Хозяйственная жизнь киевской руси и становление российского предпринимательства. Патриархальное хозяйство восточных славян

Несмотря на все изменения, произошедшие в сельском хозяйстве в период. Средневековья, его главной отраслью оставалось зерновое хозяйство, поскольку в структуре питания основную часть составляли и хлебопродукты. Развивалось также скотоводческиео.

Земледелие и скотоводство в. Киевской. Руси, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который сохранялся и в дальнейшем. По уровню сельскохозяйственной техники, степени распространения ния земледелия и культур. Киевская. Русь находилась на том же уровне, что и тогдашние страны. Западной. Европы. Как и в. Европе, вследствие неурожаев в разных регионах. Руси в XI-XII вв был массовый голод, свидетельствовало о неустойчивости этой отрасли. Однако часть продукции уже производили на экспортепорт.

Важную вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Охотничий промысел удовлетворял потребности населения в одежде, обуви, которые изготовлялись из кожи, меха не только домашних, но и диких животных. Кроме того, мехом платили дань, налоги. Рыболовство удовлетворяло потребность в постной пищи, особенно после принятия христианства с его системой постутів.

В"Повести временных лет"(конец XI - начало XII в), автором которой был червец. Киево-Печерского монастыря. Нестор, утверждалось, что источником всякого богатства является труд. Определяя естественным разделение л труда в обществе на умственную и физическую, автор замечает, что для благосостояния государства эти виды труда одинаково важны - и мудреца, и ремесленника. Общественно значимыми были все виды производства, которые збагачу валы государство. Важным, по его мнению, был и разделение труда в процессе производства, совершенствовало мастерствоо майстерність.

В документах позднего. Средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю ее толковали как такую, которая предоставлялась в наследственное владение с разрешением обмена, дарения и п продажи (поместья). Ряд грамот дала извлекать вотчину у владельца в пользу государства, но с предоставлением денежной компенсации, размер которой предварительно фиксировали в"жалованной грамоте"на право владения в отчинуння вотчиною.

сей день сохранились некоторые актовые материалы по ведению учета доходов и имущества в экономической мысли наблюдался развитие ростовщичества. Заемные грамоты свидетельствуют, что кредитные операции осуществляли под достигал аву имущества, в том числе земельных владений. Итак, земля становилась товарором.

В инвентарях и люстрациях, сохранившихся на территории Украины с XV в, е сведения не только о налогообложении населения в пользу государства, а о единицах учета, порядок налогообложения в статистической них записях отражено, что главной единицей налогообложения в различных украинских землях были плуг, соха, двор, двор - в сельской местности, дом - в городах, что свидетельствует о сохранении старинных мер налогообложения, которые применяли еще в. Киевской. Руссі.

В VI-IX вв от сельского хозяйства отделились ремесла. В эпоху. Киевской. Руси произошел расцвет ремесленного производства. По источникам можно определить 64 специальности: обработка железа, цветных м металлов, дерева, камня, кожи и меха, изготовление ювелирных и керамических изделий и т.д. (Только из железа и стали древнерусские мастера создавали более 150 видов разнообразных предметовтів.)

В. Киевской. Руси активно распространялось ремесленное производство на селе (сельское), что в основном удовлетворяло потребности земледельцев (серпы, лопаты, топоры, лемеха и др.), и городское, в процессе которого исполь стовувалы совершенную технику, производя, кроме указанных, разнообразные бытовые вещи и оружие. Сельские ремесленники основном применяли способ литья с целью изготовления колец, браслетов, под висок т.д., в городе же выполняли изысканные ювелирные работы (чеканили, ковали, гравиювалы, воронувалы, позолочувалы и др.). Шедеврами ювелирного дела на. Руси были ценные изделия с вкраплениями. Эмал и (иконки, крестики, княжеские бармы т.д.). Создание украшений с использованием эмали сосредоточивалось в. Киеве, откуда их распространяли по. Руси и за ее пределамежами.

Как городское ремесло, отличали производство строительных и отделочных материалов (кирпич, черепица, плитка), которые использовали для строительства церквей и других сооружений. В древнерусское время только в. Киеве возвели более 30 каменных церквей. До сих пор в столице сохранились. Золотые ворота,. Софийский собор с уникальными мозаиками и фресками, построены в 1037 г. В начале XII в киевские плотники построили вели кий деревянный мост через. Днепріпро.


Дуглас Норт «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики»: «История имеет значение. Она имеет значение не просто потому, что мы можем изучать уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будующее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества. Выбор, который мы делаем сегодня или завтра, сформирован прошлым.»






«Откуда есть пошла Русская земля?» Заселение в I тыс. до н.э. севера и центра Восточно-Европейской равнины славянскими племенами. Повесть временных лет (12 в.) - восточнославянские племена: поляне, словене, древляне, радимичи, вятичи, северяне, уличи, волыняне, кривичи и др.



«Русь» Русь это название скандинавского племени, жившего на острове Рюген. Финно-угорские племена, бывшие соседями новгородцев, называли варяжских воинов «руотси» («наемные воины»). Все восточные славяне были светловолосыми, русыми. «Русь» - «скопище русых» (чтобы как-то отличить их от скандинавов-блондинов и темноволосых южан) Русь группа племен, живущих вдоль рек (от древнейшего обозначения реки). «Русь» «речной народ». Восточные славяне, а затем и государство, получило свое имя от одного из этих водоемов, имеющих корень «рус/рос». Русь обозначение социального статуса, военная и административная элита. Все население в Древнерусском государстве делилось на людей, плативших дань, и руссов, эту дань собиравших. Руссами могли быть, соответственно, и славяне, и скандинавы.


С.Ю.Витте «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900 – 1902 гг.» «Первым фактором производства служит природа, т.е. естественные условия занимаемой народом территории»




Формы земельной собственности Вотчина – крупные земельные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям, являвшиеся полной собственностью данной семьи. Обояривание – процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых.


Возникновение государственности. Славяне и скандинавы находились в VIII-IX веках примерно на одном историческом уровне развития. В этих условиях викинги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества.


Предпосылки формирования государственности у восточных славян ЭкономическиеПолитическиеСоциальные Отделение ремесла от земледелия Отделение ремесла от земледелия Развитие ремесел в городах Развитие ремесел в городах Переход к пашенному земледелию Переход к пашенному земледелию Развитие торговых отношений Развитие торговых отношений Преобладание свободного труда Преобладание свободного труда Потребности родоплеменной знати в аппарате власти для защиты своих привилегий и захвата новых земель Потребности родоплеменной знати в аппарате власти для защиты своих привилегий и захвата новых земель Формирование племенных союзов Формирование племенных союзов Угроза нападения внешних врагов Угроза нападения внешних врагов преобразование родовой общины в соседскую преобразование родовой общины в соседскую Возникновение социального неравенства Возникновение социального неравенства патриархальная форма рабства патриархальная форма рабства




Основные этапы развития Киевской Руси 1. Начальный этап Вторая половина IX – конец X вв. Рюрик (862 – 879) Олег (879 – 882) (882 – 912) Игорь (912 – 945) Ольга (945 – 964) Святослав Игоревич (964 – 972) 2. Расцвет Конец X – середина XI вв. Ярополк (972 – 980) Владимир I Красное Солнышко (980 – 1015) (980 – 1015) Святополк Окаянный (1015 – 1019) Ярослав I Мудрый () 3. Упадок и распад на отдельные княжества Середина XI – начало XII вв. Изъяслав (1054 – 1073) (1076 – 1078) Всеслав () Святослав (1073 – 1076) Всеволод (1078 – 1093) Святополк (1093 – 1113) Владимир Мономах (1113 – 1125) Мстислав (1125 – 1132)





Итоги княжения первых Рюриковичей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав) Расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей) Защита славянских племен от внешней экспансии и сбор дани (полюдья) за это военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми племенами Защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников




«Русская правда» (1016, 1030-е гг.) «Свод разновременных частичных сводов и отдельных статей, сохранившийся притом в нескольких редакциях, тоже разновременных. Что можно в ней назвать Правдой Ярослава – это небольшое количество древнейших статей свода, воспроизводящих юридический порядок времен этого князя.» В.О.Ключевский «Русская история»




«Путь из варяг в греки» Водный путь из Скандинавии в Византию: от Финского залива по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень(г.Новгород), далее по реке Ловать, затем мелкими речушками и «волоком» к верховьям Днепра (г.Смоленск) и по Днепру(г.Киев) в Черное море, затем в г.Царьград (г.Константинопль, г.Стамбул)




1. Резы – проценты. 2. Снижение долговых процентов до 20%. 3. Запрет на обращение в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг 4. Запрет на паразитическое ростовщичество 5. Законодательный документ, подтверждающий создание феодальной системы Древнерусского государства.

В древнейших источниках Киевской Руси варяги впервые упоминаются именно как отчаянные и расшалившегося купцы. В VIII-ИХ ст. от своих поселений на Балтийском побережье они по волжском пути двигались на восток

вплоть до Каспийского моря, где вступали в контакты с купцами мусульманского мира. НА ИХ ст., Когда центр торговли переместился на юг, в Константинополь, главной торговой артерией для Киева стал знаменитый путь «из варяг в греки». Поэтому заморская торговля стала составлять основу экономической системы Киевской Руси.

Поэтому не случайно, что первой формальной соглашением, заключенным киевскими правителями, стал договор князя Олега с Византией (911 г.), согласно которому русским купцам в Константинополе создавались чрезвычайно благоприятные условия. Когда в XII-XIII вв. в результате разграбления Константинополя крестоносцами и частых нападений кочевников на торговые пути по Днепру стал падать обмен с Византией, все большее значение для Киева приобретали торговые сношения с Западной Европой, главным образом шли через Краков - Прагу - Регенсбург.

В противовес средневековому Западу, где земельная аристократия уклонялась от торговой деятельности, в Киевской Руси торговлей активно занимались не только бояре, но и сам князь. Большую часть года первые правители тратили на сбор дани в близких и далеких землях своих владений, на перевозки ее в Киев и на снаряжение большой флотилии Днепром везла в Константинополь невольников, меха, лен, мед, воск и другой товар, который обменивался на предметы роскоши. Даже когда князья и бояре становились более оседлыми и убирали в собственность большие земельные владения, значительная часть продукции их хозяйств предназначалась для чужеземных рынков. Для занятия торговлей существовали различные возможности, поскольку в русских городах сформировался многочисленный слой купцов, а его наиболее влиятельные и состоятельные представители вели заморскую торговлю и пользовались одинаковыми с боярами политическими и юридическими правами. Но в огромном большинстве его составляли просто мелкие лавочники, которые торговали на внутреннем рынке и часто визискувалися и закабалялися богаче купцами.

По оценкам современных ученых, С-15% населения Руси жило в городских центрах. Как свидетельствуют летописи, в стране насчитывалось около 240 городов и поселков. Однако вполне вероятно, что где-то 150 из них фактически представляли собой укрепленные поселения напивземлеробського людей. Среди почти 90 крупных поселков и городов наибольшим был, несомненно, Киев. До монголо-татарского нашествия численность его жителей составляла около 35-40 тыс. (Лондон достиг таких цифр только через 100 лет). Для сравнения, такие важные центры, как Чернигов и Переяслав, Владимир-Волынский, Львов и Галич, насчитывали не более 4-5 тыс. жителей каждый. Население этих городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников, поскольку большое распространение получили ремесла. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел, важнейшими из них были теслярство, кузнечное, гончарное и кожумьяцтво.

Некоторые историки подчеркивают коммерческую направленность экономики Киевской Руси. Другие, в противоположность им, доказывают, что ее основу составляло земледелие. Этого же мнения держатся выдающиеся украинские исследователи Михаил Грушевский, Дмитрий Багалей и Ярослав Пастернак, а также ведущие советские специалисты по этому вопросу. Они считают, что поскольку славяне традиционно были народом земледельческим, то маловероятно, что в Киевскую сутки они вдруг изменили образ жизни. Дополнительным подтверждением этой хип отезы являются частые упоминания о земледельческую деятельность на Руси в летописях, аграрная ориентация календаря и мифологии древних славян и, что самое убедительное, - археологические находки.

Недавние раскопки обнаружили, что в Х в. на Украине пользовались железным лемехом и здесь, как и в Западной Европе, получила распространение относительно прогрессивная двои трехпольная система севооборота (по которому одна вторая или одна третья пахотной земли оставалась под паром). Культивировались преимущественно пшеница, овес, рожь и ячмень. Распространен среди крестьян на Руси получила вигодивля скота. Это обеспечивало их не только мясом и молоком, но и кожей для одежды и обуви. То же самое можно сказать о разведении лошадей, свиней, овец, гусей, кур и голубей. Использование волов делало земледелие в более широких масштабах. Хотя крестьяне часто имели собственный инвентарь, необходимый для обработки земли, они, как правило, объединялись в коллективы, или общины (к ним входили кровные родственники нескольких поколений во главе со старейшиной), помогая друг другу. Позже община возникала на основе общности территории, объединяя соседей, не связанных кровно.

Если экономика Руси и была прежде сельскохозяйственной, как же сторонники этого подхода объясняют возникновение крупных городских и торговых центров? Известный советский ученый Михаил Тихомиров, взгляды которого разделяют многие его советских коллег, утверждает, что появление многочисленных ремесел обусловил развитие и все ощутимее прогресс в сельском хозяйстве - поэтому в районах большого сосредоточения ремесел возникали города. Он признает, что с появлением городов важную роль в их подъеме стала играть торговля, однако не заморская, а прежде всего между городом и аграрной провинцией.

Несмотря на убедительные аргументы сторонников как «торговой», так и «сельскохозяйственной» интерпретаций экономической истории Киевской Руси, современные историки и здесь склонны идти на компромисс. Соглашаясь, что князь, его жена и богатые купцы были заинтересованы прежде всего в оживленной и прибыльной заморской торговли, особенно процветала к XII в., Они также признают, что в большинстве своем население Киевской Руси занималось сельским хозяйством.

Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытнообщинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах -- сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности--житом (от глагола «жить»). К IX--Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах.В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы,домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его средоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд,которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа:ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово«кузнец» означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами, которые достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий.

Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла.

Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др. Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой - страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки».

В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др.

Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны- мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем,чеканкой своей монеты.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье, хронологически охватывающее конец VIII- первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства. Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск,меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли»,утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха,включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.

1. Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.
Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.
В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.
2. Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
К ним относятся(феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри), свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины"), смерды (крестьяне-общинники), закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу"), изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом), челядь и холопы (придворные рабы), городское население (городская аристократия и городские низы))
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.
Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были вотчина и держание (поместье).
Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.
Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.
"Изгои" бывали свободные и зависимые.
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу.
Закон запрещал укрывать беглых холопов.
3. Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть, большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов, наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре, наличие системы кормления на местах.
Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель.
Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.
Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.
Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.
Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.
В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.
Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.
Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).
Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.
Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.
С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: "воевода" - начальник вооруженных сил; "тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; "дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; "стольник" - продовольственный снабженец.
Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.
Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, "устроение мира" признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". С нем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.
Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.
Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече.
В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича.
Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.
Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.
Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления - системой "кормления".
Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.
В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.
На местах суд осуществляли посадник и волостели.
Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета.
В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации.
Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.