Готский язык - иностранные языки - город между мирами. Готы и их язык

Основные источники знаний о языке древних германцев это:
Рунические надписи, о которых уже было(либо будет) сказано
Заимствования в финском и саамском языке, которые происходили в начале нашей эры. Например, финские kulta - золото (ср. гот. gulþ), rengas - кольцо (ср. гот. hrings) kansa – народ (ср.гот. hansa – толпа) и тд. Так же для исследователей важно. то, что в этих источниках сохранились суффиксы и окончания, которые позволяют восстановить сведения о древнем языке

Германское ударение

Германское ударение было особенным и в древней Англии существовал даже такой вид стихосложения, аналогов которому не было более нигде под названием альтерация, которое строилось за счет повышения или понижения тона.

Гласные германских языков

В древнем общегерманском языке различались краткие и долгие гласные. Кратких гласных было 4: i, e, a, u. Краткое o отсутствовало.
Долгих гласных в германском языке так же было 4: ī, ē, ū и ō. При этом не сложно заметить, что гласные не симметричны. Это объясняется изменениями, которые произошли в германском языке – основе.
Так, гласная o (ŏ) которая присутствовала в индоевропейском языке, из которого и появились германские языки, в германском языке преобразовалась и стала краткой a (ă), так же как долгое а (ā) преобразовалось и перешло в долгое о (ō).
Примерами для первого преобразования могут служить слова:
лат. hostis (чужеземец), ст.-слав. гость. – рун. gasriR, гот. gasts;
лат. octō (восемь) – гот. ahtau, нем. acht
для второго преобразования можно найти следущие примеры:
лат. māter (мать) – гот. mōdar
лат. frāter (брата) – гот. brōþar.

Т.о. можно вывести правило:

И.-е. краткое o (ŏ) – герм. краткое a (ă)
и.-е. долгое а (ā) – герм. долгое о (ō)

Германский умлаут

Умлаутом или перегласовкой называется вид регрессивной ассимиляции т.е влияние артикуляции последующего гласного звука на предыдущий. Это комбинаторный системный процесс, охватывающий все гласные заднего ряда. Физиологически ассимиляция появляется из-за того, что человек произнося один гласный звук готовится произнести другой, так и получается, что, например j во втором слоге влияет на артикуляцию y, создавая таким образом ü. Этот процесс происходил в западно-германских и скандинавских языках и появился как предполагается в V – VI вв.

ГОТСКИЙ ЯЗЫК, u (Gutones у Плиния Старшего, ГОТСКИЙ ЯЗЫК, один из древних германских языков, в настоящее время мертвый. Наименование языка связано с племенным названием готов и трансформацией этого этнонима в позднеантичных и раннесредневековых источниках. Самоназвание готов *gut- восстанавливается по засвидетельствованному в готском церковном календаре слову gutthiuda «(языческая) страна готов». У античных авторов данный этноним передается как с огласовкой u (Gutones у Плиния Старшего, у Птолемея), так и с огласовкой o (Got[h]ones у Тацита); в более поздних источниках принята форма Gothi, к которой и восходит название языка.

Готский был языком группы германских племен, которые обитали в 1 в. н.э. в устье и по нижнему течению Вислы, во 2 в. начали продвижение на юг и достигли к 3 в. Северного Причерноморья. В 4 в. готы вступили в контакт с Восточной Римской империей, а впоследствии основали два варварских королевства на территории Западной Римской империи: остготское (остроготское) королевство в Италии (5–6 вв.) и вестготское (визиготское) королевство на Пиренейском полуострове (5–8 вв.). Дольше всего готский язык сохранялся в заселенных потомками готов областях Крыма: реликты крымско-готского языка (свыше 80 слов) дошли до нас в передаче информанта-грека и в письменной фиксации О.Г. де Бусбека (1560–1562).

