И скучно и грустно смысл названия. Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 46

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Богатый кузнец, отец Генри. Любовник Сюзетт и отец Люси.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Офицер полиции, болтливый и безбашенный.

B.B.Woolfe

0 0 0

Персонаж игры "Woolfe". Промышленный магнат, который фактически управляет городом Ульрик с помощью армии роботов - "Оловянных солдатиков". При этом он нещадно эксплуатирует рабочих и мечтает только о деньгах и власти.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Бабушка Шапки Пакет, самый успешный кондитер леса. Скрывает от внучки, что является профессиональной спортсменкой, предпочитающей экстремальные виды спорта.

0 2 0

Больная старушка, которую и навещает Красная Шапочка.

В экранизациях бывает крайне разносторонней женщиной: бизнесменкой, горнолыжницей, вязальщицей и/или йогом.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Молодая девушка из деревеньки Даггерхорн. Дочь Сезара и Сюзетты, сестра Люси, обещана в жены Генри - сыну богатого кузнеца Адриану, но влюблена в дровосека Питера. Именно ей предстоит раскрыть тайну оборотня, бесчинствующего в её деревне.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Красная Шапка против зла". Старая знакомая бабули. Она появляется спустя много лет после окончания академии "Орден Алого Плаща", где одногрупницы были лучшими ученицами.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Журналист-сыщик, заподозривший Шапку в связи с Пирожковым Вором и пытавшийся её поймать.

0 0 0

Персонаж фильма "Про Красную Шапочку". Сын погибшего Серого Волка, совсем отбился от рук. Он не слушает бабушку-Волчицу, читает выброшенную людьми книжку, не поддерживает идею мести людям вообще и Шапочке в частности. Старая Волчица сжигает его книжку, и Волчонок, доведённый до слёз, клянётся отомстить и сбегает из логова.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Жених Валери, сын Адриана и возлюбленный Люси.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". Скрытый персонаж, появляющийся лишь после смерти всех девушек. Именно с ней играют девочки во время своих путей. Единственная, кто доходит до постели с бабушкой и не падает замертво. После ролика появляется экран выбора персонажа, девочка в белом стоит на том же месте, только в окровавленном платье (возможно, она являлась волком для бабушки), в комнату начинают заходить девушки (начиная с последней погибшей), после чего девочка в белом уходит. Поклонники игры обычно называют её «невинность» или «совесть», так как она направляет каждую из сестер «на путь истинный», указывая им верную дорогу к тропе после долгих блужданий в лесу.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Ассистент Волка, бельчонок. Отличается быстрой речью, из-за которой его порой трудно понять. Если выпьет кофе - станет ещё быстрее.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". Её имя переводится как «рыжая». Джинджер трудно охарактеризовать словом более мягким, чем «пацанка». Очень веселая и по-детски любопытная, несмотря на возраст (13 лет) Джинджер предпочитает играть одна. Найдя кучу гильз, пытается найти способ их взорвать, а увидев цветочное поле, бежит собирать букеты. Она ещё не понимает, что скоро настанет пора вырасти, а жизнь - далеко не такая веселая и беззаботная, как игра.

0 0 0

Персонаж игры "Woolfe". Отец Красной Шапки. Он работал главным инженером в «Вулф Индастриз», изготавливал разных кукол и во многом помогал магнату Вулфу в осуществлении его планов. Однако потом решил уволиться и в тот же день погиб - вроде бы в результате несчастного случая.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Неудачливый актёр рекламы, параллельно продающий детям шницели на палочках.

0 0 0

Персонаж игры "The Path". Старшая после Скарлет (17 лет). С первого взгляда кажется, будто Кармен мечтает стать «роковой женщиной», однако ей всего лишь хочется немного внимания - ради этого она готова пойти на все. Кармен легкомысленна и не думает о последствиях, живёт по принципу «почему бы не выпить баночку пива во-о-он с тем симпатичным парнем?», из-за чего и погибает.

Волк Кармен - дровосек, поселившийся в разбитом посреди леса лагере. Деревья, претендующие на сруб, он метил крестом. Кармен хочет привлечь его внимание, но того интересует лишь его работа, дровосек хочет, чтобы его оставили в покое. Не привыкшая к отказам девушка вела себя с ним двусмысленно, легко шла на флирт и не отказалась выпить с ним пива. После этого она обнаружила себя на тропинке к домику бабушки.

0 0 0

Главный персонаж игры "Woolfe". Умеет обращаться с топором. Сирота. Вернулась в город Ульрик желая отомстить за родителей.

