Хаос — это такой порядок вещей, который мы не можем осознать. Порядок и хаос в природе

Поскольку общество есть сверхсложная самоорганизующаяся диссипативная система, постольку в его истории действуют -- но действуют в специфической форме -- общие закономерности эволюции таких систем.

Во всякой диссипативной системе происходят два противоположно направленных процесса: один (энтропийный) ведет к разрушению ее структуры, беспорядку и хаосу, а другой (антиэнтропийный) -- к структуризации системы, росту ее упорядоченности. Таким образом, порядок возникает и существует во взаимосвязи с хаосом (как во внешней среде, так и внутри системы). Взаимосвязь хаоса и порядка -- необходимое условие существования диссипативных систем.

Самоорганизация есть результат синтеза хаоса и порядка. В самоорганизующейся системе они не исключают, а, наоборот, порождают и дополняют друг друга. Хаос возникает из порядка, а порядок -- из хаоса. При этом рождение порядка из хаоса и хаоса из порядка обусловливается не внешней средой, а внутренней природой диссипативной системы, действующими в ней механизмами.

Хаос, возникающий вследствие разрушения порядка, -- это «детерминированный хаос». Он обусловлен теми процессами, которые разрушают порядок. Оказывается, что хаос может быть разным -- в зависимости от того, как он образуется. Порядок, возникающий из хаоса, тоже несет на себе след своего происхождения. Хаос, как бы это ни казалось странным, конструктивен в самой своей разрушительности: он «выжигает» все лишние структурные образования -- нежизнеспособные, неустойчивые, не встраивающиеся в общую структуру системы. Хаос, таким образом, обладает способностью рождать порядок. Он -- не абсолютное зло, а важная сторона процессов самоорганизации.

«Порядок неотделим от хаоса. А хаос порой выступает как сверхсложная упорядоченность».

Порядок и хаос в диссипативной системе сопутствуют друг другу постоянно, но их соотношение в ходе эволюции диссипативной системы изменяется. На одних этапах преобладает порядок, на других -- хаос. Крайними случаями являются состояние максимальной стабильности, когда в системе воцаряется устойчивый порядок, а беспорядок сводится к минимуму, и состояние неустойчивости, нестабильности, в котором хаос быстро нарастает, а порядок уменьшается и может рухнуть под воздействием малейшей случайности. Возможны различные режимы переходов системы от одних состояний к другим.

Рассматривая общество как сверхсложную диссипативную систему, социальная синергетика ставит своей задачей исследовать специфику его самоорганизации и особенности взаимоотношения между социальным порядком и социальным хаосом.

Общество, в котором нет никакого порядка, существовать не может. Неорганизованное, неуправляемое общество, в котором царит хаос, обречено на гибель, если не выйдет из этого состояния. Жить в нем опасно, и люди чуть ли не инстинктивно страшатся такой жизни.

Т. Гоббс полагал, что люди, осознав невозможность жить в условиях полного хаоса, когда идет «война всех против всех» (omnia bella contra omnes), заключают «общественный договор», по которому соглашаются признать над собой власть государства при условии, что оно будет наводить в обществе правопорядок.

«Беспредел», отсутствие норм и правил, регулирующих поведение людей, страшен даже для закоренелых преступников; отвергая авторитет государства и установленный им общественный порядок, они считают нужным иметь свой «воровской закон» и своих «авторитетов».

Но не может существовать и такое общество, в котором был бы «абсолютный порядок», не допускающий никакого «самовольного» действия людей. Подобное общество стало бы механической системой, где индивиды и группы были бы лишены всякой свободы действий. Это означает, что их поведение стало бы полностью алгоритмизированным. В таком обществе не только свобода воли, но и разум, в сущности, оказывается излишним, не нужным и даже вредным с точки зрения охраны общественного порядка. Эта механическая система, собственно говоря, уже не была бы человеческим обществом. К тому же она была бы неспособной реагировать на изменения внешней среды и «сломалась» бы либо под их воздействием, либо из-за «выхода из строя» каких-то из ее «винтиков».

Реальные общества всегда находятся где-то между этими предельными состояниями «абсолютного порядка» и «абсолютного хаоса». «Исторический маятник» колеблется внутри разделяющего эти состояния интервала, никогда не достигая его крайних точек. Но, двигаясь в одном направлении, он «асимптотически приближает» общество к состояниям тотальной упорядоченности, а в другом -- к состояниям чудовищного беспорядка, беззакония и всеобщего хаоса. Эти колебания сопровождаются пульсацией процессов разнообразных типов: дифференциация -- интеграция, иерархизация -- деиерархизация, дивергенция (увеличение разнообразия) -- конвергенция (уменьшение его), ослабление -- усиление и т. д.

Из истории известно, что существовали (и существуют ныне) общества с жестким деспотическим режимом и суровым пресечением всякого инакомыслия и вольностей. Такие общества отличаются господством порядка над хаосом. Общества подобного типа называют «закрытыми» (А. Бергсон, К. Поппер), а также «традиционными», «тоталитарными», «коллективистическими» (К. Поппер), «мегама-шинами» (Л. Мэмфорд). Для них характерны строгое соблюдение сложившихся традиций, «избыточная нормативность» культуры, мелочная регламентация всех форм человеческой жизнедеятельности, неодобрительное отношение к всякого рода творческим новациям, враждебность ко всему чужому, стремление к самоизоляции от соседних обществ. Следствием всего этого является их застойный характер.

Бергсон определяет закрытое общество краткой формулой: «авторитет, иерархия, неподвижность». Согласно Попперу, в закрытых обществах доминирует магическое мировоззрение, табу, авторитет и традиция.

