Илья муромец какой он. Илья муромец: святой богатырь

Имя: Илья Муромец (Ilya Muromets)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь

Илья Муромец: история персонажа

Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?

История создания

Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.


Анализ мощей, который ученые провели в 1988 году, указывает на специфические особенности: погибший мужчина страдал редким заболеванием, влияющим на способность передвигаться. На костях и тканях святого замечены следы ранений. Перечисленные факты дают повод утверждать, что Илия Печерский (под таким именем похоронен мужчина) – прообраз могучего героя.

Возможно, преувеличения, которые свойственны сказаниям и легендам, – последствия постоянного пересказа. Или создатели былин добавили метафор в рассказ, чтобы произвести впечатление на слушателей.


Муромец и вправду отличался от современников. Описание героя (подтвержденное учеными) доказывает, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. Нужно упомянуть цитаты Бориса Михайличенко, исследователя мощей:

«...на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была развита мышечная система».
«Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят - «косая сажень в плечах».

Первое письменное упоминание Ильи Муромца относится к 1574 году. Литовский воевода в записке к Остафию Воловичу вскользь упоминает об отважном воине «Ilii Murawlenina » и заточении русского героя в темнице киевского князя.

Существует теория, что рукописные свидетельства о подвигах Муромца были специально уничтожены. Якобы незнатное происхождение героя бросало тень на дружинников-бояр и их потомков.

Биография

Ведутся ожесточенные споры о том, откуда родом Илья Муромец. Первоначальная теория гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области.


Исследователи жизнеописания героя придерживаются объяснения, что родина силача – село Карачев, расположенное рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

Получить достоверную информацию о происхождении мужчины пока не представляется возможным. Исключать вероятность, что Илья Муромец – украинец, не стоит. Кстати, отчество прославленного героя – Иванович:

«А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец».

Малыш, который родился в семье крестьянина, с детства страдал неизвестным заболеванием. Ребенок не чувствовал нижние конечности и не мог самостоятельно передвигаться. В семье поговаривали, что причиной болезни стало проклятье. Дед Ильи не захотел принимать христианство и разрубил православную икону. За неуважение к святым расплачивался потомок язычника.


Подробная биография богатыря прослеживается с 33-летия героя. Илья, страдающий от собственной немощности, лежал на печи. Внезапно в дверь постучали. «Калики перехожие» (они же народные врачеватели) помогли будущему дружиннику встать на ноги. За чудесное спасение Илья дал слово, что защитит русскую землю от врагов и замолит грех деда.

Получив долгожданную свободу, мужчина оставил родную деревню и отправился совершать подвиги. По дороге в Киев Илья столкнулся с первым серьезным противником. терроризировал округу, не позволяя путникам преодолеть Брынский лес.


Схватка завершилась быстро, и мужчина доставил смутьяна к покоям . Владыка Руси был впечатлен подвигом мужчины, но крестьянский наряд вызвал у царствующей особы недовольство. Вместо обещанной за разбойника награды царь кинул к ногам Ильи поношенную шубу. Храбрец не стерпел обиды. За дерзкое поведение Муромца посадили под замок.

Возможно, на этом бы и закончились подвиги мужчины, но на Русь напали половцы. Показав военные таланты, физическую силу и крестьянскую смекалку на поле битвы, Муромец заслужил место в дружине царя.


Чуть больше 10 лет богатырь наводил порядки на территории древней Руси. Мужчина совершил немало подвигов, о которых слагали сказания и песни. Любимое оружие Ильи – тяжелая булава и меч-кладенец, который подарил мужчине богатырь Святогор.

Происходит смена власти, и на престол восходит новый владыка. , о котором повествует «Слово о полку Игореве», ведет дружину в бой со старым врагом. Но кочевников оказывается слишком много, Илью Муромца тяжело ранят. И тут теории о судьбе героя вновь расходятся:

«... от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца».

Иными словами, герой погиб во время схватки. Другая былина утверждает, что верный конь выносит хозяина с поля боя. Мужчина приходит в сознание у стен монастыря и вспоминает обещание замолить грех деда. Илья бросает амуницию и принимает постриг. Оставшиеся годы мужчина проводит в Киево-Печерском монастыре, дав обещание не брать в руки оружие.


