Игра по профилактике вредных привычек. Игры, упражнения, дискуссия по профилактики темы "психоактивные вещества"

Общероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью»


Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек

Слабое звено

1 этап

  • Капля никотина убивает... (лошадь или муху)
  • Кто из русских правителей запретил курение? (Иван Грозный или царь Михаил Фёдорович)
  • Что варили Балбес, Бывалый и Трус в лесу? (компот или самогон)
  • Продолжите “Человек - это венец... (короля или природы)
  • Часто при курении повышается... (артериальное давление или атмосферное давление)
  • Продолжите “Много вина - мало... (ума или денег)
  • Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? (Васко да Гамма или Христофор Колумб)
  • На сколько минут укорачивается жизнь курильщика после каждой выкуренной сигареты? (на 15 минут или на 1О минут)
  • Что разрушает вирус иммунодефицита? (иммунную систему или выделительную систему)
  • Продолжи “Курильщик - сам себе... (могильщик или доброжелатель)
  • По какой причине в России было запрещено курение? (из-за частых пожаров или из-за одурманивания народа)
  • Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся... (кладбище нервных клеток или заряд бодрости и веселья)
  • Существует ли вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции? (нет или да)
  • Продолжи “Муж пьёт - полдома горит, жена пьёт - весь...

(дом горит)

15. Что поражается у курильщика, прежде всего? (сосуды или легкие)

16. Продолжи “Пьяный человек - не человек, ибо он потерял... (разум или кошелек)

17. По какой причине в России Пётр I разрешил курение табака? (с целью оздоровления людей или развития экономики)

18. В каком фильме Леонида Гайдая герой учит молодёжь танцевать твист, туша окурки то одной, то другой ногой? (“Брильянтовая рука” или “Кавказская пленница”)

19. Сколько литров табачного дёгтя проходит за 1О лет через дыхательные пути курильщика (8 литров или 5 литров)

20. Никотин - это яд, который особенно влияет на… (рост или зрение)

2 этап

1. Что делали по закону, который издал китайский император Ву Вонг в 1220 году, уличенным в пьянстве? (подвергали смертной казни или изгоняли из страны)

2. В каком слове увековечил свое имя Жак Нико?

(никотин)

3. Продолжите “Хлеб на ноги ставит, а вино…

4. Писатель Василий Белов назвал курящих женщин… (гусынями или курицами)

5. Образование раковых опухолей у курильщика вызывают содержащийся в сигарете… (никотин или радиоактивный полоний)

6. Болезнь, которую называют “чумой XX века”? (рак или СПИД)

7. Наркотики – это химические вещества, оказывающие воздействие на… (нервную систему или органы пищеварения)

8. Кто из известных русских писателей сказал такую фразу: “Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым”. (Л.Н. Толстой или А.П. Чехов)

9. Сколько вредных веществ попадает в организм человека при курении? (около 10 или около 30)

10. Кто из поэтов зовет на борьбу такими строчками: “Чтоб хозяйство твое не скрутил самогон, Чтоб отрава в гроб не свела, - Самогонщиков из деревни вон! Вон из хутора! вон из села!” (В.В. Маяковский или С.А. Есенин)

11. Какое количество наркоманов насчитывается в России? (более 10 млн. человек или более 5 млн. человек)

12. Смола, образующаяся при сгорании табака, вызывает… (отравление или опухоли)

13. Сколько человек в год один наркоман может вовлечь в наркозависимость? (15 человек или 9 человек)

14. Какую проблему обостряет рост наркомании? (гриппа или СПИДа)

15. Какое количество россиян ежегодно уносит “эпидемия” моды курения? (около 100 тысяч человек или 400 тысяч человек)

16. Какое воздействие оказывает алкоголь на центральную нервную систему? (положительное или отрицательное)

3 этап

1. Рак легкого у курящих встречается чаще, чем у некурящего… (в 30 раз или 15 раз)

2. Кому из русских поэтов принадлежат слова: “Человек пьющий ни на что не годен”? (М.Ю. Лермонтову или А.С. Пушкину)

3. “Наркотик” - греческое слово. Что оно означает? (одурманивающий или привлекающий)

