Художник Э. Ефанов о себе (зрелость) - Искусство, культура - Поэзия, искусство, культура - Каталог статей - История Рамони

24 апреля в Концертном зале имени Н.Я. Мясковского прошел Конкурс импровизаций , организованный Межфакультетской кафедрой фортепиано Московской консерватории.

Событие – весьма необычное, поскольку импровизация как способ и форма спонтанного созидания звуковых идей больше свойственна джазовой, а не классической музыке. И, вместе с тем, привычное: конкурсы импровизаций проводятся в Московской консерватории более 50 лет, а в качестве идей для музыкального воплощения предлагаются стихи, проза, живописные полотна, изображения архитектурных сооружений.

В этот раз в состязании участвовали семь человек. Среди представителей России, Китая и Турции были те, кто учится на подготовительном отделении (Акалын Асрын Джан ), фортепианном и композиторском факультете (Елизавета Терентьева, Сергей Тютин, Ли Хао, Александр Красота, Сергей Нестеров ), и в ассистентуре–стажировке (Никита Хабин ) Московской консерватории.

В состав жюри вошли также семеро: профессора межфакультетской кафедры фортепиано (В.Л. Гинзбург, М.C. Евсеева), преподаватели кафедры сочинения композиторского факультета Московской консерватории (Т.Г. Шатковская–Айзенберг, А.Ю. Чернаков), профессор кафедры специального фортепиано А.А. Вершинин, преподаватель МГК и профессор японского университета «Сакуйо», композитор и пианист А.А. Агажанов. Как и в прошлые годы, жюри возглавила заведующая Межфакультетской кафедрой фортепиано – профессор Е.С. Карпинская.

Выбор темы для импровизации оказался совсем непрост. В каждом из образцов – свои трудности для развития материала. Среди тем были: Песня Вальтера из третьего действия оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, Песня Порги из первого действия оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, тема Клары Вик и тема из студенческих заданий по гармонии.

Конечно, учитывая стилистическую сложность, многие стали импровизировать на гармоническую тему – знакомую по структуре и ясную по особенностям развития. Сомнений не вызвало, что Гран-при нужно вручить ассистенту-стажеру кафедры специального фортепиано Н. Хабину. Пианист сумел соединить многообразие стилей, приемов и методов в цельное по драматургии высказывание. Обладательница первой премии Е. Терентьева удивила разработкой гармонических и мелодических моделей. С. Тютин и С. Нестеров, разделившие вторую премию, порадовали метроритмической изобретательностью. Акалын Асрын Джан и Ли Хао предложили своеобразные «продолжения темы», а не ее варианты. Оба стали дипломантами конкурса.

Жюри и участники поделились впечатлениями:

Е.С. Карпинская: « Мне кажется, что такие конкурсы очень полезны для студентов. Жаль, сейчас участвует не так много людей. Но будем надеяться, что все продолжится в дальнейшем. Чем хороши импровизации? Они дают возможность показать, что ты можешь извлечь из конкретного фрагмента. Как ты понимаешь и представляешь себе маленький восьмитакт. Импровизация развивает мышление. Когда у нас были тематические конкурсы по рассказам, живописи и архитектуре, то многие чаще всего играли свои произведения, так называемые «домашние заготовки».

Н. Хабин: « Этот конкурс – редкая возможность концертной импровизации на публике в присутствии жюри. Каждый музыкант пробовал импровизировать, но вынести импровизацию на концертную эстраду – большой риск, дело, требующее смелости. Потому для меня подобные конкурсы – это некий стресс-тест, требующий мобилизации всех накопленных знаний, умений, навыков, а также быстрого принятия решений. На мой взгляд, это очень нужно в наше динамичное время».

Е. Терентьева: « В таких конкурсах важно не только выступление, но и подготовительный процесс. Вот, ты сидишь с музыкальной темой в руках. У тебя лишь она или целый мир: комедия с множеством шуток и перекличек-дразнилок с мелодией, жизнь героя (мелодии), меняющегося через путь этой жизни (импровизация как композиция). Благодаря средствам музыкальной выразительности, в зависимости от вдохновения ты меняешь мелодию, гармонию, даешь большее или меньшее развитие. Ты создаешь новый мир, который может родиться и умереть на сцене, оставив след в памяти слушателей».

Профессор А.А. Вершинин,

Анна Ефанова, выпускница

Аркадий Петрович Ефанов (род. 1953) - советский и российский офицер-подводник . Командир атомной подводной лодки К-456 «Касатка» Краснознамённого Тихоокеанского флота , капитан 1-го ранга . Герой Российской Федерации (1994).

Биография

Родился 3 июня 1953 года в городе Суворове Тульской области . Русский. Из рабочей семьи . В 1970 году окончил 10 классов средней школы № 2 города Суворова .

После окончания училища был направлен на Краснознамённый Северный флот , службу проходил на атомных подводных лодках в 11-й дивизии 1-й флотилии атомных подводных лодок . Был командиром гидроакустической группы подводной лодки К-479 (1.1976 - 11.1978), начальником радиотехнической службы (РТС) подводной лодки К-302 (11.1978 - 9.1981), помощником командира того же экипажа (9.1981 - 10.1983), старшим помощником командира подводной лодки К-173 «Красноярск» (10.1983 - 10.1985) .

С сентября 1987 года по сентябрь 1991 года А. П. Ефанов был командиром подводной лодки К-173 «Красноярск» . Под руководством Ефанова в период с 15 августа по 9 сентября 1991 года подводная лодка «Красноярск» (старший на борту - капитан 1-го ранга М. В. Моцак) совместно с подводной лодкой К-442 «Челябинск» совершила групповой подлёдный трансарктический переход с Краснознамённого Северного флота на Краснознамённый Тихоокеанский флот . В период плавания лично командиром была обеспечена высокая надёжность, безопасность и устойчивость управления подводным крейсером, отработаны новые тактические приёмы использования корабля с современным ракетным комплексом .

