Игра боевые медведи онлайн. Интересные факты ("Русская Правда") - боевые медведи Руси

На гербе города Ярославля изображен медведь с секирой. В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на этом месте находилось урочище Медвежий Угол, где жили язычники — почитатели бога Велеса, которые якобы занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов.

Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной Местные жители выпустили некоего «лютого зверя» со сворой собак — «да растешут князя и сущих с ним». Ярослав секирою побил зверя, псы разбежались, а язычники, ужаснувшись мощи князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.

Ярославская эмблема — одна из древнейших в российской геральдике. Медведь с секирой обозначал ярославскую землю уже на печати Ивана IV. В 1730 году утвержден герб для знамён Ярославских полков.

Археологические раскопки подтвердили, что насельники Медвежьего Угла действительно занимались охотой и скотоводством, что говорит о правдивости «Сказания». Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.

Медведь был натравлен на князя с дружиной. В помощь ему придали свору собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь животные не бросились друг на друга, а вся группа в целом накинулась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди — профессиональные воины, так что победа осталась за ними.
Возникает вопрос: считать ли боевое использование медведя единичным случаем или обычной практикой?
Медведь — грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах — «медвежьих шкурах», неуязвимых для клинка, отголосками сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали в гущу боя?

Палка с крючками

С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер-намэ». Низами Гянджеви- классик персидской литературы, живший в XII веке. Интересующее нас произведение (созданное в 1193-1197 годах) повествует о войне Искандера с руссами. Конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область- Кавказскую Албанию и ее столицу Бердаа — от нападения полчищ руссов.
Восточные источники сообщают, что на Бердаа в 943-944 годах действительно напали руссы. Город был разграблен, область опустошена, но среди руссов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться.
А теперь внимание: руссы использовали в бою неизвестное существо! Именно так: неизвестное существо. Персы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Посмотрим на врага глазами персов и попытаемся идентифицировать его.
Прежде всего, отметим, что неизвестное существо не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Оно облачено в лохматую шубу, бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с ним одним. И еще: оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободному передвижению по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура его настолько прочна, что ее не берет меч, но, опять же, это не волшебная неуязвимость, это — ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляет палкой противника, также загребает, ломает шеи, рвет головы и ноги.

А может, не палкой, а лапой? Загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы… Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведей ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.

Из края вечной тьмы

Далее персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни неизвестного существа. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти создания живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на них таким образом: выслеживают, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ становится еще интереснее: оказывается, руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу.
Правда, информатор рассказывает, что у неизвестной твари на лбу есть рог, и она спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Также существо описывается красноликим, с бирюзовыми глазами.
Не будем слишком строги к информатору. Руссов и по сию пору называют медведями. Что же касается рога, то в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и в качестве дополнительного орудия поражения.

Далее источник сообщает, что существа занимаются овцеводством. Это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков пастухами оленей. Подобную метафору в отношении неизвестного существа персидский информатор мог воспринять буквально.
В дальнейшем Искандер-намэ описывает существо как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить существо в плен с помощью аркана, затем освободил от цепи и подружился с ним. Оно принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу-воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. Неизвестное существо Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.

Медвежьи повадки

Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Персии медведи не водились, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался неизвестным существом. Впрочем,острый взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам — узнать в нем медведя.
Он не садится на коня. Он не говорит, но понятлив. У него тяжелая походка, он наносит рваные раны когтистой лапой, его удары -загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точное описание медвежьих повадок.

Наблюдатель — воин-профессионал, он не понимает, кто является врагом, но он точно схватывает его движения, и мы можем увидеть бой его глазами и понять, что противником является медведь. Описание информатора подтверждает догадку: да, в месте, где водятся соболя, в краю вечной тьмы, он лазает по деревьям, он подолгу спит, он охотится на овец. Руссы водят их на цепи по селеньям, а народ дает деньги и хлеб. Все так. Но информатор также сообщает, что руссы используют медведей в бою.
Итак, мы имеем два независимых источника, описывающих боевое применение руссами медведей. Значит, бой в Ярославле не был исключительным случаем. Славяне приручали медведей не только для того, чтобы заставлять их плясать под бубен на потеху праздной толпе. Медведей дрессировали и для ведения боя с человеком.

