Грамматические категории глагола в русском языке. Грамматические категории глагола и их стилистическое использование

Вид это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить решать.

Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).

Вид это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики аспектология . Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.

Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел (глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).

Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать делал делаю буду делать) , они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать сделал сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.) , и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.

Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую пару : писать написать, делать сделать.

Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.

Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-, -ыва- (подклеить подклеивать, расспросить расспрашивать ), -ва-, -а-(-я) (дать давать, запеть запевать, решить решать, спасти спасать).

Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану- : (толкать толкнуть, колоть кольнуть, сыпать сыпануть) , приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др. (конспектировать законспектировать, писать написать, печь испечь, делать сделать, читать прочитать, слабеть ослабеть, лечить вылечить, стро­ить построить и т. д.).

Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.

Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: вырезАть вЫрезать, насыпАть насЫпать.

В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать взять, искать найти, говорить сказать.

Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела

Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)

Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.

К двувидовым глаголам относятся: глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.

Чаще всего двувидовость глаголов проявляется в формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю) . Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

Остались вопросы? Не знаете, как определить вид глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и

отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что

делал? что сделал? и др.)

Соотношения грамматических форм глагола отличается особой сложностью: глаголу свойственны различные типы грамматических форм – неопределенная форма (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы -причастия и деепричастия.

Их грамматические признаки различны:

· инфинитив, деепричастие неизменяемы,

· у причастия есть непостоянные морфологические признаки рода, числа,

падежа, одушевленности, как у прилагательных,

· спрягаемые формы в прошедшем времени и условном наклонении имеют

морфологический признак рода, в настоящем / будущем времени и повелительном

наклонении - морфологический признак лица, в условном и повелительном

наклонении у них нет морфологического признака времени.

Категория вида - это система противопоставленных друг другу двух рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости.

Глаголы несов. вида не обладают признаком ограниченности действия пределом, признаком целостности действия. В этом заключается категориальное значение несов. вида. Отсюда вытекает способность глаголов несов. вида выражать действие в процессе его протекания, в частности действие, стремящееся к достижению предела.

В глаголах сов. вида достигаемый действием предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается: Мальчик долго переписывал работу и, наконец, переписал ее; Он белил и побелил потолок; Снег таял и растаял. Это такой вид целостности действия, когда длившееся и стремившееся к пределу действие заканчивается его достижением. Предел в большинстве случаев достигается как определенная цель с сохранившимся после ее достижения результатом действия (переписать, побелить). Это - одна из важных реализаций целостности действия, его ограниченности пределом. Соответствующие глаголы несов. вида (писать, белить) означают стремление к достижению предела действия.

Другие глаголы сов. вида означают достижение предела как непроизвольное завершение, осуществление перехода в состояние: ослабеть, вырасти, увянуть, растаять. Соотносительные глаголы несов. вида означают непроизвольное нарастание состояния, процесс перехода в состояние: слабеть и ослабевать, расти и вырастать, вянуть и увядать, таять.



Глаголы сов. вида могут выражать и такой предел, который ограничивает действие во времени, фиксирует его начало (запеть, заговорить), окончание (но не исчерпанность) (отговорить, отшуметь, отобедать), некоторый временной отрезок (полежать, постоять), ограничение действия одним актом его совершения (прыгнуть, крикнуть)

Значение ограничения действия пределом свойственно всем глаголам сов. вида. Но значение достижения действием предела как некоей критической точки, после чего действие, исчерпав себя, должно прекратиться, свойственно не всем глаголам. Это зависит от семантики глагольной основы. Одни глагольные основы способны по своей семантике выразить в сов. виде достижение этой критической точки (побелить, написать, вспахать), а в несов. виде - стремление к ее достижению (белить, писать, пахать); такие глаголы называются глаголами с предельным значением основ. Другие глагольные основы не способны по своей семантике выражать достижение или стремление к достижению такого предела, это глаголы с непредельным значением основ (лежать, спать, грустить).

Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Видовая пара - это пара лексически тождественных глаголов сов. и несов. вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида: делать - сделать, переписать - переписывать. Объединение глаголов в видовые пары - системная категориальная черта вида.

Выразительные возможности основных глагольных категорий обусловлены тем, что они непосредственно связаны с важнейшими понятийными категориями, отражающими в нашем сознании реальную действительность и необходимыми для ее художественного воссоздания. Глагольное время отражает категорию темпоральности, вид - аспектуальности, наклонение передает модальность, лицо - персональность, залог - субъектно-объектные отношения. Эти функционально-семантические категории могут быть выражены, конечно, и другими языковыми средствами (например, лексически, синтаксически), но глагол, в отличие от других частей речи, обладает специфическими грамматическими формами для их воплощения, что и ставит его в исключительное положение.

В центре внимания стилистики, с нашей точки зрения, должно быть использование глагольных категорий для усиления действенности речи. Поэтому объектом нашего наблюдения являются прежде всего художественная речь и публицистический стиль, открытые для экспрессивного использования глагола.


Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Эта категория охватывает всю глагольную лексику.
Глагольная категория вида выражает различия в протекании действия: решать - решить, делать - сделать, говорить - сказать. Это глаголы совершенного и несовершенного вида.
Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные: Он пишет письмо; Он будет писать письмо; Он писал письмо. В последнем примере глагол обозначает действие, которое уже произошло, но указания на достижение предела нет.
Формы совершенного вида называют действия ограниченные, т. е. которые при достижении предела прекращаются: Я написал письмо. Действие, названное глаголом написал, достигло своего результата и после этого прекратилось. Указание на достижение предела может проявляться как в прошедшем, так и в будущем времени: Он написал письмо; Он напишет письмо. В последнем примере действие будет совершаться после момента речи, но говорящий указывает, что действие достигнет предела.
Таким образом, вид - это грамматическая категория, указывающая на ограниченность или неограниченность действия.
Общевидовые значения целостности и процессности в условиях контекста проявляются в частновидовых значениях.
Частновидовые значения несовершенного вида:
конкретно-процессное: пишу (писал) письмо (глагол обозначает конкретное неповторяющееся действие как процесс);
неограниченно кратное: Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу... (А. Пушкин) (неограниченно-повторяющееся действие);
обобщенно-фактическое: «Как? - сказал Нарумов. - У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее каббалистики?» (А. Пушкин) (факт наличия или отсутствия действия);
значение постоянного отношения: Билет стоит недорого.
Частновидовые значения совершенного вида:
конкретно-фактическое: написал письмо, прочитал книгу (глагол обозначает единичное целостное конкретное действие);
наглядно-примерное: Прежде я каждый вечер заходила в папин кабинет. А теперь, когда ни зайдешь, там он (В. Каверин) (целостное, ограниченное пределом действие, являющееся как бы примером подобных фактов).
Основу вида как грамматической категории составляют парные глаголы, т. е. глаголы, образующие видовую пару, или видовую корреляцию (соотношение).
Глаголы, образующие видовую пару, обозначают один и тот же факт действительности. Сравните: писать письмо (несовершенный вид, длительность, продолжительность действия) и написать письмо (совершенный вид, отношение действия к внутреннему пределу). Семантическое совпадение - необходимое условие видовой парности глаголов. Они различаются только грамматически. Поэтому глаголы писать - написать - это видовая пара, а глаголы писать - записать, писать - пописать, писать - отписать не являются видовыми парами.
Все приведенные префиксальные образования отличаются не только видовым значением. Приставки отчетливо сохраняют свои временные значения: префикс за- означает начало действия, по- показывает, что действие осуществляется за ограниченное в своей длительности время, от- выражает значение доведения действия до конца, исчерпанность действия во времени.
В русском языке нет глагола, который бы не имел вид. Однако не каждый глагол образует видовую пару. Так, глаголы совершенного вида опомниться, очутиться, хлынуть и др. не имеют соотносительных форм несовершенного вида, а глаголы несовершенного вида отсутствовать, обитать, бездействовать и т. п. не имеют соотносительных форм совершенного вида. Такие глаголы называются одновидовыми, непарными.
Одновидовые глаголы делятся на две группы:
  1. глаголы, имеющие только формы совершенного вида: встрепенуться, очнуться, ринуться, рухнуть (эти глаголы обозначают мгновенные действия), доиграться, забегаться, перестараться (эти глаголы указывают на исчерпанность действия) и многие другие глаголы, обозначающие действия, ограниченные в своем развитии;
  2. глаголы, имеющие только формы несовершенного вида: расхаживать, приговаривать, бездействовать, преследовать, участвовать, сочувствовать, заискивать, охорашиваться, ухаживать, обитать, зависеть, сожалеть, стоить, значить и др. Эти глаголы обозначают действия, не ограниченные в своем развитии.
Особое место занимают так называемые двувидовые глаголы, т. е. глаголы в одной и той же форме совмещающие значения обоих видов: велеть, женитъ(ся), казнить, крестить, ранить, венчать, обещать, молвить, исследовать, воздействовать, использовать, организовать, арестовать, атаковать, рапортовать, кодифицировать и др. Их видовая неопределенность устраняется в контексте: Я как устроюсь - так женюсь (совершенный вид); Я не женюсь (несовершенный вид) только потому, что денег нету (М. Слонимский); Положение постепенно стабилизируется (несовершенный вид); Положение скоро стабилизируется (совершенный вид).
Двувидовые глаголы распадаются на две группы: глаголы с исконно русской основой (женить, казнить) и глаголы с заимствованной основой (активизировать, асфальтировать). Многие двувидовые глаголы в связи с общим стремлением языка к разграничению видовых значений начинают образовывать параллельные формы, т. е. переходят в разряд парных. Например, вместо двувидового глагола ночевать появляется парный глагол ночевать - заночевать, а вместо двувидового глагола конфисковать - парный глагол конфисковывать.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
а) -ыва-, -ива-: списать - списывать, вспахать - вспахивать;
б) -ва-: дать - давать, обуть - обувать;
в) -ева-: застрять - застревать, продлить - продлевать;
г) -а-: подрасти - подрастать, домести - дометать, пропечь - пропекать;
д) чередованием суффиксов -и- и -а-: обучить - обучать, разгрузить - разгружать.
Глаголы совершенногЬ вида образуются от глаголов несовершенного вида следующими способами:
а) с помощью суффикса -ну-: увядать - увянуть, прокисать - прокиснуть, промокать - промокнуть, подсыхать - подсохнуть;
б) с помощью приставок: строить - построить, писать - написать, делать - сделать, крепнуть - окрепнуть.
При образовании видов гдагола в корнях некоторых глаголов наблюдаются чередования гласных и согласных звуков: заработать - зарабатывать, отопить - отапливать, высыхать - высохнуть, разгрузить - разгружать, отметить - отмечать.
Видовые пары иногда образуются посредством перемещения ударения: разрезать - разрезать, насыпать - насыпать, а также от другой основы (супплетивные видовые пары): брать - взять, говорить - сказать.

Еще по теме КАТЕГОРИЯ ВИДА ГЛАГОЛА:

  1. Перфективация: видовая пара «беспрефиксный глагол несов. вида - префиксальный глагол сов. вида» (делать - сделать)
  2. СПЕЦКУРС «ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ВИДА РУССКОГО ГЛАГОЛА»
  3. Петрухина Е.В.. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований). Учеб­ное пособие. – М,2009. – 208 с., 2009

Грамматические категории глагола. Глагол - часть речи, обозначающая процессуальный признак - действие (писать, ходить, деть) или состояние (спать, ждать) - и выражающая это значение в грамматических категориях вида, залога, времени, числа, лица, наклонения и рода. Будучи наиболее сложным по составу форм классом слов, глагол противопоставлен в системе частей речи именам как класс слов, обла¬дающий формами спряжения и являющийся базой синтаксической категории предикативности.

Глаголы различаются по видам.

К совершенному виду относятся глаголы, обозначающие ограниченное пределом целостное действие: сделать, написать, запеть, простоять. К несовершенному виду относятся глаголы со значением «неограниченное пределом нецелостное действие»: делать, писать, петь, стоять; пределом действия является завершение всего действия (Я прочитал книгу) или его части, в т. ч. начальной (Он запел). Значение целостности действия – это значение, представляющее доведённое до предела действие как единый акт, нечленимый на фазы (начальную, конечную и т.п ср. начал, продолжал, кончил петь, но не начал, продолжал, кончил спеть). Залог глагола связан с выражением значений «совершить действие» (актив, действительный залог) и «испытывать воздействие» (пассив, страдательный залог). К действительному залогу относятся глаголы, значение которых не указывает направленности действия на предмет (или лицо), выраженный формой именительного падежа (Рабочие строят дом; Ученики решают задачу). К страдательному залогу отно¬сятся глаголы с постфиксом -ся, имеющие значение действия, направленного на тот предмет (или ли¬цо), который выражен формой именительного падежа (Дом строится рабочими; Задача решается учениками). Значе¬ние страдательного залога выражается также формами страдательных причастий (любим, любимый; читан, читанный; построен, построенный). Все глаголы обладают грамматическим значением за¬лога, но противопоставление по залогу образуют только переходные глаголы.

Переходные глаголы сочетаются с именем, стоящим в винительном или (реже) родительном падеже без предлога и обозначающим объект действия: Ученики решают задачу; Сотрудники пишут отчёт; Мы ждём поезда.

Некоторые непереходные глаголы действительного зало¬га имеют постфикс -ся. Такие глаголы называются воз¬вратными глаголами: мыться (Он моется под душем), учиться, обниматься и др. Формы глагола делятся на спрягаемые и неспрягае¬мые. Спрягаемыми формами являются формы вре¬мени, числа, лица, рода и наклонения. Изменение глагола по временам, числам, лицам, родам и наклоне¬ниям называется спряжением.

Каждый глагол относится или к 1-му, или ко 2-му спряжению.

Исключение состав¬ляют глаголы, называемые разноспрягаемыми, а также глаголы дать, создать, есть, надоесть. К 1-му спряжению относятся глаголы, имеющие следующие окончания в формах настоящего и будущего времени (в орфографической записи): -у, -ю (несу, бросаю), -ёшь, -ешь (несёшь, бросаешь), -ёт, -ет (несёт, бросает), -ем, -ем (несём, бросаем), -ёте, -ете (несёте, бросаете), -ут, -ют (несут, бросают). Ко 2-му спряжению относятся глаголы, имеющие в тех же формах следующие окончания: -у, -ю (кричу, хвалю), -ишь (кричишь, хвалишь), -ит (кричит, хвалит,) -им (кричим, хвалим), -ите (кричите, хвалите), -ат, -ят (кричат, хвалят). Категория времени глагола показывает отношение действия к одному из трёх реальных временных планов - настоящему, прошлому или будущему. Действие, отнесённое в план прошлого, выражается формами прошедшего времени (писал, ска¬зал, убежал), в план настоящего – формами настоящего времени (пишу, говорю, бегу), в план будущего – формами будущего времени (буду писать, напишу; буду говорить, скажу; буду убегать, убегу). Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (писал, пишу, буду писать), глаголы совершенного вида – лишь формы прошедшего и будущего времени (написал, напишу). Категория числа глагола показывает, что действие производится одним субъектом (ед. ч.: я пишу, он будет писать, ты писал) или более чем одним (мн. ч.: мы пишем, они будут писать, они писали). Категория лица выражает отношение производителя действия к говорящему.

