Хамство. Определение понятия

Большой толковый словарь:

ХАМСТВО - некультурность, невежество, свойственные хаму.

Википедия:

ХАМСТВО - тип поведения человека, отличающийся резким, грубым и некооперативным способом общения. Понятие хамства достаточно размыто, и зависит от культурного уровня людей, вступивших в контакт. Одно и то же выражение может одним лицам показаться хамством, а другим - нет. Кроме того, хамство ситуативно, и отношение к фразе сильно зависит от сознательной или бессознательной установки человека.
Название возникло по имени библейского персонажа Хам.

Мне кажется, что самое точное определение хамства дал Сергей Довлатов:

Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий - «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.

Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы - это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются. Наглость - это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство - это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее - форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме - резко, крикливо и претенциозно.

Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. То есть - имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.

С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом - умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство - это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного - слабому», потому что хамство - это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство - это неравенство.

Десять лет я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и все поражаюсь отсутствию хамства. Все, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет. Не скажу, что я соскучился по нему, но все же задумываюсь - почему это так: грубые люди при всем американском национальном, я бы сказал, добродушии попадаются, наглые и нахальные - тоже, особенно, извините, в русских районах, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, - в Нью-Йорке практически нет. Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно.

И тогда я стал думать, припоминать: при каких обстоятельствах мне хамили дома. Как это получалось, как выходило, что вот иду я по улице - тучный, взрослый и даже временами в свою очередь нахальный мужчина, во всяком случае явно не из робких, бывший, между прочим, военнослужащий охраны в лагерях особого режима, закончивший службу в Советской Армии с чем-то вроде медали - «За отвагу, проявленную в конвойных войсках», - и вот иду я по мирной и родной своей улице Рубинштейна в Ленинграде, захожу в гастроном, дожидаюсь своей очереди, и тут со мной происходит что-то странное: я начинаю как-то жалобно закатывать глаза, изгибать широкую поясницу, делать какие-то роющие движения правой ногой, и в голосе моем появляется что-то родственное фальцету малолетнего попрошайки из кинофильма «Путевка в жизнь».

Я говорю продавщице, женщине лет шестидесяти: «Девушка, миленькая, будьте добречки, свесьте мне маслица граммчиков сто и колбаски такой, знаете, нежирненькой, граммчиков двести...» И я произношу эти уменьшительные суффиксы, изо всех сил стараясь понравиться этой тетке, которая, между прочим, только что прикрепила к своему бидону записку для своей сменщицы, что-то вроде: «Зина, сметану не разбавляй, я уже разбавила...», и вот я изгибаюсь перед ней в ожидании хамства, потому что у нее есть колбаса, а у меня еще нет, потому что меня - много, а ее - одна, потому что я, в общем-то, с известными оговорками, - интеллигент, а она торгует разбавленной сметаной...

И так же угодливо я всю жизнь разговаривал с официантами, швейцарами, водителями такси, канцелярскими служащими, инспекторами домоуправления - со всеми, кого мы называем «сферой обслуживания». Среди них попадались, конечно, милые и вежливые люди, но на всякий случай изначально я мобилизовывал все уменьшительные суффиксы, потому что эти люди могли сделать мне что-то большое, хорошее, важное, вроде двухсот граммов колбасы, а могли - наоборот - не сделать, и это было бы совершенно естественно, нормально и безнаказанно.

И вот так я прожил 36 лет, и переехал в Америку, и одиннадцатый год живу в Нью-Йорке, и сфера обслуживания здесь - не то пажеский корпус, не то институт благородных девиц, и все вам улыбаются настолько, что первые два года в Америке один мой знакомый писатель из Ленинграда то и дело попадал в неловкое положение, ему казалось, что все продавщицы в него с первого взгляда влюбляются и хотят с ним уединиться, но потом он к этому привык.

И все было бы замечательно, если бы какие-то виды обслуживания - почта, например, или часть общественного транспорта - не находились и здесь в руках государства, что приближает их по типу к социалистическим предприятиям, и хотя до настоящего хамства здешняя почта еще не дошла, но именно здесь я видел молодую женщину за конторкой, с наушниками и с магнитофоном на поясе, которая, глядя на вас, как на целлофановый мешок, слушала одновременно рок-песенки и даже как-то слегка агонизировала в такт. С тех пор я чаще всего пользуюсь услугами частной почтовой компании UPS, и здесь мне девушки улыбаются так, что поневоле ждешь - вот она назначит тебе в конце разговора свидание, но даже после того, как этого, увы, не происходит, ты все равно оказываешься на улице более или менее довольный собой.

