Готовые обучающие программы по колористике. Рабочая программа по "основам цветоведения"

КОЛОРИСТИКА

Пособие для студентов по специальности

«профессиональное обучение (дизайн)»

Подписано в печать 28.11.2003. Формат 60*84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 4,5.

Тираж 200 экз. Заказ № 45

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной типографии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

ББК 85.12 К 613

Колористика: Пособие для студентов по специальности «профессиональное обучение (дизайн)»/Автор-составитель А.А. Васильева. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет И.Я.Яковлева, 2003. - 73 с.

Печатается по решению ученого совета Чувашского, госу­дарственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Пособие содержит рабочую программу, вопросы для са­моконтроля, рекомендуемую литературу, теоретический мате­риал, тематику рефератов и приложения.

Рецензенты:

С.А. Стройнов, член союза дизайнеров ЧР, член правления союза дизайнеров ЧР.

Н.А. Алимасова, канд. пед. наук, доцент кафедры живопи­си Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Заслуженный работник образования ЧР, член союза художников России.

А.А. Флегентов. зав. кафедрой технологии и предприни­мательства Чувашского государственного педагогического уни­верситета им. И.Я. Яковлева, доцент, Заслуженный работник-высшей школы ЧР.

Васильева А.А., составление. 200.3 ©Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2003

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность дизайнера неразрывна с понятием «цвет», так как невозможно создавать образы и объекты, лишенные цве­та. Поэтому значение изучения цвета в дизайн-образовании вряд ли кто будет оспаривать.

Данное пособие предназначено для студентов художест­венно-графического факультетов по специальности «профес­сиональное обучение (дизайн)» со специализацией «интерьер» как очного, так и заочного обучения.

Оно содержит рабочую программу, список предлагаемой литературы, теоретический материал, примерные практические задания, таблицы и список использованной литературы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОЛОРИСТИКЕ

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

1. Введение. Терминология. Основные группы цветов. Однотоновые цвета. Родственные и родственно-контрастные цвета. Контрастные цвета. Колорит. Закономерности колорита.

2. Цветовая гармония. Классификация цветовых гармоний. Однотоновые цветовые гармонии. Гармония родственных цве­тов и родственно-контрастных цветов. Гармония равносто­роннего, прямоугольного и равнобедренного треугольников. Гармония контрастных цветов. Проблема цветовой гармо­нии. Цветовые гармонии в дизайне.

3. Психологическая теория цветовых гармоний. Цветовые ассо­циации, символика.

4. Гармония цветов в интерьере. Общие положения. Основные принципы моделирования цветового климата. Цвет как фак­тор зрительного комфорта. Цвет как фактор психофизиоло­гического воздействия. Цвет как эстетический фактор. Цвет как средство выявление формы и организации пространства. Цвет как средство информации.

5. Особенности проектирования цветовой среды. Производст­венные здания. Учебные помещения. Общественные здания. Цвет в художественном конструировании изделий. Цвет в рекламе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Изображение семантических триад (мягкий - жесткий - ко­лючий; сладкий - вкусный - горький и т.д.)

2. Изображение оттенков одного и того же цвета, ассоциирую­щихся с различными качествами (спокойный, драматический, героический, веселый, грустный).

3. Составление композиций из выкрасок нескольких цветов на ассоциации: температурные, осязательные, эмоциональные, акустические, возрастные, географические.

4. Составление композиции из соответствующих цветов «порт­рета товарища» или «автопортрета».

6. Составление композиций на гармонические сочетания цве­тов: однотоновых, родственных, родственно-контрастных, контрастных.

7. Составление композиций по цветовой организации простран­ства на оптические ассоциации с природными явлениями (осень, зима, весенние перевертыши и т.п.).

8. Составление композиций по цветовой организации простран­ства на основе неоптических ощущений (напряжение, дина­мика, ритм и т.п.).

9. Составление композиций по цветовой организации простран­ства на составление «интерьеров-портретов», дающих пред­ставление о каком-либо персонаже, социально-культурном явлении, об отвлеченном понятии, идее.

10. Составление композиций по цветовой организации про­странства на внеассоциативной семантике цвета (мелодия, спорт, искусство и т.п.).

11. Составление цветовых схем интерьеров по заданным пара­метрам: функция, размеры, пропорции, направленность све­товых проемов по сторонам света, микроклимат.

1. Дерибера М. Цвет в деятельности человека. - М.: Стройиз-дат, 1984.-183 с.

2. Миронова Л.И. Цветоведение. - Минск: Высшая школа 1984.-284 с.

3. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. - Минск: Высшая школа 1984.-166 с.

4. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство - М.: Стройиздат, 1973. - 116 с.

СВЕТ И ЦВЕТ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Цветоведение является наукой, занимающейся вопросами восприятия, определения расчета и измерения цвета. Цветоведе­ние сравнительно молодая наука, оформившаяся во второй по­ловине XIX в. С того времени началось ее довольно быстрое развитие. В настоящее время цветоведение находит все большее и большее применение в светотехнике и в других областях нау­ки, в ряде областей промышленности, в искусстве и т.п.

Цвет нельзя рассматривать без света. Велика роль света в жизни человека. Невозможно представить себе жизнь без света. Все живые организмы и растения, окружающие нас, развивают­ся под влиянием света и сопутствующих ему ультрафиолетовых и инфракрасных излучений.