Подобные черты были типичными для первобытной общины, где жесткая дисциплина поддерживалась, главным образом, силой традиций и верований. Эти черты были присущи и древним государствам, образовавшимся в после первобытную эпоху, -- с тем различием, что неукоснительное соблюдение гражданами установленного государством общественного порядка обеспечивалось силой тоталитарной власти, способной насильственными мерами справляться с непокорными. Таковы были государства в Древнем Египте и Китае, Древние Вавилон и Ассирия, империи инков и ацтеков и др.

Социальный порядок, опирающийся на деспотический тоталитарный режим, на протяжении всей истории был идеалом для «власть имущих». И они в различных формах стремились установить его. В XX в. он воплотился в фашистских государствах и в государствах советско-социалистического типа. Сейчас он продолжает жить в таких странах, как Ирак, Иран, талибский Афганистан.

Вместе с тем история знает состояния общества, близкие к полному социальному хаосу. Это «эпохи бурь и потрясений», связанные с массовыми движениями, бунтами, восстаниями, революциями. Для подобных состояний характерны социальные беспорядки, распад политических структур, хозяйственная разруха, обнищание, голод, междоусобицы, насилие и массовое кровопролитие. Хаос достигает иногда такой степени, что общество разваливается и исчезает.

Описанные противоположные состояния общества -- состояние «закрытости», в котором господствует деспотическая власть, и состояние социального хаоса -- асимметричны по отношению ко времени. Первое содержит в себе тенденцию к стабильному существованию и способно сохраняться в течение долгого исторического времени. Это становится возможным благодаря образованию в обществе иерархии фрактальных структур, повторяющих на всех уровнях один и тот же «рисунок» власти. Фрактальность делает такое общество устойчивым (если же оно не фрактально, т. е. включает в себя не самоподобные структуры, то оно неустойчиво и существует исторически недолго -- как это было, например, с империей Александра Македонского). Второе же состояние не может существовать долго, ибо в нем происходит ломка иерархии социальных структур и разрушение фрактальности. Общество стремится выйти из этого состояния, восстановив вновь социальный порядок.

Но оба эти состояния взаимосвязаны и порождают друг друга. Застойный тоталитарный режим сдерживает назревающие социальные перемены до тех пор, пока в силах это сделать. «Выжечь» его застывшие и неспособные к совершенствованию социальные структуры может лишь огонь социальных катаклизмов. Новое вынуждено рождаться в этом огне -- иначе оно не может в условиях закрытого общества появиться на свет. Но хаос в обществе -- это тяжелое испытание для людей. Недаром в Китае одним из самых страшных считается старинное проклятие: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» Время перемен -- это промежуточное время, которое заканчивается утверждением нового порядка (даже если он, как это чаще всего и оказывается, далеко не таков, каким он виделся затеявшим смуту людям, и опять становится тоталитарным).

В историческом прошлом человечества было множество более или менее длительно существовавших обществ закрытого типа, которые время от времени взрывались краткими вспышками социальных катаклизмов и хаоса, после чего вновь устанавливался стабильный порядок, характерный для закрытого общества.

Однако наряду с этим в прошлом имели место также сравнительно редкие случаи возникновения более гармоничных социальных систем, в которых складывались гибкие формы социального порядка, связанные с демократией и допускающие относительную свободу мышления и поведения людей. Таковы, например, древнегреческие полисы типа Афин или средневековые города-республики. Эпоха Возрождения расшатывает устои, на которых зиждется закрытый тип общества. Социалисты-утописты бросают вызов государству, стоящему на страже социального неравенства и несправедливости. Век Просвещение (XVIII в.) вносит в общественное сознание идеалы «свободы, равенства, братства». В XIX в. в Западной Европе жесткие режимы деспотической власти все больше уступают место республиканско-демократическим формам государства. А в XX в. наиболее процветающими становятся страны, в которых формируется общество, построенное на демократических началах и гражданских свободах. Такое общество, в противоположность закрытому, называют обществом «открытым».

В открытом обществе иерархия властных структур ставится (в большей или меньшей мере) под контроль населения. Правовая система обеспечивает мирное соперничество различных политических сил в борьбе за власть. Выборность и сменяемость представителей власти делает властные структуры более подвижными и доступными обновлению. Это позволяет совершенствовать социальный порядок, избегая разрушительных социальных катаклизмов и не повергая общество в полнейший хаос. Иначе говоря, открытое общество синтезирует в себе порядок и хаос, дисциплину и свободу. И притом таким образом, что они как бы взаимно не допускают достижения крайних степеней того и другого. В обществе существует «постоянно действующий», но удерживаемый в определенных формах хаос (свобода), локальное усиление которого ведет к уничтожению отдельных нежизнеспособных социальных структур при сохранении общественного порядка в целом.

В современных открытых обществах существует множество разнообразных добровольных организаций граждан (сообществ, фондов, клубов и т. п.), которые создаются ими по собственной инициативе, а не по указке сверху. Свободная, никем не упорядоченная и несогласованная деятельность множества подобных организаций, казалось бы, должна вести к дезорганизации общества. Однако на самом деле она, наоборот, способствует сохранению общественного порядка: эти организации представляют собою разнородные и различные по своим масштабам фрактальные структуры, которые гармонизируют и стабилизируют общество.

Открытое общество характеризуется социальной мобильностью, возможностью перемещений по уровням социальной иерархии в зависимости от личных достижений и заслуг, отсутствием жесткой регламентации поведения людей «сверху», плюрализмом мнений, признанием за личностью права на свободное развитие. Все это стимулирует активность, личную инициативу и поиск оригинальных новаций, которые способны дать более успешное решение задач, интересующих отдельные социальные группы и общество в целом. Отсюда вытекает высокий темп его развития.

