Хозяйственный и общественный строй древней греции по данным гомеровских поэм.

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народовДревней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Государственный строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Предпосылки и условия формирования полисного строя

Процесс формирования полиса растянулся в общей сложности на полтысячелетия. Не менее длительным был и период распада этого организма. Таким образом, история полиса по сути и являет собой историю всей античности. И хотя полису предшествовали определенные старые общественные структуры, а его распад вызвал к жизни новые - все они так или иначе имели либо своим конечным результатом, либо исходной точкой все тот же полис.

Формирование полиса было результатом длительного развития греческой цивилизации, и истоки этого феномена следует искать в глубокой древности - еще в крито-микенской эпохе. Корни полисного строя исследователи находят в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на западе - взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое микенское время.

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике - в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере - в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

3. Природные условия . Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

4. Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

5. Великая греческая колонизация . Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:

от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;

от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;

от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.

В историографии нового и новейшего времени учеными высказывались самые различные взгляды на происхождение полиса, его природу и сущность. В XX в. тема полиса стала по существу ведущей в исследовании античности.

Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать:

1. Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, как замечал еще Аристотель, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный - безусловным. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, тщательно наблюдал за перемещением земельной собственности: он мог устанавливать земельный максимум, осуществлять надзор за наследованием земли, ограничивать права собственников на распоряжение ею. Полис выступал не только как верховный собственник, имеющий право вмешиваться в отношения собственности, но и как гарант земельной собственности отдельных граждан вплоть до наделения землей безземельных граждан из общественного фонда.

2. Совпадение в принципе политического коллектива с коллективом земельных собственников, то есть взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. это означало, что только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории. Таким образом, в античности наблюдается совпадение территории полиса с землей, принадлежащей гражданам. Утрата в силу тех или иных причин участка земли нередко приводила к утрате гражданских прав. Поэтому гражданин полиса был готов лишиться всего в случае нужды, но только не своего участка. К тому же владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. Следует отметить, что в некоторых полисах существовала зависимость между размером земельного участка и объемом политических прав. Такую зависимость установил, например, Солон в Афинах, определяя степень полноправия гражданина размером дохода с его земельного участка.

3. Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние. Политико-правовая черта между членами полиса и лицами, находящимися за его пределами, подкреплялась в некоторых полисах запрещением порабощать граждан.

4. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Это приводило к тому, что сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

5. Более или менее полное совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

6. Тенденция к простому воспроизводству полиса как в экономическом, так и в социальном плане, в силу чего полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительную однородность гражданского коллектива, в котором были нежелательны ни чрезмерное богатство, ни крайняя бедность. Стремясь к сохранению стабильности, полис ориентировался на "средний класс" и регулярно производил определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива, облагая повинностями (литургиями) богатых и "подкармливая" путем раздач продовольствия и организации зрелищ и общественных мероприятий бедных.

7. Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность.

8. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы".

Право в Древней Греции.

Обычно рассматривается на примере Афин, по которым больше всего письменных источников.

Источниками права в Древних Афинах были обычаи, законотворчество верховных органов власти полиса, законы Драконта, реформы Солона. В V-IV вв. до н.э.главный источник - законы, принятые народным собранием.

Право собственности и обязательства . Cобственность делилась на полисную и частную. Владение рассматривалось как фактическое обладание имуществом и владение с правом распоряжения. Также греки делили имущество на “видимое”(земля) и “невидимое”(деньги). “Невидимое” было выгоднее, т.к. богатые с “видимым” имуществом несли литургии в пользу полиса.

Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда (“вольные” и “невольные”). Исполнение договора предполагало задаток (при нарушении покупатель свой задаток терял, а продавец должен был в случае нарушения договора заплатить двойную сумму). Договор поручительства обеспечивался материальными гарантиями. В Афинах был распространен Залог земли в форме ипотеки : земля находилась в пользовании должника, но при неуплате долга он ее терял.