Свет дает нам возможность видеть и изучать все окру­жающее нас на земле и в беспредельном мировом пространстве. С помощью света человек все глубже и глубже познает природу, все больше расширяет границы своего познания.

Мы ощущаем свет при помощи органа зрения - глаза, и ощущаем мы не только свет, но и цвет.

Первичным является излучение, воздействующее на орга­ны чувств, а ощущение света и цвета возникает в результате воздействия излучения на светочувствительные клетки глаза. Различные ощущения того или иного цвета объясняются раз­личной длиной световых волн.

Еще в древние времена, на заре возникновения научной мысли, возник вопрос о том, что такое свет. Древнегреческими учеными была высказана гипотеза о так называемых глазных лучах, исходившая из предположения, что глаза испускают лу­чи, которые ощупывают необходимые предметы, чтобы узнать их.

Гипотеза о глазных лучах господствовала в течение многих столетий.

В конце XVII столетия были предложены две теории, со­вершенно по-разному трактовавшие сущность распространения света.

Теория Ньютона предлагала рассматривать луч света как поток материальных частиц - корпускул, которые излучаются светящимся телом и, попадая в глаз, вызывают ощущения света.

Вторая теория, развитая Гюйгенсом, носившая название волновой теории света, исходила из того предположения, что вся вселенная заполнена идеально упругой средой, называемой эфиром. С появлением в некоторой точке эфира источника света частицы эфира начинают совершать быстрые колебания. Явля­ясь центром упругой деформации, каждая колеблющаяся части­ца эфира приводит в колебание соседнюю частицу, а та - сле­дующую и т.д. Распространение этих колебаний в эфире и пред­ставляет собой луч света.

В середине XIX столетия было доказано теоретически и экспериментально, что свет - это электромагнитные колебания. Согласно электромагнитной теории света, разработанной знаме­нитым английским физиком Максвеллом, свет представляет со­бой электромагнитные колебания, т.е. периодические изменения электрического и магнитного полей в пространстве. Электро­магнитная теория света установила, что различные виды энер­гии излучения, такие, как видимые, ультрафиолетовые и инфра­красные излучения солнца, звезд и искусственных источников света, радиоволны, рентгеновские лучи и т.д. имеют одинако­вую природу и отличаются друг о друга лишь длиной волны.

Энергия излучения солнца, звезд, искусственных источ­ников света воздействует на светочувствительные элемента гла­за и вызывает световые и цветовые ощущения.

Энергия излучения передающих радиостанций, рентге­новских трубок, ультрафиолетовых и инфракрасных излучений не вызывает у нас зрительных ощущений, но некоторые из них производят на организм человека иное действие. Ультрафиоле­товое излучение вызывает покраснение кожи, инфракрасное из­лучение - нагревание. В первом случае мы имеем дело с видимыми излучениями (светом), а во втором - с невидимыми.

Различные виды энергии излучения образуют спектр элек­тромагнитных колебаний, длина волны которых может соста­вить от миллионных долей нанометра до нескольких километ­ров.

Излучения, имеющие длины волн в пределах 380-770 нм. действуя на глаз, вызывают у нас световые ощущения - это ви­димые излучения (свет). Каждой длине волны видимого излуче­ния соответствует свой цвет.

В XX столетии на основании ряда экспериментальных исследований выдающийся немецкий физик М. Планк пришел к мысли, что излучение и поглощение света происходят не непре­рывно, как это полагали согласно волновой и электромагнитной теориям света, а отдельными порциями. Согласно этой теории свет представляет собой совокупность мельчайших материаль­ных частиц - фотонов, движущихся с колоссальной скоростью.

«Свет, - говорил академик СИ. Вавилов, - одновременно обладает свойствами волн и частиц, но в целом это и не волны и не частицы, и не смесь того и другого».

Световая мощность носит название светового потока, еди­ницей его измерения является люмен (лм).

Степень освещения поверхности характеризуется осве­щенностью, которая определялся отношением светового потока к площади поверхности, на которую он падет. Единицей осве­щенности является люкс (лк).

Белый свет - есть свет сложный, составной, состоящий из множества цветовых лучей. Первым это опытным путем доказал английский ученый Исаак Ньютон. Он доказал, что цветовые лучи, составляющие белый свет, по-разному преломляются при прохождении трехгранной призмы. Одни цветовые лучи пре­ломляются больше, другие меньше.

Лучи, различно преломляемые, дают различные цвета, наиболее преломляемые - фиолетовый цвет, а наименее пре­ломляемые - красный, средне-зеленый и зеленовато-синий, си­ний находится между фиолетовым и зеленым, желтый - между зеленым и красным.

Спектральный состав потока изучения (светового потока) источника света определяет цвет его излучения.

Цвет предметов, окружающих нас, зависит от их способ­ности отражать или пропускать падающий на них световой по­ток и от распределения светового потока в спектре освещающе­го их источника света.

Когда мы говорим, что поверхность имеет зеленый цвет (при освещении белым светом), то это означает, что из всей со­вокупности лучей, составляющих белый свет, данная поверх­ность отражает преимущественно зеленые лучи. Отраженные поверхностью лучи воздействуют на наш глаз и у нас создается ощущение зеленого цвета.

