Однородные деепричастные обороты с союзом и. Подготовка к заданию В11 (Обособленные обстоятельства)

Обособляются Не обособляются
1. Деепричастные обороты независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу – сказуемому: Петька заблудился, не умея ориентироваться в лесу. Поднявшись наверх , Климка увидел Павку, сидящим на корточках перед топкой. 1. Деепричастные обороты, превратившиеся в устойчивые обороты речи (засучив рукава, сломя голову, спустя рукава): Мальчик бежал сломя голову (очень быстро).
2. Два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: Искрясь и сверкая , осыпался иней с древесных вершин. 2. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастного оборота: Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь .
3. Одиночные деепричастия, если они сохраняют значение глагольности: Не учась , и лаптя не сплетешь. 3. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в речи обстоятельствами образа действия (обычно они стоят после глагола): О прогулке он рассказывал смеясь (весело).

Задание 1. Перепишите, ставя, где нужно, знаки препинания .

1. Муромский соблазнясь хорошею погодою велел оседлать куцую свою кобылу. (П.) 2. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву. (М. Г.) 3. Закаркав отлетела ватага черных ворон. (П.) 4. Длинноногий голубой жеребенок выскочил из ворот но испугавшись Нехлюдова нажался на телегу. (Л. Т.) 5. До двух часов занятия должны были идти не прерываясь. (Л. Т.) 6. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. (П.) 7. Он работал не покладая рук.

Вводные слова и предложения.

Вводные слова и предложения - это слова или сочетания слов, выражающие отношение говорящего к сообщению. На письме они выделяются запятыми.

Вводные слова и предложения обозначают:

1. Степень уве- ренности конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, несомненно, действительно, право, кажется, вероятно, возможно, по всей вероятности, по-видимому, может быть, пожалуй, надеюсь и т. п.
2. Чувства к счастью, к общей радости, к удовольствию, к удивлению, к изумлению, к стыду, к сожалению, к несчастью, как нарочно, как на беду, как на грех, грешным делом, чего доброго, странное дело и т. п.
3. Источник со- общения по - моему, по - твоему, по полученным данным, по сведениям, по сообщению, по словам, по мнению, с точки зрения, как известно, говорят, передают, помнится, слышно и т.п.
4. Порядок мыслей и их связь во - первых, наконец, например, наоборот, прежде всего, самое главное, с одной (другой) стороны, кроме того, между прочим, кстати, помимо, в частности, в общем, значит, итак, следовательно, как указывалось и т.п.
5. Способ оформления мысли одним словом, другими словами, лучше сказать, иначе (по правде, попросту, между нами) говоря, что называется, мягко выражаясь, так сказать и т.п.
6. Привлечение внимания, отношение к информации понимаете ли, видите ли, знаете ли, послушайте, вообразите, представьте, поверьте, помилуйте, согласитесь, допустим, предположим, пожалуйста и т. п.

Следует различать вводные слова и члены предложения. Как правило, вводные слова можно опустить, не нарушив структуры предложения: На лекции , естественно , нужно приходить вовремя. Дети вели себя естественно .

Задание 1. Перепишите, ставя нужные знаки препинания .

1. Но может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л.) 2. По словам капитана до ближайшего порта остаётся два дня пути. (Гонч.) 3. Я к сожалению должен прибавить, что в том же году Павла не стало. (Р.) 4. В письме Петрухиной матери было послано во-первых благословение во-вторых поклоны всех и наконец известие о том что Аксинья пошла в люди. (Л.Т.) 5. Но по слухам какая-то часть упорно сражалось под Каменском. (Фад.) 6. Таким образом игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии. (Кат.) 7. Я вам расскажу всю истину, только пожалуйста не выдавайте меня. (Л.) 8. С точки зрения артиллериста Елютин говорил немыслимые вещи. (Бакл.)

1. Отметьте номера предложений, в которых обособленное

обстоятельство выражено:

а) одиночным деепричастием;

б) деепричастным оборотом;

в) субстантивным оборотом.

2. Приведите примеры предложений, в которых основным

компонентом семантики обстоятельства является:

а) значение образа действия;

б) значение времени;

в) значение причины;

г) значение условия;

д) значение уступки.