В «Повести временных лет» упоминается междоусобная война между Рюриком Ростиславовичем и Романом Мстиславовичем. В сражении, кроме русских князей, участвовали наемники-половцы. Разбойники добрались до монастыря и убили священнослужителей. Илья, верный обету, не взял в руки оружие и погиб от удара копья в сердце.

Экранизации

Илья Муромец, остановившийся у камня, – привычный с детства образ. Неудивительно, что о богатыре снято много кинолент и мультфильмов, написано множество картин.

Первым примерить на себя роль могущественного дружинника удалось . Фильм «Илья Муромец» вышел в 1956 году. В основу сюжета легли классические былины о богатыре и сцены из сказок .


Советский мультфильм о воине увидел свет в 1975 году. Вторая часть была выпущена на экран через три года. Мультипликационные фильмы повествуют о знаковых событиях в жизни дружинника. Музыкальным оформлением служат композиции из оперы «Илья Муромец».


В 2007 году студия анимационного кино «Мельница» выпустила мультфильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Полюбившийся малышам и их родителям образ немногословного силача (тому, кто озвучивал героя, не пришлось заучивать много текста) позже появится еще в четырех мультфильмах, посвященных русским богатырям. Голосом Муромца стали Валерий Соловьев и .


В фильме «Реальная сказка» (2010 год) былинный персонаж перенесен в современную реальность. Илья занимает должность охранника Кощея Бессмертного и вовсе не похож на истинного героя.


Алексей Дмитриев в роли Ильи Муромца в фильме «Реальная сказка»

Помимо кинофильмов, образ сильного и смелого мужчины нашел отражение в живописи, музыкальных композициях, спектаклях и компьютерных играх.

  • Илья Муромец упоминается в германских эпосах. В сказаниях герой носит имя Илья Русский.
  • В зарубежных источниках также упоминаются жена и дети воина, по которым мужчина скучает в дальних походах.
  • Исследователи утверждают, что Илья умер в возрасте 45-50 лет.
  • По неизвестным причинам останки Илья Муромца (вернее, предполагаемого прототипа) не поддались полному разложению. Верующие считают, что святые мощи богатыря исцеляют болезни позвоночника.

Цитаты

«Я иду служить за веру христианскую, и за землю русскую, да и за стольный Киев град...»
«Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины».
«У моего света-батюшки была корова прожорливая. Тоже много ела. Да под конец у нее пузо треснуло»
«Бегите, окаянные, по своим местам, да чините везде такову славу: Русь-земля не пуста стоит».
«Ты прости меня, мать, не работник я в поле, не добытчик. Калин-царь заготовил стрелу смертную в сердце Киеву. Не велика мне, молодце, честь сидеть в Карачарове».

В Киеве переименовывают парк Дружбы народов. Теперь, когда идет русско-украинская война, доставшееся от СССР название считают неактуальным. Отныне зона отдыха будет называться «Муромец». Скользкая тема, ведь происхождение воина не установлено.

Парк «Муромец» расположен на острове посреди Днепра. Согласно преданию, там стоял лагерь, откуда богатыри отправились наниматься на службу к . Остров на 100% украинский, а Илья чей?

Узнать это по останкам богатыря невозможно. Традиционно Илье Муромцу приписывались мощи, хранящиеся в пещерах Киево-Печерской лавры. Тридцать лет назад кости изучили судмедэксперты. Установлен рост покойника при жизни - 177 сантиметров, вполне богатырские габариты для Средневековья. Бугры на костях говорят о развитой мускулатуре, зажившие переломы - о боевом прошлом. Череп имеет признаки акромегалии. Такая патология прослеживается, к примеру, у боксера Николая Валуева.

По легенде, Илья лежал парализованным на печи 33 года, пока не был исцелен старцами. Действительно, эксперты рассмотрели на позвонках скелета следы спондилоартроза, который может приковать человека к постели и лечится костоправами.

Воспалительное заболевание, которое ограничивает подвижность позвоночника.

Кем и откуда был Илья, невозможно установить точно из-за скудости письменных источников. Поэтому WAS приводит набор фактов, которые используют сторонники различных версий:

1. Богатырь Илья - главный герой 15 русских и 4 украинских былин. Все они записаны не раньше середины 19 века.

2. Витязь Илья из Руси (Ilias von Riuzen) фигурирует в германских эпических поэмах 13 века. Древнерусские летописи не знают такого воина.