Все цвета, встречающиеся в природе, разделяются на ах­роматические и хроматические. К ахроматическим цветам отно­сятся белый и черный цвета, а также серые цвета, являющиеся промежуточными между белым и черным цветами. Ахромати­ческие цвета в спектре отсутствуют - они бесцветны. Тела и сферы, имеющие неизбирательное отражение или пропускание, имеют ахроматический цвет при освещении дневным светом.

Все тела, имеющие ахроматический цвет, в разной степе­ни количественно отражают свет, но качественно отражают одинаково - неизбирательно, т.е. в равной степени для всех длин волн видимой области спектра. В природе имеется бесчис­леннее количество ахроматических цветов. Глаз человека спо­собен различать ограниченное их число - около трехсот.

Хроматическими цветами являются все цвета, имеющие тон или цветовой оттенок. К нм относятся все спектральные цвета: фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, а также многие другие природные цвета.

Для удобства обозначения цветов принято деление спек­тра оптического изменения на три области:

длинноволновую - 760-600 нм (от красного до оранжевого)

средневолновую - 600-500 нм (от оранжевого до голубо­го)

коротковолновую - 500-380 нм (от голубого до фиолетового).

Это деление оправдывается качественными различиями между цветами, входящими в различные области спектра.

Для обозначенного определения цвета часто используются системы психофизиологических характеристик.

К ним относятся:

1. Цветовой тон - качество цвета, позволяющее дать ему название; это то, чем отличаются два цвета друг от дру­га. Измеряется длиной волны преобладающего в спек­тре данного цвета излучения - X. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

2. Светлота - степень отличия данного цвета от черного или отношение величины потока, отраженного от дан­ной поверхности, к величине потока, падающего на нее, измеряется коэффициентом р.

3. Насыщенность - степень отличия хроматического цве­та от равного по светлоте ахроматического.

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: слагательный и вычитательный. Виды слагательного смешения:

1. Пространственное - совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей. Примеры: деко­ративное освещение, цирковое, театральное, архитек­турное.

2. Оптическое - образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета раз­делены. Примером может служить живопись мелкими штрихами или точкам, пестроткань, кроны деревьев на большом расстоянии.

3. Временное - особый вид оптического смешения. Его можно наблюдать на приборе для смешивания цветов Максвелла (вертушек). Если укрепить на вертушке дис­ки разных цветов и привести ее во вращение со скоростью не меньше 2000 об/мин, цвета дисков станут неразличимы в отдельности и образуют некоторый суммарный цвет.

4. Бинокулярное - смешение, которое мы наблюдаем, на­дев разноцветные очки. Цвет в данном случае равен сумме цветов.

Основные правила слагательного смешения:

1. При смешивании двух цветов, расположенных на хорде 10-ступенного цветового круга, получается цвет про­межуточного цветового тона.

Чем ближе по кругу расположены смешанные цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.

2. При смешивании цветов, противоположных в 10-ступенном круге, получается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными.

Все цвета круга можно получить из трех исходных. Ис­ходными цветами служат красный, желтый и синий.

Фазическая сущность слагательного, образование цвета - суммирование световых потоков тем или иным способом.

Сущность вычитательного образования цвета заключается в вычитание из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Этот процесс возможен лишь при воздействии све­та материальным телом, например: при смешении красок; при всех видах отражения и пропускания света.

Характеристики цвета могут изменяться при освещении различными источниками света.

При свете ламп накаливания цвета длинноволновой об­ласти спектра (красный - оранжевый) становятся теплее и на­сыщеннее, яркость их повышается, а коротковолновые, особен­но синий и голубой, тускнеют, становятся сероватыми и более теплыми. Невыгодно изменяются малонасыщенные холодные цвета. Желтые цвета также теряют насыщенность и светлеют.

При свете люминесцентных ламп белого и холодно-белого света выигрывают коротковолновые цвета и холодные зеленые: их насыщенность и яркость возрастают. Длинноволновые цвета, напротив, могут быть сильно искажены фиолетовым налетом, они теряют насыщенность и становятся более холодными.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое свет? Основные гипотезы.

2. Что такое цвет?

3. Какие цвета являются ахроматическими?

4. Какие цвета являются хроматическими?

5. Что такое цветовой тон?

6. Что такое светлота?

7. Что такое насыщенность?

8. Назовите основные виды слагательного смешения.

9. Назовите сущность вычитательного образования цве­та.


Продолжительность: 5 дней (каждый день по 8 часов)

Колористика - самое сложное и самое востребованное направление в работе стилиста.
Полный курс колористики даст Вам свободу творчества и уверенность в своих силах. Больше не будет задач, которые Вы бы не могли решить!

  • Вам знакома неуверенность в выборе оттенка?
  • Вам случалось «не попадать» в цвет?
  • Как удалить нежелательные цветовые нюансы?
  • Как подобрать идеальный оттенок блонда, русого, коричневого?
  • Как создать сочные, яркие и одновременно стойкие цвета?

Группы не более 10 человек, индивидуальная работа с каждым обучающимся. Полный курс состоит из 4 полноценных семинаров, которые гарантируют интенсивное погружение в мир колористики.
По окончании всего курса проводится АТТЕСТАЦИЯ, и на основании ее слушателю выдается Диплом Color Expert. Но каждый семинар также сертифицируется отдельно.

Часть 1. The Basics of Color (Основы колористики)
Продолжительность: 2 дня (каждый день по 8 часов)

  • Чувство цвета, чувство меры, чувство формы.
  • Физика, химия, биология цвета.
  • Первичные, вторичные, третичные цвета. Работа с цветовым кругом.
  • Виды красителей и окрашиваний.
  • Что такое фон осветления и его важность в составлении формул.
  • Работа с сединой.
  • Важность диагностики волос и ее влияние на результат окрашивания.
  • Составление формул.

Часть 2. Sultry Blond (Все о блонде)

  • Общение с блондинкой и как правильно выбрать оттенок блонда, благодаря цветотипам.
  • Особенности работы с обесцвечивающими препаратами.
  • Особенности работы с суперосветляющим рядом.
  • Верный выбор окислителя как залог успеха при создании блондов.
  • Пастельное или интенсивное тонирование.
  • Как избежать эффекта «горящих» корней и серой длины.
  • Формулы для создания теплых или холодных оттенков блонда.
  • Практическая отработка колористическими красителями из системы VERO K-PAK COLOR на моделях.

Часть 3. Vibrant Colors (Сочное окрашивание)
Продолжительность: 1 день (8 часов)

  • Оттенок, насыщенность, яркость.
  • Использование фона осветления (ФО) при создании ярких и сочных оттенков.
  • Красный без рыжего и рыжий без красного.
  • Все многообразие коричневых и как создать идеальный цвет.
  • Двойная система окрашиваний для создания и стойкости оттенков.
  • Составление формул.
  • Практическая отработка колористическими красителями из системы VERO K-PAK COLOR на манекенах.

Часть 4. Advanced Coloring Hints (Сложные случаи в окрашиваниях)
Продолжительность: 1 день (8 часов)

  • Как исправить неудачное окрашивание. Демаркационные полосы.
  • Из темного в светлый. Все о смывках.
  • Из светлого в темный. Все о пигментации.
  • Окрашивание после прямых красителей. Как удалить прямые пигменты?
  • Общение с клиентом. Верный план работ, расчет стоимости и времени окрашивания.
  • Аттестация по курсу: самостоятельное создание плана работ, формул окрашивания и практическая отработка на модели.

СТОИМОСТЬ КУРСА: 30 000

Хотите получить знания по колористике волос, быстро, без зазубривания материала? Онлайн-школа колористики ArtHairs, открывает для вас двери в мир профессионального парикмахерского искусства.

Курс «Программа по колористике» - включает в себя свыше 50 часов обучающего видео, более 800 практических задач и вебинары. Здесь вы получите пошаговый алгоритм решения колористических задач, научитесь правильно красить волосы краской.

Светлана Андреева: искусство колористики

Обучение колористике волос, это достаточно сложный процесс, в котором используется химия. Порой разобраться с этим самостоятельно бывает невозможно. В курсе вы получите таблицы по окрашиванию, домашние задания и контроль знаний от опытного преподавателя.

В программе:

  • Натуральная база;
  • Работа с седыми волосами;
  • Окрашенная база;
  • Сложная колористика.

Ведущая курса Светлана Андреева проводит обучение колористике с нуля. Открывает секреты и лайфхаки, которые помогут получить знания, даже тем слушателям, которые только начинают осваивать профессию парикмахера.

Научитесь работать с волосами, как профессионал, увеличьте поток клиентов и вас будут рекомендовать друзьям и знакомым.

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ КОЛОРИСТИКИ»

Специальность

Москва

2017

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности

54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Разработчики:

ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель к.п.н. Калугина Ю.Н.

1. Цель и задачи освоения дисциплины: Формирование у обучающихся общепрофессиональных и

профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в сфере

профессионально-художественной деятельности и в соответствии с требованиями

ФГОС СПО по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение, передать будущему учителю профессиональные знания и навыки в области изобразительного искусства, развить его творческие способности, заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе.

Задачи дисциплины:

- развитие профессиональных качеств, необходимых будущему учителю в области методики преподавания изобразительного искусства;

Ознакомление с методами практической работы с цветом;

Развитие у студентов чувства цвета, цветового зрения и эстетического вкуса;

Формирование знаний основ изобразительного искусства;

Развитие художественных способностей;

Изучение теоретических и практических основ изобразительной

грамоты;

Формирование умения использовать полученные знания в практической

творческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре программы

Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав вариативной части ОП.

Дисциплина «Основы колористики» является базой при изучении целого ряда

дисциплин, где необходимы знания об основных закономерностях гармонизации цвета

для решения различных художественных задач в области живописи, декоративно-прикладного искусства,

методики обучения ИЗО и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины :

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия изобразительного искусства.

ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.

ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.

ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.

ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной организации.

ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.

Знать:

Основные законы и научные основы колористики;

Специфику воздействия цвета на человека;

Особенности применения цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе.

Уметь:

Грамотно решать задачи гармонизации цвета в художественном творчестве;

Использовать язык воздействия цвета на человека при выполнении графических, живописных, декоративных и оформительских работ;

Грамотно подбирать, смешивать и сочетать цвета в различных изобразительных техниках;

Анализировать цветовое решение художественных произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

В том числе:

Лекции

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

в том числе :

Домашние практические задания: упражнения, эскизы

Реферат

Вид промежуточной аттестации: дифференцированный зачет

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Объем (ауд. часов/в том числе в интерактивной форме)

СРС

Всего

Научные основы цветоведения.

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Научные основы цветоведения.

Тема 1.4. Контрасты. Контраст светлого и темного. Хроматические контрасты.

Тема 1.4. Гармонизация цвета. Монохромии. Полихромии. Типы колорита.

