Играем в сказку: как провести занятие по сказкотерапии в детском саду. Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста

Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель, МБДОУ №385 «Сказка»
Описание материала: Данный материал предназначен для родителей, воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-психологов.
Цели: знакомство с понятием « сказкотерапия».
Задачи: Снизить уровень тревожности и агрессивности детей. Развить умение преодолевать трудности и страх. Развивать речь детей с помощью рассказывания, сочинения сказок, пересказывания. Выявить и поддержать творческие способности. Развить способности к коммуникации.
Когда мы читаем добрые сказки,
мы становимся добрее.
В наше время из СМИ мы получаем столько ненужной негативной информации. Газеты и журналы пестрят заголовками рекламы, которую навязчиво нам предлагают. По телевидению показывают различные техногенные, социальные, природные катастрофы, а именно: убийства, теракты, войны, бунты, аварии. Магазины и интернет переполнены жестокими комьютерными играми, некачественными и даже, я бы сказала, непонятными для моего сознания, игрушками: трансформерами, монстрами, стрелялками, куклами из зарубежных мультфильмов. И всё чаще дети приносят их в детский сад, «заражая» других. Родители вместе с детьми смотрят фильмы-боевики со сценами насилия, где главные герои бандиты, воры, убийцы, не осознавая того, как всё это отрицательно сказывается на детской, ещё толком не сложившейся, психике.
Уважаемые, родители, если вы хотите, чтобы ваши дети выросли добрыми, заботливыми, уверенными в завтрашнем дне, необходимо, в первую очередь, воспитать у себя и окружающих нас людей жизнерадостное отношение к миру, духовно-нравственные качества. В мире столько хорошего, полезного и прекрасного. Найдите время, понаблюдайте за звёздным небом, как тает снег, как набухают почки, как распускаются первые цветочки, послушайте как весело щебечут птицы, как движутся облака на небе, на что они похожи, как всходит и уходит за горизонт солнце и так далее. Давайте вспомним сказку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково»: « Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее- остановись!»
Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка. Когда мы говорим о сказкотерапии, мы подразумеваем лечение, которое направлено на повышение детской самооценки, путём снижения уровня тревожности и агрессивности. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и правильные пути их решения, то есть учим детей преодолевать трудности и страхи. Таким образом, сказочные события переносим в реальную жизнь.
У каждого ребёнка может быть своя сказка, направленная на ту или иную проблему, например, если ребёнок боится прививок можно сказать, что это не просто лекарство-защита, а волшебный эликсир, дающая жизненную силу и энергию и связать это всё со сказкой, придумать сказочный сюжет с героями. Другой пример, моя дочь ужасно боялась пауков, я предложила ей самой сочинить сказку. По-началу ей было очень сложно. Тогда попросила нарисовать несколько насекомых. К моему удивлению, все как на подбор были смешными, в нарядных одеждах: на голове были шляпки, на лапках туфельки, хотя нет, одного она изобразила грустным, объяснив тем, что мама-паучиха потеряла своего любимого паучонка. Через некоторое время навязчивый страх к паукообразным исчез. Не раз, когда гостили у бабушки, приходилось слышать « Ой, какой хорошенький, мааалюсенький!» (хотя красивого и приятного в нём было мало, но я старалась своё отвращение ей не показывать) Возможен и такой вариант, когда взрослый начинает, а ребёнок продолжает.
Многие педагог-психологи рекомендуют приёмы релаксации. Я очень часто использую их в своей работе. После прочитанного основного текста, после его обсуждения детям предлагаю удобно лечь на ковёр и закрыть глаза. Данная техника помогает детям расслабиться, учит сбрасывать с себя лишнюю негативную информацию, о которой я говорила, ранее. Но читать их нужно тихо, спокойно, медленно, с небольшими паузами.
Очень хорошие приёмы релаксации для детей дошкольного возраста у педагога Татьяны Анатольевны Куликовской. Некоторые из них я опубликую здесь для того, чтобы родители имели представление как работать с готовым текстом. В её работе представлены небольшие по объёму тексты, основной сюжет которых составили предметы и явления окружающего нас мира. (обратите внимание, что все неодушевлённые предметы написаны с большой буквы, это значит, что автор, вложил в них, определённые человеческие качества.) Вот варианты из них:
Как на берёзках появились чёрные полоски
На стволе берёзки-
Чёрные полоски.
Может чёрным угольком
Кто-то чертит их тайком?
Летом в барсучьей норе появился Барсучонок. Он быстрее рос и становился самостоятельным. И вот однажды Барсучонок решил один отправиться к речке. На пути к речке стояли большие белые берёзки. Только в те времена на них не было ещё чёрных полосок.
Чтобы малыш не заблудился, Барсучиха нарисовала ему на некоторых берёзках чёрные полоски. Пошёл малыш от одной разрисованной берёзке к другой. Так до речки и добрался.
Хорошо Барсучонку, и Барсучихе не страшно его отпускать: не заблудится.
Увидела Лисичка берёзки с чёрными полосками. Удивилась. Понравились они ей! Взяла она уголёк и разрисовала остальные берёзки. И теперь у всех берёзок появились чёрные полоски. Но они от этого ещё краше стали.
А барсучонок совсем вырос. И дорожку к речке хорошо знает.