В сентябре 1991 года - августе 1993 года А. П. Ефанов командовал подводной лодкой К-410 «Смоленск» . Экипаж корабля в декабре 1992 года завоевал приз главнокомандующего ВМФ по ракетной стрельбе крылатыми ракетами большой дальности .

В августе 1993 года А. П. Ефанов был назначен командиром атомной подводной лодки К-456 «Касатка» . С 18 августа по 14 сентября 1993 года подводная лодка совершила трансарктический переход из губы Западная Лица к месту постоянной дислокации в бухту Крашенинникова на Камчатке (руководитель перехода - контр-адмирал М. В. Моцак , начальник походного штаба - капитан 1-го ранга И. Н. Козлов) .

Во время плавания были отработаны новые тактические приёмы нанесения ракетного удара по авианосно-ударному соединению, а также освоен новый приём применения унифицированных торпед для обеспечения аварийного всплытия корабля во льдах способом «полынья». В ходе подготовки и в период перехода пройдено 15500 миль. Переход осуществлялся под почти сплошным ледовым покровом (средняя сплочённость льда составляла 8 - 9 баллов) .

В 1996 году А. П. Ефанов окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова . С июля 1996 года - заместитель начальника Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе по подготовке иностранных военнослужащих. С июня 1997 года А. П. Ефанов - в запасе по сокращению Вооружённых Сил .

Награды и звания

  • Герой Российской Федерации (15 июня 1994)
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1990)
  • медали

Напишите отзыв о статье "Ефанов, Аркадий Петрович"

Примечания

Литература

  • Сорокажердьев В. В. Они служили в Заполярье: Герои Советского Союза, Герои России 1949-2008. - Мурманск: Типография «Бенефис-О», 2009. - С. 46. - 160 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9900752-3-8 .
  • Варганов Ю. В. // . - СПб. : НПП «Система», 2007. - 468 с. - 990 экз.
  • Варганов Ю. В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001. - С. 239.
  • Лурье В. М., Полухина Т. В., Белова И. А. и др. Военные моряки - Герои подводных глубин (1938-2005). - Кучково поле, 2006. - С. 99-101. - 368 с. - ISBN 5-86090-212-3 .
  • Словарь биографический морской. СПб. , 2000. - С. 143.
  • Северный флот России. Мурманск, 1996. - С. 223.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ефанов, Аркадий Петрович

– Здорова?… ну, так садись!
Он взял тетрадь геометрии, писанную его рукой, и подвинул ногой свое кресло.
– На завтра! – сказал он, быстро отыскивая страницу и от параграфа до другого отмечая жестким ногтем.
Княжна пригнулась к столу над тетрадью.
– Постой, письмо тебе, – вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.
Лицо княжны покрылось красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к нему.
– От Элоизы? – спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы.
– Да, от Жюли, – сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.
– Еще два письма пропущу, а третье прочту, – строго сказал князь, – боюсь, много вздору пишете. Третье прочту.
– Прочтите хоть это, mon pere, [батюшка,] – отвечала княжна, краснея еще более и подавая ему письмо.
– Третье, я сказал, третье, – коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии.
– Ну, сударыня, – начал старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью и положив одну руку на спинку кресла, на котором сидела княжна, так что княжна чувствовала себя со всех сторон окруженною тем табачным и старчески едким запахом отца, который она так давно знала. – Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть, угол abc…
Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу.
Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел, делал усилия над собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадью.
Княжна ошиблась ответом.
– Ну, как же не дура! – крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.
Он придвинулся и продолжал толкование.
– Нельзя, княжна, нельзя, – сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, – математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится слюбится. – Он потрепал ее рукой по щеке. – Дурь из головы выскочит.
Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
– Вот еще какой то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь… Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!
Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь.
Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочная, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых:
Жюли писала:
«Chere et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitie de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgre la distance qui nous separe, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se revolte contre la destinee, et je ne puis, malgre les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachee que je ressens au fond du coeur depuis notre separation. Pourquoi ne sommes nous pas reunies, comme cet ete dans votre grand cabinet sur le canape bleu, le canape a confidences? Pourquoi ne puis je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si penetrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous ecris».
[Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: 211
«Tout Moscou ne parle que guerre. L"un de mes deux freres est deja a l"etranger, l"autre est avec la garde, qui se met en Marieche vers la frontiere. Notre cher еmpereur a quitte Petersbourg et, a ce qu"on pretend, compte lui meme exposer sa precieuse existence aux chances de la guerre. Du veuille que le monstre corsicain, qui detruit le repos de l"Europe, soit terrasse par l"ange que le Tout Рuissant, dans Sa misericorde, nous a donnee pour souverain. Sans parler de mes freres, cette guerre m"a privee d"une relation des plus cheres a mon coeur. Je parle du jeune Nicolas Rostoff, qui avec son enthousiasme n"a pu supporter l"inaction et a quitte l"universite pour aller s"enroler dans l"armee. Eh bien, chere Marieie, je vous avouerai, que, malgre son extreme jeunesse, son depart pour l"armee a ete un grand chagrin pour moi. Le jeune homme, dont je vous parlais cet ete, a tant de noblesse, de veritable jeunesse qu"on rencontre si rarement dans le siecle оu nous vivons parmi nos villards de vingt ans. Il a surtout tant de franchise et de coeur. Il est tellement pur et poetique, que mes relations avec lui, quelque passageres qu"elles fussent, ont ete l"une des plus douees jouissances de mon pauvre coeur, qui a deja tant souffert. Je vous raconterai un jour nos adieux et tout ce qui s"est dit en partant. Tout cela est encore trop frais. Ah! chere amie, vous etes heureuse de ne pas connaitre ces jouissances et ces peines si poignantes. Vous etes heureuse, puisque les derienieres sont ordinairement les plus fortes! Je sais fort bien, que le comte Nicolas est trop jeune pour pouvoir jamais devenir pour moi quelque chose de plus qu"un ami, mais cette douee amitie, ces relations si poetiques et si pures ont ete un besoin pour mon coeur. Mais n"en parlons plus. La grande nouvelle du jour qui occupe tout Moscou est la mort du vieux comte Безухой et son heritage. Figurez vous que les trois princesses n"ont recu que tres peu de chose, le prince Basile rien, est que c"est M. Pierre qui a tout herite, et qui par dessus le Marieche a ete reconnu pour fils legitime, par consequent comte Безухой est possesseur de la plus belle fortune de la Russie. On pretend que le prince Basile a joue un tres vilain role dans toute cette histoire et qu"il est reparti tout penaud pour Petersbourg.
ЕФАНОВ, ВАСИЛИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ (1900–1978), русский художник, мастер живописи, автор произведений, наглядно и ярко воплотивших программу соцреализма.
Родился в Самаре 10 (23) ноября 1900 в семье мелкого предпринимателя, недавнего крестьянина. Учился в местном Художественно-промышленном техникуме (1917–1921). После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас) все же переселился в 1922 в Москву, где занимался в студиях А.Е. Архипова (1919–1921) и Д.Н. Кардовского (1921–1926). Был членом АХРР.
В 1934–1938 работал в панорамной бригаде мастерской «Перекоп» под руководством Г.К.Савицкого. Выдвинулся именно как автор «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки, представленными в воодушевленном взаимообщении. Как раз в «Перекопе» были написаны известнейшее его полотно Незабываемая встреча (Встреча И.В.Сталина и членов правительства с женами руководителей Наркомата тяжелой промышленности) (1936–1937, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1941) и Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского с учащимися Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, 1938, Русский музей). В 1939 возглавил бригаду художников, создавших самое масштабное из соцреалистических живописных полотен, грандиозный (9 на 16 м) групповой портрет Знатные люди Страны Советов для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке (ныне – в Русском музее). Позднее, также бригадным методом, были написаны: Передовые люди Москвы в Кремле (Третьяковская галерея; Сталинская премия 1950) и Заседание Президиума Академии наук СССР (1951, Президиум АН, Москва; Сталинская премия 1952).
Солнечный «академический импрессионизм» – типический как для манеры Ефанова, так и для официальной живописи тех лет в целом – драматически приглушен в картине И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и В.М. Молотов у постели больного А.М. Горького (1940–1944, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1946). Написал целый ряд одиночных парадных портретов (В.М.Молотов на фоне Кремлевской стены, 1947, там же; Сталинская премия 1948).
Работал как педагог: в Художественном институте имени В.И. Сурикова (1948–1957) и Педагогическом институте имени В.И. Ленина (с 1959). Для его творчества «оттепельно-застойного» периода наиболее характерны салонные портреты (Дедушка (художник М.И. Курилко) с внучкой, 1957, там же; Г.П.Вишневская, 1963, частное собрание, Москва).
Умер Ефанов в Москве 3 марта 1978.


