Художественные особенности повести Н. В

События, изображенные Гоголем, отно-сятся ко времени освободительного дви-жения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу ук-раинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая гла-ва построена на антитезе: «суровый коло-рит» казачества и нежная любовь женщи-ны, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувст-во. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по на-туре, живущий по суровым законам бран-ного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужден-ную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определя-ло характеры, отношения и жизнь людей.

  • Как первая встреча Тараса с сыновьями и последующие рассуждения героя помогают по-нять, что он считал самым важным в жизни и са-мым существенным в человеке?
  • Встреча Тараса с сыновьями после дол-гой разлуки начинается с шутливой, пере-ходящей в настоящую схватку Тараса с Остапом, чем несказанно доволен отец, увидев в сыне характер и черты будущего воина. Именно это он ценит в людях пре-выше всего. Тарас принимает решение сразу отвезти сыновей в Сечь, даже не дав пообщаться с матерью. Он не хочет сидеть дома даже в невоенное время, заниматься хозяйством и домом, считая это несерьез-ным делом для казака.

  • С помощью каких художественных средств создается портрет Тараса Бульбы? Опираясь на ав-торское описание, портрет, диалоги, охарактери-зуйте героя.
  • Характер героя раскрывается через ав-торские описания, его речь, портрет, по-ступки, отношение к близким. «Бульба вскочил на коня своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Буль-ба был чрезвычайно тяжел и толст». Пе-ред нами предстает человек своего време-ни, достаточно упрямый и грубый, смысл своей жизни видевший в сражениях и битвах. Удаль и своевольство, храбрость и сила, прямота, эгоизм и некоторая душев-ная черствость — вот те черты Тараса, ко-торые явственно проступают уже на пер-вых страницах произведения.

    В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живет в своем доме с женой и слугами. Дом простой, уб-ран «во вкусе того времени». Однако боль-шую часть жизни Тарас Бульба проводит в Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену свою он называет словом «стара» и с презрением относится ко всем проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! Вот ваша матерь!»

    Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведет себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на-пившись, бьет посуду в доме; не подумав о жене, решает на следующий же день пос-ле прибытия сыновей везти их в Сечь.

  • Опишите убранство светлицы Тараса. Как этот интерьер помогает представить быт и нравы изображаемой эпохи?
  • Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоми-нания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об об-разе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и харак-тер хозяина дома — человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с това-рищами.

  • Чем продиктовано решение Тараса вести сы-новей в Запорожскую Сечь?
  • Запорожская Сечь для Тараса — основа его жизни. Там в битвах и военных похо-дах прошла его молодость, зрелость. Идея служения родине определяет все его дей-ствия и поступки. Поэтому главную свою гордость — своих сыновей, он стремится скорее отвезти в Сечь для воинских испы-таний.

  • Какой рисует Гоголь судьбу матери и жены казака? Как показывает глубину ее чувств?
  • Жена в семье Тараса не имеет права го-лоса, она не может защитить себя и своих сыновей от необузданной воли мужа. Она нежная и трепетная мать, беззаветно лю-бящая своих сыновей, преданная и покор-ная жена, хорошая хозяйка, на которой держится весь дом. Обращает на себя вни-мание грубость Тараса к жене, не считаю-щегося с ее чувствами и не прислушиваю-щегося к ее мнению. Кратко, но емко опи-сывает Гоголь «всю безмолвную силу ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах» пе-ред разлукой с сыновьями: «бедная, худо-щавая мать их, стоявшая у порога и не ус-певшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слеза-ми на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка, лишенная последней надежды».

    Тема урока:

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    ПОВЕСТИ Н. В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».

    РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ.

    Цели: углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести; совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

    Ход урока.

    I. Оргмомент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Ученики зачитывают домашнее задание. Учитель комментирует.

    III. Анализ художественных особенностей повести.

    Учитель : Анализ художественных особенностей повести мы начнем с определения роли художественной детали в произведении.

    Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или произведение.

    (ученики записывают определение в тетрадь).

    Работа с текстом.

    Ученики зачитывают фрагмент сцены пленения Тараса, когда он поднимает люльку с табаком.

    Беседа по вопросам:

    Учитель: Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?

    Ученик: Люлька для Тараса – это часть его жизни, его спутница на морях и на суше, в походах и дома.

    Учитель: Какое значение имеет слова люлька?

    Ученик: Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

    Учитель: Найдите в тексте примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?


    Ученик: Когда даем характеристику Тарасу, то вспоминаем случай, когда он убегал из бурсы, закапывал букварь . Для него книга – не символ знания, а символ принудительного учения, с которым он учился.

    Ученик: Я образ Андрия связываю с прекрасными очами паненки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф – подарок любимой – символ любви.

    Учитель: Приведите примеры бытовых деталей, деталей интерьера повести. Какова их роль?

    Ученики (зачитывают описание горницы Тараса). Детали при описании горницы Тараса характеризуют ее хозяина – свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах.

