Готовое самообразование воспитателя с таблицей детского сада. План работы по самообразованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

План работы по самообразованию на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Воспитатель:

М. В. Орешкина

Актуальность темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.

Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Повысить своё профессиональное мастерство.

Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).

Способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Способствовать приобщению детей к словесному искусству;

Формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;

Формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Предполагаемый результат:

Составлен и проанализирован план изучение методической литературы;

разработана серия наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов;

составлена картотека игр-драматизаций;

пополнена предметно-развивающей среды (уголок книги).

интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;

самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, инсценируют отрывки из произведений.

Родители:

регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.

План

работы над темой самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

Сроки реализации

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

сентябрь

Постановка целей, задач работы

сентябрь

Выдвижение гипотезы

сентябрь

2 этап. Аналитический (изучение)

Сроки реализации

Составление плана работы по самообразованию

сентябрь

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

сентябрь

3 этап. Организационный (обобщение)

Сроки реализации

Теоретическая часть:

    Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

В течение года

Практическая часть:

    Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.

    Проведение открытого мероприятия (НОД по развитию речи)

    Выступление на педагогическом совете

    Участие в работе творческих групп

В теч. года

В теч.года

в теч. года

4 этап. Завершающий (внедрение)

Сроки реализации

Оформление результатов обследования детей по проблеме

В теч.года

Оформление опыта работы:

    Систематизация теоретической части

    Систематизация практической материала

    Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

в теч. года

5 этап. Презентационный (распространение)

Сроки реализации

Выступление на педагогическом совете:

Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

В теч. года

Участие в дистанционных педагогических конкурсах

В теч. года

План работы на год

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим

дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Информация в уголке для родителей.

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»»

Родительское собрание

Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педагогическом совете.

Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Оформление работы.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.

В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?

Необходимость профессионального роста

Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога - обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Составление плана самообразования: этапы

Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:

  • обоснование выбора темы;
  • взаимосвязь темы работы с целями и задачами дошкольного учреждения;
  • предварительная работа, включающая изучение методик и программ по дошкольному образованию и воспитанию;
  • выбор форм взаимодействия с дошкольниками;
  • собственные методики;
  • ожидаемый результат работы над темой;
  • выводы и динамическая статистика развития детей;
  • перспективы улучшения работы;
  • итоги самообразования.

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос - выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами - важный момент самообразования педагога.

Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  • Амплификационные методы развития дошкольника.
  • Особенности педагогической диагностики в ДОУ.
  • Метод индивидуального подхода в ДО.
  • Методика по формированию ОБЖ.
  • Эмоциональный интеллект дошкольника.
  • Методы по руководству игровой деятельностью.
  • Формирование краеведческих представлений (малая родина).
  • Творческие способности дошкольников.
  • Подготовка к учебной деятельности.
  • Развитие любознательности.
  • Ознакомление с объектами окружающего мира.
  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  • Формирование ЭМП.
  • Развитие общительности.
  • Связная речь.
  • Элементарный анализ литературного произведения.
  • Обучение грамоте.
  • Применение нетрадиционных техник изодеятельности.
  • Основы ЗОЖ в ДОУ.
  • Формирование КГН и навыков самообслуживания.
  • Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении.
  • Информационно-коммуникативные технологии в ДО.
  • Приемственность детсада и школы.
  • Психолого-педагогическая поддержка семьи.
  • Основы инклюзивного образования в ДОУ.
  • РППС детского сада.
  • Парциальные программы ДОУ.
  • Инновационные формы взаимодействия с родителями.
  • Организация экспериментальной деятельности.
  • Качество и критерии оценки ДО.

Организация работы по темам

Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

Всем доброго времени суток! Самообразование – это творческая деятельность человека, направленная на то, чтобы изменяться и совершенствоваться, пополнять свои знания и умения, а главным отличием от обычного процесса обучения является возможность самому организовать процесс и контролировать его. Поэтому сегодня я хочу уделить внимание непосредственно тому, как составить готовый план по самообразованию, для того, чтобы вы самостоятельно могли продвигаться в профессиональной и личностной сфере и наладить процесс именно так, как вам удобно и интересно.

