Государства на территории нашей страны в древности. Древние государства и движение народов

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Древние народы на территории России. Авары тюркоязычный племенной союз, упоминаемый в источниках с сер. V в. Представлял собой сложное сочетание этнических групп различных частей аварской орды. В сер. VI в. авары вторглись в степи Западного Прикаспия, позже появились в Восточной Европе. Аварский каганат племенное объеди­нение аваров в Паннонии на Дунае (VI в. конец VIII в.) со слабой экономической базой, военным подчинением без точных и постоянных границ. Возглавлялся ханом Баяном, осу­ществлял активную экспансию, завоевал часть славянских племен. В VII в., после поражения под Константинополем и восстаний покоренных племен, начался распад каганата. В VIII в. авары были окончательно разгромлены франками под предводительством Карла Великого. В «Повести временных лет» упоминаются под именем обров.

Аланы многочисленные ираноязычные племена сарматского происхождения. Со II в. до н. э. известны под названием «роксоланы». Обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии. Осуществляли активную экспансию, вели войны в Закавказье, Малой Азии. К IV в. н. э. были этнически разнородны, подверглись нашествию гуннов. В VI в. были разгромлены аварами. Участвовали в великом переселении народов, в Западной Европе и Северной Африке совместно с вандалами образовали государства. Оказались включенными в процессы этнокультурной ассимиляции. Культуру IV-V вв. пред­ставляют городища и могильники предгорной зоны Северного Кавказа. С VII по X вв. значи­тельная часть Алании (от Дагестана до Прикубанья) входила в состав Хазарского каганата.

Булгары тюркские племена. Образовали союз, который в VII в. разделился на не­сколько групп. Часть кочевала в Приазовье и на Северном Кавказе. Другая группа проникла на Балканы, где слилась с местным населением. Третья осела в Среднем Поволжье и под­чинила себе ряд финно-угорских племен. Позже образовалась Волжско-Камская Булгария многонациональное государственное образование в Среднем Поволжье.

Готы группа германских племен. В III в. н. э. пришли в южнорусские степи из Прибалтики, жили в Северном Причерноморье. Соперничали с сарматами, аланами. Делились на вестготов и остготов. Пали под ударами гуннов. Исчезли с этнической карты, оставив от­дельные реликтовые островки.

Гунны кочевой народ, сложившийся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров. В 370-х гг. начали массовое передвижение на Запад, подчинили ряд германских и других племен, возглавили мощный племенной союз. Нашествие гуннов удалось остановить на северо-востоке Франции при городке Труа (451 г.). Наибольшего могущества достигли при Аттиле. Позже растворились среди других народов.

Касоги принятое в русских летописях название адыгов многочисленной группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя «адыге» и обитавших на юго-западе Северного Кавказа и Черноморском побережье. В древности упоминались под собирательными именами меотов, зихов, керкетов. С V в. началось возвышение зихов, которые до X в. возглавляли союз адыгских племен. Со времени монгольского нашествия на Руси распространилось другое название адыгов черкесы. В ХШ-XIV вв. часть адыгов продвинулась на восток в бассейн Терека, где жили прежде аланы, истребленные и оттесненные монголами в горы; оставшаяся часть аланов смешалась с адыгами. Так образовалась кабардинская народность.

Сарматы объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савро-маты, языги и др.). В VI-IV вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до Волги. В III в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Вели войны с Римом и государствами Закавказья. В IV в. были разгромлены гуннами.

Скифы собирательное название древних племен, обитавших в Северном Причерноморье с VII в. до н. э. до III в. н. э. Описание скифов дано Геродотом. Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Занимались земледелием, скотоводством, обработкой металлов, торговлей с античными причерноморскими городами. Создали мощное государство. Позже были покорены и растворились в среде новых пришельцев (сарматы и др.), частично ассимилировались со славянами.

Тюркский каганат союз тюркоязычных племен, образовавшийся в VI в. на Урале и в Монголии. Подчинил своему влиянию обширные территории. Следствием распада стало образование новых племенных союзов аварского, хазарского, булгарского.

Финно-угорские племена. Наиболее значительными из них являлись бартусы, веда мордовские племена.

Весь прибалтийско-финское племя в Приладожье и Белозерье. С IX в. в составе Киевской Руси. Потомки веси вепсы.

Водь прибалтийско-финское племя в Водской пятине Новгородской земли. Упоминается с XI в.

