Ильин психология эмоций. Евгений павлович ильин эмоции и чувства

СПб.: 2001 - 752 с. (Серия "Мастера психологии")

Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях.

Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов и вузов.

Формат: pdf / zip

Размер: 7 ,35 Мб

RGhost

Формат: doc / zip ( схемы есть, но нет фотографий)

Размер: 1 ,4 1 Мб

/ Download файл

Оглавление:
Предисловие....................................................................................................................9
Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики...........................13
1.2. Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну.........15
1.3. Виды эмоционального реагирования..........................................................16
1.4. Компоненты эмоционального реагирования............................................17
Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования.......18
Физиологический компонент эмоционального реагирования.. 20
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.......23
1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние..........
1.6. Эмоциогенные ситуации.................................................................................36
1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования......................38
Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления........41
Эмоциональный тон ощущений...........................................................41
Эмоциональный тон впечатлений.......................................................46
2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие...........................................48
Аффект..........................................................................................................52
Свойства эмоций........................................................................................54
2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент)...........................58
Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66
3.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина...............................................67
3.2. «Ассоциативная» теория В. Вундта............................................................67
3.3. «Периферическая» теория У. Джемса - Г. Ланге..................................67
3.4. Теория У. Кеннона - П. Барда......................................................................72
3.5. Психоаналитическая теория эмоций...........................................................73
3.6. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация.....74
3.7. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина........................................74
3.8. Фрустрационные теории эмоций.................................................................75
3.9. Когнитивистские теории эмоций.................................................................75
3.10. Информационная теория эмоций П. В. Симонова................................79
3.11. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.......................................
3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций......................89
Глава 4. Роль и функции эмоций 99
4.1. Целесообразность эмоций...............................................................................99
4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций...........................100
4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью............102
История вопроса.....................................................................................102
Деструктивная роль эмоций................................................................118
4.4. Прикладная роль эмоций..............................................................................119
Коммуникативная роль эмоций.........................................................119
Роль эмоций в когнитивных процессах и творчестве.................122
Роль эмоций в педагогическом процессе.........................................125
Оздоровительная роль эмоций...........................................................128
Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130
5.1. Причины разнообразия эмоций....................................................................130
5.2. Различные подходы к классификации эмоций........................................130
Глава 6. Характеристика различных эмоций 139
6.1. Эмоции ожидания и прогноза.....................................................................139
Волнение.....................................................................................................139
Тревога.......................................................................................................142
Страх...........................................................................................................147
Отчаяние.....................................................................................................159
6.2. Удовлетворение и радость............................................................................160
Удовлетворение.......................................................................................160
Радость.......................................................................................................161
6.3. Фрустрационные эмоции..............................................................................163
Обида..........................................................................................................165
Разочарование..........................................................................................165
Досада.........................................................................................................165
Гнев...............................................................................................................165
Исступление..............................................................................................169
Печаль.........................................................................................................169
Уныние........................................................................................................171
Тоска и ностальгия..................................................................................172
Горе...............................................................................................................173
6.4. Коммуникативные эмоции...........................................................................176
Веселье........................................................................................................176
Смущение...................................................................................................176
Смятение...................................................................................................179
Стыд............................................................................................................179
Вина как отражение совести................................................................185
Презрение..................................................................................................189
6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы...190
Удивление..................................................................................................191
Интерес.......................................................................................................195
Чувство юмора.........................................................................................198
Эмоция догадки........................................................................................199
«Чувство» уверенности-неуверенности (сомнения).................200
Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности 202
7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности)...........................202
7.2. Скука (состояние монотонии).....................................................................208
Факторы устойчивости к монотонности труда.............................215
Меры борьбы с монотонией.................................................................218
7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения).........................219
7.4. Феномен «эмоционального выгорания»..................................................221
Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224
8.1. Эмоциональная возбудимость.....................................................................224
8.2. Эмоциональная глубина................................................................................227
8.3. Эмоциональная ригидность-лабильность.............................................228
8.4. Эмоциональная устойчивость.....................................................................228
8.5. Экспрессивность...............................................................................................233
8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека.....................233
Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности.............241
Эмоциональный интеллект..................................................................242
Эмоциональная память.........................................................................244
Эмоциональный слух............................................................................248
9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей...250
9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей........251
9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике...........................254
9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи..................................257
9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии различных эмоций...............258
9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния другого человека..260
9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций.......................................264
9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека...266
Глава 10. Управление эмоциями 267
10.1. Значение управления эмоциями.................................................................267
10.2. Контроль выражения своих эмоций..........................................................268
10.3. Вызов желательных эмоций.........................................................................270
10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний....................276
Глава 11. Общее представление о чувствах 282
11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция».......................................282
11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту (эмоциональная установка)...288
11.3. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств) .... 292
11.4. Классификация чувств...................................................................................295
Глава 12. Характеристика различных чувств 297
12.1. Симпатия и антипатия...................................................................................297
12.2. Привязанность.................................................................................................300
12.3. Дружба................................................................................................................303
12.4. Влюбленность...................................................................................................308
12.5. Любовь................................................................................................................310
12.6. Враждебность...................................................................................................316
12.7. Зависть.................................................................................................................318
12.8. Ревность.............................................................................................................322
12.9. Удовлетворенность.........................................................................................328
12.10. Счастье...............................................................................................................331
12.11. Чувство гордости..............................................................................................333
12.12. Псевдочувства..................................................................................................335
Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338
13.1. Виды эмоционального поведения в общении.........................................338
13.2. Эмоциональные произвольные реакции (действия)...........................338
13.3. Гедонизм и аскетизм.......................................................................................339
13.4. Фрустрационное поведение.........................................................................340
13.5. Горевание (скорбь)..........................................................................................348
13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения..............................349
13.7. Предбрачное ухаживание..............................................................................351
Глава 14. Эмоциональные типы 352
14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера).........................352
14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности...........................355
14.3. Оптимисты- пессимисты.............................................................................357
14.4. Застенчивые.......................................................................................................358
14.5. Обидчивые и мстительные...........................................................................363
14.6. Сентиментальные.............................................................................................365
14.7. Эмпатийные......................................................................................................365
14.8. Тревожные.........................................................................................................370
14.9. Совестливые......................................................................................................377
14.10. Любознательные...............................................................................................377
Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий 378
15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов.....................................378
15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов..........383
15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников......386
15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов)..388
Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности 390
16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы.390
16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев...........................................393
16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста..................................397
16.4. Эмоциональные особенности дошкольников.........................................398
16.5. Эмоциональная сфера младших школьников........................................401
16.6. Эмоциональная сфера подростков.............................................................403
16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей)..........................404
16.8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности 404
16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста...........406
16.10. Половые различия в эмоциональной сфере............................................408
Глава 17. Патология и эмоции 415
17.1. Причины эмоциональных расстройств.....................................................415
17.2. Патологические изменения эмоциональных свойств личности......418
17.3. Извращение эмоциональных реакций......................................................419
17.4. Патологические эмоциональные состояния...........................................424
17.5. Патологическая застенчивость....................................................................429
17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях.............................430
17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья...434
Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437
18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний...........437
18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека...446
Приложение................................................................................................454
1. Научный терминологический словарь...................................................454
2. Бытовой терминологический словарь......................................................457
3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций.................481
4. Методики изучения эмоциональной сферы человека........................487
1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний......487
2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний........490
3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний.......524
4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств) . 531
5. Методики изучения эмоциональных свойств личности.......539
6. Методики изучения эмоциональных типов..............................552
7. Методики изучения эмоциональной экспрессии....................592
8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного поведения....599
9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников 617
10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека......630
11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности....651
Заключение..............................
Список литературы 669
Предметный указатель 740