Зачем Барсучиха нарисовала на берёзках чёрные полоски?
Почему Лисе нравились берёзки с чёрными полосками?
Как он чёрные полоски помогли Барсучонку?
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе стройную зелёную берёзку. Подойди к ней. Постой около берёзки. Почувствуй, как её мягкие, гибкие веточки наклоняются к тебе. Они, словно лёгкое, нежное одеяло, укрывают и согревают и тебя. Они отдают тебе своё тепло и добро. Ты становишься сильнее, тебе хочется сделать много разных добрых дел. Поблагодари берёзку за её подарок. Ты спокоен и счастлив.

(Т.А Куликовская)
После сна, во второй половине дня, мы с детьми старшей группы снова возвращались к этой сказке, только уже воспроизводили её на бумаге. Готовые рисунки дети уносили домой, пересказывали родителям содержание сказки.

Горка
Дети горкой снег сложили,
А потом водой залили.
И на радость детворе
Вышла горка во дворе.
Рано утром Петя вышел во двор. Кругом лежал белый снег. Хорошо было бы из него слепить что-нибудь! Но Снежную Бабу лепили вчера. Вот она стоит, слегка наклонив голову в старом ведре. Снежную крепость тоже уже сделали. Она служит надёжной защитой от снежков. А вот Горки нет.
Стал Петя снег в большую кучу сгребать. Много снега собрал. Высокая горка получилась. Только пора Пете было домой возвращаться. Оставил он Горку и ушёл.
Тут Маша из школы вернулась. Решила погулять немного. Увидела Горку: «Хорошая Горка, большая, только ступенек не хватает». Взяла Маша лопатку и сделала ровные ступенечки. А потом пошла домой. Уроки надо ещё выучить.
Дима пришёл из детского сада и залюбовался Горкой: « Замечательная Горка, только водой её надо залить!». Взял он леечку с водой и полил Горку.
Быстро застыла Горка. Огляделась вокруг. Вот Качели стоят рядом с Песочницей. Вот Фонарь ждёт вечера, чтобы вспыхнуть своим тёплым светом. Вот Снежная Баба озорно поглядывает глазами-угольками. Понравился ей двор. Хорошее место.
Скоро и Петя с Машей появились. Взяли дети картонки да ледянки, стали с горки кататься. То по одному, то «паровозиком». И ребятам хорошо, и Горке весело!
Через некоторое время пришёл Никита. Он нёс тяжёлый снегокат. Горка испугалась « Сейчас я развалюсь. Недолго я простояла во дворе!»
Дети попросили Никиту не кататься на снегокате. Но он никого не хотел слушать. Забрался Никита на Горку и снегокат затащил. Рассердилась Горка: « Ишь, ты какой, сам ничего не сделал, а сломать норовишь!» Тряхнула она макушкой и сбросила Никиту вниз. Упал мальчик в сугроб, обиделся: «Плохая у вас Горка, пойду я в парк кататься».
А ребята остались. Для них эта Горка была самая лучшая на свете. Потому что сами её сделали!
Примерные вопросы для обсуждения:
Почему Петя решил слепить Горку?
Зачем Маша сделала ступеньки?
Для чего Дима полил Горку водой?
Почему Горке понравился двор?
Отчего Горке было весело?
Зачем Горка сбросила Никиту?
Почему Горка для детей была самой лучшей?

Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе тёплый зимний день. Снег легка растаял и хорошо лепится. У тебя на руках тёплые перчатки. А снег мягкий и податливый. Из него можно слепить всё что захочешь. Вот Горка, вот снеговик, вот снежная крепость. А тебе хочется лепить домик. Ты лепишь стены, крышу, дверь, ступеньки. Входишь в домик и включаешь волшебный фонарик. Фонарик светит мягким ровным светом. В домике становится тепло и уютно. Появляются пушистый коврик, столик, диванчик. Ты садишься на диванчик. Тебе хочется отдохнуть. Ты отдыхаешь.
(Т.А.Куликовская)

Так что же такое сказкотерапия?
Это восприятие и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки.
Надеюсь, что эта статья поможет вам, уважаемые родители и педагоги, справляться со стрессами ваших детей.
Счастья, мира и добра Вам!

Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка - это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов. О сказкотерапии для малышей читайте в нашем материале.

Что такое сказкотерапия: цели и задачи

Метод сказкотерапии доступен и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей.

Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:

  • снижения уровня агрессивности у детей
  • устранения состояния тревожности и страхов
  • развития эмоциональной саморегуляции
  • установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии:

  • развитие речи детей и их познавательной деятельности
  • выявление и формирование творческих способностей
  • снижение уровня агрессивности и тревожности
  • развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков
  • развитие способности преодолевать трудности и страхи
  • укрепление отношений между ребёнком и родителями.

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
  • для снижения гиперактивности
  • для преодоления агрессивности
  • направленные на работу с расстройствами поведения
  • по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
  • в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

  • притча
  • сказка
  • басня
  • легенда или миф
  • былина
  • анекдот
  • детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов :

  1. Художественные.
  2. Народные.
  3. Авторские.
  4. Дидактические.
  5. Психокоррекционные.
  6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны

Сюжеты сказок разнообразны:

  1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
  3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила - основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.

Программа преодоления детских страхов

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи - самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников :

  1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой - враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил :

  1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно - возрасту и характеру
  • далее - описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее - описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее - поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце - осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка :

  • в 3-4 года - главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет - вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет - делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок - метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры - залог эффективности терапевтических приёмов».

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Смотрите видеосюжеты о том, как легко можно сочинить сказку вместе с ребёнком, ориентируясь на его проблемы

Занятия по сказкотерапии

Эффективными являются занятия с психологом в формате сказкотерапии. В процессе работы с ребёнком специалист акцентирует внимание на приобретение крохой нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное - формирует полезные навыки.

Психолог ли вы или просто мама, помните, что при сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила :

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

«Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами».

Итак, вы ознакомились с методом, который позволяет решать любые детские проблемы с помощью сказок - сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша. А если решили сделать выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки, умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры, иметь достаточный опыт работы.

Содержание статьи:

Дети с большой охотой слушают либо придумывают различные сказки. Само понятие сказкотерпия подразумевает терапию либо лечение сказкой, то есть использование различных рассказов в доступной форме для коррекции поведения и сознания ребенка. Такие терапевтические сказки рассказывают о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Также сказкотеапия помогает формировать творческое мышление, развивает склонности к решению жизненных проблем, помогает почувствовать более уверенней, развивает самооценку и самоконтроль.

Сказкотерапия для детей

Психотерапевтические сказки можно рассказывать детям с самих ранних лет, как только ребенок начинает понимать речь. Поначалу в них присутствует очень простой сюжет, про зайку мишку и так далее, затем, по мере подрастания малыша, истории усложняются. Их можно читать на ночь перед сном.

Сказкотерапия может быть использована для развития речи и творческих навыков. Ее можно усилить, использовав различные куклы либо игрушки. Также можно попытаться нарисовать сюжет либо вместе изготовить персонажей с пластилина или других материалов.

Ребенок вместе с терапевтом либо родителем может самостоятельно придумывать сюжет сказки. Такие самостоятельно придуманные малышом истории позволяют определить спонтанное эмоциональное поведение, которое невозможно увидеть в обычной жизни. Иногда малыш предлагает свой поворот событий, при этом понижая голос либо проявляя волнение, покраснения, потливость.

Делая иллюстрации к сказке, ребенок освобождается от собственных страхов и тревог. Так сильные чувства малыш может изобразить различными чудовищами, темными красками. Но со временем рисунки приобретают более светлые тона.

Развитие речи сказкотерапией

Позволяя ребенку сочинять собственные сказки, важно задавать правильно вопросы, чтобы он сам мог установить причино-следственную связь. Такие сказки должны соответствовать его возврату.

