Идеографический словарь русского языка Что такое Выразительность, что означает и как правильно пишется. Средства выразительности в стихотворении

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий — собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь — выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый — излагая тему своего сообщения, второй — следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

→ → Выразительность в словаре педагогическое речеведение. Словаре-справочнике

Выразительность - это

Выразительность

коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь-сознание (см. качества речи).

В. как коммуникативное качество речи - прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста).

На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. - информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева).

Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М, 1990.

М. Р. Савова

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - М.: Флинта, Наука.

Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/ped_recheved/35/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Выразительность в словаре педагогическое речеведение. Словаре-справочнике;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Выразительность в словаре педагогическое речеведение. Словаре-справочнике.

коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь-сознание (см. качества речи). В. как коммуникативное качество речи - прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста). На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. - информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева). Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи. Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М, 1990. М. Р. Савова

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.

Одно из оснований -- ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора.

Второе основание, более четкое, -- структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная. Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Выразительными возможностями обладает сама структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста.?

По-видимому, справедливо следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней -- начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, скандирование речи

Лексическая система языка сложна и многолика. Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.

Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом.

А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка.

Эпитет -- это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное -- не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом. Очень нужна семантическая и структурная типология эпитетов -- по степени их близости к значению слова-определения и ассоциативной удаленности от него.

Метафора -- это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет -- не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо утверждение: метафора -- не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову -- возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем сравниваемых предметах (явлениях).

Речевая актуализация семантики метафоры и объясняется необходимостью такого отгадывания и чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее, очевидно, сама метафора.

Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные, потому, что они чаще других частей речи оказываются в позиции сказуемого, а эта позиция, в свою очередь, нужна для «стыка», встречи двух значений, обозначающих сходные признаки двух предметов.

Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Не случайно так велико ее место в речи художественной. И чем метафора свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма

Другие изобразительные средства языка (метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола) в принципе не отличаются от метафоры по влиянию на выразительность речи.

Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, подчеркнуть логическими ударениями, наконец, умело расставить паузы… На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи -- эмфатическая интонация (от греч. эмфазис -- указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Коснемся некоторых приемов «поэтического синтаксиса».

Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания:

Тройка Птица- тройка (Н. Гоголь).

К ним близки и риторические вопросы, которые представляют собой вопросительные предложения, не требующие ответа:

Быть или не быть? (У. Шекспир)

Вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку таких вопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный?

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?

Зачем поверил он словам и ласкам ложным?

Он, с юных лет постигнувший людей?

В этих строчках использован и другой стилистический прием -- параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, то придает речи особую гармоничность. Не случайно и повторение слова зачем в начале каждого простого предложения в этой конструкции: е д и н о -- начатие (или анафора) также подчеркивает упорядоченность построения высказывания. В параллельных синтаксических конструкциях используется и концовка (или эпифора) -- повторение последних слов предложения, каких-то его частей: Милый друг, в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня (А. Блок).

Известен эллипсис-- пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста: Я за свечку -- свечка в печку. Я за книжку -- та бежать… (К. Чуковский). Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создает особый динамизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголов было бы неоправданно (ср.: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку).

Особая фигура поэтического синтаксиса -- умолчание, т.е. сознательная незавершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.

В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость предложения; речь становится прерывистой, незавершенной:

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин).

Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию. Например: Поверьте {совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин);

При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие -- риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий: Ox". Лето красное". Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. Пушкин).

Сильным средством эмоциональной речи является период-- гармоническая по форме синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. Вспомним строки из онегинского монолога: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, когда б мне быть отцом, супругом приятный жребии повелел; когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, -- то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. Период распадается на две части: в первой интонация повышается, во второй -- резко падает. Этим создаются интонационная целостность и гармоничность периодической речи. Период строится из соразмерных, одинаковых в синтаксическом отношении элементов (чаще всего придаточных предложений).

Широко используются так называемые присоединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности (добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее.

Особая выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой как членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака). Например: Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру; Нужно искать источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо.

Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают второе обозначение в форме местоимения. Например: Чувство времени… оно дает возможность определить, что сейчас нужно делать.

Понятие выразительности речи

Выразительность речи придают различные единицы языка всех его уровней.

Звуковая выразительность в речи заключается в ее гармоничном благозвучии, в использовании ритма, рифмы. Также выразительность придают аллитерация и ассонанс.

Определение 2

Аллитерация заключается в повторении одинаковых или сходных между собой согласных звуков.

Определение 3

Ассонанс – это повторение гласных звуков.

Основным источником выразительности речи служат лексика и фразеология, которые придают речи особую экспрессивную окраску.

Экспрессивность в речи означает выразительность .