СПб.: 2001 - 752 с. (Серия "Мастера психологии")

Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях.

Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов и вузов.

Формат: pdf / zip

Размер: 7 ,35 Мб

RGhost

Формат: doc / zip ( схемы есть, но нет фотографий)

Размер: 1 ,4 1 Мб

/ Download файл

Оглавление:
Предисловие....................................................................................................................9
Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики...........................13
1.2. Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну.........15
1.3. Виды эмоционального реагирования..........................................................16
1.4. Компоненты эмоционального реагирования............................................17
Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования.......18
Физиологический компонент эмоционального реагирования.. 20
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.......23
1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние..........
1.6. Эмоциогенные ситуации.................................................................................36
1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования......................38
Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления........41
Эмоциональный тон ощущений...........................................................41
Эмоциональный тон впечатлений.......................................................46
2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие...........................................48
Аффект..........................................................................................................52
Свойства эмоций........................................................................................54
2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент)...........................58
Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66
3.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина...............................................67
3.2. «Ассоциативная» теория В. Вундта............................................................67
3.3. «Периферическая» теория У. Джемса - Г. Ланге..................................67
3.4. Теория У. Кеннона - П. Барда......................................................................72
3.5. Психоаналитическая теория эмоций...........................................................73
3.6. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация.....74
3.7. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина........................................74
3.8. Фрустрационные теории эмоций.................................................................75
3.9. Когнитивистские теории эмоций.................................................................75
3.10. Информационная теория эмоций П. В. Симонова................................79
3.11. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.......................................
3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций......................89
Глава 4. Роль и функции эмоций 99
4.1. Целесообразность эмоций...............................................................................99
4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций...........................100
4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью............102
История вопроса.....................................................................................102
Деструктивная роль эмоций................................................................118
4.4. Прикладная роль эмоций..............................................................................119
Коммуникативная роль эмоций.........................................................119
Роль эмоций в когнитивных процессах и творчестве.................122
Роль эмоций в педагогическом процессе.........................................125
Оздоровительная роль эмоций...........................................................128
Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130
5.1. Причины разнообразия эмоций....................................................................130
5.2. Различные подходы к классификации эмоций........................................130
Глава 6. Характеристика различных эмоций 139
6.1. Эмоции ожидания и прогноза.....................................................................139
Волнение.....................................................................................................139
Тревога.......................................................................................................142
Страх...........................................................................................................147
Отчаяние.....................................................................................................159
6.2. Удовлетворение и радость............................................................................160
Удовлетворение.......................................................................................160
Радость.......................................................................................................161
6.3. Фрустрационные эмоции..............................................................................163
Обида..........................................................................................................165
Разочарование..........................................................................................165
Досада.........................................................................................................165
Гнев...............................................................................................................165
Исступление..............................................................................................169
Печаль.........................................................................................................169
Уныние........................................................................................................171
Тоска и ностальгия..................................................................................172
Горе...............................................................................................................173
6.4. Коммуникативные эмоции...........................................................................176
Веселье........................................................................................................176
Смущение...................................................................................................176
Смятение...................................................................................................179
Стыд............................................................................................................179
Вина как отражение совести................................................................185
Презрение..................................................................................................189
6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы...190
Удивление..................................................................................................191
Интерес.......................................................................................................195
Чувство юмора.........................................................................................198
Эмоция догадки........................................................................................199
«Чувство» уверенности-неуверенности (сомнения).................200
Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности 202
7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности)...........................202
7.2. Скука (состояние монотонии).....................................................................208
Факторы устойчивости к монотонности труда.............................215
Меры борьбы с монотонией.................................................................218
7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения).........................219
7.4. Феномен «эмоционального выгорания»..................................................221
Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224
8.1. Эмоциональная возбудимость.....................................................................224
8.2. Эмоциональная глубина................................................................................227
8.3. Эмоциональная ригидность-лабильность.............................................228
8.4. Эмоциональная устойчивость.....................................................................228
8.5. Экспрессивность...............................................................................................233
8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека.....................233
Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности.............241
Эмоциональный интеллект..................................................................242
Эмоциональная память.........................................................................244
Эмоциональный слух............................................................................248
9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей...250
9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей........251
9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике...........................254
9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи..................................257
9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии различных эмоций...............258
9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния другого человека..260
9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций.......................................264
9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека...266
Глава 10. Управление эмоциями 267
10.1. Значение управления эмоциями.................................................................267
10.2. Контроль выражения своих эмоций..........................................................268
10.3. Вызов желательных эмоций.........................................................................270
10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний....................276
Глава 11. Общее представление о чувствах 282
11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция».......................................282
11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту (эмоциональная установка)...288
11.3. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств) .... 292
11.4. Классификация чувств...................................................................................295
Глава 12. Характеристика различных чувств 297
12.1. Симпатия и антипатия...................................................................................297
12.2. Привязанность.................................................................................................300
12.3. Дружба................................................................................................................303
12.4. Влюбленность...................................................................................................308
12.5. Любовь................................................................................................................310
12.6. Враждебность...................................................................................................316
12.7. Зависть.................................................................................................................318
12.8. Ревность.............................................................................................................322
12.9. Удовлетворенность.........................................................................................328
12.10. Счастье...............................................................................................................331
12.11. Чувство гордости..............................................................................................333
12.12. Псевдочувства..................................................................................................335
Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338
13.1. Виды эмоционального поведения в общении.........................................338
13.2. Эмоциональные произвольные реакции (действия)...........................338
13.3. Гедонизм и аскетизм.......................................................................................339
13.4. Фрустрационное поведение.........................................................................340
13.5. Горевание (скорбь)..........................................................................................348
13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения..............................349
13.7. Предбрачное ухаживание..............................................................................351
Глава 14. Эмоциональные типы 352
14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера).........................352
14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности...........................355
14.3. Оптимисты- пессимисты.............................................................................357
14.4. Застенчивые.......................................................................................................358
14.5. Обидчивые и мстительные...........................................................................363
14.6. Сентиментальные.............................................................................................365
14.7. Эмпатийные......................................................................................................365
14.8. Тревожные.........................................................................................................370
14.9. Совестливые......................................................................................................377
14.10. Любознательные...............................................................................................377
Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий 378
15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов.....................................378
15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов..........383
15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников......386
15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов)..388
Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности 390
16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы.390
16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев...........................................393
16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста..................................397
16.4. Эмоциональные особенности дошкольников.........................................398
16.5. Эмоциональная сфера младших школьников........................................401
16.6. Эмоциональная сфера подростков.............................................................403
16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей)..........................404
16.8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности 404
16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста...........406
16.10. Половые различия в эмоциональной сфере............................................408
Глава 17. Патология и эмоции 415
17.1. Причины эмоциональных расстройств.....................................................415
17.2. Патологические изменения эмоциональных свойств личности......418
17.3. Извращение эмоциональных реакций......................................................419
17.4. Патологические эмоциональные состояния...........................................424
17.5. Патологическая застенчивость....................................................................429
17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях.............................430
17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья...434
Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437
18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний...........437
18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека...446
Приложение................................................................................................454
1. Научный терминологический словарь...................................................454
2. Бытовой терминологический словарь......................................................457
3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций.................481
4. Методики изучения эмоциональной сферы человека........................487
1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний......487
2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний........490
3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний.......524
4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств) . 531
5. Методики изучения эмоциональных свойств личности.......539
6. Методики изучения эмоциональных типов..............................552
7. Методики изучения эмоциональной экспрессии....................592
8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного поведения....599
9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников 617
10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека......630
11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности....651
Заключение..............................
Список литературы 669
Предметный указатель 740

Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нём уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и её составляющих: эмоциональноготона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут использоваться как в научных, так и практических целях.