В настоящем и будущем времени изъявительного наклонения глагол име¬ет формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа (я пишу, ты пишешь, он пишет; мы пишем, вы пишете, они пишут). Формы лица указывают, что 1) произво¬дителем действия является говорящий (1-е лицо ед. ч.); 2) говорящий входит в число производите¬лей действия (1-е лицо мн. ч.); 3) производителем действия является адресат речи (2-е лицо ед. ч.) либо 4) адресаты речи или группа лиц, включаю¬щая адресата (2-е лицо мн. ч.); 5) производителем действия является лицо (лица), не участвующее в речи, или предмет, явление (предметы, явления) (3-е лицо ед. и мн. ч.). Категория рода глагола показывает, что действие относится к лицу или предмету, называ¬емому словом с грамматическим значением мужского, женского или среднего рода: Он (мальчик) читал; Она (девочка) читала; Солнце сияло; Пошёл бы он (пошла бы она), если бы не надвигалась гроза.

В том случае, если производитель действия – живое существо, обозначенное именем существительным мужского или общего рода; а также личными местоиме¬ниями я, ты, форма глагола указывает на пол производителя действия: врач пришёл - врач при¬шла, сирота остался - сирота осталась, я си¬дел ~ я сидела, ты ушёл - ты ушла. Во множественном числе родовые различия не выражаются: Они (мальчи¬ки, девочки) читали.

Формы рода как спрягаемые свойственны глаголам только в прошедшем времени и сослага¬тельном наклонении.

Категория наклонения глагола вы¬ражает отношение действия к действительности. Реальное действие, осуществляющееся в настоящем, прошедшем или будущем времени, выражается формами изъявительного наклонения: Он играет, играл, будет играть; сыграл, сыграет.

Действие, к которому побуждают кого-либо, выражается формами повелительного наклонения: иди, беги, приготовь, приготовьте, идём, идёмте. Возможное, желае¬мое или предполагаемое действие выражается фор¬мами сослагательного наклонения (читал бы, при¬готовил бы). Неспрягаемые глагольные формы – это инфини¬тив, причастие и деепричастие.

Инфинитив, или неопределённая форма, называет действие, но не показывает его отнесённости к лицу, времени, действительности (его реальности или нереально¬сти): писать, сыграть, везти, беречь, идти. При¬частие и деепричастие, называемые также атрибу¬тивными формами глагола, обладают, наряду с глагольными признаками, признаками прилага¬тельного (причастие) и наречия (деепричастие). При этом причастие обозначает действие как атрибутивный признак предмета (читающий, ждавший, рассматриваемый, построенный), а деепричастие – как признак, характеризую¬щий другое действие (читая, давая, прочитав, отдав, надувшись, замёрзши, возвратясь, зайдя). Формы глагола образуются от двух основ: основы прошедшего времени (чаще всего совпадающей с основой инфинитива) и основы настоящего времени.

Основа прошедшего времени выделяется посредством отсечения суффикса -л- и родового окончания -а в форме прошедшего времени женского рода: писа-ла, вез-ла, греб-ла, ме-ла, тёр-ла, победи-ла. Основа настоящего времени выделяется посредством отсечения окончания в формах 3-го лица мн. ч. настоящего или простого будущего времени: пиш-ут, игpam, вез-ут, греб-ут, тр-ут, побед-ят. Основа настоящего времени оканчива¬ется всегда на согласный, основа прошедшего времени – обычно на гласный, за исключением немногих глаголов, где она совпадает с основой прошедшего вре¬мени, а также глаголов не¬продуктивных групп.

От основы прошедшего времени образуются спрягае¬мые формы прошедшего времени (чита-л, вари-л, от-мы-л), действительные причастия прошедшего времени (чита-вший, вари-вший), страдательные прича¬стия прошедшего времени на -анный и -тый (прочитан¬ный, отмы-тый), деепричастия на -в(ши) (прочита-в, свари-вши). От основы настоящего времени об¬разуются спрягаемые формы настоящего и простого будущего времени (чита, свар-ю, отмот), повели¬тельного наклонения (читай, свар- и), причастия настоящего времени (читащий, чита[j]емый), страдательные причастия прошедшего времени на -енный (свар-енный) и деепричастия на -а (-я) (чита). В зависимости от принадлежности глагола к 1-му или 2-му спряжению, а также по характеру соотноше¬ния основ прошедшего и настоящего времени и образования формы инфинитива выделяются 5 продуктивных классов глаголов и ряд непродуктивных групп.

Продуктивность пяти классов определяет¬ся тем, что они регулярно пополняются за счёт новых основ: все новые глаголы, образуемые с помощью продуктивных словообразовательных суффиксов и заимствуемые из других языков, относятся толь¬ко к этим пяти классам.

В то же время непродук¬тивные группы могут пополняться лишь за счёт чисто приставочных и постфиксальных образо¬ваний.

Особняком стоят изолированные глаголы, не входящие ни в один из классов и ни в одну из групп.

К ним относятся: разноспрягаемые глаголы бежать, хотеть и чтить; глаголы дать, есть, создать, надоесть, имеющие особые, отлич¬ные от обоих спряжений, окончания; глагол идти, основы которого супплетивны (шла - идут); глаго¬лы быть (с полным набором форм будущего времени – будут и т. п. при наличии лишь остаточных форм настоящего времени есть и суть), забыть, ехать, ре¬веть. 1.2.Способы словообразования глаголов.

Производные глаголы принадлежат к различным спо¬собам словообразования.

Суффиксальные глаголы: с суффиксами -и(ть), -ова(ть) (-ирова(ть), -изи-рова(ть), -изава(ть)), -нича(ть), -ствова(ть), -а(ть), мотивированные существительными и при¬лагательными, имеют значения: «совершать дейст¬вие, свойственное лицу или животному» – батра¬чить, плутовать, попугайничать, учительство¬вать; «действовать с помощью предмета» – багрить, циклевать; «наделять свойством» – су¬шить, активизировать, ровнять; «проявлять свойство» – хитрить, лютовать, важничать, свирепствовать, хромать и др. Глаголы с суффиксами -е(ть) и -ну(ть), мотивированные прилагательны¬ми, имеют значение «приобретать свойство»: бе¬леть, слепнуть.

Суффикс -ива(ть) / -ва(ть) / -а(ть) служит для образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершннного вида: переписать - переписывать, уз¬нать - узнавать, победить - побеждать, а также глаголов со значением многократности (хажи¬вать, певать); суффиксы -ну(ть) и -ану(ть) – для образования глаголов совершенного вида со значением одно¬кратного действия: толкнуть, рубануть.