3. Первое упоминание Ильи Муромца найдено в письме, которое в 1574 году оршанский староста Филон Кмита отправил смотрителю Тракайского замка. Послание написано на языке Великого княжества Литовского, который в зависимости от своего гражданства ученые сейчас называют «старобелорусским», «староукраинским» или «западнорусским»:

Nieszczasnij ja dworanin, zhib jesmi w nendzy, a bolsz z žalu: ludi na kaszy perejeli kaszu, a ja s hołodu zdoch na storožy. Pomsti Bože hosudariu hrechopadenie, chto rozumiejet, bo prijdet czas, koli budiet nadobie Ilii Murawlenina i Sołowia Budimirowicza, prijdet czas, koli budiet služb naszych potreba.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1881-1898 гг. Илья Муромец в центре. Источник: Третьяковская галерея

4. В письме Илья назван Муравлянином . Австрийский дипломат Эрих Ляссота, побывавший в Киеве в 1594 году, пишет о богатыре Моровлине . Известны другие варианты прозвища: Муравленин, Муровец, Муромлян, Мурин .

5. Русские былины говорят, что Илья происходит из «села Карачарово под Муромом», украинские - что из «города Муромля».

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Лубок, 1887 год. Источник: New York Public Library Digital Collections / nypl.org «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Русский лубок, литография Ивана Голышева, 1868 год.

Сегодня у большинства людей, проживающих в России, немного исковеркано понимание кем был непобедимый «русский богатырь», и жил ли в действительности былинный герой Илья Муромец?

Факты и расследования

В ближних пещерах Киево — Печерской Лавры ученые нашли доказательства того, что похороненный там монах преподобный Илья и былинный богатырь Илья Муромец одно и тоже лицо.

Но, даже если Илья Муромец существовал в реальной жизни, почему он неожиданно оставил ратную жизнь и ушел в монастырь? Какие причины заставили богатыря никогда больше не брать в руки меч?

До этого времени доказательствами существования Ильи Муромца были только догадки. Летописи и другие исторические документы ни одним словом не упоминают о существовании легендарного богатыря. Неужели за какую-то провинность его могли вычеркнуть из летописи Киевской Руси?

Оказывается, в 1718 году страшный пожар уничтожил все оригиналы книг Киево — Печерской лавры.

Единственное упоминание об Илье Муромце сохранилось в случайно уцелевших записях монаха Киево-Печерского монастыря Анастасия Кальнофойского. Они датированы XYII веком. И это первое достоверное упоминание о святом Илье Печерском.

Монах записал: «В народе этого святого считали богатырем и великим воином, одним словом храбрецом». Именно таким словом ‘храбр’ тогда называли богатырей.

А слово ‘богатырь’ появилось намного позже. Поэтому сочетание ‘храбрый богатырь’ является просто тавтологией как масло масляное или ветер ветрянный.

XII век. Киевскую Русь разрывают междоусобицы. А с южных границ государству угрожает новый страшный враг — половцы. Это были невысокие ростом, желтокожие и очень жестокие кочевники. Они не строили городов и поселков, не вели хозяйство, а только убивали, грабили и угоняли пленных в рабство.

Обескровленная Русь была для них легкой добычей. Полчища половцев захватывают города и земли и быстро приближаются к Киеву. В этот угрожающий момент Киевский князь приглашает в город богатырей — избранных воинов с исключительной физической силой.

Кем в действительности были богатыри?

Люди приписывают богатырям сверх человеческие возможности. Согласно народных представлений это были очень сильные мужчины, которые ездили на огромных лошадях и в руках держали тяжелое оружие, которое не в силах был поднять обычный смертный.

После нападения половцев в Киев начали съезжаться десятки таких богатырей. Среди них был и скромно одетый крестьянин очень мощного телосложения по имени Илья Муромец.

Он родился в деревне возле русского города Мурома. Именно фамилия Муромец указывает на происхождение богатыря.

Но есть некоторая нестыковка исторических фактов.

Русский город Муром находится в тысяче пятистах километрах от Киева. Сейчас этот город территориально находится во Владимирской области.

Возникает естественный вопрос: за какое время в XII веке человек мог преодолеть это расстояние на лошади? Точно неизвестно. Но абсолютно все былины утверждают, что Илья Муромец прибыл в Киев по зову князя за пять часов.

Мало кто знает, что в Черниговской области недалеко от Киева есть поселок Муровск. И оба небольших города — русский Муром и украинский Муровск ныне считают себя родиной былинного героя Ильи Муромца.

