После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть - разыграть - розыгрыш. Итого - подытожить . Идти - предыдущий . При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.
Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства .
Особое внимание следует обратить на глагол взимать , в котором исконно русская приставка вз -, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать , в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И - Ы.
После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный . Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ - ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.
После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант . Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный , контригра , но розыгрыш . Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.
Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь .
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
- Презентация ().
- Дополнительные задания ().
Домашнее задание
Задание №1
К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.
Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.
Задание №2
К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.
Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.
Задание №3
Вставьте пропущенные буквы.
1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.
2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.
3. Пред_стория этого события была почти забыта.
4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», - вздыхает Жорка.
5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.
6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.
После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть - разыграть - розыгрыш. Итого - подытожить . Идти - предыдущий . При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.
Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства .
Особое внимание следует обратить на глагол взимать , в котором исконно русская приставка вз -, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать , в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И - Ы.
После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный . Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ - ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.
После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант . Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный , контригра , но розыгрыш . Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.
Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь .
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
- Презентация ().
- Дополнительные задания ().
Домашнее задание
Задание №1
К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.
Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.
Задание №2
К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.
Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.
Задание №3
Вставьте пропущенные буквы.
1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.
2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.
3. Пред_стория этого события была почти забыта.
4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», - вздыхает Жорка.
5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.
6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.
Правописание приставок - один из самых сложных разделов орфографии современного русского языка.
В нем огромное количество префиксов, имеющих самые разные значения. Некоторые обозначают близость (например, «пришкольный»), некоторые - перемещение в пространстве (например, «подниматься»).
Также с помощью приставок можно превращать глагол несовершенного вида в глагол совершенного вида. Например, из глагола несовершенного вида «играть» можно сделать несколько глаголов, которые обозначают уже завершившееся действие: «сыграть», «разыграть», «выиграть».
Некоторые приставки могут заканчиваться как на глухой, так и на звонкий согласный (например, «развалить» и «рассказать»), а вот приставка «с» не имеет звонкого двойника «з». При выполнении упражнений на правописание ученики часто сталкиваются с проблемой выбора, не зная, какую букву писать после приставки: «ы» или «и». Например, есть глагол «играть». Но почему же в слове «разыграть» в корне появляется буква «ы»? Откуда она взялась?
Буква «и» после приставок на согласную
Гласные «ы» и «и» после приставок - один из наиболее распространенных «камней преткновения» для младших и порой даже для старших школьников. Буква «и» всегда ставится после тех префиксов, которые заканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот самые типичные примеры: «воистину», «заинтересоваться», «заиграть». Однако с буквой «и» после префиксов сложности у школьников возникают очень редко, потому что слова такие слова обычно произносятся так же, как и пишутся. Например, в слове «заинтересоваться» никак не слышен звук «ы», а четко слышится звук «и». Вот примеры предложений с такими словами:
- «Девочка заиграла на скрипке, и все заплакали от умиления»;
- «Мальчик зашел к другу и пригласил его вместе поиграть»;
- «Бабушка решила поискать очки под диваном»;
- «Учительница заинтересовалась рисунком Сережи».
Буква «ы» после приставок на гласную
Буква «ы» всегда пишется после тех префиксов , которые оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот наиболее типичные примеры: «подыграть на пианино», «разыскать потерю». Однако имеется одно исключение - это старославянское слово «взимать», которое означает «брать». В современном русском языке префиксы «вз» нет, зато есть префикс «воз» (например, «возделывать») и «вос» (например, «восстать», «восстание», «восставать»).
Вот примеры предложений с такими словами:
- «В лотерею разыгрывался автомобиль «Москвич»;
- «Непогода сегодня разыгралась, снег так и валит с неба!»;
- «Я хотел подыскать себе выгодное место работы в городе»;
- «Монголо-татары взимали дань с русских князей».
Пользуясь этим правилом, следует помнить, что под него не подходят префиксы «меж» и «сверх», например: «межигровой перерыв», «межинститутские соревнования», «сверхинтересная книга». В случае со словом «межинститутский» не лишним будет вспомнить еще одно хрестоматийное правило, которое гласит: «Сочетания «жи» и «ши» пишутся только с буквой «и»!
Почему важно правильно писать приставки
Правилам правописания префиксов посвящен отдельный раздел в школьной программе дисциплин «Русский язык как родной» (в Российской Федерации) и «Русский язык как иностранный» (в странах Содружества Независимых Государств). Упражнения на буквы «ы» и «и» после префиксов обогащают словарный запас младших школьников, помогают детям освоить основные принципы словообразования с помощью префиксов, а также развивают память и способствуют быстрому усвоению теоретических правил на практике.
Человек, хорошо владеющий русским языком, должен обращать внимание на грамотное написание приставок. Правильное употребление и написание в соответствии с установленными нормами и стандартами русского языка свидетельствует о хорошем уровне образования. Грамотная письменная речь часто имеет решающее значение при поступлении в институт и на работу. Человек, который пишет с ошибками, вряд ли будет принят или избран на руководящую должность.
