семи монастырей из красного кирпича, относящихся к III в. до н. э - IX в. н. э. Поскольку их кирпичи использовались для строительства городских зданий, сохранилось только основание Главной святыни, которая когда-то отмечала место дома Будды в период его пребывания в Сарнатхе.

К западу от святыни, окруженной железной дорогой, можно увидеть остатки нижней части и фрагменты колонны Ашоки (Asoka"s Pillar) , высота которой когда-то составляла 15 м. Обратите внимание, что по прошествии 2200 с лишним лет противостояния стихиям блеск гранита не потускнел.

Надпись на колонне предостерегает против разногласий, способных разрушить национальное единство, установленное под его началом: «Никто не должен вызывать раскол в монашеском ордене».

Доминирующая особенность этих руин - цилиндрическая ступа Дхамек (Dhamekh Stupa) высотой 45 м, сооруженная в V в. н. э. Многие считают, что этим памятником отмечено древнее место, где Будда произнес свою самую известную проповедь. Обратите внимание на расположенный под восемью пустыми нишами красивый бордюр с прекрасными цветочными и геометрическими орнаментами, украшенный прелестными птичками и маленькими изображениями сидящего Будды.

В Музее Сарнатха собрана замечательная коллекция образцов древней индийской скульптуры, относящейся к периоду с III в. до н. э. до V в. н. э. При входе в музей вас приветствует известный шедевр - капитель колонны Ашоки со львами, яркий пример характерного искусства империи Маурьев. Четыре сильных льва стоят спиной к спине над бордюром с изображениями животных - лошади, слона, быка и льва поменьше. Каждое из них отделено друг от друга Колесом закона, опирающимся на перевернутый лотос, когда-то соединявший колесо с колонной. Первоначально Колесо закона возвышалось над львами, а сейчас оно находится напротив стены.

Где остановиться

Большая часть бюджетных гостиниц Варанаси и несколько «жемчужин» среднего класса сосредоточены в самой интересной части города - переплетении узких улочек, идущих от гхатов вдоль реки Ганг. Достаточно много отелей расположено вокруг Асси-гхата. Другие находятся на суетливом и шумном северном участке улиц между Синдхией и Меер-гхатом - в той части города, которую мы называем старым городом.

В Варанаси активно работает система поселения гостей в частные дома. В этой системе задействовано более 100 семей и их домов, где можно остановиться за сумму от 200 рупий до 2000 рупий в сутки. UP Tourism предоставит вам их полный перечень.

Где выпить и развлечься

Питейные заведения можно найти в любой части Варанаси, обычно они расположены вдали от реки. Примите к сведению, что распитие спиртных напитков вблизи священного Ганга осуждается. Чтобы найти бар, ищите отели среднего и высшего класса вдали от гхатов.

К примеру, есть оживленный по вечерам бар в Brown Bread Bakery, где играют классическую музыку, в отеле Puja и ресторане Varuna в отеле Gateway Hotel Ganges.

В Международном центре музыки Ashram проходят небольшие музыкальные представления (100 рупий) по вечерам в среду и субботу.

Шоппинг

Варанаси оправданно знаменит шелковой парчой и красивыми бенаресскими сари, но старания зазывал и водителей рикш, манящих и везущих вас в магазины шелка, - это все жульничество и обман. Все, кто хоть как-то вовлечен в этот процесс, постараются содрать с вас больше, чем нужно. Не очень доверяйте тому, что торговцы шелком говорят вам о качестве продукции, даже если вы находитесь в государственном магазине. Пройдитесь по магазинам и оцените качество самостоятельно.

Варанаси - хорошее место для покупки ситары (от 3000 рупий) и таблы (от 2500 рупий) . Цена зависит от вида дерева, из которого сделан инструмент. Изделия из мангового дерева самые дешевые, а тик и вид-жайсар (дикое индийское растение, кора которого используется в аюроведической медицине) - лучшие.