Хамство - вид некорректного поведения, которому сложно дать характеристику, и тем не менее, все мы знаем, что это такое. Сталкиваясь с хамством, мы страдаем не только от обиды, но и от невозможности ему противостоять. Есть ли однозначные способы, как ответить на хамство?

Как понять, что вам именно хамят?

Сталкиваясь с хамом на работе, на улице, в кругу знакомых и даже в семье, первым вопросом будет «мне реально хамят или у человека просто трудный день ?». Нормальное чувство в такой ситуации - замешательство, ведь нападение хама всегда неожиданно и ощущается как незаслуженное и неадекватное. Именно поэтому быстро среагировать часто не получается, так как первые несколько минут уходят на оценку действий обидчика.

Есть мнение, что вступать в спор с хамом себе дороже, в отличие от реакции на грубость, наглость и нахальство. Как верно определил писатель Сергей Довлатов, хамство - это и наглость, и нахальство, и грубость вместе взятые, помноженные на безнаказанность.

Так же верно и то, что самая трудная часть задачи, как реагировать на хамство, это сходу определить, сможете ли вы поставить на место такого человека, проучить, или нет.

Хамство надолго врезается в память не потому, что содержит какие-то особенно обидные слова, а потому, что ставит вас в унизительное положение, из которого, как кажется вашему обидчику, вам не выбраться. Строго говоря, это и есть его цель - посадить вас в лужу, желательно при свидетелях.

Хамы думают, что борются за власть

Чтобы понять основу этого поведения, нужно копнуть глубже. Ведь хамы и хамки не просто от нечего делать заедают окружающих, чем занимаются скандалисты, неуравновешенные, грубияны и прочие. Уровень хамства - это уровень притязаний из сферы кто главный.

В социуме, к сожалению, процветает способ иерархии, при котором тебя так и норовят втиснуть в какую-нибудь касту - или тех, кто может за себя постоять, или безответных слабаков. Подлость в том, что люди хамят только тем, кто заведомо не может защититься, например, вы не успеваете ответить, вынуждены сдержаться, потому что заняты, потому что на вас смотрят дети, начальство или вы слишком хорошо воспитаны и по статусу не опуститесь до ругани и мести.

И вот он сладкий момент для хама - можно бить безнаказанно. На самом деле это психология раба, слабого угнетённого члена общества, на миг получившего власть, чтобы отыграться хоть на ком-то. Самый показательный пример такого ощущения безнаказанности - это хамство на дорогах, ведь каждый укрыт в своём авто и думает, что его не догонят. Так сказать, бросил бомбу - и уехал.

Так что первое, чем вы можете защититься - это чёткое понимание цели хама и его уровня развития личности. Как только вы видите, что на вас нападает именно такой человек, сразу мылено определите его в категорию обозлённых рабов, потерявших право на благожелательное общение с вами на равных. И в этот момент решайте, как будет правильно - хамить в ответ, промолчать, уйти или сделать вид, что вы не понимаете русский язык.

Выбираем тактику по ситуации

Сначала обсудим, как вести себя с людьми, с которыми вас не связывают длительные отношения - прохожий, человек в очереди, водитель на дороге, случайный знакомый на вечеринке.

Если вам грубо нахамили, унизили по какой-то теме (из-за того, что вы женщина, по внешнему виду, за какое-то ваше высказывание), то перед вами выбор:

  • не остаться в долгу, прокомментировать - тогда учимся хамить красиво в ответ;
  • пропустить мимо, игнорировать, только для этого нужны стальные нервы.

Учтите, последний вариант не для ранимых. Вы знаете себя достаточно хорошо, чтобы определить, будете ли вы ещё неделю помнить грубияна из автобуса, станете ли прокручивать в голове ответы парню с вечеринки, который повёл себя как тролль из интернета, надолго ли у вас испортится настроение и потеряете ли вы уверенность в себе, никак не наказав хама.

Если это о вас, лучше выучить наизусть фразочки и приёмы так называемого психологического айкидо. Остроумно ответив хаму, вы успокоитесь и быстро забудете инцидент.

Другое дело, если против вас возникла постоянная травля от мужа или сотрудника. Хорошо, если у вас быстрая реакция и, как говорится, иголки под языком. Хамство не станет хроническим, если это пресечь с первого раза, ещё и выставив идиотом самого нападающего в глазах других людей.

Но это в идеале, а в жизни мы прощаем и терпим, особенно когда не хотим портить отношения, убеждаем себя, что у обидчика просто выдался тяжёлый день, он встал не стой ноги и прочее. И за своё человеколюбие и лояльность обычно получаем отнюдь не награду, а ситуацию, когда хам садится на шею и бьёт пятками по глазам. Что же делать, если хам распоясался?

Борьба с хамовитым начальником


Начальник с хамскими замашками - это проблема, которую нужно решать, причём срочно. Как вы уже поняли, он не остановится, пока не уничтожит в вас чувство самоуважения и достоинства, и не погнушается самыми отвратительными методами.

Как на работе противостоять хамству? Если речь идёт о коллеге, можно вызвать человека на разговор тет-а-тет и спокойно, но предельно ясно сообщить, что конкретно вас задевает, попутно пригрозив, что если он или она не уймётся, вы поднимете вопрос на уровне субординации, и его (её) уймёт начальство.

А вот если предстоит осадить руководителя, с глазу на глаз с ним лучше не общаться. Конфликтуйте в присутствии сотрудников: он хамит, а вы демонстрируйте спокойствие и сосредоточенность на работе. Поинтересуйтесь, как его выпады касаются ваших обязанностей, закончил ли он с язвительными замечаниями и можете ли вы приступать к работе.

Ещё резче можете возмутиться, по какому праву он переходит на личности, вы тут вообще-то работаете и не домой к нему пришли. Всё это говорите спокойным тоном, так чтобы вас невозможно было упрекнуть в неуважении.

С шефом вы изначально не на равных, так что перенесите конфликт в профессиональную сферу: если он возомнил, что может безнаказанно портить вам настроение, мстите ему в рабочем порядке - отказывайтесь от сверхурочных заданий, не берите работу домой, покидайте рабочее место с точностью до минуты, выключите энтузиазм. Свяжите его нападки с результатами вашей работы, пусть увидит, что его хамство дорого ему обойдётся.

Как проучить за хамство мужа

Вот уж где нужна железная самодисциплина. Игра в войнушки в семье - путь в никуда. У воюющих родителей страдают и болеют дети, поднимается давление у тёщи и свекрови, да и сам брак обрастает таким негативом, что финал может быть печальным.

Что ещё НЕ поможет исправить хамовитого мужа? Например, откровенный разговор на кухне с предъявлением обиды и воззванием к совести. Хамы опираются на свою безнаказанность, помните? У них нет совести! Семейный совет в 50% случаев закончится вашими слезами, в остальном - стеной непонимания и даже попыткой ожесточившегося супруга сбить с вас спесь.

Можно отказать мужу в сексе, как считает большинство женщин. Вот уж действительно не наказание! С него начинается холодная война, а не перевоспитание, и мужчина, если он и впрямь на ваших глазах наглеет и становится подлецом, расценит это как вашу самую слабую попытку к сопротивлению: мол, и это всё, что ты можешь?

Так как же будет правильно? Мудрейшее решение, которое вы можете принять, простое для понимания, но сложное в исполнении. Нужно отдаляться от мужчины, но при этом безупречно выполнять свои обязанности по отношению к нему.

Конкретизируем:


  • здороваемся, отвечаем на вопросы по существу, готовим пищу, стираем, убираем, выполняем роль хозяйки, если к нему пришёл гость, спим в одной постели;
  • не разговариваем о повседневных мелочах, скрываем, о чём думаем, не вникаем, как у него дела, не заботимся, всё ли ему нравится, не ласкаем, не целуемся, не ухаживаем, не поддерживаем в гостях;
  • высший пилотаж - заниматься сексом без проявления чувств (для настоящих стерв).

Уловили принцип? Исполняйте роль супруги формально. Спросит, в чём дело, отвечайте: «Перестанешь хамить - будет тебе семейное тепло, а пока - так! ». Мужчины не выносят холодности, сломается даже самый отъявленный хам. А точнее, научится уму-разуму и мстить не будет.

Наглое человеческое поведение является старым, как мир. Первое проявление наглости описано в истории в Библии о поведении Хама, сына Ноя, который публично высмеял отца. С тех пор наглость, грубость, бескультурье никуда не исчезли. Их мы видим чуть ли не каждый день, но как только они коснутся тебя лично — кажется, будто впервые. Однако одна вещь -лайка незнакомца на рынке или в маршрутке, и совсем другое — хамство на работе или в кругу друзей и, не дай Бог — семьи. Само по себе хамство отнимает много нашего времени и сил. До предела напряженными становятся отношения с окружающими. Если бы можно было в жизни избегать общения с хамом. Сколько нервных клеток удалось бы сохранить. Сколько бы появилось приятных, НЕ загаженных бранью и оскорблением дней.