3. Назовите номера предложений, в которых отмечается синкретизм обстоятельственных значений.

4. В каких предложениях условием обособления обстоятельства является:

а) степень распространённости;

б) сохранение значения глагольности у одиночного деепричастия;

в) смысловое выделение или попутное пояснение.

1. Березка, прислонясь к сосне,

Задумчиво стоит (В. Шеф.).

2. Брусника стелется и млеет,

Красно светясь по сосняку (Евт.).

3. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя (П.).

4. весёлый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая (П.).

5. Весенним днём от самого себя

Ты, сам не зная, ожидаешь чуда (Сельв.).

6. Вдруг, истощась и присмирев,

О Терек, ты прервал свой рев (П.).

7. Вот осиновый лист трясётся,

до прожилок за ночь промокнув (Рожд.).

8. Вот сумерки ползут, загустевая,

Боясь вдруг наколоться на звезду… (Сир.)

9. Все силы даже прилагая,
Признанья долго я прожду (Евт.).

10. Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,

Забрёл я в сарай и заснул глубоко (Н.).

12. Доброю няней прильнув к изголовью,

Старая песня, звучи надо мной (Фет).

хохоча оптимистично,

тихо-тихо плачем (Вик. Сосн.).

14. Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин (Паст.).

15. Зима шуршит снежком по золотым аллейкам, Надёжно хороня земную черноту (Б. Чич.).

16. И ливень хлещет по лесам,

Но, просветлев, стихает сам (Кушн.).

17. И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края (Заб.).

18. И тут уж осень золотая

Легонько постучит в окно,

Колебля воздух и глотая

Рябины лёгкое вино (Д.Сам.).

19. Как долго мы,

Расталкивая звезды,

Друг к другу шли

По Млечному Пути! (Сир.)

20. К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, втайне усмехаясь,

Подходит к Ольге (П.).

21. К нам Лермонтов сходит,

презрев времена (М.).

22. Лес, тоской захлебнувшись, притих (Сир.).

23. Лицом поворотясь на юг,

Сосна на солнце жмурится (Паст.).

24. Лишь порой взлетает ворон круто,

Потревожив царственную ель (К. Ванш.).

25. Мчимся, ломая тучи,

За парусами алыми (Р. Каз.).

26. Мы живём, под собою не чуя страны (Ос. М.).

27. На деревья снег ложится,

Превращаясь в кружева (А. Дем.).

28. На узкие листья рябины,

Шумя, налетает закат (Вл. Сок.).

29. Невзирая на нечто ужасное,

Не текут даже в чёрной тени –

Волны, пенье, сиянье напрасное

И напрасные слёзы и дни (Мориц).

30. Нельзя, любя кого-то,

Весь мир не полюбить (Б. Чич.).

31. Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,

Сверкая на солнце, божественный лёд (Ос. М.).

32. Но сердце, подступивши к рубежу,

Окаменеть уже не может (Д. Сам.).

33. Ночь улыбается дню вослед,

Не предвещая бед (Л. Сир.).

34. Онегин, взорами сверкая,

Из-за стола гремя встаёт (П.).

35. От быта, о житейского расчёта,

От бледных скептиков и розовых проныр

Нас тянет вдаль мерцающее что-то,

Преображая отсветами мир (Евт.).

36. Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне (П.).

37. От многоречия отрекшись добровольно,

В собранье полном слов не вижу пользы я (П.).

38. Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех (Паст.).

39. Провожая закат, мы живём ожиданьем восхода

И, влюблённые в море, живём ожиданьем земли (Выс.).

40. Просто я шататься буду,

Несмотря на поздний час (Д. Сам.).

41. Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила (П.).

42. Разбухнув от влаги осенней,

Листва под ногами пружинит (Л. Сир.).

43. Сейчас я шагну обречённо,

Кулисы раздвинув рукой (Ю. Лев.).

Кричит и мечется среди ветвей (Ахм.).

45. Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя (П.).

46. Скоро осень окутает сном
Тёплый садик, дождем оросив (Сев.).

47. Скупой теряет всё, желая всё достать (Кр.).

48. Согласно прогнозу последних известий,

Неделю нам жить, во снегах утопая (Мориц).