Здесь вы найдете оригинальные местные игрушки - ковры Бхадохи, латунные украшения, парфюмерию и другие популярные товары.

Коварный Варанаси

Если вы считаете, что в Агре были надоедливые зазывалы и рикши, не спешите с выводами, пока не попадете в Варанаси. Внимание, которое будет оказано вам здесь, особенно в районе гхатов и в Старом городе, просто невыносимо. Вам придется выдержать натиск зазывал, агентов и водителей, предлагающих «самое лучшие и дешевые» прогулки на лодке, гидов, туроператоров, продавцов шелка и менял (это краткий перечень) . Отнеситесь к этому с юмором и вежливо отказывайтесь. Не фотографируйте гхаты во время сжигания тел и отказывайтесь от предложений типа «иди за мной, я тебе покажу лучший вид» - там, куда вас отведут, будут требовать деньги, и вы можете попасть в неприятную ситуацию.

Не верой единой

Трудно убедить набожного индуса, что вода в Ганге не чистая. В течение столетий тела, которые по религиозным соображениям запрещено кремировать на гатах - включая младенцев и жертв холеры, - опускают в реку, причем поблизости в это время люди купаются и пьют воду.

Многие твердо верят, что Ганг очищается сам, что подтверждается химическим анализом воды, показывающим, что в ней содержится 0,05% серы, убивающей бактерии. Хотя вера обеспечила многих купальщиков сильным психосоматическим оружием против инфекции, многие из тех, кто постоянно живет рядом с гатами Варанаси, страдают желудочно-кишечными заболеваниями.

Для устранения загрязнения вод Ганга трупами, сточными водами и промышленными отходами наконец-то начала разрабатываться многомиллионная кампания. По мнению правительства Индии, вера нуждается в небольшой помощи.

Информация

Интернет-кафе

Интернет-кафе в Варанаси есть везде; 20 рупий в час - объективная цена. Гестхаусы стремятся брать вдвое дороже. Wi-Fi набирает популярность, где-то за него нужно платить, но чаще не нужно.

Больница

Heritage Hospital (2368888; www.heritagehospitals.com; Ланка) . Англоговорящий персонал; круглосуточная аптека в приемном отделении. Травмпункт справа.

Почта

Главное почтовое отделение Варанаси (2331398; Кабир Чаура Роуд; 10:00-19:00 понедельник-суббота, посылки 10:00-16:00) . Некоторые рикши знают это место как GPO; это лучшее почтовое отделение для отправки посылок за границу. Маленькие отделения разбросаны по всему городу. В районе Кантонмент есть большое.

Банк

State Bank of India (2343742; Молл; 10:00-14:00 и 14:30-16:00 понедельник-пятница, 10:00-13:00 суббота) . Меняют дорожные чеки и валюту.

Туристическая полиция

Туристическая полиция Варанаси (2506670; офис UP Tourism, ж/д станция Варанаси Джанкшн; 6:00-19:00) . Туристическая полиция носит небесно-голубую униформу.

UP Tourism

UP Tourism (ж/д вокзал Варанаси Джанкшн; 02506670; 9:00-17:00) . Терпеливый г-н Умашанкар в офисе на ж/д вокзале уже много лет раздает важную информацию прибывающим путешественникам. Он кладезь знании. Воспользуйтесь этой возможностью, если прибудете сюда на поезде. Он может сообщить подробности о системе размещения в частных домах и об экскурсиях.

Транспорт в Варанаси

В аэропорт / из аэропорта

Велосипед

Можно взять напрокат велосипед (20 рупий в день) в маленькой мастерской по ремонту велосипедов рядом с Асси-гхатом.

Велорикша

Примерная цена проезда от Дасасвамедх-гхат Роуд составляет: Асси-гхат 20 рупий, Индуистский университет Бенареса 40 рупий и ж/д вокзал Варанаси Джанкшн 30 рупий. Будьте готовы к долгому торгу.