4. Какому народу принадлежит такая поговорка: “Внешность человека отражается в зеркале, а душа – в водке”? (корейскому или русскому)

5. Кто из мировых знаменитостей стал жертвой пагубной страсти к наркотикам? (Элвис Пресли или Арнольд Шварценеггер)

6. Назовите болезнь заядлых курильщиков? (кашель или бронхит)

7. Во сколько раз смертность детей в пьющих семьях выше, чем в непьющих? (в 2 раза или в 3 раза)

(спорт, ЗОЖ)

9. Во сколько раз увеличилась смертность детей от передозировки наркотиками?(в 42 раза или в 17 раз)

10. Какое количество лабораторий было выявлено за последние 4 года, производящих наркотики, и в которых шла работа над созданием новых?(более 100 или более 300)

11. Какое количество табачного дегтя содержится в 1 кг табака, который человек выкуривает за месяц? (70 мл. или 90 мл.)

12. Почему подростки пробуют наркотики?

(из-за любопытства или из-за сладкого вкуса)


4 этап

1. - Продолжите: “Пить вино так же вредно, как принимать…

Курение – это частые болезни и преждевременная…

2. - Выпил водки на копейку, а дури прибавилось на…

Не бывает свадьбы без гостей, похорон без слез, а пьянства без…

3. - Кто такой “пассивный курильщик”?

(человек, вдыхающий сигаретный дым)

Как расшифровать слово “СПИД”?

(синдром приобретенного иммунодефицита)

4. - Кто такой токсикоман?

(человек, вдыхающий отравляющие вещества)

Почему после употребления алкогольных напитков сохнут губы, пересыхает во рту, появляется чувство жажды?

(спирт отнимает воду у организма)

5. - Что такое иммунитет?

(способность организма противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки)

Какие главные угрозы здоровью людей ты бы выделил?

(плохая экология, пьянство, курение, наркомания)


Эти упражнения и игры помогут участникам определить причины и опасность для человека такого явления, как "зависимость", в том числе, зависимость от психоактивных веществ.

“Что такое зависимость" (20 мин.)

Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют понятие "зависимость"; дать определение зависимости.
Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.
Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово "зависимость". После чего участники по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать "галочками"). В результате обсуждения, тренер подводит группу к правильному определению понятия "зависимости", разъясняет его смысл.

"Ассоциации" (15 мин.)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубоко содержания работы и дискуссий.
Материалы: ручки; листы бумаги на каждого участника.
В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: "назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы слышите "наркотики", "наркомания","зависимость". Игра может быть проведена в 2-х вариантах - устно или письменно.
1 вариант: участники по кругу высказывают 1-2 ассоциаций, которые вызывают эти слова.
2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои ассоциации к этим словам.

После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций и описывается миф о наркомании в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций.

"Провокационные тезисы"

Цель: выяснить, актуальна ли тема наркомании для подростков, и оценить их базовый уровень информированности.

Провокационные тезисы:

  • Проблему наркомании решить нельзя, т.к. нет общества, свободного от наркотиков.
  • Только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками.
  • Наркоманам нельзя помочь.
  • Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.
  • Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.
  • Тому, кто стал наркоманом, не повезло.
  • Наркотики нужно легализовать.
  • Каждый человек хоть раз в жизни пробует наркотик.
  • От марихуаны не развивается зависимость.

"Мифы" (30 мин.)

Цель: информировать участников, развеять мифы.

Материалы: таблички с надписями "да" - "нет".

Таблички прикрепить на противоположные стены. Зачитайте спорное утверждение, предложите участникам встать возле одной из табличек ("да" или "нет"). Каждый участник должен отстаивать свою точку зрения. После обсуждения разъясните спорные моменты (можно использовать статистические данные).

Мифы:

  • Наркомания - вредная привычка.
  • Достаточно 1 раз уколоться - и станешь наркоманом.
  • Все наркоманы и проститутки - конченые люди.
  • Марихуана безвредна.
  • Наркомания неизлечима.
  • Нельзя дружить с наркоманом.
  • У каждого есть своя собственная зависимость.
  • "Чистые наркотики безвредны".
  • Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.
  • Не сам наркотик, а его запрет приводит к несчастью.
  • Человек имеет право осознанно употреблять наркотики. Этим он не приносит вреда окружающим.
  • Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам.

Дискуссия "Мой друг зависим от наркотиков" (15 мин.)

Цель: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в со-зависимые отношения с наркопотребителем; дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку.

Ведущий предлагает группе обсудить вопрос "Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?". Участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в корректной форме. Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

"Сюрприз" (25 мин.)

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потребления наркотиков.
Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.
Ведущие кладут в непрозрачную коробочку или мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что там лежит - "нельзя", "плохо", "запрещено", не объясняя причин. Коробочку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.
Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке - это "плохо", "нельзя", но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.
После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины начала употребления наркотиков.

"Семья" (45 мин.)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.
Материалы: для того, чтобы ролевая игра прошла более естественно, можно заранее подготовить некоторые атрибуты для членов семьи.
Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию. После этого необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

"Марионетка" (30 мин.)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.
Обсуждение:
Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли "куклы"?
Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?
Хотелось ли что-либо сделать самому?

"Вопросы" (15 мин.)

Цель: выяснить информированность аудитории, спланировать информационный блок. Ведущий обдумывает вопросы, которые записывают участники, на их основе планирует информационный блок на 3 дня.
Каждый пишет на листке бумаги вопрос(ы), на которые он хотел бы получить ответ в ходе семинара. Листочки с вопросам отдаются ведущему.

Майбурова Валерия Александровна, педагог-психолог государственного казенного учреждения Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Сыктывкара»

Игра-викторина: «Профилактика вредных привычек»

Цель: профилактика вредных привычек.

Задачи:

  1. Пропаганда здорового образа жизни;
  2. Углубление представления детей о вредных привычках;
  3. Формирование навыков здорового образа жизни

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, материал для проведения экспериментов (этиловый спирт, куриное яйцо, 2 листа розовой бумаги), видеоролик: «Как наркотики влияют на организм».

Ожидаемые результаты :

  1. Обучающиеся будут проинформированы об употреблении ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
  2. Формирование представления о здоровом образе жизни;
  3. Выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Ход занятия:

1). Подготовительный этап: Ведущий делит собравшихся участников (несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, воспитатели) на 2 команды. Объявляет название темы занятия. Ведущий просит участников придумать название команд и выбрать капитана команды. Затем предлагает обратить внимание на экран, где показана презентация.

«Сейчас вы будете отвечать на вопросы, которые появиться на экране. Отвечать будете по очереди. Каждой команде по 2 вопроса.

Слайд № 2 Вопрос команде 1: Какие бывают привычки? (Ответ команды)

Слайд №3 Вопрос команде 2: Какие полезные привычки вы знаете? (Ответы команды).

Слайд №4 Вопрос команде 1: Что такое вредные привычки (Ответы команды).

Слайд №4 Вопрос команде 2: Какие вредные привычки вы знаете (Ответы команды)

2). Основная часть.

2.1.Курение. Ведущий демонстрирует слайд № 6, раздает командам по чистому листу и дает инструкцию: Сейчас вам необходимо на этом листе бумаги написать как табакокурение влияет на организм человека. На задание отводиться не более 5-ти минут. После обсуждения команда № 2 предлагает свои варианты. Ведущий на доске ставит команде за правильный ответ по одному баллу. Другая команда дополняет ответы соперников и также получает баллы.

2.2 Эксперимент: Ведущий приглашает по одному участнику из каждой команды подойти и принять участие в эксперименте. Для эксперимента понадобиться 2 розовых листа. Ведущий дает по одному листу приглашенным участникам.

Ведущий: Рассмотрите два листка розовой бумаги - это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Ведущий предлагает участникам смять листки бумаги, а затем обращает внимание просмотреть слайд № 8: «У курильщика легкое становится дряблым, вялым - таким, как помятый лист. Здоровые легкие - такие, как лист немятой бумаги. Каким легким будет легче снабжать организм кислородом?»

Ведущий делает вывод: дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья.

2.3. Алкоголь.

Ведущий: мы продолжаем наше занятие. Демонстрация слайда № 10.

Следующая вредная привычка - это употребление алкоголя, на ваших листочках, напишите, пожалуйста, вред алкоголя на организм. Также работаем не более 5-ти минут.

После написания ответов ведущий дает первое слово команде №2. Команда № 1 дополняет ответы другой команды.

После начисления баллов ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы, которые написаны на слайде № 12:

  • Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки?
  • Как ведут себя такие люди?
  • Какие чувства они у вас вызывают?

2.4. Эксперимент. Для эксперимента ведущий разбивает в плошку куриное яйцо и говорит, что структура наша мозга напоминает структуру белка. Затем ведущий достает этиловый спирт и говорит, что спирт входит в состав всех алкогольных напитков. Ведущий наливает спирт в яйцо и демонстрирует участникам как белок начинает вариться. Тоже самое происходит с нашим мозгом,когда мы употребляем алкоголь. То он начинает вариться, разрушаться, чем больше алкоголя, тем больше разрушений.

После проведения эксперимента ведущий делает вывод, что алкоголь опасен для здоровья.

2.5. Наркотики. Ведущий показывает слайд № 15 и предлагает в течение 5-ти минут командам написать 3 пагубных воздействия употребления наркотиков на организм. За каждый ответ ведущий начисляет балл.

Показ 16-17 слайдов

2.6 Ведущий предлагает просмотреть небольшой ролик о вреде наркотиков «Как наркотики влияют на организм». Делается вывод, что наркотики - это гибель для человечества.

2.7 Токсикомания. Ведущий демонстрирует слайды 17-19 для информирования участников еще об одной пагубной привычке токсикомании. После просмотров слайдов, ведущий делает вывод: Токсикомания - яд для здоровья человека.

3). Викторина: Ведущий по очереди каждой команде задает вопросы викторины, за правильный ответ начисляет балл.

Викторина

1. Каков главный яд табака?

Никотин

2. В Ницце юноши устроили состязание на выносливость к табаку. Молодого человека, выкурившего табака больше, чем другие ждал специальный приз. Но победитель не получил его. Почему?

Он умер, т.к. выкурил 60 сигарет.

3. Что такое пассивное курение?

Это когда некурящий человек находится в помещении, где курят другие люди.

4. Чем грозит курение молодому растущему организму?

Ведёт к остановке роста, исхуданию и гибели клеток.

5. Что желтеет у заядлых курильщиков ?

Зубы

Выберите правильный ответ.

1. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

1) Сигареты с фильтром.

2) Сигареты с низким содержанием никотина.

3) Нет. +

2. Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

1) 20-30.

2) 200-300.

3) Свыше 4000. +

3.У кого наибольшая зависимость от табака?

1) У тех, кто начал курить до 20 лет. +

2) У тех, кто начал курить после 20 лет.

3) Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

4. Какие заболевания считаются наиболее связанными с зависимостью от курения?

1) Аллергия

2) Рак легких. +

3) Ангина.

«Алкоголь - яд»

1.Болезкь, о которой говорят: «Добровольной сумашествие» ?

Алкоголизм

2. Какое заболевание желудка возникает при употреблении алкоголя?

Гастрит, язва и рак желудка.

3. Какой вред наносит своему будущему ребёнку пьющая беременная женщина?

Алкоголь может привести к появлению физических уродств и вызвать нарушения психики ребёнка.

4. Подросток может стать алкоголиком от употребления пива?

Да

5. Почему некоторые люди не могут отказаться от спиртного?

Алкоголь способствует привыканию, как наркотик.

6. Правда ли что качественный алкоголь не наносит вреда?

Нет, неправда. Любые алкогольные напитки оказывают отрицательное воздействие на организм.

Выберите правильный ответ.

1. На сколько лет сокращает свою жизнь человек, употребляющий алкоголь?

1) На 3-6 лет.

2) На 10-20 лет. +

3) На 30-50 лет.

2. В основном семья распадается, если родители:

1) Курят.

2) Пьют. +

3) Не работают.

3. Можно ли стать алкоголиком, употребляя только пиво?

1) Да. +

2) Нет.

3) Это не алкогольный напиток.

4. Что, как правило, толкает подростка к употреблению алкоголя?

1) От нечего делать. Скука.

2) Друзья, одноклассники, от которых не хочется отставать. +

3) Нравится на вкус.

«Наркотикам «нет»

1. С какой болезнью тесно связаны наркотики?