Для того чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужна практика. Наиболее эффективными представляются следующие виды практических упражнений:
- Вставить пропущенные буквы в словах, руководствуясь изученным правилом;
- Привести собственные примеры на конкретное правило;
- Вставить пропущенные приставки или выбрать одну приставку из нескольких вариантов для каждого слова;
- Проследить, как меняется значение одного и того же слова в зависимости от разных префиксов.
Правописание приставок изучается в курсе средней школы: с начальных (второй-четвертый) до старших классов (десятый-одиннадцатый). Естественно, уровень сложности упражнений постепенно возрастает с ростом учеников. Правописание букв «ы» и «и» после префикса впервые вводится в учебную программу в 3−4 классе. Затем эти правила повторяются ежегодно, но количество слов, встречающихся в практических упражнениях, увеличивается.
Для того чтобы грамотно писать приставки , нужно не только знать правила, но и уметь применять их на практике. Постоянное выполнение практических упражнений на закрепление изученных правил способствует выработке навыков правописания префиксов и доведению их до автоматизма. Также дети и взрослые учатся грамотно писать приставки во время чтения русской классической литературы: как поэзии, так и прозы.
Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.
Это правило не распространяется:
на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);
а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].
Упражнение
1. Два месяца он отлично раз_ грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)
2. Ну что, до_ грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)
3. У черных есть определенная контр_ гра на ферзевом фланге.
4. Раздражали меня пуще всего эти без_ мянные письма. (Ф. М. Достоевский)
5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_ нтересное.
6. Ему, впрочем, небез_ звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)
7. Вот тот пиджак, что вы раз_ скиваете, посмотрите, он даже не помялся. (Н. В. Гоголь)
8. Посему письма сии показались мне не совсем без_ нтересными. (Ф. М. Достоевский)
9. Они как-то очень странно видо_ зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)
10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_ сходном мраке... (А. и Б. Стругацкие)
11. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без_ нициативным. (Л. Н. Толстой)
12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез_ скусственной красоте. (Л. Н. Толстой)
13. Энергетикам запрещено вз_ мать штрафы за перерасход электроэнергии.
14. Однако же во что бы то ни стало он решился до_ скаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну... (Н. В. Гоголь)
15. Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются... извольте сами нарочно раз_ скать. (Н. В. Гоголь)
16. Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небез_ звестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)
17. Необходимо наладить выпуск меж_ нтернатской электронной газеты.
18. Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без_ нтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)
19. На самом деле ничего супер_ нтересного внутри не обнаружилось.
20. До_ скались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)
21. Харьковский завод "Спорт_ нвентарь" был основан в 1948 году.
22. Арагва, обнявшись с другой без_ менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)
23. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз_ грывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)
24. Сборник материалов Четвертой меж_ нститутской научно-практической конференции молодых ученых.
25. Пора уж под_ тожить, Как я живу и как вооружен. (М. Светлов)
26. Транс_ орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.
27. Он зашел в «Серую Радость», выпил стакан арканарской кислятины, потрепал хозяйку по щеке, перевернул, ловко двинув мечом, столик штатного осведомителя, пялившего на него пустые глаза, затем прошел в дальний угол и от_ скал там обтрепанного бородатого человечка с чернильницей на шее. (А. и Б. Стругацкие)
28. За годы войны пед_ нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.
Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов (школа № 1199 г. Москвы «Лига Школ»).
Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре-
и при-
.
Узнай, как писать русские приставки.
Какие приставки пишутся всегда одинаково?
1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать
Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!
Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.
Запомни:
Запомнить эти приставки поможет список примеров:
Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.
2. Приставка с-: сдача
Существует только приставка с-.
Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.
Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.
Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.
Какие приставки пишутся неодинаково?
1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный - бездомный
Внимание на границу приставки и корня!
Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова
- начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,
- если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный.
2. Приставки пра-//про : правнук - прогульщик
Думай о значении:
Если выражены значения:
- «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: праславянский, прадед,
- любые другие - пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение) и т.д.
3. Приставки раз- (рас-)//ро´ з- (ро´ с) : расписать - ро´ спись
Внимание на ударение:
В приставках раз-, рас-//роз-, рос-
- без ударения пиши а : расска´ з,
- под ударением - о
: ро´
сказни.
4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда - прийти , привязать , прикрыть , придорожный
Думай о значении:
Пиши пре-, если передаются значения:
- «очень» -
премилый, престарый,
- «пере» - преграда.
Пиши при-, если передаются значения:
- «приближение» - прийти, приехать,
- «присоединение» - пришить, привязать,
- «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть,
- «около, близко» - прибрежный, придорожный
Внимание:
Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.
Не путай:
В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.
И-Ы после приставок на согласный: играть -сыграть
Видишь приставку на согласный? Тогда после неё вместо и пиши ы!
После приставок,
- оканчивающихся на согласный, на месте и
пиши ы
: розыгрыш, безынициативный.
Исключение: взимать налоги, оплату, штраф - меж- и сверх- пиши и: межинститутский, сверхинтересный.
Почему? Потому что есть важный для русского языка запрет: нельзя писать ы после ж, ш, а также к, г, х, - после приставок-«иностранцев» пиши и
: суперигра, постимпрессионизм.
Почему? Потому что основное правило не относится к заимствованным иноязычным приставкам: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.