Префиксальные глаголы означают направление дейст¬вия в пространстве (войти, выйти, подойти, прийти, уйти, отойти, дойти, сойти, обойти, перейти, пройти, зайти), совершение действия во времени (запеть, взволноваться; пойти; посто¬ять, просидеть, переждать, досидеть, отвое¬вать и др.), степень интенсивности действия (от¬гладить, начистить, иззябнуть, перепугать, продумать, раскормить; перегреть; поотстать, подбодрить, приглушить; недовыполнить), мно¬жественность объектов действия (издырявить, обегать, облетать; пересмотреть все фильмы, повывезти и др.), результативность действия (вскипятить, воспрепятствовать, вылечить, за¬минировать, измерить, оштрафовать, обме¬нять, ^отремонтировать, постирать, подмести, пристыдить, продемонстрировать, разбудить, сделать). Кроме того, глаголам свойственны следующие спосо¬бы словообразования: префиксально-суффиксаль¬ный (влажный - увлажнить, болеть - побали¬вать, дремать - вздремнуть), постфиксальный (умыть - умыться), суффиксально-постфиксальный (скупой - скупиться), префиксально-постфиксальный (бегать - забегаться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (шу¬тить - перешучиваться, смелый - осмелиться), сложение (полузакрыть, самовоспламениться), сложение в сочетании с префиксацией (оплодот¬ворить), сложение в сочетании с префиксацией и суффиксацией – (размокропогодить), сращение (злоумышлять), сращение в сочетании с суффик¬сацией (христарадничать), сращение в сочетании с постфиксацией (заблагорассудится). Разнообразные словообразовательные типы от¬глагольных глаголов, модифицирующих характер протекания действия, служат формированию спо¬собов глагольного действия. В предложении спрягаемые формы глаголы выступа¬ют в роли простого сказуемого (Мальчик чита¬ет). Инфинитив может выступать в качестве под¬лежащего, простого глагольного сказуемого, глав¬ного члена инфинитивного предложения, дополнения, несогласованного определения и об¬стоятельства цели. Полные причастия в предложе¬нии, как и прилагательные, выступают в качестве определения; вместе с относящимися к ним слова¬ми могут входить в состав причастного оборота. Краткие формы причастий в предложении обычно выступают в качестве сказуемого (Дом построен). Деепричастие выступает в предложе¬нии в роли примыкающего определения и обозна¬чает действие, сопровождающее другое действие, выраженное спрягаемой формой глагола или инфинити¬ва (Мы шли разговаривая; Надо смотреть мол¬ча). Вместе с относящимися к нему словами дее¬причастие может входить в состав деепричастного оборота.

Русский глагол претерпел значительные исторические изменения. Основными направлениями развития древнерусского глагола являются упрощение системы времён, прежде всего прошедших, и параллельный процесс формирования категории вида как регулярной си¬стемы двучленных корреляций, вследствие чего многообразные оттенки протекания действия во времени стали выражаться при взаимодействии аспектуальных и темпоральных характеристик глагола (видовременная система). В кругу атрибутивных форм глагола наиболее заметным изменением было вы¬деление из причастий особой полупредикативной формы – деепричастия.

Употребление глаголов в рассказах В.М. Шукшина. 2.1. «Деревенская проза» как литературный жанр. Один из самых полноводных потоков литературы 50-70-х годов получил название «деревенской прозы». Казалось бы, единственное, что объединяет творения столь различных, несхожих между собой писателей, как В. Овечкин, Е. Дорош, В. Солоухин, А. Яшин, И. Акулов, М. Алексеев, В. Тендряков, Ф. Абрамов, В. Белов, С. Залыгин, В. Астафьев, В. Шукшин, Б. Можаев, В. Распутин, – это тема: речь идет о произведениях, рассказывающих о русском селе. Это обстоятельство невольно заставляет задуматься о правомерности понятия «деревенская проза». Не случайно в критических дискуссиях во второй половине семидесятых и в восьмидесятые годы делалось немало попыток найти достойную замену этому понятию.

Однако проходило немного времени, и о «деревенской прозе» начинали писать, называя ее привычным, данным ей как бы непроизвольно, стихийно, но надежно закрепившимся именем.

Деревня для русских писателей – нечто неизмеримо большее, нежели просто экономический, географический или демографический регион.

Сказать о писателе: он «деревенщик» – значит сказать о философско-историческом содержании его творчества.

Противоречивым, сложным, но тем не менее единым течением «деревенскую прозу» делает не тема сама по себе, а особенность этой темы, в которой заложены проблемы нашего национального развития, наших исторических судеб.

Поэтому деревенская тема – не просто объект, а загадка исторического пути России, ее боль, ее муки совести, перекресток путей в грядущее.

Лишь поняв, что такое деревенская тема, можно понять явление «деревенской прозы». В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров.

В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу.

Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой. Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе.

Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.

Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель. 2.2. Глагол в произведениях В.М. Шукшина.

Язык прозы Шукшина занимает важное место в языке русской художественной литературы. Впитав культуру прошлого, Шукшин отразил идейно-эстетические преобразования в современной ему культуре, а также реализовывал в своем творчестве новые художественные тенденции, которые позволили ему встать у истоков прозы будущего: язык этого писателя сыграл особую роль в развитии языка русской прозы второй половины  и  вв. В прозе Шукшина получили реализацию языковые традиции русской литературы. Преобладание народно-разговорной речи свидетельствует об освоении писателем традиций языка художественной литературы, уходящей в глубь веков.

В шукшинской прозе сосуществуют различные речевые пласты: разговорные и книжные сферы языка, просторечие, жаргоны, диалектный язык, устная и письменная речь, фольклорный язык, язык художественной литературы. Традиции использования элементов диалектной речи при изображении жизни крестьян существуют в русской лите¬ратуре с XVIII века. В русле этих традиций можно рассматривать и творчество Шукшина.

Анализ языка прозы Шукшина позволяет сделать вывод, что употребляется диа¬лектная лексика только при описании жизни сельчан. Отразить материальную и духовную культуру крестьянства нельзя без использования специфических для народной речи слов. И в этом отношении алтайская русская деревня на¬шла в лице Шукшина своего самого лучшего выразителя.

Народную речь он знал с детства, любил и понимал ее значение для литературы: «Выше пупа не прыгнешь, лучше, чем сказал народ (обозвал ли кого, сравнил, облас¬кал, послал куда подальше), не скажешь». Писатель включает в произведения о жизни крестьян не только разговорную и просторечную лексику, но и диалек¬тизмы, характерные для говоров Сибири, воссоздавая тем самым живую на¬родную речь с присущей ей естественностью, образностью, экспрессией. В прозе Шукшина многообразие речевых систем обусловлено усилением роли по¬вествователя, независимо от того, в каком качестве – автора или героя – он выступает, что в конечном итоге приводит к демократизации речи. Диалект¬ная лексика выполняет определенную стилистическую функцию, и в зависи¬мости от этого используются разные ее типы. Наиболее часто в рассказах Шукшина встречаются собственно лексические диалектизмы.

Они называют явления природы, предметы быта, действия и т.п. Из рассказов: Чего заполошничать; Нет подождать - заусилисъ в Краюшкино; он мог такой шкаф изладить; лучше глянется работать; разболокся до нижнего белья; Таисия < > открыла ящик, усунуласъ под крышку.

Среди собственно лексических диалектизмов преобладают глаголы: расхлобыстнутъ (разбить вдребезги), наторкатъ (натолкать небрежно), кафыркатъ (кашлять), натиснутъ (надеть с трудом), навяливать (навязывать), базланить (громко кричать) и др. Частотность глаголов объясняется их ведущей текстообразующей ролью в динамическом повествовании.

Лексико-фонетические диалектизмы тоже фиксируются в речи персонажей: испужатъ, спомнитъ. Лексико-семантические диалектизмы отмечаются как в речи героев, так и в авторском повествовании. И среди них тоже употребительнее глаголы: выпрягаться (выходить из повиновения), отбеливать (рассветать), полоскать (бегать), приваривать (ударить), сшибать (быть похожим). Редко употребляются и лексико-словообразовательные диалектизмы: жалиться, извязаться (увязаться), исделаться, изладить, усунулась.

В целом в рассказах Шукшина диалектная лексика составляет сравнительно невысокий процент. Значительное место среди них занимает лексика, характерная для говоров Сибири: базланить, глянуться, жалиться, заполошничать, зауситься, извязаться, изладить, разболокаться и др. К сибирским относятся и лексико-фонетические диалек¬тизмы: пужать, выпимши и др. Показателен в использовании диалектной лексики как специфического средства художественного повествования роман «Любавины», в котором на¬шли отражение жизнь сибирской деревни, а, следовательно, и особенности старожильческого говора Сибири, точнее, говора родного писателю села Сро¬стки. «Принимая всем сердцем образ жизни русского крестьянства, его мента¬литет, Шукшин описал этот нравственный и материальный уклад на примере своего села и с использованием тех слов, в которых закреплены данные реалии» (И.А. Воробьева). Диалектная лексика употребляется для описания дома, усадьбы, быта сибиряков, их социального положения, взаимоотношений, трудовых процессов.