Предисловие

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1973), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1962,1975, 1981,1987), Л. И. Куликова (1997). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Ильин, 2000а, б), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Речь об эмоциях в этих книгах шла вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, 1894; Вилюнас, 1990; Додонов, 1987; Изард, 1980; Леонтьев, 1982; Фресс, 1975; Рейковский, 1979, Симонов и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эт-кинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. — Е. И.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место. По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия «холодные» попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем «горячие» акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).

Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непро извольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 1928 году: «Психология аффективных процессов — наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (Психология эмоций, 1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь по ходу написания этой книги, когда порой я чувствовал бессилие в наведении в своих мыслях (после прочитанного у разных авторов) хоть какой-то системы в понимании сути эмоциональных явлений, их классификации и прочем.

Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например, У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается «научной психологии» чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии».

Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «Чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер — «ума» и «воли». Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого…

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (Watson, 1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (Duffy, 1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (Meyer, 1933) о том, что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге — и профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе.

Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. <…>

Характеристики эмоционального реагирования . Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).

С учетом приведенных выше характеристик эмоциональных реакций в отечественной психологии традиционно выделяют следующие их классы: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты), настроения.

Иной и более продуктивный, на мой взгляд, подход имеется у В. М. Смирнова и Л. И. Трохачева (1974), которые выделяют эмоциональные реакции и эмоциональные состояния.

Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект). Эмоциональный отклик является, по мнению авторов, самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика не велики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека. <...>

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость. <…>

Эмоциональные состояния , согласно В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).

Рис. 1. Виды эмоционального реагирования.

Целесообразно объединить традиционную классификацию видов эмоционального реагирования с классификацией Смирнова и Трохачева, так как они не противоречат, а дополняют друг друга (рис. 1). <…>

Еще П. Жане (Janet, 1928) писал о том, что эмоция не сводится к внутреннему переживанию или к физиологическим нарушениям. Эмоция - это реакция всей личности (включая и организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться, это поведение. Конечно, сведение эмоции к поведению не оправдано. Но в принципе, Жане прав. О том же пишет и К.Изард: поскольку влияние любой эмоции генерализованное, то физиологические системы и органы в большей или меньшей степени задействованы в эмоции. Таким образом, эмоция в своем проявлении многокомпонентна.



Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования. Пожалуй, наиболее адекватное определение переживанию дал в своей более ранней работе К. К. Платонов (1972), у которого переживание - «это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения».

Близко к этому понимание переживания Л. М. Веккером (2000). Для него переживание - это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание.

Физиологический компонент эмоционального реагирования. Эмоции - это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу. <…>

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования. Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности. <…>



Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач.

Эмоциональный тон ощущений - это низший уровень врожденного (безусловно рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия. Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего физиологического процесса (ощущения). Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.

Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он связан с социализацией человека в процессе его онтогенетического развития и, следовательно, с механизмом обусловливания, не требует для своего возникновения непосредственного физического контакта с раздражителем, но сохраняет те же функции, что и эмоциональный тон ощущений.

С. Л. Рубинштейн (1946) в понимании сущности эмоций исходил из того, что в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Таким образом, чаще всего эмоции определяются как переживание человеком данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Эмоция - это намного более высокий уровень эмоционального реагирования, чем эмоциональный тон. По сравнению с эмоциональным тоном эмоция имеет ряд преимуществ, поэтому играет несравнимо большую роль в жизни животных и человека.

1. Эмоции - это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель.

2. Эмоции - это часто заблаговременные реакции на ситуацию и ее оценка. В результате под влиянием эмоции человек реагирует на еще не наступивший контакт с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для животного и человека той или иной ситуации.

3. Эмоции - это дифференцированная оценка разных ситуаций. В отличие от эмоционального тона, который дает обобщенную оценку (нравится - не нравится, приятно - неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации.

4. Эмоции - это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счет мобилизации психической и физической энергии. Этого механизма эмоциональный тон, очевидно, лишен.

5. Эмоции, как и эмоциональный тон - это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности. <...>

Формы проявления эмоций. Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха), радость может быть бурная и тихая, рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться, в гневе человек может буйствовать, или же у него может все кипеть в груди и т.д.

Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т. д…). Именно так С. И. Ожегов (1975) и определяет настроение: как внутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств и как склонность что-либо делать. <…>

В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной длительностью; настроение может длиться часами, а то и днями;

3) подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он сегодня встал не с той ноги);

4) влиянием па активность человека; постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе. <…>

Функции и роль эмоций. Говоря о том, для чего человеку и животным нужны эмоции, следует, с моей точки зрения, различать их функции и роль. Функция эмоций - это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) - это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. <…>

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее (Макарова, 1968). «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. "Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливая сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д. (Лукьянов, 1966). <...>

Эмоции отражают не только биологическую, но и личностную значимость внешних стимулов, ситуаций, событий для человека, т. е. того, что его волнует…). А. В. Запорожец и Я. 3. Неверович (1974) считают, что эмоции опережают осознание человеком ситуации, сигнализируя о возможном приятном или неприятном ее исходе, и в связи с этим говорят о предвосхищающей функции эмоций . Выполняя эту отражательно-оценочную роль, определяя, что для человека значимо, а что нет, эмоции тем самым способствуют ориентированию человека в различных ситуациях, т. е. выполняют ориентировочную функцию. <…>

Эмоции, указывая на предметы и действия с ними, которые способны привести к удовлетворению потребности, тем самым способствуют принятию решения. Очень часто, однако, достижение желаемого не обеспечивается информацией, необходимой для принятия решения. Тогда проявляется компенсаторная функция эмоций, которая, по П. В. Симонову, состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. <…>

Таким образом, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования, эмоции помогают оценивать будущие события (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться), т. е. выполняют прогностическую функцию. <…>

Принятие человеком решения связано и с санкционирующей (в том числе, переключающей направление и интенсивность активности) функцией эмоций (идти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать возникшее состояние). <…>

Осуществление эмоциями санкционирующей функции может базироваться на защитной функции эмоции страха. Он предупреждает человека о реальной (или мнимой) опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, возможно, и от гибели. <…>

Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека, являются его эмоциональными свойствами .

Рис. 2. Эмоциональные свойства человека.

Эмоциональная возбудимость . С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т. е. готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. <…>

Эмоциональная глубина. Объективными показателями интенсивности переживаемых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако Лазурский отмечает, что они не всегда достаточны, так как вегетативная возбудимость неодинакова у разных людей. Поэтому приходится прибегать к различным косвенным признакам, из которых самым важным является влияние эмоций и чувств на поступки и деятельность человека. Чем энергичнее действует человек, тем сильнее у него выражены чувства и эмоции. <…>

Эмоциональная ригидность - лабильность. Эмоциональная ригидность, которую А. Ф. Лазурский назвал устойчивостью эмоций, определялась им следующим образом: это тот наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает еще обнаруживаться, несмотря на то что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать. <…>

Эмоционально ригидные отличаются «вязкостью» эмоций, их стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на каких-либо значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах (злопамятность), волнующих темах. По этому поводу в народе говорят: «У кого что болит, тот о том и говорит». <…>

Неустойчивость эмоции, по Лазурскому, проявляется в том, что несмотря на то что вначале она может быть интенсивной, но затем быстро ослабевает и, в конце концов, прекращается, переходя в состояние спокойного равнодушия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прежняя эмоция очень быстро сменяется у него другой, эта, в свою очередь, еще одной и т. д. Получается быстрая и резкая смена эмоций и настроений, характерная для людей истерического типа. <…>

Таким образом, лабильность эмоций (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.

Эмоциональная лабильность присуща лицам с высоким нейротизмом (тревожностью). Наоборот, низкому нейротизму сопутствует эмоциональная ригидность. <…>

Эмоциональная устойчивость. С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости). <…>

Экспрессивность. Проявление эмоций у людей индивидуально, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Экспрессивность является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением.

По степени проявления экспрессии (в частности, на лице) выделяют гипомимию и гипермимию.

Гипомимия (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств речи, монотонность интонации, потухший, ничего не выражающий взгляд.

Гипермимия связана с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов. Она встречается в разных формах и обусловлена многими причинами.<…>

Эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в не-ловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению. <…>

Контроль выражения своих эмоций. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает; он может скрывать свои переживания, загонять их вглубь. Сдерживание демонстрации своего переживания помогает легче перенести боль или другие неприятные ощущения.

Контроль своей экспрессии проявляется в трех формах: «подавлении», т. е. сокрытии выражения переживаемых эмоциональных состояний; «маскировке», т. е. замене выражения переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, не переживаемой в данный момент; «симуляции», т. е. выражении не переживаемых эмоций. <…>

Актуализация эмоциональной памяти и воображения как способ вызова определенного эмоционального состояния. Этот прием используется как составная часть саморегуляции. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые эмоциогенные (значимые) для него ситуации. <…>

В последнее время заявило о себе новое направление управления эмоциональными состояниями - гелотология (от греч. gelos - смех). Установлено, что смех оказывает разнообразное положительное воздействие на психические и физиологические процессы. Положительное влияние смеха сохраняется в течение суток. <…>

Кроме того, экспрессивные средства выражения эмоций способствуют разрядке возникающего нервно-эмоционального напряжения. Бурные переживания могут быть опасными для здоровья, если не будут разряжаться с помощью мышечных движений, возгласов, плача. При плаче вместе со слезами из организма выводится вещество, образующееся при сильном нервно-эмоциональном напряжении. Пятнадцати минут плача хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение. <…>

Использование музыки для вызова эмоций. Вызов различных эмоциональных состояний возможен не только произвольно путем оживления в представлениях тех или иных эмоциогенных ситуаций, но и с помощью музыки. <…>

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. <…>

Устранение нежелательных эмоциональных состояний. К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения. <…>

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией. <…>

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. <…>

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. <…>

Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. <…>

А. Г. Маклаков (2000), рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие.

1. Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают
неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение
чего-либо); Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны…

2. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой.

3. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.

4. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют.

5. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. <…>

Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят (например: Рудик, 1978) на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потре6ности в общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др. <…>

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. <…>

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга. <…>

В зависимости от выраженности разных сторон эмоциональности выделяются эмоциональные типы людей, относимые к разным типам темперамента (характера). Одна из первых таких попыток была осуществлена в классификации типов темперамента Хейманса - Ле Сенна (Робер, Тельман, 1988). Типы выделяются по сочетанию трех основных характеристик: эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А-) и первичности и вторичности (П и В).

Активность отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла. Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя. Поэтому они всегда находят себе занятие. Другие инертны, долго думают, прежде чем начать что-то делать.

Первичность характеризует другую сторону эмоциональности - быстроту исчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей авторы называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «Вторичные» люди являют собой противоположность «первичным»: их настроение чаще всего бывает ровным. Однако когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.

Исходя из сочетания этих свойств были выделены восемь типов характеров:

Нервный: Э+, А-, П;

Сентиментальный: Э+, А-, В;

Бурный, очень деятельный: Э+, А+, П;

Страстный: Э+, А+, В;

Сангвиник: Э-, А-, П;

Флегматик: Э-, А-, В;

Аморфный, или беспечный: Э-, А+, П;

Апатичный: Э-, А+, В.

Нервный тип характеризуется сильными и беспорядочными эмоциональными переживаниями, склонен к жестокости и подозрительности. Чувствителен к эмоциогенным ситуациям, но его эмоции быстро исчезают. Постоянно находится в поисках новых впечатлений. Плохо переносит однообразие, которое быстро вызывает у него скуку. <…>

Сентиментальный тип тоже обладает высокой эмоциональной возбудимостью, но в отличие от нервного типа глубоко и долго переживает как радость, так и огорчение, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Требует к себе мягкого и доброжелательного отношения.

Бурный тип подчас проявляет неистовое проявление чувств. Жизнерадостен, всегда пребывает в хорошем настроении. С сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Незлопамятен, но на упреки реагирует бурным возмущением.

Страстный тип отдается какому-нибудь делу увлеченно, весь без остатка. Удачу переживают спокойно, без проявления аффекта.

Сангвиник мало возбудим, спокоен, оптимистичен.

Флегматик холоден и спокоен.

Аморфный тип безразличен к тому, что делает. Эмоционально невозбудим.

Апатичный тип тоже безразличен к тому, что делает. Всегда находится в ровном настроении, получает удовольствие от одиночества. К другим людям безразличен. <…>

По П. В. Симонову (Симонов, Ершов, 1984), каждый тип темперамента связан с определенной группой эмоций. У холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, преобладают эмоции гнева и ярости. Для меланхолика с его нерешительностью и тяготением к обороне типичны страх, робость. Сангвиники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента встречаются редко, в основном они смешанные, поэтому проявление той или иной группы эмоций у конкретных людей будет сильно осложняться этим обстоятельством.

Причины эмоциональных расстройств. Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть, однако, причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян (1999), являются специфические психологические факторы и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям. <…>

Еще К.Хорни (1993 г), создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружают). Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности вследствие запрета общества на агрессию, т. е. на активное противодействие опасности. Этому способствует и культ силы и рационализма, ведущий к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. В результате происходит их постоянное накопление и психика работает по принципу «парового котла без клапана». <…>

Патологические аффекты и бредовые идеи . Аффективные состояния характеризуются сильной устойчивостью идей, возникающих у человека. При патологических аффектах это проявляется в возникновении бредовых идей. Бредовые идеи связаны, как правило, с наиболее интимными сторонами личности больного, поэтому вызывают у него живое к ним эмоциональное отношение. Бред величия у прогрессивных паралитиков, бред самообвинения у меланхоликов обязаны своим происхождением особенностям их эмоциональной сферы. Именно связью с эмоциями объясняется стойкость бредовых идей, их сопротивляемость всяким логическим доводам. Г. Гефдинг (1904) полагает, что поскольку причиной этого является обусловленность идеи эмоцией, разрешить или опровергнуть эту идею может только другая эмоция, а не опыт и разум. Нелепость своего бреда больной начинает сознавать лишь в период выздоровления, когда эмоция, вызванная болезненным состоянием мозга, успела уже исчезнуть и бредовые идеи являются лишь воспоминаниями, лишенными переживаний, чувственного тона. <…>