Готский язык принадлежит к восточногерманской группе (в настоящее время не представленной ни одним живым языком). Наименование этой группы дано по территориальному признаку: в последние века до н.э. и в первые века н.э. готы и близкородственные им племена (гепиды, вандалы, бургунды, руги, скиры) обитали к востоку от мест поселения других германских племен. Готский – единственный язык восточногерманской группы, представленный письменными памятниками; от других языков этой группы до нас дошли лишь отдельные слова, известные в основном из сочинений древних авторов. Особая ценность готского языка состоит в сохранении системы архаичных черт, присущих германской группе в целом. Готский язык представлен в основном переводными письменными памятниками 4–6 вв., создание и функционирование которых было связано с богослужебной практикой готской арианской общины. Язык готских текстов служил также в качестве койне для других германцев-ариан и оказал определенное влияние на формирование новой сакральной лексики других германских языков.Имеются достаточные основания предполагать двуязычие (владение готским и латынью) или даже полиглоссию (владениеготским, латынью и греческим) для большинства готов, расселившихся на территории Восточной Римской империи, в варварских королевствах и на территории Крыма.

Наиболее значительные памятники готского языка – отрывки перевода Евангелия, апостольских Посланий и Ветхого Завета, рукописи которых происходят из Италии, – относятся в основном к 6 в., но, очевидно, представляют собой поздние списки и варианты текстов, созданных в 4–5 вв. К мелким памятникамотносятся отрывки готского церковного календаря, отрывок арианского догматического комментария к Евангелию от Иоанна (Skeireins ; название означает «Пояснение» и дано первым издателем рукописи К.Ф.Массманом), готский алфавит и отдельные словосочетания из перевода Евангелия, сохранившиеся в Зальцбургско-Венской (Алкуиновой) рукописи конца 9 в., готские подписи к латинским купчим (6 в.) и отдельные глоссы к латинскому тексту арианского епископа Максимина (6 в.). Имеются старшерунические памятники – надпись на золотом кольце из Пьетро[а]ссы, надпись на наконечнике копья из Ковеля и на пряслице из Лецкан, по определенным фонетическим признакам атрибутируемые как готские или восточногерманские, хотя вопрос этот относится к числу дискуссионных.

Готский язык характеризуется единообразием форм и ограниченным числом фонетических, морфологических и лексических колебаний. Проблема диалектного членения готского языка – частный вопрос в дискуссии о диалектном членении восточногерманской группы языков. Ограниченность готского и скудость совокупного восточногерманского материала не позволяет прийти к окончательным выводам; наиболее доказанными являются положения об определенной специфике остготского и крымско-готского диалектов в сравнении с вестготским.

Возникновение готской письменности связано с деятельностью вестготского (визиготского) арианского епископа Вульфилы (ок. 311 – ок. 383), по свидетельствам древних авторов создавшего готский алфавит, перевод Св.Писания и литургических текстов. Основой готского письма является греческий алфавит, на что указывает форма букв и порядок их следования; для некоторых графем отмечается также влияние латинского алфавита и рунической традиции. Наиболее важные готские рукописи – Codex Argenteus «Серебряный кодекс» (5–6 вв), Codex Carolinus «Каролинский кодекс» (5 в., параллельный текст на готском и латинском языке), Codices Ambrosiani «Амброзианские кодексы» (5–6 вв.; отрывки Евангелия, Посланий, фрагменты Ветхого Завета). В изданиях нового времени готские памятники воспроизводятся в латинской транслитерации. Звуковое значение ряда графем (ai, au и др.) остается дискуссионным.

Участиеготского языка в языковых контактах прослеживается по наличию определенного пласта лексических заимствований из латыни и греческого. Многие из этих заимствований проникли в готский язык еще в дописьменную эпоху (иногда, судя по косвенным данным, через посредство других языков). К дописьменной эпохе относятся и некоторые заимствования из славянских языков. Заимствования из древнееврейского языка принадлежат эпохе перевода Библии и производились через посредство греческого и латинского языков. Наряду с другими восточногерманскими языками готский послужил источником лексических заимствований в славянские языки (обозначения оружия: др.-рус. «меч», «шлем»; термины права: «долг»; бытовая лексика: др.-рус. «хлеб», «хлев», «умелый, искусный» > русск. художник и др.).