Такси и авторикши

Сначала заплатите административный взнос в кассе в размере 5 рупий, затем возьмите билет, который вы должны отдать водителю вместе с платой за проезд по тарифу, когда прибудете в пункт назначения. Тарифы следующие:

  • Аэропорт авто/такси 200/400 рупий
  • Асси-гхат авто/такси 470/200 рупий
  • Дасасвамедх-гхат авто/такси 60/150 рупий
  • Годаулия (Godaulia; у церкви Св. Томаса) авто 50 рупий
  • Форт Раманагар авто 140 рупий
  • Сарнатх авто / такси 80/250 рупий Полудневной тур (4 часа) авто 300 рупий
  • Дневной тур (8 часов) авто 600 рупий

Как добраться и уехать

Самолет

Indian Airlines (10:00-17:00 понедельник-суббота) аэропорт (2622494) ; Кантонмент офис (2502529) осуществляют прямые рейсы в Дели (около 3000 рупий, ежедневно) , Мумбай (5000 рупий, ежедневно) , Катманду (7800 рупий, вторник, четверг, суббота и воскресенье) и Кхаджурахо (3000 рупий, понедельник, среда и пятница) . Офисы других авиакомпаний находятся в аэропорту.

Автобус

Главная автобусная стоянка находится напротив ж/д вокзала Варанаси Джанкшн. В Аллахабад и Лакхнау тоже ходят один-два автобуса с кондиционером - они удобнее, но примерно в два раза дороже. Популярные маршруты: Аллахабад 82 рупии, 3 часа, каждые полчаса; Файзабад 160 рупий, 7 часов, ежедневно в 6:00, 7:00, 8:00, 13:30 и 14:00; Горакхпур 144 рупий, 7 часов, каждые полчаса; Лакхнау 197 рупий, 7-8 часов, примерно каждый час.

Поезд

Появилась информация о том, что в поездах, следующих в Варанаси и из него, крадут багаж, поэтому будьте особенно внимательны. Несколько лет назад стали говорить о том, что здесь в еду и напитки подсыпают наркотики, поэтому лучше вежливо откажитесь от каких-либо предложений со стороны незнакомцев.

Ж\Д станиия Варанаси Джанкшн, также известная как ж/д станция Кантонмент Варанаси (Cantt) - главный вокзал города. Квотные билеты для иностранных туристов нужно покупать в Foreign Tourist Centre (8:00-20:00 понедельник-суббота, 8:00-14:00 воскресенье) . Касса находится сразу за офисом UP Tourism, она будет справа от вас, когда вы выйдете из вокзала.

В Аллахабад, Горакхпур и Лакхнау ежедневно ходит несколько поездов. Еще несколько каждый день отправляются в Нью-Дели и Колкату, и всего два поезда ежедневно ходят в Агру. Прямые поезда в Кхаджурахо ходят только по понедельникам, средам и субботам. В другие дни придется ехать в Сатну и там садиться в автобус до Кхаджурахо.

В Непал / из Непала

С автостанции Варанаси регулярно ходят автобусы в Сунаули (206 рупий, 10 часов, 7:00-20:30) .

На поезде можно доехать до Горакхпура и там пересесть на автобус, едущий в Сунаули.

Indian Airlines каждую неделю осуществляет четыре рейса в Катманду (7800 рупий) . Непальскую визу можно получить по прибытии.

С первыми лучами утреннего солнца на берегу реки Ганга, пожилой человек протягивает руки по направлению к медленно поднимающемуся огненному шару и произносит "намасте" (преклонение и прославление Всевышнего). Такие сцены повторяются каждый день в течение вот уже более трех тысяч лет в Варанаси, священном городе Индии. Наблюдая за происходящим на берегу реки Ганга, создается впечатление о городе, застывшем во времени. Варанаси является важным религиозным местом в мире индуизма, центром паломничества индусов со всего мира, таком же древнем как Вавилон или Фивы. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия человеческого существования: жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия, ее религия и культура.