    Ученики: (зачитывают описание еды). Это описание характеризует представление Тараса о пище настоящих казаков.

    Учитель: Вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?

    Ученики: Пейзаж – это описание природы в произведении. В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение героев, передает авторскую позицию.

    Работа с текстом.

    Ученики зачитывают описания пейзажа в тексте (описание степи, картина Днепра, июльской ночи).

    Беседа по вопросам:

    Учитель: На что обращает внимание автор при описании степи?

    Ученики: Он описывает очень точно, четко описывает природные явления, описание красочное, указывает на смену времени суток.

    Учитель: Язык эпизодов, где дается описание степи, очень образный. Яркие метафоры помогают представить степь, сверкающую разными красками.

    Ученики: В описании используется сравнение степи с зеленой пустыней, зелено - золотым океаном, с неизмеримыми волнами.

    Учитель: Какая цветовая гамма помогает представить эти образы?

    Ученики: Цвета и оттенки самые разные: зеленый, золотой, голубой, желтый, синий. На их фоне можно увидеть множество живых образов: «стояли ястребы», «подымалась чайка», «шныряли куропатки».

    Ученики : Птичий свист, крик диких гусей, шелест травы.

    Учитель: Для чего, по-вашему. Гоголь вводит в повесть описание степи.

    Ученики : Степь – это символ родины и свободы. Степь связывает два мира – дом Бульбы и Запорожскую Сечь.

    Ученики : Днепр – это тоже символ воли, свободы и Родины. Не случайно, существует поговорка: «Волга – матушка, Днепр – батюшка». Днепр – это дом, это кормилец, это защитник.

    Учитель: Почему описание природы перекликается с описанием жизни казаков, а не поляков.

    Ученики : Жизнь казаков проходит на природе, а поляки далеки от нее.

    Ученики : Казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

    Учитель: В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром казаков показана автором с помощью различных выразительных средств. Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

    Ученики : Гоголь использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы.

    Самостоятельная работа.

    Ученики выписывают примеры тропов.

    Проверка работы.

    Учитель: Какова роль гиперболы в тексте?

    Ученики : Гипербола характерна для былин, для описания богатырей.

    Учитель: Приведите примеры синтаксических особенностей языка (риторические обращения, восклицания, повторы).

    Ученики зачитывают примеры из текста.

    Учитель: Гоголь использует в повести прием противопоставления. Где встречается противопоставление?

    Ученики: Противопоставляются казаки и ляхи, Остап и Андрий, Андрий среди казаков и у поляков.

    VI . Подведение итогов. Домашнее задание.

    Выучить наизусть одно из описаний степи.

    1. Что мы узнаем из первой главы о том «бранном, трудном времени», когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опира-ясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи.
    2. События, изображенные Гоголем, отно-сятся ко времени освободительного дви-жения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу ук-раинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая гла-ва построена на антитезе: «суровый коло-рит» казачества и нежная любовь женщи-ны, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувст-во. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по на-туре, живущий по суровым законам бран-ного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужден-ную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определя-ло характеры, отношения и жизнь людей.

    3. Как первая встреча Тараса с сыновьями и последующие рассуждения героя помогают по-нять, что он считал самым важным в жизни и са-мым существенным в человеке?
    4. Встреча Тараса с сыновьями после дол-гой разлуки начинается с шутливой, пере-ходящей в настоящую схватку Тараса с Остапом, чем несказанно доволен отец, увидев в сыне характер и черты будущего воина. Именно это он ценит в людях пре-выше всего. Тарас принимает решение сразу отвезти сыновей в Сечь, даже не дав пообщаться с матерью. Он не хочет сидеть дома даже в невоенное время, заниматься хозяйством и домом, считая это несерьез-ным делом для казака.

    5. С помощью каких художественных средств создается портрет Тараса Бульбы? Опираясь на ав-торское описание, портрет, диалоги, охарактери-зуйте героя.
    6. Характер героя раскрывается через ав-торские описания, его речь, портрет, по-ступки, отношение к близким. «Бульба вскочил на коня своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Буль-ба был чрезвычайно тяжел и толст». Пе-ред нами предстает человек своего време-ни, достаточно упрямый и грубый, смысл своей жизни видевший в сражениях и битвах. Удаль и своевольство, храбрость и сила, прямота, эгоизм и некоторая душев-ная черствость — вот те черты Тараса, ко-торые явственно проступают уже на пер-вых страницах произведения.

      В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живет в своем доме с женой и слугами. Дом простой, уб-ран «во вкусе того времени». Однако боль-шую часть жизни Тарас Бульба проводит в Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену свою он называет словом «стара» и с презрением относится ко всем проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! Вот ваша матерь!»

      Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведет себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на-пившись, бьет посуду в доме; не подумав о жене, решает на следующий же день пос-ле прибытия сыновей везти их в Сечь.

    7. Опишите убранство светлицы Тараса. Как этот интерьер помогает представить быт и нравы изображаемой эпохи?
    8. Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоми-нания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об об-разе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и харак-тер хозяина дома — человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с това-рищами.