0 0 0

Главная героиня мультфильма "Правдивая история Красной Шапки", курьер по доставке пирогов. Мечтает уехать из леса и отправиться в путешествие по миру. Имеет золотую медаль по каратэ.

1 5 1

Героиня классической сказки и её экранизаций. Отправилась проведать больную бабушку, встретила волка и заболталась с ним.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Разговорчивый житель леса, появляется в историях по разным повода.

0 0 0

Похититель девочек из игры Woolfe. Сообщник Антона Волчика.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Сестра Валери, выбрана в жертвы оборотню. Влюблена в Генри, и отправилась в лес, когда узнала о предполагаемой свадьбе возлюбленного и Валери.

На самом деле является единокровной сестрой Генри, так как её мать Сюзетт была любовницей Адриана.

0 0 0

Мама Красной Шапочки посылает свою дочь к бабушке, снаряжая её пирожками и горшочком масла. При этом наказывает - ни с кем по дороге не разговаривать.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Шериф полиции, вечно спешит и жаждет кого-нибудь арестовать.

0 0 0

Пропавшая девочка, сидела с Красной Шапкой в одной классе, списывала у неё домашние задания.

Персонаж игры "Woolfe".

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Проницательный детектив полиции, в прошлом танцор диско.

Werewolf

0 0 0

Персонаж игры «The Path». Волк Робин, которого можно встретить на кладбище в лесу. Согласно официальной версии, Оборотень съел Робин после того, как она решила покататься на нём.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Охотник на оборотней, прибывший в деревню Даггерхорн, покрывал ногти на одной руке серебром, чтобы всегда иметь при себе оружие против оборотней.

0 0 0

Протагонист сказки, убивший волка, разрезавший ему живот и спасший Красную Шапочкуи её бабушку.

0 0 0

Мальчишка из деревни, внук злых старух, который поссорился с Красной Шапочкой, которая была против того, чтобы он курил, и подрался с ней, выйдя из драки с фингалом под глазом. Чуть не стал сообщником волков, но все же не стал.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Петя и Красная шапочка".

Советский пионер, обожающий сказку "Красная шапочку" и неведомым способом попавший в мультфильм по этой сказке.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка".

Дровосек, возлюбленный Валери.

Был укушен Сезаром и стал оборотнем. Когда смог освоиться с силами проклятия - вернулся к Валери, начавшей жить в отшельничестве.

0 0 0

Капризное дитя избаловавших его родителей, треюует чтобы Красную Шапочку ему купили вместо игрушки. В результате этого требования девочку запирают в доме.

0 0 0

Персонаж игры "The Path". Robin в переводе с английского - «малиновка», то есть красная птица. Самая младшая из сестер, ей всего 9 лет. Единственная из девочек, которая походит внешне на Красную Шапочку из сказки, её наряд - красный плащ с капюшоном и высокие сапоги. Она мечтает встретить настоящего волка - большого, лохматого, сильного зверя. В силу своего возраста озорная и наивная, все это позволяет ей не бояться Леса и даже кладбища, на которое она натыкается (где и встречает оборотня). Смерть не пугает её, ведь до неё ещё так далеко.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Подруга Валери, выдала что Валери понимает язык оборотней, чтобы спасти брата.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". 11 лет. Практически идеальный ребёнок. Очень скромная и стеснительная, играет на флейте (написано в дневниках на ЖЖ), любит природу и животных, даже разговаривает с облаками и мечтает взлететь к ним поближе. Её фразы не подходят к её возрасту, она говорит так, как иногда не сказал бы и взрослый. Ключевая черта её образа - невинность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для анализа по структуре В.Я. Проппа, я решила взять всеми известную сказку "Красная Шапочка", которую написали братья Гримм.

Сказка начинается с перечисления членов семьи, это не является функцией, но все же представляет собой важный морфологический элемент, некую исходную ситуацию в сказке. В "Красной Шапочке" становится понятно, что она живет со своей мамой и недалеко от них, в лесу, живет ее бабушка, которой нужно отнести пирог.