Хамство — тип поведения человека , отличается резким, грубым способом общения. Одно и то же выражение может у одного лица показаться хамством, а другого — нет. Кроме того, хамство — понятие ситуативное и отношение к словам зависит от сознательной или бессознательной установки человека.

О хамстве и самооценке

Наверное, каждому знакомы люди, которые считают, что хамским поведением можно добиться в жизни многого. Начиная со свободного места в маршрутке и заканчивая хорошей должностью. От хама страдает окружение, но наглость — это в первую очередь проблема самого человека.

Когда человек имеет заниженную самооценку, это приводит к внутреннему дискомфорту, ощущению неполноценности и агрессии к тем, кого он считает лучше себя. Поэтому такое лицо стремится исправить ситуацию, чтобы чувствовать себя психологически комфортно. И исправляет все унижением других. Конечно, это сделать легче, чем работать над собой и повышать собственный уровень образованности и самодостаточности.

Когда у лица завышена самооценка, оно считает окружающих людей менее ценными, которых не грех еще унизить. Такой человек психологически на подобное унижение сам себе дает право и разрешение.

Итак: хамство — это отсутствие культуры общения у определенных лиц.

Хамство — вещь неприятная , но ему можно и нужно противодействовать. Как известно, наше поведение базируется на трех составляющих: в первую очередь на наших знаниях. Второе — нашему отношению к кому-то или чему-то. Третье — на приобретенных навыках.

По наглости , то это выглядит примерно так: лицу из собственного опыта известно, что наглость — второе счастье , что хамское поведение может помочь быстро достичь желаемого; лицо считает, что хамство — вещь разрешенная ; и, находясь в окружении, где наглость является нормой поведения, усваивает такой образ жизни.

Так вот: чтобы успешно противодействовать наглости, нужно воздействовать сразу на все три направления.

Способы противодействия хамству

Вот скажите, какой будет ваша реакция на публичное хамство ? Правильно, вам захочется сделать то же, то есть поступить аналогично. Ответной реакции как раз и ждет хам. А этого делать как раз не стоит. Почему? Потому что, отвечая хамством на хамство , вы даете разрешение втянуть себя в водоворот негативной эмоции, когда ум вам неподвластен и когда можете наговорить, а то и наделать глупостей.

Отвечая хамством на хамство, вы копируете поведение хама. Поэтому ничем от него не отличаетесь.

Нужно остановиться и мысленно понять свою эмоцию. Так вы не дадите негативу овладеть вашим разумом, а, поняв собственную эмоцию, освободитесь от нее. Поэтому вы будете человеком, трезво принимающим решения. Человеком, который не поддается хамской провокации и контролирует ситуацию.

Поставить хама на место достаточно просто . Есть несколько способов.

Во-первых, не перебивайте хама. Пусть выскажется. В то же время прислушивайтесь к своим эмоциям.

Во-вторых, когда хамское поведение стихнет, а при условии выполнения первого пункта так и произойдет, выскажите свое видение ситуации. Но делайте это корректно. НЕ опускайтесь до уровня собеседника. Оперируйте только фактами. В психологии такая техника называется «Я — утверждение». Итак, для начала называете факт, затем свое видение ситуации и предлагаете собственное решение конфликта .

На примере это можно изобразить так: «Уважаемый, вы меня столько критиковали, оскорбляли и мне это неприятно. Вы критикуете не то, что я сделал или не сделал, а меня лично. Я чувствую обиду и буду рад прекратить наше общение. Ваше поведение противоречит моим принципам. Мне бы хотелось, чтобы мы все придерживались правил искусства общения ».

Если же хаму не будет понято сказанное, можно его спросить: «Вы решили меня оскорблять или вас интересует решение проблемы ?» Эта фраза позволяет контролировать разговор именно вам.

В-третьих, действенным способом противостоять наглецу является игнорирование.

Игнорирование — очень сильный психологический прием.

Ведь нахал для самоутверждения требует трех вещей: внимание, публику, обратную связь. И если, например, в офисе или многолюдном месте отграничить наглеца от публики вряд ли удастся, то лишить его своего внимания и обратной связи лично вам под силу. Чтобы это сделать, достаточно просто представить пустым место, на котором стоит хам, или начать мысленно перечислять цвета его одежды или пуговицы на его рубашке. Если хам грубит без реакции, то и сам не заметит, как предстанет перед публикой в ​​невыгодном свете.

Задавайте вопросы по существу. Например: «У вас что, личная заинтересованность в этом вопросе?», «Где вы взяли эту информацию?», «Почему вы считаете, что правы?». Будьте уверены, при наличии публики хам начнет отвечать на ваши вопросы и постепенно его хамство сойдет на нет .

Помните о трех видах человеческого поведения: уверенном (ассертивнои), агрессивном и робком. Уверенный в себе человек находится в спокойном эмоциональном состоянии и меньше подвергается агрессии. Когда же человек выглядит и ведет себя неуверенно, агрессивно или робко, такого человека хам сразу «записывает» в жертву, на которую можно напасть.

Итак, чтобы выглядеть уверенным, нужно быть им. Внешний вид, мимика — это отражение нашего внутреннего состояния. Признаками уверенности являются прямая спина, спокойный темп речи, прямой взгляд. Таких людей хамы, как правило, избегают.

Универсальный же прием противодействия хамству заключается в том, чтобы не брать на себя роль жертвы в игре под названием «Хам и его жертва» . Сделать это довольно просто: например, ваш начальник, коллега, родственник или продавец на рынке или водитель маршрутки грубо кричат, а вы им говорите: «Какой у вас красивый голос! Повторите, пожалуйста, еще раз и погромче! ». Или: «Я вижу, что у вас плохое настроение. Вероятно, я могу помочь? ».

Ну и суперуниверсальный ответ хаму является следующей: «Согласен. Вы правы. Я такой »,« Вы абсолютно правы! »После такого ответа любая форма психологического нападения прекратится. Хам замолчит и не будет знать, что сказать. Ведь с ним согласились!

Если же ни один из приведенных выше приемов не помог, то остается решительный. Озвучьте то, что вы сделаете, если хам не остановится. Когда, например, хамит водитель маршрутки или продавец супермаркета, — что вы обратитесь к их руководству.

Какой бы способ противодействия хамству вы не выбрали, помните: главное — отстоять собственное психологическое пространство и сохранить себе нервы.

Анатомия офисного хамства

Мы рассмотрели основные социально значимые приемы противодействия хамству . Однако есть еще один вид наглости под названием — офисное хамство . В офисе, как известно, мы проводим большую часть дня. Теперь представим ситуацию, когда начальник — хам . Прежде всего, если вы воспринимаете руководителя именно так, то находитесь в постоянной стрессовой ситуации. А теперь посчитайте, сколько часов жизни вы проводите на работе. Длительная стрессогенная ситуация чревата риском для здоровья, которое напрямую связано с психическим состоянием. Что делать в таком случае, решать только вам. Трудно ли вам работать с этим человеком? Насколько эмоционально вы воспринимаете хамское отношение к себе? Пообщайтесь с коллегами — все ли они воспринимают руководителя так же, как и вы? Возможно, найдется человек, который смотрит на ситуацию иначе?

Помните: хамство — это наша интерпретация того, что говорит человек. На самом деле «хам» — это оценка. Наша оценка слов другого человека. Если не оценивать другого как хама, тогда не будет от кого и защищаться.

Например, вы для себя определили, что начальник — хам . Вспомните то, что руководитель в первую очередь — живой человек, а значит, разносторонний. Наблюдая за начальником, вы сможете заметить, что он собственно хочет достичь. Проанализируйте, почему руководителю надо быть хамом. Найдите подход к этому человеку, выясните, что для него важнее, как он оценивает проделанную работу, по каким критериям. Если есть возможность общаться с руководителем в пределах рабочих отношений, налаживать работу и достигать результатов, — вы будете работать с ним и дальше.

Только вы сами для себя решаете, где, с кем и на каких условиях работать. Иногда задача начальника, охарактеризованного вами как хама, может касаться только организационных моментов, поэтому в определенных сферах ему и не надо быть специалистом. Однако если от вас требуют выполнения задач, которые невозможно выполнить из-за специфики вашей работы, а непосредственный начальник не представляет сам, как это технически решить, и решает все хамским поведением , то ситуация становится подобной «Пойди туда — не знаю куда. Сделай то — не знаю что ». Здесь возможны два выхода — обращение к высшему руководителю (если таковой имеется) с четкой аргументированной позицией и фактами или (особенно, если это последняя капля) переход на другую работу.

Хамство начинается тогда, когда у человека заканчиваются аргументы в свою пользу или когда человек занял неправильную позицию, а отступить НЕ позволяет гордость или недостаток воспитания и культуры.

Но, если вы заинтересованы в работе, нравится то, что вы делаете, коллектив, в котором работаете, денежное вознаграждение, которое получаете, близки идеи организации, — тогда есть смысл приспособиться к руководителю-хаму. Здесь можно вспомнить высказывание:

«Если ты не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней».

Важнейшим на любой работе является четкое понимание, что от вас требуют, какие результаты и сроки запланированы. То есть, если наглость начальника себя оправдывает, стоит таки научиться общению с тем, кого вы считаете хамом.

Например, начальник-нахал, как вы его оценили, просит срочно выполнить его задание. Зато вы гарантированно получаете материальное вознаграждение и понимаете: хорошо, что требовалось немедленное исполнение, потому и работа сделана, и деньги есть, и вечер пятницы будет свободен. То есть вы в выигрыше. Но, когда наглец только криком, оскорблением заставляет вас работать, не гарантируя взамен вознаграждения, то терпеть этого не стоит.

Кстати, экспериментально доказано, что людям с гармоничными семейными отношениями хамство начальника безразлично . Ведь они имеют базовую причину быть спокойными: комфорт в семье, внутренний покой и уверенность. Не забывайте об этом !


Мы ежедневно сталкиваемся с этим неприятным явлением. Хамство можно встретить повсюду. Например, в общественном транспорте, когда компания молодых людей, не желая уступить место пожилому человеку, начинает юродствовать и оскорблять тех, кто попросил это сделать. Или в учреждениях часто на вопрос на месте ли начальник, нам отвечают: «Он не обязан перед вами отчитываться». Казалось бы, ничего особенного, но ведь можно было бы найти другие слова для ответа. Только никто себя этим не утруждает.

Или в поликлинике, где мы вынуждены проводить много часов в ожидании приема врача, нам говорят: «Закройте дверь, у нас обед», хоть во время приема не бывает обеденного перерыва. Или, когда вы стоите на переходе в дождливую погоду, а проезжающая на всей скорости машина, обдает вас грязью. Или, игнорирующие пешеходные переходы, водители – такое хамство еще и представляет опасность для жизни. В связи с этим, часто возникает вопрос: что такое хамство и как можно на него ответить и надо ли отвечать.

Отличительные признаки хамства.

Если вспомнить происхождение слова «хамство», которое идет от имени библейского персонажа Хама, прославившегося тем, что публично насмехался над своим отцом, то можно сказать, что истоки этого явления зародились еще в библейские времена. Так вот, хамство, это не что иное, как выражение неуважения к людям, причем сознательное. Как уже говорилось выше, проявлений хамства в жизни великое множество, но есть признаки, объединяющие их:

    1. Полностью игнорируя интересы других, делать так, как удобно себе.
    2. Отсутствие культуры воспитания и элементарного уважения к окружающим.
    3. Использование оскорблений, как прямых, так и скрытых.

Хам всегда вооружен презрением и высокомерием, он агрессивен, его поведение безответственное. Понятно, что агрессивность, грубость и безответственность расцветают при условии безнаказанности. К примеру, если вы захотите пожаловаться на действия чиновника или нерадивого врача, то куда вы пойдете? Конечно, к их коллеге, а результатом будет, как правило, принцип «рука руку моет».

В наше время зеленый свет хамству дает Интернет. Ведь в Сети никто не знает ни имени, ни фамилии человека, который прячется за ником и безнаказанно оскорбляет собеседников. Понятно, что ни наказать, ни пристыдить его нет никакой возможности. Вот он и получает, таким образом, моральное удовлетворение за счет выплеска агрессии на людей.

Зачем хаму нужно унижать людей?

Психологи считают, что люди, которые не достигли высот в карьере, учебе, спорте или вообще в развитии, таким образом, самоутверждаются, за счет унижения других людей. Вспомнился афоризм советских времен: «Чтобы самому выглядеть чище, обдавал грязью других». А уж если хам имеет какую-никакую власть, то он непременно будет злоупотреблять ею, чтобы выглядеть более значительно. Все мы, хотя бы раз в жизни, сталкивались с хамством чиновников, властью: сотрудников паспортных столов, ЖЭКов, таможенников и так далее.