Существовали договоры займа (под 20%), имущественного найма (движимости и недвижимости, особенно среди метеков), личного найма. Договор товарищества предполагал разделение всех доходов и убытков по договору и пропорционально взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу и предполагали возмещение убытков. Если вред наносился умышленно требовалась уплата убытка в двойном размере. Ответственность наступала и тогда, когда вред имуществу был нанесен в результате действий подвластных лиц (рабов). Раб мог быть отдан новому владельцу в качестве компенсации за ущерб. Если вред причинялся личности, то ответственность как за преступление.

Семейное право. Безбрачие морально осуждалось. Брак заключался по договору, при этом обычно предполагалась плата за невесту. Приданое считалось собственностью жены не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Женщина находилась под властью отца и мужа и находилась в приниженном положении. Развод был свободным для мужа и был затруднен для жены. Власть отца над детьми была абсолютной вплоть до реформ Солона, но и потом значительна. Отец имел право лишить сына наследства.

Уголовное право. Выделялись преступления против личности и против государства. Обвинение возбуждалось или потерпевшим или заинтересованными лицами. Существовал перечень преступлений. Наказание в большинстве случаев предполагало возмещение вреда или штраф в двойном размере. Наиболее тяжкие преступления влекли смертную казнь. За отдельные преступления возможным было наказание в виде обращения в рабство (в т.ч. вор-рецедивист). В качестве наказаний фигурируют также конфискация имущества, изгнание. Телесные наказания применялись по отношению к рабам. Существовало специфическое наказание - атимия (бесчестье) - лишение политических прав. Несмотря на демократическое устройство в Афинах было распространены сикофанты - доносчики, но за ложное обвинение могли отдать под суд.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.

Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Общественный строй древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях .

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Общественный строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Общественный строй древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Введение

Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства. Ввиду того, что Древняя Греция не была типичным для современности государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов, в основу работы положено рассмотрение двух наиболее любопытных во многих отношениях (но в тоже время весьма отличных друг от друга) полисов – Афин и Спарты. В то время как Афины являлись своего рода “образцом” древнегреческого полиса, Спарта в ряде случаев выступала прямым антагонистом Афин, но, тем не менее, рассматривается учеными-историками как неотъемлемая часть Древней Греции.

В первую очередь, необходимо отдать должное уникальной политической системе античной демократии, разработанной и существовавшей в Древней Греции вплоть до прекращения существования последней как государства; в значительной мере с помощью античной философии, в древнегреческом праве были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и по сей день являются неотъемлемой частью жизни современного правового общества. Хотя в Греции так и не возникла юридическая наука как таковая, и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим юристам эллинистической эпохи (см. ниже) удалось увеличить и усовершенствовать состав юридических формул. Создание и фиксация разветвленной системы обязательственных правовых норм, которая оказала решающее влияние на юридическую мысль средних веков и нового времени, принадлежит к числу самых выдающихся достижений римлян. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стояли у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно условно разделить на три этапа :

1) ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;

2) период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

3) период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

1. Становление и развитие древнегреческого государства

1.1. Истоки древнегреческого государства

Древние греки именовали себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" имеет латинское происхождение) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Фактически, Эллада делилась на три основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес). Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период развитие ремесел и строительного дела достигли высокого уровня. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой. В Спарте основой хозяйства было земледелие, в Афинах - промышленность и торговля . По сути, история Древней Греции представляет собой историю отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис - это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Основным предметом изучения правоведов-историков являются только два полиса - Афины и Спарта, которые были самыми крупными в греческом мире и оказали наибольшее влияние на развитие других полисов. Из последних весьма значительными были Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес, и некоторые другие .

1.2. Развитие Древней Греции и возникновение полисов

В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания, как форма правления, преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V начала IV столетия до н.э. Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с прообразами монархий, существовали и республики. При монархии, по определению, власть в государстве принадлежит одному лицу, которое обычно передает ее по наследству. При республике все власти являются выборными, причем республики бывали аристократическими (власть находится в руках наивысшего сравнительного меньшинства) и демократическими ("Демократия" буквально означает "власть народа"). Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Универсальная одаренность и достижения маленького народа обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ.

Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства как такового в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-YIII вв. до н.э) . На рубеже VIII-VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство еще более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из нее избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т. е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка - народное собрание - созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин . Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались государства - полисы.