Психические травматические состояния. По первоначальным представлениям 3. Фрейда (1894), соответствовавшим его психоаналитической теории, внешнее событие вызывает у человека аффективную реакцию, которая по тем или иным причинам, например по моральным мотивам, не может быть выражена. Человек пытается подавить или забыть свой аффект, но когда ему это удается, он не «разряжает» возбуждение, связанное с аффектом. Чем сильнее подавление, тем интенсивнее аффект, провоцирующий возникновение психического травматического состояния. Терапия, основанная на этой теории, направлена на возвращение в сознание события или связанной с ним вытесненной идеи вместе с сопутствующим чувством. Это возвращение приводит к разрядке чувства (катарсису) и исчезновению симптомов травматического состояния. <…>

Страхи (фобии). У психопатических личностей наблюдаются беспричинные страхи, не поддающиеся никаким логическим доводам и завладевающие сознанием до такой степени, что делает мучительной жизнь этих людей. Такие страхи также имеют место у страдающих психастенией, неврозом страха и неврозом ожидания.

Лиц с неврозом страха разделяют на «тимиков» - страдающих неопределенными страхами и «фобиков» - страдающих определенной боязнью. Также выделяют различные фобии:

Агарофобия - боязнь площадей;

Айхмофобия - боязнь острых предметов;

Социальная фобия - боязнь личных контактов;

Эрейтофобия - боязнь покраснеть и т. д.

П. Жане отмечает наличие у психопатов страха перед активностью, перед жизнью.

Гипертимия. При гипертимических психопатиях, псевдопсихопатиях, эндогенных заболеваниях может наблюдаться повышенное настроение, имеющее различные оттенки (рис. 3).

Рис. 3. Различные оттенки проявления гипертимии.

В сочетании с двигательным и речевым возбуждением, ускорением мышления и
ассоциативных процессов, повышенным стремлением к деятельности, субъективным
ощущением силы, здоровья, бодрости гипертимия формирует маниакальный синдром.

Рис. 4. Проявление гипотимии в различных настроениях.

Гипотимия - это сниженное настроение различных оттенков (рис. 4). Она возникает при дистимических личностных акцентуациях, психопатиях типа «врожденного пессимизма» (П. Б. Ганушкин), постпроцессуальных псевдопсихопатиях, после суицидной попытки, при наркомании. Гипотимия является ядром депрессивного синдрома и проявляется в сочетании с замедленностью мышления, двигательной заторможенностью, пессимистическими идеями и соматовегетативными нарушениями. Может наблюдаться истощение физических сил, появление болей, расстройство сна. Усиливается пессимистическое отношение к жизни, снижается самооценка. Обостряются негативные переживания - печаль, вина, тревога, страхи, тоска. Следствием глубокой депрессии могут быть заболевания внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Астеническое состояние. Астения (от греч. asteneia - бессилие, слабость) возникает при различных заболеваниях, а также при чрезмерном умственном и физическом напряжении, длительных конфликтах и отрицательных переживаниях. Она характеризуется не только слабостью, повышенной утомляемостью, но и существенными изменениями в эмоциональной сфере. Появляется эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, раздражительность, слезливость. Человек переживает собственную малоценность, стыд, робость. Эти переживания могут неожиданно сменяться противоположными стеническими переживаниями.

Название : Психология - Эмоции и чувства.

Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях.