Есть еще причины для хамства. Например, кто-то, являющийся жертвой агрессии и унижаемый в семье, компенсирует это в магазинах и в общественном транспорте, награждая людей обидными прозвищами и выпуская пар: «Куда прешь, придурок?» и т.д.

Как ответить на хамство?

Вот и появляется вопрос: как ответить на хамство. Как же хочется ответить хаму тем же! Но это неправильный подход, так как последний ждет продолжения конфликта, чтобы развернуться в полную силу. Да и не всегда ситуация позволяет это сделать, например, если вы столкнулись с хамом-начальником, или хамом-чиновником. Воспитанный человек в ответ промолчит, так как его с детства учили, что отвечать на такое не следует. Но ведь терпение не каменное и когда-то ему наступает предел. Сегодня мы поговорим о том, как вести себя с хамом правильно, как следует ответить на хамство.

Все же, правильно нас учили, что самым действенным будет просто проигнорировать обидчика. Если незнакомый прохожий сделал хамское замечание в ваш адрес, проходя мимо, просто идите своей дорогой и забудьте об этом. В результате вы не утратите душевного равновесия, а хам не получит удовлетворения от своих действий. А как быть в ситуации, когда уйти невозможно: общественный транспорт, кабинет начальника или врача. Да к тому же, имеется непреодолимое желание надерзить в ответ. Промолчав, вы будете весь день мучиться от мыслей и предположений что бы вы достойного могли ответить обидчику.

В наши дни в диалектике даже появилось такое направление, как словесная борьба. С помощью этой техники, выражаясь спортивным языком, можно хама отправить в психологический нокаут. Вам для этого понадобится всего пара-тройка фраз и, что самое главное, невозмутимое спокойствие. Далее мы приведем примеры этой техники.

Разоблачайте.

Поскольку хамство не всегда имеет явный характер, и чаще всего даже скрытый, то следует разоблачить обидчика. К сожалению, бывают случаи, когда учителя несправедливо занижают оценки ученикам. К примеру, учителю не нравится сам ученик или его родители. Что делать? На родительском собрании следует в присутствии других родителей рассказать о сложившейся ситуации. Пойманный на необъективности, учитель начнет оправдываться и доказывать, что все обстоит не так, или вы его неправильно поняли. Однако, в следующий раз, прежде чем снова занизить оценку, он задумается.

Шокируйте.

То, что нам нередко хамят в магазинах, мы привыкли. Однако, и с этим можно бороться. В своем лексиконе вы должны иметь парочку фраз, совершенно не относящихся к делу, чтобы обескуражить противника. Например, если вам в грубой форме продавец делает какое-то замечание, или настаивает на покупке, спросите у него: «А слона в ванне мыть можно?». Поверьте, это работает.

Задавайте вопросы.

Представьте себе, что вы случайно толкнули человека и извинились, но в ответ получаете все равно выплеск агрессии и хамство: «Ослеп?», «Совсем обнаглели» и так далее. Вам следует проявить терпение и осведомиться у «обиженного» действительно ли он вас считает слепой нахалкой. Помните, что его агрессивное поведение вызвано болевыми ощущениями, как правило, человек в этой ситуации сразу не понимает что произошло. Возвращая ему его же фразы в виде уточняющих вопросов, вы даете ему возможность прояснить ситуацию для себя. Никто не спорит, что все люди разные и реакция у них тоже разная. Вполне возможно, на ваши извинения вы услышите в ответ: «Ничего страшного» или просто кивок головой в знак того, что ваши извинения приняты.

Обесценивайте хама.

Здесь хорошим примером будут наши коммунальные службы, ведь именно в ЖЭКах встречаются крикливые и постоянно недовольные сотрудники. Мало ли что было причиной их недовольства: ссора с кем-то или проблемы в семейной жизни, а тут явились вы, хорошо одетый, явно успешный. Вот сотруднице и обидно, поэтому она вам хамит. Бороться с таким проявлением хамства бесполезно. Однако, попробуйте оградить себя от раздражения и попытаться, к примеру, расшифровать аббревиатуру учреждения как-то по своему, с юмором, например: Живое Эротическое Колесо или Жизнь Экзотических Китов или как-то иначе. И вы улыбнетесь хаму в ответ, гарантированно.

Демонстрируйте знания.

Если конфликт уже начался, и ваш оппонент уже стал красным от злости, и вот-вот кинется на вас с кулаками, то не стоит приводить много аргументов, лучше найти один, но весомый. Вот здесь и пригодятся ваши знания. Например, вы принесли документы в госучреждение, а вам в категоричной форме заявляют, что не хватает какой-то бумажки, а вам точно известно, что на сайте учреждения ничего о недостающей справке не сказано. Вы сразу же должны сказать об этом. Как правило, в такой ситуации хам становится осторожнее. После недолгого ворчания, он, наверняка, примет у вас документы.

Вводите в заблуждение.

Все, что говорит собеседник, перефразируйте и возвращайте ему в ответ, приправляя речь общими убеждениями. Например, самодур-начальник вызвал вас к себе в кабинет, чтобы просто поглумиться. И вот он произносит: «На моем веку еще не было таких, как вы, сотрудников. Все уходят с работы в восемь вечера, а вы раньше. Готовьтесь к увольнению». Попробуйте, применив наш совет, ответить так: «Люди разные и всем надо разное время, чтобы выполнить работу хорошо». И продолжайте в том же духе. В конце концов, он иссякнет и успокоится.

Одну и ту же мысль, формулируйте по-разному.

Предположим, в кафе вам подали первое блюдо после десерта. Разумеется, это неправильно. Но никто за это не собирается извиниться. Наоборот, в ход идут различные оправдания, аргументы, в пользу того, что все в заведении соответствует высшему разряду: «Суп был не остывший, ожидание не долгим, приборы вовремя поменяли». А теперь вы, в свою очередь, должны показать, что настроены серьезно, повторив несколько раз свою претензию, но каждый раз новыми словами: «Мы отказываемся платить, так как первое вы принесли после десерта»; «Суп едят до сладкого и это нормально»; «Как все обычные люди, мы привыкли есть первое до десерта. Поскольку это не получилось, оплачивать суп мы не будем».

Смейтесь и шутите.

Как правило, прежде чем нахамить, человек набирает в легкие воздух. Но если в этот момент он рассмеется, то расслабится. Если вы к тому же, улыбнетесь, рассмешив собеседника, то он поймет, что не так уж плох в ваших глазах. Например, вы просите об остановке водителя маршрутки, а он, отвечает, что вы сообщили о своем намерении выйти слишком поздно, и остановка теперь невозможна. В ответ вы можете сказать, что минуту назад любовались его ловкостью при парковке и просите его повторить это на бис.

Отвлекайте и отвлекайтесь.

Один из способов избежать хамства в ваш адрес – перевести беседу на другую тему. Например, вы пришли на прием к врачу, а к нему уже стоит большая очередь скучающих бабушек, а у вас, как назло, совсем нет времени. Уделите бабушкам немного внимания, поговорите с ними об их болячках, и не исключено, что вместо того, чтобы вас ругать, они сами пропустят вас на прием без очереди.

Или вас ругает начальник и никак не может остановиться. В этот момент вы можете рассматривать какой-то предмет интерьера, одновременно, производя в уме умножение сложных чисел. Когда шеф выговорится, и перейдет к конкретным предложениям, он сам вернет ваше внимание к своей персоне.

Соглашайтесь со сказанным.

В качестве примера можно привести семейные конфликты. Если кто-то из супругов возмущается неумением другого чем-то пользоваться, допуская при этом фразы: «Зайца легче научить», то второму надо выдержать паузу и согласиться с его словами: «Совершенно справедливо ты называешь меня зайцем, но я по-прежнему не умею пользоваться …». Через некоторое время обидчик потеряет интерес к нравоучениям. Ведь какая была цель? Оскорбить и унизить вас, а вам всего лишь смешно. Следующим его шагом будет обучение вас, как пользоваться какой-нибудь технической штучкой.

Еще психологи советуют, чтобы защититься от хама, надо представить его за стеклом. Будто вы его не слышите, а он только беззвучно открывает рот. В таком случае, его слова вас не заденут, а будут восприниматься как внешний шум, не более того. Итак, если вы столкнулись с хамством, не стесняйтесь путать, разоблачать, шутить, задавать вопросы обидчику. Можно применить одновременно все перечисленные способы. Как правило, хам, заметив, что ему дают достойный отпор, хамить перестает.

Кроме того, читайте на сайте:

Бывшый МЧ и привязанность к нему

Предыстория: два года назад я рассталась с МЧ. Встречались мы долго, вместе жили, разрыв был по его инициативе, и был для меня весьма болезненным. Он к концу отношений стал холодным, и все мои терза…