В этом нет ничего странного. На право называться родиной мифического героя Геракла претендуют сразу шесть греческих городов.

Черниговская область, примерно 70 километров от Киева, селение Муровск. В XII веке здесь был город и назывался он Муровийск. Вокруг густые леса и болота и до Киева всего один день на лошади. Многие историки считают, что богатырь Илья на самом деле родился здесь, в Муровийске. Но в современном Муровске (сейчас городок называется так) никто и не догадывается, что девять столетий назад здесь родился будущий былинный герой.

Дни рождения в то время праздновать было не принято и этому событию особого внимания не придали.

Ведь вполне вероятно, что на каком-то этапе при пересказывании былин произошел сбой: кто-то что-то недослышал и передал далее новую, несколько измененную версию. В результате Илья с Муровска превратился в Илью Муромца.

Илья Муромец и страшное проклятие

Действительно ли Илья просидел на печи 30 лет и 3 года? За какую провинность мальчик получил страшное родовое проклятие — паралич ног?

Середина XII века, Муровийск. Непокорные язычники, которые жили в этом городе, противились принять христианство много веков.

Когда в Киеве уже давно отреклись от Перуна, в Муровийске продолжали поклоняться древним языческим богам. Пока на один из местных родов не упало тяжелое проклятие.

Когда-то отец Ильи, который был заклятым язычником, в одной из битв разрубил на части православную икону. За это его род был проклят: «Отныне все мальчики в роду будут рождаться инвалидами». Проклятие начало сбываться через 10 лет, когда у богохульника родился мальчик Илья и у него сразу после рождения отказали ноги.

Чего только ни делали его родные. Но все заговоры не помогали. Мальчик рос сильным, веселым, но абсолютно беспомощным. Целыми днями Илья сидел на лавке и смотрел в окно на детей, которые играли на улице. В эти моменты мальчик не по-детски сжимал кулаки и обещал себе, что когда-то он станет здоровым и ни для кого больше не будет в тягость.

Так прошло 30 лет. На лавке возле окна сидел уже сильный мужчина. Он и теперь не мог встать и не чувствовал ног. Но никто из его родных не знал, что Илья каждый день, упрямо сжав зубы, тренирует руки: поднимает тяжести и разгибает подковы. Он может все, тело слушается каждого его приказа, но ноги и теперь как бы принадлежат другому человеку.

Когда Илье исполнилось тридцать три года, он был готов смириться с судьбой и дома на печке искупать богохульство своего рода. Что и того, что в руках он чувствовал богатырскую силу? Ведь взрослый мужчина оставался беспомощным ребенком.

Но все изменилось в один день, когда возле его дома появились странствующие старцы. Они зашли в дом и попросили подать им воды. Илья пояснил, что не может этого сделать, потому что никогда не мог вставать. Но гости как будто не слышали его и повторили свою просьбу. В этот раз просьба звучала как приказ. 33-летний мужчина едва не расплакался от обиды. Но неожиданно почувствовал в ногах неведомую силу.

Отныне он мог ходить. Кем были эти старцы, Илья так и не узнал. Откуда они узнали о нем и почему помогли? Современные доктора не могут дать этому случаю объяснение. Единственное в чем они убеждены, так это в том, что этот мужчина действительно начал ходить только лишь в зрелом возрасте.

Феномен исцеления

Что произошло на самом деле никто не знает, но многие склоняются к тому, что психология здесь может сыграть решающую роль.

Современная медицина еще не дошла до того уровня знаний, чтобы пояснить этот феномен исцеления.

Старцы ушли, но перед уходом дали Илье наказ искупать дедовский грех и защитить свою землю от полчищ врагов, которые тучей сунут на Русь. Исцеленный Илья согласился, а потом дал старцам обет посвятить свою жизнь Богу.

Став на ноги он берется за самую тяжелую физическую работу: за день выкорчевал целое поле могучих дубов, на своих плечах легко переносит колоды, которые не под силу сдвинуть двум лошадям. Старые родители радуются выздоровлению сына, но еще больше они удивлены его нечеловеческой силой. Они не подозревали, что Илья годами тренировал руки. Счастливые родители надеялись, что теперь их сын будет им помощником и опорой.