В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит своего рода гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть. Это самое лучшее место для того, чтобы достичь блаженства.

Известность Варанаси в индуистской мифологии не имеет себе равных. Согласно легенде, город был основан индусским Богом Шивой несколько тысяч лет назад, что сделало его одним из самых важных мест паломничества в стране. Это один из семи священных городов индусов. Во многих отношениях он воплощает самые лучшие и худшие стороны Индии, иногда приводящие иностранных туристов в ужас. Тем не менее, сцены паломников, произносящих в лучах восходящего солнца молитву у реки Ганга, на фоне индуистских храмов является, одной из самых впечатляющих достопримечательностей в мире. Путешествуя по северной Индии, постарайтесь не обойти стороной этот древний город.

Основанный за тысячу лет до Рождества Христова, Варанаси является одним из старейших городов в мире. Его нарекли многими эпитетами - "город храмов", "священный город Индии", "религиозная столица Индии", "город огней", "город просвещения" - и только совсем недавно было восстановлено его официальное название, впервые упоминавшемся еще в джатаки – древнем повествовании индуской литературы. Но многие до сих пор продолжают использовать английское название Бенарес, а паломники называют его не иначе как Каши – именно так нарекли город три тысячи лет.

На протяжении тысячелетий, Варанаси был центром философии и теософии, медицины и образования. Английский писатель Марк Твен, потрясенный посещением Варанаси, написал: "Бенарес (старое название) старше истории, старше традиции, даже старше, чем легенды и выглядит вдвое старше их всех вместе взятых". Многие известные и наиболее почитаемые индийские философы, поэты, писатели и музыканты проживали в Варанаси. В этом славном городе жил классик литературы хинди Кабир, поет и писатель Тулсидас написал эпическую поему Рамачаритаманаса, ставшей одной из самых знаменитых произведений литературы на языке хинди, а Будда произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, всего в нескольких километрах от Варанаси. Воспетый мифами и легендами, освященный религией, он всегда привлекал большое количество паломников и верующих с незапамятных времен.

Варанаси расположен между Дели и Калькуттой на западном берегу Ганги. Каждый индийский ребенок, слушавший рассказы своих родителей, знает, что Ганга является самой крупной и святой из всех рек в Индии. Главная причина посещения Варанаси, это, конечно же, увидеть реку Ганга. Значение реки для индусов не поддается описанию. Она входит в число 20 крупнейших рек мира. Бассейн реки Ганга является наиболее густонаселенным в мире, с населением более чем 400 миллионов человек. Ганга является важным источником орошения и коммуникации для миллионов индийцев, живущих вдоль русла реки. С незапамятных времен ей поклонялись как богине Ганга. Исторически сложилось так, что ряд столиц бывших княжеств располагались на ее берегах.

Для набожных индусов, река Ганга значила то же, что богиня земли Гея для древних греков: даритель жизни, помощи и спасения. Индусы рассматривают реку Ганг как амрита, эликсир жизни, который приносит чистоту жизни и спасения мертвым. Религиозные убеждения индусов побуждают их предпринять паломничество в Варанаси хотя бы один раз в течении жизни. Индусы считают, что река Ганга течет на землю с небес, чтобы смыть мирские грехи с простых смертных. Поэтому вся жизнь в городе сосредоточена вокруг священной реки. Незадолго до рассвета берег Ганги оживает, когда тысячи паломников - мужчин, женщин и детей - спускаются к реке, чтобы встретить восходящее солнце, и тогда погружение в священную реку очистит их от страданий и смоет их грехи. Ежедневно, более 60 000 человек приходят к берегу реки, чтобы окунуться в священных водах Ганги, вознести свои молитвы к силам природы, восходящему солнцу, умершим предкам, унесенные водами священной реки. Людей к реке привлекает твердое убеждение, что вода может снять грехи многих поколений.