Проблемно-поисковые.

Воздействие цвета на человека.

Тема 2.1. Виды цветового воздействия. Физиологическое, оптическое, психологическое воздействие цвета.

Традиционные: лекции, практические задания.

Информационные: Презентации с обсуждением.

Исследовательские и проектные.

Проблемно-поисковые и творческие.

  1. Образовательные результаты обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Код компетенции

Научные основы цветоведения.

ОК.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 3.2.

ПК 3.4

ПК 4.1

ПК 4.2.

Воздействие цвета на человека.

ОК.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 3.2

ПК 3.4

ПК 4.1

ПК 4.2.

  1. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы:

Преподаватель данной дисциплины должен делать акцент на дидактических принципах активности, проблемности, прочности и системности; использовать технологии и методы обучения в соответствии с разделами курса; адаптировать методы обучения, выработанные при преподавании гуманитарных дисциплин; ставить перед студентами проблемы, которые они обязаны анализировать в течение всего учебного курса; согласовывать содержание тем, по которым проводятся занятие, с задачами по формированию компетенций, использовать информационные технологии и технические средства обучения.

В учебном процессе по дисциплине «Основы колористики» применяются такие формы лекций как: лекция-визуализация с применением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, презентации по изучаемым темам), лекция информационная.

Порядок проведения лекционного занятия

Вводная часть, знакомящая обучающихся с темой лекции, ее планом, целью и задачами, рекомендуемой литературой для самостоятельной работы;

Основная часть, раскрывающая тему лекции;

Заключительная часть, содержащая выводы и обобщения.

Практические занятия направлены на развитие самостоятельности и приобретение умений и навыков. Они углубляют и расширяют знания, полученные на лекциях. Практическое занятие предполагает выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя упражнений и творческих заданий в художественном материале (гуашь, темпера ПВА).

В процессе выполнения практических заданий обучающиеся приобретают опыт, навыки, необходимые для решения колористических задач, у них развивается мастерство, воспитываются художественный вкус и культура. Основная задача практических занятий самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

Одним из методов обучения на практических занятиях является совместное обсуждение практических работ, который предусматривает обсуждение какого-либо вопроса с намерением достичь общего решения. В обсуждении принимает участие вся группа, по очереди высказывая собственную точку зрения.

Порядок проведения практического занятия

1. Вводная часть:

– сообщение темы и цели занятия;

– актуализация теоретических знаний, необходимых для работы (показ презентации, наглядного материала по теме)

2. Основная часть:

– выполнение упражнений на закрепление теоретических знаний по цветоведению;

– обсуждение в группе;

– обобщение знаний на основе наглядного материала и творческих работ из методического фонда;

3. Заключительная часть:

– обобщение и систематизация полученных результатов;

– подведение итогов практического занятия и оценка работы обучающихся. Практическая часть программы по композиции построена в последовательности

изучения материала от простого к сложному, т.е. от овладения формальными признаками композиции к постепенному изучению пространственной жанровой композиции натюрморта.

Раздел 1. Научные основы цветоведения.

Тема 1.1. Физические и физиологические основы учения о цвете.

Восприятие цвета как процесс, обусловленный физическими, физиологическими и психологическими стимулами. Ощущение как простейший психологический акт, обусловленный физиологией зрения. Особенности зрения у человека. Строение глаза. Трехцветная теория зрения. Зрение как иллюзия цвета, форм, пространства и движения.

Физическая природа света и цвета. Физика цвета – основные пути образования цвета. Электромагнитная природа цвета. Световые волны и световые частицы. Длина волны и частота колебаний в цветовом спектре. Три части светового потока: отраженная, пропущенная, поглощенная. Два типа отражения светового луча – зеркальное и диффузное. Источники света: естественные и искусственны е.

Тема 1.2. Основные характеристики цвета.

Две основные группы цветов: хроматические и ахроматические. Цветовой спектр. Основные смешанные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Собственные качества: тон, светлота и насыщенность и их взаимосвязь с зрительным восприятием человека. Несобственные качества цвета: легкость, тяжесть, мягкость, жесткость и т.д. и их взаимосвязь с эмоциональным восприятием человека. Смешение цветов, его физические и химические механизмы. Субстрактивное и аддитивное смешение цветов. Слагательное и вычитательное типы смешений

Тема 1.3. Систематизация цветов.

Краткие сведения по истории возникновения цветовых систем в культуре древних народов и в период Средневековья. Появление научно-обоснованных принципов классификации цветов: система Леонардо да Винчи, теория Ньютона, теория цветов Гёте. Возникновение цветового круга. Разновидности цветовых кругов (по Адамсу, Бецольду). Другие способы систематизации цветов: пирамида Ламберта, цветовой шар Рунге, двойная пирамида Освальда, пространственная модель и цветовой атлас Генри Мэнселла.

Изготовление цветовых кругов с 24 секторами и 2-мя степенями светлоты (по Адамсу, Освальду, Козлову), А3, гуашь или темпера.

Изготовление 12-частного цветового круга (по Бецольду, Иттену), А3, гуашь или темпера

Тема1.4. Контрасты.

Контраст светлого и темного.

Ахроматический и хроматический контрасты. Характеристика ахроматических цветов: черного, белого, серого. Ахроматическая шкала из 9-ти и 5-ти ступеней. Пограничный световой контраст. Одновременный световой контраст. Реагирующие и индуктирующие поля. Явление иррадиации. Усиление и ослабление контраста по светлоте. Собственная светлота хроматических цветов. Значение ахроматического контраста для живописи, графики, декоративных работ и дизайн-проектирования

Хроматические контрасты.

Одновременный цветовой контраст. Пограничный цветовой контраст. Способы их усиление и ослабления. Контраст основных и вторичных цветов. Участие ахроматических цветов в цветовом контрасте. Осветление и затемнение цветов. Использование контраста по цвету в дизайне и декоративном искусстве. Контраст по насыщенности. Способы ослабления насыщенности цвета: смешение с белым, смешение с черным, смешение с серым, смешение с дополнительным цветом

Контраст дополнительных цветов. Характеристика дополнительных цветов. Определение дополнительных цветов с помощью 12-частного цветового круга. Физика дополнительных цветов. Смешение дополнительных цветов. Контраст дополнительных цветов в природе, искусстве и дизайне.

Контраст теплых и холодных цветов. Характер теплых и холодных цветов в сопоставлениях. Субъективное восприятие теплых и холодных цветов и их учет в проектировании интерьеров. Усиление и ослабление контраста теплых и холодных цветов.

Контраст по площади цветовых пятен и симультанный контраст. Влияние светлоты и площади цветового пятна на силу воздействия цвета. Числовые соотношения основных и вторичных цветов по Гёте. Круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов и его пропорции. Усиление, ослабление контраста по площади цветовых пятен. Явления последовательного или симультанного контраста. Его примеры при взаимодействии хроматических и ахроматических цветов, хроматических, недополнительных друг другу цветов. Нейтрализация действия симультанного контраста.

Практическая и самостоятельная работа обучающихся.

Выполнить ахроматические шкалы из 9-ти и 5-ти ступеней. Взять 2 квадрата из 25 клеток (5х5). Используя все оттенки ахроматических цветов из 5-ступенчатой шкалы, закрасить клетки квадратов так, чтобы одинаковые цвета не соседствовали друг с другом. При этом, контраст светлых и темных цветов в одном из квадратов, должен быть значительно сильнее, чем в другом. (А4, гуашь или темпера).

Взять квадрат из 9-ти клеток (3х3). Центральный квадрат закрасить одним из основных или вторичных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). В другие клетки поместить остальные из этих 6-ти цветов + серый, соответствующий собственной светлоте цвета в центре квадрата. При этом, цвета нужно довести до светлоты этого серого цвета, подмешивая к ним черный или белый.(А3, гуашь или темпера).

Составить 5-ступенчатые шкалы основных цветов, вторичных цветов, основных цветов + черный и белый, вторичных цветов с чередованием осветленных и затемненных. Используя различные пары полученных шкал, выполнить 2 квадрата из 25 клеток (5х5). Клетки квадратов закрасить так, чтобы одинаковые цвета не соседствовали друг с другом. При этом, контраст по цвету в одном из квадратов должен быть значительно сильнее, чем в другом. (А3, гуашь или темпера).

Выполнить 6 5-ступенчатых шкал смешения хроматических цветов с серым, соответствующим их собственной светлоте. (А4, гуашь или темпера).

Составить 5-ступенчатые шкалы смешения различных пар дополнительных цветов (желтый - фиолетовый, оранжевый – синий, красный – зеленый). Используя все цвета одной из шкал, закрасить клетки квадрата из 25 клеток (5х5). При этом, одинаковые цвета не должны соседствовать друг с другом. (А4, гуашь или темпера).

Выполнить 5-ступенчатые шкалы смешения теплых и холодных цветов (сине-зеленый к желто-зеленому, красно-оранжевый к красно-фиолетовому, фиолетово-красный к фиолетово-синему). (А4, гуашь или темпера).

Выполнить полосы гармоничных соотношений пятен разных пар или троек цветов. Например, желтый:фиолетовый (3:9), оранжевый:синий (4:8), красный:зеленый (6:6), желтый:оранжевый (3:4), желтый:красный (3:6), желтый:красный:синий (3:6:8). (А4, гуашь или темпера).

Выполнить 2 квадрата одного цвета (красного, синего, желтого, оранжевого, зеленого или фиолетового), имеющих в центре небольшой квадрат серого цвета, соответствующего собственной светлоте данного цвета. Во 2-м квадрате ослабить действие симультанного контраста. (А4, гуашь или темпера).

Тема 1.4. Гармонизация цвета.

Монохромии.

Понятие цветовой гармонии, разновидности цветовых гармоний: ахроматическая, однотоновая, родственная, родственно-контрастная и гармония дополнительных цветов.

Ахроматическая гармония. Использование 9-ступенчатой шкалы для создания различных типов ахроматических гармоний: светло-серой, темно-серой, контрастной. Применение ахроматической гармонии в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в оформительской деятельности, в дизайне. Значение предварительных ахроматических эскизов при выборе цветового решения.

Однотоновая гармония или монохромия. Построение однотоновой шкалы из 15 ступеней и ее использование в процессе выполнения гармонии. Примеры использования монохромии в дизайне, декоративном искусстве, в искусстве и культуре различных времен и народов.

Полихромии.