Фонологическая система готского языка, восстанавливаемая для эпохи создания готской письменности (4 в.), характеризуется архаичностью системы шумных, позиционным чередованием звонких смычных и звонких спирантов, сохранением лабиовелярных h w и k w , крайне ограниченным количеством комбинаторных изменений гласных. Готская орфография не дает последовательного различения долготы и краткости гласных и никак не выделяет ударные слоги. Поэтому особенности готского краткого и долгого вокализма и ударения устанавливаются на основании данных самого готского языка с привлечением сравнительного материала других древнегерманских языков. Дляготского языка реконструируется сильное динамическое ударение на первом слоге. В целом фонологическая система готского языка близка к общегерманскому состоянию.

Готский является языком флективного типа (т.е. грамматические значения выражаются в нем средствами словоизменения). Для системы именного склонения характерны: дифференциация по типу основы в зависимости от основообразующего суффикса, наличие трех родов – мужского, женского и среднего, категории числа – единственного, множественного и реликтов двойственного, четырех падежей – именительного, родительного, дательного, винительного, а в ед. числе также звательного. В системе имени прилагательного имеются следы дифференциации по типу основы, сильный и слабый тип склонения, три степени сравнения; среди местоимений имеются личные, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные. В системе глагола по способу образования грамматических форм различаются так называемые сильные глаголы (где грамматические значения выражаются средствами «внутренней флексии», т.е. чередований гласного основы), слабые (использующие для этих целей суффиксацию), претерито-презентные (формы презенса которых аналогичны по образованию формам претерита сильных глаголов) и неправильные глаголы. Основная временная оппозиция – презенс/претерит, специальная форма будущего времени отсутствует; категория залога представлена оппозицией актив – медиопассив; категория наклонения включает оптатив и императив; к именным формам относятся инфинитив, причастия настоящего и прошедшего времени; спряжение включает форму двойственного числа. Артикль в готском языке отсутствует; артиклеобразное употребление указательного местоимения обусловлено ориентацией готских текстов на греческие образцы. В целом морфологический строй готского языка характеризуется значительным архаизмом. К консервативным особенностям готского языка относятся: широкое использование внутренней флексии, или аблаута, довольно последовательное сохранение структурной схемы древнегерманских типов склонения, неразвитость аналитических конструкций в системе глагола, стойкость древней категории медиопассива, наличие особого класса глаголов, образующих временные формы при помощи редупликации (удвоения начального слога корня), сохранение двойственного числа. Вместе с тем вготском языке имеются и отдельные индивидуальные новообразования.

Словопроизводство вготском языке может осуществляться при помощи суффиксации, префиксации и внутренней флексии. Возможно одновременное использование разных способов словообразования.

Специфика готского синтаксиса во многом обусловлена переводным характером текстов (ориентацией переводчика на греческие и латинские модели). Вместе с тем структура простого предложения в готском в важнейших признаках совпадает со структурой предложения в других германских языках. В готском представлены двусоставные и односоставные предложения. В функции подлежащего выступают существительное, местоимение, субстантивированные прилагательные и причастия, инфинитив. Сказуемое вготском языке может быть простое (представленное финитной формой глагола) и составное (именное или глагольное). Порядок слов свободный. Синтаксис сложноподчиненного предложения представлен многочисленными структурными образцами. Имеются абсолютные конструкции (которые не всегда обусловлены греческим оригиналом) – абсолютный дательный, абсолютный винительный, абсолютный именительный. Весьма употребителен синтаксический оборот accusativus cum infinitivo.

Лексикаготского языка сохраняет близость к общегерманскому словнику, хотя в ряде значимых случаев наблюдаются инновации, очевидно, обусловленные обособленным положением готского среди других германских языков.

Благодаря своей консервативности материал готского языка имеет первостепенное значение при построении сравнительной грамматики германских языков.

Вымер : Классификация Категория : Германские языки Восточногерманские языки Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Го́тский язы́к (готск. 𐌲𐌿𐍄𐌹𐍃𐌺𐍉𐍂𐌰𐌶𐌳𐌰, Gutisko razda ) - язык готов . Относится к восточной группе германских языков .

