«Художественное своеобразие поэзии Есенина. Художественные особенности лирики С

Особенности художественного стиля.

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.[ Лазарев В. Долгая память. // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 6, /140/.

В своей книге “Некрополь” Ф. Ходасевич утверждал, что красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги - все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. [ В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.]

Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые.

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:

Клен ты мой опавший,

клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись,

под метелью белой?

Или что увидел?

Или что услышал?

Словно за деревню

погулять ты вышел.

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства он ценит и в себе[ Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. - 2-е издание.- СПб. 2004.- 194с.]:

Сердцем я всё такой же,

Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

…………………………………………………………………..

… Башка моя, словно август,

Льётся бурливых волос вином.

……………………………………………………………………

… В сердце ландыши вспыхнувших сил.

…………………………………………………………………….

… Тот старый клён головой на меня похож.

Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.

Стихотворение строится как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни. Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание. С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь

… весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Невольно вспоминается лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Но монолог-воспоминание этого скитальца произнесён и эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.

В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, еще далее в поэзии “раздвинул границы” народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, “чувство Родины” определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле.

Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям. Лирика Есенина, по его собственным словам, “жива одной большой любовью – любовью к родине” и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее “чувство Родины” с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе. формах. Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения.

Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы “Родины любимой”, а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля. Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений – “Гой ты, Русь моя родная…”.Одним из наиболее ранних стилистических приемов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, “Песнь о Евпатии Коловрате”). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Еще одна группа стилистических приемов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюбленности в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Особенность творчества Бунина – удивительная автономность, самодостаточность воспроизводимых подробностей, где деталь порой находится в непривычных для классического реализма отношениях с...
  2. Знаменитый русский поэт Есенин Сергей Александрович проявил себя в своем творчестве, как прекрасного и утонченного лирика, способного разворошить в душе...
  3. Стихотворение “Весна на радость не похожа…”, датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в...
  4. Еще в ранних, юношеских стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. Тогдашние его представления о родной земле еще совсем...
Тема: С.А.Есенин. Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества Есенина.

Цели урока: дать представление о жизни и творчестве С.Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов; показать, как развивался поэтический талант С.Есенина, кто оказал на него влияние.

Ход урока

« Я последний поэт деревни…» С.А. Есенин.

1. Организационный момент, сообщение целей и задач урока.

Сегодняшний наш урок посвящён жизни и творчеству поэту Серебряного века Сергею Александровичу Есенину. Мы поговорим с вами о биографии С.Есенина; познакомимся с кругом его увлечений и интересов.

2. Слово преподавателя

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный, яркий и неповторимый, в творчестве которого нашли отражение важнейшие события современности, трудный и противоречивый путь России, которую поэт безумно любил. В его поэзии выявились черты национального характера народа – его сила, сердечность и человечность, любовь ко всему родному и близкому. Для стихов Есенина характерна глубокая лиричность, напевность (многие его стихотворения стали песнями) и та редкая задушевность, которая отличает людей исключительно чутких.

Особенно часто звучат в стихотворениях поэта темы любви, чувственного переживания самых разнообразных состояний родной природы и размышлений о подверженности всего в природе закону обновления: смерти и увядания, которое в человеческой жизни происходит только один раз.

Точные и глубокие определения личности и творчеству С.Есенина дали писатели, критики, литераторы…

3. Знакомство с мнением писателей, критиков, литераторов о личности и творчестве С.Есенина (высказывания должны быть распечатаны на каждый стол)

«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного- заслужено человеком» М. Горький

«Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо…» Литератор К.Зелинский

«Трогает и подчиняет его любовь ко всему земному, а особенно взволнованно пишет он о зверях и очень хорошо их чувствует. Недаром он как-то назвал свои стихи «песней звериных прав» Критик А. Воронский

«Эпиграфом ко всему поэтическому наследию Есенина можно было бы поставить строки: «Каждый стих мой душу зверя лечит»