Гармония родственных цветов или хомеохромия. Характеристика родственных цветов. Использование цветового круга с 24 секторами (по Освальду, Адамсу, Козлову и Шугаеву) для создания цветовых гармоний родственных цветов. Основные правила гармонизации родственных цветов. Характеристики различных видов родственных гармоний. Примеры использования хомеохромии в изобразительном искусстве, дизайне, художественном оформлении интерьера.

Характеристика родственно-контрастных цветов. Использование цветого круга с 24 секторами (по Освальду) для создания цветовой гармонии родственно-контрастных цветов. Теория гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов по системе В.Козлова. Сочетание пары цветов по хорде. Варианты получения гармоний пары цветов и их обогащение. Триады: тупоугольные, равносторонние и прямоугольные треугольники. Сочетание 4-х цветов по прямоугольнику. Использование в данных гармониях цветов из осветленных и затемненных рядов.

Теория цветовых созвучий по Иттену. Созвучие двух цветов, как гармония дополнительных цветов. Выбор дополнительных цветов по цветовому кругу из 12 секторов. Использование в гармонии ахроматических цветов и оттенков, полученных при смешении дополнительных цветов друг с другом, а также с черным и белым. Примеры гармоничного сочетания дополнительных цветов в изобразительном искусстве и дизайне.

Созвучие трех цветов. Выбор триад гармоничного сочетания цветов из 12-частного цветового круга по равностороннему и равнобедренному треугольникам. Созвучие 4-х цветов с использование квадрата и прямоугольника. Определение гармоничного сочетания осветленных, затемненных и чистых цветов с использованием шара Рунге. Созвучие 6 цветов. Характеристика созвучий и пример их использования в живописи, декоративном искусстве, дизайнерской и оформительской практике.

Типы колорита.

Определение понятия «колорит». Систематизация колорита по используемым цветам: теплый, холодный, монохромный, двухцветный полихромный, цветовой и декоративный. Различные типы колорита по систематизации профессора Л.Н.Мироновой: насыщенный (яркий), разбеленный (высветленный), ломаный (серый), зачерненный (темный) и классический (гармонизированный). Место различных типов колорита в культуре и искусстве разных времен и народов. Их зависимость от исторических, экономических предпосылок и эстетических представлений людей различных эпох. Примеры произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, выполненных в соответствии с рассмотренными типами колорита.

Практическая и самостоятельная работа обучающихся

Выбрать из 9-ступенчатой ахроматической шкалы 3-4 оттенка. Выполнить 3 геометрических композиции в светло-серой, темно-серой и контрастной ахроматических гармониях. К каждой композиции прилагается шкала выбранных оттенков. (А4, гуашь или темпера).

Выполнить 3 однотоновых шкалы любых цветов. Используя их, выполнить 3 геометрических однотоновых композиции. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).

выполнить 3 одинаковых геометрических композиции: в ахроматической гармонии из 3-4 цветов (т.н. тональный эскиз), вторая и третья композиции выполняются в различных родственных гармониях (одна должна быть «теплой», другая – «холодной»). К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).

Выполнить 4 одинаковых геометрических композиции. Первая - ахроматическая (тональный эскиз). Вторая, третья и четвертая композиции выполняются по триадам (прямоугольный равносторонний и тупоугольный треугольник. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).

Практическое задание: выполнить 2 одинаковых геометрических композиции. Первая ахроматическая (тональный эскиз). Вторая выполняется в гармонии одной из пар дополнительных цветов, выбранных из 12-частного цветового круга.(А4, гуашь или темпера).

Выполнить 2 одинаковых геометрических композиции. Первая ахроматическая (тональный эскиз). Вторая композиция выполняется по любому созвучию 3-4 цветов по 12-частному цветовому кругу. (А4, гуашь или темпера).

По усмотрению преподавателя количество заданий может быть сокращено.

Раздел 2. Воздействие цвета на человека.

Тема 2.1.Виды цветового воздействия.

Физиологическое воздействие цвета.

Воздействие цвета на физиологию человека. Характеристики физиологического воздействия ахроматических и спектральных цветов. Впечатления о температуре, весе, расстоянии, плотности, фактуре, запахе и вкусе окрашенных объектов. Цветодиагностика и цветотерапия

Оптическое воздействие цвета.

Оптические явления и иллюзии, вызываемые цветом. Основные оптические особенности групп красных и синих цветов. Примеры оптических явлений при взаимодействии различных цветов. Цветовое образование и разрушение формы. «Весовые» категории цвета. Цветовое ретинальное и голографическое формообразование. Цветовое восприятие вербального и печатного текста. Учет оптического воздействия цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе для корректировки восприятии формы, изменения внешнего вида предметов.

Психологическое воздействие цвета.

Ассоциативно-эмоциональное восприятие цветовых отношений. Цветовые ассоциации как несобственные качества цвета. Особенности их формирования у людей в процессе исторического развития. Таблица цветовых ассоциаций на основе исследований Р.Арнхейма, Г.Цойгнера, Г.Фриллинга, К.Ауэра. Символическое значение спектральных и ахроматических цветов. Характеристики психологического воздействия различных цветов и их сочетаний. Учет факторов эмоционально-психологического воздействия цвета в выборе колорита для произведений живописи, декоративных и оформительских работ,дизайнерских решений различного назначения. Цветовые предпочтения – интегральная характеристика психологического состояния личности и ее определение с помощью теста Люшера. Коррекция цветопредпочтений и их учет в создании комфортной жизненной среды человека.