Автопортрет. 1920.
Бум., тушь, перо. 18х15 см.

Автопортрет. 1924.
Бум., тушь. 18,5х14,7 см.

Актриса Е.Д. Морозова. 1930.
Бум., сангина. 50х40 см.

Портрет И.К. Скобцевой. 1952. Х.М. 43х33 см.
Омский художественный музей

Девушка индианка. 1952

Портрет Сергея Дрезнина. 1975

Портрет Л. Г. Крамаренко. 1970. Х.М. 50х55 см.

Пейзаж. 1974. К.М. 34,6х47,8 см.

Баньки. 1974. К.М. 23,5х33,5 см.

Надвигается гроза. 1974. К.М.

Натюрморт. 1974. К.М.

Лунная ночь. 1974. К.М.

1965. Зимой с женой, Суворовой А.П.

1966. В мастерской

1975. С Тишкой в Ново-Дарьино

Участие в выставках

1927 Вторая выставка графики. Москва
1928 Выставка картин московских и ленинградских художников, организованная к 25-летию творческой и педагогической деятельности профессора Д. Н. Кардовского. Москва
1930 «Красная Армия в советском искусстве». Москва
1933 Художественная выставка «XV лет РККА». Москва. Ленинград
1938 Выставка макетов, этюдов и эскизов панорамы и диорам «Штурм Перекопа». Москва. Ленинград
Художественная выставка «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота». Москва. Ленинград
1939 Всесоюзная выставка «Индустрия социализма». Москва
Всемирная выставка в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня»
1940 Выставка графики на темы истории ВКП(б). Москва
1941 Всесоюзная выставка лучших произведений советских художников. Москва
Художественная выставка графики. Москва
1942 Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война». Москва
Персональная выставка произведений. Куйбышев
1943 Выставка «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Москва
1943-1944 Всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл». Москва
1946
Выставка, посвященная лауреатам Государственной премии СССР. Москва
1947 Всесоюзная художественная выставка «30 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Москва
Весенняя
Выставка «Москва в произведениях художников», посвященная 800-летию Москвы. Москва
1948 Художественная выставка «ХХХ лет Советских Вооруженных Сил». Москва
1949 Выставка советской живописи и графики. Москва
Выставка произведений московских художников. Москва
Всесоюзная художественная выставка. Москва
Тематическая выставка произведений советских художников. Москва
1951 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1952 Всесоюзная художественная выставка. Москва
Вторая выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1953 Весенняя выставка живописи московских художников. Москва
1955 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1957 Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Москва социалистическая в произведениях московских художников. Москва
Выставка живописи, скульптуры и графики к Первому Всесоюзному съезду художников Москва
IV выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва Всемирная выставка в Брюсселе
1959 V выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1960 Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва
Выставка произведений московских художников. Москва
1961 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1962 VI выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Выставка произведений московских художников к 30-летию творческого Союза Москва
1964-1965 Выставка произведений московских художников «Москва-столица нашей Родины». Москва
Передвижная выставка произведений художников РСФСР
1965 Вторая республиканская выставка «Советская Россия». Москва
VII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1966 VIII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Художественная выставка к 25-летию со дня разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Москва
1967 Юбилейная Всесоюзная художественная выставка, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Художники Москвы 50-летию Октября. Москва
1969 IX выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва. Тбилиси. Ереван. Баку
1970 Выставка произведений художников Москвы, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Москва
1971 Х выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Персональная выставка произведений к 70-летию со дня рождения. Москва
1972 «СССР - наша Родина». Всесоюзная художественная выставка к 50-ле­тию образования СССР. Москва. Кишинев. Киев. Одесса. Баку
1972-1973 Всесоюзная художественная выставка «На страже Родины» к 55-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота. Москва. Баку
1974 Юбилейная выставка произведений членов Академии художеств СССР к 25-летию преобразования Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР. Москва. Ленинград. Москва
1975 Международная художественная выставка «30 победных лет». Москва
Выставка произведений членов Академии художеств СССР в Польской Народной Республике. Варшава, Щецин
Персональная выставка произведений к 75-летию со дня рождения. Москва
1976 XII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1977 XIII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Всесоюзная художественная выставка «Советский спорт» Москва
1982 Персональная выставка произведений к 82-летию со дня рождения. Москва, Берлин
2002 Персональная выставка произведений к 100-летию со дня рождения. Москва