Открытое общество есть «общество, в котором индивиды вынуждены принимать решения». Расширение возможностей для свободы действий личности повышает хаотичность общества на микроуровне (на уровне индивидов) при сохранении устойчивости его упорядоченности на макроуровне (на уровне крупных социальных структур). Наконец, важной особенностью открытого общества является то, что оно, в противоположность закрытому, открыто для внешних контактов, для взаимодействия с соседними обществами. Если закрытое общество «интровертно», то открытое -- «экстравертно». Более того, оно не может развиваться без обмена ресурсами с окружающим миром, без вовлечения других обществ в орбиту своих интересов и в процесс решения своих задач.

Этим объясняется то, что возникновение и развитие обществ открытого типа сопровождается активной -- а нередко и агрессивной -- экономической, политической и культурной экспансией на другие страны. История Британской империи -- яркий образец такой экспансии. Опыт истории свидетельствует, что закрытые общества не выдерживают натиска открытых. Сопротивление их этому натиску продолжается, но, возможно, XX в. был последним веком, в котором возникли и продержались в течение нескольких десятилетий крупные мировые державы закрытого типа -- нацистская Германия и Советский Союз. Можно заметить, что после их падения цивилизация западного типа стала более разумно проводить в жизнь принципы открытого общества, а общественное мнение западных стран стало решительнее отстаивать необходимость мирного развития. Наряду с распространением экономического, политического и культурного влияния открытых обществ усилилось стремление к усвоению ими опыта, накопленного в других обществах.

Создание обществ открытого типа необходимо порождает тенденцию к глобализации исторического развития человечества. Во второй половине XX в. эта тенденция привела к всеобщему культурному обмену, образованию общемирового экономического рынка, возникновению единого политического поля взаимодействия всех государств Земли.

В свете сказанного очевидно, что развитие открытого общества -- это не просто факт внутренней истории отдельного народа, а поворотный пункт истории всего человечества.

«Переход от закрытого общества к открытому можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которые прошло человечество».

Конечно, закрытые и открытые общества не отделены друг от друга китайской стеной. История знает много промежуточных вариантов, несущих в себе черты обоих типов общества. Речь идет лишь о длительной исторической эпохе, в течение которой через разнообразные промежуточные формы идет превращение открытого общества в основной тип социальных систем.

С утверждением и распространением обществ открытого типа происходит уменьшение «амплитуды» колебаний «исторического маятника». Человечество проявляет стремление -- и находит средства его реализации -- не доводить эти колебания до крайних состояний закрытого общества и социального хаоса.

Однако «маятникообразный» ход исторических процессов продолжается, приводя к циклическому чередованию периодов относительно стабильного упорядоченного состояния и «времени перемен», возмущения, нестабильности. Эти «волны истории» в открытом обществе становятся менее бурными, но оно «покачивается» в них, переживая в какой-то отдельной сфере общественной жизни или обществе в целом смену периодов эволюции и периодов кризиса. В периоды эволюции устанавливается режим более или менее плавного, упорядоченного, «ламинарного» течения событий, а в периоды кризиса возникает «турбулентный», неустойчивый, более или менее хаотичный поток непредсказуемых перемен.

Введение .. 3

I. ХАОС

1. Причины хаоса. 4

2. Роль энтропии как меры хаоса. 5

II . ПОРЯДОК И ХАОС

1. От порядка к хаосу .. 7

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ (АТРИБУТЫ) ПОРЯДКА И ХАОСА .. 11

III . СИНЕРГЕТИКА

1 . синергетика - наука о сложном. 15

2. Порядок и хаос: механизм перехода(феноменология самоорганизации) 17

3. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории .. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… …21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………24

Введение

Наш мир, всё, что доступно в нём наблюдению претерпевают непрерывные изменения – мы наблюдаем его непрекращающуюся эволюцию. Все подобные изменения происходят за счёт сил внутреннего взаимодействия, во всяком случае, никаких внешних по отношению к нему сил мы не наблюдаем. Согласно принципу Бора, существующим мы имеем право считать лишь то, что наблюдаемо или может быть сделано таковым. Следовательно, подобных сил не существует. Таким образом, всё, что происходит вокруг нас, мы можем считать процессом самоорганизации, то есть процессом, идущим за счёт внутренних стимулов, не требующих вмешательства внешних факторов, не принадлежащих системе. К числу таких процессов относится также и становление и действие Разума, ибо он родился в системе в результате её эволюции.

Природа – сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.

Итак, весь процесс эволюции системы – процесс самоорганизации. Мир всё время меняется. Мы не можем утверждать, что процесс самоорганизации направлен на достижение состояния равновесия (под которым понимается абсолютный хаос), у нас нет для этого опытных оснований, гораздо больше данных для утверждения обратного - мир непрерывно развивается, и в этом изменении просматривается определённая направленность, отличная от стремления к равновесию.

В процессе самоорганизации происходит непрерывное разрушение старых и возникновение новых структур, новых форм организации материи, обладающих новыми свойствами. Причём это качественно не те же самые образования, отличающиеся только геометрическими размерами, формой или другими физическими особенностями. Во Вселенной возникают уникальные образования, непрерывно возникают новые перестройки (бифурикации), в результате которых рождаются качественно новые структуры, не имевшие до сих пор аналогов. Они обладаю новыми неповторимыми свойствами. А как эти свойства связаны со свойствами исходных элементов, из которых составлены системы? Это очень глубокий вопрос, который имеет как философское, так и практическое значение.

ХАОС

Причины хаоса.

Идеи Брюссельской школы, существенно опирающиеся на работы Пригожина, образуют новую, всеобъемлющую теорию изменений.

В сильно упрощенном виде суть этой теории сводится к следующему. Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они в лучшем случае составляют лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, открыты - они обмениваются энергией или веществом (можно было бы добавить: и информацией) с окружающей средой. К числу открытых систем, без сомнения, принадлежат биологические и социальные системы, а это означает, что любая попытка понять их в рамках механической модели заведомо обречена на провал.

Кроме того, открытый характер подавляющего большинства систем во Вселенной наводит на мысль о том, что реальность отнюдь не является ареной, на которой господствует порядок, стабильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и неравновесность.

