Император акбар, царь соломон индии.

Интересно все-таки сложилась жизнь у Бабура, завоевателя Индии. По отцу - тимурид (он был пра-правнуком Миран-шаха, третьего сына Тимура), по матери - чингизид (прямой потомок Чагатая, сына Чингиз-хана), он родился в 1483 году в Андижане, но большую часть сознательной жизни грезил о Самарканде. Здесь он мыслил себе центр великой империи, которую намеревался создать. В 1497 году он захватил Самарканд, но смог удержать его всего сто дней. То же самое случилось и во второй раз - в 1501 году он потерпел жестокое поражение и вынужден был оставить город. Средняя Азия оказалась слишком тесной для амбиций молодого правителя, и слишком много в ней было угроз для его будущей империи. Бабур поворачивает на юг, и в 1504 году захватывает Кабул. Здесь он принимает титул падишаха, по по-прежнему грезит о Самарканде. Ради этого в 1511 году он даже становится шиитом, получив тем самым мощного союзника в лице персидского шаха Исмаила I, тоже шиита. Вместе им опять удается подчинить Самарканд, но после ухода Исмаила баланс сил складывается не в пользу Бабура.

Собственно, на этом можно закончить рассказ о мечте Бабура создать великую империю Тимуридов в Центральной Азии. С этого времени он уже смотрит на юг, и основная его цель - Индия. Несколько раз он совершает походы в Делийский султанат, но неизменно возвращается в Кабул. И лишь после победы в битве при Панипате в 1526 году он понимает, что именно Индия должна стать его судьбой. Он вступает в Дели и провозглашает себя падишахом Индостана. Так, через сто лет после Тимура его потомок вновь становится хозяином огромных территорий севера полуострова. Основанное им государство сегодня известно в историографии как империя Великих Моголов. Бабур стал первым падишахом этой империи, однако правил всего три с половиной года. Он умер в декабре 1530 года, прожив лишь 47 лет, и престол унаследовал его сын Хумаюн, ставший вторым правителем новой династии.

На пике величия империи Великих Моголов в ней жила четверть населения Земли, а многие из ее правителей могут служить классическими примерами просвещенных монархов, не только владевших искусством управления государством, но и проявлявших таланты в других сферах - основатель династии Бабур сам является признанным историком, географом, этнографом, писателем и поэтом, автором знаменитой «Бабур-наме». Империя была известна своей развитой дорожной сетью, рациональной денежной политикой, растущими крупными городами. Без этой империи мир не знал бы Тадж-Махала, садов Шалимара, крепости-дворца Красный форт. Как пишет один из авторов, сегодняшние люди «любуются блеском исторических драгоценных камней, воссоздают события давно минувшей эпохи в романах и фильмах, называют термином «муглаи» - «могольский» целый стиль в искусстве, одежде, даже кулинарии, его мотивы воспроизводятся в Индии в архитектуре зданий, в узорах орнаментов, на шкатулках, крышках столов, посуде. Целые города мавзолеев и саркофагов из драгоценнейшего мрамора и таинственные загадки этой династии не оставляют равнодушными никого.»

Девятнадцатый правитель династии Великих Моголов, прямой потомок Бабура и Хумаюна, вошел в историю под именем Бахадур-шах II Зафар. Он родился в 1775 году, но к моменту его восшествия на престол в 1837 году (ему тогда было 62 года) англичане уже почти 35 лет хозяйничали в Дели. Колонизаторы старались не делать резких движений, поэтому формально династия продолжала существование, но уже не имела никакой власти за пределами Красного форта в индийской столице, в котором ее члены фактически находились под домашним арестом. Бахадур-шах жил на денежное содержание Ост-Индской компании, посвящая все свое время религиозным практикам (он был суфием), написанию стихов, проведению конкурсов поэтов и музыкантов. Современники отмечали его острый ум, поэтический дар, искусство каллиграфа, умение поддерживать ученые беседы.

Эту идиллическую жизнь нарушило восстание сипаев, начавшееся 19 мая 1857 года. Сипайские подразделения получили от британцев на вооружение новые винтовки системы Энфилда, а с ними - патроны к ним, имевшие картонные капсюли, для пропитки которых в качестве консерванта использовался свиной жир (*см. ниже комментарий borianm к этому посту). В полевых условиях для того, чтобы приготовить патрон к заряжанию, нужно было зубами откусить его картонный наконечник. Для сипаев, среди которых были мусульмане и индуисты, это стало прямым оскорблением их религиозных чувств. Британцы на эти причуды аборигенов не обратили должного внимания, настаивая на использовании новых винтовок, и в результате получили сипайское восстание.