Галина БАЕВА
«Тайны ХХ века» май 2012 г.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

На днях решил отвлечься от всего и вся и немного предаться детству – поиграть в незамысловатую компьютерную игру «Red Alert» («Красная тревога»). Для тех, кто не знает – это такая стратегия, не требующая, впрочем, особых умственных способностей, тем более, военных познаний. Нужно просто обладать превосходством (если не численным, то техническим) на направлении главного удара.

Причём, одна из воюющих сторон в игре – СССР. Ну что может быть приятнее, чем перемалывать загнивающий Запад гусеницами советских танков?
Саму игру я вам тут, конечно, описывать не собираюсь, но одна её деталь сначала очень меня рассмешила, а потом заинтересовала. Дело в том, что в распоряжении Советской армии по условиям игры есть... ШТУРМОВЫЕ МЕДВЕДИ. Да-да, обыкновенные такие бурые мишки в касках и бронежилетах, умеющие к тому же, в отличие от простой пехоты, плавать.

Ну, понятное дело, что в случае с игрой это – очередная насмешка её разработчиков (а вы, наверняка, догадываетесь, что создали её не у нас) над нами, «тупыми Иванами», призвавшими в армию медведей.

Однако, природное любопытство, за которое, не скрою, не раз получал по носу, сподвигло меня заняться этим вопросом и выяснить, а чем чёрт не шутит, может статься, что медведь на войне – не такая уж чушь.

Благо, для того, чтобы что-то узнать, в наше время просиживать штаны в читальном зале библиотек уже вовсе не обязательно, достаточно грамотно составить запрос в поисковике мировой паутины. Что с успехом и проделал.

И наткнулся на статью некоего В.Т. Пономарёва «Боевые животные: Секретное всех времён и народов». Работа, скажу я вам, интереснейшая.

Конечно, большая часть посвящена таким традиционным животным на войне, как лошади, собаки, в более древние времена – боевые слоны. Но нашлось и немало удивительного и даже, я бы сказал, невероятного.

Впрочем, кто захочет, сам легко найдёт этот материал и с ним ознакомится. Меня-то интересовали медведи. Ну, как поётся в той старой песне: «Кто ищет, тот всегда найдёт!» Дошло дело и до «косолапых». Приятно было узнать, что в их приручении преуспели именно наши предки. Но начало главы, посвящённой медведям, не впечатлило. Автор писал про «медвежью забаву» (поединок человек против медведя), о травле мишуток сворами собак, наконец, о чисто медвежьих боях и дрессировке (весьма жестокой).

Становилось уже скучно, ведь обо всём вышеописанном (кроме древних методов дрессуры), так или иначе, знает любой школьник. Хотелось уже сдаться, пока не дошёл до строк:

С дрессированными медведями от села к селу, от города к городу ходили весёлые скоморохи. Потешая народ, собиравшийся на площади, медведь по указке вожатого потешно изображал разнообразные сценки: «как поп к обедне идёт», «как мужик из кабака возвращается», «как бабы бельё полощут» и прочее. Русские цари охотно приглашали к себе на службу мастеров «медвежьей комедии».

Мало кто знал, что мастера «медвежьей комедии» не только развлекали публику, но и состояли на царской секретной службе. Немало таких артистов с медведями бродило по городам Западной Европы, выполняя важные секретные поручения.