Надпись на табличке: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки. Этому дубу около 300 лет, он рос ещё во времена Ивана Грозного, а потом ещё 300 лет в оке пролежал. Его диаметр около 1.5 м., обхват около 4.6м. В 2002 году дуб был поднят муромскими речниками со дна Оки на Спасском перекате, в 150 км. от устья»

Но Илья не захотел оставаться дома. Годы, проведенные в параличе, изменили его тело.Руки стали необыкновенно сильными, в такие руки меч сам просится.

Он помнит свой обет старцам: защитить свою родину от врагов и посвятить свою жизнь служению Богу.

А когда услышал о страшном нашествии половцев и призыв князя к защите родины, то едет в Киев добывать военную славу и защищать землю.

Самый короткий путь от Муровийска в Киев идет через опасный лес. Там, возле могучего дуба, жило огромное чудище, которое своим свистом убивало каждого спутника. Это чудище называли Соловей Разбойник.

Былины рассказывали: Илья Муромец заехал в лес и громко вызвал чудище на ратный бой. Соловей засвистел так, что конь под богатырем присел. Но Илья не испугался. Бой между ними был коротким. Илья с легкостью победил Соловья Разбойника, связал и повез его в Киев в подарок князю.

Но как эта встреча могла выглядеть в действительности?

Соловей ли, разбойник ли?

Ученые считают, что Соловей Разбойник действительно мог жить в Черниговских лесах. И это было не мифическое чудище а вполне реальный человек. О нем даже воспоминание в летописи осталось.

Разбойника звали не Соловей, а Могита. Он разбойничал в лесах под Киевом. Возможно именно его победил реальный Илья Муромец. Как и былинный Соловей, Могита был пойман и привезен на суд в Киев.

Там, если верить былине, Илья встретился с князем Владимиром — Красное Солнышко. Но просто одетый крестьянин не понравился надменному князю. Вместо обещанной награды за Соловья Разбойника Владимир бросил к ногам Ильи свою поношенную шубу, бросил как какому-то нищему.

Богатырь рассердился не не шутку и начал угрожать князю. Охране с трудом удалось его схватить и бросить в темницу. Перепуганный Владимир велел тридцать дней не давать наглецу хлеба и воды.

Тем временем Киев окружает орда врагов. Их Хан предлагает сдать город и снять с церкви кресты. Иначе он уничтожит город, выжжет церкви и потопчет лошадьми святые иконы. С самого князя он грозится живьем содрать кожу. Тогда-то Владимир вспомнил о богатыре, который сидит в темнице. Он просит Илью Муромца забыть обиду и стать на защиту Киева.

Так повествуют древние былины. Но на самом деле Илья Муромец не мог встретиться во времени с князем Владимиром, т.к. жил на сто лет позже него.

Почему былины это припрятали? И мог ли Илья Муромец на самом деле помогать защищать Киев?

Былины сдвинули во времени людей из двух эпох. В этом нет ничего странного. Ведь народные рассказы из поколения в поколение дополнялись новыми подробностями и персонажами. В былинах они часто перемешивались и свои героические поступки совершали вместе.

Три легендарных былинных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никогда не могли встретиться друг с другом в реальном времени ибо их разделяет три столетия.


Картина В. М. Васнецова «Богатыри»

Богатырь Добрыня Никитич жил в X веке и на самом деле был дядей князя Владимира Великого. Богатырь Алеша Попович дрался с чудищем — змеем в XI веке, а Илья Муромец защищал Русь в XII веке. Но кому из князей служил Илья?

Когда Илья Муромец приехал в Киев, на престоле был князь Святослав, правнук Владимира Мономаха. Он не мог пренебрежительно отнестись к богатырю.

Первый военный поход Ильи Муромца

Святослав был здравомыслящим и уравновешенным политиком. Он во времена своего правления пытался объединить русских князей против половцев. Уже в своем первом походе под руководством Святослава русичи разбили полчища половцев.

Именно в этом походе, как считают историки, впервые принял участие богатырь Илья Муромец. Они предполагают, что он входил в дружину князя и принимал участие во всех битвах, которые происходили в тот промежуток времени.

В военных походах прошло десять лет. Илья стал прославленным богатырем, о котором начали слагать легенды.

Тем временем сам он не торопился исполнять обещание, которое дал своим исцелителям. Он не готов был уйти от мирской жизни в монастырь и считал, что впереди у него еще много ратных подвигов. Но воевать ему оставалось недолго.