Известен в основном по письменным памятникам -VI веков , важнейшим из которых является перевод Библии , приписываемый вестготскому епископу Вульфиле - предполагаемому создателю готского алфавита . Начиная с VI века готский язык начал постепенно выходить из употребления, вытесняемый романскими языками в Италии и Испании и греческим - в Крыму. Окончательно исчез, вероятно, к началу IX века . Это единственный восточногерманский язык, который сегодня можно воссоздать по имеющимся источникам, поскольку другие - конкретно вандальский язык и бургундский язык - известны только в названиях имён собственных и географических пунктов, зафиксированных в исторических хрониках.

Крымско-готский язык

Последние эпиграфические данные о существовании в Крыму готской общины относятся к IX веку.

По свидетельству минорита Вильгельма де Рубрука , следовавшего в 1253 году из Константинополя к татарам, он видел на южном побережье Крыма замки, в которых «было много готов, язык которых германский (teutonicum )» .

В XVI веке фламандцем Ожье Бусбеком был создан словарь из примерно 70 слов так называемого «крымско-готского языка», на котором, по его сведениям, говорили потомки готов Крыма. Слова были записаны Бусбеком во время беседы с «носителями языка» в Стамбуле. Один из «носителей» по виду напоминал фламандца или нидерландца, а другой был греком, выучившим этот язык по случаю частого пребывания в Крыму . «Крымско-готская» лексика словаря Бусбека напоминает язык времен Вульфилы. С другой стороны, ясно проступают признаки западногерманских языков, так что некоторые исследователи предполагают, скорее, нижненемецко-нидерландский язык.

Напишите отзыв о статье "Готский язык"

Литература

  • Блинов А. В. Краткий курс готского языка. - М.: Изд-во Московского университета, 2002. - 202 с.
  • Дубинин С.И., Бондаренко М.В., Тетеревенков А.Е. Готский язык: Учебное пособие. Самара: Издательство "Самарский университет", 2006. - 148 с.
  • Гухман М. М. Готский язык. Издательство "Либроком", 2012. - 294 с.

Ссылки

  • , с комментарием к текстам, морфологическим разбором всех словоформ, историческими экскурсами и введением в крымско-готскую проблематику
  • , содержит библиографию по малым памятникам и несколько факсимильных страничек
Тексты на готском языке
  • - «Готская Библия» Штрайтберга и материалы крымско-готского языка по О. Бусбеку.
    • (распознанный и просто картинки, удобоскачиваемый)
  • Серебряного Кодекса
  • Ватиканского Кодекса (с фрагментом Skeireins)

Техническое примечание: Из-за технических ограничений некоторые браузеры не могут показывать спецсимволы, используемые в этой статье. Такие символы могут быть отображены в виде квадратиков, вопросительных знаков или других бессмысленных символов в зависимости от вашего веб-браузера, операционной системы и набора установленных шрифтов. Даже если ваш браузер способен интерпретировать UTF-8 и вы установили шрифт, поддерживающий большой диапазон Юникода , например Code2000 , Arial Unicode MS , Lucida Sans Unicode или один из свободных шрифтов Unicode , - вам, возможно, придётся использовать другой браузер, поскольку возможности браузеров в этой области часто различаются.