Для придания экспрессивности к обычному значению слова добавляют особые стилистические оценки, которые усиливают его выразительность. Например, для придания экспрессивности слову хороший, употребляются более выразительные прилагательные, такие как прекрасный, восхитительный и другие. В данном случае лексическое значение слова дополнительно осложняется экспрессией. Одно нейтральное слово может иметь несколько экспрессивных синонимов, которые различаются степенью экспрессивного напряжения.

Экспрессивная окраска наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова. При этом у одних слов преобладает экспрессия, а у других наоборот эмоциональная окраска.

Способы придания речи выразительности

Экспрессивная лексика классифицируется на следующие группы:

  • слова, которые выражают положительную оценку понятий;
  • слова, которые выражают отрицательную оценку понятий.

К первой группе относятся возвышенные, шутливые, ласкательные слова, а ко второй слова иронические, бранные, неодобрительные.

Мы используем в своей речи слова, подчиняясь условиям общения, стараясь воздействовать на собеседника, при этом учитываем его общественное положение, характер отношений и содержание беседы. Все это подсказывает нам, какие слова требуется употребить в речи: возвышенные, сниженные, торжественные, шутливые. Соответственно наша речь приобретает определенную стилистическую окраску. Иногда, бывает возможно соединение в речи стилистически неоднородных и контрастных языковых средств по эмоционально-экспрессивной окраске.

Для создания контраста используются антонимы . Они служат базой стилистической фигуры, которая построена на противопоставлении слов с противоположным значением. Например, фраза «…Познай, где свет, - поймешь, где тьма…».

Определение 4

Противопоставление антонимов называется антитезой .

В антитезе могут сопоставляться понятия, которые вне общего контекста антонимами не являются. Например, строки из известного стихотворения: «…Не будем пить из одного стакана, ни воду мы, ни сладкое вино…»

Сочетания антонимов формируют стилистическую фигуру - оксюморон , которая заключается в приписывании понятию несовместимого с данным понятием признака, одновременно в сочетании противоположных по смыслу понятий. Яркими примерами оксюморона являются выражения: «живой труп» или «спеши медленно». Оксюморон дает возможность минимальными языковыми средствами охарактеризовать сложность и внутреннюю противоречивость какого-либо предмета или явления.

Большой выразительностью обладают слова-паронимы . Они придают речи юмор, сатиру, оттенки иронии. Например, выражение: «больше красивости, чем красоты».

Лексические повторы также усиливают выразительность нашей речи. Они помогают выделить в тексте важные понятия, дают возможность глубже вникнуть в содержание, придают речи особую эмоционально-экспрессивную окраску.

Источником выразительности речи служат фразеологические сочетания . Они характеризуются образностью, эмоциональностью и экспрессивностью. Фразеологизмы позволяют не просто назвать предмет или явление, а выразить определенное к нему отношение. Примером может служить фраза: «Бедность - не порок, но большое свинство». Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения между собой.

Еще один катализатор выразительности речи – тропы .

Основные тропы

Определение 5

Троп - это перенос наименования, использование отдельных слов и их сочетаний для названия иного предмета в определенной речевой ситуации.

К тропам относятся:

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха,
  • олицетворение,
  • сравнение,
  • аллегория,
  • эпитет,
  • гипербола,
  • литота,
  • антономасия,
  • перифраза.

Метафора - это употребление слова в переносном значении, при сравнении предметов.

Разновидность метафоры - метафорический эпитет , представляющий собой художественное определение для подчеркивания существенного свойства или качества предмета, явления. Например: «…Как жадно мир души ночной внимает повести любимой...»

Очень похоже на метафору – сравнение. Сравнение - это сопоставление явлений, для пояснения одного из них с помощью другого.

Часто, для придания речи выразительности человеческие свойства переносятся на животных, предметы или явления неодушевленной природы. Такой прием называется олицетворением . Например: дождь идет, березы плачут.

Метонимия - это перенос значения слова по смежности или сопредельности. Например, выражения: съел две тарелки, весь город спал.

Синекдоха - разновидность метонимии. Синекдоха - это замена единственным числом множественного, употребление названия части вместо целого, а частного вместо общего.

Выразительная речь невозможна без использования гиперболы. Гипербола - образное преувеличение значения чего-либо. Примеры гиперболы: «…И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел…»

Понятием обратным гиперболе является литота. Литота - это образное преуменьшение значения какого-либо явления.

Перифраз употребляют вместо какого-либо словосочетания или слова. Например: автор «Отцы и дети» или «царь зверей». В первом случае используется логический перифраз, а во втором образный.

К тропам относится ирония. Ирония - это специальное употребление слов, словосочетаний или предложений и кусков текста в противоположном смысле относительно буквального. Понять ироническую окраску текста можно за счет знания ситуации, культурных традиций, а также за счет интонационных или других способов подчеркивания рассказчиком противоположного смысла высказывания.

Аллегория представляет собой выражение отвлеченных понятий в конкретных образах. Например, лиса – это хитрость, а змея – коварство.

Еще один троп, придающий яркость нашей речи – антономазия . Когда имена собственные употребляются в значении нарицательного слова.