1) Отлучка (Красная Шапочка уходит из своего дома к бабушке)

3) Нарушение (Красная Шапочка сходит с тропинки, чтобы собрать цветы)

4) Выведывание (Волк расспрашивает Красную Шапочку, куда она идет и где живет бабушка)

5) Выдача (Красная Шапочка рассказывает волку, где живет ее бабушка и зачем она к ней идет)

6) Подвох (волк притворяется добрым и предлагает Красной Шапочке собрать цветы, чтобы попасть первым к бабушке. Затем, он обманывает бабушку притворяясь Красной Шапочкой, а далее, обманывает Красную Шапочку, притворяясь бабушкой)

7) Пособничество (Красная Шапочка поддается обману и начинает собирать цветы, тем самым, помогая волку)

8) Вредительство (Волк добирается до бабушки, проглатывает ее, сам одевается в ее одежду, тем самым, совершая подмену. Далее, он проглатывает саму Красную Шапочку)

Недостача (Мать посылает Красную Шапочку к бабушке, потому что бабушка болеет и ее нужно навестить)

9) Посредничество (Мать отправляет Красную Шапочку к бабушке)

10) Отправка (Красная Шапочка покидает свой дом и идет к бабушке)

11) Победа (Охотник режет брюхо волку, а потом все вместе набивают брюхо волка камнями и он умирает)

12) Ликвидация беды или недостачи (Красная Шапочка и бабушка освобождаются, бабушка съедает гостинцы, принесенные внучкой, и начинает выздоравливать)

1а) Отлучка (Красная Шапочка снова уходит из своего дома к бабушке,

чтобы отнести пирог)

6а) Подвох (Другой волк пытается снова проникнуть в дом к бабушке,

притворяясь Красной Шапочкой)

8а) Вредительство (Волк выманивает Красную Шапочку, поджидая, когда она пойдет домой)

Затем, появляются новые функции:

13) Трудная задача (Бабушка и Красная Шапочка думают, как им избавиться от волка)

14) Решение (Бабушка предлагает решение этой задачи)

15) Возвращение (Красная Шапочка счастливо возвращается домой)

Анализ сказки "Красная Шапочка"

Жила-была маленькая, милая девочка

Начальная ситуация (i)

Вот подарила бабушка ей однажды из красного бархата шапочку.

Облик героя

Вот однажды мать ей говорит:

Посредничество (В2)

Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай отнеси это бабушке; выходи из дому пораньше, да смотри, в сторону с дороги не сворачивай.

Запрет (б1)

она больная и слабая пускай поправляется

Недостача (а6)

Я уж справлюсь, как следует, - ответила матери Красная Шапочка и с ней попрощалась.

Отлучка героя (е3) ^

Только вошла Красная Шапочка в лес, а навстречу ей волк.

Встреча антагониста

Красная Шапочка, а где живет твоя бабушка?

Выведывание антагонистом (в1)

Выдача сведений (w1)

под тремя большими дубами стоит ее домик, а пониже густой орешник

Троичность

Красная Шапочка, погляди, какие кругом красивые цветы.

Подвох (г1)

И она свернула с дороги прямо в лесную чащу

Нарушение запрета (b1)

и стала собирать цветы.

Пособничество антагонисту (g1)

А волк кинулся к бабушкиному дому и в дверь постучался.

Это я, Красная Шапочка, принесла тебе вино и пирог, открой мне.

Подвох (г1)

он подошел прямо к бабушкиной постели и проглотил старуху

Вредительство (A14)

Затем он надел ее платье, на голову - чепец, улегся в постель и задернул полог.

Вредительство (А12)

вспомнила Красная Шапочка о бабушке и отправилась к ней; она удивилась, что дверь настежь открыта

Рудимент сообщения беды (В4)

Ох, бабушка, какой у тебя, однако, страшно большой рот!

Это чтоб легче было тебя проглотить!

Связывающий диалог с антагонистом

Только сказал это волк, и как вскочит с постели - и проглотил бедную Красную Шапочку.

Вредительство (A14)

А проходил в ту пору мимо дома охотник

Появление помощника

И он вошел к ней в комнату, подходит к постели, глядь - а там волк лежит.

Обнаружение антагониста

он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку; надрезал еще, и выскочила оттуда девочка; выбралась потом оттуда и старая бабушка

Ликвидация беды (Л10)

Красная Шапочка притащила поскорее больших камней, и набили они ими брюхо волку; тут ему и пришел конец.

Победа (П5)

И были все трое очень и очень довольны

Утроение

Бабушка скушала пирог, выпила вина, что принесла ей Красная Шапочка, и начала поправляться да сил набираться

Ликвидация недостачи (Л4)

однажды, когда Красная Шапочка опять несла бабушке пирог,

Отлучка (е3) ^

заговорил с ней другой волк

Встреча антагониста

А тут вскоре и волк постучался и говорит:

Бабушка, отопри мне, я - Красная Шапочка, пирог тебе принесла.

Подвох (г1)

А они молчат, дверь не открывают

Предчувствие беды

Тогда обошел серый, крадучись, вокруг дома несколько раз, прыгнул потом на крышу и стал дожидаться, пока Красная Шапочка станет вечером возвращаться домой: он хотел пробраться за ней следом и съесть ее в темноте.