С чего начать?

Я уже рассказывал в статье о всяких нюансах, видах и плюсах, теперь хочу на примере показать вам, что это легко и эффективно. Мне давно было интересно изучить английский язык, поэтому предложу для примера готовый пошаговый план, как образец, а вы уже сможете применить его в любой сфере, которая привлекает или жизненно необходима.

Итак, с чего я начал? А именно с прояснения мотива, чтобы убедиться, что моя цель для меня значима, и я от неё не отступлюсь при первых же сложностях. Для этого необходимо ответить себе на ряд вопросов:

  1. Чего я хочу достичь? Благодаря этому вопросу мы создаём границы желаемого, то есть, наша цель становится более чёткой и реальной. Я вот хочу владеть английским в совершенстве.
  2. Где я в данный момент нахожусь? То есть, мысленно оглянуться, потому что, прежде чем куда-то идти, мы ведь для начала должны понимать, откуда мы идём, верно? В случае развития, мы рассматриваем сложившуюся ситуацию, то есть слабые и сильные стороны. К примеру, вы владеете разговорным английским на среднем уровне, словарный запас составляет порядка 5 тысяч слов, но вот с грамматикой проблемы, знание времён на начальном уровне.
  3. Чему следует уделить внимание? Здесь мы расставляем приоритеты, формируем задачи. Я буду делать упор на грамматику, она для меня в приоритете, попутно изучая незнакомые слова, и уже потом только буду уделять внимание правильному произношению и умению различать речь на слух.

Вот как выглядит моя таблица

Сроки реализации Направление работы Анализ деятельности
1 Январь Поиск необходимой литературы, сайтов для общения, приложений, с помощью которых возможно проводить тестирование для самопроверки. А также поиск сообществ и групп с похожими интересами для практики общения. Написание плана поэтапного обучения.
2 Февраль Изучение грамматики: времена глаголов.
3 Март Времена глаголов
4 Апрель Способы и формы глаголов
5 Май Существительное
6 Июнь Артикль
7 Июль Прилагательное и числительное
8 Август Местоимение
9 Сентябрь Наречие, предлог, союз
10 Октябрь Предложения (их типы и члены)
11 Ноябрь Предложения (порядок слов)
12 Декабрь Повторение всех предыдущих полученных знаний.
13 Регулярно В день изучать 10 новых слов
14 Регулярно Каждый день тестировать уровень полученных знаний
15 Регулярно Ежедневное общение с носителями английского языка.
16 Регулярно Раз в неделю просмотр фильма или серила на английском языке с переводом
17 Регулярно Раз в неделю переводить 1 небольшую статью либо песню
  1. Для анализа деятельности можно завести отдельную тетрадь, в которой будете указывать все сложности, которые возникли, а напротив них будете писать способы их решения, и какие средства будут необходимы. В самой таблице просто ставьте плюсики, если задача будет завершена успешно.
  2. Для изучения новых слов заведите блокнот, в который будете их выписывать. Помимо того, что технологии не стоят на месте, и можно в электронном режиме всё сохранять, ретрофлексию ещё никто не отменял. То есть, когда вы записываете что-то, повышается возможность запомнить новую информацию. Так что не ленитесь, и задействуйте все ресурсы вашей памяти.
  3. Обозначьте время, которое вы сможете выделять каждый день для достижения своей цели. К примеру определяем один час, 30 минут на изучение грамматики, 15 минут на новые слова и 15 минут на тестирование и онлайн приложения. Раз в неделю 1,5 часа добавляем для просмотра фильмов, либо сериалов и 1 час для перевода. И для меня это закон, только в случае редких форс-мажорных ситуаций я себе позволяю урезать время.
  4. Интересуйтесь у людей, которые также занялись самообразованием, работы каких авторов они предпочитают, какими приложениями пользуются, возможно, вам порекомендуют более эффективную и легко читаемую литературу.
  5. Очень важным моментом является определение для себя конечного результата, каким образом вы поймёте, что достигли цели, и можно переходить к новым задачам?
  6. Придумайте для себя поощрение, в случае преодоления непосильных задач, когда придётся затратить больше энергии и ресурсов. Это поможет сохранить мотивацию.
  7. Даже любимое занятие может превратиться в рутину, поэтому обязательно выделите время для отпуска, особенно когда почувствуете, что просто заставляете себя приступать к заданиям. Привычка вырабатывается за 21 день, поэтому на первых порах не стоит поддаваться соблазну отложить выполнение.
  8. Заведите папку, в которой будете сохранять все найденные материалы. В таком случае информация будет систематизирована, и вы сможете вернуться к ней в любой момент, не вспоминая, где именно встречали её, так вы существенно сэкономите время.
  9. Работайте с различными онлайн приложениями. Сейчас существует масса сервисов, многие из них имеют мобильные приложения. По английскому языку, лучший на мой взгляд сервис, вот этот .

