Как пишется ци и цы. Зачеркни слово с ошибкой. В корне слова после Ц пишется

Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1) анализ тетрадей

– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

Без ошибок выполнили работу …чел.

1-2 ошибки допустили … чел.

Порадовалась за работы: …

Стараются: …

Любуюсь тетрадями: …

Будьте внимательны. Старайтесь.

2) Работа над загадкой

а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

Проживают в трудной книжк е
Хитроумные братишк и.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Прочитайте (читают самостаятельно)

– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

– Отгадайте (цифры). доказывают.

– Перечитайте, подумайте:

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)

– Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

– Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

б) мин. каллиграфии

– Обратите внимание на написание этих букв.

–Показ учителя.

– Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

на доску карточки Ч Ц Щ

– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

г) Перечитайте загадку.

– Что же это такое? (цифры)

– Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

ПРОВЕРКА

– Проверим как выполнили?

– У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

– А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

– А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

– Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

– Так над чем будем работать?

вывешиваю на доску

3) Работа в парах.

а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

– Прочитайте задание

– Что непонятно? Работаем.


б) Проверка

– На какие две группы вы разбили слова?

(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

слова с орф. ЦИ с буквой И )

в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

ЦЫ

– Перечитайте слова.

ЦЫ стоит в конце слова)

– Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

– Перечитайте слова.

– Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

ФИЗМИНУТКА

4) Работа над текстом.

– Возьмите конверты, достаньте карточки.

– Прочитайте. (дети читают)

– Что прочитали? (предложения)

– Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

– Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

– Составьте из этих предложений текст.

Мёрзнут зимой и звери. 5
Дети рады снегу. 2
Птицы с трудом находят корм. 4
Вот и зима пришла. 1
А птицы, звери? 3

ПРОВЕРКА

– Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

– О чём текст? Тема (наступление зимы)

– Перечитайте текст ещё раз.

– Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

ПРОВЕРКА

– Сколько предложений записали?

– Прочитайте.

– Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

(ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

5) Открываю запись на доске:

– Прочитайте. (читают слова цепочкой)

– Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

– Произнесём все вместе.

ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

6) Вернёмся к слову (схеме)

ЦИФРЫ

– Какую же букву будем писать в этом слове?

– Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

– Доказали правильно.

– Давайте сделаем вывод.

– Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

– Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

– Кто запомнил все слова исключения?

– Назовите их.

ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

7) Самостоятельная работа.

– Поработаем над заданием.

– Возьмите карточку (жёлтого цвета)

б) Проверка.

Прочитай ……слова, которые записала.

Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

– Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

  • Цыган
  • Улицы
  • Птенцы

– Какое слово «лишнее»?

Цыган (слово исключение)

– Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

  • Франция
  • Цилиндр

– Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

– Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

– На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

– Ответили ли мы на этот вопрос?

– Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

III. Рефлексия:

– Продолжите предложение:

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…

ИТОГ УРОКА:

– Ребята, я была довольна.

– Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

Ц…ц, ц…рк, скворц…, ц…фры, Грец…я, ножниц…, ц…плёнок, ц…ган, мотоц…кл, ц…ферблат, полиц…я, ц…кл, ц…почки.

    Вставь пропущенные буквы и распредели слова на группы.

Ц…ц, ц…рк, скворц…, ц…фры, ножниц…, ц…плёнок, ц…ган, мотоц…кл, борц… .

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Найди ошибки и исправь их. Запиши слова в 3 столбика. Придумай и допиши в каждую группу ещё одно слово.

Цырк, цыклон, цилиндр, мотоцыкл, циплёнок, скворци, курицы, цыц, циган, цыпочки, певцы, молодцы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕСТ

а) буква Ы,

б) буква И.

а) буква Ы,

б) буква И.

а) буква Ы,

б) буква И.

    Зачеркни слово с ошибкой:

циркуль, циплёнок, цирк.

    Зачеркни лишнее слово:

______________________________________________________

ТЕСТ

1. В корне слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

2. В окончании слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

    Зачеркни слово с ошибкой:

циркуль, циплёнок, цирк.

    Зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.

Работа в парах.

Запишите слова в 3 столбика.

_______________________________________________________________

Работа в парах.

Запишите слова в 3 столбика.

Спицы, циркач, цыплёнок, куницы, циклон, цилиндр, цыган, цыкать, концы

_____________________________________________________________

Работа в парах.

Запишите слова в 3 столбика.

Спицы, циркач, цыплёнок, куницы, циклон, цилиндр, цыган, цыкать, концы.

___________________________________________________________

Работа в парах.

Запишите слова в 3 столбика.