Если воспользоваться терминологией Пригожина, то можно сказать, что все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуацией может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдержит и разрушится. В этот переломный момент (который авторы книги называют особой точкой или точкой бифуркаци) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, который авторы называют диссипативной структурой. (Физические или химические структуры такого рода получили название диссипативных потому, что для их поддержания требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят).

Один из ключевых моментов в острых дисскусиях, развернувшихся вокруг понятия диссипативной структуры, связан с тем, что Пригожин подчеркивает возможность спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.

Обобщая, мы можем утверждать, что в состояниях, далеких от равновесия, очень слабые возмущения, или флуктуации, могут усиливаться до гигантских волн, разрушающих сложившуюся структуру, а это проливает свет на всевозможные процессы качественного или резкого (не постепенного, не эволюционного) изменения. Факты, обнаруженные и понятые в результате изучения сильно неравновесных состояний и нелинейных процессов, в сочетании с достаточно сложными системами, наделенными обратными связями, привели к созданию совершенно нового подхода, позволяющего установить связь фундаментальных наук с «переферийными» науками о жизни и, возможно, даже понять некоторые социальные процессы.

Роль энтропии как меры хаоса.

Знаменитое второе начало (закон) термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему».

Закон сохранения и превращения энергии (первое начало термодинамики), в принципе, не запрещает такого перехода, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объеме. Но в реальности это никогда не происходит. Данную односторонность, однонаправленность перераспределения энергии в замкнутых системах и подчеркивает второе начало термодинамики.

Для отражения этого процесса в термодинамику было введено новое понятие - «энтропия». Под энтропией стали понижать меру беспорядка системы. Более точная формулировка второго начала термодинамики приняла такой вид: при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает.

Физический смысл возрастания энтропии сводится к тому, что состоящая из некоторого множества частиц изолированная (с постоянной энергией) система стремится перейти в состояние с наименьшей упорядоченностью движения частиц. Это и есть наиболее простое состояние системы, или термодинамическое равновесие, при котором движение частиц хаотично. Максимальная энтропия означает полное термодинамическое равновесие, что эквивалентно хаосу.

Однако, исходя из теории изменений Пригожина, энтропия - не просто безостановочное соскальзывание системы к состоянию, лишенному какой бы то ни было организации. При определенных условиях энтропия становится прародительницей порядка.

ПОРЯДОК И ХАОС

От порядка к хаосу

В физической картине мира до 70-х годов XX века царствовали два закона классической термодинамики. Первый закон термодинамики (закон сохранения и превращения энергии) фиксировал всеобщее постоянство и превращаемость энергии. Закон констатировал, что в замкнутой системе тел нельзя ни увеличить, ни уменьшить общее количество энергии. Этот закон утверждал независимость такого изменения энергии от уровня организации животного, человека, общества и техники. Второй закон термодинамики выражает направленность перехода энергии, именно переход теплоты от более нагретых тел к менее нагретым. Иногда этот закон формулируют так: тепло не может перетечь самопроизвольно от холодного тела к горячему. Этому могут способствовать только затраты дополнительной работы.

В соответствии с классическими физическими представлениями в замкнутой системе происходит выравнивание температур, система стремится к своему термодинамическому равновесию, порядку, соответствующему максимуму энтропии. В физической картине мира принцип возрастания энтропии соответствует одностороннему течению явлений, т. е. в направлении хаоса, беспорядка и дезорганизации. Один из основателей классической термодинамики Р. Клаузис в своей попытке распространить законы термодинамики на Вселенную пришел к выводу: энтропия Вселенной всегда возрастает. Если принять этот постулат как реальный факт, то во Вселенной неизбежно наступит тепловая смерть. С тех пор, как физика открыла этот процесс рассеивания, деградации энергии, люди чувствовали «понижение теплоты вокруг себя». Многие ученые не соглашались с выводами Клаузиса. В. И. Вернадский утверждал, что «жизнь не укладывается в рамки энтропии». В природе наряду с энтропийными процессами происходят и антиэнтропийные процессы. Многие учение высказывали сомнение по поводу распространения второго закона термодинамики на всю Вселенную. Но в мире, как мы знаем, не только господствует тяга к тепловой или другой смерти. В мире постоянно идет процесс возникновения нового, эволюции и развития разного рода систем. Согласно эволюционной теории Дарвина, живая природа развивается в направлении усовершенствования и усложнения всё новых видов растений и животных. В обществе наблюдается процесс социального творчества, т. е. созидания нового. Спрашивается, как из всеобщей тенденции к энтропии, дезорганизации может появиться « порядок» в живой природе и социуме. Возникновение нового казалось невероятным чудом.

Наверное, и вам доводилось слышать: «Беспорядок на столе — беспорядок в жизни». Но так ли это на самом деле? Психологи отмечают, что хаос и порядок — две части одного целого, которые должны быть в балансе. «В природе переход от хаоса к порядку и обратно происходит постоянно, это закон любого развития, — комментирует психолог Яна Лейкина . — Когда порядок становится слишком жестким, возникает хаос, и наоборот».

По мнению эксперта, люди, склонные создавать беспорядок, более креативны, спонтанны, у них много идей, которые они, правда, с трудом реализуют до конца. «А вот любители порядка обладают рациональным мышлением, для них главное — стабильность и контроль», — считает Яна Лейкина.

Клинический психолог Алиса Галац добавляет, что развитие творческого мышления в детстве немыслимо без хаоса.

«Ребенок познает мир и развивает свой творческий потенциал в большой степени через беспорядок: чтобы освоить краски малышу, например, часто нужно извозиться в них с головы до ног, а чтобы изучить куклу — разломать ее на части», — объясняет специалист.