Писатель А. Казаков

«…Он был истинным поэтом, а истинный поэт, сам того не подозревая, ещё и – волшебник. Не сказочный – реальный. Таким волшебником был и навсегда останется в русской поэзии Сергей Есенин…»

Писатель Г. Горбовский

«Сергей Есенин – действующий поэт!.. Он стоит на рубежах огромной художественной культуры великого народа» Писатель В.Сорокин

«Чувство родины – основное в моём творчестве» С.Есенин

Беседа по вопросам

1. Что вы можете сказать о личности и творчестве С.Есенина, опираясь на прочитанные высказывания.

2. Каковы были главные темы лирики Есенина?

Задание: Выпишите в тетрадь понравившееся высказывание в качестве эпиграфа к данной теме.

3. У каждого на столе лежит текст с автобиографией Есенина. Давайте с ним познакомимся.

Чтение автобиографии Есенина «О себе» (текст должен быть распечатан на каждый стол)

Родился в 1895 году, 21 сентября (ст. ст.), в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную. Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности её не было границ.

Так протекло моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно - учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

Восемнадцати лет я был удивлён, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта.

От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за неё у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушёл из деревни, мне долго пришлось разбираться в своём укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину.

Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах.

Сергей Есенин. Октябрь, 1925.

5. Просмотр презентации с комментариями учителя. Учащиеся по ходу рассказа учителя составляют хронологическую таблицу.


Даты

События жизни

1895г.

Декабрь 1925г


- Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье.

Учился в четырёхклассной сельской школе, затем в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках, интересовался литературой и народным творчеством.

Получил диплом наставника школы грамоты, переехал в Москву, вступил в литературный кружок имени Сурикова, нашёл подходящую работу – помощником корректора в типографии известного издателя массовой книги Сытина.

В московских журналах появились стихи Есенина.

Едет в Петербург, знакомится с А.Блоком, который сыграл большую роль в его творческом развитии.

Вышел первый сборник стихов под названием «Радуница», который сделал Есенина «модным» поэтом.

С радостью воспринял Октябрьскую революцию.

Главными темами творчества становятся революция,

русская история, русский народ.

Участник группы имажинистов.

Вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан путешествует по Германии, Франции, США, Италии, Бельгии. Главные темы творчества – Родина, Россия.

Поездки на Кавказ. Цикл лирических стихотворений

«Персидские мотивы»

Покончил жизнь самоубийством?


6. Сообщения учеников:

Есенин и имажинисты. В 1919г. Есенин стал участником группы имажинистов, которые привлекли его вниманием к образу как основе поэтической речи. Теоретиками и практиками имажинизма были поэты В.Шершеневич и А.Мариенгоф. Они провозглашали непричастность искусства современности, утверждали самоценное значение образа, отвергали национальную основу творчества. В поэзии Есенина появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат», «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «Взбрезжи, полночь, луны кувшин / Зачерпнуть молока берёз» и т. д.

До встречи с имажинистами Есенин никогда не придавал художественному образу самоценного значения, для него определяющим было то, что именно говорит поэт: важны темы, идеи поэтического творчества. Всё более он ощущал необходимость развивать национальные традиции искусства. Коренное различие во взглядах скоро привело Есенина к размежеванию с имажинистами, у которых он обнаружил отсутствие столь дорогого ему «чувства родины во всём широком смысле этого слова». В разрыве с имажинистами сыграло роль и их неприязненное отношение к А.Блоку, который для Есенина был большим авторитетом.

Есенин на Кавказе.

Большое значение в творческом развитии Есенина имели поездки на Кавказ в 1924-1925 годах. В Баку он увидел вдохновенную работу по восстановлению и реконструкции нефтяной промышленности. Он был покорён «индустрийной мощью». Много встречался и беседовал с рабочими, политическими деятелями Кировым, Фрунзе, которые оказывали ему содействие и моральную поддержку. Именно на бакинской земле Есенин явственно ощутил путь своей Родины в будущее.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» звучат слова:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И берёзам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В «Письме к деду», стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» поэт говорит о неоспоримом преимуществе техники, которую называет «стальным конём», мечтает об индустриальном обновлении родной деревни и страны в целом.

