Идет с помощью заданий и упражнений, представляемые им как игры.
Игра «О ком? О чем?».
Цель:
Учить анализировать структуру стихотворения.
Игровой мотив:
Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро ответить на вопросы:
- О каком объекте идет речь?
- Какими признаками наделен объект?
- Какие действия он совершал?
- Какой вывод сделал автор?
Итог:
Ребенок запоминают эти вопросы и, затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.
Игра «Отгадай по признакам».
Цель:
Учить детей называть объект (-ы) по признаку (-ам).
Игровой мотив:
Загадывание объектов.
Ход игры:
Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Н-р: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.
Итог:
Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью достоверности.
Игра «Найди и объясни противоположные слова».
Цель:
Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.
Игровой мотив:
Волшебник «Путанник» дает задания на сообразительность.
Ход игры:
Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет худа без добра .
Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговороках.
Итог:
Ребенок знает антонимические пары и может объяснить их значение в тексте.
Игра «Придумай словосочетание».
Цель:
Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.
Игровой мотив:
Волшебник «Наоборот».
Ход игры:
Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания. Н-р: веселый – грустный веселый праздник грустная мелодия
Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания.
Н-р: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.
Итог:
Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимических пар.
Игра «Доскажи словечко».
Цель:
Учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Игровой мотив:
У воспитателя то появляется, то пропадает голос.
Ход игры:
Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. См. приложение № 2.
Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку — рифму. Например:
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (василек).
Итог:
Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.
Игра «Склад — несклад».
Цель:
Игровой мотив:
Игра с мячом или другим предметом.
Ход игры:
Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:
рогатая – бодатая, жевалка — глоталка.
Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.
Итог:
Ребенок умеет подбирать рифму к слову.
Игра «Чистоговорки».
Цель:
Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.
Игровой мотив:
Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.
Ход игры:
Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:
Са – са – са –
Прилетела в сад оса.
Ща – ща – ща –
Мы нашли в траве клеща.
Итог:
Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.
Игра «Сочини дальше».
Цель:
Учить детей подбирать рифму к заданному слову.
Игровой мотив:
Соревнование команд.
Ход игры:
Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
На-р: воспитатель говорит «В море плавает тюлень..»
Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».
Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.
Н-р: «В море плавает олень,
По лугу бежит тюлень».
Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.
Итог:
Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.
Игра «Исправь меня».
Цель:
Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.
Игровой мотив:
Исправления ошибок воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.
Итог:
Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.
Игра «Сочиним стишок и его запишем».
Цель:
Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.
Игровой мотив:
Кто точнее запишет схемами.
Ход игры:
Дети составляют рифмовку и записывают его схемами.
Примечание:
- схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
- на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.
Итог:
Ребенок умеет схемами записывать рифмовку.
Введите слово, к которому хотите найти рифму. Длина слова не должна превышать 150 знаков.
Очень важно не употреблять букву Е вместо Ё - иначе рифма для слова будет подобрана неправильно. Нажмите кнопку "начать". Ждите результата.
Робот подберёт вам лучшие рифмы из нашей базы данных, которые встречаются в произведениях классиков и современных поэтов.
Если робот - генератор рифм онлайн неправильно определил ударение в слове, к которому вы ищете рифму, не огорчайтесь. Он - только начинающий поэт. Выберите возможность - ставить ударение вручную и попросите его снова подобрать рифму к слову.
- А теперь немного (совсем чуточку) теории...
Главное назначение рифмы - РИТМИЧЕСКАЯ функция. Все остальное - НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. Теоретически рифма может располагаться где угодно, но в русском стихосложении традиционно находится на концах строк.
Т.Бондаренко
Решительно все учащиеся стихосложению, хотя бы и будущие поэты, в начале своего творчества ставят недопустимые мужские рифмы:
тебя - меня; толпа - полна; приду - огню; воде - дне и так далее.