Василий Прокофьевич Ефанов
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.) Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР, профессор В.П.Ефанов (1900-1978) родился в Самаре. В 1917-1919 годах он учился в Самарском художественно-промышленном техникуме, а в 1920-1926 годах - в студии Д.Н.Кардовского в Москве.
Ефанов более полувека своей жизни посвятил напряженному творческому труду.
Ефанов является автором портретов выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, например, Г.К.Орджоникидзе (1937). В нем художник сумел убедительно передать живописными средствами характер этого необыкновенного человека: сердечность, мужественность, могучую волю и бесстрашие, душевную щедрость, высокую принципиальность.
В 1969 году он исполнил портрет Я.М.Свердлова - один из лучших среди портретов выдающегося деятеля нашей партии и Советского государства.
Очень много портретов создал Ефанов. Ему удалось воплотить самые различные характеры. Но кого бы он ни писал, кто бы ему ни позировал, художник ищет в человеке черты благородные, возвышенные. Это можно видеть в портретах генерал-лейтенанта А.А.Игнатьева (1942), народного художника Грузинской ССР Я.И.Николадзе (1944) и народного артиста СССР П.М.Садовского (1946), народной артистки СССР А.А.Яблочкиной (1946), профессора А.Н.Кирхенштейна (1947) и метростроевки Т.К.Рожковой (1949)...
В.П.Ефанов - автор большой серии портретов советских ученых-академиков А.И.Абрикосова, А.Н.Несмеянова, А.В.Топчиева, И.М.Виноградова, П.Л.Капицы, И.Г.Петровского, А.Н.Бакулева, И.И.Артоболевского, И.В.Курчатова.
Особенностью этих, как многих других, ефановских полотен является то, что в них запечатлены не одни лишь портретные черты, свойственные данному лицу. Например, в "Портрете трижды Героя Социалистического Труда академика И.В.Курчатова" очень скупыми и в то же время точными, выразительными средствами создается образ советского ученого, с его необычайной целеустремленностью, напряженностью мысли.
А сколь выразителен образ замечательного советского ученого-физика, лауреата Ленинской и Нобелевской премий, одного из открывателей волшебного луча лазера Александра Михайловича Прохорова (!970)! С холста смотрят умные, проникновенные глаза...
Особая эмоциональная приподнятость наблюдается в портретах артистов, музыкантов, художников. Творческая одухотворенность отражена в "Портрете народной артистки СССР А.А.Яблочкиной", широко и звучно написан портрет народной артистки СССР Е.Н.Гоголевой (1946), проникновенен образ композитора Ю.А.Шапорина (1954).
Высокой оценки заслуживает созданный Ефановым "Портрет художника В.Н.Бакшеева", принадлежащий Третьяковской галерее. Это произведение, исполненное в 1952 году, когда Бакшееву уже перевалило за 90 лет, представляет собой одно из самых совершенных творений Ефанова. Престарелый художник изображен в состоянии глубокого раздумья - словно перед его мысленным взором проходит длинная, насыщенная творческими поисками жизнь.
В.П.Ефанов написал огромную портретную галерею наших современников.
Из множества женских образов, созданных в разное время Ефановым, следует отметить портрет матери (1957). Трепетно передает он свою любовь к этой старой женщине, полной трогательной нежности к людям. Художник сумел создать собирательный образ простой русской женщины, прожившей нелегкую жизнь, полную труда и забот.
Есть у Ефанова и обобщающие образы. Такова "Москвичка" (1965). Даже не зная имени этой женщины, нельзя не почувствовать, что это наша современница. Великолепная по композиции и колориту работа, исполненная в гамме открытых - красного, розового, коричневого и синего - цветов, покоряет своей цельностью.
Следует заметит, что при работе над портретом Ефанов большое внимание уделяет изображению рук, которые рисовать не менее трудно, чем лицо.
"Руки, - говорил Василий Прокофиевич, - помогают и дополняют характеристику личности. Они как бы его второй портрет. Я по своей практике знаю, если не уделить должного внимания рукам. то самый хороший портрет окажется неглубоким, поверхностным".
Портреты Г.К.Орджоникидзе, А.А.Игнатьева, В.Н.Бакшеева, И.И.Артоболевского, И.В.Курчатова и многих других намного выигрывают от того, что они скомпонованы так, что жест, типичный для модели, способствует выявлению характера человека.
В 1937 году Ефанов создал звучную и убедительную по цвету картину "На новой родине". Она была посвящена детям героической республиканской Испании, нашедшим вторую родину на советской земле. Центральный образ картины - образ испанской девочки - овеян трогательной теплотой.
В 1938 году художник написал большую многофигурную композицию "Встреча слушателей Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского с артистами театра имени К.С.Станиславского". Этот огромный холст, исполненный в лучших традициях русской реалистической живописи, отличается композиционной слаженностью, портретным сходством и колористическим мастерством.
Есть у Ефанова и много других произведений, свидетельствующих о композиционном мастерстве художника, разнообразии его художественного дарования. И все же Ефанов - прежде всего портретист.
Много и плодотворно работает Ефанов над образом вождя пролетарской революции В.И.Ленина. Картины "В.И.Ленин и А.М.Горький в Горках" (1942), "Ленин - вождь октября" (1969) отличаются глубиной мысли и высокими художественными достоинствами.
В годы Великой Отечественной войны Ефанов создал эпическое полотно "Сталинград", отразившее размах великого сражения, мужество защитников города-героя.
В 1953 году Ефанов побывал в Индии, а в 1956 году - в Монголии. В результате этих поездок появилась обширная серия работ, посвященная природе и быту этих стран. Вы еще раз убеждаетесь, какой удивительной способностью обладал этот художник, умевший точно передать колорит необычной природы. Ефанов - один из тех немногих художников, кто лепил форму цветом. Он словно рисовал самой кистью, избегая предварительного контура.
Это вы видите также в многочисленных пейзажах и портретах, созданных В.П.Ефановым в последние годы: портрет Героя Социалистического Труда генерал-майора инженерных войск в отставке И.М.Рабиновича (1976), "Женский портрет" (1977), "Мужской портрет" (1977), экспонировавшиеся на XIII академической выставке 1977 года.