Спицы, циркач, цыплёнок, куницы, циклон, цилиндр, цыган, цыкать, концы.

_____________________________________________________________

Работа в парах.

Запишите слова в 3 столбика.

Спицы, циркач, цыплёнок, куницы, циклон, цилиндр, цыган, цыкать, концы.

Дирекц. я, проказниц. , синиц. , сигнализац.я, храбрец. , коллекц. я, скворц. , ц. плята, ц. ркач, умниц. , дикц. я, молодц. , ящериц. , овц. , ц. ркуль, пальц. , нац. я, ц. тата, ранц. , акац. я, ц. ганский

Просмотр содержимого документа
«правописание сочетаний -цы-,ци-»

Урок русского языка в 3 классе

Разработала учитель начальных классов

МБОУ ТСШ ЭМР

Амарцева О.Ю.

Тема: Правописание слов с сочетаниями –цы-, -ци-. Закрепление.

Цель урока. Активизация активного закрепления.

Задачи урока.

    Обучение применению правил при письме изученных орфограмм

(правописание -цы-,– ци-,)

    Развитие орфографической зоркости и фонематического слуха.

Ход урока

I. Организация класса.

Слайд 2. Введение в урок.

Начнем урок со слов писателя К. Г. Паустовского “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”.

Открывая все новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок.

Слайд 3.

Эмоциональный настрой и разогрев рук.

– Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.

Слайд 4.

Какую букву будем прописывать. Расскажите какой звук она обозначает.

III . Словарная работа. Слайд 5

Прочитайте. Найдите лишнее слово. (Ключик). Какая орфограмма в этом слове. Запишите его, придумайте ещё два слова и разберите по составу.

Что можете сказать про остальные слова? (словарные)

Что интересного заметили? (Во всех словах есть звук ц)

Послушайте загадку. Слайд 6

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

Запишите слово и сделайте звукобуквенный разбор. (Проверка). Слайд 7

Дадим характеристику звукам.

Что заметили? (Слышим ы, пишем и). значит в этом месте орфограмма.

I V . Объявление темы и целей урока. Слайд 8.

Кто догадался о чем пойдет речь на уроке?

Эта тема новая для вас? Нет.

Значит, что будем делать на уроке? Закреплять.

V . Работа по теме урока

Давайте вспомним правило и алгоритм. Слайд 9 - 14

    Работа в парах. Слайд 15

    Самостоятельная работа. Тест с последующей самопроверкой. Слайд 16

VI. Итог урока. Рефлексия

Ребята, ответьте каждый для себя на 3 вопроса по теме урока.

Что я знаю? Что умею? Что могу?

Я знаю… правила правописания -цы-,-ци- .

Я умею… проверять написание слов с сочетаниями -цы-,-ци- .

Я могу … записывать слова, пользуясь правилами правописания -цы-,-ци- .

Просмотр содержимого презентации
«Правописание сочетаний -цы-, -ци-»



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 3 классе

Учитель начальных классов

МБОУ ТСШ ЭМР

Амарцева О.Ю.



Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Паустовский К. Г.







Словарная работа

лес т ница

о гурец

мес я ц

ключ и к

за я ц



Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете.

ЦИФРЫ



Звуко-буквенный разбор

цифры [ц ы ф р ы] – 2сл., 5б., 5 зв.

ц [ ц ] – согл., глух., тв.

и [ ы ] – гласный, ударный

ф [ ф] - согл., глух., тв.

р [ р ] - согл., звон., тв.

ы [ ы ] – гласный, безударный



Тема урока

Правописание слов с сочетаниями –цы-, -ци-.

Закрепление.

ЦЕЛЬ : закрепить умение писать слова с сочетаниями –цы-, -ци-.



В корне слова после Ц пишется И

ц и ркуль



Исключение из правила составляют слова

Ц ы ган на ц ы почках

ц ы плёнку ц ы кнул «ц ы ц»!



Цы́кать ( разг.)

прикрикивать на кого-либо, что-либо (обычно при приказании прекратить что-либо или при выражении какой-либо угрозы).



В окончании после Ц пишется Ы



В словах на -ЦИЯ после Ц пишется И

сек ц и я

ака ц и я

стан ц и я



Алгоритм

слышу [цы]

разбираю слово по составу

цыган

ция

цыпочки

цыплёнок

цыкать



Работа в парах

СЛОВА-

ИСКЛЮЧЕНИЯ

цыплёнок

цыган

цыкать

циркач

циклон

цилиндр

спицы

куницы

концы



Тест «Правописание ЦЫ и ЦИ»

1. В корне слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

2. В окончании слова после Ц пишется:

а) буква Ы

б) буква И.

3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

4. Зачеркни слово с ошибкой:

циркуль, циплёнок, цирк.

5. Зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Урок обучения грамоте

Тема: Правописание слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
Цели: 1. Создать условия для формирования понятия о правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
2. Закрепить знание алфавита.
3. Продолжить работу над стихотворным текстом, развивать умение находить рифму.
4. Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, развивать умение работать в группе.

Оборудование: карточки со словами, плакат с изображением цирка, точечный рисунок здания цирка у детей, карточка "цирк", текст стихотворения, конверт со словами-исключениями, карточки для работы в группах.

Ход урока
1. Орг. момент.
У: Начинаем урок обучения грамоте.
Поздоровайтесь друг с другом - подарите свои улыбки. А теперь и мне улыбнитесь.
Спасибо!

2. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
У:А начнем урок с повторения алфавита.
(дети повторяют алфавит по памяти)
Знание алфавита пригодятся нам при выполнении следующего задания.
Перед вами лежат листочки с точками и буквами. Как вы думаете, что вам нужно сделать?
Д: Соединить точки по буквам в алфавитном порядке.
(дети соединяют точки)
У: Что получилось?
Проверьте свою догадку.
Вот слова (на доске). Все они имеют отношение к тому, что нарисовано у вас на рисунке.
ФОКУСНИК
ГИМНАСТЫ
ЖОНГЛЕРЫ
АРТИСТЫ-ЖИВОТНЫЕ
Д: Получился цирк.
У: Конечно же это цирк.
А вы любите цирк? А за что вы любите цирк? (Ответы детей)
Чтобы всем было понятно, что это здание цирка, ему необходима вывеска.

Д: Пропущена буква.
У: А какая буква пропущена?
Д: Пропущена буква И, потому что [Ц] всегда твердый звук. Ы - потому что слышим [Ы]
У: Дайте характеристику звуку, который обозначает буква Ц
Д: Звук [Ц] согласный, твердый, глухой, непарный.
У: Как же нам правильно написать сочетание ЦЫ или ЦИ?
Д: Это мы должны выяснить сегодня на уроке.
У: Верно. А для этого вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными.

3. Поиск путей решения проблемы.
У: Внимательно оглядите наш класс. Что увидели?
Д: По всему классу рассыпаны слова.
(Цифра, щетка, цикада, расческа, огурцы, индейцы,цилиндр,скворцы, циферблат, улицы, щенок, чижик.)
У: Вам нужно найти и принести слова, в которых есть буква Ц.
На доске вывешиваются слова
цифра
цикада
огурцы
индейцы
цилиндр
циферблат
улицы
скворцы

У: Посмотрите на слова. Значение каких слов не понятно?
(Ученица зачитывает значение слова "цикада" из толкового словаря.)
У: На какие 2 группы можно раазделить эти слова.
Д: Одушевленные и неодушевленные предметы.
Слова в значении единственного и множественного числа.
Слова двусложные и трехсложные слова.
Слова, которые начинаются с гласной буквы и слова - с согласной.
Слова, которые начинаются на ЦИ и слова, которые заканчиваются на ЦЫ.
цифра
цикада
цилиндр
циферблат огурцы
индейцы
улицы
скворцы

У: Посмотрите внимательно на слова.Что вы заметили?
Д: Если ЦИ в начале слова, то пишется гласная И, а если сочетание в конце слова, то пишется ЦЫ.
У: Посмотрите, что еще общего у слов второго столбика?
Д: Слова, обозначают предметы и имеют значение множественного числа.
У: Сделайте вывод, когда пишется сочетание ЦЫ, когда - ЦИ.
Д: Сочетание ЦИ пишется, если оно стоит в начале слова, а сочетание ЦЫ - в конце слов, которые имеют значение множественного числа.
У: Вернемся к слову цирк. Как нужно правильно написать это слово.
Д: В слове цирк сочетание ЦИ пишется с гласной И.
У: Подпишите свой рисунок.