Вредительство (А8)

Но бабушка догадалась, что задумал волк

Трудная задача, требующая решения (З)

Красная Шапочка, возьми ведро - я вчера варила в нем колбасу - и вылей воду в корыто.

Решение задачи (Р)

Красная Шапочка стала носить воду, пока большое-пребольшое корыто наполнилось всё доверху.

Победа (П5)

И почуял волк запах колбасы, повел носом, глянул вниз и, наконец, так вытянул шею, что не мог удержаться и покатился с крыши и свалился вниз, да прямо в большое корыто, в нем и утонул он

Ликвидация беды (Л3)

А Красная Шапочка счастливо домой воротилась,

Возвращение героя v

и никто уже с той поры ее больше не обижал.

Счастливый конец

Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя

Особенностью хронотопа волшебной сказки является связь этого жанра с мифом. Постепенный переход от мифа к сказке происходил на фоне развития человеческой цивилизации и разрушения мифологического мировоззрения. Так, по мнению В.Я. Проппа, такое разрушение во многом предопределил отказ от обряда инициации: "блага, приобретенные актом посвящения, стали непонятны, и общественное мнение должно было измениться, осуждая этот страшный обряд". Другими словами, у людей со временем произошло ослабление строгой веры в истинность мифических событий. Люди стали более развиты духовно, у них поменялся быт, были изменены взгляды на жизнь, понятие нравственности и их мировоззрение в целом. Поэтому, с течением времени, из сказки частично либо совсем убираются все пугающие, "варварские", ярко выраженные моменты, а на смену им приходит этическое, соответствующее времени и образу жизни содержание. Но никак нельзя забывать, что фундаментом любой волшебной сказки изначально является миф. На примере сказки "Красная Шапочка" мы можем это проследить.

По мнению Ш. Перро, который написал эту сказку ранее братьев Гримм, Красная Шапочка олицетворяет собой небо. Подаренная ей бабушкой красная шапочка напоминает атрибуты богини в мифологии - венец или корону, а красный цвет символизирует принадлежность к огненной стихии. Можно предположить, что в основу написания сказки положен миф о Гелиосе и Фаэтоне. Гелиос - Солнце, имел сына, которого звали Фаэтон, что в переводе "Блистательный". Солнце - Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает Красная Шапочка от матери. У Фаэтона и Красной Шапочки есть лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В случае с Фаэтоном все заканчивается трагично, а в сказке мы наблюдаем счастливый конец. Кстати, изначально, сказка тоже плохо заканчивалась - Красную Шапочку съедал волк и лишь в немногих случаях, при помощи хитрости, ей удавалось сбежать. Также в ранних вариантах написания этой сказки присутствует каннибализм - девочка, якобы сама этого не зная, ела останки своей бабушки. Конечно, присутствующие мотивы каннибализма свидетельствуют о ведущем образе жизни людей на тот момент. Также варьировалось и содержимое корзинки Красной Шапочки. В Италии она несла свежую рыбу, в Швейцарии - головку молодого сыра, в России - пирожок и горшочек масла, у Гримм она несет кусок пирога и бутылку вина. Это говорит о том, что у каждого народа имеются свои традиции и предпочтения.

Если судить о Красной Шапочке, как о литературном персонаже, то это маленькая, весьма милая девочка, которая всем очень нравилась и которую прозвали Красной Шапочкой, потому что она всегда ходила в подаренной ей бабушкой красной шапочке и никогда ее не снимала. Жила она со своей мамой, а недалеко от них жила ее бабушка, которая ее очень любила. Дальше повествуется путешествие девочки, встреченные на ее пути препятствия со счастливым концом.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что миф - это сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях. В мифах все идеализируется, напоминая жизнь богов, но, не смотря на это, все может закончиться весьма трагично. В волшебной сказке миф играет фундаментальную роль, он изначально заложен в сказку, но вне зависимости от мифа сюжет сказки развивается по "своему" сценарию, с наложением этических норм и культурных представлений народа, герои сталкиваются с проблемами, которые решаются в волшебно-фантастическом развитии событий и обязательно счастливым концом.

Обряд инициации, полученные блага

Инициация - определенный, как правило, мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень. Инициация включает в себя функции обряда, мифа и ритуала. На примере сказки "Красная Шапочка" четко прослеживается пройденный героем обряд инициации. Вначале сказки мы видим, что бабушка дарит девочке шапку, которая в дальнейшем и определяет весь ее описательный облик и которую она никогда не снимает. Как утверждает В.Я. Пропп - в волосах заключается сила, на период у девушки менструальных дней ее заточали в башне и не разрешали не то что стричь волосы, а даже расчесывать. Отсюда можно предположить, что волосы у "Красной Шапочки" росли до определенного момента, точнее, до наступления половой зрелости. Также, если отойти от мифа, то можно символизировать красный цвет шапки с кровью. В сказке описывается, что она несет бабушке кусок пирога. Это в какой-то мере может ассоциироваться с дарами богам. Она проходит через лес, в котором есть только одна тропинка, ведущая к дому бабушки. Обряд посвящения всегда совершался в определенном доме, а лес символизируется с входом в потусторонний мир. Обряд инициации состоит в неразрывной связи с лесом. Место, где проводился обряд, было строго запрещено женщинам и непосвященным, поэтому мать отправляет "Красную Шапочку" одну, а сама остается дома. Посвящаемого особым образом украшали и одевали, здесь также можно символизировать шапку, яркого красного цвета, которая одета на девочке. Предполагалось, что посвящаемый во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это - так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т.е. выхаркивался или извергался. Понятно, что в сказке волк проглатывает Красную Шапочку, тем самым, совершается обряд. Обряд сопровождался страшными пытками, голодом, жаждой, темнотой, ужасом и даже безумием. Также в обряде присутствовало обрезание и сдирание кожи, рассечение спины от шеи вниз, нанесение глубоких ран. Безумие возникало от вида разрубания тел и внутренних органов, кишков. Все это должно было создать впечатление временной смерти, и очень часто, человек действительно в это верил. Одна из форм временной смерти - вскрытие человека. В сказке проходящий мимо дома бабушки охотник думает: "Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может, ей надо чем помочь", это означает, что весь обряд сопровождался страшными криками посвящаемых, поэтому охотник и слышит сильный храп. Когда Красная Шапочка освобождается, то говорит: - "Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно!" Здесь прослеживаются и темнота, и элементы безумия от вида внутренних органов. Также, присутствует вскрытие человека: "Он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку". Считалось, что высшей степенью посвящения являлось умение превращаться в женщину. В некоторых случаях проведение обряда вели мужчины, переодетые в женщин. В сказке волк переодевается в бабушкины вещи. По другим источникам все члены союза имели одну общую мать - старуху, эта форма более распространена. "Она якобы живет на месте сборищ и ее никогда не видят непосвященные… О ней говорят, что она больна, что у нее нарывы, и что она из-за этого не может ходить" (Nevermann, 1933) В "Красной Шапочке" бабушка также лежит больная, прикованная к постели. Появление помощника в обряде символизирует появление духа-хранителя. В сказке мы наблюдаем появление охотника - это извещает об окончании обряда. Волку набивают брюхо камнями или он тонет в каменном корыте. Образ камня представляется здесь как границы двух миров. Вода в последнем случае символизирует смерть старой жизни и возрождение новой. Кстати, что касается волка в сказке, то он представляет здесь царя животных или трансформированный образ яги. В сказке сказано, что охотник сдирает шкуру с волка и надевает ее на себя, это объясняет переодевание и надевание масок животных при исполнении ритуальных танцев. В "Красной Шапочке" сначала убивают первого волка, а через некоторое время еще одного волка. Возможно, это представляет собой некий путь прохождения ни одной инициации, а определенный круг нескольких. Допустим, из девочки - в девушку, а из девушки - в женщину. Что касается благ, которые получила героиня, то после обряда посвящения она стала полноправной женщиной, если можно так выразиться, имела право вступить в брак, обрела познание в изучении традиций и мифов, которые не говорились непосвященным и определенное мастерство, например, ткачество.

хронотоп волшебная сказка пропп

Отличие литературной и волшебной сказки

В первую очередь волшебная сказка отличается от литературной сказки, конечно, своим волшебством, своим фантастическим сюжетом и неразрывной связью с мифом. Все волшебные сказки построены по одной структуре описанной В.Я. Проппом, определенным функциям, которые могут варьироваться по количеству, но неизменны по порядку, в котором они выступают по ходу развития сказки. Неизменным Пропп определил и набор ролей, то есть действующих лиц, обладающих своим кругом действий - имеющих одну или несколько функций. Этих ролей семь: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель и антагонист. Волшебная сказка включает в себя огромную трансформацию героев, например, три типа яги: яга-похитительница, яга-воительница и яга-дарительница. Универсальность и единство сказочных образов находит соответствие в понятии архетипов. Композиционное единство волшебной сказки кроется в исторической реальности прошлого. Она вся состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям, имевшим место в доклассовом обществе. В волшебной сказке особое место занимает обряд посвящения - это ее древнейшая основа. Также, в основу сказки положены представления людей о смерти и загробном мире. Эти два явления или по-другому - цикла, тесно связаны друг с другом. Оба эти цикла дают почти все основные конструктивные элементы сказки. Как уже было отмечено выше, волшебная сказка основывается на определенных мифах. Еще, нельзя не заметить, что все беды и препятствия, встречающиеся на пути героев, преодолеваются в волшебном развитии событий, с помощью помощников-дарителей, поэтому у волшебной сказки всегда счастливый конец.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Связь сказки с областью культов и религии по В.Я. Проппу. Социальные функции сказки и мифа. Мотив заключения девушек и женщин. Беда и противодействие. Типы Яги, ее основные аксессуары: лес и избушка. Волшебные дары, облик змея в волшебной сказке.

    конспект произведения , добавлен 18.04.2011

    Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки "Гуси-лебеди". Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки "Гуси-лебеди".

    реферат , добавлен 15.10.2015

    Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки "Молодой Король".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Знакомство с творческой деятельностью братьев Гримм, анализ краткой биографии. Общая характеристика сборника "Детские и семейные сказки". Рассмотрение наиболее популярных сказок братьев Гримм: "Красная шапочка", "Храбрый портняжка", "Белоснежка".

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Специфика и образный строй художественного текста. Особенности жанра сказки. Способы создания образа персонажа в произведениях. Типичные положительные герои немецких сказок. Построение речи и поступки персонажей в сказке Братьев Гримм "Красная шапочка".

    курсовая работа , добавлен 24.06.2014

    Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Виды и жанровая специфика сказки, ее место в жизни ребенка. История кукольного театра, его влияние на развитие и воспитание ребенка. Страницы биографии, мир сказки Н. Гернет: новаторство и психологизм. Сценическая интерпретация сказки "Гусёнок".

    дипломная работа , добавлен 26.12.2012

    История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Становление и развитие советской детской литературы и авторской сказки.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2008

    Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Красная Шапочка и Золушка – два сказочных персонажа, две девочки. Шапочка была послана свой матерью с с пирожками к бабушке через дремучий лес. Золушку никуда не посылали, наоборот, её держали взаперти, она сама убежала на бал. У одной главные атрибуты – это корзина с пирожками и шапка красного цвета, у другой – хрустальная туфелька. Более подробно:

Красная Шапочка – это персонаж европейской народной сказки, рассказ был литературно обработан Шарлем Перро, а немного позже братьями Гримм. Сказка была очень популярна у многих народов, и остается таковой.
Это маленькая девочка, которую мать отправила с продуктами к бабушке, в разных сказках содержимое корзинки разное, где-то это рыба, где-то сыр, где-то пирожки, в общем, она понесла угощенье. В лесу она встречает волка, который обманов выведывает у неё цель её похода, затем обгоняет и добирается до дома бабушки. Дальнейшие события в разных сказках немного отличаются. Народные сказки отличается некоторым садизмом. Волк из бабушки делает кушанье, и ложиться в постель, когда приходит Шапочка, Волк, которого она считает своей бабушкой, предлагает покушать то, что он сделал из бабушки, та ест. При этом Волк также убивает кошку бабушки, которая хотела предупредить девочку о том, что она ест свою настоящую бабушку. А затем, по приглашению Волка ложиться с ним в постель. В постели Шапочка спрашивает, почему у бабушки (то есть у Волка) такие большие зубы, руки, голова и т.д. Волк отвечает «Чтобы съесть тебя, Красная Шапочка!». Затем убивает и съедает её. В общем, жуткая история. Редко встречаются записанные истории, где Шапочка убегает.
Шарль Перро вариант народной сказки смягчил, у него Шапочка не ела бабушку, так же именно Шарль придумал одеть на девочку красный чепчик-компаньонку (головной убор), который и дал имя девочке. В итоге Волк все равно всех убивает но Шарль вывел мораль – девочкам (девушкам) не следует рассказывать незнакомым мужчинам (Волкам) о том, чем они занимаются. Волк играет роль этакого соблазнителя.
Более привычный нам вариант сказки, ставший классическим, написали Братья Гримм. На этот раз все остаются живыми. Волк съедает бабушку с девочкой, но их спасает шедший мимо дровосек. Он убивает Волка, разрезает ему живот и все остаются живы (кроме Волка). Братья Гримм изменили основную мысль Шарля Перро, в их варианте мораль заключается в том, что маленьким детям нужно точно выполнять распоряжения родителей и не отвлекаться, и тем более ничего не рассказывать незнакомым «волкам».
Основная суть в народный и авторских вариантах одна – маленькая девочка по своей простоте обманута Волком, от чего все страдают.
Существует огромное количество мультфильмов, кинолент, историй и т.д., пересказывающих данную историю. Не меньше и таких, где сюжет Красной Шапочки переосмысливается, придумываются продолжения и самые разные варианты развития событий.
Наряд Красной Шапочки также стал весьма популярным, как для детей, балов, карнавалов, так и для взрослых игр.














Стоит также вспомнить детскую песенку, которую не напевал только тот, кто её не разу не слышал:


Золушка – вымышленный персонаж европейской народной сказки, которую также как и «Красную Шапочку» обработали Шарль Перро и братья Гримм. Имя «Золушка» от слова «зола», то есть подразумевается, что девочка замарашка, живущая в грязи.
Общий сюжет следующий – у некого мужчины умирает жена, оставляя его с дочкой, затем он вновь женится на «злой мачехе» у которой тоже есть дочки. Золошку все забивают, унижают, она ходит в лохмотьях и выполняет грязную работу по дому. Спит она на ящике из-под золы.
Затем объявляется о проведении бала, на который приглашены все достойные, в том числе отец Золушки, её мачеха и дочки, естественно замарашку Золушку никто на бал не берет. Оставшись одна она горько рыдает и в это время её навещает крестная мать, оказавшейся феей. Она заколдовывает тыкву, мышей, крысу и ящериц соответственно в карету, коней, кучера и слуг, лохмотья Золушки - в роскошное платье, и дарит ей красивые туфельки. Но предупреждает Золушку, что волшебство не вечно, и все это примет свой вид в полночь.
На балу девушка производит фурор, но вынуждена бежать от принца, так как её время истекло, при этом она теряет свою туфельку. Принц объявляет розыск по всему королевству. В итоге Золушку удается найти. Её злых сестер, дочерей мачехи принц тоже «пристраивает» во дворе.
В общем, суть истории следующая – забитая затюканная замарашка на самом деле является красавицей и находит своего принца, который влюбляется в неё и женится. Эта история стала самым популярным сюжетом, который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира. Часто сюжет встречается в кино и мультфильмах.
















Сказка про Золушку более добрая, чем про Красную Шапочку, хотя бы потому, что в данном случае никого не убивают. Только поначалу издеваются над Золушкой, унижают её, но это не смертельно и тем более все заканчивается хорошо, даже для злой мачехи и её дочек.
Судьба Золушки – это, пожалуй, мечта всех девочек (найти своего принца, который будет их искать и найдет). Судьбу Красной Шапочки вряд ли кто-то захочет повторить.
История про Золушку – это своего рода мечта, а история про Красную Шапочку – это поучение.

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Средства выразительности

7.Основная мысль

1. История создания . Произведение «И скучно и грустно» было создано Лермонтовым в 1840 г. и отражает сложившиеся к тому времени у поэта философские взгляды на жизнь. Белинский впоследствии утверждал, что мысли, выраженные в стихотворении, полностью подходят к другому персонажу Лермонтова - Печорину.

2. Жанр стихотворения - философская лирика. Немало исследователей относят его к гражданской лирике, так как проблемы, затронутые в произведении, напрямую касаются современников Лермонтова. Прямого призыва к действию в тексте не содержится. Автор с беспощадным реализмом описывает картину всеобщего безверия и равнодушия.

3. Основная тема стихотворения - разочарование поэта в окружающем его мире и в самих людях. Мотив скуки и грусти обостряется осознанием одиночества человека («некому руку подать»). Лермонтов постепенно усиливает мотив безвыходности. Желания человека несбыточны по своей природе. Жизнь бесцельно проходит в стремлении их осуществить. Любовь, как наиболее сильное чувство, способна преобразить человека. Но она подобна вспышке, возникает и исчезает внезапно и не может быть вечной. Увлечение любовью приведет лишь к ненужным разочарованиям и печали. Обращаясь внутрь своей души, лирический герой отмечает, что прожитая жизнь не оставила для него никаких следов. Все чувства и страсти погибли в свете холодного рационального анализа. Конечным итогом размышлений автора становится мысль о том, что и вся жизнь - «пустая и глупая шутка».

4. Композиция . Стихотворение состоит из трех полных четверостиший. В нем постепенно расширяется масштаб философских размышлений автора, которые начинаются с ощущения скуки и заканчиваются признанием бесцельности прожитой жизни.

5. Размер произведения - сочетание четырех- и пятистопного амфибрахия.