Именно Бахадур-шаха восставшие призвали быть их формальным лидером, поскольку только фигура падишаха Великих Моголов могла стать моральным авторитетом, объединяющим людей с разными религиозными убеждениями и разными представлениями о жизни. Понятно, что для 82-летнего падишаха это стало серьезным решением, и историки спорят о том, насколько добровольным или вынужденным оно было (впоследствии Бахадур-шах заявил, что он и его сыновья вынуждены были послушно выполнять приказы солдат-сипаев, занявших дворец). Тем не менее, было выпущено специальное воззвание о том, что падишах возглавил восстание, а его сыновья стали командирами мятежников.

Восстание было жестоко подавлено англичанами. Двое сыновей и внук Бахадур-шаха были схвачены и казнены - причем, британский майор Уильям Ходсон прислал их головы старому падишаху в качестве своеобразного подарка к Новрузу. Известны слова Бахадур-шаха, узнавшего о смерти своих детей: «Хвала аллаху, что потомки Тимура всегда идут впереди своих отцов». Сам он укрылся в гробнице своего предка Хумаюна и сдался англичанам в обмен на гарантии личной безопасности.

Восстание очень хорошо показало британцам, что даже в своем немощном состоянии старый падишах может представлять угрозу и послужить объединяющей фигурой для борцов против их колониального правления. Поэтому сразу после расправы над мятежниками империя Великих Моголов была окончательно упразднена. А самого падишаха британцы после долгих раздумий решили выслать из страны и поместить там под строжайший надзор. Местом для этой ссылки был определен город Рангун, расположенный на окраине колониальной Британской Индии. Интересно, что подобную практику через четверть века англичане повторят еще раз, но, если можно так сказать, в обратном на правлении: после падения Мандалая в 1885 году последний бирманский король Тибо с женой будет выслан из Бирмы в Индию, где будет жить под надзором колониальных властей около города Ратнагири (Ядана-Гири), и умрет там в 1916 году, вдали от своей родины.

Рангун стал британским чуть больше чем за пять лет до начала ссылки падишаха. Англичане фактически отстраивали его с нуля, создавая на месте деревянного поселка с заводями, озерами и болотами новый большой портовый город с прямой береговой линией и современной для тех лет инфраструктурой. Новый Рангун нуждался в новых людях - и им фактически неоткуда было взяться, кроме как из британских владений к западу и северо-западу от Бирмы. Британские колониальные власти бесплатно выделяли участки, на которых группировавшиеся по «землячествам» и конфессиям колонии жители Рангуна должны были построить свои религиозные здания. «Могулы» или «мугалы» (так британцы обычно называли мусульман, выходцев из Северной Индии и части Пакистана - как раз по имени империи Великих Моголов) компактно жили в кварталах к западу от пагоды Суле, именно поэтому там, между 29 и 30 улицами, впоследствии была построена Могульская шиитская мечеть (она сохранилась до сих пор, и сегодня это одно из самых величественных мусульманских религиозных зданий Янгона). А широкая улица, которая идет через квартал параллельно узкой 29 улице, так и стала называться - улицей Могул. На ней тоже вскоре появилась мечеть с красивыми фигурными минаретами - на этот раз суннитская, попавшая на многие почтовые карточки с видами колониального Рангуна.

Современный историк и общественный деятель Тан Мьин У (внук бывшего генерального секретаря ООН бирманца У Тана) пишет о том, что падишах Бахадур Зафар прибыл в Рангун не один - за ним последовали десятки его придворных и слуг. Ясно, что большинство из них поселились там, где жили их уже освоившиеся в Рангуне земляки - на улице Могул. С тех пор многие владельцы магазинчиков и просто местные жители этой зеленой и тенистой улицы (сейчас она называется Швебонта, и известна своей неофициальной уличной биржей золота и драгоценных камней, а в годы военной власти - еще и подпольными обменниками) с гордостью утверждают, что в них течет кровь «сосланного императорского двора» - кровь тех, кто с Бабуром пришел из Средней и Центральной Азии завоевывать Индию.

После решения британского суда о высылке Бахадур-шаха в Бирму, которое было принято 9 марта 1858 года, падишах был привезен в Рангун из Калькутты на военном корабле «Магара» и размещен в небольшом деревянном доме на сваях с прилегающей к нему огороженной территорией к югу от пагоды Шведагон. С ним приехала его жена Зинат Махал и два сына, 17-летний Мирза Дживан Бхакт (с 15-летней женой Шах Замани) и 13-летний Мирза Шах Аббас. По решению капитана Нельсона Дэвиса, под чье попечение попала семья низложенного падишаха, новоприбывшим были выделены 4 маленькие комнаты. Кроме того, им определили четырех слуг-индусов - чапраси (посыльного), водоноса, уборщика и человека для стирки белья.

Эти условия мало чем отличались от тюремных. В доме было строжайше запрещено иметь перо, чернила и бумагу, но главное - были ограничены все контакты семьи низложенного падишаха с внешним миром. Помимо слуг, он фактически общался только с изредка заглядывающими к нему британскими чиновниками. Считается, что эти испытания серьезно сказались на здоровье юной невестки падишаха, Шах Замани - к 1872 году она полностью ослепла.