В то же время избыточный педантизм, хотя он и одобряется обществом, может заметно усложнить человеку жизнь. «У тех, кто возводит порядок в культ, могут развиваться невротические навязчивости и повышенная тревожность, — отмечает Алиса Галац. — Кроме того, от особенностей их характера нередко страдают близкие».

Яна Лейкина рекомендует таким людям развивать в себе многозадачность и спонтанность. «Им нужно отвлекаться от домашних дел, меньше на них фиксироваться и искать новые способы выполнения привычных занятий, хотя бы даже ходить на работу разными маршрутами», — считает психолог.

Противоположная и более распространенная крайность — патологическое создание беспорядка везде и всюду. Такой тип людей захламляет все, к чему только прикасается, — рабочий стол, свою квартиру, салон автомобиля. «Нездоровую неряшливость несложно отличить от так называемого творческого беспорядка, — считает Алиса Галац. — В последнем случае человеку легко и комфортно находиться в созданном им хаосе. А вот в случае патологического беспорядка личность им тяготится, переживает, но не чувствует в себе силы что-то изменить».

Психологические корни тотального беспорядка

Яна Лейкина отмечает, что неряшливость часто связана с дефектами воспитания. «Человека либо в детстве не приучили к порядку, либо в семье, напротив, был культ чистоты, — объясняет психолог. — В последнем случае ребенок с помощью беспорядка бунтует против родителей, самоутверждается в своей свободе действий».

Также специалист отмечает, что неряшливость может быть связана с низкой самооценкой, излишней эмоциональной ранимостью. В этом случае хлам в квартире как бы защищает человека от мира, который причиняет ему боль. «Такая личность не очень-то умеет выстраивать отношения, считаться с другими людьми», — добавляет эксперт.

Алиса Галац также отмечает, что неряшливость может быть и стремлением отстоять свое личное пространство. «В этом случае человек рос в семье, где у него не было своего угла или на него покушались родители, — объясняет специалист. — Теперь, разбрасывая по дому вещи, он как бы метит свою территорию, заявляет о своем присутствии».

Как беспорядок влияет на нашу жизнь?

Социологи уверены, что если мы день за днем проводим в запачканном, неряшливом помещении, то постепенно наше поведение тоже становится деструктивным. А вот поддержание чистоты, напротив, дисциплинирует людей и побуждает к созиданию. То же проповедует и фен-шуй. Согласно этому древнекитайскому учению, беспорядок в доме мешает движению нашей жизненной энергии, а значит, отбирает у нас силы и не дает развиваться.

Психологи утверждают, что, приучившись к порядку, человек может не только очистить окружающее пространство, но и решить психологические проблемы. «Наводя порядок, он устраняет хлам, за которым прятался от проблем, и это заставляет его решать их каким-то новым, более конструктивным способом», — отмечает Алиса Галац.

Легкие способы навести порядок в доме

Один из наиболее эффективных и простых способов этого описан в книге Мари Кондо «Магическая уборка». Автор заявляет, что убираться надо раз и навсегда. И прежде чем очистить пространство, представить себе тот образ жизни, который вы хотите вести после уборки дома.

Главное правило уборки таким методом — сначала выбросить все ненужное, а затем только решать, где хранить оставшиеся вещи. Чтобы определить, стоит ли выбрасывать какую-то вещь или нет, автор рекомендует ответить себе на вопрос: «Приносит ли она мне радость?». Если ответ отрицательный, вещь смело можно отправлять в помойку.

Очищать пространство Мари советует не по местам расположения вещей (спальня, кухня), а по категориям (одежда, косметика). По мнению автора, хранить вещи в специальных приспособлениях не стоит. Главный принцип здесь: максимально удобно расположить предметы — так, чтобы они были заметны даже при беглом взгляде. Скажем, чтобы открывая комод, вы могли без труда найти глазами нужный шарфик или перчатки.

Другой вариант подхода к уборке предлагает Реджина Лидс в книге «Полный порядок» . Здесь автор дает годовой план, который шаг за шагом научит вас организовывать не только окружающее пространство, но и свои дела и даже мысли. Например, она рекомендует проводить скоростные уборки каждого отдельно взятого пространства: рабочего стола, офисной мебели, кухни, ванной. Кроме того, она выделяет те полезные привычки, которые помогут впоследствии порядок поддерживать, например, каждый вечер очищать компьютер от ненужных файлов или следить за тем временем, которое вы проводите в интернете.

В конечном счете не так уж важно, любите вы порядок или нет. Главное — чтобы ваша система организации пространства была комфортной и не мешала вам жить. Не ударяйтесь в крайности, а ищите золотую середину, говорят психологи. «Правильное сочетание хаоса и порядка в нашей жизни, с одной стороны, создает устойчивость, а с другой, позволяет человеку развиваться и двигаться вперед», — комментирует Яна Лейкина.

Наверное, мы все, так или иначе, попадали в ситуации, когда происходящее вокруг нас могли охарактеризовать одним лишь словом: хаос. И неважно, был ли это человек, который сеял вокруг себя, а заодно и вокруг нас, хаос, или же процесс, очень сильно напоминавший броуновское движение. Что же мы чувствовали в тот момент? Страх, растерянность, дезориентацию, потерю смысла и тревогу, а может, просто раздражение? И этот список можно продолжать. Вывод очевиден: хаос в том или ином виде, хотим мы того или нет, всегда присутствует в нашей жизни и своим присутствием приносит нам сильный дискомфорт.

Чтобы хоть как-то минимизировать дискомфортное влияние хаоса на наше психическое состояние, давайте попробуем разобраться, что же это такое.

Существует масса определений хаоса - от физико-математических до философско-эзотерических. Что может быть проще и одновременно непонятнее, чем Хаос? Хаос - это отрицание всего и вся: морали, устоев, нормальных правил общения и других общечеловеческих ценностей.