49. Солнце померкло б, увидев

Наших душ золотые россыпи! (М.)

50. Там, как праздник празднуя,

От тоски люты,

Пели песни разные

Мы до хрипоты (Евг. Вин.).

51. Там липы в несколько обхватов

Справляют в сумраке аллей,

Вершины друг за друга спрятав,

Свой двухсотлетний юбилей (Паст.).

52. Шла, распушивши белые усы,

пузатая машина поливная (Евт.).

53. Я долго стоял неподвижно,

В далёкие дали вглядясь (Фет).

1. Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

2. Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

1. одиночным деепричастием (Пошумев , река успокоилась)

2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика , сняли шапки)

3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки )

4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце , горели фонари. Дети, вопреки морозу , вышли погулять)

5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам , было почти темно. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)

3. НЕ ПУТАЙТЕ!

Деепричастные обороты с вводными словами:
Судя по всему , наше путешествие затянется. По совести говоря , мне не хочется об этом рассказывать. (Вводные слова подчёркнуты)

Деепричастные обороты с придаточными определительными:
Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного . Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей. (Придаточные определительные подчёркнуты)

4. ФОРМУЛИРОВКА задания В11 теста ГИА

Среди предложений 7-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите его номер.

5. НАЙДИТЕ в данных предложениях обособленные обстоятельства

Внимание! В предложении может быть 2 и более обособленных обстоятельства.

1. Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника.

2. Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

3. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.

4. Было темно, только две звездочки, как два спасательных маяка, сверкали на темно-синем своде.

5. Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

6. Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу.

7. Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство.

8. Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил...

9. Лодка, как утка, ныряла и потом, взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала на поверхности.

10. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

11. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше Пьера и не знал, где он находится.

12. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

13. Две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.

14. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.

15. Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую.

16. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.

17. Долгое время он боролся с своею догадкою, принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения, но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения.

18. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.

19. В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.

Приложение может обособляться не только запятой , но и тире:

А) если стоит в конце предложе­ния и является разъяснением к сказанному (перед таким приложением можно вставить союз а именно)
Например: На маяке жил только сторож — старый глухой швед .

Б) если приложение относится к одному из однородных членов , чтобы не смешивать приложение с однородным членом:
Например: За столом сидели хозяйка дома, её сестра - подруга моей жены , двое незнакомых мне лиц, моя жена и я.

В) для выделения с двух сторон приложений , имеющих пояснительное значение
Например: Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы.

Г) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова: Например: Лютейший бич небес , природы ужас - мор свирепствует в лесах.

Внимание! Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки , обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы. Мы смотрели балет "Лебединое озеро".

2. Формулировка задания В11

В тесте ГИА задание В11 выглядит так: Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

3. Тренировочное упражнение

В данных предложениях найти обособленное приложение:

1. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе, герою, понадобилось видеть Муравья-разбойника, когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть.

2. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим.

3. Это не было сном. Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.

4. Между прочим говорили о том, что жена старосты Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села…

5. Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ.

6. Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни - половину шестого.

7. Моя свекровь Авдотья Васильевна Аксенова, родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская», отличалась глубоким философским складом ума…

8. Узнали, что сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой, другом отца нашего и двоюродным братом Натальи.

9. Кругом же творился некий вялый бедлам - пауза такая после бурного шабаша.

10.Этот бледный и хрупкий, как фарфоровая фигурка, старичок – по-моему, Кофье, председатель Торговой палаты.

11. В городе Москве он, этот человек, вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение.

12. Наступили лучшие дни в году - первые дни июня.

13.Только она, эта богатырева рукавица, людям невподъем.

14. Катя, Данилова-то невеста, незамужницей осталась.

15. Гатчина и Павловск, резиденции великокняжеской четы, остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла.

16. Я подозреваю, что мужу ее, мирному абхазскому князю, приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента.

17. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии.

18. Я не знаю, сколько они в тот день набили дичи, чем измеряли свою торжествующую добычу, но они уничтожили тишину, самое дорогое качество голубого мира.

19. Моя бабушка - набожная, не­сколько романтичная католичка -любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них.

20. Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.