Отрывок, характеризующий Готский язык

Княжна хотела возразить что то, но отец не допустил ее, и стал всё более и более возвышать голос.
– Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет. Может, и ты к нему переедешь? – обратился он к княжне Марье: – с Богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!…
После этой вспышки, князь не говорил больше ни разу об этом деле. Но сдержанная досада за малодушие сына выразилась в отношениях отца с дочерью. К прежним предлогам насмешек прибавился еще новый – разговор о мачехе и любезности к m lle Bourienne.
– Отчего же мне на ней не жениться? – говорил он дочери. – Славная княгиня будет! – И в последнее время, к недоуменью и удивлению своему, княжна Марья стала замечать, что отец ее действительно начинал больше и больше приближать к себе француженку. Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью.
Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но кроме того, так как каждому человеку нужны свои личные надежды, у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную эту мечту и надежду дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия. «Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества. И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, – Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? – думала княжна Марья. Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтобы его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!»
Была одна странница, Федосьюшка, 50 ти летняя, маленькая, тихенькая, рябая женщина, ходившая уже более 30 ти лет босиком и в веригах. Ее особенно любила княжна Марья. Однажды, когда в темной комнате, при свете одной лампадки, Федосьюшка рассказывала о своей жизни, – княжне Марье вдруг с такой силой пришла мысль о том, что Федосьюшка одна нашла верный путь жизни, что она решилась сама пойти странствовать. Когда Федосьюшка пошла спать, княжна Марья долго думала над этим и наконец решила, что как ни странно это было – ей надо было итти странствовать. Она поверила свое намерение только одному духовнику монаху, отцу Акинфию, и духовник одобрил ее намерение. Под предлогом подарка странницам, княжна Марья припасла себе полное одеяние странницы: рубашку, лапти, кафтан и черный платок. Часто подходя к заветному комоду, княжна Марья останавливалась в нерешительности о том, не наступило ли уже время для приведения в исполнение ее намерения.

язык готов (См. Готы), принадлежит к восточной группе древних германских языков. Известен преимущественно по письменным памятникам 4 в., периода поселения готов в Причерноморье; важнейший из них - перевод Библии, приписываемый вестготскому епископу Ульфиле (См. Ульфила) и дошедший до нас в остготских рукописях 5 в. Считают, что Ульфила создал и сам готский алфавит, положив в его основу греческий и отчасти латинский алфавиты, а также руническое письмо. Благодаря ранней письменной фиксации Г. я. и его консервативности (в силу периферийного положения среди других герм. языков), он сохранил большую близость к общегерманскому состоянию и потому играет особенно важную роль в сравнительной грамматике герм. языков.

Между двумя диалектами Г. я. - остготским и вестготским - не было существенных различий. В Крыму долго сохранялся т. н. крымско-готский язык (известно около 70 слов, записанных фламандцем Бусбеком в 16 в.), восходящий к остготскому диалекту.

Лит.: Гухман М. М., Готский язык, М., 1958; Streitberg W., Gotisches Elementarbuch, 6 Aufl., Hdlb., 1920; его же, Gotische Bibel, 3 Aufl., Hdlb., 1950 (тексты и словарь); Braune W., Helm К. Gotische Grammatik,16 Aufl., Tübingen, 1961.

О. А. Смирницкая.

  • - рим. император. Открывает правл. императоров-иллирийцев. Подчинил Испанию и часть Галлии. В битве около Наиссуса в 269 разбил готов, после чего присвоил себе титул Готский...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - родоначальник владетельного княжеского рода Саксен-Мейнингенского, сын герцога Эрнста Саксен-Готского и альтенбургской принцессы Елисаветы-Софии, род. в 1649 г., учился в Тюбингенском и Женевском университетах,...
  • - дипломатический и статистический ежегодник, издаваемый в Готе с 1763 г. Основателем его был саксен-готский министр Вильгельм фон Ротберг, выполнивший этим желание герцогини Доротеи, поклонницы Вольтера и всего...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в Швеции, длиною 615 км, между гг. Готенборгом и Стокгольмом, соединяет р. Гота-Эльф с озерами Венер, Веттер и Мелар. Вместе с каналом Трольгеттан составляет главное внутреннее водное сообщение в Швеции...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - язык готов, принадлежит к восточной группе древних германских языков. Известен преимущественно по письменным памятникам 4 в., периода поселения готов в Причерноморье...
  • - Марк Аврелий, римский император с 268. Родом иллириец. Был провозглашен императором солдатами после смерти Галлиена...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Язык, используемый в сфере религиозного общения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ГО́ТСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. готы. 2. Относящийся к готам, к их языку, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, их внутреннему устройству, истории; такой, как у готов. Г. язык. Готские племена. По-готски...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГО́ТСКИЙ, готская, готское...