Но наиболее емкое, на мой взгляд, определение Генри Миллера: «Хаос - это такой порядок вещей, который мы не можем осознать». Неважно, в силу каких причин - не можем или не хотим.

И когда мы смотрим на проблему хаоса в нашей жизни именно с этой точки зрения, то все становиться чуть-чуть легче. Потому что мы понимаем: то, что мы называем хаосом, - это не плохо и не хорошо, это просто по-другому. Да, совсем не так, как мы привыкли, и совсем не так, как мы ожидали, и, скорее всего, совершенно не с теми результатами, которые мы прогнозировали или на которые мы рассчитывали. А это очень сильно удручает.

И что же мы делаем, когда сталкиваемся с другим порядком, тем более таким, который не можем ни понять, ни осознать? А мы, друзья мои, пугаемся. Исподволь, бессознательно, неосознанно, но очень-очень сильно. И в этот самый момент, когда мы ощущаем угрозу нашей стабильности, мы со всей яростью праведного гнева обрушиваемся на нечто, чего совсем не понимаем, но что самой своей природой непонятности несет угрозу нашему миру, нашему спокойствию, нашему порядку, такому незыблемому и надежному. Мы пытаемся загнать в прокрустово ложе «нашего порядка» или «порядка вообще» все, что выходит за рамки нашего привычного образа сознания, и смело именуем это хаосом.

Наша реакция вполне понятна: на неопределенность и неясность мы реагируем стрессами и нервными срывами. «Я ведь просто хочу ясности!» Сколько раз мы говорили эту фразу своим руководителям, своим подчиненным и коллегам, своим любимым, в конце концов? Конечно, мы же хотим ясности в отношениях, в нашем статусе, в перспективах карьерного и финансового роста, в наших должностных обязанностях… Хотим, чтобы нам все и всегда было понятно, а если что-то непонятно, то ненадолго и в небольшом количестве. Но ведь мы не можем сделать так, чтобы все в нашей жизни было разложено по полочкам, правда? Жаль, конечно, но что поделать, мы не всесильны.

Поэтому давайте подумаем: как же нам использовать тот порядок, уровень которого мы не можем осознать? Очень просто. Хаос - это огромный потенциал развития, творчество без границ и ограничений. Ведь не зря же древние греки считали хаос беспредельным, бесформенным пространством, из которого был создан существующий мир как упорядоченный космос. И греки не одиноки в своем виденье. В Китае хаос изображали в виде круга или яйца, из которого возникает все - возникает из пустоты этого круга, из окружности, точнее, даже из нефритового кольца. У жителей древнего Шумера, Вавилона и всех народов, населявших восточные горы и область между Тигром и Евфратом, хаос - это некий огромный предмет или большой диоритовый камень, который возник из черных неведомых вод, и этим водам невозможно дать определение. Даже народы доколумбовой Америки, для нас немного экзотические и малоизвестные, также упоминают хаос как исток всех вещей; во всех дошедших до нас книгах и кодексах хаос описывается как противоположность космосу, т. е. порядку, который должен возникнуть. Порядок сам по себе невозможен, потому что любой порядок рождается из хаоса и в один прекрасный момент, который случается раз либо в миллиарды лет, либо в десятилетия, в нем же и растворяется, чтобы появиться новым порядком и новыми правилами.

Упорядоченность и хаос… Две крайности, наблюдаемые нами в реальном мире. И весь вопрос не в том, что порядок лучше хаоса, потому что стабильнее, надежнее и понятнее, или что хаос лучше порядка, потому как креативнее, инновационнее и гибче, а в их соотношении друг с другом. Это как алмаз и графит. Оба они состоят из углерода, оба совершенно одинаковы, но у графита молекулы располагаются абсолютно хаотически, другими словами - не имеют ритма, и потому не пропускают свет. Благодаря этому графитом мы можем писать, рисовать, а главное - передавать малейшие нюансы света-тени и настроения. Если мы проведем графитом по бумаге, то создадим линию, а если мы проведем алмазом по бумаге, то просто ее разрежем. Потому что алмаз обладает порядком, системой, его молекулы построены так, что сквозь них проходят свет и сила, его молекулы собраны вместе очень крепко, и насколько в структуре алмаза царит порядок, настолько же в структуре графита главенствует хаос. А теперь давайте постараемся припомнить: много ли мы знаем случаев, когда из строго упорядоченного и жестко регламентированного пространства рождалось что-то принципиально новое? Или, может, некая слабоструктурированная система была надежна, долговечна и прогнозируема?

А отсюда и возникает предположение, что хаос, равно как и порядок, не больше чем инструмент развития компании в зависимости от уровня организационного развития и стратегических целей. Если ваша компания совсем молодая и только-только выходит на рынок, то уровень хаоса, неопределенности и несистематичности бизнес-процессов будет очень высок. Помимо того, что он будет высок, он будет стратегически оправдан. Потому что в любом малоструктурированном движении присутствует повышенный уровень энергии. И именно этот повышенный уровень энергии позволит достигать поставленных задач.

Если же ваша задача - удерживать долю рынка, то совершенно очевидно, что вы будете наводить порядок, структурировать организационную систему, закреплять зоны ответственности и регламентировать процедуры.

А вот если задача на определенных позициях - удержать долю рынка, а на некоторых других, менее определенных, - захватить, то, что вы будете делать, я, честно говоря, не знаю. В любом случае надо понимать, что структуризация - это не догма и не высшая добродетель, а просто инструмент. Что люди, которые во всем наводят порядок, не приведут нас к новым горизонтам. И что если мы с вами - люди творческие и нестандартные, то рядом с нами должны быть те, кто позаботится о правилах и регламентах.