В разделе использованы материалы сайта

Творчество Ефанова - одна из ярких страниц в истории советского изобразительного искусства. Мастер композиционных полотен, великолепный портретист, блестящий рисовальщик и тонкий пейзажист, Ефанов оставил значительное художественное наследие.

Ефанов - ровесник века. Начало его творческой биографии совпало с великими и знаменательными событиями, которые сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и личности художника - становлением первого в мире государства рабочих и крестьян и развитием новой социалистической культуры.

Последовательно развивая традиции мировой и русской реалистической живописи, Ефанов сумел в своих произведениях убедительно раскрыть типические явления советской действительности, показать историческую значимость изображаемых событий и людей - строителей нового общества. Всё творчество художника проникнуто глубоким чувством гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом, в котором он жил и творил.

Василий Прокофьевич Ефанов родился 23 ноября 1900 года в городе Самаре (ныне Куйбышев) в большой многодетной семье. Его родители были выходцами из крестьян. Годы детства и юности будущий художник провел на берегах великой русской реки Волги.

Окончив единую трудовую школу II ступени, Ефанов в 1917 году поступил в Самарский художественно-промышленный техникум. Там он получил первые профессиональные навыки. Одаренность юноши была замечена, и еще до окончания техникума он получил направление в Государственные свободные художественные мастерские в Петрограде. Но экзаменов он не выдержал и, вернувшись в Самару, в 1919 году закончил техникум. Одновременно с занятиями живописью Ефанов увлекался театром, участвуя в работе драматической студии при Самарском городском театре, и проявлял при этом незаурядные артистические способности. В его жизнь прочно вошло искусство, вне которого он уже себя не мыслил. Встал вопрос, чему отдать предпочтение - стать актёром или художником? Победила любовь к живописи. Желание стать профессиональным художником привело Ефанова в 1920 году в Москву. Он сделал попытку поступить во Вхутемас, но и она оказалась безрезультатной. Все же он стал посещать так называемую Вольную Академию художеств, руководимую старейшим мастером русской реалистической живописи А. Е. Архиповым, а затем, с 1921 по 1926 год, занимался в частной студии ученика И. Е. Репина и П. П. Чистякова, профессора Д. Н. Кардовского.

Уроки, беседы и личный творческий пример учителя способствовали формированию мировоззрения и художественных интересов Ефанова, а исключительное трудолюбие помогало ему успешно овладевать профессиональным мастерством. Вспоминая об этих годах, Ефанов говорил: «Он учил нас творчески мыслить... самостоятельно думать над образом. Суждение учителя не подавляло, он никогда ничего не навязывал и неутомимо старался научить нас видеть красоту и значимость изображаемого. Учёба у таких мастеров, как Архипов и Кардовский, помогла Ефанову счастливо избежать модных течений, заложила основы творческого метода и определила реалистический путь развития его искусства.

В 1926 году Ефанов начал как художник-график сотрудничать в журналах «Смена», «Пионер», «Красноармеец и краснофлотец», в газете «Красная звезда». Однако его больше влекла живопись. В 1928 году Ефанов написал первую картину «Подвиг Г. И. Котовского», которую сам считал своей дипломной работой. Она экспонировалась на выставке, организованной к 25-летию художественной и педагогической деятельности Кардовского. К сожалению, картина эта не сохранилась, и в 1932 году художником к выставке «XV лет РККА» был создан её вариант под названием «Ликвидация антоновщины». Полотно еще во многом несовершенно, характеры действующих лиц лишь намечены. В решении отсутствовала та внутренняя содержательность, которую требовала тема. Но уже сам факт обращения к историко-революционной теме говорил о серьёзных задачах, которые ставил перед собой молодой живописец.

В 1934 году Ефанова пригласили принять участие в создании панорамы и комплекса диорам «Штурм Перекопа» вместе с такими выдающимися мастерами советской живописи, как Г. К. Савицкий, Б. В. Иогансон. А. А. Пластов, Г. Н. Горелов, А. В. Моравов и другие. Художникам выделили большое помещение. Здесь же они работали над своими произведениями к выставке «Индустрия социализма». Именно в мастерской «Штурм Перекопа», по словам самого Ефанова, он прошел настоящую школу как художник и перешёл от ученичества к творчеству. Здесь в 1936- 1937 годах Ефановым было создано одно из наиболее значительных его полотен - картина «Незабываемая встреча», изображающая руководителей Коммунистической партии и Советского государства с женщинами-общественницами на совещании в Кремле. Картина решена как парадный и торжественный групповой портрет, совмещающий в себе внимательную характеристику каждого из изображённых в ней людей с нарядностью общего композиционного строя. Она как нельзя лучше раскрывала особенности творческого метода Ефанова. В поисках выразительного художественного образа он исходил из документально верного изображения предметного мира и облика нового героя - советского человека, хозяина своей судьбы. Это произведение было одним из наиболее типичных для тех лет, где тема современности прозвучала с большой убедительной силой.