В 1862 году в донесениях колониальных властей отмечается, что 87-летний падишах уже «стар и немощен». В конце октября того же года его самочувствие резко ухудшилось, и, как отметил капитан Нельсон Дэвис, его будущее «очень неопределённо». Его кормят с ложки отварами, но даже эту пищу он ест с трудом. 6 ноября Дэвис пишет о том, что Бахадур-шах уже не может глотать, и отдает распоряжение о подготовке известняка и кирпичей для обустройства места захоронения на территории возле дома, где содержался падишах.

Последний император Индии скончался на следующий день в 5 часов утра, а в 4 часа того же дня его тело «с соблюдением магометанских обычаев» уже было предано земле. В последний путь падишаха провожали его двое сыновей. Вдова Зинат Махал на похоронах отсутствовала. Англичане старались всячески скрыть это событие, и о смерти Бахадур-шаха в Рангуне узнали только спустя несколько дней, но и эта новость не вызвала у большинства местных мусульман никакой реакции.

Зинат Махал, вдова падишаха, прожила еще почти двадцать лет. В 1867 году режим содержания был ослаблен, членам семьи разрешили жить в других местах, и старший сын с женой вскоре переехали в новый дом. Последние годы, до своей смерти в 1882 году, вдова жила одна, скрашивая свое одиночество опиумом. На момент ее погребения уже никто не мог точно указать, где находится могила ее покойного мужа, поэтому ее похоронили возле дерева, где-то рядом с которым, как считалось, должен лежать и Бахадур-шах. Через два года от инсульта умер 42-летний сын падишаха Мирза Дживан Бхакт, и также был похоронен рядом с этим местом. Последняя могила на этом участке появилась после смерти внучки падишаха Раунак Замани.

К этому стоит добавить, что единственный из членов семьи, чью жизнь можно назвать относительно благополучной - это младший сын падишаха Мирза Шах Аббас. Он женился на дочери местного торговца-мусульманина и прожил 65 лет. Его потомки до сих пор живут в Янгоне.

Капитан Нельсон Дэвис, описывая могилу падишаха, сообщает, что она расположена в задней части главного двора, внутри выложена кирпичом, а сверху засыпана дерном и никак не возвышается над уровнем земли. Больше того, «значительный» участок вокруг нее был огорожен бамбуковым забором. Капитан Дэвис с удовлетворением замечает, что со временем выросшая трава на участке внутри ограждения надежно скроет место расположения могилы. Британцы сделали все возможное, чтобы следы могилы Бахадур-шаха окончательно затерялись, и она не стала местом паломничества. В принципе, так и получилось - к моменту похорон Зинат Махал никто уже не мог точно сказать, где под землей находится тело падишаха.

В 1903 году группа паломников из Индии захотела посетить могилу Бахадур-шаха. Но к тому времени никто уже точно не мог рассказать не только о том, где покоится последний император Индии, но и где похоронена его вдова. В качестве ориентира обычно указывали на растущее у края участка дерево, предполагая при этом, что могилы должны быть где-то рядом с ним. Именно тогда мусульманское сообщество Бирмы, под влиянием индийских единоверцев, спохватилось и написало письмо британским властям: «Как человек и как король, Бахадур Шах не заслуживает восхищения, но память о нем должна быть». Мусульмане Рангуна просили выделить им участок земли для сооружения мемориального знака в честь последнего императора Индии. Отказ колониальных властей спровоцировал волну протеста, и в качестве компромисса британцы в 1907 году все-таки разрешили установить каменную плиту с надписью: «Бахадур Шах, бывший король Индии, умер в Рангуне 7 ноября 1862 года и похоронен неподалеку от этого места». Позднее рядом была сделана подобная надпись о Зинат Махал. Впоследствии над этим местом был возведен мавзолей, центральной частью которого стали надгробья Зинат Махал, ее сына Мирза Дживан Бхакта и внучки Раунак Замани. По бокам мавзолея (слева и справа от основного помещения с расположенными в ряд надгробьями, перед входом в который висит табличка «Красный форт»), были сооружены две молельные комнаты - отдельно для мужчин и для женщин.

В 1991 году на этом участке(сейчас он выходит на улицу Зивака, рядом с пересечением улицы У Визара), перед входом в помещение мавзолея с надгробьями, проводились работы по очистке и углублению дренажных каналов. Во время раскопок на глубине 1 метра, чуть справа от входа и напротив молельной комнаты для женщин, рабочие наткнулись на подземную кирпичную кладку длиной 9 футов, шириной 6 футов и высотой 7 футов. Так был найден склеп падишаха. Как результат этого - перед входом в мавзолей Зинат Махал возник крытый мемориальный зал, под которым находится могила падишаха. К его надгробью можно спуститься вниз по специальной боковой лестнице справа от мемориального зала, а можно взглянуть на надгробье сверху - из мемориального зала, через огороженную перилами большую выемку в полу.

15 декабря 1994 года мемориальный зал, возведенный при содействии правительства Индии, был торжественно открыт. В торжественной церемонии принял участие министр по делам религии военного правительства Мьянмы генерал-лейтенант Мьо Ньюн. Тогда же было официально провозглашено о том, что здание с гробницей Бахадур-шаха Зафара является даргой (дарга в исламе - религиозное сооружение на могиле значительной религиозной фигуры, чаще всего суфийского святого), которая сегодня является местом паломничества мусульман из Северной Индии и Пакистана - в том числе руководителей этих государств. Как отмечается в тексте на одной из стен дарги, Бахадур-шах Зафар для мусульман Мьянмы является именно суфийским святым не только благодаря своим литературным произведениям (прежде всего - стихам, в которых, помимо высокой духовности и глубокого постижения Истины, содержатся предсказания будущих событий), но и добродетельному поведению и глубинному постижению Конечной Реальности.

В творчестве последних лет жизни Бабура, основателя династии Великих Моголов, все больше и больше звучит тоска по несбывшимся мечтам и по потерянной Родине:

Ты на чужбине — и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек.
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.

И из 19 века ему вторит его далекий потомок, Бахадур-шах Зафар:

Позабыт я моею страною,
И свечу не зажгут надо мною,
И цветов не дождусь я весною,
Гроб среди позабытых гробов я…
Я Зафар, я никем не возлюблен,
Потому что мой корень подрублен.
Край, который навеки загублен,
Безнадежно разрушенный кров я.

Как в таких случаях говорят литераторы, круг замкнулся…

Что можно к этому добавить? Только фотографии…

Падишах Бахадур II Зафар


Бахадур-шах в Рангуне


Сыновья Бахадур-шаха - Мирза Дживан Бхакт и Мирза Шах Аббас


Предположительно фотография вдовы падишаха Зинат Махал.


Улица Швебонта (Могул) в Янгоне - современный вид.


Могулская шиитская мечеть (между 29 и 30 улицами Янгона, рядом с бывшей улицей Могул). Построена в 1914-18 годы вместо стоявшей на этом месте деревянной мечети, возведенной в 1854 году.


Могулское шиитское кладбище в янгонском районе Кандо-лэй. Действует с 1856 года.


Суннитская мечеть Сурти на улице Могул (Швебонта) - в колониальное время и сегодня. Построена в 1860-е годы. Название заставляет предположить, что к ее возведению причастны купцы из Сурата (сегодняшний индийский штат Гуджарат).


Ворота дарги Бахадур-шаха II Зафара


Мавзолей Зинат Махал


Путь в подземное помещение, где находится могила Бахадур-шаха


Гробница Бахадур-шаха II Зафара

Джелал-эд-Дин Мухаммед, прозванный Акбаром (Великим) родился в 1542 году и процарствовав около полустолетияумер в 1605. Он принадлежал кдинастии великих Могулов, вышедших из Туркестана и ведущих свое начало от Тамерлана.

Его почитаюткак «Собирателя и Объединителя Индии», «емупоклоняются как Святому, а историки страны называют Его «Тенью Бога на Земле». Акбар Великолепный, Благословенный, Акбар‑любимец богов и «Краса престола мира», вот прилагательные к его имени».

«Император Акбар, царь Соломон Индии, по великой премудрости своей, величайший, как и любимейший из могульских повелителей Индии и единственный из них, память которого дорога наравне как магометанам, так и индусам».

«В шестнадцатом веке Могольская империя Индии фактически была покорена жестокими чужеземными завоевателями, так что в 1556 году, когда Акбар Джелал-эд-Дин Мухаммед наследовал трон, от некогда обширной империи остался только столичный город Дели. Выдающийся молодой император Акбар, которому в момент восшествия на престол не было и четырнадцати лет, отправился отвоевывать свое царство. Он стал знаменит во всем мире как Акбар Великий - самый могущественный из Могольских императоров.

Император Акбар обладал потрясающей физической выносливостью, которая содействовала его необычайному военному успеху, - он мог проехать верхом 240 миль за 24 часа, чтобы застать врасплох и поразить врага. И тем не менее большая часть его долгого царствования (1556-1605) была отдана покорению мятежных князей северной Индии и обеспечению мира посредством учреждения крепких провинциальных правительств. Акбар был одарен талантом правителя. Он увеличил эффективность торговли, благодаря строительству дорог, развитию передовых рыночных систем и введению почтовой службы. В мудрой заботе обо всех народах, находящихся под его юрисдикцией, Акбар отменил ненавистный джизья, подушный налог, взимаемый с не мусульман, и предоставил индусам видные места в правительстве»(5). При его дворе находили при-ют художники, поэты, философы самых разных вероисповеданий. Он стремился действовать в интересах всех своих подданных и более того, он разрешил строить в Индии храмы всех вероисповеданий.

Акбар считался четвёртым в поколении пророка Магомета; поэтому ему много и прощалось правоверными, особенно отступление от веры его предков и вечная погоня за истиной! Он не был привязан к какой-либо религии, считая, чтовся божественная истина не могла сосредоточиться только в единственном Пророке! Император Акбар никогда не был правоверным мусульманином, но, целую жизнь отыскивал истину во всех религиях. Он имел страсть к изучению философии и питал глубокое благоговение к древним рукописям, назначая огромные премии за самые старинные летописи «шести великих вер Востока»: христианской, магометанской, иудейской и вер браминов, буддистов и парсов. Он почитал все шесть и не принадлежал ни к одной.

«Он основал свою собственную религию, божественный монотеизм, который объединял основные истины всех вероисповеданий. Он собрал у себя представителей всех основных мировых религий. Он был в высшей степени терпимым. В его государстве каждый мог исповедовать собственную религию. Он собрал лучшее, что содержалось в каждой из них, надеясь, что это поможет людям расширить свои горизонты. Но в результате, только его ближайшие слуги и друзья приняли эту религию. Однако оставленные им в наследство дух всеобщности, религиозная терпимость и хорошо организованная система государственного управления на протяжении столетий были благословением для Индии».

Акбар приглашал«мудрецов» изо всех стран света для «религиозных диспутов, «которые проходили в знаменитом с необычайной красотой своей резьбы пирамидальном здании, состоящем из четырёх ярусов и с широко раскинутыми террасами под куполом, так называемой «коллегии Акбара». Акбар заложил основы веротерпимости, которые живы в Индии и по сей день. Он, будучи императором Индии путем просвещения установил порядок в период великих волнений и раздоров. «Говорили, что он являет собой «один из немногих удачных примеров короля-философа, описанного Платоном». Он был великий астролог своего времени и оставил после себя кипу автографных рукописей.

Известно, чтограмота не увлекала Акбара и, хотя он не научился читать, это не помешало ему овладеть всевозможными знаниями. В его окружении всегда находились профессиональные чте-цы, а сам он обладал такой блестящей памятью, что мгновенно запоминал прочитанное. К концу жизни у Акбара собралось 24 ты-сяч томов иллюстрированных рукописей. Эта библиотека была очень знаменита, как и лучшие собрания Европы. Акбар не только интересовался всевозможными науками сам, но и способствовал в изучении наук каждому желающему их обрести. Так существую исторические записи, что Акбар покровительствовал, взятому в плен нашему земляку Василию Долгорукову, который хотел учиться «премудрости суфиеви саманов… (вероятно шраманов или шаманов, буддистов)… и получить шаст(цепь, но в этом смысле талисман) с Великим Именем на нём»(3)

«Смелый и отважный, великодушный и мило-сердный, он был одновременно человеком дей-ствия и вождем. Как воин Акбар покорил об-ширные территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании - о завоева-нии умов и сердец людей...»(4)

«Акбар решительно поддерживал индийское искусство, и под его руководством было основано свыше ста ремесленных мастерских. Сам император очень любил музыку и поощрял ее как средство общения между индусами и мусульманами»(5).«Император Акбар, призывал музыкантов, когда чуял в ком-то огорчение, чтобы новый ритм разбивал заразу» (6).

О Великом Акбаре существуют легенды, которые замечательно раскрывают величие его сердца.

«В дни торжеств, когда все подвластные ему раджи и народы приносили ему дары, Акбар выбирал среди груд роскошных подношений самый скромный дар и, прижимая его к сердцу, показывался перед собранием, оказывая этим внимание самому малому из своих подданных и подчеркивая, что ему дорог дар, принесенный не от излишества, но подсказанный сердцем» (7).

«Великий Акбар всегда вел список друзей и врагов, и это очень помогало ему в его строительстве. Но когда он встречал порядочного человека среди врагов, он называл его переодетым другом. И часто такой враг становился впоследствии преданней им человеком»(7).

«Великий Император Акбар говорил всегда, что враги — это тень человека и что человек измеряется по количеству врагов. При этом соображая врагов своих, он добавлял: тень моя очень длинна»(8).

В конце царствования Акбара мир и процветание, которые он принес Индии, были нарушены дворцовыми интригами и разрушительной деятельностью его сына Джахангира. Когда Джахангир наследовал трон, он отверг реформы отца, особенно в вопросах религиозной терпимости, и империя быстро распалась. Но все же, Акбар был самым блестящим политиком своего времени и до сих пор его причисляют к самым блестящим политикам всех времен и народов. Акбар имел великую веру в покровительство Аллаха, и ни разу не усомнился в том, что МОЛИТВЫ его были услышаны. Аллах благоволил ему во всех делах, казалось бы, даже в самых безнадежных ситуациях. Изучение разных религий утвердило императора в мысли, что все люди его государствапрославляют единого Бога. А значит, вестирелигиозные войны бессмысленно.Джавахарлал Неру, признал, что Акбар достиг блестящих успехов в управлении государством. Ведь он сделал Индию общим домом для всех народов. Представители разных религий получили возможность для диалога, а это лучшее средство на пути к настоящему единству.

Акбар Великий, одно из воплощений Возлюбленного Эль Мории.

Бердникова Антонида

Литература:

1. Елена Ивановна Рерих. Письма Том II (1934 г.)

2. Диктовка Иисуса Христа, переданная через Элизабет Клэр Профет 28 февраля 1988 года.

3. Е.П.Блаватская «Из пещер и дебрей Индостана»

4. Джавахарлал Неру

5. «Чела и Путь»

6. Мир Огненный, ч.II, 165

7. Е.И.Рерих Письма

8. Н.К Рерих

«Не смешает со множеством славных имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же, как и многие, священные в памяти, имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории». Николай Рерих

Акбар Великий (из цикла радиопередач "Светочи жизни")

Император Индии Джелал--ад--Дин Мухаммад Акбар, называемый в народе Акбар Великий, потомок Чингисхана и Тамерлана, внук основателя династии Великих Моголов Бабура.

Португальскими иезуитами, приглашенных ко двору, внешность Акбара, описывается так: «Его осанка и облик красноречиво свидетельствуют о королевском достоинстве, так что любой понимает с первого взгляда - перед ним настоящий владыка...

Лоб - высок и открыт, глаза - настолько яркие и лучистые, что напоминают искрящееся на солнце море. Лицо, всегда спокойное, ясное и открытое, исполнено достоинства, а в минуты гнева - устрашающего величия.

Цвет лица был светлый, но с лёгким смугловатым оттенком. Когда он был спокойным и задумчивым, то обладал благородством и великим достоинством. В гневе он был величественен».

Акбар был среднего роста, атлетического сложения. Страстно любил спорт и слыл неустрашимым и доблестным охотником.

В переводе с арабского Акбар означает "Великий", и жизнь его - лучшее тому свидетельство. "По действиям и движениям он не был похож на людей этого мира, и величие Бога проявлялось в нем", - писал его наследник Джахангир.

В детстве Акбару сопутствовали необычные знамения, предвещавшие ему великое будущее.

Будучи еще грудным младенцем, он заговорил со своей кормилицей, утешая ее в трудную минуту. В трехлетнем возрасте он поднял и перебросил через плечо пятилетнего мальчугана.

В 13 лет он унаследовал трон отца после его трагической гибели в 1556 году.

Империя на тот момент, раздираемая войнами и мятежами, была в состоянии хаоса. Чтобы устранить смуту, разброд и беспорядок, вызванные борьбой за власть, между сыновьями Бабура, 14 февраля 1556 года, Акбар, в срочном порядке, высшими сановниками и военачальниками, был провозглашён шахиншахом, что означало с персидского «Царь царей».

Опекуном несовершеннолетнего монарха был назначен полководец Байрам Кхан .

Через четыре года, Байрам-хан из-за придворных интриг был отстранён от управления государством и удалён от двора.

Акбар стал править самостоятельно. К этому времени ему исполнилось 18 лет.

Это был юноша, обладавший незаурядными способностями. Он был страстным охотником. Известен случай, когда он врукопашную убил раненую тигрицу. Любил спортивные состязания. Был подлинным мастером в искусстве объезжать лошадей и верблюдов. Любил ездить на слонах. Однажды Акбар укротил взбесившегося слона, только что убившего своего погонщика. Акбар интересовался военным делом. Он обладал необычайной памятью - помнил клички всех своих боевых слонов, которых в его войске насчитывалось несколько тысяч.

Акбар проявил себя удачливым полководцем и доблестным воином. Был великодушным по отношению к побежденным, а также мудрым политиком, старавшимся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путем проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.

Завоевательные походы были для Акбара не самоцелью, а скорее жестокой необходимостью, средством создания монолитного и мощного государства.

Держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан.

При завоевании соседей, Акбар проявлял минимум насилия и максимум милосердия.

Чтобы создать империю, Акбар понимал, что нужен союз с исконными жителями Индии, и в первую очередь - с раджпутами, считающимися «сыновьями раджей», или «сыновьями царей».

Вместо военных действий против них, он предпочел вести дружеские переговоры. И в 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну Джодх-бай .

Акбар, вопреки общепринятому обычаю, разрешил ей сохранить свое вероисповедание - индуизм. Джодх-бай стала для владыки не только любимой женой, но другом и единомышленницей. Так, политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.

Несмотря на все усилия учителей, он так и не освоил арабской письменности, днем и ночью он заставлял читать себе книги и жадно расспрашивал окружающих обо всем, что его интересовало. Но, будучи даже очень занятым, он обязательно находил толику своего времени для ежедневного размышления и сосредоточения.

Его тайный недоброжелатель, историк Бадауни сообщает: "Много дней подряд по утрам можно было видеть, как он, погруженный в молитву или грустное раздумье... Сидел возле дворца (в Фатехпур-Сикри) в безлюдном месте, склонив голову на грудь и вбирая в себя благодать утренних часов".

Акбар был не только философом, но и практиком: трудно назвать ремесло или искусство, которого бы он не знал. Иезуиты с изумлением отмечали широту интересов императора: "Его можно было видеть погруженным в государственные дела или дающим аудиенции своим подданным, а в следующее мгновение застать его за стрижкой верблюдов, тесанием камней, или занятым резьбой по дереву, или кующим железо - и все это он делал с большим прилежанием, словно это было его особым призванием".

В 1562 году он издал указ, запрещающий обращать пленников в рабов и примерно в тот же год впервые дал индусам возможность делать карьеру при дворе и занимать государственные должности.

Он пришёл к убеждению, что единственный путь, ведущий к духовному освобождению, - это путь бескорыстного служения и помощи всем людям, невзирая на их пол, положение, расу и вероисповедание. Именно эти философия и понимание и стали фундаментом для его последующей жизни и деятельности.

В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ. Целью реформ было создание могущественного централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам.

В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения.

Налоговая реформа имела в своем основании строжайший учет, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном.

Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улуг-Бека.

Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Как правителя его отличала большая мудрость.

Акбар часто прощал, мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина.

«Акбар, названный великим, очень бережно относился к врагам. Любимый советник вел список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя? «Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу». И еще говорил Акбар: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенен большими врагами». (Агни Йога, 270)

Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком.

О богатстве Великих Моголов стали слагать легенды. Именно тогда укоренилось представление об Индии как о сказочной стране. Знавшие свои обязанности крестьяне собирали несколько урожаев в год, купцы получали хорошую прибыль от торговли пряностями и изделиями знаменитых индийских мастеров. А Индия славилась в мире тогда, как, впрочем, и сейчас, своими месторождениями золота и драгоценных камней.

Постоянство и последовательность проводимых Акбаром реформ привели к осуществлению уникального культурного синтеза индуизма и ислама, позволившего империи, основанной Акбаром, просуществовать более полутора веков.


Акбар Великий - объединил не только народы Индостана, но смог примерить в одном государстве множество различных религий. Акбар верил в единство источника всех религий.

Сам будучи мусульманином, он с интересом знакомился с разными религиями, собирая все лучшее, что можно найти в других религиях, он проделывал все это с присущим ему талантом и духом исследования, противоречащим всем принципам ислама.

В его сердце постепенно выросло убеждение, что благоразумные люди есть во всех религиях. Таким образом, если подлинные знания можно найти повсюду, то почему истина должна быть достоянием только одной из религий?

Для того, чтобы как следует разобраться в сути ислама и других религий, в 1575 году Император Акбар построил "Молитвенный дом" для религиозных дискуссий, что само по себе было неслыханным новшеством. Это было прекраснейшее здание с величественным куполом, предназначенное специально для диспутов на духовные темы, в которых сам Акбар принимал деятельное участие.

«Система мировоззрения, выработанная Акбаром, объединила лучшие законы всех верований - индуизма, ислама, христианства, иудаизма, - став государственной идеологией... Суфийское учение о том, что все религии являются различными, равно приемлемыми способами служению Богу, было положено в основу попытки выбрать из всех вер наиболее разумные черты... Почитая все верования за все, что в них есть достойного, Великий Акбар с мудрой женой Джодбай, создал храм Единой Религии». Николай Рерих

Отменил мусульманский лунный календарь и применял местный — солнечный,

Он запретил мусульманам убивать и есть священных индуистских коров,

Отменил смертную казнь за вероотступничество

Финансировал содержание самых разных религиозных учреждений вне зависимости от их направлений.

Он ставил на первый план справедливость и человеческое достоинство, отодвигая на второй те или иные религиозные предписания. Это сказывалось, в частности, в том, что он боролся против рабства, принятого у некоторых групп мусульман, а приверженцам высших индуистских каст запретил сжигать вдов после смерти их мужей.

Акбар пытается утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи - «Божественная вера». Она соединяла в себе наиболее нравственные идеи из разных вероучений: индуизма, зороастризма, ислама, суфизма и отчасти христианства.

Примечательно, что приверженцы дин-и иллахи обменивались приветствием: "Аллаху акбар !", что одновременно означало "Акбар и Бог!" и "Велик Господь!", всякий раз при встрече напоминая друг другу о Высшем.

Акбар никого не принуждал следовать никакой религии, полагаясь на разум и свободную волю человека. Терпимость была его отличительной чертой.

Основную задачу Акбар видел в примирении различных народов, населяющих его империю. Он не сделал ни одной попытки насадить новое учение силой.

Как уже говорилось, одним из главных принципов политики Великого Императора был принцип веротерпимости - солх-и-кул , "мир для всех". Он писал: "Следует заметить, что благодатью Господней отмечены все религии, и необходимо приложить все усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех".