Карела (карьяла), ижора прибалтийско-финские племена. В составе Руси с IX в. Ижорская земля располагалась к югу от р. Невы. Ижорские карелы находились в подчинении Новгорода, знатные представители этих племен приняли христианство.

Меря многочисленное племя в волго-окском междуречье. Начало слияния с восточными славянами относится к IX - XI вв. Территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества.

Мурома, мещера племена в бассейне р. Оки. Платили дань Руси, с XII в. ассимилировались с русскими.

Печера финно-угорское племя в районе р. Печоры. Платили дань Новгороду. В составе Русского государства с XV в.

Черемисы (позднее марийцы), мордва, пермь финно-угорские племена в Среднем Поволжье и Приуралье.

Чудь древний народ, населявший север Восточной Европы до времени русского заселения; предки эстов. В источниках нередко изображался гипертрофированно - скрывающимся в лесах от преследований со стороны «панов» предков русских переселенцев. Поскольку язык чуди был непонятным, то считался «чудным». Знатные представители чуди жили в Киеве (двор Чудин) и Новгороде (Чудинцева улица).

Ямь (емь) прибалтийско-финское племя во внутренних районах Финляндии; платило дань Руси. С ХШ в. под властью Швеции.

Хазары тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в IV в., после нашествия гуннов. Кочевали в прикаспийских степях. В сер. VII в. возник Хазарский каганат государство в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, часть распавшегося Тюркского каганата. В нач. VIII в. хазары владели обширными территориями Кавказа, Приазовья, Крыма. Позже под давлением арабов каганат переместился на Нижнюю Волгу. Власть каганата распространялась на значительную часть восточнославянских земель (отсюда споры о «хазарском иге» над Русью). Хазарский каганат достиг своего высшего могущества на рубеже VIII-IX вв. В то время фактический повелитель каган-бек Обадий сделал иудаизм официальной, государственной религией каганата. С конца IX в. часть хазарской территории заняли печенеги. В X в. с хазарами активно воевали русские дружины, важный вклад в их разгром внес Святослав (964 - 965 гг.).



Языги сарматское племя. Первоначально обитали восточнее Дона и были южными соседями роксоланов. В конце I в. спустились к низовьям Дуная, а затем осели на территории современной Венгрии, между Дунаем и Тисой. Изначально кочевое скотоводческое племя.

Славяне – группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).

Термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно – в VI в. н.э. Со славянами обычно связывают венедов, упоминаемых античными авторами в качестве народа, проживавшего на территории современной Польши, однако эту точку зрения нельзя считать бесспорной. Готы, германские племена, прошедшие через Восточную Европу, тоже оказали влияние на язык. Кроме готов, участие в этногенезе принимали и тюркоязычные кочевники, сменившие сарматов (гунны, авары, болгары, хазары). Первое точное упоминание о славянах связано с их набегами на Византию в VI в. В этот период происходит мощное колонизационное движение славян на Балканы и восток – на просторы Восточной Европы. Тогда же происходит разделение славян на западных, южных и восточных.

Славянские языки относятся к индоевропейским языкам. Они очень близки языку индоевропейской общности. Данное положение вещей можно объяснить тем, что язык славян поздно отделился от общеиндоевропейской основы. Судя по языку, праславяне жили в лесной, но не горной местности, лежащей далеко от моря. Под это определение подпадают многие территории, поэтому историки не пришли к единому мнению в вопросе о прародине славян.

В настоящее время большинство специалистов определяют в качестве этнической территории славян область, простирающуюся к северу от Карпат. Таким образом, они считают славян автохтонным населением (коренным населением Центральной или Восточной Европы): взгляды ученых существенно расходятся в вопросе нахождения более точных границ расселения.

Носителем праславянского языка выступала довольно небольшая группа населения, которая позднее смогла распространить славянский язык среди других народов – соседей славян. Ближайшими соседями праславян были племена балтов, живущие в лесах к востоку и северо-востоку от славян. В этногенезе славян также принимали участие ираноязычные кочевники – скифы и сарматы. У них славяне заимствовали слова «бог», «собака», «топор».