    9. Чем продиктовано решение Тараса вести сы-новей в Запорожскую Сечь?
    10. Запорожская Сечь для Тараса — основа его жизни. Там в битвах и военных похо-дах прошла его молодость, зрелость. Идея служения родине определяет все его дей-ствия и поступки. Поэтому главную свою гордость — своих сыновей, он стремится скорее отвезти в Сечь для воинских испы-таний. Материал с сайта

    11. Какой рисует Гоголь судьбу матери и жены казака? Как показывает глубину ее чувств?
    12. Жена в семье Тараса не имеет права го-лоса, она не может защитить себя и своих сыновей от необузданной воли мужа. Она нежная и трепетная мать, беззаветно лю-бящая своих сыновей, преданная и покор-ная жена, хорошая хозяйка, на которой держится весь дом. Обращает на себя вни-мание грубость Тараса к жене, не считаю-щегося с ее чувствами и не прислушиваю-щегося к ее мнению. Кратко, но емко опи-сывает Гоголь «всю безмолвную силу ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах» пе-ред разлукой с сыновьями: «бедная, худо-щавая мать их, стоявшая у порога и не ус-певшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слеза-ми на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка, лишенная последней надежды».

    Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы, – и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть.

    «Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

    <...> Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки , против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.

    Разделы: Литература

    Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

    Оборудование: иллюстрации к повести, выставка детских рисунков к повести.

    Ход урока

    Слайды 2,3,4 . Тезисы к уроку, подготовка к восприятию нового материала.

  • Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
  • Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  • Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
  • Анализ художественных особенностей повести

    1. Художественная деталь в повести.

    На протяжении уроков, отведенных изучению повести Гоголя “Тарас Бульба”, мы неоднократно обращались к понятию художественной детали.

    – Давайте вспомним, что такое художественная деталь? (Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения)

    На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

    – Что такое интерьер? (Интерьер – это внутреннее убранство помещения)

    Чтение фрагмента текста.

    Слайд 5 . Слова из текста, требующие лексического толкования.

    Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу”.

    – Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?

    Выводы, сделанные вместе с учителем, записываются в тетрадь к ученику.

    А) События, изображенные в повести, относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине (время бранное, трудное).
    Б) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.
    В) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.

    – Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?

    – В каком эпизоде показано пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?

    Чтение фрагмента текста.

    “И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”

    Запись в тетрадь.

    Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.

    2. Роль пейзажа в повести.

    – Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Описывая степь, автор выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий, зрительный образ степи.

    – Как вы думаете, о какой художественной детали сейчас пойдет речь?

    – Это пейзаж. Пейзаж– это картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Литературный пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.

    – Слушается отрывок, записанный на аудио кассете (дорога в Запорожскую Сечь Тараса и его сыновей, описание степи – 2 глава).

    Слайд 6. Пейзаж степи.

    Демонстрация детских рисунков с пейзажной зарисовкой степи. В своих работах дети смогли увидеть и передать бескрайние степные просторы зелено-золотистой поверхности земли, показать бездонное, безбрежное небо над нею, героев, которых степь принимает в свои объятия.

    Степь для Гоголя – это родная мать, это образ Родины, он восхищается её красотой, верит в её могущество, искренне любит свою родную землю. Многие литературоведы считают, что описание степи – это подлинное стихотворение в прозе, плотно насыщенное тропами.

    Слайд 7. Художественные средства, встречающиеся в данном эпизоде.

    – Приведите примеры тропов, встретившихся в данном эпизоде: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.

    Запись в тетрадь.

    Образ степи важен для понимания главной мысли произведения.

    И характеры, и события формируются в творениях под непосредственным влияниям пейзажа. Пейзаж, как режиссер в портере, наблюдает действие им описанное.

    Я думаю, ребята, что вы согласны с тем, что в такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем.

    Слайд 8. Внимание: о каком герое идет речь?

    О………….можно сказать, что он:

    Неугомонный – подвижный, шумливый.

    Беспокойный – нарушающий спокойствие.

    Упрямый – крайне неуступчивый.

    Немало испытаний выпало на долю этого человека: убийство Андрия, казнь Остапа, но и это еще не все. Вспомните текст: “Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом”. Это новое испытание на пути Тараса и последнее.

    Чтение отрывка “Смерть Тараса” наизусть.

    – С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? (“Но не старость была виною, сила одолела силу. Мало не 30 человек повисло у него по рукам и по ногам”)

    – По какой причине был схвачен Тарас? (Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому)

    – Чем являлась для Тараса люлька? (Люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы)

    О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?(Не о себе думает Тарас перед смертью. Он хочет, чтобы его товарищи ушли от преследователей. И когда казаки были в безопасности, то вспыхнули радостные очи у атамана.

    Слайд 9. Вот он человек в страшные минуты его жизни, но дух этого человека сильнее тела, и он не сломлен.

    Запись в тетради.

    Белинский о Тарасе Бульбе: “Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей”.

    Звучит украинская народная песня.