"В царствование Акбара в его землях строились христианские церкви, еврейские синагоги и мусульманские мечети - и он посещал их все", - писал индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан.

В царствование Акбара, политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры, в которой взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.

Вообще во время правления Акбара искусство и наука, поддерживаемые государством, находились на высшей стадии расцвета.

Особым вниманием правителя пользовались строительство и архитектура. Благодаря этому и сегодня можно наслаждаться величественными архитектурными памятниками, построенными во времена Великих Моголов, и роскошно изданными книгами той эпохи, украшенными необыкновенного качества миниатюрами могольской школы живописи, сочетавшей лучшие достижения персо-таджикской и индийской миниатюры.

Акбар прославился как тонкий знаток и ценитель литературы. По его приказанию многие индийские сочинения перевели на персидский язык, а мусульманские тексты - на санскрит.

Всего во время его правления было переведено более 40 тысяч книг, собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов.

Он создал вокруг себя культурное окружение: при его дворе жили знаменитые поэты и художники, он приютил у себя Тансена — переводчика великой древней поэмы «Рамаяна» на современный индийский язык и легендарного певца, которого позже почитали как священного покровителя всех певцов.

Его ближайший сподвижник, визирь Абу-ль-Фазиль, был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившем записки о правлении Акбара. По словам Абу-ль- Фазиля, на службе у правителя состояло несколько тысяч стихотворцев, и около 700 наиболее известных литераторов упоминается и цитируется в исторических хрониках того времени.

Дальновидный и мудрый правитель большое внимание уделял образованию своих подданных. В деревнях и городах были учреждены школы для простых людей, где их учили читать, писать и считать. Возросло число высших учебных заведений для мусульман и индусов, в программу которых Акбаром были введены новые предметы: медицина, история, арифметика, геометрия, экономика ведения домашнего хозяйства, а также наука о морали и поведении в обществе. В новой столице, Агре, он лично основал учебные заведения.

Акбар был большим покровителем живописи, унаследовав богатство тимуридской дворцовой культуры и дворцового искусства.

Через священников-иезуитов, он также узнал европейское искусство, особенно живопись.

Его визирь и историограф Абу-ль-Фазиль писал: «Работы всех художников каждую неделю приносят Его Величеству. Общая отделка, сочетание красок и свобода выражения в этих миниатюрах несравненны».

Акбар утверждал, «что художникам присущи совершенно особые способы понимания божественного».

Особой популярностью пользовался жанр портрета; сам Акбар с удовольствием позировал художникам и заказывал для своей коллекции портреты всех придворных.

Акбар ежедневно просматривал работы художников своей мастерской, награждая лучших "согласно их достоинствам".

Последние два десятилетия XVI в. отмечены подъемом школы живописи Акбара, иллюстрировавшей большое количество рукописей.

Для того, чтобы люди лучше понимали другие религии, Акбар приказал перевести на фарси и проиллюстрировать индийские эпосы такие, как "Рамаяна", "Махабхарата", "Хари-ванша", поскольку император придерживался убеждения, что "они содержат Истину". Акбар покровительствовал историкам, и во время его правления был написан фундаментальный исторический труд Акбар Нома (Книга Акбара).

Несмотря на свое огромное богатство и могущество, на окружавшую его пышность и великолепие, Акбар оставался человеком простых привычек: ел мало и воздерживался от употребления мяса, по крайней мере, до шести месяцев в году. Мясо он не любил, называл мясные блюда безвкусными. Единственной причиной, по которой он не отказался от мяса полностью, было опасение, что «многие из тех, кто пожелал бы последовать его примеру, могли бы в результате впасть в уныние». Тем не менее, в его владениях шесть месяцев в году запрещался забой скота, как зрелище непристойное.

Во всех делах и творческих начинаниях Акбара принимала участие его любимая жена Джодх-бай. Их любовь была символом взаимного уважения и государственных забот. Джодх-бай давала самые мудрые советы Акбару, и Акбар очень гордился великой царицей.

Акбара отлично умел распознавать людей. Он подбирал способных и одаренных помощников.

История сохранила имена и деяния, наиболее прославленных из них - мусульманин Абу-ль-Фазиль, мудрец индус Бирбал, певец Тансен, военачальника Ман Сингх.

Акбар Великий, умер 25 октября 1605 года в возрасте 63 лет. Он пробыл во главе государства почти 50 лет.

После его смерти империя Великих Моголов занимает две трети полуострова и считается одним из самых сильных государств на Земле.

Любимая жена Джодх-бай, после смерти Акбара продолжила прогрессивные начинания своего мужа.

До сих пор, Акбар остается для индийцев символом милосердия, справедливости и благородства.

Огромная империя, благодаря постоянной заботе своего властителя, достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него. Он по праву остался в веках под именем Акбара Великого - мудрого правителя и объединителя народов, чьи идеи единства источника всех религий пережили столетия.