Анализ процесса

  1. Насколько успешна моя деятельность? Проанализируйте, насколько рабочий и реальный план? Возможно в него следует внести корректировки, увеличить или наоборот, уменьшить время, которое затрачиваете.
  2. Чего удалось достичь? В этом вопросе вы сможете осознать, получаете ли удовлетворение от успехов, насколько повысился уровень в интересуемой сфере, и как далеко удалось продвинуться.
  3. Какие бонусы получили? К примеру, я познакомился с несколькими очень интересными людьми, с ними у меня сформировались приятельские отношения. Помимо этого я начал понимать смысл любимых песен и узнал много нового о культуре и традициях моих новых англоязычных знакомых. Моя уверенность в своих силах возросла, ведь я не просто обучаюсь, но и делюсь своим опытом с новичками.
  4. Что оказалось самым сложным? А что, напротив, далось легко? Так вы лучше будете понимать себя и свои возможности. К примеру, мне сложно воспринимать информацию на слух, поэтому я стал больше уделять внимания просмотру фильмов. Таким образом, происходит всестороннее развитие, ведь мои навыки теперь помогают и в других сферах, я более сконцентрирован, когда слушаю другого человека, даже когда он говорит на моём родном языке.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Напоследок хочу порекомендовать к прочтению статью о том она поможет вам в составлении индивидуального расписания, когда вы будете определять приоритеты и способы достижения. Подписывайтесь на мой блог, чтобы быть в курсе новой информации. Успехов вам и плодотворной работы!

План профессионального самообразования учителя биологии

Хрящевой Татьяны Анатольевны на 201 5 -201 6 учебный год

Цели:

1.Углубленное изучение своего предмета и методики его преподавания.

2. Совершенствование знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.

3. Формировать способность творчески работать, внедрять инновационные технологии в учебный процесс.

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические мероприятия

Сроки реализации

1. Научно-теоретическая подготовка

1.1

Развитие:

1.Знаний теоретических основ предмета «Биологии». Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.

2. Знаний новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).

1.Чтение научно-методической литературы по биологии

2. Обзор в Интернете информации по биологии инновационным технологиям

Регулярно

1.2

Повышение квалификации по биологии

1. Решение задач, тестов и других заданий по биологии повышенной сложности или нестандартной формы.

2. Посещение уроков своих коллег.

3 Р ешение заданий ГИА по биологии.

4. Прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных

В течение года

2.Методическая подготовка

2.1

Совершенствование:

1. Разработка конспектов уроков

2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.

3.Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов

4.Разработка комплекта олимпиадных задач.

5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах

Регулярно

2.2

Разработка программно-методического обеспечения

а) научно-методическая работа

1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.

В течение года

б) Участие в методических школьном объединени и , в жизни школы

1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы.

2. Выступление на заседании ШМО с самоанализом

3. Общение с коллегами в школе.

В течение года, по плану ШМО

1. Разработка программ ы по преподаванию в 9 классе в переходный период.

2. Разработка учебной рабочей программы по биологии и географии.

В августе

3.Психолого-пеагогическая подготовка

3.1

Совершенствование:

1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы

2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств

1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии.

3.Изучение работы лучших учителей школы, района, республики

Систематически

Источники самообразования:

СМИ в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет. Медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы; курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и др.

Формы самообразования:

Индивидуальная-через индивидуальный план, групповая-через участие в деятельности школьного и районной методических объединений учителей биологии, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемый результат самообразования:

Повышение качества преподавания предмета. Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

Доклады, выступления на заседаниях ШМО и РМО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:

1. ЛеоА.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировозрения. // Народное образование, № 10, 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии,географии»

8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии,географии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.

Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.

Творческое сотрудничество с учителем информатики Бышук П.И. по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Mikrosoft ofisse Poyer Point

Использовать в своей работе школьные сайты.

4. Участие в системе школьной методической работы:

Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла.

Практические выходы (доклады, рефераты) -, на занятиях школьного методического объединения, Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования

Повысить качество преподавания предмета до 50%.

Индивидуальный план работы по самообразованию

Ф.И.О. педагога: Филиппова Юлия Олеговна ___________________________

Образование: высшее _______________________________________________

Специальность: воспитатель _________________________________________

Стаж педагогической работы: 8 лет __________________________________

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Дата начала работы над темой: 1 сентября 2016 года ___________________

Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 ____________________

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи самообразования :

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;

2. Повышать собственный уровень знаний путем посещения РМО

3. Оформить в группе уголок по данной теме

4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью работы по развитию детской речи, формированию навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Изучение методической литературы по теме СО:

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

    Ткаченко Т.А. развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007.

    Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:КАРО:2008

    Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику

    Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.:Эксмо, 2011 г.

    Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Методическая работа по теме СО:

Изучить литературу по данной теме

Изучить опыты работ педагогов по данной теме.

Обогащение развивающей среды.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Изучение книги Османова Г.А. «НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ». Реализация на практике.

Сентябрь

На протяжении всего периода работы

В течении года

Изготовление Дидактических игр

  1. «Прищепки»

    «Шнуровка»

    Д/и с сыпучими материалами(«сухой бассейн» , ищем игрушку, рисуем на крупе)

    Д\И: «Массажный мячик»

Анкетирование родителей по проблеме сенсомоторного воспитания в условиях семьи. Анализ анкетирования.

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Ноябрь - декабрь

2016

Январь – февраль 2017

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Подбор и изготовление д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Февраль-март 2017

Март 2017

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками дома»

Апрель 2017

Сентябрь – октябрь 2017

Создание пособия

«Тактильные дощечки»

Изготовление игры "Бусы для мамы" (нанизывание на шнурок)

Ноябрь – декабрь 2017

Октябрь – декабрь 2017

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»

Создание игрового пособия (использовать книгу Тимофеевой Е.Ю., Черновой Е. И.

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.)

Январь 2018

Февраль- март 2018

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».

Изготовление д/и "Чудесный мешочек"

Апрель 2018

Апрель-май 2018

Изготовление д/и «Собери правильно» (игровое пособие с крышками от бутылок)

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Создание сборника консультаций по данной теме

Разработка серии конспектов занятий

Посещение РМО по данной проблеме

Сентябрь – ноябрь 2019

Январь – март 2019

На протяжении 2017-2018 уч.года

На протяжении 2018-2019 уч.года

На протяжении всего периода работы по данной теме.

Практические выходы:

1.Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»

2.Повеление мастер-класса для педагогов. Тема «Пальчиковые гимнастики и физкультминутки».

3. Изготовление дидактических игр, шнуровок.

4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста».

Форма представления результатов самообразования

Открытое занятие

Выставка изготовленных игр и игровых пособий «Наши пальчики играют»