В 1185 году сын Святослава князь Игорь собирает свою дружину в поход на половцев. Семь тысяч русских воинов, возглавляемых Игорем, идут просто в сердце половецкой земли.

Тогда они еще не знали, что этот поход закончится для них поражением, самым жестоким в истории Киевской Руси. Именно эта битва была описана неизвестным летописцем в произведении «Сло́во о полку́ И́гореве «.


В. М. Васнецов. После побоища князя Игоря Святославича над половцами

Решающий бой русичей с кочевниками

Их было столько, что пыль из-под копыт закрыла землю. Силы были неравными и ряды русичей танут. Князь Игорь видит, что половцы прижимают русичей к берегу реки.

На Илью нападают сразу несколько кочевников. Тяжелый удар сбрасывает его с лошади. Половец заносит кривой ятаган над головой богатыря. Еще мгновение и все…

И тут на Илью как бы снисходит прозрение. Только теперь, перед лицом смерти он вспомнил свое обещание искупить старый дедовский грех служением Богу. Илья Муромец мысленно просит старцев, исцеливших его, о помощи в последний раз. Если он выживет в этом бою, то больше никогда не возмет в руки оружие.

Илья Муромец в этой битве с половцами получил очень тяжелые ранения. И это стало причиной его отхода от ратных дел. А жизнь ему спасла стрела русича, успевшая пронзить половца.

Илья уже не помнил, как верный конь вынес своего всадника с поля боя. А когда сознание вернулось ему, первое, что увидел Илья, были православные кресты на церкви.

Киево-Печерский монастырь

Сюда на лошади приехал израненный мужчина лет сорока. Возле стен монастыря он расседлал и отпустил коня, а затем снял с себя доспехи. В Лавре богатыря принял иегумен Василий. Он был не просто монахом, а главным защитником главной русской святыни. Нового послушника он встретил гостеприимно и надеялся, что Илья Муромец поможет монахам защищать Лавру от частых набегов. Поэтому иегумен разрешает Илье взять с собой в келью меч.

Но Муромец сразу говорит монахам, что больше он никогда не возмет в руки меч, никогда и никого не станет убивать, а будет исполнять обет, который когда-то дал святым старцам.

Он принял постриг в честь пророка Ильи. В келье вел аскетический образ жизни и ни с кем не общался.

В рукописи XYII века были найдены воспоминания о необычайном смирении бывшего богатыря, который дал обет никогда не поднимать руку на ближнего своего. За время пребывания в монастыре к нему пришел дар предвидения и исцеления. Но довелось ли Илье умереть в мире и молитве? Летописные источники утверждают, что нет.

В 1203 году в Киев ворвались полчища князя Рюрика Ростиславовича. Для того, чтобы изгнать из города своего племянника, князь привел с собой жадных к грабежам и разбою половцев, а после осады отдал им Киев на растерзание.

И случилось великое зло на земле русской. Ничего подобного не было со времени крещения Руси. Эти печальные события описаны в «Повести временных лет».

Половцы сожгли Подол, ограбили Софию Киевскую и Десятинную церковь и уничтожили всех монахов и священников. Мирное население беспощадно уничтожили. А потом подошли к воротам Киево-Печерской Лавры.

К бою с ними встали все, кто был в монастыре. Единственный, кто не вышел со всеми, был инок Илья. С кельи он слышал отголоски битвы. Но он помнил, что пришел в монастырь и дал обет никогда не брать в руки оружие.

Муромец выходит с кельи, готовый склонить голову перед мечом половца. Но неожиданно он видит иегумена Василия, который в руках держит икону. С ней он медленно идет через поле битвы навстречу врагу. А потом Илья увидел, как иегумен упал, а разбитая икона стала красной от крови. И тогда иегумен Илья в последний раз нарушает обещание. Он поднимает меч чтобы, как когда-то, одним ударом снести головы врагам но неожиданно чувствует сильнейшую слабость в ногах. Он не может сделать ни одного шага.

Через мгновение он видит видение — поруганную его делом икону. Окруженный врагами, Муромец собрал последние силы, но стать на ноги он уже не смог, а только почувствовал, как его ударило вражеское копье.

В тот день все монахи Киево-Печерской Лавры приняли мученическую смерть. Среди них был и инок Илья. Его похоронили вместе с остальными.