    Толковый словарь Ушакова

  • - го́тский прил. 1. Относящийся к готам, связанный с ними. 2. Свойственный готам, характерный для них. 3. Принадлежащий готам...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - г"...

    Русский орфографический словарь

  • - Относящийся, принадлежащий Готам...
  • - Древний германский язык, на который в IV в. по Р. Хр. переведено епископом Ульфилою св. писание...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

"Готский язык" в книгах

ГОТСКИЙ ВОПРОС

Из книги ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.) автора Свободин Александр Петрович

ГОТСКИЙ ВОПРОС В дореволюционной и европейской науке не вызывающей сомнение аксиомой было господство в Восточной Европе в III и IV веках огромной и сильной «готской державы», образованной германскими готскими племенами, переселившимся с берегов Вислы. При этом особенно в

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Германский (готский) вопрос в IV веке Жгучим вопросом в конце IV века для империи был вопрос германский, а именно готский.В силу каких-то не вполне еще выясненных причин готы, жившие в начале христианской эры на южном берегу Балтийского моря, передвинулись, вероятно, в конце

Крымские иконопочитатели: Иоанн Готский и Стефан Сурожский

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Крымские иконопочитатели: Иоанн Готский и Стефан Сурожский С VI в. упоминается центр области Дорос, который одни историки отождествляют с Мангупом - Феодоро, другие - с Каламитой - Инкерманом. В VII в. в источниках упоминается Георгий, епископ Херсонесский и Дорантский. В

Германский (готский) вопрос в IV веке

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Германский (готский) вопрос в IV веке Жгучим вопросом в конце IV века для империи был вопрос германский, а именно готский. В силу каких-то не вполне еще выясненных причин готы, жившие в начале христианской эры на южном берегу Балтийского моря, передвинулись, вероятно, в конце

Славяно-готский союз

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Славяно-готский союз Полиэтничность вообще была характерна для многих варварских политических образований. Средневековые сербо-хорватские историки сохранили предания о славяно-готском военном союзе. Сербская «Летопись попа Дуклянина» сообщает, что во время правления

Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории В жгучий год, когда сбирает родина Плод кровавый с поля битв; когда Шагом бранным входят дети Одина В наши дрогнувшие города, - . . . . . . . . . . . . . . . . В этот год само дыханье гибели Разомкнуло память дней былых, Давних дней,

Готский язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Клавдий II Готский Марк Аврелий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Иордан (готский историк)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИО) автора БСЭ

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Марк Аврелий Клавдий II Готский Сильная личность на престоле Рима из Иллирии, получившая прозвище Готик Монета с изображением Марка Аврелия Клавдия II ГотскогоПостоянные вторжения «варварских» народов в пределы Римской империи с суши и с моря заставляли римлян и их

Марк Аврелий Клавдий II Готский

Из книги 100 великих полководцев Западной Европы автора Шишов Алексей Васильевич

Марк Аврелий Клавдий II Готский Постоянные вторжения «варварских» народов в пределы Римской империи с суши и с моря заставляли римлян и их армию «искать» для себя сильных личностей на трон монарха. В 268 г. на него по единодушному выбору взошел прославленный полководец

Никита Готский, великомученник (+372)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Никита Готский, великомученник (+372) Никита Готский (+372) - христианский святой, почитаемый в лике великомучеников.По происхождению Никита был гот, родился и жил на берегах Дуная. Крещение принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе с готским

д) Готский

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

д) Готский От той же эпохи (ранее половины V в.) сохранился отрывок готского (арианского) календаря на 23 окт. - 29 нояб. , с именами исключительно готскими (строго национальный, - например нет памятей Климента и Цецилии); 14 ноября - ап. Филиппа, 29 ноября - ап.

ГОТСКИЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГОТСКИЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ - см. Ульфила.

Рассения, алано-готский союз и возрождение Русколани

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Рассения, алано-готский союз и возрождение Русколани Сразу же после создания алано-готского союза готы с сарматами начали расширять своё влияние на Дунае и в Крыму, где и столкнулись с Римом. Начались маркоманские войны (166–180 годы с.л.), в ходе которых Рим вынужден был