СПИД

2. Почему опасно даже разовое употребление наркотика?

Возникает психологическая зависимость.

3. Каково поведение наркомана после принятия наркотика?

Человек становится заторможенным и вялым.

5. Что такое ломка?

Если наркотик не поступает в организм в течение 10 - 12 часов, это приводит к мучительному состоянию: человек начинает ощущать сильную боль во всём теле. Тело превращается в одну сплошную рану. Сами наркоманы назвали это состояние ломкой.

6. Как перевести слово «наркотик» с греческого?

Слово «наркотик» произошло от греческого глагола, который означает оцепенеть.

Выберите правильный ответ.

1. Что происходит с физическими возможностями человека, который употребляет наркотики?

1) Они повышаются.

2) Они не меняются.

3) Они понижаются. +

2. Верно ли, что в большинстве стран модно употреблять наркотики?

1) Никогда не было модно. +

2) Очень даже модно.

3) Мода в странах прошла.

3. Как влияет употребление наркотиков на работу сердца?

1) Заставляет учащенно биться.

2) Замедляет его работу. +

3) Не влияет.

4. Если человек начал употреблять наркотики в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

1) На 5-6 лет.

2) На 7-10 лет.

3) На 15 лет и более. +

5. Кто страдает в первую очередь от того, что подросток - наркоман и почему?

1) Улица, друзья.

2) Семья, родители (идет на все ради денег). +

3) Школа.

4) Пропаганда ЗОЖ. Ведущий предлагает всем вместе прочитать Слайды с 22 по 26, темы которых: «Зачем люди начинают принимать ПАВ», «Разрешалки от вредной привычки», «9 способов сказать нет», «Девять заповедей здоровья».

5) Завершение занятия. Ведущий подводит Итог занятия и награждает команды грамотами и сладкими призами.

Евгения Водопьянова
«А ты против». Деловая игра по профилактике наркомании в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Актуальность :

Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу.

Вывод, к которому пришло абсолютное большинство специалистов, исследующих данную проблему, заключается в том, что главным направлением борьбы с этим социальным злом должно стать не только лечение тех, кто успел приобщиться к наркомании , но и профилактика этого заболевания . И чем раньше начнется процесс профилактических мероприятий , тем эффективнее будет результат усилий, направленных на предупреждение наркомании .

В решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подростков значительную роль играют социально -психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций здорового образа жизни, психотехнологий воспитательных воздействий, формирование личностной устойчивости и саморегуляции подростков.

В связи с этим актуализируется проблема научной разработки системы мер по предупреждению подростковой наркомании , а именно первичной социально-психологической профилактики наркомании среди молодежи .

Цель :

Повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками . Информирование молодых людей о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению .

Задачи :

Познакомить воспитанников с психоактивными веществами и последствиями их действия на организм человека и жизнь; Изучить пути распространения ВИЧ-инфекции, её развития в организме человека; Закрепить полученные знания; Закрепить потребность в ведении здорового образа жизни.

Оборудование : презентация для игры, карточки для всех участников игры, жетоны.

Ход мероприятия:

Добрый день! Я рада вас приветствовать на деловой игре «А ты - против , которая посвященная Международному дню борьбы против наркотиков .

Игра состоит из 3 основных туров, в которых вы будете зарабатывать себе жетоны. В финале побеждает тот, у кого большее количество звезд.

А начать нашу игру я хочу с игры «АССОЦИАЦИИ »

Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам игры, со словами «наркомания » , «наркотики » , «зависимость» . А дети отвечают быстро, не раздумывая, что первое приходит на ум.

Большое спасибо за ваше внимание и участие. Теперь приступим к игре.

Правила : Играющим предлагается вопрос и варианты ответов. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. За правильный ответ участник получает жетон.

1 тур «Психоактивные веществ» .

Психоактивные вещества - это вещество, которое при введении в организм человека может изменять поведение, двигательные функции, настроение. Могут быть «легальные» , «нелегальные» .

Задание :

Какие вещества в списке не относятся к нелегальным психоактивным веществам?

1. Набор веществ : сигареты, гашиш, кофе, ЛСД, бензин. (1,2)

2. Набор веществ : чай, героин, клей, крепкие спиртные напитки, экстази. (1,4)

Ответы :

Лишние в списке (легальные наркотики ) : крепкие спиртные напитки, сигареты, кофе, чай.