Новгородская летопись пишет, что в 1572 году по указу Ивана Грозного «в Новгороде и по всем городам и по волостям на государя брали весёлых людей да и медведей…». Случались и всякого рода различные казусы. Чиновнику, который занимался этим делом, не приглянулся один из приведённых на смотр медведей. Тогда скоморох, чтобы доказать достоинства своего воспитанника, напустил на несговорчивого дьяка медведя. Летопись сообщает: «Субота Осетр дьяка Данила Бартенева бил да и медведем его драл». Данила попытался укрыться в земской избе, но медведь вломился за ним туда.
Вот тебе и раз! Это что же получается, медведи не просто «лямку тянули», а служили в разведке?!

Имею смелость предположить, что и обязанности они там исполняли не только отвлекающе-развлекательные. Почему-то не сомневаюсь, что если такого «скомороха» выводили на чистую воду, мишутка, по крайней мере, помог бы хозяину уйти, приняв удар на себя. Хотя, признаюсь честно, Пономарёв об этом не пишет.

С течением времени опыт поводырей, скоморохов привёл к улучшению методов дрессировки «топтыгиных»... Не оставила без внимания «учёных» мишек и армия. Бывали случаи, когда дрессированные медведи вместе со стрельцами штурмовали вражеские крепости. При этом медведи работали и передними лапами, удерживая тело в вертикальном положении.

Во времена Петра I славился своими дрессированными медведями московский дом князя Фёдора Юрьевича Ромодановского (к слову, одного из немногих представителей древних боярских родов, безоговорочно поддерживавшего начинания молодого царя), грозного главы Преображенского приказа, который ведал тайным политическим сыском. К арестованным, которых привозили к Ромодановскому для допроса, вместо сторожей приставляли белую медведицу. Пока Ромодановский допрашивал одного арестанта, медведица сторожила других, не причиняя им никакого вреда, но и не позволяя сделать лишнего движения. Когда по требованию Петра I Ромодановский отправил к нему для допросов главарей астраханского бунта, с ними был послан и белый медведь. Скорее всего, царю захотелось посмотреть, как несёт службу такой необычный «пристав».

И здесь прошу читателей обратить особое внимание: БЕЛАЯ медведица и БЕЛЫЙ медведь! В отличие от бурых мишек, с этими их полярными сородичами современные дрессировщики предпочитают не связываться. Для справки: в Московском цирке на Вернадского есть супруги Юрий Хохлов и Юлия Денисенко, работающие с белыми медведями. В 2012-м году они были единственными в своём роде по всей нашей необъятной России.

В общем, прочитав такое, уже всерьёз заинтересовался вопросом и решил поискать, а можно ли развить у медведя какие-то особые навыки, которые позволят применять его в военных целях и в современных условиях.

Без особого труда найдя сайт «Медвежий мир», я прочитал там:

По правде говоря, медведи во многом подобны человеку. Их можно обучить практически всему, все зависит от мастерства и профессиональных навыков самого дрессировщика. Цирковые медведи могут выступать и в роли эквилибристов, велосипедистов, наездников, мотоциклистов, боксёров, акробатов, музыкантов.

Медведям подвластно всё, начиная от балета и заканчивая ходьбой по проволоке, показом мод. Особого уважения заслуживает медведь по кличке Степан Михайлович, который стал первым в мире животным, который получил настоящие водительские права и смог управлять автомобилем «Нива». Автошкола «Стрела» выдаёт права не только медведям, но и простым гражданам. Степан Михайлович стал настоящей гордостью всего СССР, а также его руководителей Ольги и Виктора Кудрявцевых.

К этому прибавлю, что люди старшего поколения, наверное, ещё помнят о двух хоккейных командах из медведей. Тренировал эти «ледовые дружины» легендарный советский дрессировщик Валентин Иванович Филатов.

Представьте себе, каково это – поставить, в общем-то, дикого зверя, на коньки. А ведь надо ещё научить хотя бы клюшкой по шайбе попадать.
Из собственного детства помню, как однажды мы с отцом были в цирке, и там, медведи, как заправские джигиты, пролезали под брюхом лошади, когда та мчалась галопом.