На Кавказе Есенин написал также цикл лирических стихотворений-

«Персидские мотивы», в которых обычные жизненные факты становятся источником удивительных стихов. Одно из лучших стихотворений этого цикла «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

Смерть поэта . В 1925 году тридцатилетний поэт ушёл из жизни. Говорили о его самоубийстве, но новые данные, ставшие известными после открытия архивов, не позволяют говорить об этом с уверенностью. До сих пор обстоятельства смерти Есенина в Петрограде, в гостинице «Англетер» остаются невыясненными. А утром 28 декабря, когда Елизавета Устинова пришла звать Есенина к завтраку, и никто не открыл, позвали коменданта, взломали дверь, так как она была закрыта изнутри, и увидели... предсмертную записку, написанную кровью, и тело поэта. Он висел на галстуке на батарее центрального отопления. Щека его, которая была обращена к батарее, обожжена. Но ведь накануне Есенин сидел в номере в шубе. (Отключили отопление). Осталось фото, сделанное по просьбе жены, Софьи Толстой. Фото с побоями Есенина... Для чего? Решайте сами...
27 декабря, когда он повесился или его повесили?!..

Много десятилетий его стихи были под запретом. За чтение их можно было попасть в тюрьму и на каторжные работы. Только в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов любители поэзии стали произносить имя Есенина. Теперь его стихи известны и любимы каждым русским человеком. Стихи очень музыкальны, мелодия словно приходит сама собой.

8. Беседа с учащимися:

Что помогло С.Есенину сформироваться как поэту?

Кто оказал влияние на развитие мировоззрения начинающего поэта?

Как Есенин воспринял революцию? Каковы главные темы послеоктябрьской лирики?

Какое значение имели для Есенина заграничные путешествия и поездка на Кавказ?

9. "Всепроникающий лиризм - специфика поэзии С. Есенина"

Цель: Обучающая: познакомиться с произведениями С.Есенина о Родине, гармонии человека и природы, любовной лирикой.


  • Развивающая: развивать активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

  • Воспитательная: воспитание любви к Родине, природе, помочь учащимся открыть для себя глубину чувств лирического героя к женщине, матери.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет С.Есенина, сборник стихов С.Есенина, рисунок "Ассоциации - образы есенинской лирики", выставка книг о творчестве С.Есенина "Поэтический мир С.Есенина".

Методические приемы: эвристическая беседа, анализ стихотворений, сообщения учащихся.

В стихах моих читатель должен

главным образом обращать внимание

на лирическое чувствование…

С.Есенин

1. Слово преподавателя:

Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике.

В поэзии Есенина нас покоряет удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка и стиха с внутренней эмоциональностью. "В стихах моих, - писал поэт в 1924г., - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование". У поэта было свое собственное мироощущение, и поэтому его чуткое сердце так неповторимо ведет поэтический диалог с природой, родной землей, любимой женщиной, матерью, человеческой душой.

Глубоким лиризмом проникнуто все его творчество: и стихотворения о судьбе Родины, о природе, и стихи о любимой.

Обратимся к основной теме есенинского творчества - теме Родины.

Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением. "Россия … какое хорошее слово… и "роса", и "сила", и "синее что-то". Это им сказано: "нет поэта без Родины". Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово "Русь" было для него любимой рифмой.

Послушаем стихотворение "Гой ты, Русь, моя родная". (Ученик наизусть читает стихотворение.)

1) Какой образ возникает в стихотворении?

2) Что значит для поэта Родина?

3) Что же открывается взору лирического героя?

4) Каково отношение поэта к Родине?

5) Вспомните Блока, у которого образ родины ассоциировался с женщиной, женой. "Пускай заманит и обманет…" А какая у Есенина Русь?