Подготовка к заданию В11 (Обособленные дополнения)

Напоминаю, что термин "обособленные" означает "выделенные интонационно и пунктуационно", то есть с помощью интонации (в устной речи) и знаков препинания - запятыми или тире - в письменной речи.

1. Обособленные дополнения выражаются:

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме,

вместо,

помимо,

сверх,

за исключением,

исключая,

включая,

вопреки,

наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то естьограничительным или расширительным значением .

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья , не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи , горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.

2. Найти в данных предложениях обособленные дополнения:

1.Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром.

2. Однако Петин рассказ, против всяких ожиданий, произвёл на Гаврика громадное впечатление.

3.Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок.

4. Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным.

5. Большинство солдат, кроме дежурных, спало, как ранее приказал Акимов.

6. Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных.

7. Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров.

8. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

9. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором.

10. Он послал Селифана отыскивать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было, вместо швейцаров, лихих собак, которые доложили о нём так звонко, что он поднёс пальцы к ушам своим.

11.Книга нашла пути к сердцам читателей, потому что, помимо своих художественных достоинств, без которых она не волновала бы, она сурово-правдива.

12. Может быть, за исключением квасников, писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе.

13. Ужинали в кухне, вместе со всеми рабочими, и пища была обильна.

14. За неимением другой дичи, я послушался моего охотника и и отправился в Льгов.

В разделе на вопрос Предложения с обособленными обстоятельствами выраженными деепричастным оборотом. приведите примеры пожалуйста) заданный автором Милена Дмитриева лучший ответ это 1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами:
1. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, не перешедшими в наречия и сохраняющими глагольное значение, обособляются практически всегда (кроме отдельных особых случаев) , независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому. Например: 1) Высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить, не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (А. Пушкин) . 2) Зина, появившись в дверях, громко закричала (М. Булгаков) . 3) Ногтев стоял у дверей, опершись плечами о косяк (А. Чехов) . 4) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака (И. Бунин) . 5) Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь (К. Паустовский) .
Непоследовательное обособление наблюдается только у одиночных деепричастий, выступающих в роли обстоятельств образа действия. Как и все другие обстоятельства образа действия, они характеризуются тесной связью с глаголом, что препятствует их обособлению (см. об этом ниже) .
2.Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой, несмотря на отсутствие паузы (интонационно союз включается в состав оборота) . Такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения: 1) Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил.. . (Н. Некрасов) . 2) Чеченец взглянул на Лукашку и, медленно отвернувшись, стал смотреть на тот берег (Л. Толстой) . 3) Становилось слышно, как, отсчитывая секунды, с точностью метронома, капает из крана вода (К. Паустовский) . 4) И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса (А. Пушкин) .
Исключение составляет союз а: в зависимости от контекста он может либо входить в состав деепричастной конструкции, либо связывать члены основного предложения. Ср. : 1) Павел начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал (М. Горький) (союз сливается с деепричастием) и 2) Мы не просто читали стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть (союз связывает однородные сказуемые: не просто читали, а выучивали наизусть) .
3. Необходимо различать два построения: а) однородные деепричастия или деепричастные обороты и б) деепричастные обороты, относящиеся к однородным сказуемым.
а) Между однородными деепричастиями или деепричастными оборотами (они относятся к одному сказуемому) знаки ставятся по тем же правилам, что и между однородными членами: 1) Сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалося в нём (Н. Некрасов) - О, и О, и О. 2) Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат (А. Фет) - О, и О, и О.
Следует обратить внимание на случаи, когда два однородных деепричастных оборота соединены одиночным союзом и, или, либо. Запятая между такими оборотами не ставится: 1) Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам, он дошёл по тропинке до избы (Л. Толстой) - О и О. 2) Волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с ним и снова взбегая (М. Горький) - О, О и О.
б) Если же деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, знаки ставятся по правилам обособления деепричастий и деепричастных оборотов: Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль (А. Пушкин) .
4. Застывшие деепричастные обороты, являющиеся вводными словами или близкие к ним по значению, выделяются (или отделяются) запятыми: 1) Судя по всему, наше путешествие затянется. 2) По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Предложения с обособленными обстоятельствами выраженными деепричастным оборотом. приведите примеры пожалуйста)

Ответ от Ёаша Ваш [новичек]
а


Ответ от Натали [новичек]
1) Голубые ели, СТОЯВШИЕ ПО МАКУШКУ В СНЕГУ, выглядели очень красиво.2) Мальчик, РАЗМАХИВАЮЩИЙ РУКАМИ, случайно задел кружку и уронил её.3) Кружка, КОСНУВШИСЬ ПОЛА, раскололась на мелкие кусочки4) Белая яхта, РАСПРАВИВ ПАРУСА, понеслась по син

Дата: 13.06.2014 Тема:

I. 1. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (И. Павлов.) 2. Снежные хлопья косыми лучами падали под ноги, засыпая следы каравана. (Ф.) 3. Люблю дорожкою лесной, не зная сам куда, брести. (Майк.) 4. Первые лучи солнца, пробив сквозившую тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу. (Л. Т.) 5. Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее каких-нибудь двухсот - трехсот шагов, сели отдыхать на шпалы. (Арс.) 6. Легкий ветерок пробежал по степи, неся глухой шум ушедшего поезда. (Ч.) 7. Вот вдоль колоды, едва касаясь снега, Прошмыгнул ловкий соболь. (Ф.) 8. Вернувшись в палатку, я долго читал, не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды. (Ф.) 9. Сверкнули косы, звякнули. Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев. (Н.) 10. Говорила женщина точно сквозь сон и не сердясь. (М. Г.)

II. 1. Над полем низко провисая, лениво стонут провода. (Тв.) 2. Над холодною льдиною северный ветер пролетает, по земной пыли. (Рожд.) 3. Между тем к хору ручьев и хору лягушек, постепенно и согласно вступая, присоединились родственные вечерние звуки токующих тетеревов. (Пришв.) 4. Скользкой неровной тропою в зарослях пасмурных ив лошадь идет с водопоя, голову вниз опустив. (Рубц.) 5. Руслан томился молчаливо, и смысл и память потеряв. (П.) 6. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов (М Г.)

III. 1. В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмо. (П.) 2. Осторожно, не нарушая всеобщего покоя ночи, пробираюсь к себе в палатку. (Ф.) 3. Вдруг, рассекая потемки, золотой лентой взвилась к небу ракета. (Ч.) 4. Гладь озер с травой не различая, тихо плачет на болоте выпь. (Ес.) 5. Седые тучи, влаги не щадя, стремятся к югу за ушедшим летом. (С. Бугорков.)

IV. 1. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег ночуя, плетется рысью как-нибудь. (П.) 2. Туманно-матовой пыльцой искрился, заиндевев от паутины, стог. (Сол.) 3. Саша, салазки свои погоняя, весело мчится. (Н.) 4. Поземку гонит по утрам, озорничая, ветер. (А. Алга.) 5. Вдруг хлынул студеным косым серебром, сбивая тяжелые яблоки, ливень. (Щ.) 6. Лишь ветер злой, бушуя, воет. (Барат.)

Смешанные примеры

I. 1. Посеять вовремя, сохраняя в земле влагу,- одно из условий высокого урожая. 2. Любить природу, охраняя ее богатство,- значит любить Родину. 3. Обычай сажать деревья, оставляя о себе память на земле,- один из самых древних. 4. Природа - родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры. (Пришв.)

II. 1. Через полчаса пароход, оставив на волнах шлюпку, вдруг сразу уменьшившуюся, шел в море. (С-М.) 2. Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева от дороги. 3. Рванул ветер, взвихривая песок, остро жалящий лицо. (Пол.)

III. 1. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь, мелкий, теплый, весело звякавший, падая на хребты волн. (М. Г.) 2. Нельзя было не любоваться кленом, росшим напротив школы, раскинув свои лапы-листья. 3. Ребята обратили внимание на мчавшуюся по дороге, подняв пыль, легковую машину.

IV. 1. Нельзя писать, не познавая жизни, ее людей, не видя полей и лесов, морей и рек, не слыша свиста степных ветров, не зная запахов родной земли. И познание это должно быть постоянным и непрерывным, как непрерывна сама жизнь. (Марк.) 2. Не шумя, не толкаясь, друг с другом не споря, собирались ребята на школьном дворе. (Ис.) 3. А потом пошли метели, засыпая снегом и слепя окна. (Бун.)