В общем, то, чему удавалось обучать «топтыгинах», не могут делать даже такие близкие по строению к человеку животные, как обезьяны.

Ну, хорошо, а зачем может понадобиться медведь на войне? Первое, что приходит в голову навскидку – это рукопашная. Ведь до сих пор бывает, что, в силу разных причин, нельзя использовать огнестрельное оружие. Надеюсь, никто не станет спорить, что против таких «штурмовиков» у врага шансов просто нет? Особенно, если схватка идёт в тесном помещении. Кстати, при правильной дрессировке, медведя можно отучить реветь и громко рычать.
Второе. Закрепив на голове или спине у медведя, ту же видеокамеру, вполне можно использовать его в разведке. Тут он будет иметь некоторые преимущества, по сравнению, скажем, с собакой. Представьте себе, дело происходит в лесу, и согласитесь, что «косолапый», выбравшийся из чащи, будет выглядеть куда менее подозрительно.

Другой вопрос, а безопасно ли брать на службу таких «солдат»? Не обернётся ли косолапый «вояка» в самые решающие мгновения штурма вокруг собственной оси, пойдя крушить своих? – Справедливости ради, отметим, что многие дрессировщики считают медведя более коварным и непредсказуемым, чем льва или тигра.

Но давайте вспомним о стрельцах, бравших «топтыгиных» на приступ, когда требовалась по-настоящему ударная мощь. Неужели предки были настолько глупы? Едва ли, скорее наоборот, они не сидели часами за компьютерами и об окружающей природе знали гораздо больше нашего. Вероятно, и зверей умели учить тому, как различать своих и чужих.

И вот вам одна современная о медвежьей преданности. Так сказать, в качестве косвенного доказательства.

Американский натуралист Кейси Андерсон подобрал маленького медвежонка гризли (детёнышу было всего две недели) и выходил его, оставив жить у себя дома. Своего питомца Андерсон назвал Брутусом, и с тех пор они неразлучны.

Брутус живёт в особом прибежище, которое Кейси соорудил специально для зверя. Благодаря этому, он может жить как дикий медведь гризли в мире природы и комфорта. Жить рядом с Брутусом, по словам натуралиста, совсем не опасно, ибо он очень любит людей.

Сегодня Брутус весит 362 кг и имеет рост в 2,4 м. Тем не менее, крупные габариты не мешают ему с радостью проводить время в человеческом обществе. Он никогда не остаётся один и даже обедает за столом в кругу семьи Андерсона. Мало того, на свадьбе натуралиста с голливудской актрисой Мисси Пайл, медведь был приглашён в качестве «шафера».

Уже много лет Андерсон и его единомышленники стараются развенчать стереотипное мнение людей о медведях. В человеческих умах укоренилось мнение, что гризли - опасный и кровожадный хищник-людоед (его, кстати, считают злее русского бурого медведя). На самом деле, как утверждает учёный, медведи всегда стараются избегать встречи с человеком.

Они нас боятся. Боятся потому, что многие представители человеческого рода куда кровожаднее и беспощаднее, чем медведи, - объясняет Кейси.

Иными словами, «не так страшен медведь, как его малюют». И особое внимание хочу обратить на то, что история эта произошла на родине разработчиков игры, потешающихся над «русскими медведями». Хорошо всегда смеётся тот, кто смеётся последним (а желательно, ещё и без последствий).

В заключение хочу сказать, что статью написал из любопытства и дабы доказать, что нет в этом мире ничего невозможного. Но, откровенно говоря, я категорически против того, чтобы зверей (а тем более, таких красивых и гордых, как медведи) использовали людям на потеху или, того хуже, убивали и калечили на войне. А потому, в отличие от всех предыдущих статей, очень прошу не воспринимать эту, как руководство к действию.

Бурый мишка – краса и гордость русского леса. Дай бог ему здоровья, пусть живёт!

В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на этом месте находилось урочище Медвежий Угол, где жили язычники - почитатели бога Велеса, которые занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов. Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной.