В этом динамичном произведении также наиболее распространенной частью речи является глагол (до 69%): выпяливать¬ся, глянуться, измолотить, исделаться, колупать (собирать), ломануть (уда¬рить), робить, турусить (говорить что попало), устосовать (сильно избить), ухайдокать, ухлестать, хорохориться.

Характерна их повышенная частотность с постфиксом -ся, что тоже показательно для сибирских говоров. Такие глаголы могут выражать совместное действие (гуртоваться, пластаться), состояние, манеру поведения (артачиться, выгинаться, выкобениваться, хорохориться, глянуться). В произведениях Шукшина встречаются слова, не отмеченные в диалектных словарях: навяливать, натискивать, наторкать, ополекать, отбе¬ливать и др. Наблюдения показывают, что они не являются авторскими, а бытуют в сибирском старожильческом говоре.

Из этого следует, что писатель хорошо знал специфику народной речи своей родины и не интуитивно, а целенаправленно употреблял региональную лексику в соответствии с замыслом произведения.

Морфология языка Шукшина сложна. В ней с очевидностью представлены: сцена, моделируемая глаголом; крупный план, заполняемый прилагательными; второй план, воссоздаваемый наречием, существительным, междометием, союзом. Глагол у Шукшина подобен зрительному лучу, скользящему за светлым потоком, от предмета к предмету, наполняющим сцену-ситуацию (Е. И. Плотникова). Глагольное слово может передать сложную ситуацию, состоящую из комплекса органически связанных друг с другом действий одного и того же лица (Э.В. Кузнецова): Федор посмотрел на брата, стараясь взглядом еще донести всю глупость и горечь такого рода рассуждений («Как зайка летал на воздушных шариках»); виски вываливались от боли («Материнское сердце»); инженер отлип от своего мотоцикла («Упорный»). Просторечная лексика в прозе Шукшина занимает значительное место: около 1200 единиц.

Просторечная лексика как нелитературный состав лексических единиц об¬служивает устные формы общения и употребляется в литературном языке для сниженной, грубоватой характеристики предмета речи (Ф.П. Филин). Просторечная лексика не имеет ни территориальных ограничений (как диалектизмы), ни узкосоциаль¬ных (как профессионализмы и жаргонизмы). Просторечное слово отличается от межстилевого и разговорного слов, выражающих тождественное с ним по¬нятие, объемом семной структуры и взаимоотношением центральной и пери¬ферийной сем лексического значения.

Так, у синонимов обмануть ~ провес¬ти (разг.) - облапошить (просторечная лексика) одинаковые денотативные семы (адресат, при¬знак адресата «не сумевший противодействовать», признак действия - «коры¬стная цель» (разг.)). Провести коннотативные семы: «знание способов дости¬жения цели; ловкость в использовании способов» выражают объективные при¬знаки действия, субъективное отношение к действию (сочувствие, ирония, сожаление) выражено в низкой степени, отрицательная оценочность интен¬сивна.

У просторечного глагола в центр семной структуры выдвигаются кон¬нотативные семы: эмоциональная (сочувствие, сожаление) и общеотрицатель¬ная оценка действия; глагол формирует модальность речевой ситуации, на¬пример, угрозы: Ну спросил он (мудрец) сурово и непонятно Облапошили Ивана Почему вы так ставите вопрос увертливо заговорил черт («До третьих петухов»). На каждое слово просторечной лексики имеет базовое, идентифицирующее межстилевое сло¬во. Например, глагол, давший название рассказу «Срезал», шире по семантическому объему, чем каждое из переносных значений видовой пары резать - срезать (Словарь русского языка); глагол срезал и его просторечные синони¬мы в рассказе Ш. оттянул, причесал «перекрывают» отмеченные значения: Глеб на своеобразном экзамене «провалил», как кажется ему и односельчанам, кандидатов, привел их в замешательство, как делал это неоднократно с город¬скими «выскочками». Шукшин использует возможности просторечной лексики не столько называть, сколько оценивать предмет речи, сочетать эту оценку с жестовыми, мимическими и другими си¬туативными средствами.

Примечательно, что анализ просторечной лексики требует объемных, семантически достаточных иллюстраций-контекстов.

Семантический состав просторечной лексики в произведениях Шукшина разнообразен.

Самыми ак¬тивными являются семантические классы глаголов (Э.В. Кузнецова, А.А. Чувакин) - около 700 единиц. Наиболее представлены классы: отношений (причи¬нения физических и нравственных страданий) – жогнуть, звездануть, прилобанить, уесть, уработать; подчинения – заесть, заездить, захомутать, до¬печь; превосходства – атаманить, главарить, надуть; совместности – привязаться, прилипнуть, проваландаться; сравнения – звереть, набычить¬ся; бытийности (биологическое существование) – куковать, приткнуться; переход к биологическому существованию – загнуться, окочуриться, скопытиться, удавиться; психофизическое существование – егозить, ерепе¬ниться, киснуть, поумериться, припухать; конкретное физическое дейст¬вие (создание или разрушение) – заделать, сварганить, дроболызнуть, раз¬болтать; становления – вляпаться, выкарабкаться, докатиться, испаскудиться, оскотинеть, проштрафиться, сдюжить; речемыслительной дея¬тельности – базарить, балабонить, отбрить, трезвонить, хохмить; пере¬мещения – двинуть, дернуть, покултыкать, шалаться; звучания – заблажить, вжикать, тарахтеть; поведения – буянить, выдрючиваться, кобениться, пакостить, подворотничать - и др. Часто в произведениях Шукшина глаголы входят в состав различных фразеологических единств.

Фразеологические единства, выражающие какой-либо процесс: встать в дыбки, встать не с той ноги, голову положить (сложить), задеть за живое, лечь на месте, недолго походить по земле, осунуться (опасть) с лица, переть на рога, повести плечами, сломить голову, толкнуть в бок, удариться на попятную, хвастать нечем и др. Фразеологические единства призначной семантики: вышибло из ума, курицы не обидит, куры засмеют.

Качественно-обстоятельственные: хоть ложись да помирай, хоть впору завыть.

Проза Шукшина представляет этап в развитии русской литературы, в связи с чем возникает вопрос о влиянии языка писателя на язык художественной литературы.

В развитии языка русской прозы язык Шукшина сыграл важную роль как продолжение традиций предшествующей и современной автору культуры, как расширение разговорного пласта живой устной речи, а также как обращенность к новым тенденциям в развитии литературы. Впитав достижения своих предшественников, Шукшин в своем творчестве создает поэтический стиль нового поколения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Употребление глаголов в деревенской прозе

Наблюдатели отмечают, что передовые, ведущие группы колхозного населения по языку отличаются в лексическом и иных отношениях от других колхозников.. Изучая сибирские говоры, действительно нельзя не обратить внимание на то.. Очень мало сделано по изучению языка сибирских писателей в прошлом и настоящем. Критические статьи в журналах..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В большинстве языков глаголы состоят из собственно глаголов и вербойдов (они совмещают свойства глаголов и других частей речи).

Глагол обозначает действие, выражает признак динамический, признак, связанный с говорящим лицом.

Синтаксическая функция – быть сказуемым.

Глагол включает в себя такие категории, как:

    Категория времени – традиционно выделяли три времени. Есть времена абсолютные (настоящее, будущее) и есть относительные (будущее в прошедшем). Служит для локализации во времени того действия, которое обозначено глаголом, выражает отношение между временем действия и временем высказывания.

    Залог – залог активен, если подлежащее соответствует агенсу, страдательный – если подлежащее испытывает действие со стороны, то есть является пациенсом (Агенс – подлежащее соответствует действующему лицу. Пациенс – залог, когда действие испытывает действие на себе).