Эту же ошибку делают и большинство любителей. Напоминаем, что рифма в слове, кончающаяся на ударную гласную, возможна лишь при общей опорной согласной в словах: меня - огня, толпа - тупа, приду - саду и так далее
Шульговский Н.Н
Рифма есть созвучие двух или нескольких слов, заключающееся в том, что их ударные гласные одинаковы или соответственны (а-я, у-ю и. т. д.), а все последующие звуки до конца слова звучат приблизительно одинаково.
Игра «Рифмы» Добавлялки.
Мы в рифмы играли - слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),
Взяла я корзину, купил ты…(картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей).
Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке …(Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши…(врачи).
Игра « Добрый слон».
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра « Подарки».
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – …(хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)
Игра « Мы играем – рифмы подбираем».
Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Вторила кукушка: катушка,…
Промурлыкала и кошка: ладошка,…
Прокукарекал петушок: мешок,… .
Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, го ршок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.
- “Лишнее слово” . Вы произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные: мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; мак, бак, веник, рак; совок, гном, венок, каток; пятка, ватка, лимон, кадка; ветка, диван, клетка, сетка; каток, моток, дом, поток и т. д.
- “Придумай слово” . Ребенку называется какое-либо слово и дается инструкция придумать слова, которые звучат похоже (мышка-миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза-коса, оса, лиса и т. д.).
Игра. В конверте 6 картинок. Нужно разложить их попарно, чтобы получились рифмы. Дети называют. Затем ребёнок отворачивается и вспоминает, повторяет свои рифмы.
Игра. Логопед предъявляет картинки детям, они в свою очередь объясняют, что означает каждая картинка (питон, батон, бутон, бетон, пион, бидон). Затем логопед объясняет каждое слово, а дети называют. Затем дети выбирают картинку и выкладывают схему слова. Найдите такую же схему. Для слова пион нет пары.
Игра. Подбери рифму по пантомиме. Логопед называет слово, например, « любить», а ребёнок изображает похожее слово «сорить». Остальные дети отгадывают по показу похожее слово.
Игра. Подбор слов по описанию. Прекрасный – заразный.
В
кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка)
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-…(сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-…(ком).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-…(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-…(варан).
Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).
Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).
Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде…(толк).
В КВН играли сутки,
Залу нравились все-…(шутки).
На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-…(чайка).
Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-…(чудо).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).
Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …(жало).
В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).
Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко)
Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он…(ракетку).
Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).
В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-…(Женя).
Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел…(жучок).
Закричала громко баба-
Испугала её -…(жаба).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).
На стройке делают бетон,
В метро потребуют-…(жетон)
Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр …(билет)
Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка…(Лора)
Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-…(брошка)
Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).
Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).
Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит…(ранка)
Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл)
Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс)
Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).
У Ильи красивый волос
И приятный, звонкий…(голос).
Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиграем в рифмы
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".
В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка, внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть род...
«ПОДБЕРИ РИФМУ»
учить детей подбирать рифмы, изменяя слово с помощью суффиксов, ставя его во множественном числе, используя синонимы....
Наш онлайновый словарь рифм в сравнении с другими подобными сервисами обладает рядом серьёзных преимуществ:
Как подобрать рифму
По умолчанию сервис ищет точные рифмы . Может оказаться, что для вашего слова или вообще нет точных рифм, или их так мало, что ни одна вам не подходит. В этом случае попробуйте поискать рифмы с несколько худшим фонетическим совпадением (например, хорошие).
Другая крайность — это когда у вашего слова есть огромное количество точных рифм. Как среди них поскорее найти приемлемый вариант? Вы можете существенно сократить полученный список рифм, применив фильтры в любом сочетании. Используйте смысловые и грамматические ограничения, которые накладывает тема и форма вашего стихотворения. Например, для исключения глагольных рифм примените фильтрацию по части речи, для подгонки рифмы под заданный размер строфы оставьте только слова с нужным количеством слогов. Особенно важным нам представляется частотный фильтр , который позволяет отбросить слова, редко употребляемые в стихосложении (специализированные термины, устаревшие слова и т. п.).
Отметим также, что для постоянной работы лучше использовать наше бесплатное приложение Rhymes , не требующее доступа в Интернет. Оно значительно функциональнее и удобнее. Сочиняйте стихи с комфортом .