Каждый человек совершает свой собственный ритуал соприкосновения со священной Гангой: одни купаются; другие пьют воду, третьи преподносят воде свои жертвоприношения в виде цветов, фруктов, четвертые заполняют принесенные горшки святой водой, чтобы забрать в свои дома для выполнения религиозных ритуалов.

Варанаси больше всего известен своими гхатами - бесконечная цепь каменных ступеней, спускающихся к воде. Каждый из около 100 гхат, больших и малых, имеет свой лингам (мужской орган Шивы), и занимает свое особое место в религиозной географии города. Некоторые из них пришли в упадок на протяжении многих лет, другие продолжают принимать с раннего утра купальщиков. Некоторые гхаты покрыты легендами и мифами, некоторые находятся уже в частной собственности. Большинство гхат предназначены для купания, несколько из них используются для кремации.

Во все времена паломники приезжали в город со всех концов Индии , даже за несколько тысяч километров, чтобы искупаться в Ганге, очиститься от грехов и… умереть, дабы мгновенно возвысится к небесам. Смерть является неплохим бизнесом в Варанаси. Слабые, больные, и пожилые приезжают в город в ожидании смерти. Умереть в городе на берегу реки жизни означает умереть с надеждой на спасение, с надеждой на избавления от бесконечного цикла жизни и смерти (реинкарнации), и получить мокша, то есть вечное блаженство. Таким образом, на протяжении веков индусы приходили в Варанаси, чтобы умереть или принести прах умерших, дабы развеять его над святыми водами реки Ганга.

Набожные индусы рассматривают кремацию в качестве важного обряда, освобождающего душу от тела, что позволяет умершему возвыситься на небеса. В традиционной культуре индусов, когда человек умирает, тело усопшего ритуально омывается, труп сжигается на костре, затем члены семьи рассыпают прах над святой рекой. В Варанаси каждый день ритуально кремируют от 200 до 300 тел в нескольких гхатах вдоль реки. Кремация мертвых тел происходит 24 часа в сутки. Умерших несут на бамбуковых носилках по улицам старого города, затем окунают в реку, и лишь тогда сжигают. Тела окутаны блестящей тканью и покрыты гирляндами цветов. Чтобы скрыть запах горящих тел, в костер бросают благовония. Туристы могут наблюдать за церемонией кремации, при этом должны быть одеты должным образом. Делать фотографии не разрешается.

Умерших детей в возрасте до 10 лет, тела беременных женщин и больных оспой не кремируют. К телу их привязывают камень, и бросают с лодки на середину реки Ганга. Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины. Кремация на костре стоит немалых денег и далеко не все могут это позволить. Иногда купленной древесины не всегда достаточно для кремации, и тогда полуобгоревшие останки тела сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке. По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая токсичность и без того сильно загрязненной воды. Что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов. В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах, будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

Река Ганга каким то чудесным образом могла очищать себя сама на протяжении многих веков. Еще 100 лет назад, микробы, такие как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. В первую очередь, из-за токсических веществ, сбрасываемых промышленными предприятиями вдоль русла реки. Уровень загрязнения некоторыми микробами превышает допустимые показатели в сотни раз. Приезжим туристам в глаза бросается полное отсутствие гигиены. Прах мертвых, стоки канализации и пожертвования плывут мимо верующих, когда они купаются и проводят в воде церемонию очищения. С медицинской точки зрения, купание в воде, в которой разлагаются трупы, несут риск инфекций с многочисленными болезнями, включая гепатит. Это какое то чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. К паломникам даже присоединяются некоторые туристы.