Мы с вами выяснили что к «легальным» психоактивным веществам относятся крепкие спиртные напитки, сигареты, кофе, чай.

А к «нелегальным» - гашиш, ЛСД, героин, клей, экстази

Задание :

Найдите соответствие между психоактивными веществами и типами.

Например : Крепкие спиртные напитки – это алкоголь.

Конопля Опиоиды Никотин Галлюциногены Летучие ингалянты

1. К какому типу веществ относятся сигареты (3)

2. К какому типу веществ относится клей (5)

3. К какому типу веществ относится героин (2)

4. К какому типу веществ относится гашиш (1)

5. К какому типу веществ относится ЛСД (4)

2 тур «Последствия употребления психоактивных веществ» .

Выделяют следующие последствия употребления психоактивных веществ (наркотиков ) : социальные , психические, физические, юридические.

Задание : Распределите предложенные вам различные примеры последствий в определенные группы.

1. Финансовые проблемы (1)

2. Воровство (4)

3. Галлюцинации (2)

4. СПИД (3)

5. Конфликты в семье (1)

6. Ранняя смерть (3)

7. Агрессивность (2)

Минута релаксации.

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру которая называется «НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…» Всем, начиная со взрослых, ведущий кидает мячик со словами «Никто не знает, что я …» , участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру «…очень люблю петь» , «… пеку очень вкусные пироги…» и т. п.

Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть , на этот раз серьезно. Продолжаем нашу игру.

3 тур «Что вы знаете?»

Известно, что наркомания может привести к заражению ВИЧ, который является трудно переносимым вирусом. При каких же условиях это происходит? Когда пользуются люди общими шприцами. Что такое ВИЧ? - вирус иммунодефицита человека. Существуют три основных пути передачи ВИЧ - кровяной, половой, от матери к ребенку

Задание : Перед вами на экране три уровня риска заражения при контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

риск большой риск небольшой риск отсутствует

Вам называются различные жизненные ситуации. Вы должны правильно оценить уровень риска в каждой ситуации.

1. Пользование общественным туалетом. (3)

2. Прикосновение или уход за больным СПИДом. (3)

3. Разрез кожи ножом, которым пользуются другие. (1)

4. Укус комара. (3)

5. Использование общих игл для прокалывания ушей и нанесения татуировок. (1)

6. Использование общих игл для введения лекарственных веществ. (1)

7. Прием пищи, приготовленной ВИЧ-инфицированным лиц (1)

8. Посещение школы с ВИЧ-инфицированным лицом. (3)

Итог : Ваша жизнь и здоровье во многом зависят от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет : ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках. И каждый из вас может сказать «А Я – ПРОТИВ »

Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды , радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!

А сейчас мы с вами подсчитаем сколько жетонов у вас и определим победителя нашей игры. Награждение победителя.

Рефлексия :

1. Какие психоактивные вещества вы знали?

2. Какие последствия употребления (наркотиков ) вы знаете?

3. Что вы знали о ВИЧ и СПИДе?

«Чувства» (25-30 мин).

Участникам предлагается следующее: вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых, или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком.

Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, другой внимательно слушает, затем роли меняются. Участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

Возможный вариант:

Чувства говорящего - раздражение, возмущение, жалость, обида, презрение, недоверие, вина, ответственность и т. д.

Чувства слушающего - сочувствие, интерес, возмущение, отвращение, понимание, сожаление, уважение и т. д.

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся в ситуацию при столкновении с проблемой наркотической зависимости другого человека.

«Марионетка» (15 мин).

Участники разбиваются на «тройки». В каждой подгруппе выбираются «марионетка» и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.

После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если при обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управляющих ее движением.

Цель этого упражнения - дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта, важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман - наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.

«Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?» (30 мин.).

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции, приобретать новый опыт».

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.

«Незаконченный рассказ» (60 мин).

Каждому участнику группы дается карточка с описанием ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое вещество. Окончание ситуации отсутствует - его необходимо дописать самому учащемуся.

Задание. Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы вы были на месте героя.

«У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой», и предлагал нам тоже попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «ловит кайф» и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую...»

Обсуждение. Необходимо оценить характер окончания рассказа, а также отношение к происходящему - отказ или проба наркотика, используемую терминологию.

«Тосты» (20 мин).

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары, им дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказать, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

Это упражнение помогает в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

В дискуссии может участвовать каждый подросток независимо от развития его вербальных способностей и от его положения в группе.

Провокационное утверждение пишется в центре большого листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечания по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников.

Провокационные тезисы:

Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков.

Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками.

Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь.

Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

«Упражнения с карточками, на которых написаны высказывания» (60 мин).

Это упражнение развивает способность аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.

Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями).

Разнообразие тематики высказываний дает ученикам приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение», «Алкоголизм». Дается примерно 10-15 минут, чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные моменты.

При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым ученики затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.

Возможные высказывания:

Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.

Наркотики - это повседневность для нас, подростков.

Алкоголь хуже, чем гашиш.

Алкоголь - это средство, от которого можно стать зависимым.

Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной работой, экзаменом.

Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманом.

Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.

Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.

Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.

Иметь возможность достичь состояния опьянения - одна из радостей жизни.

Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.

«Дерево радостей и печалей» (60 мин).

«Дерево радостей и печалей» используется для того, чтобы побудить участников обратиться к таким чувствам, как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах другим.

Группа делится на несколько маленьких групп (максимально по 3 подростка). Каждая группа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член группы наклеивает на голые ветки «плоды» из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, вызвавшее либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная - для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь «Дерево радостей и печалей» служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами:

Как я могу выразить свои чувства?

Как я переживаю эти чувства?

Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?

Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?

«Мешок наркомана» (60 мин).

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов (солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и др.). В больших группах можно образовывать пары. При этом один из партнеров выбирает несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях, какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

«Шприц» (15 мин).

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену и ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо.

Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение» - сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражняются по кругу. Инструкция: тот, у кого в руке находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком. Задача первого - отказаться. Делаются три попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце упражнения проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранилось настойчивое желание продолжать уговоры.

«Обсуждение истории» (25 мин).

Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные» друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев «балуется» «ханкой»; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в тот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане. Та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема. После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице - Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но отношения с Катей испортились.

Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

1. Кто вызывает наибольшую симпатию?

2. Чьи действия были наиболее правильными?

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями. Желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в результате дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть «ответственность» и «дискриминация».

«Ценности» (20 мин).

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

Интересная работа;

Хорошая обстановка в стране;

Общественное признание;

Материальный достаток;

Удовольствия, развлечения;

Самосовершенствование;

Свобода;

Справедливость;

Доброта;

Честность;

Искренность;

Целеустремленность.

Потом каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 2-3 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит межгрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

«Телевизионный ролик» (25 мин).

Группа разбивается на подгруппы по 4-6 человек, затем ведущий объясняет задание: «Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут - придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация. Вы можете использовать музыкальное сопровождение, танцы, переодевание - все, что подскажет вам воображение».

После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой ролик. Затем участники делятся впечатлениями.

Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением разыгрывают сценки, демонстрируя незаурядные творческие способности. В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.

«Письмо в редакцию» (25 мин).

Участникам предлагается разделиться на две подгруппы, каждая из которых будет временно исполнять функции редакции молодежной газеты. «Представьте, что к вам в редакцию пришло письмо, - объясняет ведущий. - Постарайтесь за 15-20 минут совместными усилиями написать ответ молодому человеку». Затем ведущий раздает письма. Примерные варианты письма могут выглядеть так:

. Дорогая редакция!

Я была в компании, и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все время думаю, вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста.

Маша П., 14 лет.

. Дорогая «Сорока»!

У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними.

Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком.

Посоветуйте, как 1 Марина, 16 лет.

После того как ответы написаны, подгруппы меняются письмами и своими вариантами ответов. Теперь каждой из подгрупп предлагается оценить качество ответа их коллег по следующим критериям:

1. Доступна ли форма ответа на письмо?

2. Понятен ли смысл ответа?

3. Не вызвал ли у вас чувство смущения или неприязни этот ответ?

4. Насколько интересен для вас этот ответ?

5. Достаточно ли он информативен?

По каждому критерию выставляется от одного до десяти баллов, затем подсчитывается общий результат. В заключение проводится общегрупповое обсуждение, в процессе которого участники обмениваются впечатлениями и эмоциями. Смысл этого упражнения заключается в том, что подростки формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции в ситуации оказания помощи сверстнику.

Ведущий. Обратите внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе можно узнать потрясающую новость. Например, алкоголь не только вредит организму, но даже оказывает определенное благотворное влияние. На уроках вам говорят, что алкоголь обладает угнетающим действием, а на самом деле он ведет себя, судя по рекламной информации, как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям благодаря сильным компонентам, которые убивают микробов и бактерий. Это такая приятная новость! В каждой рекламе можно обнаружить настоящее открытие в медицине!

А теперь хотелось бы, чтобы Вы придумали рекламу одного из алкогольных напитков, табачных изделий или лекарств, которая сообщала бы правду о продукте.

Примеры:

Алкоголь может вызвать у вас рвоту;

Алкоголь может вызвать у вас потерю сознания;

Алкоголь может привести вас к смерти на дороге;

Курение хорошо способствует развитию рака легких;

Если вы выпьете две таблетки, голова будет светлая и ясная 10 минут, тупая и свинцовая 4 часа 30 минут;

Напьешься и «усохнешь», вот в чем парадокс.

Вариант. Нарисовать такую этикетку на бутылке, пачке сигарет, коробке лекарств, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое.

«Модели ролевых ситуаций» (45 мин).

Ведущий. Вы находитесь во дворе или дома у одноклассника, которого вы уважаете. Он предлагает вам попробовать покурить «травку». Вас никто не видит, как поступите?

Очень важно, перед тем как разыграть ситуацию, предупредить остальных участников, чтобы они отметили в своих записях то, что мешает ученику решить эту ситуацию. Оптимальным в этом случае будет такой отказ, который позволил бы сохранить отношения с одноклассником, но не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных сторон. Например: первый вариант - соглашусь и выкурю «косяк». Что положительного, что отрицательного? Второй вариант - скажу «нет» и уйду. Третий вариант - отчитаю одноклассника и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?

Примеры ситуаций:

1. Володя - новичок в этой школе. Чувствует себя одиноко, еще не нашел новых друзей. По дороге в школу встретил двух неформальных лидеров класса - Петра и Сашу. Они пригласили Володю к Саше домой выпить водки и убеждают его, что об этом никто не узнает, туда еще придут девчонки, и они хорошо повеселятся. Как поступить в этом случае Володе?

2. Вы - юноша, вместе со своей подругой находитесь на дне рождения своего приятеля. Выпили шампанского. Все разговаривают, веселятся. Один из приятелей говорит, что вина было явно недостаточно и достает две литровые бутылки водки. Он активно начинает предлагать всем выпить. Ваша девушка водку не пьет. Вы выпили рюмку. Всем налили еще. Подруга просит вас не пить, а все вокруг уговаривают: «Ты, что, не мужчина...» и т. п. Ваши действия?

3. Вы собираетесь на дискотеку. Раньше на дискотеках вы всегда чувствовали неловкость и смущение, когда приглашали девушку потанцевать. В этот раз друзья предлагают вам самый «сильный» рецепт от нерешительности - выпить 100 граммов «для храбрости». Вы не знаете, какие последствия повлекут за собой эти 100 граммов. Как вы себя поведете?

4. Однажды в школьном туалете старший по возрасту ученик протянул сигарету с предложением попробовать. Вы отказались. Тогда он начал высмеивать вас, говоря при этом, что вы еще малы, не доросли, что вы «маменькин сынок». Вам очень обидно еще и потому, что там стояли авторитетные для вас ребята. Что вы будете делать в этой ситуации?

5. Вы приехали к своим родственникам на отдых. Однажды вас взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой ваш дядя открыл бутылку водки, выпил вместе с другом по стопке. Через некоторое время опять налил себе, другу, а третий стакан протянул вам. Он сказал: «Бери, не бойся. Никто не узнает. Я твой дядя, разрешаю тебе немного попробовать, чтобы теплее стало...»