У: Сегодня к нам утром пришло письмо от артистов цирка.
А вы его не видели? Посмотрите внимательно вокруг.
(Дети находят письмо в классе)
Посмотрим, что нам написали артисты.
ЦЫЦ
ЦЫГАН
ЦЫПЛЕНОК
ЦЫПОЧКИ
У: Что вы можете сказать об этих словах?
Д: В них допустили ошибки, слова написаны неправильно, т.к. сочетание ЦЫ стоит в начале слова и пишется с буквой И.
У: Как убедится верно написаны слова или нет?
Д: Нужно посмотреть в орфографический словарь.
У: Найдите слова в словаре.
У: Что можете сказать о написании этих слов?
Д: Слова написаны правильно.
У: Ребята, как же так? Получается, что эти слова не подчиняются правилу, которое мы вывели на уроке.
Д: Наверное это какие-нибудь особенные слова и их нужно запомнить.
У: Верно. Это слова - исключения. А чтобы лучше их запомнить нам нужно встать.
Сейчас каждый из вас побудет артистом. Вам нужно "изобразить слова".
(Дети показывают каждое слово и заучивают стих.
"Цыган на цыпочках цыпленку цыц сказал")
У: Сформулируйте вывод как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.

4. Работа в группах. Закрепление материала.
У: Каждой группе нужно вставить пропущенные буквы в слова, доказать правильность написания. (Слова на карточках.)
И или Ы
Ц_РКУЛЬ
НОЖНИЦ_
КУРИЦ_
Ц_ПЛЕНОЧЕК
ПТЕНЦ_
Проверка.

5. Работа с текстом.
У: А сейчас мы отправимся в цирк. Пойдем мы не одни. Нас будут сопровождать. А кто? Вы узнаете, прочитав текст.
(текст напечатан на листочках)
В цирк цыпленок собирался,
Одевался, наряжался,
Взял билет и взял цветок
И помчался со всех ног.
Цапли бродят по арене.
Как танцовщицы по сцене.
А ученая цикада
Пишет цифры с ними рядом.
Бросил ей цветок цыпленок.
Голосок его был тонок -
Крикнуть "Браво" он не мог,
Просто бросил ей цветок.
И конечно же цикада
Своему успеху рада.
Циркуль лапками схватила
И кружочек начертила.
Все захлопали в ладоши
И цыпленок хлопал тоже.

У: С кем мы отправились в цирк?
Д: С цыпленком.
У: Кого мы уведели на арене цирка?
Д: Выступали цапли и ученая цикада.
У: Ребята, что вы можете сказать о тексте?
Д: Это стихотворение, потому что в тексте есть рифмующиеся слова.
У: Найдите рифму в стихотворении.
(Дети ищут рифму)
У: Что интересного заметили в стихотворении?
Д: Встретились слова на новое правило.
У: Найдите и подчеркните слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ. Объясните их написание.

6. Итог урока.
У: Вспомните, какую задачу мы поставили перед собой в начале урока.
Д: Выяснить как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
(формулируют вывод)
У: Как вы думаете, все секреты правописания мы раскрыли?
Д: Конечно нет. Нам еще многое предстоит узнать на следующих уроках.

Урок русского языка в 5классе (ФГОС)«Правописание
буквосочетаний ЦЫ-ЦИ».

Запишите предложение, выделите грамматическую основу, начертите схему предложения.

Полил сильный дождь, и
земля быстро намокла.

В каком слове есть согласный, глухой,
непарный, твердый, непарный звук?
1) щебет, 2) циркуль,
3) живее, 4) чугун

Какие звуки после Ц слышатся в
словах цирк, акация, улицы,
цыплёнок?
- А какие же буквы пишутся в
этих словах?
Какая задача стоит перед нами?

Тема урока:

Правописание
буквосочетаний ЦЫ и
ЦИ.

Физминутка

А теперь все дружно встали, передышку себе
дали.
Если в слове пишем «ы», нужно нам
подпрыгнуть,
Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.
И- тянемся вверх.
Ы- подпрыгнуть.

Умницы, цилиндр,
ресницы, птицы, лекция,
циркач, синицы,
репетиция.

Слова-исключения:

Цыган
Цыпочки
Цыц
Цыплёнок
Цып-цып

Цыган встал на
цыпочки и сказал
цыпленку: «Цыц!».

И после Ц
1) в корне (цирк);
2)
в словах на – ция (станция);
Ы после Ц
1) в окончаниях слов;
2) в суффиксах прилагательных;
3) в словах-исключениях: цыган,
цыпочки, цыпленок, цыц.

В существительных на –ция
Мы всегда напишем –ия.
Да и в корне, посмотри,
Тоже пишем букву –и.
А в концовках –цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок,
цыкнуть, цыц.

Тестовый контроль

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:
А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть;
Б) ц..новка;
В) ц..плёночек;
Г) ц…ган
3. В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

Продолжите предложения:

Мне было интересно…
Мне захотелось…
Я узнал, что ….
У меня получилось…

Домашнее задание:

Выучить правило о написании И-Ы после Ц;
знать исключения из правила;
выполнить № 489 ;
объяснить значение слов цикада,
корпорация.