Ганга арати

Одно из самых завораживающих зрелищ Варанаси происходит каждый вечер на гхате Дашашвамедх. Группа молодых индусских священников - брахман исполняет арати - своеобразный ритуал в индуизме с зажженными свечами, в ходе которого преподносят пожертвования: благовония, цветы, фрукты и прочее. Красочный 45-минутной ритуал выражает поклонение Шиве, священной Матери Ганга, Сурье (Солнцу), Агни (огню), и всей Вселенной. Ритуал арати чрезвычайно зрелищный. Тысячи людей посещают эту церемонию, в том числе многочисленные туристы.

По легенде, Варанаси был основан индуистским богом Шивой 5000 лет назад, хотя современные ученые полагают, что возраст его исчисляется примерно тремя тысячами лет. Город находилась под контролем индуистских правителей в течении многих сотен лет до конца 12 века, когда пал в руки целого ряда мусульманских завоевателей. Результатом стало полное уничтожение индуистских и буддистских храмов и строительство на их месте мусульманских мечетей. Поэтому возраст самых старых зданий и храмов Варанаси датируется 18 веком.

И все же ощущение древней истории здесь вполне осязаемо. Лабиринты узких улочек наполнены паломниками, покупающих цветы для пуджи (молитвы), скорбящими родственниками, несущих умерших, и пением священнослужителей - впечатления, которые забыть невозможно.

Вместе с тем, знакомство с городом имеет две стороны медали. Дороги переполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, рикшами, велосипедами, телегами, людьми, козами, коровами и буйволами. Раскаленный воздух загрязнен неимоверно. Узкие улицы в очень плохом состоянии, зачастую отсутствуют тротуары, священные для индусов коровы роются в уличном мусоре. От шума и запахов голова может пойти кругом. Варанаси впечатляет и шокирует одновременно.

Варанаси славится изготовлением изделий из шелка, являющихся неотъемлемой частью свадебного приданого каждой индийской девушки. Изготовленная в Варанаси парча исторически считается одной из лучших в Индии и хорошо известна во всем мире. Ее особенностью является вышивка из золотых и серебряных нитей. Такие изделия сравнительно тяжелые в силу того, что узор украшен золотыми и серебряными нитями. В зависимости от сложности дизайна и моделей, изготовление сари занимает от 15 дней до одного, а иногда до нескольких месяцев. Техника изготовления весьма сложная и требует большого опыта. В этот бизнес вовлечены целые семьи, дети начинают познавать азы искусства с самого раннего возраста. Традиционно, на протяжении веков, шелк изготовляла мусульманская община города. Произведенные в Варанаси шелковые ткани можно встретить в любом уголке Индии, их высокое качество общепризнано: говорят, что тело Будды было завернуто в саван из шелка, изготовленном в Варанаси.
Предприимчивые дельцы и водители рикш всеми силами стремятся затащить туристов в магазины, чтобы затем получить свои комиссионные. Поэтому совершать покупки в Варанаси вполне может превратиться в настоящий кошмар, но качество текстильных изделий стоит того.

Сарнатх

Воспользуйтесь возможностью и обязательно посетите Сарнатх. Он расположен примерно в 10 км от Варанаси и известен как место, в котором Буда, достигнув просветления, произнес свою первую проповедь около 2500 лет назад. На протяжении свыше 1000 лет Сарнатх привлекал многочисленных паломников, здесь проживало около 3000 монахов, он был важным центром изучения буддизма. Но постоянные мусульманские нашествия и грабежи уничтожили монастыри и их материальные ценности в конце 12 века. Восстановленный в конце 19 века, сегодня он по-прежнему привлекает много паломников, но из древних построек здесь сохранилась только груда кирпичей от разрушенных монастырей и Ступа Дхамек. Построенная примерно в 500 году, высотой 31 м, Ступа, как говорят, обозначает то место, где Будда поведал свой Восьмеричный Путь, ведущий от окончания вечных страданий человека к нирване.

Варанаси лучше всего посетить в период празднования Дипавали. На 15-й день Дивали, с наступлением сумерек, каждый гхат освещен огнями, тысячи свечей плывут по реке Ганга, сопровождаемые пением ведических гимнов. Считается, что боги спускаются с небес, чтобы искупаться в реке по этому поводу. В периоде с апреля по октябрь погода стоит очень жаркая и влажная. В июле и августе часто идут дожди, густой туман окутывает город в декабре и январе.

Привет, друзья! Я продолжаю обрабатывать свои многочисленные путевые заметки. Особенно много их накопилось с (я тогда вел бумажный дневник). И сегодня на очереди древний Варанаси — город мертвых, где улицы старше Библии, а Ганг священней всех святынь мира. Приехали мы сюда из Непала, на поезде от станции Наутанва, куда в 1950 году прибыла экспедиция Морриса Эрцога, первого человека, взошедшего на восьмитысячник, .

Фото 1. Варанаси, гхаты вдоль Ганга

Первое, что бросилось в глаза — это скученность и суетливость. Тут, как и везде в Индии, все очень суматошно и безумно. На предприимчивом рикше мы едем искать жилье к набережной Ганга, называющейся тут гхаты или гаты. Говоря простым языком, гхат — это место спуска к реке, вымощенное ступеньками. Подобная нехитрая архитектура встречается во многих городах Индии, но мало где она имеет такое же сакральное значение, как в Варанаси. Именно на гхатах, коих тут аж 84 штуки, на протяжении 5000 лет горят погребальные костры.

Я присутствовал на кремации в 2012 в году в , поэтому видами обгоревших трупов и запахом жаренного меня не удивить. Однако ж, в созерцании этого процесса я нашел очень глубокий смысл. Огонь медленно разщепляет бренное тело, от которого после церемонии не остается ничего, кроме пепла. Это отличное напоминание о скоропостижности нашего земного пути и о подлинности наших усилий в череде бесконечных дней.

Неоднозначный призыв, ибо непонятно, что под саваном

Однако, как мне показалось, многие едут сюда тупо ради невнятной трупофилии, позыбать как горят человеческие останки и как разлагающиеся трупы идут самосплавом в небытие. Это все подхватили предприимчивые индусы, которые, как все мелкие жулики, пытаются развести сердобольных европеоидов на монетку то в пользу умирающих в хосписе, то на пожертвования храму, то на кремацию безродных бедняков. Не смотря на сомнительность всех изложенных мероприятий, иногда бывает полезно дать 200 рупий молодому индусику не ради хитрозадуманной им схемы, а просто экскурсии для. Там действительно очень интересно послушать легенды, чтобы начать более глубоко понимать некоторые культурно-социальные процессы.

Фото 2. Харичандра-гхат, погребальные костры

Гхатов с погребальными кострами всего 2 — Маникарника (Manikarnika — ghat) и Харичандра (Harichandra — ghat). Первый — это вообще сплошное кладбище с закопченными стенами, а второй — небольшой пятачек с 2мя-3мя кострами, над которыми черными глазницами возвышается электрический крематорий. В нем сжигают самоубийц, неприкасаемых и прочих маргиналов, ибо считается, что они недостойны быть сожженными на берегу священной реки.

Остальные же гхаты часто используются йогами, заклинателями змей, молодежью и всяким разношерстным людом для прогулок и относительно честных способов отъемов денег у туристов. На гхате Дасасвамед каждый вечер в 19-00 проводится пуджа, Ганга-арати, красивая религиозная церемония в чести богини Ганги, собирающая туристов и религиозных индусов воедино.

Фото 3. Пуджа Ганга-арати

Жилье в Варанаси

Главное средоточие жилья — вдоль гхатов. Особенно много его около Шивала-гхата. Правда, оттуда топать до главного крематория — около 40 минут. Зато поспокойней.

Сарнатх и прочие достопримечательности Варанаси

Варанаси (он же: Каши, Банараси или Бенарес) упоминался еще в древнейшей книге Ригведы, как центр образования и учености. Поэтому на территории города и в его окрестностях расположено большое количество различных университетов. Однако ж, центральное место в жизни города всегда занимала духовная жизнь.

