Цели:
- учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
- формировать навыки грамотного письма;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
- совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;
Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме.
1) анализ тетрадей
– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.
Без ошибок выполнили работу – …чел.
1-2 ошибки допустили – … чел.
Порадовалась за работы: …
Стараются: …
Любуюсь тетрадями: …
Будьте внимательны. Старайтесь.
2) Работа над загадкой
а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)
Проживают в трудной книжк е
Хитроумные братишк и.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
– Прочитайте (читают самостаятельно)
– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)
– Отгадайте (цифры). доказывают.
– Перечитайте, подумайте:
- Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
- Сколько звуков [ш] в загадке? (2)
– Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)
– Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску
б) мин. каллиграфии
– Обратите внимание на написание этих букв.
–Показ учителя.
– Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)
Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.
в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)
– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)
на доску карточки Ч Ц Щ
– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?
(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)
карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ
– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)
г) Перечитайте загадку.
– Что же это такое? (цифры)
– Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют
самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ
ПРОВЕРКА
– Проверим как выполнили?
– У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)
– А что у тебя не так? (– я пост. «И»; – я пост. «Ы»)
– А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?
– Я сомневаюсь, какую букву надо писать.
– Так над чем будем работать?
вывешиваю на доску
3) Работа в парах.
а) – Возьмите карточку зелёного цвета.
– Прочитайте задание
– Что непонятно? Работаем.
б) Проверка
– На какие две группы вы разбили слова?
(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы
слова с орф. ЦИ с буквой И )
в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)
ЦЫ
– Перечитайте слова.
ЦЫ стоит в конце слова)
– Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)
На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ
– Перечитайте слова.
– Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)
ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.
ВЫВОД: – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)
– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)
ФИЗМИНУТКА
4) Работа над текстом.
– Возьмите конверты, достаньте карточки.
– Прочитайте. (дети читают)
– Что прочитали? (предложения)
– Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)
– Как вы думаете, какое задание будем выполнять?
– Составьте из этих предложений текст.
Мёрзнут зимой и звери. 5
Дети рады снегу. 2
Птицы с трудом находят корм. 4
Вот и зима пришла. 1
А птицы, звери? 3
ПРОВЕРКА
– Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)
– О чём текст? Тема (наступление зимы)
– Перечитайте текст ещё раз.
– Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.
ПРОВЕРКА
– Сколько предложений записали?
– Прочитайте.
– Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.
(ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)
ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.
5) Открываю запись на доске:
– Прочитайте. (читают слова цепочкой)
– Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)
– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)
Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.
– Произнесём все вместе.
ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.
6) Вернёмся к слову (схеме)
ЦИФРЫ |
– Какую же букву будем писать в этом слове?
– Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)
– Доказали правильно.
– Давайте сделаем вывод.
– Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)
– Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)
– Кто запомнил все слова исключения?
– Назовите их.
ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.
7) Самостоятельная работа.
– Поработаем над заданием.
– Возьмите карточку (жёлтого цвета)
б) Проверка.
– Прочитай ……слова, которые записала.
– Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)
– Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)
– Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»
- Цыган
- Улицы
- Птенцы
– Какое слово «лишнее»?
Цыган (слово исключение)
– Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»
- Франция
- Цилиндр
– Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)
– Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)
– На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)
– Ответили ли мы на этот вопрос?
– Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?
III. Рефлексия:
– Продолжите предложение:
- Мне было интересно…
- Мне захотелось…
- Я узнал, что ….
- У меня получилось…
ИТОГ УРОКА:
– Ребята, я была довольна.
– Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.
Ц…ц, ц…рк, скворц…, ц…фры, Грец…я, ножниц…, ц…плёнок, ц…ган, мотоц…кл, ц…ферблат, полиц…я, ц…кл, ц…почки.
Вставь пропущенные буквы и распредели слова на группы.
Ц…ц, ц…рк, скворц…, ц…фры, ножниц…, ц…плёнок, ц…ган, мотоц…кл, борц… .
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди ошибки и исправь их. Запиши слова в 3 столбика. Придумай и допиши в каждую группу ещё одно слово.
Цырк, цыклон, цилиндр, мотоцыкл, циплёнок, скворци, курицы, цыц, циган, цыпочки, певцы, молодцы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ
а) буква Ы,
б) буква И.
а) буква Ы,
б) буква И.
а) буква Ы,
б) буква И.
Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
Зачеркни лишнее слово:
______________________________________________________
ТЕСТ
1. В корне слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
2. В окончании слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
Зачеркни лишнее слово:
цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.
Работа в парах.
Запишите слова в 3 столбика.
_______________________________________________________________
Работа в парах.
Запишите слова в 3 столбика.
Спицы, циркач, цыплёнок, куницы, циклон, цилиндр, цыган, цыкать, концы
_____________________________________________________________
Работа в парах.
Запишите слова в 3 столбика.
Спицы, циркач, цыплёнок, куницы, циклон, цилиндр, цыган, цыкать, концы.
___________________________________________________________
Работа в парах.
Запишите слова в 3 столбика.
Спицы, циркач, цыплёнок, куницы, циклон, цилиндр, цыган, цыкать, концы.
_____________________________________________________________
Работа в парах.
Запишите слова в 3 столбика.
Спицы, циркач, цыплёнок, куницы, циклон, цилиндр, цыган, цыкать, концы.
Дирекц. я, проказниц. , синиц. , сигнализац.я, храбрец. , коллекц. я, скворц. , ц. плята, ц. ркач, умниц. , дикц. я, молодц. , ящериц. , овц. , ц. ркуль, пальц. , нац. я, ц. тата, ранц. , акац. я, ц. ганский
Просмотр содержимого документа
«правописание сочетаний -цы-,ци-»
Урок русского языка в 3 классе
Разработала учитель начальных классов
МБОУ ТСШ ЭМР
Амарцева О.Ю.
Тема: Правописание слов с сочетаниями –цы-, -ци-. Закрепление.
Цель урока. Активизация активного закрепления.
Задачи урока.
Обучение применению правил при письме изученных орфограмм
(правописание -цы-,– ци-,)
Развитие орфографической зоркости и фонематического слуха.
Ход урока
I. Организация класса.
Слайд 2. Введение в урок.
Начнем урок со слов писателя К. Г. Паустовского “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”.
Открывая все новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок.
Слайд 3.
Эмоциональный настрой и разогрев рук.
– Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.
Слайд 4.
Какую букву будем прописывать. Расскажите какой звук она обозначает.
III . Словарная работа. Слайд 5
Прочитайте. Найдите лишнее слово. (Ключик). Какая орфограмма в этом слове. Запишите его, придумайте ещё два слова и разберите по составу.
Что можете сказать про остальные слова? (словарные)
Что интересного заметили? (Во всех словах есть звук ц)
Послушайте загадку. Слайд 6
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
Запишите слово и сделайте звукобуквенный разбор. (Проверка). Слайд 7
Дадим характеристику звукам.
Что заметили? (Слышим ы, пишем и). значит в этом месте орфограмма.
I V . Объявление темы и целей урока. Слайд 8.
Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?
Эта тема новая для вас? Нет.
Значит, что будем делать на уроке? Закреплять.
V . Работа по теме урока
Давайте вспомним правило и алгоритм. Слайд 9 - 14
Работа в парах. Слайд 15
Самостоятельная работа. Тест с последующей самопроверкой. Слайд 16
VI. Итог урока. Рефлексия
Ребята, ответьте каждый для себя на 3 вопроса по теме урока.
Что я знаю? Что умею? Что могу?
Я знаю… правила правописания -цы-,-ци- .
Я умею… проверять написание слов с сочетаниями -цы-,-ци- .
Я могу … записывать слова, пользуясь правилами правописания -цы-,-ци- .
Просмотр содержимого презентации
«Правописание сочетаний -цы-, -ци-»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
в 3 классе
Учитель начальных классов
МБОУ ТСШ ЭМР
Амарцева О.Ю.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Паустовский К. Г.
Словарная работа
лес т ница
о гурец
мес я ц
ключ и к
за я ц
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете.
ЦИФРЫ
Звуко-буквенный разбор
цифры [ц ы ф р ы] – 2сл., 5б., 5 зв.
ц [ ц ] – согл., глух., тв.
и [ ы ] – гласный, ударный
ф [ ф] - согл., глух., тв.
р [ р ] - согл., звон., тв.
ы [ ы ] – гласный, безударный
Тема урока
Правописание слов с сочетаниями –цы-, -ци-.
Закрепление.
ЦЕЛЬ : закрепить умение писать слова с сочетаниями –цы-, -ци-.
В корне слова после Ц пишется И
ц и ркуль
Исключение из правила составляют слова
Ц ы ган на ц ы почках
ц ы плёнку ц ы кнул «ц ы ц»!
Цы́кать ( разг.)
прикрикивать на кого-либо, что-либо (обычно при приказании прекратить что-либо или при выражении какой-либо угрозы).
В окончании после Ц пишется Ы
В словах на -ЦИЯ после Ц пишется И
сек ц и я
ака ц и я
стан ц и я
Алгоритм
слышу [цы]
разбираю слово по составу
цыган
ция
цыпочки
цыплёнок
цыкать
Работа в парах
СЛОВА-
ИСКЛЮЧЕНИЯ
цыплёнок
цыган
цыкать
циркач
циклон
цилиндр
спицы
куницы
концы
Тест «Правописание ЦЫ и ЦИ»
1. В корне слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
2. В окончании слова после Ц пишется:
а) буква Ы
б) буква И.
3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
4. Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
5. Зачеркни лишнее слово:
цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Урок обучения грамоте
Тема:
Правописание слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
Цели:
1. Создать условия для формирования понятия о правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
2. Закрепить знание алфавита.
3. Продолжить работу над стихотворным текстом, развивать умение находить рифму.
4. Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, развивать умение работать в группе.
Оборудование: карточки со словами, плакат с изображением цирка, точечный рисунок здания цирка у детей, карточка "цирк", текст стихотворения, конверт со словами-исключениями, карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Орг. момент.
У: Начинаем урок обучения грамоте.
Поздоровайтесь друг с другом - подарите свои улыбки. А теперь и мне улыбнитесь.
Спасибо!
2. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
У:А начнем урок с повторения алфавита.
(дети повторяют алфавит по памяти)
Знание алфавита пригодятся нам при выполнении следующего задания.
Перед вами лежат листочки с точками и буквами. Как вы думаете, что вам нужно сделать?
Д: Соединить точки по буквам в алфавитном порядке.
(дети соединяют точки)
У: Что получилось?
Проверьте свою догадку.
Вот слова (на доске). Все они имеют отношение к тому, что нарисовано у вас на рисунке.
ФОКУСНИК
ГИМНАСТЫ
ЖОНГЛЕРЫ
АРТИСТЫ-ЖИВОТНЫЕ
Д: Получился цирк.
У: Конечно же это цирк.
А вы любите цирк? А за что вы любите цирк? (Ответы детей)
Чтобы всем было понятно, что это здание цирка, ему необходима вывеска.
Д: Пропущена буква.
У: А какая буква пропущена?
Д: Пропущена буква И, потому что [Ц] всегда твердый звук. Ы - потому что слышим [Ы]
У: Дайте характеристику звуку, который обозначает буква Ц
Д: Звук [Ц] согласный, твердый, глухой, непарный.
У: Как же нам правильно написать сочетание ЦЫ или ЦИ?
Д: Это мы должны выяснить сегодня на уроке.
У: Верно. А для этого вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными.
3. Поиск путей решения проблемы.
У: Внимательно оглядите наш класс. Что увидели?
Д: По всему классу рассыпаны слова.
(Цифра, щетка, цикада, расческа, огурцы, индейцы,цилиндр,скворцы, циферблат, улицы, щенок, чижик.)
У: Вам нужно найти и принести слова, в которых есть буква Ц.
На доске вывешиваются слова
цифра
цикада
огурцы
индейцы
цилиндр
циферблат
улицы
скворцы
У: Посмотрите на слова. Значение каких слов не понятно?
(Ученица зачитывает значение слова "цикада" из толкового словаря.)
У: На какие 2 группы можно раазделить эти слова.
Д: Одушевленные и неодушевленные предметы.
Слова в значении единственного и множественного числа.
Слова двусложные и трехсложные слова.
Слова, которые начинаются с гласной буквы и слова - с согласной.
Слова, которые начинаются на ЦИ и слова, которые заканчиваются на ЦЫ.
цифра
цикада
цилиндр
циферблат огурцы
индейцы
улицы
скворцы
У: Посмотрите внимательно на слова.Что вы заметили?
Д: Если ЦИ в начале слова, то пишется гласная И, а если сочетание в конце слова, то пишется ЦЫ.
У: Посмотрите, что еще общего у слов второго столбика?
Д: Слова, обозначают предметы и имеют значение множественного числа.
У: Сделайте вывод, когда пишется сочетание ЦЫ, когда - ЦИ.
Д: Сочетание ЦИ пишется, если оно стоит в начале слова, а сочетание ЦЫ - в конце слов, которые имеют значение множественного числа.
У: Вернемся к слову цирк. Как нужно правильно написать это слово.
Д: В слове цирк сочетание ЦИ пишется с гласной И.
У: Подпишите свой рисунок.
У: Сегодня к нам утром пришло письмо от артистов цирка.
А вы его не видели? Посмотрите внимательно вокруг.
(Дети находят письмо в классе)
Посмотрим, что нам написали артисты.
ЦЫЦ
ЦЫГАН
ЦЫПЛЕНОК
ЦЫПОЧКИ
У: Что вы можете сказать об этих словах?
Д: В них допустили ошибки, слова написаны неправильно, т.к. сочетание ЦЫ стоит в начале слова и пишется с буквой И.
У: Как убедится верно написаны слова или нет?
Д: Нужно посмотреть в орфографический словарь.
У: Найдите слова в словаре.
У: Что можете сказать о написании этих слов?
Д: Слова написаны правильно.
У: Ребята, как же так? Получается, что эти слова не подчиняются правилу, которое мы вывели на уроке.
Д: Наверное это какие-нибудь особенные слова и их нужно запомнить.
У: Верно. Это слова - исключения. А чтобы лучше их запомнить нам нужно встать.
Сейчас каждый из вас побудет артистом. Вам нужно "изобразить слова".
(Дети показывают каждое слово и заучивают стих.
"Цыган на цыпочках цыпленку цыц сказал")
У: Сформулируйте вывод как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
4. Работа в группах. Закрепление материала.
У: Каждой группе нужно вставить пропущенные буквы в слова, доказать правильность написания. (Слова на карточках.)
И или Ы
Ц_РКУЛЬ
НОЖНИЦ_
КУРИЦ_
Ц_ПЛЕНОЧЕК
ПТЕНЦ_
Проверка.
5. Работа с текстом.
У: А сейчас мы отправимся в цирк. Пойдем мы не одни. Нас будут сопровождать. А кто? Вы узнаете, прочитав текст.
(текст напечатан на листочках)
В цирк цыпленок собирался,
Одевался, наряжался,
Взял билет и взял цветок
И помчался со всех ног.
Цапли бродят по арене.
Как танцовщицы по сцене.
А ученая цикада
Пишет цифры с ними рядом.
Бросил ей цветок цыпленок.
Голосок его был тонок -
Крикнуть "Браво" он не мог,
Просто бросил ей цветок.
И конечно же цикада
Своему успеху рада.
Циркуль лапками схватила
И кружочек начертила.
Все захлопали в ладоши
И цыпленок хлопал тоже.
У: С кем мы отправились в цирк?
Д: С цыпленком.
У: Кого мы уведели на арене цирка?
Д: Выступали цапли и ученая цикада.
У: Ребята, что вы можете сказать о тексте?
Д: Это стихотворение, потому что в тексте есть рифмующиеся слова.
У: Найдите рифму в стихотворении.
(Дети ищут рифму)
У: Что интересного заметили в стихотворении?
Д: Встретились слова на новое правило.
У: Найдите и подчеркните слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ. Объясните их написание.
6. Итог урока.
У: Вспомните, какую задачу мы поставили перед собой в начале урока.
Д: Выяснить как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
(формулируют вывод)
У: Как вы думаете, все секреты правописания мы раскрыли?
Д: Конечно нет. Нам еще многое предстоит узнать на следующих уроках.
Урок русского языка в 5классе (ФГОС)«Правописание
буквосочетаний ЦЫ-ЦИ».
Запишите предложение, выделите грамматическую основу, начертите схему предложения.
Полил сильный дождь, иземля быстро намокла.В каком слове есть согласный, глухой,
непарный, твердый, непарный звук?
1) щебет, 2) циркуль,
3) живее, 4) чугунКакие звуки после Ц слышатся в
словах цирк, акация, улицы,
цыплёнок?
- А какие же буквы пишутся в
этих словах?
Какая задача стоит перед нами?
Тема урока:
Правописаниебуквосочетаний ЦЫ и
ЦИ.
Физминутка
А теперь все дружно встали, передышку себедали.
Если в слове пишем «ы», нужно нам
подпрыгнуть,
Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.
И- тянемся вверх.
Ы- подпрыгнуть.Умницы, цилиндр,
ресницы, птицы, лекция,
циркач, синицы,
репетиция.
Слова-исключения:
ЦыганЦыпочки
Цыц
Цыплёнок
Цып-цыпЦыган встал на
цыпочки и сказал
цыпленку: «Цыц!».И после Ц
1) в корне (цирк);
2)
в словах на – ция (станция);
Ы после Ц
1) в окончаниях слов;
2) в суффиксах прилагательных;
3) в словах-исключениях: цыган,
цыпочки, цыпленок, цыц.В существительных на –ция
Мы всегда напишем –ия.
Да и в корне, посмотри,
Тоже пишем букву –и.
А в концовках –цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок,
цыкнуть, цыц.
Тестовый контроль
1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть;
Б) ц..новка;
В) ц..плёночек;
Г) ц…ган
3. В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .
Продолжите предложения:
Мне было интересно…Мне захотелось…
Я узнал, что ….
У меня получилось…
Домашнее задание:
Выучить правило о написании И-Ы после Ц;знать исключения из правила;
выполнить № 489 ;
объяснить значение слов цикада,
корпорация.