Преподаватель: Можно найти еще много схожего в творчестве двух поэтов. У обоих прослеживается образ пути, дороги. Но Русь есенинскую нельзя спутать ни с какой другой.

6) Как вы думаете, с помощью чего достигается неповторимость есенинских стихов о Родине?

7) Что еще помогает поэту создать художественный образ стихотворения?

8) Какое ощущение оставляет это стихотворение?

Преподаватель: Дома вы читали стихи о природе. Что же вы заметили? (Опрос учащихся.Ученики читают отрывки из стихов о природе и комментируют их. Делают вывод о том, что своей плавностью, тональностью есенинский стих приближается к народной песне, романсу.)

Сообщение по теме "Песенная популярность С.А. Есенина".

Одна из главнейших, определяющих черт поэзии Сергея Есенина- полная слитность с народной жизнью.

Родная земля дала ему большее - народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий.

С детства в его душу впитался обиход родного села, с песнями, поверьями, частушками, которые он слышал и которые были родником его творчества. Владел этим неоценимым богатством он свободно и непринужденно. Сергей Есенин говорил и пел теми словами, которыми поет народ. И его собственные стихи стали этой песней, песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя все многообразие чувств и переживаний народа.

Только одно из ранних стихотворений назвал Есенин "Подражание песне" ("Ты поила коня из горстей в поводу, отражаясь, березы ломались в пруду") , одно из последних - "Песня":

Есть одна хорошая песня у соловушки-

Песня панихидная по моей головушке.

Существует еще "Песнь о собаке" ("Утром в ржаном закуте, где золотятся рогожи в ряд, семерых ощенила сука, рыжих семерых щенят") , "Песнь о хлебе"("Вот она, суровая жестокость, где весь смысл - страдания людей! Режет серп тяжелые колосья, как под горло режут лебедей") .

Для создания этих стихов Сергей Есенин брал поэтику народного песенного творчества, ту первозданную красоту народного взгляда на жизнь, который с такой полнотой выразился в песне.

О песенном складе его стихов говорит название его первого стихотворного сборника - "Радуница". Связывают его с циклом весенних народных песен, которые так и назывались радовицкими или радоницкими весняками. Они показывают весеннюю озорную радость молодой, пробуждающейся жизни.

Чтобы добиться лирической мелодичности Есенин использует силлабо-тонические метры и зачастую четырехстопный хорей, как, например, в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная…":

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края-

Только синь сосет глаза.

Есенинский хорей романсово протяжен, богат пиррихиями, особенно на первой строфе, что придает ему интонационную плавность и напевность, лирическую музыкальность и задушевную мягкость. Лирическая нежность есенинских хореев создается также различными приемами - анафорами и синтаксическим параллелизмом, повторами и перечислениями:

Много я видел и много я странствовал,

Много любил я и много страдал,

И оттого хулиганил и пьянствовал,

Что лучше тебя никого не видал.

Напевность стиха подчеркивается кольцевым обрамлением, повторяющим основной мотив стихотворения.

Не забыть мне тебя никогда-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года-

так начинает поэт свое знаменитое стихотворение. Концовка такова:

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

Поэт часто применяет афористические концовки:

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Использует он наряду с простыми и сложные рифмы, несущие смысловую нагрузку: … и крик в повесе- / И кротких песен.

Именно нежность, лиричность, задушевность, использование изобилия метафор, эпитетов, особых синтаксических конструкций является секретом песенной популярности Сергея Есенина. Его стихи: "Клен ты мой опавший…", "Выткался на озере алый свет зари…", "Русь", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Письмо матери" - стали романсами, которые исполняются и по сей день.

Прослушивание романса "Отговорила роща золотая".

Вопросы:

1) Какой образ возникает в начале стихотворения? Какие художественные приемы использует автор?

2) Каково настроение произведения?

3) Каковы ключевые образы второй строфы?

4) Как нарисованы в 3-ей и 4-ой строфах прошлое и настоящее?

5) Почему именно "не жаль"?

6) Какие образы помогают представить роль цвета в этом стихотворении?

Преподаватель: Обратите внимание на слова:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

В них заключена главная особенность есенинской пейзажной лирики. Осыпающая осенняя роща оказывается прямым двойником лирического "я" - человек и природа как бы прорастают друг в друге. Слитный образ человека-дерева здесь держится идеей "узловой завязи" (как любил говорить Есенин).

Строки "Как дерево…слова" возвращают нас к началу стихотворения. "Роща золотая" - это и сам поэт, и сам поэт, и его поэзия, потому и "не обгорят рябиновые кисти, не пропадет трава".

7) Каково внутреннее состояние лирического героя в последней строке?

(С жизнью поэт прощается "негромко, вполголоса". В начале стихотворения фраза "отговорила роща золотая" звучит с логическим ударением на слове "отговорила", а в заключительной строфе возникает иной акцент.

Скажите так… что роща, золотая

Отговорила милым языком.

Логическое ударение теперь падает на "милый" - то есть на то слово, которое хочется услышать от людей.)

Учитель обращается с просьбой к ученикам, назвать основные черты природного мира в лирике Есенина.

Ответы учеников:

1) "очеловечивание природы";

2) уподобление растительного мира животному;

3) диалогически "обратная связь" между человеком и природой;

4) чередование различных состояний природного мира ("Синь то дремлет, то вздыхает");

5) мелодичность, близость к народной песне, романсу.

Преподаватель: Стихи о любви обладают большой притягательной силой. В них он открывал свою душу. В лучших словах Есенина "Заметался пожар голубой", "Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды" тончайшее чувство любви будто бы перелилось в песенное слово стало музыкой. А сколько лиризма в его изумительном цикле "Персидские мотивы".

Доклад ученика на тему на тему "Образно-стилевые особенности цикла "Персидские мотивы".

В 1921 году С Есенин совершил поездку в Среднюю Азию, это было первая встреча с Востоком. На улицах Ташкента он ощутил своеобразие древней восточной поэзии, творения его легендарных мастеров Хайяма, Хафиза, Навои, Фирдоуси, Саади.

В 1924-1925 годах он подолгу жил в Азербайджане и Грузии. Как близкого родного человека принимает Есенина в свой круг грузинские поэты Тициан Табидзе, Паоло Яшвили, Георгий Леонидзе, Сандро Шанишниашвили.

Под впечатлением поездок на Кавказ в эти годы Есенин создал замечательный цикл стихов " Персидские мотивы". В него вошли 15 стихотворений. Главная тема цикла - тема любви. Любви не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку.

Почти в каждом произведении упоминается о " дорогой Шаге". В стихотворении " Шаганэ ты моя, Шаганэ" поэт обращается в персиянке, придавая поэтическому образу определенные жизненные черты.В декабре 1924 года в Батуме Есенин познакомился с армянской учительницей Шаганддухо Тальян. Между ними завязалась дружба, они часто встречались, бродили по улицам Батума. Поэт рассказывал ей о России, родном селе, матери, своей жизни.

Цикл "Персидские мотивы" был написан под влиянием двух культур. Автор щедро использует традиционные художественные символы персидской лирики (соловей, луна, кипарис, Коран, чадра, такие имена и названия как Саади, Хайями, Фирдоуси, Шираз, Богдад, Хороссан, Босфор).Но все же лирические герой - русский поэт, рязанец, отсюда употребление русских разговорных слов и выражений: "незадаром", "страшно похожа", "сроду не пел".

"Персидские мотивы" - песнь жизни и любви. Пленительна красота восточной природы, ласков южный ветер, легко поэту с любимой, но думы о родине и здесь не покидают его, и главной героиней цикла становится Родина, Есенин пишет:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

В стихотворении "Улеглась моя белая рана…" память о Родине - противопоставление русских обычаев чуждым поэту средневековым нормам морали Востока, в стихотворении "В Хороссане есть такие двери…." - это тоска по Родине, без которой счастье немыслимо:

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда с тобою расстаюсь?