42. Типологическое языкознание. Понятие и виды языковых универсалий На основе корпоративистики-классификация языков по родственным связям(генеологическая). ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ-основана на сходстве сироения.СХОДНЫЕ ПО СТРОЕНИЮ ЯЗЫКИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОБЩИЕ ТИПЫ.Никакого значения родство не имеет. Типологическое языкознание имеет дело с родственными и неродственными языками. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ-теоретическая дисциплина.СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ ШИРОКИ: 1.В ДИДАКТИКЕ-в методе изучения иностранных языков. 2.ПРИ СОЗДАНИИ ПИСЬМЕННОСТИ БЕСПИСЬМЕННЫХ ЯЗЫКОВ.Есть соотношение между типом языка и типом письменности,который ему соответствует. 3.ПРИ РАЗНОГО РОДА ДОШИФРОВКАХ(неизвестных языков в неизвестных текстах) 4.ИНФОРМАЦИЯ об устройствах языка включается в лексико-графических статьях-СЛОВАРЯХ. 5.В ТЕХНИКЕ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА.ЯЗЫК-ЭТАЛОН,ЯЗЫК-ПОСРЕДНИК-создается искусственным путем.Зная соотношение между языком-посредником с данным языком можно осуществить перевод на несколько языков. МЕТАЯЗЫК-на который мы опираемся,описывая какой-либо другой национальный язык.МЕТАЯЗЫК-язык ОПИСАНИЯ.Это может быть реальный язык(Латынь),может быть искусственный язык-ПРАЯЗЫК. Но в основе типологического языкознания-теоретическая дисциплина. ЕЕ ЗАДАЧИ: 1.ПОНЯТИЕ УНИВЕРСАЛИЙ,УСТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛИЙ-ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ,ПРИСУЩИХ ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ,ЛИБО-ПОДАВЛЯЮЩЕМУ БОЛЬШИНСТВУ,ЛИБО-ОПРЕДЕЛЕННЫМ ГРУППАМ ЯЗЫКОВ. УНИВЕРСОЛОГИЯ-один из разделов типологического языкознания. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ-когда мы сравниваем между собой языки. СЕМИОТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ-когда сравнивают язык с другими знаковыми системами. ИЗБЫТОЧНОСТЬ ЯЗЫКА-50% по сравнению с другими знаковыми системами. СОБСТВЕННО-ЯЗЫКОВЫЕ УНИВЕРСАЛИИ(в результате сравнения между собой языков): 1.ФОНЕТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.а)Согласные,гласные.б)Согласные-твердые-мягкие,глухие-звонкие. 2.ГРАММАТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.Пример:Во всех языках мира существуют личные местоимения и они у всех изменяются по лицам. Если есть в языке СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ,т о есть и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 3.СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗНАЧЕНИ!. 1)МЕТАФОРА-значение переносится с одного предмета на другой.Во всех языках мира метафора-перенос.("Кричащие краски") 2)Простые универсалии.(а),Сложные универсалии(б). (а)-констатирует явление,наличие какой-либо характеристики. (б)Связывает 2 лингвистические особенности.По наличию одной,можно предсказывать другую. ИМПЛИКАЦИОННАЯ УНИВЕРСАЛИЯ. Если есть в языке явление"А",то обязательно будет явление"В"Если есть в языке явление рода или падежа-то будет и категория числа.Зависимость 2-х явлений-ОДНОНАПРАВЛЕННАЯ.Если есть "А",то есть-"В",но это не значит,что если есть "В",то есть и "А". УНИВЕРСАЛИИ ВЫДЕЛЯЮТ ПО ХАРАКТЕРУ УТВЕРЖДЕНИЙ: 1.АБСОЛЮТНЫЕ(полные) 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ(неполные) (1)Имеется во всех языках мира,без исключения: -во всех языках есть имена СОБСТВЕННЫЕ; -есть ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ; -ОСНОВНАЯ единица-ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (2)СТАТИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.Знают единичные случаи исключений.Они не умаляют значение статистических универсалий. В подавляющем большинстве языков-2 гласных звука.Исключение составляют 2 языка-ОБОДИНСКИЙ(ОБОЗИНСКИЙ????-уточнить)-один из языков австралийских аборигенов-АРАНТА.Там имеются по одному гласному звуку. УНИВЕРСАЛИИ:1.КОЛДИЧЕСТВЕННЫЕ.2.НЕКОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. В большинстве языков количество фонем находится в пределах от 10 до 70 фонем.Максимальное количество фонем-85.Больше 85-нет..Количество универсалий-по количеству фонем. Выявление универсалий-универсалогия.Выделяют раздел-ХАРАКТЕРОЛОГИЯ.Впервые-в работах пражской школы.В центре внимания лингвистов-особенности конкретного языка-ЛЕВИ.

43. Особенности и соотношение устной и письменной форм языка. Происхождение, развитие и основные типы письма.

Письмо – средство передачи информации с помощью начертательных знаков. Первые виды письменности ориентированы на передачу смысла. Большинство современных языков ориентированы на звучание. До возникновения письменности существовали другие виды передачи информации. Использовалась способность предметов символизировать различные понятия. Примером такого предметного письма может служить письмо скифов, отправленное Дарию, которое включало мышь, лягушку, стрелы. Когда нельзя было передать информацию с помощью предметного письма использовалось символическое письмо. Их фонетическое звучание было похоже на то, которое надо было передать.

Существовали и узелковые письма. Пример: узелковое письмо инков. Они являются своего рода условными знаками. Письмо инков представляло собой некий шнур, к которому крепились дополнительные шнуры, по форме узла и цвету, можно было понять, что стоит за посланием. Белый цвет – благополучие, красный – войну, черный – смерть. Узелковое письмо инков получило название кипу. О значении и форме узла племена договаривались заранее. Подобное письмо существовало и в Китае, эта даже была особая профессия – вязатель узлов. Эта каста была довольно привилегированная. Существовали и вампум – ракушки, к котором крепились другие предметы.

В наши дни мы тоже можем встретить примеры таких писем: дамские туфли на витрине и т.д. Предметное письмо послужило основой появления пиктографии или рисуночного письма. Примеры пиктограмм известны со времен неолита. Значение пиктографии в том, что письмо отрывается от конкретного предмета. Пиктография схожа с живописью, разница в их назначении. Письмо появляется тогда, когда мы можем сказать, какая единица языка стоит за графическим значком.

Любая система письма характеризуется постоянным набором графических знаков.

Виды письма:

    идеографическое письмо (словесное)

    слоговое письмо

    звукобуквенное (алфавитное)

    консонантное

    констонантно-вокалическое

Письмо - дополнительное к устному средство общения. Письмо - вторичный способ общения, появилось после языка. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой – поздний этап развития письма. Сначала были послания, например, символическая (условная) сигнализация (вещи как условные знаки, об их смысле договаривались заранее. Затем развилось начертательное письмо (для общения использовались графические знаки).

Этапы развития начертательного письма:

Пиктография (письмо схематическими рисунками)

Идиография (письмо понятиями)

Иероглифы (рисунки превращаются в условные значки)

Фонография (письмо передают грамматику и фонетику, первый этап развития фонографии – слоговой. Развитие фонографии привело к созданию греческого алфавита, первого буквенно-звукового алфавита).

44. Грамматические категории имени.

Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения,а общим грамматическим значением.Так формы существительных:столу,стене,пути,хотя и имеют разное оформление аффикса:-у,-э,-и,т.е.разную грамматическую форму,но объединены общим значением дательного падежасуществительного.