А когда через пол столетия монахи открыли его захоронение, они были сильно удивлены. К телу Ильи Муромца не прикоснулось тление. Пальцы правой руки были сложены так, как будто он осенял себя крестом.


Гробница преподобного Илии Муромца. В серебряном ковчеге находится часть левой руки преподобного.
Объяснения этому феномену ученые до сих пор не нашли. И точных обстоятельств Ильи Муромца не знает никто. Известно только, что погиб он, получив смертельный удар копьем, когда защищал святой монастырь. В последний момент жизни Илья Муромец был и богатырем-воином и преподобным монахом одновременно.

В 1643 году его канонизировали под именем Преподобного Ильи. Так монахи на много веков спрятали правду о настоящем Илье Муромце. К мощам Преподобного Ильи до сих пор приходят за исцелением, особенно люди с болезнью ног.

Они молятся не былинному герою, который стал героем сказок и анекдотов, а тому, кто нашел в себе силу преодолеть неизлечимую болезнь и навсегда отказаться от мирской жизни.

Заключения специалистов судебной медицины

В 1990 году группа киевских ученых получила беспрецедентную возможность. Им поручили исследовать святые Киево-Печерские мощи. Эти тела хранились нетленными на протяжении почти тысячи лет в пещерах Лавры. Люди, которые приходят в эти пещеры, убеждены, что эти мощи обладают бесценным даром исцеления. Но кем они были в реальной жизни и откуда получили такую силу?

Специалисты судебной медицины посетили ближние пещеры Лавры и там провели полную экспертизу пятидесяти четырех тел. Среди них были исследованы и мощи преподобного Ильи Муромца. Результаты несказанно удивили и просто поразили.

«Это был высокий сильный мужчина, который умер в возрасте 45 — 55 лет. Он был высотой один метр семьдесят семь сантиметров.»

Здесь следует понимать, что десять веков тому назад человек такого роста действительно считался и являлся великаном, ибо средний рост мужчин того времени был значительно меньшим. Но исследователей поразило не только это.

Они пришли к обоснованному выводу, что имя монаха не просто совпадает с именем былинного богатыря и вот почему. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили отголоски многих битв в виде различных повреждений. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили и следы ударов копьем, саблей, мечом и поломанные ребра. Но не эти повреждения стали причиной гибели.

Описание Ильи Муромца по результатам экспертизы:

Специалисты утверждают, что этот человек при жизни имел сильно развитые мышцы, необычайно толстый череп и значительно длиннее, чем у обычных людей, руки.

Но более всего поразило другое. Оказалось, что при жизни этот монах страдал тяжелым недугом позвоночника и очень длительный промежуток времени не мог двигаться вообще.

Стало известно, что действительно он имел большие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, что собственно и подтверждает версию о былинном герое Илье Муромце, который до тридцати трех лет не мог двигаться.

Что могло явиться причиной недуга такого физически крепкого мужчины?

Директор музея медицины В. Шипулин утверждает, что изначально у экспертов была версия о том, что умерший перенес туберкулез костей. Но после детального анализа мощей выяснилось, что этот человек практически от рождения страдал полиомиелитом.

Полиомиели́т (от др.-греч. πολιός - серый и µυελός - спинной мозг) - детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся преимущественно патологией нервной системы.

Эта болезнь и вызвала полный паралич. Это были две основные версии причин неподвижности. То есть, Илья Муромец, описанный в былинах и преподобный Илья, похороненный в пещере Киево-Печерской Лавры является одним и тем же человеком!

И 800 лет назад он завершил свою жизнь в этом монастыре.

И лья Муромец - самый известный герой русского эпоса, но не все знают, что не выдумал его Боян, что жил он на самом деле неподалеку от Мурома. Кстати, предки наши XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность - воин, который много лет состоял в дружине киевского князя Владимира - был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Хотя русские летописи не упоминают его имени, зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода - Ильей Русским.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало. Предполагают, что родился Илья около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. В детстве и юности страдал параличом, однако не роптал на судьбу, не жаловался, только молился со смирением. А горевал Илья лишь о том, что если б был он здоров, то «не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам». Вот и услышал Господь его чистую молитву.

Однажды в дом вошли калики перехожие (странники) и властно сказали Илье: «Поди и принеси нам напиться!». Илья, послушный, кроткий, проводивший все время в молитвах, не мог ослушаться старцев и обидеть их. Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. От этих же странников Илья получает благословение биться с врагами земли родной. Интересная деталь: в былинах советского времени эпизод с пришедшими к недвижимому Илье странниками тщательно «редактировался» с целью дехристианизации преподобного Илии Муромца.

Итак, до пострига Илья состоял в княжеской дружине. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять». Скончался святой богатырь около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.

Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!».

В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.

Мощи прп. Ильи Муромца,
почивающие в Антониевых
пещерах Киево-Печерской Лавры

Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности былинного героя. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса является святым Русской Православной Церкви. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще 69-ти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца - гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским «изобразителем» Ильей в середине XVII в.

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста, по тем временам (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40–55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI–XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире «Красное солнышко», как повествуется в былинах.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но, как показала экспертиза мощей, предсказание калик, к сожалению, не свершилось. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести немного времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития, зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, в которых на образ древнего богатыря повлиял известный Илейка Муромец (Горчаков) из г. Мурома, сторонник Лжедмитрия. Известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров, и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где никогда не сомневались в его реальном существовании и происхождении.

Известно, что классические былины об Илье Муромце были записаны в основном на севере, а казацкие песни - на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в. Муромский краевед А. А. Титов, автор «Исторического описания города Мурома» 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника, может быть, потому, что «Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру...».

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Этy церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, «что гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Троицкая церковь в селе Карачарове, по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А. А. Епанчин в конце 1960-х гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице дочери муромского князя Глеба. В газете «Муромский край» (№ 102, 8 мая 1914 г.) была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов - доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище - Гущины - стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. А мужчины этого рода, словно в подтверждение родства своего с богатырем, и сейчас обладают силой недюжинной.

В XIX в. бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории.

Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы, с возрождением Церкви и местных святынь, церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение как на родине богатыря, так и по всей стране. Так, в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 г. в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 г. на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов.

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В городе Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку.

Богатырь Илья Муромец как фольклорное воплощение русского характера, совестливого и справедливого, вдохновлял многих поэтов, художников, композиторов, актеров и историков. Стихи и поэмы о нем писали Н. М. Карамзин, А. К. Толстой, И. С. Никитин. Композитор Л. Д. Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри», а художник В. Васнецов увековечил память о нем и других русских богатырях в картине «Богатыри».

Преподобне отче Илие, моли Бога о нас!

Воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья - Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) - Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века - Илья Мурович или Илья Муровец .

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », «Илья Муромец и Идолище Поганое », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином ». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…» По данным некоторых историков Российской империи и современных украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск , Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским .

По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15-ти из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю ).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Первая поездка Ильи Муромца
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Сокольник
  11. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  12. Камское побоище
  13. Илья Муромец и Калин-царь
  14. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  15. Илья Муромец и Соловей Разбойник

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Былинная биография Ильи Муромца

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Фольклор за пределами Русского Севера

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой , Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге , Яике и входившего в состав казачества.

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам , латышам , чувашам , якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея , которого не знают былины об Илье Муромце.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком . Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются . Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским .

Исторический прототип

Мощи Ильи Печерского

Прототипом былинного персонажа исследователями считается исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский .

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января . Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры . Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина . Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

Илья Муромец в русской культуре

Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятники

  • В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова
  • В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний "Стимэкс" и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.

Объекты, названные в честь Ильи

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец .
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог - Илья Муромец»

Техника

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» - рукописная народная книга XVIII века
  • Илья Муромец - незавершенная поэма («богатырская сказка ») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» - баллада А. К. Толстого
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья Муромец - главный герой одноименного романа Ивана Кошкина.
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах , а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов - один из главных героев исторического романа Девятный Спас Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.

Современный фольклор

  • В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Изобразительное искусство

Живопись

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри », под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье ».
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В. П. Верещагина
  • Илья Муромец - картина Николая Рериха
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Пластика

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - композиция из фарфора скульптора С. М. Орлова

Музыка

Оперы

  • Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова .
  • В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри»
  • Илья Муромец - персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» - опера Валентины Серовой
  • Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова.

Симфонические произведения

  • В 1909-11 композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Массовая музыка

  • У группы «Сектор газа » есть песня «Илья Муромец»
  • У группы Сектор Газовой Атаки есть альбом «Рок-былина Илья Муромец»