К мысли о том, что римское могущество обусловлено смешением трех государственных форм: монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Политическая мысль Полибия стала своеобразным связующим звеном между политико–правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима. Политико–правовая мысль Древнего Рима (VIII в до н.э. – V в. н.э.) часто рассматривается в единстве с...

Правовой мысли, нашедшего свои выражения Демократа, Сократа, Платона, Аристотеля. Третий период (4-2 вв. до н.э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности. Итак, Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства, уровня развития которых мало кто может достигнуть в современном мире. Да, конечно, трудно...


Введение

Государства древней Греции, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.

Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства.

Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли мог лишь полноправный член гражданской общины – полиса. Последующая эволюция этой государственности обусловливалась внутренними противоречиями, присущими античному обществу. Борьба рядовых граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран.

Античному миру были известны различные формы государства. Четко различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая.

Государственный и общественный строй в Древних Афинах.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

1. Гомеровский период (XI--IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (VIII--VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (V--IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта. При этом государственный строй Афин можно назвать примером рабовладельческой демократии, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

Рабовладельческое государство в Афинах

Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать создала особую группу населения -- эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников -- демиургов. Значительную часть населения составляли метеки -- выходцы из других общин. Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства.

Следующим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса в ее прежнем значении и учреждение новой должности -- архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н. э. ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них -- первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие, а также судебные функции по религиозным делам. К третьему архонту – полимарху, отошла военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг -- высший государственный совет, заменивший совет старейшинАрхонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Позднее, с образованием флота, страна была разбита на небольшие территориальные округа -- наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе наукрарии стоял притан.

Итак, архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так и политического порядкаВсе важнейшие вопросы решали коллегия архонтов и ареопаг. Лучшие и большие наделы земли были сосредоточены в руках аристократии. Многие крестьяне попали в зависимость от крупных землевладельцев. Общество раскололось на аристократию и демос Лишенные политических прав, они начинают борьбу за участие в управлении. Это приводит к нарушению общественного мира, и, когда беспорядки заходят слишком далеко, назначается тиран, обладающий всей полнотой власти.

Так, в 621 г. до н. э. тираном был провозглашен Драконт, прославившийся своими жестокими законами.

К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия. Она освободила массу должников. запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину.

В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания.

Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за драницу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы. Важнейшей из них является тимократическая реформа. Все афинские граждане независимо от происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,-- медимн (52,5 кг).

Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разряду -- пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой. Они составляли основу афинского ополчения. Все остальные были отнесены к фетам.

Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в государственную казну. Феты от налога были освобождены.

Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени -- филы и создал на базе этого деления новый государственный орган -- Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления. Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа -- гелиэи. Первоначально это был суд присяжных. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.

Тирания Писистрата. После 22 лет правления Солон покинул свой пост и, заручившись клятвой афинян, что они в течение 10 лет не изменят его законы, отбыл из Афин. Еще до прихода к власти Солона в Афинах сложились три самостоятельные политические партии: прибрежные -- включали судовладельцев, торговцев, портовое население; горные -- крестьяне и наемные рабочие; равнинные -- богатые землевладельцы. Названия определяли места проживания. Во главе горных стал Писистрат -- аристократ по происхождению. Позднее ему удалось привлечь на свою сторону и прибрежных. Опираясь на демос, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет.

Писистрат сохранил солоновскую Конституцию. Все органы действовали по-прежнему. Экономическая политика Писистрата благоприятствовала классу мелких землевладельцев. Писистратом был введен постоянный подоходный налог, который составлял 10% урожая, а затем был снижен до 5%. В целом политика Писистрата оказала положительное влияние на развитие афинского общества.

После смерти Писистрата власть перешла к его сыновьям, продолжившим политику отца. Однако отстраненные от власти аристократы не оставляли мысли о свержении тирании. В конце VI в. до н. э. сложилась неблагоприятная для Афин внешняя обстановка. Она и способствовала реализации очередного заговора и падению режима Писистратов.

На проведенных выборах главным архонтом был избран Исагор -- представитель аристократии. Проигравший ему Клисфен, много сделавший для падения тирании Писистратов, поднял народ на восстание, низложил Исагора и приступил к утверждению демократии. С этого времени начинается победное шествие афинской демократии. Однако социальная база ее постепенно сужается. Теперь демократическая партия включала главным образом прибрежных. Клисфен поставил задачу избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов.. Эти задачи были решены введением нового административного деления. В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афина с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей -- триттий. Три триттий, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил. Самыми мелкими единицами были демы, на которые распадались триттий. Каждая фила включала городские, прибрежные, сельские демы. Выборы центральных органов управления происходили по филам. Организация новых фил предопределила замену Совета четырехсот на Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).

В демах действовала система самоуправления. Во главе дема стоял выборный староста, который созывал собрание граждан дема и руководил этим собранием, исполнял решения собрания, заведовал местной кассой и собирал различные взносы, по истечении срока полномочий (1 год) отчитывался перед собранием. Списки граждан составлялись по демам. Демократия приобрела новую опору, расширила свою базу за счет чужеземцев, проживавших в Афинах.

Клисфеном был создан новый орган -- коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.

Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Общественный строй Афин в V в. до н. э. Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Рабский труд широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. Но за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.

Полноправные афинские граждане по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т. е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия -- повинность в пользу государства.

Метеки не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата -- посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.

К метекам по своему положению приравнивались вольноотпущенники.

Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконние стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции.

Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Экклесия созывалась весьма часто. Обычно каждая притания созывала четыре Народных собрания через 8--9 дней. Кроме очередных заседаний, нередко по неотложным делам собрание созывалось вне очереди.

Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.

В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение Народного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем -- шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие в собрании широких народных масс.

Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось только через несколько лет и лишь один раз, т. е. каждый год Совет обновлялся. Члены Совета получали жалованье в размере 5--6 оболов.

В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный срок представители афинской аристократии. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг выступал как судебная инстанция.

Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии -- стратегов и архонтов.

Коллегия стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Народных собраниях из наиболее выдающихся людей путем открытого голосования (поднятием рук). Поскольку стратеги, в отличие от других должностных лиц, не получали жалованья, занимать эту должность могли только весьма состоятельные люди. Война с персами требовала сосредоточения власти в одних руках. Так выдвигается должность первого стратега, ставшего и первым должностным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.

Афинская демократия в V--IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями -- демагогами. К V в. до н. э. вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.

При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.

Вопрос 2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте.

Спартанское государство возникло в IX в. до н. э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики.

Общественный строй. Для общественного строя Спарты характерны сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военная организация общества. Заботой о сохранении солидарности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, господствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется стремление предотвратить резкую имущественную дифференциацию среди «равных», как называли себя спартиаты.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами -- илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но позднее возникло имущественное неравенство спартиатов

Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты -- представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй. Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло значительной. При чрезвычайных обстоятельствах созывались внеочередные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению Народного собрания относились такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Порядок деятельности Народного собрания давал возможность спартанской олигархии влиять на его ее деятельность в нужном направлении.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирало Народное собрание из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности способствовали злоупотреблениям ими своей властью.

Герусия (совет старейшин) -- орган, сохранившийся от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили два царя. Члены герусии (геронты) избирались Народным собранием пожизненно. Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые должны были рассматриваться Народным собранием. Первоначально герусия располагала практически неограниченной компетенцией и являлась судебной инстанцией против царей. На своих ежедневных заседаниях она обсуждала военные, финансовые, судебные вопросы. С усилением власти эфоров значение герусии уменьшалось.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопоннесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие государства, Спарта в середине II в. до н. э. оказалась под властью Рима.

Судебный процесс

Процесс и по уголовным обвинениям, и по спорам частного права в равной мере был исковым: заинтересованное лицо само должно было подать жалобу, само поддерживать обвинение -- т.е. выступить с речью, само изыскивать свидетелей и доказательства. Судоговорение велось публично, в присутствии большого числа граждан, что сделало необходимым развитие искусства судебного красноречия. За недоказанное обвинение истца ждал штраф в 1 тыс. драхм, за серьезное политическое обвинение, не доказанное перед фесмофетами или гелиэей, -- тяжелое наказание, вплоть до изгнания. Впрочем, традиция поклепных исков также была значительной, и ябедники-сикофанты были излюбленной темой ораторских обличений.

Афинское законодательство -- возможно, именно по причине крайней запутанности судебной организации -- впервые в истории утвердило некоторые общие правила в отношении судебных доказательств. Так, не разрешалось свидетельствовать со слов живущего -- он сам должен был давать показания; тогда как заочные показания, показания со слов скончавшегося следовало представлять непременно в виде письменного заверенного документа. Стороны обязаны были отвечать на вопросы друг друга, но не имели прав свидетельствовать в свою пользу. В судоговорении запрещалось говорить о не относящемся к делу, выступать без присяги, принесенной именно по этому делу. Следовало изложить причины предъявления обвинения, обосновать вражду к обвиняемому. В целом доказательствами считались: свидетельские показания, логические доказательства, письма и документы, показания рабов под пыткой.

Последние могли допрашиваться как по уголовным обвинениям, так и по частным искам. Мотивацией было избыточное доверие к доказательствам, полученным таким «способом»: «Из подвергнутых допросу под пыткой еще никто никогда не был изобличен в том, что сказал на допросе неправду». Впрочем, за свидетельство вопреки закону, так же как и за лжесвидетельство, могло быть подано встречное обвинение по окончании разбора основного дела.

Закон и право

Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность на своего рода общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое общее понимание закона и права. Закон служит не государственной власти, а выражает нравственно-обязательный порядок -- в этом его содержание, в этом и предназначение.

Право могло быть двух родов, согласно общегреческому представлению. Как широкое понятие -- Themis -- это воплощение воли богов; оно именно присутствует в природе, пронизывает собою угодный богам общественный порядок. Такому понятию должны соответствовать между собою отношения между народами, между разными слоями населения в полисе, отношения между властвующими и подвластными, отношения в роде и семье. Как более конкретное понятие -- Dike -- это и собственно юридическая норма, и вместе с тем моральное предписание о добродетели. Чисто юридического представления о законах, о праве в Древней Элладе не существовало: право и законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и полисной морали.

Юридическое предписание, закон -- только приложение требований всемирного порядка. Выражены эти предписания могут быть в нескольких видах. Первый -- ретра -- взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг к другу, двух народов; этот закон имеет фундаментальное значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй -- themos -- глобальное правило, установление какого-то определенного свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Драконтом или Солоном. Третий -- псефисма -- индивидуальное решение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида -- регламентация деятельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: закон -- только один из путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный.

Список использованной литературы

3. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. - М., 2001.

4. *История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. - М., 2003.

5. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / С.А. Шатилова. - М., 2004.

6. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. - М., 2002.

*Античная демократия в свидетельствах современников/ Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М., 1996.

  1. Идеальный государственный строй

    Закон >> Политология

    Понятие государства ……………. 4 1.2. Право…………………………………………………………... 9 1.3. Государство …………………………………………………… 13 1.4 Граждане государства ………………………………………... 15 Глава II. Идеальный государственный строй ………………………….. 20 2.1. Идеальный государственный строй ...

  2. Шпаргалка по Истории государства и права зарубежных стран (2)

    Шпаргалка >> Государство и право

    Привело к крушению Ханьской империи. Государственный строй В государственном строе Ханьского государства не произошло существенных изменений. Следует... своему правовому положению сходен с понятием древнегреческого Базилевса. Все граждане, патриции и плебеи...

  3. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй

    Реферат >> Государство и право

    Этапы в истории Др Египта. Общественный и государственный строй . Государство Древнего Египта сложилось в се- веро... никогда не была единым государством . Характерным отличием древнегреческого

Древние греки населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Многочисленные поселения греков были разбросаны по берегам Средиземноморского бассейна. Рабовладельческие государства здесь образовывались как города - государства (полисы). Они состояли из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра. Небольшие государства возникли на базе бывших родоплеменных общин.

Образованию небольших полисов способствовала и сама природа Греции. Весь Балканский полуостров был разрезан труднопроходимыми горными хребтами. Узкий Коринфский перешеек отделял одну часть полуострова от другой.

Греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены по берегам Италии, островах Сицилия и Корсика, южных берегах Франции и Испании. На востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Понта Эвксин- ского). Здесь выросли греческие полисы: Ольвия, Танаис, Херсонес, Горгиппия и др. Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониях был различен.

В процессе разложения родового строя власть оказывалась в руках зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Здесь создавалась демократическая форма правления с ее народными собраниями, выборными органами власти. А в ряде городов- государств власть попадала в руки единоличных правителей. Там же, где власть удерживалась родовой знатью, складывались аристократические республики . От аристократии отличали олигархию, где власть закреплялась за представителями богатых граждан .

На страницах данного учебника будет рассмотрен древнейший период в истории Греции (гомеровской Греции) и два государства: Афины и Спарта, как наиболее могущественные из греческих городов-государств, оказавших большое влияние на судьбы других греческих полисов. Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии, а Спарта- образец рабовладельческой аристократии.

Гомеровская Греция

Ничто так ярко и образно не раскрывает нам о жизни, борьбе, культуре народа, разложении его родоплеменных отношений как знаменитые поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». По преданию они принадлежат древнегреческому слепому поэту-сказителю. Поэмы состоят из песен, каждую из которых можно воспринимать как самостоятельный рассказ о том или ином событии. «Иллиада» повествует о войне ахейцев (так называли себя греки) с троянцами. Поэма «Одиссея» представляет нам картины мирной жизни греческих племен, еще не знавших государства .

Долгое время события, описываемые в поэмах считались вымыслом, красивыми легендами, не имевшими под собой никакой реальности. И только после находки Генрихом Шлиманом Трои, то что считалось фантазией поэта, оказалось на самом деле действительностью. Ему удалось найти и сокровища троянского царя Приама. Золотой клад одного из самых могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами, пролежавший под руинами сожженной греками Трои более 3 тысяч лет, появился на свет нового дня. События, описанные в поэмах, относятся к концу II - началу I тысячелетия до н. э.

Гомеровская Греция представляла собой общество на стадии разложения первобытнообщинного строя. Все население делилось на роды (генос), союзы родов (фратрии) и племена (филы). Каждый человек принадлежал к какому-либо роду. Изгнанный из рода человек не мог рассчитывать на защиту со стороны общества.

Фактическое руководство обществом находилось в руках родовой аристократии, которая имеет в своей собственности и большие земельные наделы, отрезанные от общинного земельного фонда. Старейшины родов, фратрий и фил получают наилучшую и наибольшую часть военной добычи. На них работают десятки рабов. Скот был мерилом ценности: быками рассчитывались за товар, платили выкуп за невесту и др.

Здесь на Балканском полуострове плодородной земли мало, нужда в орошении отсутствовала. Начинало развиваться ремесло. Природа наградила греков прекрасной глиной, медью, оливковыми рощами. В гомеровских поэмах упоминаются кузнецы, гончары, кожевники, добытчики оливкового масла. Появились рабы. У царей-базилевсов и знатных людей в домах были десятки рабов. Богатство скапливается у родоплеменной знати, промышленников и торговцев. Кто богат, тот «лучший», «благородный», «доблестный». Бедняки же у Гомера именуются людьми «худыми», «дурными», «жалкими». Все больше появляется людей, лишенных своего земельного надела (клера).

В гомеровской Греции, идет процесс разложения первобытнообщинного строя. Однако продолжает существовать большая патриархальная семья . Но все чаще можно было встретить семью моногамную, состоящую из мужа, жены, их детей .

В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Драконта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность .

Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VIII—VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании.

В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян. «Демос», что значит «народ», состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи , продавали их на чужбину или оставляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.

В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Солона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника от эвпатридов.

Свою реформу Солон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство.

Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Драконта отличались своей жестокостью, что почти за все преступления предусматривалась смертная казнь . Известны нам и законы Солона, которые не ограничивались нормами государственного устройства (см. выше), но и содержали в себе нормы и гражданского, и уголовного права .

С V-IV вв. до н.э. законы в Афинах становятся основным, а точнее, единственным источником права .

Залоговое право вместе с питавшим его ростовщичеством получило весьма широкое хождение. Заложенные вещи передавались кредитору и в случае неуплаты долга они становились собственностью займодателя.

Распространенными договорами были договор купли-продажи , договоры найма, ссуды, подряда, займа, товарищества.

Если вор был застигнут на месте преступления, его можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора можно было убить.

Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности).

Становление государственного строя связывают с именем легендарного законодателя Ликурга, которому приписывают издание особого документа - ретры (договора). Этот документ появился в условиях острой борьбы в спартанском обществе . Имущественное неравенство разрушило первобытнообщинные устои и привело к образованию классов и государства .

Спарта представляла собой также как и Афины государство- город (полис). Впоследствии Спарта, благодаря своему военному могуществу, объединила ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовала Пелопоннесский союз, в состав которого вошли и также богатые города как Коринф, Мегара и др.

Общественный строй долгое время сохранял значительные остатки первобытнообщинного строя. Общинная собственность на землю сохраняется. Производство развивается слабо. Основное занятие - земледелие.

С первых же шагов своего становления спартанское государство приобретает все черты военного лагеря. Это объясняется необходимостью удерживать в повиновении огромную массу порабощенных людей. Спартиаты (полноправные граждане Спарты) заботились о недопущении раскола по имущественному принципу среди «равных», как называли себя спартиаты.

Периэки политическими правами не пользовались, но были людьми свободными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки . Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов.

Илоты отличались от рабов античного мира, т.к. Спарта не знала домашнего рабства и крепостные илоты жили обособленно на земельных участках, которыми владели спартиаты. Илоты находились в собственности государства, но любой спартиат, во владении которого находился илот, мог его, однако, убить, продать, наказать. Илот своей земли не имел. Он работал на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илот имел свое хозяйство и орудия труда. Половину собранного урожая илот обязан был отдать своему господину. Последний мог использовать илота в домашнем хозяйстве. Во время боевых действий илоты превращались в легковооруженных воинов и их бросали первыми в бой.

Повиновение илотов спартиаты добивались методами жесткого террора. Самых смелых и сильных илотов убивали во время так называемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийства правовую основу. Весьма часто илоты поднимали восстания. Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.

Государственный строй. Спарта была рабовладельческой аристократической республикой . В ней господствовала небольшая, но сплоченная группа аристократических семей, державшая в своих руках следующие органы власти : два царя; совет старейшин - герусия; народное собрание (апелла) и эфоры.

Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей . Позднее царям оставлены были дела семейные и наследственные.

Неугодные цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду. Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.

Герусия - совет старейшин в классовом обществе уже состоял из виднейших представителей господствующего классов в количестве 28 членов. Оба царя также входили в герусию.

Члены герусии (геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 летнего возраста, уже свободных от обязанности нести военную службу . Геронтов избирало народное собрание посредством крика пожизненно. Герусия предварительно рассматривала все вопросы, выносимые в народное собрание. Она разбирала угольные дела и в том числе государственные. Дела гражданские были подсудны эфорам.

Народное собрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли. В народном собрании участвовали граждане с 30-летнего возраста. Выступали, как правило, должностные лица и послы других государств. Голосование производилось криком. Если трудно было определить решение таким образом, то участники собрания расходились в разные стороны.

К ведению народного собрания относилось прежде всего избрание геронтов, эфоров, начальников армии и флота. Собрание решало кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства .

Эфоры занимали особое положение в спартанском обществе. Фактическое руководство делами государства принадлежало эфорам. Их было пять, их ежегодно избирали в народном собрании. Передача реальной власти эфорам объясняется тем, что знать Спарты не полагалась на царей, наследственно занимавших трон, предпочла передать власть своим прямым ставленникам!

Управление страной было в руках коллегии эфоров, они контролировали деятельность всех должностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. В своей деятельности эфоры отчитывались только перед преемниками.

В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю. Продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликурга число земельных участков оставалось в Спарте неизменным и потому число граждан не должно превышать 10 тысяч человек . Надел переходил старшему брату, другие братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца.

Женщина в Спарте занимала сравнительно высокое положение. Она обладала имущественными правами. Почетное положение женщины можно объяснить остатками матриархата.

Несколько столетий Спарта сохраняла черты военно-земледельческого государства, и перемены здесь наметились лишь в IV—III вв. до н.э. В 196 году до н.э. Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима.