Гуманитарные науки фактически можно назвать. Гуманитарные профессии

Семинар № 1

Тема: Гуманитарные науки: особенности, развитие и значение гуманитарного знания.

Вопрос № 1. Содержание и развитие гуманитарных знаний. Процесс и причины расширения гуманитарных знаний.

Гуманитарные знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарные знания - это возможность ориентироваться в мире, в смысле происходящего, это возможность понимать, что с нами происходит и для чего нам нужны те или иные реформы, для чего нам нужны те или иные новации .

Гуманитарное знание изменяет сознание человека, так как формирует его отношение к миру, позволяет по-новому взглянуть на него. Проблема самоопределения - важнейшая гуманитарная проблема для человека , потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся.

Особенностью гуманитарного знания является то, что оно не существует независимо от человека, так как человек сам вырабатывает его, переосмысляя то, что существует во внешнем мире, в культуре (т.е. во всем человеческом опыте). Например, идеи или культурные ценности он пропускает через свое "я" - свое индивидуальное, и затем они становятся уже его собственными, его индивидуальными понятиями. Индивидуальность здесь служит как бы критерием. Гуманитарное знание говорит о том, что создано человеком на протяжении его истории, а не о том, что возникло естественным образом.

Объектом гуманитарных наук является индивид , точнее, его духовный, внутренний мир и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.

К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), социология, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Человек всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.

Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Поэтому, проблема истины в гуманитарном знании имеет принципиальное значение. Достижение истины в гуманитарных науках осуществляется во многом специфическими, сложными путями. Соотношение истины и заблуждений происходит в непростых для человека условиях выбора его жизненной позиции. Но поиски истины сосредоточены прежде всего в гуманитарном знании. И потому на формирование мировоззрения огромное влияние оказывает уровень гуманитарной образованности человека.Все гуманитарные знания пронизаны мировоззренческими идеями. Знание об обществе – история, правоведение, социальная психология, социология и т.д. – представляет собой не просто совокупность добытых сведений о развитии общества, народов, а одновременно их осмысление с тех или иных позиций. То же самое полностью относится к наукам о человеке, например, психологии, педагогике.В обществе перед человеком всегда существует проблема выбора, и тогда гуманитарная образованность, уровень этой образованности создают предпосылки для того, чтобы этот выбор был сделан в наиболее цивилизованной форме, поскольку гуманитарная образованность позволяет человеку не начинать с чистого листа, а использовать осознанный общечеловеческий опыт.

Вопрос № 2. Наука как форма познания, её особенности и значение.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Классификации наук:

по предмету и методу познания : естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

по удаленности от практики : фундаментальные и прикладные.

Функции науки:

    культурно-мировоззренческая,

    познавательно-объяснительная,

    прогностическая,

    социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания и др.

2. Наука осуществляет изучение не только объектовиспользуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. Наука занимается, помимо прочего предвидением будущего;

3. Науке свойственна объективность, так как главная цель научного познания – объективная истина.

4. Существенным признаком познания является его системность. Знания преобразуются в научные, когда описание и обобщение фактов доводится до их включения в теорию;

5. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

6. Проверяемость знания посредством опыта,практики.

7. Использование научного оборудования.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический .

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих объектов. На этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами,осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путем проведения наблюдений, измерений, экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Здесь отсутствует практическое взаимодействия с объектами.Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Вопрос № 3. Гуманитарные науки: понятие, виды, специфика, значение.

Гуманита́рные нау́ки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

До настоящего времени не решена проблема классификации социально-гуманитарных наук. Одни авторы не производят разделения наук на социальные и гуманитарные, другие – производят. Различие состоит в предмете изучения. Для социальных наук – это общество в целом или его сферы (политическая, юридическая, экономическая и др.). Для гуманитарных наук предмет изучения – человек и духовные продукты его деятельности. В связи с этим к социальным наукам можно отнести социальную философию, историю, социологию, экономику, юриспруденцию, политологию. В состав гуманитарных наук можно включить культурологию, религиоведение, искусствоведение, психологию, лингвистику, педагогику, философскую антропологию . Сходство между социальными и гуманитарными науками очень большое,поэтому можно вести речь о социально-гуманитарных науках како единой науке.

Социально-гуманитарные науки имеют свою специфику.

1)необходимость учета в них феномена свободы . Науки о природе изучают естественные процессы. Эти процессы просто происходят. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность в экономической, юридической, политической, художественной сферах. Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Процессы природы не обладают свободой. Человеческая же деятельность свободна (не абсолютно, конечно, а относительно). Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше непредсказуемояти.

2)высокая степень уникальности изучаемых объектов . Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект.3) ограниченность применения эксперимента . Во многих случаях эксперимент просто невозможно провести, например в изучении истории страны, где события уже совершились. Нельзя провести эксперименты в социологии при изучении межнациональных отношений, в демографии при изучении, скажем, миграции населения. Мы не можем с экспериментальной целью переселять народы и другие социальные группы, изменять им зарплату, жилищные условия, состав семьи и т. п.

Значение гуманитарных наук очень велико. Они не только расширяют кругозор, но и накапливает опытом навыками, умениями. Изучая соц. –гуман. науки человек приобщается к обществу, узнаёт его, формирует своё отношение к окружающим. Углубляясь в изучение хотя бы одной из гуманитарных наук, человек раскрывает себя, свой потенциал. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности.

Вопрос № 4. Общая характеристика социального мировоззрения. Роль научного изучения общества, его функционирования и развития.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей:

Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество – главный элемент мифологического типа мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения держит общество в определённых рамках и объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда – разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.

Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент – стремление к познанию.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

В наши дни общество в его прошлом и настоящем изучает целый комплекс общественных наук: история, социология, философия,антропология, политология, экономика, культурология и др. Каждая из этих наук рассматривает определенные стороны общественной жизни. Социальная философия и социология стремятся охватить общество в целом,поэтому именно им отводится наиболее важная роль в изучении общества.Социология – это обобщающая наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. С другой стороны, социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология. Все общественные науки взаимосвязаны и составляют одну совокупную науку об обществе, они дополняют друг друга, хотя и выделяют различные аспекты исследования.

Чтобы понять, что такое естественная наука, нужно разобраться с тем, какой смысл вкладывают обществоведы в понятие познание, что вообще означает это определение. И почему гуманитарный блок выделен.

Итак, научное познание и его особенности непосредственно связаны с изучением явлений, составляющих действительность. Говоря о познании, отметим, что оно ориентировано на получение истинных знаний, подтверждаемых фактами и проверяемых разными способами. Чем отличается от искусства, где определённые искажения, преуменьшения и преувеличения вполне допустимы как способ донесения мысли. Само познание обществознание считает основой науки. Однако, разумеется, далеко не все его формы. При этом естественные науки, а также вообще всё, что позволяет выявить закономерности, значимо ещё и социально, поскольку помогает развиваться обществу.

Особенности научного познания связаны с направленностью на достижение объективной истины. Здесь есть своя специфика. Так, выявляются наиболее существенные свойства предмета, типичные для определённой разновидности явлений материального мира. Если есть примеры, которые не укладываются в общую картину, то они будут учитываться только в том случае, если отрицают закономерность. В противном случае такие явления могут быть признаны исключениями.

Какие именно существуют уровни научного познания? Всего их 2 – эмпирический и теоретический. Причём естественные и социально гуманитарные науки, как правило, движутся от первого ко второму. То есть сначала люди наблюдают и исследуют какое-то явление, изучают его, а потом постигают суть происходящего, приходят к обобщённым выводам. Но при этом нужно иметь в виду, что уровни научного познания могут разбиваться в свою очередь на части. К примеру, теоретический предполагает первоначальное выдвижение гипотезы.

Учтите, что уровни познания могут подразумевать под собой больше элементов, чем было перечислено выше, поскольку речь идёт не только о научном познании. К примеру, сегодня рассматривают социальное познание и его особенности. Гуманитарный блок наук тоже изучает окружающую действительность. И у него есть свой метод познания. А характеристика последнего явно будет отличаться.

Виды познания

Необходимо отметить, что существуют разные виды познания. И они все отличаются, у них есть свои особенности. Так, есть не только виды научного познания непосредственно, философия рассматривает ещё и бытовое, философское, художественное, мифологическое. Фактически, это основные формы познания, и этот список красноречиво показывает, насколько по-разному можно подходить к изучению окружающей действительности. К примеру, при изучении окружающего мира признаётся только научный метод.

В то же время особенности социального познания показывают, что ограничиваться исключительно ими нельзя. Методы научного познания мира не совсем подходят для изучения общества. Это становится заметно, когда речь заходит о противоречивых моментах, каждое из которых не отрицает другое. Естественные науки точны и конкретны. В социуме же есть место и идеальному, духовному, а единых критериев для его изучения нет. И даже краткие обзоры существующей проблемы изучения социума дают понять, что здесь масса неоднозначного. Во многом по этой причине историей гораздо легче манипулировать. Универсальные методы научного познания такое исключают, иначе речь уже будет идти не об изучении.

Таким образом, чтобы полноценно показать действительность, нужны все типы познания. Разными видами можно лучше исследовать тенденции социума. При этом стоит отметить, что накопление обществоведческого материала продолжается и сейчас. А это значит, что уследить за общественными связями в будущем станет ещё сложнее. С другой стороны, методы научного анализа, к примеру, как и методы познания в целом постоянно развиваются. Форма может остаться прежней (например, социальный эксперимент), но увеличиваются масштабы. Что помогает лучше проследить естественные процессы внутри социума. И, опять же, выявить закономерности, сделать выводы. Возможно, составить прогнозы.

Естественные науки отличаются тем, что здесь многое с накоплением багажа знаний упрощается. В этой отрасли тоже развиваются методы, в познании виды новых исследований появляются. Но не усложняется объект, в отличие от социума. Да и часто его форма не претерпевает никаких изменений. Земля, природа, звёзды меняются гораздо медленнее, чем социум.

И ещё один момент: естественную науку легче изучать усилиями учёных из разных стран. Определение планеты, к примеру, будет одинаковым везде. В то же время с изучением социума или же с подходом, который применяется в гуманитарных науках, всё по-другому. Здесь различается не только форма, но и сам взгляд на вещи. К тому же часто возникает необходимость корректировать далеко не одно определение, а весь словарный запас, которым специалисты описывают проблему или закономерность.

Наука и общество

Когда человечество вооружилось методами научного познания, оно пришло к научно-техническому прогрессу. Это привело к уменьшению младенческой смертности, увеличению средней продолжительности жизни, огромному росту населения, которое по своему количеству стало бить рекорды. Многим жителям цивилизованных стран понятие эпидемий, голода или же других подобных бедствий знакомы скорее как определение из учебников. Общество многим обязано науке.

Однако в то же время развитие последней постоянно опережает человеческую мысль и даже готовность социума к новым открытиям. В современном мире вполне осуществимо использовать эмбрионов для лечения разных заболеваний, но люди не знают, как к этому относиться. Более того, наука значительно опережает даже техническое развитие. Открытия, сделанные сейчас, будут воплощены в жизнь в лучшем случае через десятилетия. Разумеется, есть счастливые исключения, но они не являются решающими.

Нужно отметить, что многие научные определения не успевают укорениться в повседневной жизни. Учёные и остальные люди в буквальном смысле слова говорят на разных языках. С одной стороны это понятно, поскольку профессиональная лексика всегда существовала. И логично, что овладеть ею могут только специалисты.

Но исследователи обращают внимание на увеличивающийся интеллектуальный разрыв, который наблюдается сегодня у человечества. По мере того, как одни специалисты придумывают очень сложную технику, которая заметно облегчает всем жизнь, другие люди перестают понимать, как выйти из нетрудных ситуаций. Они привыкают быть потребителями, и вне рамок того, за что им платят деньги, часто умеют просто нажимать на кнопочки.

Соответственно, наука, обеспечивая человечество всё большим комфортом в некотором смысле, провоцирует часть населения всё меньше думать над тем, что происходит и зачем. Нередко поднимается вопрос о функциональной безграмотности, то есть о явлении, когда человек просто не в состоянии осознать смысл довольно простых инструкций.

Резкий рывок, которые за два последних столетия совершила наука, обнаружил заметное отставание в других сферах, особенно в духовных. Многие страны также констатировали у себя кризис образования, потому что существовавшие системы обучения оказались неспособными дать необходимый минимум знаний по всем наукам с учётом их прогресса. В итоге часть людей стала беспокоиться по поводу того, насколько наука повлияла на жизнь. Что привело даже к появлению такого течения как антисциентизм как крайней реакции на достижения и открытия. Таким образом, можно сказать, что даже научный прогресс не оценивается однозначно.

Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество- знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

И абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога , общения с другим).

История возникновения

Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке . В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science »), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «». Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (напр., историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории довлела метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам .

Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант - Коген - Бахтин. А именно - разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

  1. В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определенный масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
  2. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
  3. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
  4. Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).

Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».

Предмет и метод

В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.

Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст - через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (это встреча двух авторов).

Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст , а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.

Ключевая проблема гуманитарных наук - это проблема понимания .

Науки или дисциплины?

Направления

Напишите отзыв о статье "Гуманитарные науки"

Примечания

Ссылки

История и философия науки: История культурологии / Ред. Огурцов А. П., - М.: Гардарики, 2006

Отрывок, характеризующий Гуманитарные науки

– Вы пройдите вот туда то, они там. Она и есть. Все убивалась, плакала, – сказала опять баба. – Она и есть. Вот сюда то.
Но Пьер не слушал бабу. Он уже несколько секунд, не спуская глаз, смотрел на то, что делалось в нескольких шагах от него. Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясанную веревкой. На голове его был колпак, и ноги были босые. Другой, который особенно поразил Пьера, был длинный, сутуловатый, белокурый, худой человек с медлительными движениями и идиотическим выражением лица. Этот был одет в фризовый капот, в синие штаны и большие рваные ботфорты. Маленький француз, без сапог, в синей шипели, подойдя к армянам, тотчас же, сказав что то, взялся за ноги старика, и старик тотчас же поспешно стал снимать сапоги. Другой, в капоте, остановился против красавицы армянки и молча, неподвижно, держа руки в карманах, смотрел на нее.
– Возьми, возьми ребенка, – проговорил Пьер, подавая девочку и повелительно и поспешно обращаясь к бабе. – Ты отдай им, отдай! – закричал он почти на бабу, сажая закричавшую девочку на землю, и опять оглянулся на французов и на армянское семейство. Старик уже сидел босой. Маленький француз снял с него последний сапог и похлопывал сапогами один о другой. Старик, всхлипывая, говорил что то, но Пьер только мельком видел это; все внимание его было обращено на француза в капоте, который в это время, медлительно раскачиваясь, подвинулся к молодой женщине и, вынув руки из карманов, взялся за ее шею.
Красавица армянка продолжала сидеть в том же неподвижном положении, с опущенными длинными ресницами, и как будто не видала и не чувствовала того, что делал с нею солдат.
Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом.
– Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутоловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера.
– Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он.
Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. Послышался одобрительный крик окружавшей толпы, в то же время из за угла показался конный разъезд французских уланов. Уланы рысью подъехали к Пьеру и французу и окружили их. Пьер ничего не помнил из того, что было дальше. Он помнил, что он бил кого то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье.
– Il a un poignard, lieutenant, [Поручик, у него кинжал,] – были первые слова, которые понял Пьер.
– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером.
– C"est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?]
Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.

В 2011 и 2012 годах группа ученых из Университета Макгилл и Университета Вандербильта собралась, чтобы осмыслить текущее состояние гуманитарных наук. Мы поставили перед собой задачу объяснить ценность гуманитарных наук так, чтобы это объяснение имело смысл для нас самих и было бы убедительно для всех остальных людей, включая тех, кто не входит в университетское сообщество, доказав им, что обучение гуманитарным наукам и гуманитарные исследования имеют ценность. В нашу группу вошли ученые различных специальностей: специалисты по английской, французской и испанской филологии, культурологи, исследователи визуальной культуры и медиа, историки, музыковеды, специалисты по архитектуре и праву. Мы провели две встречи: в октябре 2011 года в Монреале и в мае 2012 года в Нашвилле. Не все из нас были на обеих встречах, но большинство присутствовало. Дискуссии были живыми, изобретательными и содержательными.

В настоящем докладе мы не ставим себе цели представить историю гуманитарной мысли или провести институциональный или социологический анализ современного состояния гуманитарных наук. Это, как мы надеемся, непредвзятое, объективное исследование рабочих допущений и практик преподавателей гуманитарных наук и исследователей, работающих в данной области. В результате мы составили перечень основных проблем, с которыми сталкиваются гуманитарные науки, а также некоторые рекомендации по улучшению и развитию области гуманитарного знания.

Выводы представлены в трех частях. В первой части речь пойдет об отличительных свойствах гуманитарных исследований и преподавания гуманитарных дисциплин; о тех ключевых положениях гуманитарных наук, которые имеютценность. Во второй - об основных проблемах, с которыми сталкиваются гуманитарные науки. В третьей даются некоторые рекомендации. Эти выводы никоим образом не представляют единодушного мнения всей группы, они открыты для критического переосмысления, тем более что открытость - важнейшее свойство гуманитарных наук.

1. Что такое гуманитарные науки?

Что мы делаем?

Исследователи и преподаватели, работающие в сфере гуманитарных наук, помогают создавать исторический, публичный, осмысленный мир.

Как мы это делаем?

Мы - это группа из 15 ученых, представителей различных гуманитарных дисциплин. Мы преподаем студентам, магистрантам и аспирантам, многие из нас сейчас являются или были в прошлом администраторами и руководителями различного уровня. Майкл Холквист - в прошлом президент Американской ассоциации современных языков. Билл Айви возглавлял Национальный фонд гуманитарных наук, а теперь является директором Центра контроля и общественной политики . Майкл Джемтруд был директором Школы архитектуры в Университете Макгилл. В завершении доклада приведен список членов нашей группы, в котором частично отражены институциональные и социальные позиции, которые они занимали или продолжают занимать. И хотя мы работаем внутри академических структур, мы пытаемся установить связи между академической средой и широкой публикой (или публиками) за стенами университетов.

Мы делаем это отчасти потому, что являемся творческими людьми. Мы создаем новые центры, программы, издания. Это Центр контроля и общественной политики при Университете Вандербильта; Институт общественной жизни искусства и идей в Университете Макгилл; Шекспировский учебный суд - междисциплинарный курс для магистров и аспирантов в Университете Макгилл, который включает в себя публичные учебные слушания и обсуждения широкого спектра вопросов, от Шекспира до однополых браков; электронный журнал «АмериКвест», который представляет собой открытую площадку для написания текстов и обсуждения исследований, посвященных реальным и воображаемым поискам «Америки».

Мы обучаем многие тысячи студентов, чем также вносим вклад в жизнь общества. Большинство наших студентов не идут в науку, а делают карьеру в бизнесе, искусстве, юриспруденции, в правительственных и неправительственных организациях и в других сферах. На протяжении всей карьеры они с успехом пользуются плодами своего университетского образования. Получив гуманитарное образование, они умеют проводить анализ и выстраивать аргументацию как в устном сообщении, так и в письменном тексте; анализировать сложноустроенные артефакты, явления, проблемы, и исследовать их историю. Развитие полезных практических навыков было важной составной частью гуманитарного образования со времен Исократа, и это хорошо согласуется с тем, что гуманитарное знание вносит свой вклад в создание пространства для публичных высказываний и действий. Участники публичного диалога должны уметь мыслить и хорошо излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Эти умения также способствуют созданию публичного пространства как такового.

Иногда об университете говорят как о «башне из слоновой кости» (ivory tower ). Подобное представление об университете частично обусловлено тем, что университетские кампусы действительно пространственно отделены от окружающего мира; архаичной системой «допуска» к работе в организациях и к получению научных степеней; непонятным языком научных публикаций. Но мы полагаем, что университет - это не закрытый монастырь, где имеют дело с чем-то возвышенным, не принадлежащим к этому миру; напротив, это открытое пространство, куда каждый год приходят тысячи и тысячи людей для того, чтобы учить и учиться, причем обучение может принимать самые разные формы; чтобы создавать новые идеи; чтобы участвовать в интеллектуальном общении.

Что получают студенты

Если университет - это открытое пространство для обучения, познания и интеллектуального общения, то что в конечном итоге получают студенты к моменту выпуска из университета?

Студенты гуманитарных факультетов получают навыки диалогического, самокритичного и гибкого способа мышления. Они воспринимают привычки критического анализа и аргументации, учатся говорить и писать так, чтобы добиваться максимального результата в различных профессиональных и публичных сферах. Они обнаруживают, что окружающий мир и все вещи в нем наполнены смыслом и что невозможно жить полноценной и успешной жизнью в настоящем без знания о прошлом. Они узнают, что понимание мира и создание осмысленного мира тесно связаны, и что создание такого мира - дело многих людей, и что оно свершается во времени.

Поскольку гуманитарные науки занимаются в первую очередь смыслами (которые противопоставляются информации), и поскольку одно из свойств смыслов - открытость для интерпретаций, задача гуманитарных наук заключается не в том, чтобы определить или исчерпать свои объекты изучения; напротив, их результаты являются объектом реинтерпретации, критики и диалога. И в этом их сила, а не слабость. Ученые-гуманитарии изучают и переосмысливают как предыдущие исследования, так и первоисточники. Поскольку первоисточники и результаты исследований являются как партнерами по диалогу, так и объектами современных исследований, последние тяготеют к рефлексивности, отличаются кумулятивностью и избегают окончательных ответов.

Гуманитарные науки выработали особый подход к исследуемым объектам; их рассматривают в качестве разумных и доступных для понимания собеседников во времени, помещенных в определенные исторические и культурные условия. Естественнонаучный, эмпирический способ познания, как правило, не предполагает того, что объекты изучения являются собеседниками; но именно этим и характеризуются гуманитарные науки. Гуманитарный исследователь взаимодействует с объектами исследования как с субъектами, способными на ответные реплики. Как верные спутники жизни, объекты гуманитарных наук неисчерпаемы: ведь и произведения искусства становятся более ценными со временем. «Произведения прорываются через границы своего собственного времени, они живут в веках, то есть в большом времени и часто (а в случае великих произведений - всегда) их жизнь там более насыщенна, чем их жизнь внутри своего времени» .

Я полагаю, что нет ничего варварского и дикого в той нации… кроме того что люди называют варварством, хотя они и не сталкивались с ним… у нас нет другого средства проверить истинность и разумность чего-либо, кроме … примера нашей собственной страны.
Мишель Монтень. О каннибалах

Гуманитарный анализ является историческим и берет начало в изучении древних языков и культур. Нет ничего удивительного в том, что он дает возможность понимать культуры, как далекие во времени и пространстве, так и близкие. Изучение других времен, мест и культур - преимущество положения чужака; перспектива этого положения дает возможность современному человеку наблюдать собственные идеи и практики. Изучение особенно ярких социальных форм и жизненных миров позволяет творчески переосмыслить свое собственное время и место, а также свои собственные презумпции. Критическое, исторически ориентированное мышление, так же как способность к эмпатии и воображение, необходимы человеку в современном мире.

Незавершенные критические практики гуманитарных наук формируют вневременной диалог, в котором участвуют художники, политические деятели и ученые. Гуманитарии всегда внимательно относились к непротиворечивости знания и суждений и не верили в возможность утопии (интересно, что «утопия» буквально означает «место, которого нет»), но тем не менее придавали значение тому, что Дьёрдь Лукач называл открытием, реконструкцией и сохранением «непрерывной человеческой личности» .

Смысл, история, публичность

Что такое гуманитарные науки? Вот два возможных ответа:

Неумолимая качественная встреча с познанием и способностью к творчеству, которая дает возможность расширить пространство человеческого воображения.

Изучение многообразных случаев рассказывания небылиц.

Гуманитарные науки - это совокупность дисциплин, изучающих речь, действие и продукты творческой деятельности людей, благодаря которым люди создают осмысленный мир . Это утверждение истинно, но оно может привести к заблуждениям. Какие ассоциации возникают, когда вы говорите, что люди создают наполненный смыслами мир при помощи речи, действий и искусства? Скорее всего, это музыкант со скрипкой в руках, или художник, или человек, сидящий перед грудой камней, намеревающийся превратить ее во что-то структурированное; политик, произносящий вдохновенные речи, или человек, рассуждающий о сотворении мира. Все они стремятся воплотить свои замыслы и намерения в жизнь в такой форме, чтобы они просуществовали как можно дольше. Посредством политической или художественной деятельности они привносят в грубый материальный мир смыслы, чем обеспечивают возможность понимания.

Воображение подсказывает нам еще одного человека, который находится рядом с ними, несколько в стороне, и поначалу не бросается в глаза - это наблюдатель. Он наблюдает за этой работой по созданию осмысленного мира и что-то записывает. Именно он фиксирует историю развития и создает теории в политической истории, истории религии, литературоведении, теории архитектуры, истории искусства, музыковедении и т.д.

На самом деле все устроено гораздо сложнее и интереснее, чем такой триптих (материальный мир, создающий осмысленный мир человек, ученый-наблюдатель). Сам по себе мир никогда не был недоступным для понимания. Все люди, а не только художники и политические деятели, включены в процесс осмысленной жизни. И мы начинаем понимать, что даже у животных есть сложная социальная и эмоциональная жизнь и собственный словарь. Безусловно, художники и политики создают осмысленный мир, но рабочие и домохозяйки тоже создают его. Музыка невозможна без хорошего инструмента, архитектура - без труда каменщиков и плотников, и даже великие ораторы используют те же обычные слова, что и простые люди.

Значит, художники и политические деятели не одиноки в процессе создания мира. Мир, создаваемый ими, наполнен смыслами и ценностями, в отличие от мира физических явлений и процессов, создаваемого человеком и животными. Что же такого особенного делают художники и политические деятели? Их действия особым образом осмыслены, так как они ориентированы не только на настоящее, но также на прошлое и будущее. Такое пристальное внимание к прошлому и будущему отличает их сознание от временного сознания ремесленника или домохозяйки. Конечно, последние тоже ощущают себя во времени, но их внимание к прошлому и будущему ограничено небольшими временными отрезками и в основном обусловлено практическими нуждами. Если человек начинает свою речь со слов «У меня есть мечта», это означает, что он принял во внимание подобные важные речи прошлого и ориентирован на определенные последствия своей речи в будущем. Таким образом, говорящий и те, кто его слушают, создают тот особый род темпоральности, который называется историей.

Художники и политические деятели также стремятся к тому, чтобы как можно больше людей увидели их произведения и услышали их речи. Благодаря стремлению создать такое полотно, которое приведет в восторг весь мир, или произнести такую речь, которая окажет воздействие на большое количество людей, и создается в высшей степени открытое и публичное пространство. Произведения искусства и политические действия и речи и создают тот публичный мир, который, в идеале, вовлекает каждого в процесс размышления над общими для всех вопросами и в их обсуждение, имеющее определенные последствия. Наконец, если кто-либо хочет сделать что-то, что было бы адресовано всем без исключения, он должен принимать во внимание и своих современников, и будущие поколения. Это стремление художников и политических деятелей к продолжающейся значимости в будущем согласуется с тем, каким образом они стремятся сделать так, чтобы их произведения и действия жили в историческом времени.

Особый вклад художников и политических деятелей в придание человеческому миру историчности и публичности заключается в том, что они обеспечивают возможность понимания этого мира во времени, а также создают фундаментальное представление о мире как о мире , то есть публичном, существующем во времени пространстве, в котором возможно осмысленное и имеющее последствия говорение, действие и творчество. Но не только они выполняют эту задачу.

Обратимся вновь к тому персонажу, который сокрыт в тени: это наблюдатель, который фиксирует историю и создает теории. В действительности он совершает нечто большее, нежели просто производит заметки о происходящем. То, что на первый взгляд кажется пассивной фиксацией, на самом деле таковой не является: наблюдатель - полноценный участник работы по созданию мира. Гуманитарные исследователи не просто фиксируют то, от чего они обречены держаться в стороне. Гуманитарии - исследователи и преподаватели - работают как историки, аналитики и теоретики, и тем самым активно участвуют в создании публичного, исторического, осмысленного мира, населенного действиями, высказываниями и произведениями искусства и интеллекта прошлого и настоящего. Это мир, который способен объединить существования отдельных индивидуумов в историческую, публичную общность под названием «человечество»; недаром общее название дисциплин, способствующих его созданию, тоже происходит от этого слова (humanity ).

Деятельность ученого-гуманитария обычно оценивается ниже, чем труд художника и политического деятеля. Создание Парфенона, построенного в Афинах в V веке до нашей эры, положило начало гораздо более внушительной последовательности речей и действий (строительству в том числе), чем любое исследование по архитектуре или религии Афин. Те, кто построил Парфенон, стремились соединить богов и человечество, стремились к тому, чтобы их творение осталось в веках, а также к тому, чтобы вызвать изумление и глубоких интерес у поколений людей; и они, насколько мы можем судить, преуспели в этом. Ученые, которые исследуют античную культуру, как правило, обращаются к определенной аудитории и ожидают, что их работы будут иметь значение в течение определенного времени. Конечно, такое различие между большой и малой темпоральностью и публичностью имеет место не всегда. Прежде всего, некоторые произведения одновременно являются и художественными, и научными. «Опыты» Монтеня, этот эксцентричный, блестящий текст, - хороший пример научного текста, который в то же время является и произведением искусства философии (a work of philosophical art ). Создания искусства и политические действия очень часто существуют недолго, тогда как жизнь научных трудов иногда довольно продолжительна, и их влияние существенно.

Однако еще более важно то, каким образом гуманитарные науки умеют сохранять искусство, слова и действия прошлого так, что они существуют и оказывают влияние на мир в настоящем и в будущем. Изучение архивов, артефактов, текстов и их культурного контекста; строгий анализ и интерпретация, последующие выводы о смысле, причинах и влиянии действий и произведений - все эти практики и результаты деятельности гуманитариев необходимы для создания мира, где то, что мы говорим, делаем и создаем, имеет шанс жить дольше, чем мы сами, и обращаться к более широкой аудитории, чем та, к которой могут обратиться их создатели в течение своей жизни.

2. Вопросы, стоящие перед гуманитарными науками

1. Рефлексивный и диалогический характер гуманитарных наук требует постоянного исследования собственных границ, возвращения к вопросу о том, что относится и что не относится к понятию «человеческого» (the human ). Довольно часто исследователи отрекались от этой логики, чтобы исключить другие основания, базирующиеся на культуре, искусстве, поле, расе и классе. Как же сохранить саму идею гуманитарного знания, подвергая сомнению отличие человека, с одной стороны, от животного или механизма, с другой?

2. Произведения, которые изучают гуманитарии, в целом были созданы не для того, чтобы их исследовали, а для того, чтобы их тем или иным образом воспринимали, использовали. Само исследование можно рассматривать как противостояние объекту исследования и его создателю. Каким образом гуманитарные исследования могут способствовать восприятию и жизни произведений, сохраняя свой аналитический характер и внимание к контексту?

3. Деление на отдельные дисциплины - необходимое условие исследовательской и преподавательской деятельности, хотя оно может и замедлить процесс понимания других миров, а это является фундаментальной задачей гуманитарных наук. Как возможно такое междисциплинарное сотрудничество, которое бы обогащало отдельные дисциплины?

4. Социальная реальность сегодня такова, что преимуществом пользуются краткосрочные исследовательские перспективы и инструментальное знание. Как гуманитарные науки могут соответствовать этим тенденциям, продолжая участвовать в создании научного сообщества и обеспечивая жизнь идеей в публичном пространстве?

5. Гуманитарные науки все больше отделяются от жизни за пределами университетов. Представители других сфер деятельности часто опережают гуманитариев в изучении и создании публичных и целевых сообществ. Те, кто проходит медицинскую практику, занимается созданием общественных организаций в Африке или работает в проектах по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, решительным образом вовлечены в критическое становление публичной сферы. Как гуманитарные науки могут играть более важную критическую, творческую роль в мире за пределами университетов?

6. Внутри академического сообщества продолжается обесценивание гуманитарных наук: происходит укрупнение подразделений, сокращение финансирования и в некоторых случаях массовая ликвидация гуманитарных кафедр и факультетов. Включение гуманитарных дисциплин в стратегические планы университетов - часто не более чем лицемерие. Хорошо известно, что в правительственных, промышленных и институциональных кругах произошел поворот в сторону прибыльных прикладных исследований, естественнонаучных или технических. Поскольку обесценивание гуманитарных наук - следствие переоценки прикладных и коммерчески востребованных исследований в области естественных, технических и бизнес-дисциплин, то как нам создать альтернативную экономическую модель и иное представление о рентабельности, которое бы свидетельствовало в пользу гуманитарных и творческих дисциплин?

Междисциплинарность

Необходимо проводить междисциплинарные исследования и читать междисциплинарные учебные курсы, делать это критически и рефлексивно. Нужно определить ключевые направления междисциплинарных исследований и учебных курсов в рамках гуманитарных дисциплин и на стыке гуманитарных и негуманитарных наук; проанализировать природу и будущие последствия междисциплинарных инициатив.

Одно из самых многообещающих направлений междисциплинарных исследований - цифровые технологии в гуманитарных науках (digital humanities ). Это недавно возникшая область, в которой соединяются традиционные гуманитарные дисциплины, новые информационные технологии и социальные средства общения. Применение цифровых технологий позволит расширить пространство гуманитарных наук и увеличить их творческие возможности, а также будет способствовать продвижению новых моделей исследовательского сотрудничества и новых подходов в преподавании. Так как применение цифровых технологий в гуманитарных науках обладает огромным потенциалом, очень важно сделать так, чтобы традиционные гуманитарные дисциплины были открыты для такого сотрудничества. Смысловую и информационную модели познания и коммуникации можно противопоставить друг другу по многим параметрам, и поскольку гуманитарные науки обычно имеют дело со смыслами, а цифровые технологии - с информацией, применение цифровых технологий в гуманитарных дисциплинах должно сопровождаться вдумчивым, критическим и рефлексивным анализом.

Гуманитарные науки и искусство

Гуманитариям необходимо проводить исследования и учебные курсы совместно с представителями сферы искусства.

Между гуманитарными учеными и художниками должно установиться прочное взаимовыгодное сотрудничество, диалог; должны наладиться связи между учеными, художниками и лидерами культурной индустрии и индустрии развлечений. Критическое изучение искусства иногда дистанцируется от искусства как такового. В действительности, изучение искусства осложняется тем, что критический анализ не делает различий между искусством, литературой, музыкой, театром и другими дискурсивными практиками. Наладить диалог между учеными и художниками означает привлечь внимание ученых к формальным свойствам искусства и специфическим взглядам художников, а также обогатить свойственное художникам понимание творческого процесса создания собственных произведений и практик.

Общественная жизнь и гуманитарные науки

Необходимо налаживать взаимодействие между академическим сообществом и разнообразной публикой за пределами университетов; должен происходить активный, двусторонний интеллектуальный обмен.

Гуманитарные науки уже обладают значимым, хотя и недооцененным общественным измерением: в одних только странах Северной Америки миллионы людей получили гуманитарное образование. Тем не менее, ученым-гуманитариям следует принимать более активное и разнообразное участие в общественной жизни. Создание возможностей для публичной интеллектуальной работы и интеллектуального обмена принесет большую пользу всем участникам: членам сообществ по интересам, ученикам и учителям в начальной и средней школе, книжным клубам, интернет-сообществам и дискуссионным группам, аудитории радио и телевидения, самим студентам и преподавателям университетов. Такого рода интеллектуальный обмен обеспечит развитие демократической общественной культуры.

Кто мы такие?

1. Дарин Барни , доцент, исследователь в области технологии и гражданского общества Канады, факультет истории искусств и коммуникации, Университет Макгилл.
2. Роберт Барски , профессор английской и французской филологии, специалист в области европейских исследований и иудаики, Университет Вандербильта.
3. Джулия Камминг , доцент и помощник декана, исследователь и администратор, Школа музыки им. С. Шулиха, Университет Макгилл.
4. Эдвард Г. Фридман , профессор испанской филологии Gertrude Conaway Vanderbilt ; директор Центра гуманитарных наук Роберта Пенна Уоррена, Университет Вандербильта.
5. Петер Хичкок , профессор английской филологии, специалист в области гендерных исследований и исследований кино; директор Центра культуры и политики, Городской университет Нью-Йорка.
6. Майкл Холквист , почетный профессор сравнительного литературоведения, Йельский университет; член Общества ведущих исследователей (Society of Senior Fellows ), Колумбийский университет.
7. Уильям Айви , основатель и директор Центра искусства, предпринимательства и общественной политики, Университет Вандербильта.
8. Майкл Джемтруд , основатель и директор Карлтонской студии иммерсивных медиа (Карлтонский университет, 2000–2007); доцент архитектуры, Университет Макгилл.
9. Десмонд Мандерсон , основатель, в прошлом директор Института общественной жизни искусства и идей (2008–2011), Университет Макгилл; профессор права, Исследовательская школа гуманитарных наук и искусств, Австралийский национальный университет.
10. Марк Шонфилд , профессор английской филологии, заведующий кафедрой английской филологии, Университет Вандербильта.
11. Уилл Строу , профессор истории искусств и коммуникации, директор Института исследования Канады, Университет Макгилл.
12. Сесилия Тичи , младший профессор английской филологии, Университет Вандербильта.
13. Пол Яхнин , профессор шекспироведения, факультет английской филологии; директор Института общественной жизни искусства и идей, Университет Макгилл.
14. Ли Йеттер , помощник директора, Институт общественной жизни искусства и идей, Университет Макгилл.