Из любви к родимому мне краю

Мне пора обратно ехать в Русь.

Характерную особенность произведений этого цикла составляют лирические повторы - своеобразные средства эмоциональной выразительности.Неоднократно поэт использует лексическое или строфическое "кольцо" - композиционно- стилистический прием, традиционный в восточной поэзии:

Хороша, Персия, я знаю,

Розы, как светильники горят

И опять мне о далеком крае

Свежестью упругой говорят

Хороша ты, Персия, я знаю.

Использование повтора дает возможность только в перемене интонации раскрыть особую душевную наполненность, строй своей поэтической мысли

Свет вечерний шафранного края,

Тихо розы бегут по полям,

Спой мне песню, моя дорогая,

Ту, которую пел Хаям,

Тихо розы бегут по полям.

Тихо розы бегут по полям

Сердцу снится страна другая

Я спою себе сам, дорогая,

То, что сроду не пел Хаям,

Тихо розы бегут по полям.

Строка становится похожа на морскую волну. Она набегает, бьет в берег, отходит, и вот на смену ей стремится уже другая, такая же, как бы неотличимая от первой, но уже наполненная другим смыслом, другими чувствами. Иногда даже контрастными первым. Поэт не дает ответа: какой должна быть первая строка "Тихо розы бегут по полям" - задумчивой? Веселой? Грустной? Тихой? Здесь нет единственного и категорического решения. Есенин как бы оставляет читателю возможность досочинить, дофантазировать. Он как бы приглашает нас к сотворчеству, дает простор читательской воле и интуиции, простор чувству человека, разрешая ему придать строке стихотворения тональность, созвучную его душевному состоянию и настрою.

В стихотворении "Шаганэ ты моя, Шаганэ" первая строфа составлена из начальных и заключительных строк всех строф. Таким образом, стихотворение напоминает венок сонетов, с той разницей, что магистральный стих помещен здесь не в конце, а в начале произведения.

Важную структурно-семантическую роль выполняют вопросы в стихотворении "Я спросил сегодня у менялы…". Первые три строфы заканчиваются вопросами

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По- персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое "поцелуй"?

И еще спросил я у менялы,

В сердце робость глубже притая,

Как сказать мен для прекрасной Лалы,

Как сказать ей, что она "моя"?

Следующие три строфы - ответы на поставленные вопросы.

Чтобы передать свои мысли и чувства, поэт использует такие художественно-выразительные средства, как олицетворения: "звенит тальянка", "розы бегут по полям", "сердцу снится", "отзвенел сад".Очень красивые и оригинальные метафоры: "свет шафранного края", "месяца желтая прелесть", "золото холодное луны", "золото волос". Эпитеты: "прекрасной Лалы", "лебяжьи руки", "лунным светом", "лунное золото", "скитальческая судьба".

Сравнения очень романтичны и нежны: "руки милой - парой лебедей", "нежность, как песни Саади". А мелодичный рисунок стихотворений цикла создается пронзительной напевностью поэтических строк.

Есенинские "персидские мотивы" - это не только живые впечатления от увиденного и пережитого, это великое творение, которое можно назвать чистой и непорочной любви.

Учитель: Убедимся в особенностях цикла "Персидские мотивы".

Чтение стихотворения "Шаганэ - ты моя, Шаганэ…" (Читает ученик) (фото Шаганэ)

Учитель: В жизни каждого человека есть особая любовь - это любовь к матери.

Стихи, обращенные к матери!.. Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову и Есенину удалось со своей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнее чувство к матери.

Самое задушевное "Письмо к матери".

Давайте его прочитаем.

Чтение стихотворения "Письмо к матери" (читает ученик).