В 1941 году за картину «Незабываемая встреча» Ефанов был удостоен Государственной премии СССР.

Те же качества присущи и другому групповому портрету, исполненному художником в 1938 году к выставке «XX лет РККА», «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского». Сюжет картины - выступление великого русского и советского актера и режиссёра Станиславского перед собравшимися за праздничным столом летчиками и артистами. Приподнятость и торжественность момента подчеркнута парадным интерьером с белыми колоннами,ярким светом, нарядными платьямиактрис.

В 1939 году на выставке «Индустрия социализма» экспонировались еще две работы, выполненные Ефановым в 1937 году. Это «Портрет наркома тяжёлой индустрии Г. К. Орджоникидзе», в образе которого с большой достоверностью раскрыты мудрость и революционная страстность государственного деятеля, его глубокая человечность, и полная обаяния картина-портрет «На новой родине», о судьбе маленькой девочки испанки, нашедшей свою вторую родину на советской земле.

В 1936 году героическая Испания сражалась с фашизмом за свободу и демократию. Сотни детей остались без крова и хлеба, многие потеряли родителей. И тогда Страна Советов, верная своему интернациональному долгу, приняла детей испанских патриотов, чтобы дать им возможность спокойно жить и учиться. Ефанов, необыкновенно чуткий ко всему, что происходило в мире, откликнулся на эти события своей картиной, С большой теплотой художник воплотил в картине очарование детской непосредственности, жизнерадостности. Это состояние усиливается ярким солнечным освещением и буйством зелени, на фоне которой изображена маленькая испанка. Умелая передача световоздушной среды, игра рефлексов, контрастность сильных и звучных цветов свидетельствуют о большом живописном мастерстве художника.

1939 год был для Ефанова годом напряжённого творческого труда. Он написал картину «В. И. Ленин и А. М. Горький в Горках», несколько живописных и графических портретов, а также работал над большим монументальным панно; «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Над этим панно под его руководством трудились художники А. П. Бубнов, Т. Г. Гапоненко, Д. А. Шмаринов, А. А. Пластов, Г. Г. Нисский и другие. Для установки панно Ефанов выезжал в Нью-Йорк, а на обратном пути сделал остановку во Франции, Поездка в США и Францию дала ему возможность познакомиться с творениями великих мастеров прошлого. Современное же искусство Запада не нашло отклика в душе художника. В своих воспоминаниях Ефанов писал: «Как на выставке, так и в музеях США и Франции, хранящих произведения современного искусства, меня глубоко поразила полнейшая бессодержательность, бестемность, бесхребетность произведений современных художников буржуазии. Они бегут от жизни, от реальности, от настоящего живого человека, они измышляют, выдумывают что-то, часто весьма непонятное и маловыразительное».

Началась Великая Отечественная война, определившая иной круг тем и сюжетов, которые завладели художником. С конца 1941 года Ефанов жил на родине, в Куйбышеве. Несмотря на перенесённую им тяжёлую болезнь, художник не оставлял творческой работы. Он написал ряд картин: «Танковый бой в Севастополе», «У могилы товарища», «Хищники», «Уличный бой», которые экспонировались в 1942 году на его персональной выставке. К числу наиболее интересных произведений тех лет принадлежит большое полотно «Сталинград» (1943), в основу которого легли впечатления от поездки в район Сталинграда накануне решающей битвы. Будучи непосредственным очевидцем грандиозного сражения, художник сделал много натурных зарисовок, исполнил ряд графических портретов воинов-героев.

В 1944 году Ефанов заканчивает начатую им ещё в 1940 году картину «У постели больного А. М. Горького». Она стала определенным этапом в его творчестве. Ясное композиционное решение, глубина и выразительность характеристик, эмоциональный живописно-пластический язык слились, здесь в единый законченный художественный образ. Картина была высоко оценена советской общественностью и стала событием советского искусства 1940-х годов. В 1946 году она была удостоена Государственной премии СССР.

В годы Великой Отечественной войны Ефанов написал портреты Героя Советского Союза Воинова(1942), генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева(1942), санинструктора X. Г. Шамян (1943), старшего лейтенанта Казаченко (1943), народного художника Грузинской ССР Я. И. Николадзе (1944). «Портрет генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева» привлекает своей строгой композицией и изысканной цветовой гаммой. В облике советского военачальника акцентированы его интеллигентность, волевой характер, тонкий и острый ум. Но, пожалуй, самым проникновенным является «Портрет матери» (1942). В нём художник поднимается до философского обобщения, воссоздав образ простой русской женщины, на плечи которой легли все тяготы военного лихолетья. Портрет отличается глубиной психологической характеристики и высокими художественными достоинствами. Сдержанная колористическая гамма передает атмосферу покоя и внутренней сосредоточенности.

В конце 1940-х-начале 1950-х годов Ефанов вновь обратился к созданию многофигурных портретных композиций. В 1947 году наша столица отмечала свое 800-летие и была награждена орденом Ленина. Это событие нашло отражение в большом монументальном полотне «Передовые люди Москвы в Кремле», выполненном Ефановым с группой молодых художников (С. И. Дудник, Ю. П. Кугач, К. М. Максимов, В. Г. Цыплаков). В картине предстает целая портретная галерея известных всей стране людей - учёных и артистов, передовых рабочих и общественных деятелей, генералов и офицеров Советской Армии.