V. 1. Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат. (А. Фет.) 2. Этот тихий, иногда мерный, иногда тревожно мятущийся шум листьев сопровождал его сон каждую ночь, порой немного затихая, но к утру обычно становясь беспокойнее и слышнее. (Бык.) 3. Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней. (Т.)

VI. 1. Кибитка тихо подвигалась, ю въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраги, переваливаясь то на одну, то на другую сторону (П.) 2. Спотыкаясь, но не падая, малыш стремительно шел вперед. 3. То убыстряя, то замедляя ход, но не меняя направления, лодка шла недалеко от берега. 4. Запах палого листа и дыма висел над садами, то усиливаясь, то ослабевая от неуверенных нажимов ветра. (Пауст.)

VII. 1. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (М. Г.) 2. Весь его [Челкаша] костюм потерт, но крепок и очень шел к нему, делая его фигуру шире, скрадывая его костлявость и придавая ему внушительный вид. (М. Г.) 3. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (Забол.) 4. Проходив до самых сумерек и ничего не найдя, я пошел по берегу реки. 5. Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим все чаще и чаще мимо пчелам, он дошел по тропинке до избы. (Л. Т.) 6. Костер по- праздничному играет пламенем, ярко освещая стоянку и отбрасывая в глубину леса трепещущие тени старых лиственниц. (Ф.)

VIII. 1. Дни стояли длинные, старухи успевали все и, устав, ложились после обеда, но не засыпали, а разговаривали лежа. (Расп.) 2. Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо. (Ф.) 3. Через некоторое время человек вышел в коридор, и, заранее открыв дверь моей комнаты, я увидел его. (М. Г.)

IX. 1. Вставая с первыми лучами, теперь она в поля спешит и, умиленными очами их озирая, говорит: «Простите, мирные долины». (П.) 2. Хаджи-Мурат, быстро прихватив ружье, вложил ногу в узкое стремя и, беззвучно, незаметно перекинув тело, неслышно сел на высокую подушку седла. (Л. Т.) 3. Левчук тихонько прошелся по пригорку между молодых сосенок, послушал и, осторожно ступая босыми ногами по колючей земле, вернулся к Клаве. (Бык.) 4. Не отвечая на вопросы, а только отдуваясь от жары, он без всякой цели прошелся по всем комнатам и, дойдя до своей кровати, повалился на подушку. (Ч.) 5. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую дорогу и на мокрую темно зеленую траву луга. (Л. Т.) 6. Оставаясь незамеченными, мы то ползли бесшумно по траве, то, нагнувшись, пробирались по чаше. (Ф.) 7. Председатель собрания, стоявший за столом, долго пытался навести порядок, но, видя бесплодность своих усилий, бросил колокольчик и ушел. (Марк.) 8. Николай Инютин то глядел на рассказчика, то, опустив глаза, чесал свой горбатый нос. (Ив.)

X. 1. Мы не просто читали стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть 2. Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты.

XI. 1. Он [Вронский] остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведущую к дому. (Л. Т.) 2. Дрожа, волки поднимались, трусили между деревьев, стряхивая с кустов себе на спины серебряный иней, и, выбежав на опушку, шли гуськом через поле к овинам. (С.-М.) 3. Щенок выскочил на улицу, приветливо помахивая хвостиком, но, испугавшись нас, спрятался под крыльцо.

XII. 1. Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и, не останавливаясь, направился к реке. 2. Дорога шла через огромное поле, засеянное яровыми, и, поворачивая вправо, углублялась в лес. 3. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и, не оглядываясь, помчался на сухих жилистых ногах прочь, в глубину двора. (Пауст.)

XIII. 1. Послышался гудок, и, замедляя ход, к станции подошел пассажирский поезд. 2. Туча заволокла все небо, и, поднимая пыль на дороге, подул сильный ветер. 3. Пронесся вихрь, и, будто догоняя его, повалил липкий снег. (Ф.) 4. Через час в нашем полотняном домике уже дымилась печь, и, готовя ужин, возле нее суетился Мищенко. (Ф.) 5. Я совсем растерялся, не понимая, что это значит, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в темноту на удаляющегося крошечного человека. (Л. Т.) 6. В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поет, пролежал бы всю жизнь до утра я, запрокинув лицо в небосвод… И, внимая весеннему шуму посреди очарованных трав, все лежал бы и думал я думу беспредельных полей и дубрав. (Забол.)