6. Средства выразительности . Лермонтов практически не использует эпитеты, применяя их лишь по необходимости («сладкий», «пустая и глупая»). В конце произведения используется яркий контраст: «сладкий недуг» и «холодное вниманье». Основной акцент автор делает на применении знаков пунктуации. Несколько раз повторяются многоточия и вопросительные знаки, которые придают произведению характер серьезного размышления. На поставленные вопросы не даются прямые ответы. Рассуждение еще более углубляется.

7. Основная мысль произведения. Стихотворение действительно отражает взгляды «героя нашего времени» - Печорина. Если раньше Лермонтову было свойственно отделять своего героя от толпы, возвышать его над бездушным светом, то теперь он проводит самоанализ. Романтическое одиночество омрачено беспощадной реальностью. Автор приходит к крайнему скептицизму. Никто не в состоянии изменить мир. Все лучшие чувства и побуждения ничего не стоят. Игра страстей ненадолго увлекает человека, но моментально проходит. Остается лишь холодный рассудок, беспощадно взирающий на вечную бессмысленную суету.

Философская лирика М.Ю. Лермонтова предельно мрачна, но от этого нисколько не проигрывает, ведь в тоске поэта есть феноменальная красота, особенно близкая сердцу русского человека. Стихотворение «И скучно, и грустно…» — достойный образчик этой красоты, и Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ текста по плану. Приятного просвещения!

Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал и развивал пушкинские традиции, но как сказал Белинский: «Это поэт совсем другой эпохи». Творчеству Михаила Юрьевича всегда были присущи пессимистические темы. В его поэзии можно выделить такие романтические мотивы, как одиночество, изгнанничество; измены и разочарования в любви; мотивы обреченности и смерти; судьбы и предопределения.

Наиболее характерный для Лермонтова — это мотив трагического одиночества. Результатом долгих мучений стало произведение «И скучно, и грустно», которое было написано в 1840 г., за год до смерти Михаила Юрьевича. В произведении автор говорит о тоске и разочаровании, словно подводит итог своей жизни. Вполне понятно, что итоги безрадостные: кризис среднего возраста настиг поэта в период, когда он был одинок и несчастен. Всю жизнь он страдал от того, что не достиг того уровня успеха, к которому стремился. К своим стихам он относился с большой долей скептицизма и не воспринимал их как достижение. Военная карьера тоже не удалась. Поэтому автор находился в глубочайшем унынии.

Жанр, настроение, размер

Это произведение относится к жанру элегии, оно проникнуто грустью. Стихотворение «И скучно, и грустно…» напоминает запись в дневнике, душевный порыв, который автор отразил на бумаге. Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний.

Текст относится к направлению . Его черты мы находим в меланхоличном тоне, мотиве одиночества и разочарования, а также в гордости лирического героя, который, несмотря на все свое несчастье, не нуждается в жалости.

Стихотворный размер — четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция

Композиция произведения «И скучно, и грустно…» состоит из трех четверостиший.

  1. Первое рассказывает о желаниях автора «и некому руку подать/В минуту душевной невзгоды».
  2. Второе же четверостишие посвящено размышлениям о любви «Любить… но кого же?.. На время - не стоит труда, /А вечно любить невозможно».
  3. В третьей части поэт говорит о страстях: «Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг /Исчезнет при слове рассудка». Последние две строчки стихотворения становятся выводом и чертой, которую автор подводит: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, - /Такая пустая и глупая шутка…».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Темы, настроение, проблемы

  • Главной темой произведения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а основной проблемой — разочарование в жизни и в себе. В строках стихотворения лирический герой размышляет о желаниях, любви, страстях и нигде не находит пристанища для души. Зачем что-то делать, когда все бессмысленно? Зачем любить, когда это не навсегда? Он постепенно обесценивает те чувства и стремления, которые обычно мотивируют людей жить и бороться с судьбой.
  • Из вышесказанного можно выделить и другие проблемы стихотворения: проблема тоски и поиска смысла жизни. Герой, умудренный опытом, отвергает традиционные ценности и доказывает бессмысленность бытия, лишенного настоящей любви и подлинного увлечения.
  • Быстротечность жизни — тоже тема для размышления поэта. Он с горестью замечает, что лучшие годы уже позади.
  • Настроение стихотворения «И скучно, и грустно…» мрачное, исполненное тоски.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

Средства художественной выразительности

В произведении «И скучно, и грустно» применяются различные выразительные средства — такие, как эпитеты, метафоры, ассонанс.

  • Эпитеты: «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
  • Метафоры: «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»
  • Ассонанс (повтор гласных звуков): «И скучно и грустно, и некому руку подать».

Вышеперечисленные тропы придают стиху особую драматичность.