Для картины художниками была написана е натуры большая серия портретов. Отмеченные глубиной и выразительностью индивидуальных характеристик, эти работы имеют самостоятельное художественное значение. Кисти Ефанова принадлежат портреты авиаконструктора А. М. Люльки, Героя Социалистического Труда В. Т. Осипова, депутата Верховного Совета СССР Т. В. Фёдоровой и заместителя секретаря комсомольской организации Метростроя Т. К. Рожковой.

В одухотворенном, полном задора и жизненной энергии образе Рожковой раскрыты типические черты, присущие советским комсомольцам 40-х годов, которые с огромным энтузиазмом восстанавливалиразрушенноевойной хозяйство.

Искусству послевоенного периода было свойственно стремление к типизации явлений действительности. События большой общественной значимости художники запечатлевали в монументальных полотнах. Реальный факт - обсуждение плана преобразования природы виднейшими учеными нашей страны - лежал в основе другого монументального полотна - «Заседание Президиума Академии наук СССР» (1951). В нем получил дальнейшее развитие один из труднейших жанров - жанр групповой портретной композиции. Над созданием картины вместе с Ефановым работали А. М. Грицай, Л. С. Котляров, К. М. Максимов, Б. В. Савицкий, П. Ф. Судаков и Б. В. Щербаков. Эта трудная и ответственная задача была успешно решена коллективом художников.

В процессе работы Ефанов написал портреты президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова, главного ученого секретаря Президиума АН СССР А. В. Топчиева и Героя Социалистического Труда академика А. И. Абрикосова, отличающиеся высоким мастерством исполнения.

В послевоенные годы портрет остался ведущим жанром в творчестве Ефанова. Именно здесь наиболее полно раскрылось дарование художника. Стремление понять главное в характере своего современника, раскрыть богатство его духовного мира типично для большинства произведений Ефанова.

Созданная художником в конце 1940-х годов галерея образов прославленных мастеров советской сцены, народных артистов СССР П. М. Садовского и Е. Д. Турчаниновой, А. А. Остужева и А. А. Яблочкиной, М. С. Нарокова и Е. Н. Гоголевой отмечена приподнятостью и творческой одухотворённостью.

Интересными по психологической выразительности представляются портреты авиаконструктора А. А. Микулина, Председателя Президиума Верховного Совета Латвийской ССР профессора А. М. Кирхинштейна и выдающегося государственного деятеля А. А. Жданова. Одной из лучших работ Ефанова в этом жанре стал портрет старейшего русского советского художника. В. Н. Бакшеева (1953), выполненный в лучших традициях русской реалистической живописи. Портрет предельно прост по композиции. Бакшеев изображён сидящим в глубоком кресле, со сложенными на коленях руками. Всё внимание сосредоточено на лице художника, выделяющемся на светло-сером нейтральном фоне. Живописная манера письма, основанная на пластической лепке формы, подчеркивает объемность головы, высокий лоб, обрамленный пушистыми волосами, крупный нос и глубоко сидящие усталые глаза. В образе Бакшеева раскрыта та внутренняя гармония, которая говорит о мудрости художника, прожившего большую творческую жизнь. Дополняют характеристику образа великолепно написанные большие, натруженные руки старого мастера.

Ефанов придавал большое значение изображению рук. В его портретных композициях они рассказывают не только о профессии человека, но и служат важным средством в раскрытии его духовного облика и характера.

1950-е годы были исключительно плодотворными в творчестве Ефанова. К этому времени относится целый ряд живых, правдивых художественных образов - заслуженного артиста РСФСР А. А. Михайлова, Героя Социалистического Труда академика П. Л. Капицы, Героя Советского Союза лётчика-испытателя Ю. А. Добровольского, художницы А. П. Суворовой.

Особое место среди работ этих лет занимает полотно «Дедушка с внучкой» (1957). Личность М. И. Курилко, одарённого театрального художника, воплощена с большой достоверностью и живописным темпераментом. Остро схвачены индивидуальные черты модели, подчеркнуты интеллект и артистизм натуры художника, выраженные в красивом одухотворенном лице, позе, движении руки, держащей сигарету. Портрет раскрывает внутреннее единство мудрой старости и нежной детской доверчивости. Колористическое решение полотна, построенное на сочетании сильных контрастных пятен красного, черного и белого цветов, придает ему мажорное, жизнеутверждающее звучание.

Эта работа была отмечена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

В 1952 году Ефанов совершил творческую поездку в Индию. Более трёх месяцев провел он в этой дружественной нам стране, только что освободившейся из-под колониального гнёта. Индия поразила воображение живописца своими контрастами: великолепием национальных памятников архитектуры, роскошью дворцов и вилл и вместе с тем ужасающей нищетой и обездоленностью простых людей. С горячим интересом стремился художник постигнуть и передать своеобразие быта и культуры Индии, её народа, избегая при этом увлечения экзотикой. Результатом поездки явилась большая серия этюдов под названием «Народные типы Индии». В этих работах запечатлены образы людей разных профессий и социальных слоев общества. В них художника интересуют не только национальные черты, но прежде всего внутренний мир людей. «Студент-индиец», «Индиец-официант», «Рабочий-железнодорожник», «Сидящий мусульманин» - это все образы людей, исполненных большого достоинства, подлинной человечности. С глубокой любовью к натуре, пониманием её пластических особенностей написана «Девушка-кули в горах». Особой образной выразительностью и высоким живописным мастерством отличаются «Индиец в чёрной чалме» и «Повстанец в красной повязке». Эти этюды были выполнены художником к задуманной им картине «Герои Телленгана», которая не была осуществлена.

Ефанов написал также несколько этюдов, отличающихся смелой, свободной манерой письма, звучностью и цельностью колористического строя: «Священный город Бенарес», «Базар в Джайпуре», «Женщины индианки у колодца», а также небольшой пейзаж «Вершины Конченджанга. Гималаи», в котором сумел передать эпическую величавость природы Индии.

Не менее плодотворной была для Ефанова и творческая поездка в Монгольскую Народную Республику в 1954 году. За сравнительно короткий срок художник собрал значительный этюдный материал. Типические черты национального характера с большой жизненностью и художественной силой раскрыты в ряде этюдов-портретов лучших представителей монгольского народа - писателя Бямбына Ринчена, депутата Великого Народного Хурала Ток-Тоха, знатного шахтера Дважаба, партизана Шарафа.

Национальным своеобразием проникнуты и две жанровые картины, созданные впоследствии Ефановым,- «В Монголии. Ответа жду» и «В Монголии. Отец и сын» (1966), в образном решении которых значительную роль играет пейзаж. В обеих картинах чувствуется живое ощущение увиденной художником самобытной жизни монгольского народа. С начала 1960-х годов Ефанов много работал в жанре пейзажа, как в технике масляной живописи, так и в пастели. Его пейзажи, как правило, невелики по размеру, но в каждом из них создан поэтический и одухотворенный образ природы. Лирический склад дарования художника, глубоко чувствующего красоту русской природы, особенно отчётливо проявился в пейзажах средней полосы России. Исключительной тонкостью живописного решения выделяются работы «Шоссе. Снег идет» (1959), «Подмосковье зимой» (1960), «Ока. Серый день» (1972). «Баньки», «Осень. Окраина деревни» (1974).

Совершенно в ином живописном ключе выполнена серия городских пейзажей и памятников архитектуры городов Италии, где художник побывал несколько раз. Лучшие из них - «Венеция. Большой канал» (1964). «Флоренция. Понте Веккио» (1965), «Рим. Форум в лунную ночь», «Флоренция. Палаццо Веккио» (1965), «Ассизи» (1975), с их эмоционально напряженным колоритом, дают почувствовать своеобразную прелесть природы и красоту памятников архитектуры Италии.

Заметное место в творчестве Ефанова занимал рисунок. Художник изучал натуру, рисовал обнажённую модель, делал наброски, но главным для него всегда оставался человек. Для создания портретных рисунков он умел точно выбрать изобразительные средства - сангину или уголь, графитный или итальянский карандаш, акварель или пастель, которые с наибольшей полнотой могли выразить сущность портретируемого. К сожалению, ранних рисунков сохранилось немного, они погибли во время Великой Отечественной войны. Но и в известных нам листах, таких, как «Мужская голова» (1923), «Автопортрет», «Портрет мужчины в профиль» (1924), «Портрет Е. Д. Морозовой» (1930), чувствуется незаурядный рисовальщик. Портретное сходство в них сочетается с выразительностью и красотой линий.

Особенно выделяется мастерством исполнения и острой характеристикой «Портрет Е. Д. Морозовой», выполненный сангиной. Художник передает самые существенные черты модели - удивительно лучистые, ясные глаза, губы, чуть тронутые улыбкой, гладко зачёсанные волосы. Моделировка формы достигается мягкой светотенью, и только тонкая чистая линия, очерчивающая овал лица, графически чётка. Здесь художник создаёт не только на редкость женственный и поэтический образ молодой актрисы, но типический образ человека 30-х годов.

Среди графических автопортретов наибольший интерес представляет «Автопортрет» (1942), отличающийся тонкой психологической трактовкой образа. Впервые Ефанов использует пастель, к которой станет обращаться особенно часто в последующие годы и достигнет в работе с ней большого совершенства.

В 60-70-х годах графические портреты Ефанова становятся необыкновенно глубокими и проникновенными. Остротой и меткостью характеристики отмечен рисунок «Колька»; очень богатый индивидуальный мир раскрывается в портрете Гали Христенко, где Ефанов, используя возможности угля, сочетает графичность и живописность, линию и пятно.

К этому времени относится целый ряд его лучших рисунков: «Портрет Наташи Ефановой» (1963), «Портрет художника Ф. В. Киселёва» (1964), «Портрет художницы Т. Г. Ливановой» (1966), «Портрет Н. Г. Антокольской» (1975). Все они выполнены твёрдой и уверенной рукой большого мастера, безошибочно чувствующего и передающего форму. В них сразу угадывается ученик Кардовского, заветам которого Ефанов оставался верен до конца жизни.

Обширную и разнообразную галерею образов наших современников создал в эти годы художник и в живописи. Значительным достижением в области психологического портрета стал портрет И. В. Курчатова. Выдающийся учёный нашего времени запечатлён в своем кабинете за рабочим столом. Портрет поражает своей экспрессией. Скупыми выразительными средствами, остродинамичной композицией переданы напряженность мысли учёного, его неистовый характер творца. Образы людей труда нашли своё воплощение в портретах Героя Социалистического Труда доярки С. К. Крыловой, машиниста депо Москва-Сортировочная С. С. Шманева, работницы Первого часового завода комсомолки Л. Чернобровой, сержанта А. Татьянина.

Пристально и внимательно вглядываясь в каждую модель, художник сумел найти в ней особенности внешнего облика, раскрыть богатство духовного мира, подчеркнуть общественную значительность личности и тем самым создать типический образ нашего современника, активного строителя коммунизма. Обширная портретная галерея, созданная Ефановым, запечатлела образы людей разных поколений, профессий и национальностей, несущих в себе приметы своего времени, нашей социалистической эпохи, и в этом её непреходящая ценность.

Велика роль Ефанова и как педагога. Более тридцати лет он сочетал творческую работу с педагогической деятельностью. В 1948-1957 годах Ефанов являлся профессором кафедры живописи и руководил мастерской в МГХИ имени В. И. Сурикова, а с 1959 года и до конца жизни преподавал живопись на художественно-графическом факультете МГПИ имени В. И. Ленина. Он воспитал немало талантливых живописцев, многие из которых стали известными мастерами советского изобразительного искусства. Ефанов учил молодёжь не только профессиональному мастерству. Его замечательным качеством педагога было умение развивать у молодых художников способность подмечать яркие и характерные проявления нашей действительности, пробуждать интерес к окружающей их жизни, ибо жизнь для него самого была истинным и глубоким источником творчества.

Н. И. ГОРЯНИНА