Категории в грамматике могут быть более широкие,например,части речи,и более узкие,например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных-категория числа,грамматические категории собирательности,абстрактности,вещественности и т.д.,в пределах глагола-категории залога,вида и т.д.Термины грамматическая форма и грамматическая категория не следует смешивать.

Количество однородных категорий очень различно в разных языках;например,в языках,имеющих склонение,количество падежей может колебаться от трех(арабский),четырех(немецкий),шести(русский)до пятнадцати(эстонский).

Несоответствие грамматических категорий в разных языках-лучшее свидетельство специфичности подбора грамматических категорий в каждом языке.(Например,категория определенности и неопределенности,очень существенная для грамматики романно-германских языков,выраженная в этих языках различием определенных и неопределенных артиклей,отсутствует в русском языке,но это не значит,что русские не могут иметь в сознании этих значений,-они только выражают их обычно лексически,т.е.особыми словами,например местоимениями этот,тот и т.д.8).

Разные слова могут иметь несколько значений: грамматическая категория – понятие более глобальное.

Двучленные, трехчленные (русский язык): грамматическое значение мужского рода противопоставляется грамматическому значению женского рода и среднего и т.д.

Части речи – наиболее общие классы слов, их лесикограмматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями.

В древне-римской традиции частями речи называли то, что мы называем частями предложения. Они отождествлялись с логическими категориями. Количество частей речи, которые выделяет современная лингвистика различно (от 4 до 14). Мотивируют они тем, что эти части речи могут передавать такие значения, как предметность, процессуальность и признаковость.

Среди знаменательных (существительное, прилагательное, глагол, наречие) выделяют назывные и заместительные (местоимения, местоименные наречия, междометия). Служебные: предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы. Во флективных языках вопрос о частях речи остается дискуссионной.

Грамматическая форма – все материальное в слове, которое осознается в грамматическом аспекте. Грамматическая форма двумерна, как любой грамматический знак. Одно означаемое может иметь несколько означающих и наоборот.

45. Понятие и типы языковой ситуации. В многоязычных странах(полиэтнических) складывается ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ.На ее формирование влияют: 1.Количество языков в стране. 2.Функции,которые выполняют данные языки. 3.Количество говорящих на этих языках. 4.Престижность того или иного языка. ПОД ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИЕЙ понимается функциональная общность языков или форм одного языка,которые обслуживают какой-либо этнос. Формы языка-литературная форма,диалекты и т.д. При определении языковой ситуации выясняется-какие функции выполняют те или иные языки,количество языков.:1.Одноязычность или многоязычность языковой ситуации.2.Сбалансированность и несбалансированность.(2)-какие функции.Если функции,которые выполняют различные языки будут одними и теми же-СБАЛАНСИРОВАННАЯ ситуация..Если одни языки-все функции,а др.-нет-то НЕСБАЛАНСИРОВАННАЯ ситуация. Существует 4 типа языковой ситуации: 1.Одноязычная сбалансированная. 2.Одноязычная несбалансированная. 3.Многоязычная сбалансированная. 4.Многоязычная несбалансированная (1)-только один язык,все формы одного и того же языка выполняют все функции.В современном мире такой ситуации быть не может.Когда литературный язык становится доступным-он выполняет все функции.Все остальные формы выполняют функции речевого общения.Это было возможно в ФЕОДАЛЬНУЮ эпоху. (2)-возможна в однонациональных,одноязычных странах-ДАНИЯ.Наряду с литературным,в Дании еще 3 диалекта.Функции различны (3)Многоязычная сбалансированная.Несколько языков,одна и та же функция.ШВЕЙЦАРИЯ.(ретороманский,французский,итальянский,немецкий-4 государственных языка).Все законодательные акты и документы составляются на всех 4-х языках.Они выполняют одни и те же функции. БИЛИНГВИЗМ.-разновидность(3). Билингвизм-владение 2-мя языками.ДИГЛОССИЯ-владение 2-мя формами одного и того же языка(литературный+диалект) ПОЛУЯЗЫЧИЕ-СУРЖИК,ТРОСЯНКА-смесь русского с украинским.Когда носитель А оторвался от своего языка,поехал в средуВ.Он забывает свой родной язык(Суржик,тросянка). ДВУЯЗЫЧИЕПример гос.политики-ФИНЛЯНДИЯ.2 государственных языка(финский,шведский)Абсолютно равноправны.Оба языка преподаются в школе.На этих 2-х языках-все государственные акты,ср-ва массовой информации-на обоих языках.В Высшей школе студент может выбрать себе язык обучения. КАНАДА и БЕЛЬГИЯ-2 государственных языка.КАНАДА-английский,французский.БЕЛЬГИЯ-.французский,фламандский. В Канаде более престижным языком является английский.Уровень обеспеченности выше.В Бельгии.франкоязычное население пыталось отделиться. БИЛИНГВИЗМ:1.Координативный.2.Субординативный. (1)Человек в равной мере владеет 2-мя языками. (2)Формируется искусственным образом.Человек изучает кроме родного -еще один язык. БИЛИНГВИЗМ:1.Перцептивный.2.Репродуктивный.3.Продуктивный. (1)Человек понимает тексты иностранного языка,но не может воспроизвести или создать самостоятельно.Обычно бывает,когда человек самостоятельно изучает язык по пособиям. (2)Человек не только понимает,но может воспроизвести прочитанный текст. (3)Когда человек понимает,может повторить сам может создавать тексты на иностранном языке. (4)Многоязычная несбалансированная ситуация.Несколько языков,они выполняют различный набор функций.Типичный пример-РОССИЯ.-страна многонациональная и многоязычная.Не может многонациональное многоязычное государство существовать,как единое целое,если не будет языка межнационального общения.Таким языком является РУССКИЙ.Это-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК,язык межнационального общения.В термине государственного языка некоторые лингвисты видят намек на принуждение.Этот язык выполняет,как минимум,на 1 функцию больше,т.к. он-межнациональный язык.В ТАТАРСТАНЕ-татарский государственный.В КАЗАХСТАНЕ-Казахский.Все они выполняют на одну функцию меньше,чем РУССКИЙ.В каждой республике может быть 2 языка.Все равно-ИЕРАРХИЯ.

46. Понятие частей речи и принципы их выделения. Части речи в языках различных типов.

Части речи – наиболее общие классы слов, их лесикограмматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями. В древне-римской традиции частями речи называли то, что мы называем частями предложения. Они отождествлялись с логическими категориями. Количество частей речи, которые выделяет современная лингвистика различно (от 4 до 14). Мотивируют они тем, что эти части речи могут передавать такие значения, как предметность, процессуальность и признаковость.

Все слова подразделяются на два основных класса: знаменательные и служебные:

Среди знаменательных (существительное, прилагательное, глагол, наречие) выделяют назывные и заместительные (местоимения, местоименные наречия, междометия). Служебные: предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы. Во флективных языках (в русском и многих других индоевропейских языках, характеризующуюся наличием окончаний) вопрос о частях речи остается дискуссионной.

Ф. Ф. Фортунатов (1848-1914), а затем его ученики, представители так называемого формального направления, разработали классификацию слов русского языка, построенную на учете одних только синтетических, различающихся окончаниями «форм словоизменения». Эта классификация не принимала во внимание сложных, аналитических форм, случаев косвенного выражения грамматического значения, а главное смысловых и синтаксических функций частей речи.

Более перспективный путь решения проблемы наметил Л. В. Щерба, подчеркнувший, что в языке «форма и значение неразрывно связаны друг с другом: нельзя говорить о знаке, не констатируя, что он что-то значит

Части речи в языках различных типов.

Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.

Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские ученые (II в. до н. э. в г. Александрии); с небольшим изменением эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку. Благодаря роли латинского языка для культуры средневековья эта античная схема стала применяться и для описания грамматики новых европейских языков, а позднее и колониальных, что до наших дней сохранилось в школьных грамматиках, где грамматические категории разных языков стараются втиснуть в заранее выбранную античную схему, не считаясь с реальными различиями, которые имеются в различных языках. Отдельные части речи определяются из лексического, а не грамматического значения.