Ну ладно. Это хаос «вообще», с ним все более-менее понятно. Можно смело закатывать глаза к потолку и голосом, полным трагизма и смирения, говорить: «Ну что же поделать, в этом вся дуальность мироздания». И вроде как отношения с хаосом налаживаются. А вот что делать, если, не приведи господи, руководитель грешит сильно повышенным процентным содержанием энтропии? Здесь, коллеги, самое главное - правильно самоопределиться. То есть подойти к зеркалу и, внимательно глядя в свои бездонные глаза, спросить себя: «А тебе это надо?». Иными словами, постараться понять, насколько лично нам соответствует уровень хаотичности нашего руководителя. Комфортно ли нам на таком уровне неопределенности? Если нам некомфортно, то мы просто встаем и уходим, потому что в этой ситуации никто никого не сможет изменить. А вот если мы решаем, что нас этот уровень устраивает или, что еще хуже, развитие психической мобильности лежит в зоне нашего профессионально или личностного роста, то это, конечно, тяжелый случай, но вовсе не повод сдаваться.

Так как же все-таки себя вести, что делать и о чем помнить, если твой глубокоуважаемый и любимый руководитель на твой взгляд (и только на твой!!!) несколько хаотичен?

Во-первых , не надо верить пламенным заявлениям в доверительных беседах с руководителем, что он очень хочет, чтобы в его фирме был порядок. Не хочет. Что вам дадут все необходимые полномочия. Не дадут. Что надо наконец навести порядок и показать всем этим лоботрясам, где раки зимуют. Не надо, причем никому. Самое интересное, что когда он вам это говорит, то нисколько не кривит душой, так как искренне во все это верит.

Во-вторых , никогда не предлагайте стратегических планов развития, поскольку такие люди интуитивно чувствуют, что не в состоянии целенаправленно долгое время действовать для достижения какого-либо результата, и это на них действует, как красная тряпка на быка. А любые регламентирующие документы они вообще воспринимают как ограничение своих свобод и личное оскорбление.

В-третьих , все свои договоренности и разрешения фиксируйте на бумаге и закрепляйте их подписью, потому что к следующему разу он может передумать. Не со зла. Просто планы и приоритеты могут очень сильно измениться, в том числе и стратегические.

В-четвертых , когда отчитываетесь о проделанной работе, акцент делайте не на достижении результата, а на объеме выполняемых процессов.

В-пятых , наберитесь терпения, часами выжидая аудиенции в его приемной.

В-шестых , если у вас есть свои подчиненные, то всегда держите одного-двух человек посвободнее для выполнения его разовых получений;

В-седьмых , никогда не проводите сколько-нибудь важных собраний без его участия, не планируйте свою работу и никогда не испытывайте иллюзий, что вы сможете его хоть в чем-то и как-то изменить!

Ну и, наверное, самое главное. ВЕРЬТЕ В СОБСТВЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ ВСТРЕТИТЬ ЛЮБОЙ НОВЫЙ КРИЗИС ТРИУМФОМ ТВОРЧЕСТВА!

Ирина Морозли
По материалам «Управление персоналом»

Порядок или хаос?

Хаос не безпорядочен, но также следует закономерностям

Марта Блейкфилд

Возвеличивает ли хаос Бога? Не беспокойтесь, я не имею в виду шкаф с вашими личными вещами или типичное воскресное утро в вашем доме. Хаос, о котором я говорю, – это новая область научного исследования под названием "теория хаоса".

Научная мысль изменилась, когда Ньютон обнаружил, что одни и те же законы объясняют как падение яблока, так и вращение Луны вокруг Земли. С тех самых пор, как он открыл и сформулировал законы, которые управляют движением нашей Вселенной, учёные предположили, что Вселенная работает как часы, действие которых объясняется несколькими простыми законами. Учёные описали, казалось бы, сложные системы с помощью сравнительно простых уравнений. Они подумали, что могут посмотреть на мир, вычислить, как он работает, написать уравнение, описывающее мир, затем вставить любые числа, и вот – они уже могут предсказать любые результаты наперед. Некоторые учёные думали, что они бы со временем нашли простой математический способ описания всего, что происходит во Вселенной. Некоторые даже думали, что они смогли бы обнаружить такой себе ряд уравнений, которые описывают формирование и работу всей вселенной - "теория всего".

Но даже по мере того, как учёные вырабатывают уравнения для все большего количества систем Вселенной, их всё время сбивают с толку необъяснимые явления и системы, которые, как кажется, действуют вопреки законам, сформулированным для их объяснения. Пошатывание планет на орбитах, турбулентность в системах воздушных потоков на крыльях самолётов, изменяющийся размер популяции животных - время от времени каждая из этих и других систем не соответствует простым уравнениям, которые учёные разработали для них.

Эти необъяснимые явления вызвали любопытство в научном сообществе. Учёные находят хаос там, где они предполагают найти порядок. Но затем, посмотрев на это поближе, они обнаруживают необъяснимый порядок в том, что казалось есть хаос. С развитием более быстрых и мощных компьютеров, они смогли проверить уравнения, на которые полагались долгие годы. Они обнаружили, что при определённых обстоятельствах некоторые из этих уравнений давали "хаотичные" результаты. Затем они поняли, что системы, которые казались такими беспорядочными, фактически придерживались странных и запутанных принципов.

Когда Эдвард Лоренц, метеоролог, разработал компьютерную программу моделирования погоды, он получил странные результаты. Лоренц обнаружил, что маленькие различия в начальных погодных условиях вызывали резкие изменения в последствиях. Долгое время метеорологи подозревали, что так оно и есть. Фактически, они даже дали этой идее название-"эффект бабочки." Это название было основано на "полуфантастическом мнении, что взмахи крыльев бабочки в Азии могут повлиять на погоду в Нью-Йорке через несколько дней или недель."

Растения показывают похожие повторные структуры, например, в жилках листа или ветвящихся веточках дерева.