Венеды (венеты) - древнейшее название славянских племен, вероятно носители пшеворской археологической культуры. Западными соседями (германцами), ощущавшими их от­личие от круга собственно германских племен, племена обозначалась экзоэтнонимом венеды (венеты). В структуру общности входили будущие словене и анты. Позже наметилась экспансия «пшеворцев» в юго-восточном, а затем и в вос­точном направлении, следствием чего стало разделение черняховской археологической куль­туры на два субрегиона - Верхнеднестровский и Подольско-Днепровский. В этих ареалах в ходе взаимодействия с субстратными местными насельниками и их постепенной ассимиляции вступили в завершающую фазу этногенетические процессы славяноязычного населения.

Анты - название славянских племен в IV – VII вв. Этот социум сложился в Подольско-Днепровском регионе. Археологический эквивалент антов пеньковская культура. Формировались на сармато-аланском субстрате. На страницах письменных памятников анты (также как и словене) появились в 1-й пол. VI в. Термин «анты» зафиксирован в «Гетике» Иордана (до 550 551 гг.), в рассказе о победе готского «короля» Винитария над антами и распятии им их «короля» Боза с сыновьями и 70 знатными людьми. На основе анализа источ­ников предполагают, что германцы-готы знали антов в конце IV в. не только под их самоназ­ванием, но и называли венетами.

Анты выступают раздельно и в единстве со словенами - это две никогда не смешивающиеся самостоятельные силы; ни один источник не указывает на антов, как на часть этнических словен; с другой стороны, отсутствуют основания для суждения о «первородстве» этнических словен перед антами. Это равноправные образования, о равноправии словен и антов в VI в. сви­детельствуют, в частности, этногенетические предания, донесенные Иорданом и Прокопием Кесарийским (Готская война. VII. 14. 29).

Жили анты в лесостепях между Днепром и Днестром, а также к востоку от Днепра. Имели развитую материальную культуру: для них были характерны сельская община, торговля, связанная с развитием ремесел, товарообмен с Римом. Анты располагали мощной военной организацией, боролись с готами. С нач. VI в. вместе со склавинами вели наступление на бал­канские владения Византии.

К нач. VI в. происходит этническая консолидация славяноязычного населения Верхнеднестровского региона. Ее следствием стало возникновение словенского этнического самосознания, венчавшегося появлением аутоэтнонима slovene.

Словене метаэтническое образование, время возникновения которого вызывает споры историков. Часть ученых считает, что о существовании данного метаэтноса можно говорить только с VI в., до нач. VI в. достоверные сведения об этнических словенах практически отсутствуют. Др. авторы, однако, находят словен в предшествующих эпохах.

Применительно к Древней Руси этноним slovene обозначал людей, владеющих словом, членораздельной речью, тогда как экзоэтноним «венеты» (и производные от него) в славянорусской фольклорной традиции обозначали чуждую далекую землю, типа Веденецкой земли в русских былинах. Для обозначения «чужих» (неславян) народов у славян наибольшее распространение получили два этникона чудь, которым еще в Начальной русской летописи именовались неславянские народы, и немец (немцами на Руси обозначались жители Европы).

Краткая хронология ранней истории славян.

Сер. V в. (548 559 гг.) выход славян к нижнему Дунаю; борьба с Византийской империей (Дунай рубеж, разделявший славян и земли Юстиниана I); движение славян центра Европы на восток (лесостепные земли сколотов).

550 г. вторжение нескольких тысяч славян из-за Дуная в империю Юстиниана.

555 556 гг. сражения славян с персами на стороне Византии.

560 г. вторжение аваров (обров) в степи Северного Причерноморья и долины Дуная, нашествие их на антов; убийство посланника антов Мезамера.

568 г. продвижение аваров на средний Дунай.

560 570 гг. движение славян на Балканы.

590 600 гг. война аваров и византийцев на Балканах.

Начало VII в. массовое переселение славян за Дунай; неоднократная осада ими Фессалоник; появление славянских территориальных округов (жупов).

617, 623, 626, 628 гг. штурм Константинополя аварами с участием славян.

1-я пол. VII в. существование славянского объединения Само.

Сер. VII в. столкновение славян на Дону и на нижнем Днепре с Хазарским каганатом.

2-я пол. VII в. борьба Константина II против славян в Македонии.

VII в. движение славянских масс на север к Чудскому и Ладожскому озерам.

VIII в. заселение славянами бассейна верхней и средней Оки и р. Сож; укрепление славянами Изборска, Старой Ладоги, Гнездово.

1-я пол. IX в. сооружение на нижнем Дону крепости Саркел (Белая Вежа).