Местные жители выпустили некоего «лютого зверя» со сворой собак -«да растешут князя и сущих с ним». Ярослав секирою побил зверя, псы разбежались, а язычники, ужаснувшись мощи князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.

Ярославская эмблема - одна из древнейших в российской геральдике. Медведь с секирой обозначал ярославскую землю уже на печати Ивана IV. В 1730 году утвержден герб для знамён Ярославских полков.+

Археологические раскопки подтвердили, что насельники Медвежьего Угла действительно занимались охотой и скотоводством, что говорит о правдивости «Сказания». Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.

Медведь был натравлен на князя с дружиной. В помощь ему придали свору собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь животные не бросились друг на друга, а вся группа в целом накинулась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди - профессиональные воины, так что победа осталась за ними.

Медведь - грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах - «медвежьих шкурах», неуязвимых для клинка, отголосками сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали в гущу боя?

С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер-намэ». Низами Гянджеви- классик персидской литературы, живший в XII веке. Интересующее нас произведение (созданное в 1193-1197 годах) повествует о войне Искандера с руссами. Конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область- Кавказскую Албанию и ее столицу Бердаа - от нападения полчищ руссов.

Восточные источники сообщают, что на Бердаа в 943-944 годах действительно напали руссы. Город был разграблен, область опустошена, но среди руссов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться.

А теперь внимание: руссы использовали в бою неизвестное существо! Именно так: неизвестное существо. Персы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Посмотрим на врага глазами персов и попытаемся идентифицировать его.

Прежде всего, отметим, что неизвестное существо не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Оно облачено в лохматую шубу, бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с ним одним. И еще: оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободному передвижению по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура его настолько прочна, что ее не берет меч, но, опять же, это не волшебная неуязвимость, это - ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляет палкой противника, также загребает, ломает шеи, рвет головы и ноги.

А может, не палкой, а лапой? Загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы... Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведей ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.

Далее персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни неизвестного существа. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти создания живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на них таким образом: выслеживают, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ становится еще интереснее: оказывается, руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу.

Правда, информатор рассказывает, что у неизвестной твари на лбу есть рог, и она спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Также существо описывается красноликим, с бирюзовыми глазами.

Не будем слишком строги к информатору. Руссов и по сию пору называют медведями. Что же касается рога, то в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и в качестве дополнительного орудия поражения.

Далее источник сообщает, что существа занимаются овцеводством. Это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков пастухами оленей. Подобную метафору в отношении неизвестного существа персидский информатор мог воспринять буквально.

В дальнейшем Искандер-намэ описывает существо как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить существо в плен с помощью аркана, затем освободил от цепи и подружился с ним. Оно принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу-воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. Неизвестное существо Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.

Медвежьи повадки

Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Персии медведи не водились, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался неизвестным существом. Впрочем,острый взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам - узнать в нем медведя.

Он не садится на коня. Он не говорит, но понятлив. У него тяжелая походка, он наносит рваные раны когтистой лапой, его удары -загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точное описание медвежьих повадок.

Наблюдатель - воин-профессионал, он не понимает, кто является врагом, но он точно схватывает его движения, и мы можем увидеть бой его глазами и понять, что противником является медведь. Описание информатора подтверждает догадку: да, в месте, где водятся соболя, в краю вечной тьмы, он лазает по деревьям, он подолгу спит, он охотится на овец. Руссы водят их на цепи по селеньям, а народ дает деньги и хлеб. Все так. Но информатор также сообщает, что руссы используют медведей в бою.

Итак, мы имеем два независимых источника, описывающих боевое применение руссами медведей. Значит, бой в Ярославле не был исключительным случаем. Славяне приручали медведей не только для того, чтобы заставлять их плясать под бубен на потеху праздной толпе. Медведей дрессировали и для ведения боя с человеком.

Галина БАЕВА