Когда Лоренц составил уравнения для описания этих различий и ввёл эти уравнения в компьютер, который вывел диаграмму результатов, он обнаружил что эти уравнения "хаотичности" свидетельствовали о необычном виде предсказуемости. Кривая диаграммы была изогнута в виде восьмёрки - многомерной формы типа бабочки. Но странно то, что хотя кривая всегда по существу опять и опять описывает одну и ту же форму, она никогда не описывает точно такую же форму и ни одна точка диаграммы никогда не пересекается с другой точкой. Со времени открытия Лоренца, учёные обнаружили много таких "странных аттракторов", как такие явления сейчас называют.

Говоря проще, уравнения описывают одну и ту же общую форму, но никогда в точности не повторяются. Другие хаотичные уравнения образуют сложные ветвящиеся структуры, которые повторно копируются, но в убывающем порядке - каждая разветвляющаяся структура представляет собой копию последней, но намного меньше, как мы и видим это в структуре многих растений (смотрите фото, справа).

Все хаотичные системы, по-видимому, имеют необычную чувствительность к начальным условиям. Это системы, в которых на первый взгляд непоследовательные изменения в конечном итоге ведут к существенным различиям в результатах. Учёные обнаружили свидетельство "хаоса" в астрономии, эпидемиологии, метеорологии, воздушной турбулентности, на фондовой бирже, и в человеческом теле. Именно исследуя человеческое тело, некоторые учёные начинают понимать насколько важен хаос. Ари Голдбергер из Гарвардской Медицинской Школы полагает, что он не только обнаружил, что ритм человеческого сердца является хаотичным, но и то, что хаос просто необходим сердцу. Когда он сравнил колебания сердечных ударов здорового человека с ударами человека страдающего сердечным заболеванием, то выяснилось что здоровое биение сердца было фактически более хаотичным.

Это открыло глаза некоторым учёным на возможность того, что хаотичное поведение может быть не свидетельством отклонения или ненормальности, a характерной особенностью, присущей дизайну некоторых систем.

Разветвляющиеся структуры, все с чётко видимыми узорами самоподобия, можно обнаружить вокруг нас… и даже внутри нас. Посмотрите на фотографии (выше). Главные ветви дерева отходят в разные стороны, а затем разветвляются в свою очередь на меньшие ветки, которые переходят в веточки, ветвящиеся опять в маленькие побеги…все разные, но все же похожие. Также интересно наблюдать, как высушенная грязь трескается на (другие) структуры, которые, хотя и разные, показывают тот же самый принцип самоподобия на каждом кусочке. Также можно взять, например, образование ледяных кристаллов, систему ветвления притоков рек, которая видна из космоса, запутанное ветвление дыхательных путей в наших лёгких, и ветвящиеся структуры электрического разряда. Существует много других примеров, демонстрирующих тот же тип так называемых "фрактальных" структур.

Когда мы рассматриваем изысканно замысловатые структуры, обнаруженные в хаотичных системах, оказывается, что теория была названа неверно. "Хаос" обычно обозначает любой вид беспорядка или путаницы. В этом случае, то, что кажется хаосом, при более детальном исследовании является другим уровнем более сложного порядка нашей Вселенной, которую сотворил Бог. Учёные используют слово "хаос" для определения простых вещей, которые ведут себя сложным и непредсказуемым образом - вещи, которые удивляют нас и нарушают нашу способность предсказывать их поведение в будущем. По мере того как некоторые учёные больше узнают об этом, они предлагают разные названия для этого явления: "комплексификация" и "наука неожиданного."

"Традиционно эксперты видели причину этих неожиданностей во внешних факторах или неточности данных… Но теперь учёные изучая мир вокруг нас с помощью мощных компьютеров, начинают понимать, что неожиданность неизбежна. В таких системах как погода … неожиданность встроена внутри неё. Они всегда будут вести себя непредвиденным образом, независимо от того, насколько хорошо мы понимаем их. Это заложено в их природе – поступать так, как мы того не можем ожидать."

Но всё равно учёные надеются, что эти новые уравнения могли бы помочь найти метод предсказывания будущего поведения систем более точно, чем в настоящее время. И через много лет, когда мы будем думать, что осознали и проработали эти новые законы нашего сложного мира, мы без сомнения обнаружим другой ряд явлений, которые бросят вызов нашим представлениям о законах природы.

Мудрые учёные осознают, что всезнающий, всесильный Создатель сотворил Вселенную, полное понимание которой может занять время существования всего человечества или даже дольше. Таким образом, создание свидетельствует о Творце (Римлянам 1:20 ).

«Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследовать дело.» (Притчи 25:2 ).

Теория хаоса: никакой поддержки эволюции

Время от времени слышны заявления о том, что открытие упорядоченных структур в видимом хаосе – это яркая звезда надежды для эволюционистов. Они полагают, что в этом заключается перспектива для их попыток объяснить, как беспорядочные химикаты смогли образоваться в первый самовоспроизводящийся механизм, вопреки неослабевающей тенденции Вселенной к беспорядку.

Тем не менее, современные исследования указывают на то, что это – обманчивая надежда. Одним из классических примеров такого "порядка из хаоса" является возникновение шестиугольных узоров на поверхности некоторых масел при их подогревании. В тот момент, когда подогревание прекращается, этот узор вновь исчезает в море молекулярного беспорядка.

Эти узоры, как вихри урагана, являются не только мимолётно преходящими, но и простыми, повторяющимися структурами, которые требуют лишь незначительной информации для того,чтобы их описать. Мало того, информация, которую они содержат, уже находится в самом веществе и внутренне присуща физическим и химическим свойствам данного вещества, поэтому здесь не требуется какого-либо дополнительного "программирования."

С другой стороны, живые существа характеризуются действительно сложными, несущими информацию структурами, чьи свойства не свойственны физике и химии веществ, из которых они состоят; они требуют предварительно запрограммированной структуры клетки.

Любое предположение о том, что два явления на самом деле аналогичны, является отрицанием действительности.