Практическая и самостоятельная работа обучающихся

Выбрать объемные фигуры (куб, параллелепипед, призму, пирамиду и т.п.) или силуэты какой-либо формы (можно брать простую геометрическую – овал, квадрат, ромб или абстрактную). Раскрасить их и поместить на соответствующий фон так, чтобы подчеркнуть форму, изменить или подчеркнуть величину, положение на листе или в пространстве, оптически видоизменить формы цветом путем создания иллюзий объемности, масштабности, глубинности, направленности, динамичности, акцента и полного разрушения. Можно выполнить не все задания, а 2 или 3 из них по выбору студента.(А4, гуашь или темпера).

Выполнить абстрактные композиции, передающие различные эмоциональные состояния человека (жизнерадостность, покой, тревогу и т.д.), используя цветовые ассоциации. (А3, смешанная техника).

Тема 2.2. Язык цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе.

Применение цвета в изобразительном искусстве.

Палитра цвета и художественных техник в изобразительном искусстве: станковая и монументальная живопись, графика. Структура передачи цветового пространства в произведениях изобразительного искусства. Цвет и краски: азбука цвета, название, происхождение и свойства красок.

Цвет в дизайне.

Язык цвета в дизайне одежды. Диагностика личности по цвету одежды. Корректировка личности с помощью цвета в одежде. Создание цветом определенного имиджа и поддержка стиля в одежде.

Цвет в дизайне интерьера. Основные факторы, влияющие на выбор цвета в интерьере: размеры, освещение, микроклимат. Его архитектурные и планировочные особенности, функционально-целевое назначение, стилистика, цветовые предпочтения людей, использующих данный интерьер и цвета мебели, оборудования, входящих в его состав. Рекомендации по колористике жилых комнат различной планировки и назначения (гостиные, спальни, кабинеты, детские). Советы по цветовому оформлению типовых квартир. Примеры цветового решения помещений общего пользования (прихожие, кухни, ванные). Отдельные рекомендации по окраске общественных интерьеров (столовых, конференц-залов, офисов, холлов, лечебных и учебных учреждений) с учетом различных факторов воздействия цвета на человека (физического, оптического и психологического).

Функции цвета в рекламе: привлечение внимание, способствование пониманию сути рекламируемого товара или услуг, улучшение запоминания, выделение визуальных компонентов изображения, помощь в выборе товаров подходящего качества и цены, формирование позитивного отношения к рекламе. Требования к шрифту в рекламе: читаемость, уместность, гармоничность и акцентированность. Учет психофизиологических возможностей воздействия цветов в рекламе.

Контрольная работа.

Анализ цветового решения художественных произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка рефератов, докладов или сообщений

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе – первый проректор _____________ В.В. Алексеев

«___» ____________________201__ г.

Рабочая программа дисциплины Цветоведение и колористика

Художественная керамика

Форма обучения:

Чебоксары

Рабочая программа дисциплины «Цветоведение и колористика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Художественная керамика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

И ООП ВПО _____________________________________

(дата утверждения и № приказа) (указывается код и наименование направления подготовки)

Рабочая программа дисциплины предназначена для__________________

_____________________________________________________________________________.

Составитель рабочей программы Гайнутдинова С. И.

Программа одобрена на заседании кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания

от ____________года, протокол № _________________.

Зав. кафедрой

Декан факультета

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «Колористика и цветоведение» – подготовка квалифицированных специалистов в области ДПИ, умеющих определять специфику и сущность, взаимосвязь и особенности воздействия на зрителя колористических композиций в произведениях ДПИ.

Изучение предмета способствует решению следующих задач профдеятельности:

Овладение основными законами колористики и цветоведения;

Закрепление теоретических знаний и закономерностей цветоведения в практических упражнениях по выявлению особенностей взаимодействия цвета на плоскости, в объеме и ансамбле ДПИ в архитектуре;

Использование психологических аспектов науки о цвете в восприятии предметов ДПИ;

Развитие у студентов интереса к предмету;

2. Место дисциплины в структуре ооп впо:

Дисциплина «Колористика и цветоведение» относится к вариативной части профессионального цикла.

2.1.Освоение дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» является необходимой основой для:

Гармонизации цветовых отношений на занятиях по дисциплине «Живопись», «Декоративная живопись»

Выполнения учебных заданий по керамике с использованием гармоничных цветовых решений;

Выполнения выпускной квалификационной работы по специальности;

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

Обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК – 1);

Способен к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы; синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам; созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК – 2);

Обладает знаниями и конкретными представлениями об основах художественно-промышленного производства; знаком с основными экономическими расчетами художественного проекта; способен к работе в коллективе, постановке профессиональных задач и принятию мер по их решению, способен нести ответственность за качество продукции (ПК – 3);

Ориентирован на педагогическую работу по соответствующему профилю подготовки бакалавра в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования детей (ПК – 5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    основные законы колористики и цветоведения;

    научные основы цветоведения;

    психологические основы цвета;

    методы организации творческого процесса по подбору колорита декоративных произведений;

    технологию составления целостной колористической плоскостной композиции;

    дать эстетическую оценку цвета;

    проектировать цветной колорит произведений ДПИ для определенного интерьерного пространства;

    реализовывать художественный замысел в подборе колорита произведения ДПИ;

    навыками составления колористической плоскостной композиции;

    навыками подбора колорита произведения ДПИ;

    навыками переноса плоскостной цветовой композиции на различные прикладные формы;