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. В предложения вставьте деепричастные обороты, написанные на доске, и запишите эти предложения.

Листья устилали дорожки парка разноцветным ковром. (Падая с деревьев.) Я сел верхом и поскакал в степь. (Возвратясь домой.)

2. К глаголу-сказуемому придумайте деепричастие или деепричастный оборот, вставьте его в предложение и запишите.

Образец. Ручей бежит к реке — Ручей, журча, … .

Вечером сидели у костра и пили чай.

3. Одно из распространенных сказуемых замените деепричастным оборотом. Перестроенное предложение запишите.

Образец. Снег медленно кружился в воздухе и покрывал землю белым одеялом. Снег, медленно кружась в воздухе, … .

Машина замедлила ход и остановилась на обочине шоссе.

4. Словосочетания замените фразеологическим оборотом.

Мчаться быстро (мчаться сломя голову); слушать внимательно (слушать раскрыв рот, затаив дыхание); трудиться упорно, долго (трудиться не разгибая спины).

ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

НОЧНОЙ ЗВОНОК

Требовательный звонок прозвучал и квартире моих соседей в третьем часу ночи. Хозяин пошел открывать, ворча и недоумевая. Каким же было его удивление, когда за дверью оказался кот.

В дом его взяли котенком каких-нибудь полгода назад и за смоляной цвет шерсти окрестили Цыганом. Котенок оказался на удивление смышленым. Когда с ним гуляла хозяйская дочь Таня, она, возвращаясь домой, нажимала кнопку электрического звонка. Котенок, видимо, запомнил ее действия, сам научился звонить.

Бывало, что хозяевам приходилось подниматься среди ночи с постели по требовательному звонку. Открывают и видят: сидит Цыган на дверной ручке, когтями левой лапы цепко держится за обивку двери, а другая готова еще раз нажать на кнопку.

Моему соседу звонки четвероногого полуночника порядком надоели. Собрался он как-то и увез Цыгана к своим родственникам в другой район города… (А. Заболоцкий.)

Опишите, чем закончилась история с Цыганом, используйте по возможности предложения с обособленными деепричастиями.

БЕРЕЗОВЫЙ СОК

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами увидеть, как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до лесного урочища, что раскинулось на север от станицы Вешенской. Опушенные инеем березы стояли, не шелохнувшись, ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой, полной грудью вдыхая тонкий, чуть горьковатый аромат обласканного первым теплом березняка.

Неожиданно я услышал прерывистую дробь, словно кто-то часто часто ударял стреляной гильзой о приклад ружья. Боясь хрустнуть веткой, подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом непостижимо быстро стучал по расщепленному суку. Временами он затихал, а потом вновь по лесу неслась задорная дробь.

«Кап! Кап!» слышится от другой березы, раскидистой, с наклоном. Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага, падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляю ладонь и через минуту с удовольствием пью пахнущий весной березовый сок. (В. Солдатов.) (154 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, суффиксов прилагательных, окончаний глагола, частицы не.

2. Пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении, при прямой речи.

Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вметает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза - это воистину крестьянское дерево; в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.

Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу…

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…

Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое. (По И. Жукову.) (142 сл.)

1. Правописание гласных после шипящих и ц, личных окончаний глагола, частиц не и ни.

2. Пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении.

НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые, легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да и никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой или благословенной Богом стране. (И. Бунин.) (106 сл.)

1. Правописание гласных, приставок, существительных, прилагательных, причастий, глаголов, частиц.

2. Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, в сложном предложении.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Полая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины.

Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперед, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи.

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребем, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы.

А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу не замеченная нами… лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой.

Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием, пристаем к лесному обрывчику. Один за другим дают стрекача спасенные нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно так и не сообразившая, какое с ней случилось приключение. (По А. Сабирову.) (216 сл.)

1. Правописание непроизносимых согласных, приставок, причастий, наречий.

2. Пунктуация при обособленных оборотах, вводных словах, в сложном предложении.