Придумывая и рассказывая сказку, ребенок задействует различные стороны мыслительных процессов. Ухудшается выразительность речи, расширяется словарный запас. А прослушивание и понимание, предсказывание определенных моментов позволяет установить связь между событиями и сделать речевые выводы, установить связь с полученными опытом и знаниями.

Для развития речи малыша, у взрослого существует множество способов. Например, можно попросить ребенка взять интервью у главного героя либо сделать театрализованную сказку, переодевшись в сказочных персонажей, одев на руки куклы.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Чаще всего тема сказки посвящена глубоким вопросам и проблемам жизни и смерти, отношения к потерям и приобретению материальных вещей, любви и выбору жизненного пути. Такие истории помогают бороться с жизненными страхами, агрессией либо гиперреактивностью. По сути, специалисты выделяют несколько видов страхов, с которыми сталкиваются дети:

2-3 года они могут бояться животных и имеют ночные страхи;

В 4 года их пугают сказочные персонажи, насекомые;

В 5-6 лет - катастроф, школы, пожаров;

В 7-9 лет смерти и боязнь потерять близкого человека.

Рассказ психотерапевтической сказки подобно психологической консультации для взрослых. Сказкотерапия оказывает помощь там, где иные психологические методики могут не принести результата. В зависимости от возраста используют разные сказки. Это может быть мифы, легенды, притчи и прочие.

Также рассказав выдуманную сказку, можно ребенка научить правильному поведению, например, почему не стоит обижать других детей, почему хорошо делиться игрушками, либо почему полезно складывать игрушки, слушаться родителей и так далее.

Примеры сказок для сказкотерапии для детей дошкольного возраста

В терапевтической сказке главный герой сталкивается со своими страхами и пытается их преодолеть. Чаще всего все события выдуманные и нереальные. Иногда он может иметь одного либо нескольких помощников, которые содействуют успеху у главного героя. Они могут обладать большой силой либо специальными способностями. Таким образом, когда ребенок сравнивает себя с таким героем - это позволяет получить больше решимости и придает силы духу поступать правильно либо преодолевать свои страхи. Хорошо подобранная сказка творит настоящие чудеса.

Но иногда сказки можно начинать словами: "Жила-была девочка, похожая на тебя... ". Такое начало позволяет раскрыться ребенку и в игровой форме доверить свои чувства и переживания. Так, к примеру, чтение сказки Г. Х. Андерсон "Гадкий утенок" позволяет детям бороться с чувствами низкой самооценки. А чтобы повысить стрессоустойчивость, для детей более старшего возраста можно рассказывать различные страшилки. Для этого нужно рассказывать устрашающим голосом, но конец должен быть со смешным и с неожиданным концом. Как вариант, можно предложить ребенку продолжить начатую сказку, таким образом, это позволит с пассивного слушателя стать активным участником.

Сказки можно разделить на несколько видов:

Художественные сказки – это народные либо авторские истории, которые несут мудрость, различные нравственные ценности;

Обучающие сказки;

Психокоррекционные сказки, которые позволяют ребенку решить определенную проблему либо ситуацию;

Медиативные сказки, предназначенные для расслабления и получения определенного положительного опыта.

Сказки могут принадлежать одновременно к разным группам. Также можно делать так называемой салат из сказок – совмещать различные известные ситуации и главных героев. Например, можно вместе с ребенком придумать сказку «О Красной шапочке и о ковре самолете». Можно попробовать рассказывать знакомые сказки по-другому, например, Красная шапочка хитрая, а серый волк добрый.

Таким образом, рассказ сказки перед сном можно превратить в развивающий, обучающий процесс развития ребенка и потому не стоит пренебрегать этой возможностью.

Сказка "Кто не хочет чистить зубки"

Возраст детей: 4-7 лет.

В одной волшебной стране жили-были зубки. Да-да, обычные зубки. Среди них был один маленький зубик по имени Зубастик. Зубастик очень любил грызть орешки, яблоки и конфетки.

В этой волшебной стране у всех зубов были свои домики, где они ели, спали и чистились. Наш зубик очень любил поспать и поесть, а вот чиститься щеткой ему совсем не нравилось … лениво ему было.

«Удовольствие от этого дела никакого, пользы тоже не вижу, - рассуждал так Зубастик - только время зря трачу, лучше пожевать в это время конфету …»

И однажды решил зубик совсем перестать чиститься.

Целыми днями напролет Зубастик грыз орешки и ел разные вкусности. Весело ему жилось и не приходилось дважды в день тратить время на чистку.

Однажды Зубастик пошел в гости на день рождения к другу. Когда он пришел домой к нему, то почему то никто не захотел с ним разговаривать и играть.

«Что это с ними? Раньше же им нравилось со мной играть», - расстроился Зубастик.

Там был огромный вкусный торт с шоколадом и орехами. Зубастику тоже достался кусочек торта, но к всеобщему удивлению, как только Зубастик попытался съесть тортик, то сразу закричал от боли, заплакал и убежал.

«Что это с Зубастиком? Раньше же ему нравилось есть сладости», - удивились все.

А у Зубастика так разболелось все-все от этого шоколадно-орехового торта. Ой, как было больно, даже плакать и шевелиться было ужасно больно.

«Наверное, я умираю»,-решил Зубастик и побежал быстрее в больницу.

В больнице его встретил добрый доктор Чистозуб, осмотрел он Зубастика, покачал головой и сказал: «Да, это очень тяжелый случай, я ничем не могу здесь помочь».

«Неужели это все? Неужели я больше никогда не смогу грызть?! »- испугался зубик и горько-горько заплакал.

Врач Чистозуб спокойно ответил: «Будешь ты грызть еще или нет, зависит только от тебя. Каждый сам должен следить за своим здоровьем. Ты, дорогой Зубастик, когда в последний раз чистился, например? »

Зубастик задумался … и не смог вспомнить, когда это было в последний раз: «Давным-давно, наверное».

«Ммммм, и ты удивляешься, что тебе так больно есть? - удивился врач, - ты что не знаешь для чего зубы чистятся?»

«Нет …» - неуверенно простонал Зубастик.

«Зубы чистятся для того, чтобы на них не накапливались грязь и остатки пищи. Ведь все это остается на зубках, и если не чистить зубки специальной щеткой, то вся эта грязь начинает разрушать зубки, поэтому у тебя все так болит, Зубастик, - ответил доктор Чистозуб. - Решай сам: если ты хочешь выздороветь, то нужно чиститься утром и вечером, и не жалей на это время».

Зубастик кивнул и бегом побежал домой, нашел там свою зубную щетку и долго-долго оттирал с себя всю грязь. Затем зубик посмотрел на себя в зеркало и увидел, что он весь покрыт маленькими дырочками, которые под грязью было не видно.

«Что же я с собой сделал …» - горько вздохнул Зубастик.

С тех пор прошло много времени. Зубастик тщательно каждый день чистился утром и вечером, он снова стал белым и крепким, он снова смог есть орешки и сладости. Только вот маленькие дырочки так и остались, как напоминание о его ленивом поступке.

Сказка "Общение"

Направленность: - научить детей придерживаться своих обещаний и выполнять обязанности

В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик, ежедневно ходит в детский сад. Любит есть леденцы, качаться на качелях, съезжать с горок, ездить на самокате, велосипеде и еще много чего интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.

Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время, потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день ходить на работу.

Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать игрушки, пожалуй, так же, как и тебе …

В последний день своей болезни Артем с самого утра играл игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки. Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать, игрушки остались лежать разбросанными по полу.

Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу - игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.

Надо вернуть игрушки! Но как это сделать? Папа предложил в интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от мальчика. Артем одновременно обрадовался, что игрушки нашлись, и загрустил из-за того, что не сдержал своего слова … Возник вопрос: «Как же их теперь вернуть домой?».

Давай напишем письмо «потерянным вещям». В нем надо извиниться перед игрушками и пообещать выполнять свои обещания, - предложил папа. - Ты готов?
- Да! - ответил Артем.
- В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!
- А ты бы обрадовался?
- С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что обещания надо соблюдать.

И вы, дети, тоже помните это правило!

Сказка "Зачем нам мыло"

Терапевтический эффект - усвоение дошкольниками гигиенических норм и правил.
Возраст детей: 3-6 лет.

В очень давние времена на земле жили только черные люди. Наверное, тогда и день был черным. Почему? Потому что никто не умывался, не мылся, ходили все черными, чумазыми и грязными, а мыла тогда еще не было. Когда мыло появилось и люди впервые вымылись с мылом, то они сразу стали хорошо выглядеть: волосы у них заблестели, как шелк, глаза засияли.

Но сначала мыло было жгучим и горьким, когда утром мамы мыли детей, то все они плакали и кричали. И тогда, наконец, создали мыло душистое, нежное, которое пахнет цветами и фруктами. Дети очень обрадовались.

После этого мылом помылись все, но одежда оставалась грязной. И вот одна женщина попыталась постирать одежду. Она взяла мыло, воду и начала стирать. И произошло чудо, люди заметили, что из мыльной пены можно надувать замечательные пузыри.

С тех пор как появилось мыло - все стали чистыми и опрятными.

Но все же встречаются дети, которые не хотят мыться и грязь собирается в них под ногтями, в волосах, в ушках.

А вы любите мыться? (Ответы детей).

Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. не захотят. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка.

Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами - терапия.

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке - невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем - моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной - сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения - возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? - рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю - чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!

Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.

Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.

Подвинься, - пробурчала она котенку (а это был именно он!).

Зачем? – удивился он.

Есть хочу.

А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?

Вот еще, - фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.

Нет, так дело не пойдет, - мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, - он даже отодвинулся, - но ты поступаешь очень некрасиво.

Ах так, - разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.

Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.

Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, - она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.

Это не я, - захныкал он.

А кто же? – удивленно оглянулась кошка.

А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.

Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…

Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.

Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.

Там! Там, - дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, - чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…

Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.

Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:

А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.

Я… Я, - растерянно лепетала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.

Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.

И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Видеопримеры добрых детских сказок:

Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто инструмент развлечения или универсальные обучающие программы, помогающие детям освоиться в этом непростом мире?

Сказки в давние времена

Раньше, когда умные слова вроде психиатрии и психотерапии ещё не были выдуманы, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных взрослым и детям. Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.

Сегодня принято считать, что сказки — сугубо детское увлечение, но многие старые истории, сохранившиеся по сей день, имеют совсем не детское содержание. Даже такой мастер написания сказок, как Ханс создавал некоторые из своих шедевров для взрослой аудитории. Это позволяет предположить, что ещё с давних пор люди использовали сказки не только для развлечения детей, но и для каких-то иных целей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

Сказкотерапия для детей

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод

Эффекты сказкотерапии

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Например, если ваш ребёнок обижает других детей, то можно придумать сказку, главный герой которой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ваше чадо от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Ещё один плюс этого метода — развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни.

Узнать ребёнка

Психотерапия при помощи сказки не только учит малыша различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых

Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признаётся сугубо детским, что является совершенно неверным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются при помощи сказкотерапии. Истории, которые рассказываются старшей аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты. Чтобы добраться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.

Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не дают результата. Посредством сказкотерапии можно расширить их взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем. На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь исполнял чужую роль, действовал по деструктивной схеме. Только после осознания этого факта он сможет изменить жизненные установки, найти выход из, казалось бы,

Как применять сказкотерапию

Сегодня лечение сказкой применяется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подходит не каждому. Некоторым хочется самостоятельно использовать сказкотерапию, чтобы помочь своему ребёнку или самому себе. Есть несколько вариантов использования этой методики. Можно взять готовую сказку, которая подходит под нужную жизненную ситуацию. Главное - не забывать, что после прочтения её необходимо разобрать и обсудить.

Неспроста сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми обрела такую популярность. Одно из наиболее эффективных её проявлений — написание авторской истории для конкретного человека. В таком случае по мере развития истории люди начинают осознавать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабые стороны и измениться. Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая негативной оценки его действиям.

Самодиагностика

Ещё один способ использования сказкотерапии — написание человеком собственной сказки. Главное, перед тем как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему. Благотворный эффект лечения сказкой начнёт ощущаться ещё во время написания истории. Так как это обнажит скрытые недостатки автора, позволит ему взглянуть на себя с другой стороны. Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, нужно, чтобы кто-то ещё прочитал сказку.

Читая волшебную историю, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и какой у него Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки. А кульминация, которую он придумал, позволит оценить его жизненный опыт, понять, позитивным или негативным он был. Многим близка сказкотерапия как лучший метод потому, что всё это можно без труда проделать самостоятельно, не впуская посторонних людей в свой внутренний мир.

Польза лечения сказкой

Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее, чем большинство научных изысканий современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы утратили связь с тем огромным пластом знаний, что накопило человечество за свою историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый смысл, находят научное подтверждение и берутся на вооружение учёными по всему миру. Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства.

Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в "волшебную" обёртку. Для некоторых взрослых людей сказкотерапия оказалась тем средством, которое помогло там, где традиционные методы были бессильны.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело.

В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.

Вывод

Возможно, эта статья поможет вам изменить своё отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия для детей. Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния со своим ребёнком приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным детей.