Части речи образуют в каждом языке взаимосвязанную расчлененную систему, где связи разных частей речи различны, поэтому выстраивать все части речи в один безразличный ряд неправильно: один вопрос - это о соотношении глаголов и разного рода именных слов в пределах знаменательных слов, другой - о соотношении друг с другом служебных слов, противопоставленных грамматически в целом словам знаменательным (поэтому, например, предлог не соотносителен с глаголом, местоимения же, наоборот, соотносятся с разными разрядами знаменательных слов; совершенно отдельно стоят междометия; особая роль у числительных и т. д.).

Привычная схема частей речи в русском и других европейских языках не годится для многих языков Азии и Африки

Так, например, в китайском языке то, что мы в языках европейских определяем как прилагательные и глаголы определяется более широким понятием предикативом. Общая схема частей речи в китайском языке может быть показана в следующем виде:

I. Имя Существительное, Числительное

II. Предикатив 1. Прилагательное 2. Глагол 3. Наречие

Тем самым части речи - это грамматические категории (а не лексические или лексико-грамматические), состав и расположение которых в каждом языке особые, и определяются они совокупностью морфологических и синтаксических отличий и возможностей, а отнюдь не своими лексическими свойствами

Имя существительное - выражает грамматическое значение предметности.

Первичные синтаксические функции существительного - функции подлежащего и дополнения. Типичными грамматическими категориями существительного являются падеж и число.

Категория падежа выражается с помощью аффиксов либо с помощью аналитических средств - предлогов (или послелогов) и порядка слов. Система аффиксального выражения падежа может состоять всего из двух членов (например, в английских существительных: общий падеж с нулевой флексией - притяжательный падеж с флексией -s), а может и вовсе отсутствовать.

Категория числа составляет количественные отношения, отраженные сознанием человека и формами языка. В языках мира кроме единственного и множественного встречается двойственное, иногда тройственное число, множественное небольшого количества, собирательное множественное и т. д.

Из других грамматических категорий существительного широко распространена категория определенности/неопределенности (обычно выражаемая артиклем, который может быть служебным словом, как в английском, французском, немецком, древнем и современном греческом, арабском, или же аффиксом - как определенный артикль скандинавских языков, румынского, болгарского, албанского).

Имя числительное . Грамматическое значение числительного - значение количества, представляемого как количество чего-то (пять столов, пять чувств) или же как абстрактное число (пятью пять - двадцать пять); как точно определяемое количество или как количество неопределенное (много, мало столов). Называя количество предметов, числительные вступают в сочетание с существительными, объединяясь с ними той или иной формальной связью.

Предикатив (категория состояния, безлично-предикативные слова, cлова состояния, предикативные слова, предикативные наречия) - слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого(предиката)безличного предложения. Термин «предикатив» был введён чешскими лингвистами во второй половине XX века и применялся к той группе слов, которая в русской лингвистической литературе ранее получила название «категория состояния».К предикативам относятсяслова(или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Категория состояния некоторыми лингвистами рассматривается как особаячасть речи.Любое составноесказуемое(то есть выраженное не просто однимглаголом) имеет глагольную часть и именную (то есть предикатив).

Имя прилагательное - выражает грамматическое значение качества или свойства, называемого не отвлеченно, само по себе, а как признак, данный в чем-то, в каком-то предмете: не белизна, а белое что-то, белый (снег, или хлеб, или мел - вообще какой-то предмет, который мог бы быть обозначен существительным мужского рода) или белая (шаль, стена и т. д.- вообще какой-то предмет, обозначенный существительным женского рода) и т. д. Будучи употребленным без существительного, прилагательное само становится названием предмета (по одному из его признаков), т. е. существительным (ср. слепой старик и слепой), либо названием свойства в отвлечении от носителя, Грамматическая подчиненность прилагательного существительному проявляется в одних языках в его согласовании с существительным, в других - в его линейной позиции в составе атрибутивной группы перед существительным (например, в английском языке между артиклем и существительным) или, напротив, после него.

Глагол - в большинстве языков состоит из двух рядов образований: из собственно глагола, например читаю, читал, читай, читал бы, и так называемых вербоидов, например читать, читающий, читанный, читая, совмещающих признаки глагола с признаками некоторых других частей речи.Глагол выражает грамматическое значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени.В русском языке глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки. Непостоянные признаки: Наклонение. Время. Род (кроме настоящего и будущего времени). Лицо. Число.В современном русском языкеначальной (словарной) формой глагола считаетсяинфинитив. Постоянные признаки: категориявида(несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать, петь), соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать, спеть).

Наречие по его грамматическому значению определяют как «признак признака». Так, в очень сладкий виноград, снаружи красивый дом, поезд шел быстро, существительные называют предметы, прилагательные и глаголы - признаки предметов (данные - сладкий, красивый или возникающие - шел, накаляется), а наречия - признаки этих признаков. Наречия функционируют в предложении как обстоятельства, относимые к глаголу, к прилагательному, к неглагольным предикативам (он спозаранку начекуДля наречия характерно отсутствие каких-либо грамматических категорий (и соответствующего им формообразования), кроме категории степеней сравнения (у качественных наречий).

Указательно-заместительные слова, т. е. традиционные местоимения иместоименные наречия , образуют особую систему, параллельную системе назывных частей речи.

Служебные слова предлоги (или послелоги), артикли, вспомогательные глаголы, слова степени (англ. more, most; фр. plus и т. д.), частицы типа русск. бы и т. д. К ним же примыкают и служебные слова, оформляющие аналитические лексемы, например возвратное местоимение ряда языков как составная часть некоторых глаголов. Синтаксические служебные слова обслуживают словосочетания и предложения.

47. исторические формы существования языка

3 исторических формы языка:

    Родоплеменные диалекты

Основной организацией человеческого общества в его первобытной форе был род – объединяющий в течение длительного времени группу кровных родственников разных поколений, которые пользовались одним языком. Более крупная единица – племя – состояло из разных родов, не характеризовалось общностью языка для всех его членов.

Особенность:

    Дробность (высокое количество родоплеменных диалектов, при меньшем количестве их носителей)

    Изменчивость (вызвана отсутствием письменности). В ходе войн, завоеватели навязывали свой язык, то есть оказывали влияние, миграции, табуирования (имена вождей и пр), то есть вместо настоящих имен вводились эффемизмы (замена)

Человеческий язык существует в виде мелких, сходных диалектов. Постепенно начинается процесс интеграции племен, что приводит к смешению диалектов, которое называется КОЙНЭ – это результат слияния нескольких диалектов.

3 вида древних КОЙНЭ:

    Обиходно-бытовые

  1. Поэтические

    Народные

Языки первых государств – племенные диалекты.

Восточные деспотии (вавилонская, древнеперсидская), афинское, римское государства – конгломераты народов и языков. Античной культуре было свойственно единоязычие, в Риме так же преобладал латинский язык.

С появлением новых государств, стали появляться новые народности и новые языки.

Появилась потребность записать устные знания, так появилась письменность и таким образом, появляются первые литературные языки, но они были языками завоевателей, не родными.

В феодальный период образуются языки народностей.

В раннем средневековье возникают империи. Пестрые по своему составу – племенному и языковому. Складываются поместно-территориальные диалекты из разных подплеменных наречий. Эти диалекты-наречия служили разговорным языком, особым для каждого удела. Но для госуд. нужд требовался общий наддиалектный язык. В качестве такого литературного языка использовались мертвые, закрепленные письменностью языки: язык Корана (арабский), классич. латынь, старославянский.