К примеру, храм Каши Вишванатх!

До безумия святое место, спрятанное в лабиринтах узких улочек старого Варанаси, куда пробраться — это целый ребус. А пройти внутрь, к главной святыне — так вообще редкая удача. Дело в том, что в 2002 году в этом храме террористы взорвали бомбу, что стало причиной достаточно ожесточенных религиозных конфликтов, из-за чего между храмом Вишванатх и находящейся рядом мечетью возвели высоченную стену с колючей проволокой. И кто в этом безумии от кого реально защищается — понять трудно.

Я пытался пройти внутрь Вишванатха, пробрался через кордоны военных и полиции, и остановился у небольшого индусика, который остановил меня простым вопросом: «зачем тебе вовнутрь»?? Я понял, что действительно незачем. Меня сдавливала огромная толпа, и я медленно пошел обратно...

Дело в том, что главной святыней этого храма является джотир-лингам, или самопроявленный лингам света, коих по всей Индии всего 4. Ясно, что желающих прикоснуться к святыне — огромное количество, и любопытствующих белых там жалуют не сильно. Хотя и говорят, что при подобающем общении и закосе под индуиста тебя пропускают. Однако ж, обманывать других и себя мне не захотелось, поэтому развернулся я очень и очень легко...

Благо в округе есть более спокойные места. К примеру:

Сарнатх, место первой проповеди Будды

Фото 4. Ступа Дамекх на месте проповеди Будды

Добраться в Сарнатх из Варанаси оказалось достаточно муторно. Прямого автобуса или электрички нет. Но, есть рикши. Мы нашли хитрого бородатого индуса, который согласился везти нас за 400 рупий. Однако, по возвращению, он отчаянно начал клянчить больше и пытался за наш же счет полакомиться свежевыжатым соком. Как дите, ей богу... На провокацию не поддались. Отдали ровно столько, сколько договаривались.

Подобные моменты в Индии — явление распространенное. Расстраиваться из-за них перестаешь очень быстро. Поэтому и наш путь никак не был омрачен. Нам надо было выбираться в Дели... и мы приступили к решению новой задачи.

Как добраться в Дели из Варанаси

Не смотря на развитую сеть автодорог в Индии, прямого автобуса мы не нашли. Самолет казался неоправданно дорогим. Мы остановились на поезде. Но с поездами в Индии тоже масса заморочек. Часто билетов на них не бывает на несколько недель вперед, однако для иностранцев иногда можно купить билеты в специальных туристских кассах по квоте. Увы, такие кассы можно найти далеко не в каждом городе. В общем, нам повезло и мы сели на поезд слиппер-класса (подобие нашего плацкарта).

Индийские железные дороги — это, конечно, треш. Это сказывается и на состоянии вагонов и на расписании поездов, для которых опоздать на 3-5 часов — вполне нормальная картина. Наш опоздал в Дели на 4 часа. Мы выгрузились во тьму и грязь Мейн-базара только к 2м часа ночи (хорошо, что там пешком 15 минут идти) и с трудом растолкали мирно спящего менеджера в любимой мной гостинице.

Как заключение

В общем, после коротких 3х дней в этом страннейшем городе, понял, что несмотря на весь окружающий сюр, я хочу вернуться сюда снова. Желание это не горячее и не жгучее. К примеру, тот же Катманду вызывает во мне более глубокие чувства. Но, сама атмосфера Варанаси, прозванного за одну из своих ипостасей «городом мертвых», на самом деле — очень жизнеутверждающая. Возможно, именно «ужасы» картин смерти тому главное условие...

Возможно, в одну из грядующих поездок я осяду здесь, разложу на балкончике ноутбук и продолжу работать над очередным проектом под ароматы благовоний и далекий дым погребальных костров.

А на закуску — очень атмосферное видео!

Нет похожих статей