Предисловие. 9
Глава 1. Эмоциональное реагирование. 13
1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики. 13
1.2. Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну. 15
1.3. Виды эмоционального реагирования. 16
1.4. Компоненты эмоционального реагирования. 17
Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования. 18
Физиологический компонент эмоционального реагирования. 20
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования. .23
1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние.
1.6. Эмоциогенные ситуации. 36
1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования. 38
Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования. 41
2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления..41
Эмоциональный тон ощущений. 41
Эмоциональный тон впечатлений. 46
2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие. 48
Аффект. 52
Свойства эмоций. 54
2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент). 58
Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций. 66
3.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. 67
3.2. «Ассоциативная» теория В. Вундта. 67
3.3. «Периферическая» теория У. Джемса - Г. Ланге. 67
3.4. Теория У. Кеннона - П. Барда. 72
3.5. Психоаналитическая теория эмоций. 73
3.6. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация. 74
3.7. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. 74
3.8. Фрустрационные теории эмоций. 75
3.9. Когнитивистские теории эмоций. 75
3.10. Информационная теория эмоций П. В. Симонова. 79
3.11. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.
3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций. 89
Глава 4. Роль и функции эмоций. 99
4.1. Целесообразность эмоций. 99
4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций. 100
4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью. 102
История вопроса. 102
Деструктивная роль эмоций. 118
4.4. Прикладная роль эмоций. 119
Коммуникативная роль эмоций. 119
Роль эмоций в когнитивных процессах и творчестве. 122
Роль эмоций в педагогическом процессе. 125
Оздоровительная роль эмоций. 128
Глава 5. Классификация и свойства эмоций. 130
5.1. Причины разнообразия эмоций. 130
5.2. Различные подходы к классификации эмоций. 130
Глава 6. Характеристика различных эмоций. 139
6.1. Эмоции ожидания и прогноза. 139
Волнение. 139
Тревога. 42
Страх. 147
Отчаяние. 159
6.2. Удовлетворение и радость. 160
Удовлетворение. 160
Радость. 161
6.3. Фрустрационные эмоции. 163
Обида. 165
Разочарование. 165
Досада. 165
Гнев. 165
Исступление. 169
Печаль. 169
Уныние. 171
Тоска и ностальгия. 172
Горе. 173
6.4. Коммуникативные эмоции. 176
Веселье. 176
Смущение. 176
Смятение. 179
Стыд. 179
Вина как отражение совести. 185
Презрение. 189
6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы. 190
Удивление. 191
Интерес. 195
Чувство юмора. 198
Эмоция догадки. 199
«Чувство» уверенности-неуверенности (сомнения). 200
Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности. 202
7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности). 202
7.2. Скука (состояние монотонии). 208
Факторы устойчивости к монотонности труда. 215
Меры борьбы с монотонией. 218
7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения). 219
7.4. Феномен «эмоционального выгорания». 221
Глава 8. Эмоциональные свойства человека. 224
8.1. Эмоциональная возбудимость. 224
8.2. Эмоциональная глубина. 227
8.3. Эмоциональная ригидность-лабильность. 228
8.4. Эмоциональная устойчивость. 228
8.5. Экспрессивность. 233
8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека. 233
Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности. 241
Эмоциональный интеллект. 242
Эмоциональная память.244
Эмоциональный слух. 248
9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей. 250
9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей. 251
9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике. 254
9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи. 257
9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии различных эмоций. 258
9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния другого человека. 260
9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций. 264
9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека. 266
Глава 10. Управление эмоциями 267
10.1. Значение управления эмоциями. 267
10.2. Контроль выражения своих эмоций. 268
10.3. Вызов желательных эмоций. 270
10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний. 276
Глава 11. Общее представление о чувствах. 282
11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция». 282
11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту (эмоциональная установка). 288
11.3. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств). 292
11.4. Классификация чувств. 295
Глава 12. Характеристика различных чувств. 297
12.1. Симпатия и антипатия. 297
12.2. Привязанность. 300
12.3. Дружба. 303
12.4. Влюбленность. 308
12.5. Любовь. 310
12.6. Враждебность. 316
12.7. Зависть. 318
12.8. Ревность. 322
12.9. Удовлетворенность. 328
12.10. Счастье. 331
12.11. Чувство гордости. 333
12.12. Псевдочувства. 335
Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение. 338
13.1. Виды эмоционального поведения в общении. 338
13.2. Эмоциональные произвольные реакции (действия). 338
13.3. Гедонизм и аскетизм. 339
13.4. Фрустрационное поведение. 340
13.5. Горевание (скорбь). 348
13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения. 349
13.7. Предбрачное ухаживание. 351
Глава 14. Эмоциональные типы. 352
14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера). 352
14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности. 355
14.3. Оптимисты- пессимисты. 357
14.4. Застенчивые. 358
14.5. Обидчивые и мстительные. 363
14.6. Сентиментальные. 365
14.7. Эмпатийные. 365
14.8. Тревожные. 370
14.9. Совестливые. 377
14.10. Любознательные. 377
Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий. 378
15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов. 378
15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов. 383
15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников. 386
15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов). 388
Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности. 390
16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы. 390
16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев. 393
16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста. 397
16.4. Эмоциональные особенности дошкольников. 398
16.5. Эмоциональная сфера младших школьников. 401
16.6. Эмоциональная сфера подростков. 403
16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей). 404
16.8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности. 404
16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста. 406
16.10. Половые различия в эмоциональной сфере. 408
Глава 17. Патология и эмоции. 415
17.1. Причины эмоциональных расстройств. 415
17.2. Патологические изменения эмоциональных свойств личности. 418
17.3. Извращение эмоциональных реакций. 419
17.4. Патологические эмоциональные состояния. 424
17.5. Патологическая застенчивость. 429
17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях. 430
17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья. 434
Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека. 437
18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний. 437
18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека.446
Приложение. 454
1. Научный терминологический словарь. 454
2. Бытовой терминологический словарь. 457
3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций. 481
4. Методики изучения эмоциональной сферы человека. 487
1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний. 487
2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний. 490
3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний. 524
4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств). 531
5. Методики изучения эмоциональных свойств личности. 539
6. Методики изучения эмоциональных типов. 552
7. Методики изучения эмоциональной экспрессии. 592
8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного поведения. 599
9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников. 617
10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека. 630
11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности. 651
Заключение.
Список литературы. 669
Предметный указатель.

Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние .
Из изложенного выше ясно, что эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического (эмоционального) состояния.

На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н. Д. Левитов (1964). Он писал по этому поводу: «Ни в какой сфере психической деятельности так не применим термин "состояние", как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях, или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни.