Играем в рифмы с детьми. Подбери рифму материал по логопедии на тему

Идет с помощью заданий и упражнений, представляемые им как игры.

Игра «О ком? О чем?».

Цель:

Учить анализировать структуру стихотворения.

Игровой мотив:

Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро ответить на вопросы:

  • О каком объекте идет речь?
  • Какими признаками наделен объект?
  • Какие действия он совершал?
  • Какой вывод сделал автор?

Итог:

Ребенок запоминают эти вопросы и, затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.

Игра «Отгадай по признакам».

Цель:

Учить детей называть объект (-ы) по признаку (-ам).

Игровой мотив:

Загадывание объектов.

Ход игры:

Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Н-р: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.

Итог:

Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью достоверности.

Игра «Найди и объясни противоположные слова».

Цель:

Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.

Игровой мотив:

Волшебник «Путанник» дает задания на сообразительность.

Ход игры:

Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет худа без добра .

Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговороках.

Итог:

Ребенок знает антонимические пары и может объяснить их значение в тексте.

Игра «Придумай словосочетание».

Цель:

Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.

Игровой мотив:

Волшебник «Наоборот».

Ход игры:

Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания. Н-р: веселый – грустный веселый праздник грустная мелодия

Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания.

Н-р: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.

Итог:

Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимических пар.

Игра «Доскажи словечко».

Цель:

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Игровой мотив:

У воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. См. приложение № 2.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку — рифму. Например:

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

Итог:

Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.

Игра «Склад — несклад».

Цель:

Игровой мотив:

Игра с мячом или другим предметом.

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая – бодатая, жевалка — глоталка.

Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.

Итог:

Ребенок умеет подбирать рифму к слову.

Игра «Чистоговорки».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Игровой мотив:

Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

Ход игры:

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:

Са – са – са –

Прилетела в сад оса.

Ща – ща – ща –

Мы нашли в траве клеща.

Итог:

Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.

Игра «Сочини дальше».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Соревнование команд.

Ход игры:

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На-р: воспитатель говорит «В море плавает тюлень..»

Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Н-р: «В море плавает олень,

По лугу бежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.

Итог:

Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.

Игра «Исправь меня».

Цель:

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Игровой мотив:

Исправления ошибок воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Итог:

Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.

Игра «Сочиним стишок и его запишем».

Цель:

Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.

Игровой мотив:

Кто точнее запишет схемами.

Ход игры:

Дети составляют рифмовку и записывают его схемами.

Примечание:

  • схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
  • на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.

Итог:

Ребенок умеет схемами записывать рифмовку.

Введите слово, к которому хотите найти рифму. Длина слова не должна превышать 150 знаков.

Очень важно не употреблять букву Е вместо Ё - иначе рифма для слова будет подобрана неправильно. Нажмите кнопку "начать". Ждите результата.

Робот подберёт вам лучшие рифмы из нашей базы данных, которые встречаются в произведениях классиков и современных поэтов.

Если робот - генератор рифм онлайн неправильно определил ударение в слове, к которому вы ищете рифму, не огорчайтесь. Он - только начинающий поэт. Выберите возможность - ставить ударение вручную и попросите его снова подобрать рифму к слову.

  • А теперь немного (совсем чуточку) теории...
  • Главное назначение рифмы - РИТМИЧЕСКАЯ функция. Все остальное - НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. Теоретически рифма может располагаться где угодно, но в русском стихосложении традиционно находится на концах строк.

    Т.Бондаренко


    Решительно все учащиеся стихосложению, хотя бы и будущие поэты, в начале своего творчества ставят недопустимые мужские рифмы:

    тебя - меня; толпа - полна; приду - огню; воде - дне и так далее.

    Эту же ошибку делают и большинство любителей. Напоминаем, что рифма в слове, кончающаяся на ударную гласную, возможна лишь при общей опорной согласной в словах: меня - огня, толпа - тупа, приду - саду и так далее

    Шульговский Н.Н


    Рифма есть созвучие двух или нескольких слов, заключающееся в том, что их ударные гласные одинаковы или соответственны (а-я, у-ю и. т. д.), а все последующие звуки до конца слова звучат приблизительно одинаково.

Игра «Рифмы» Добавлялки.

Мы в рифмы играли - слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Игра « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …(хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, го ршок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

  1. “Лишнее слово” . Вы произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные: мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; мак, бак, веник, рак; совок, гном, венок, каток; пятка, ватка, лимон, кадка; ветка, диван, клетка, сетка; каток, моток, дом, поток и т. д.
  2. “Придумай слово” . Ребенку называется какое-либо слово и дается инструкция придумать слова, которые звучат похоже (мышка-миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза-коса, оса, лиса и т. д.).

Игра. В конверте 6 картинок. Нужно разложить их попарно, чтобы получились рифмы. Дети называют. Затем ребёнок отворачивается и вспоминает, повторяет свои рифмы.

Игра. Логопед предъявляет картинки детям, они в свою очередь объясняют, что означает каждая картинка (питон, батон, бутон, бетон, пион, бидон). Затем логопед объясняет каждое слово, а дети называют. Затем дети выбирают картинку и выкладывают схему слова. Найдите такую же схему. Для слова пион нет пары.

Игра. Подбери рифму по пантомиме. Логопед называет слово, например, « любить», а ребёнок изображает похожее слово «сорить». Остальные дети отгадывают по показу похожее слово.

Игра. Подбор слов по описанию. Прекрасный – заразный.

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-…(сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-…(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-…(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-…(варан).

Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,
Залу нравились все-…(шутки).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-…(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко)

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).

В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-…(Женя).

Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-
Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют-…(жетон)

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр …(билет)

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка…(Лора)

Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-…(брошка)

Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит…(ранка)

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл)

Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс)

Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос
И приятный, звонкий…(голос).

Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграем в рифмы

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".

В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка, внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть род...

«ПОДБЕРИ РИФМУ»

учить детей подбирать рифмы, изменяя слово с помощью суффиксов, ставя его во множественном числе, используя синонимы....

Наш онлайновый словарь рифм в сравнении с другими подобными сервисами обладает рядом серьёзных преимуществ:

Как подобрать рифму

По умолчанию сервис ищет точные рифмы . Может оказаться, что для вашего слова или вообще нет точных рифм, или их так мало, что ни одна вам не подходит. В этом случае попробуйте поискать рифмы с несколько худшим фонетическим совпадением (например, хорошие).

Другая крайность — это когда у вашего слова есть огромное количество точных рифм. Как среди них поскорее найти приемлемый вариант? Вы можете существенно сократить полученный список рифм, применив фильтры в любом сочетании. Используйте смысловые и грамматические ограничения, которые накладывает тема и форма вашего стихотворения. Например, для исключения глагольных рифм примените фильтрацию по части речи, для подгонки рифмы под заданный размер строфы оставьте только слова с нужным количеством слогов. Особенно важным нам представляется частотный фильтр , который позволяет отбросить слова, редко употребляемые в стихосложении (специализированные термины, устаревшие слова и т. п.).

Отметим также, что для постоянной работы лучше использовать наше бесплатное приложение Rhymes , не требующее доступа в Интернет. Оно значительно функциональнее и удобнее. Сочиняйте стихи с комфортом .