Учитель: О первом чтении Есениным стихотворения "Письмо к матери" вспоминает писатель Иван Евдокимов: "Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышана:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта. (фото матери)

Учитель: Каковы ваши впечатления?

Ученица анализирует стихотворение С.Есенина "Письмо матери".

Стихотворение "Письмо матери" было написано Есениным в 1924 году и представляет собой лирическое поэтическое обращение к самому дорогому человеку - матери. Самая настоящая, верная, взаимная и преданная любовь связывает этих двух людей, освещая жизнь поэта. Он признаётся, что мать "одна мне несказанный свет", и, судя по её волнениям, она тоже очень переживает за судьбу любимого единственного сына. Сквозь всё творчество Есенина проходит этот светлый образ матери - наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины - сказочный облик той, которая не только подарила весь мир, но и осчастливила песенным даром.

Название стихотворения очень информативно. Оно и даёт нам указания на жанр стиха - письмо, и подчёркивает его адресата - мать. Эти сведения позволяют нам сделать вывод о глубокой личности стихотворения, о его интимности.

Тема произведения - материнская неиссякающая любовь, несмотря на то, что сын "повеса" и "хулиган". Идея стихотворения тесно переплетается с темой и ставит своей целью не только показать истинную любовь матери, но и отразить душевное состояние самого поэта на тот момент времени, а ведь мы помним, что 1924 год предшествовал году смерти Есенина и уже тогда его терзали тягостные муки, раздумья, как он говорит - "тоска мятежная".

Сюжет стихотворения плавен, начинается с приветствия матери и несколько раз перетекает во временные воспоминания, возвращается в прошлое или стремится в будущее. Композиция тоже построена по схеме письма: вступление: "Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!" Динамично развивающийся сюжет подходит к кульминации "и молиться не учи меня. Не надо!", и затем - к развязке - "Так забудь же про свою тревогу…" Связующим звеном, придающим целостность композиции, является рефрен - повторяющиеся строчки " что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне." Кольцевая композиция придаёт завершенность произведению.

Основных образов двое: мать и сын. Олицетворяющая добро и свет мать противопоставляется сыну, но всё же он "не такой уж горький пропойца", "чтоб, её не видя, умереть". Мы понимаем, что внутренний мир свой поэт готов открыть только перед родным, близким человеком, признаваясь даже в том, что "по-прежнему такой же нежный". Перед остальными же он остаётся всё таким же непонятным повесой - поэтом, может именно поэтому так мечтает поскорее "воротиться в низенький наш дом". Образ матери здесь представлен чистым, светлым, заботливым, отрадным.

В стихе прекрасная рифма, пятистопный ямб создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя. Обилие средств художественной выразительности: метафоры ("струится свет") , эпитеты ("кабацкая драка", "ранняя утрата") , инверсии, просторечные слова("саданул", "шибко") придают колоритность, анафора способствует ритмическому разнообразию так же, как и синтаксический параллелизм.

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и подчеркнуты Есениным в образе матери. В "Письме матери" сыновьи чувства выражены с пронзительной художественной силой: "Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет!"

Преподаватель: Ребята, я просила вас исследовать лирику Есенина, и найти в стихах образы различных видов деревьев и изобразить графически. Попытаемся составить букет из цветов и веточек деревьев.

Преподаватель: Замечательный букет в стихах Есенина упоминает более 20 видов деревьев и около 20 видов цветов.

Вывод: О чем бы ни писал поэт: о Родине, любви, природе, пишет он искренне, с душой. У него врожденное чувство гармонии. Сколько людей согревало свои сердца у чудесного костра поэзии Есенина, сколько наслаждалось задушевными звуками его лиры! Он покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души. Пусть он покорит и ваши сердца.

Поэзия Есенина живет потому, что в
ней читатель находит близкие ему
картины родной природы и милые сердцу
чувства большой, бескорыстной и
непроходящей любви к своей великой Родине».
И.С. Эвентов

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Все темное и мучительное, что посещало поэта, в конечном счете было связано со вчерашним днем, с тем, что уходило в сумерки истории. Все светлое и чистое в его поэзии, все его надежды и радости имели своим источником яркое утро революционной России - первую страницу новой истории человечества,

Поэзия Ксенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством.

Характерной особенностью русского фольклора является принцип психологического параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Эта исторически сложившаяся особенность русской народной поэзии лежит в основе всей лирики Есенина. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари...»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...». Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.

Связь его поэтики с народным творчеством наиболее заметна в использовании загадок, пословиц, поговорок.

В основе народной загадки всегда есть зерно образа. Есенин хорошо чувствовал это и широко пользовался метафорическим строем народных загадок.

Есенин не просто повторял загадки, он развивал тот метафорический принцип, который в них заложен, подвергал их оригинальной поэтической обработке. Существует известная загадка о солнце: «Белая кошка лезет в окошко». Мы встречаем у Есенина ее прямое использование: «Ныне солнце, как кошка...» Ho в то же время на основе этого сравнения он создает производный поэтический образ, передающий картину вечерней зари: «В тихий час, когда заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот...» Можно не сомневаться, что «заря-котенок» ведет свою родословную от «солнца-кошки» .

Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка.

На этом богатейшем художественном материале воспитывалось не одно поколение русских писателей, начиная с Грибоедова, Пушкина и в особенности Некрасова. Каждый из писателей по-своему осваивал это великое наследие. В творчестве Есенина нетрудно заметить прямое следование пословицам и поговоркам. Так, в основе его строк «Горит в саду огонь рябины красной, но никого не может он согреть» несомненно лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах.

Лиризм и эмоциональность поэзии Есенина повлекли за собой своеобразное использование афористического склада русской речи, с таким блеском отраженного в пословицах и поговорках. Формулы чувства - так можно назвать афоризмы Есенина, проникновенного лирика. Эти формулы скрепляют его стих, придавая ему огромную силу художественного воздействия, делают его особенно запоминающимся: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», «Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо...».

С народно-поэтическим творчеством поэзию Есенина сближает наивность его лирики. He случайно многие его стихотворения положены на музыку.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, органически связанной с поэтикой народа.

Поэзия Есенина с большой романтической глубиной воплотила мир человеческих чувств, вызванных небывалой ломкой общественной жизни России, она запечатлела сложный, трудный, противоречивый процесс становления сознания широких народных масс, вовлеченных в революционное переустройство действительности. Интерес к внутреннему миру человека, к его раздумьям, чувствам, психологии, изменяющейся в ходе строительства новой жизни, как и постоянное неустранимое стремление выразить это искренне, правдиво, каждый раз толкало поэта к отбору все новых и новых стилевых средств.

Преодолевая многочисленные влияния и противоречия, Есенин утверждал своим поздним творчеством такие художественно-эстетическое принципы изображения жизни, которые утвердились и получили развитие в литературе социалистического реализма.

Поэзия Есенина - неотъемлемая часть национального художественного творчества. Она эмоционально-психологически отражает наиболее сложную эпоху общественной жизни. Вот какие общие выводы о поэзии Есенина можно сделать, читая некоторые его произведения. Несмотря на сложность жизненных исканий Есенина, он все же нашел свою дорогу, идя по пути революции, по пути коренных преобразований России. Он осознал красоту России новой, идущей на смену его, есенинской России. Есенин - поэт, стоящий на распутье между старым и новым, несмотря на это, лирика его трогает наши сердца своей искренностью, любовь к Родине, глубиной чувств.

В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, ещё далее в поэзии «раздвинул границы» народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, «чувство Родины» определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле. Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям.
Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью – любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее «чувство Родины» с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе.
формах.
Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все её компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения. Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы «Родины любимой», а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля.
Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлечённо и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений – «Гой ты, Русь моя родная…».Одним из наиболее ранних стилистических приёмов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Ещё одна группа стилистических приёмов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюблённости в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.