Религия древних славян – язычество, характеризующееся большим числом божеств небесного, земного и подземного миров. Формирование славянских верований уходит в глубь веков. Персонификация богов у славян чрезвычайно растянута во времени; возможно, она продолжалась и после принятия христианства. Число богов, как считают историки, установить достаточно сложно: одно и то же божество могло иметь несколько имен, при этом функции богов были различны. Не до конца проясненным остается вопрос о степени распространения культов. С точки зрения христианства, все божества древних славян равно являлись «дьяволами», «бесами».

Божества обрядности. Карачун день зимнего солнцеворота, календарная дата; одновременно злой дух, возможно, персонаж зимней святочной обрядности, символизировавший умирание природы.

Коляда согласно одной точке зрения, бог торжеств, бог мира; согласно другой, более распространенной, мифологический персонаж женского рода, олицетворявший зимнюю святочную обрядность.

Кострома мифологический персонаж, не относившийся непосредственно к божествам; один из обрядов праздника проводов весны. Центральный элемент соломенное чучело, которое сжигали или топили в Петров день (29 июня; вторая дата - 12 июля), компенсируя этим древнее жертвоприношение.

Ярило бог Солнца, бог весны, плодородия, любви; славянский Дионис. Представлялся славянам в виде юноши на белом коне. Заботился об оплодотворении природы, человеческого сообщества; символизировал продолжение рода. Культ имел земледельческий характер, олицетворял весеннее пробуждение природы. Образ объединял несколько видов обрядности, при этом календарные обряды совпадали с молениями о дожде. Широко представлен в топонимике. С принятием христианства сблизился с культом Георгия.

Божества смерти, подземного царства. Чернобог властитель подземного мира, злой бог, представитель тьмы, от которого идут понятия «черная душа», «черное дело» и др. Служители: Вий судья над мертвыми, источник кошмаров, сновидений, ужасов; Кощей символ окостенения, оцепенения от мороза зимой; Мара (Марена) смертоносный дух или богиня смерти; избавление от нее достигалось путем торжественного сжигания соломенной куклы во время весенних праздников. Позже утратила связь со смертью, но сохранила черты нечисти, оборотничества.

Божества добра, хранители, защитники, родители живого. Белбог один из перводревних богов славян, источник и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Изображался в виде мужчины с куском железа в правой руке (видимо, в плане испытания раскаленным металлом). Защитник от Чернобога.

Берегини женские мифологические персонажи, множественные духи, оберегавшие людей от злых духов упырей. По представлениям славян, берегини были связаны с водой, считались хранительницами благополучия, природы, дома. Позже получили различные имена. Название нередко употреблялось по отношению к изображениям русалок. Часто вместе с берегинями упоминался Переплут.

Дед хранитель рода у древних славян, домовое божество, охранявшее домашний очаг, печной огонь (малый Перунов огонь). Одновременно лесное божество, хранившее Перунов клад (золотые молнии, серебряный дождь и др.).

Род мифологический персонаж, воплощавший единство рода. В письменных источниках упоминался как божество более низкого уровня, нежели Перун и Велес (см.: Пантеон Владимира). Функции трактуются по-разному: родитель живого, символ плодородия, совокупность мужчин племени; творец Вселенной, универсальное божество, аналог западнославянского Святовида. Выражение фаллического начала. Вытеснен Перуном. Особо почитался в простонародье. Считалось, что судьба человека записывалась в Книгу Рода и «чего на роду написано, никому не миновать».

Рожаницы женское рождающее начало у древних славян, дающее жизнь живому. Культ связан с женской средой, представлениями о продолжении рода, судьбе новорожденного, которому рожаницы определяют долю. Соотносились со звездами.

Чур по одним сведениям, божество, охраняющее поля, межи, пашни, освящающее право собственности («чур мое!», «чур пополам!» и т. д.); согласно другой точке зрения домовой, бог-хранитель домашнего очага. Часто Чур (Щур) рассматривается как мистический предок, основатель рода.

Дивия мифологический персонаж, известный у южных и западных славян. Слово связано с обозначением «чуда», несет в себе следы древнего индоевропейского значения. По Б. А. Рыбакову, скорее всего, Великая мать природы.

Дидилия одно из названий богини-матери, родительницы; покровительница рожениц, детей, матерей.

Жива одно из названий праматери рода у древних славян, давшей жизнь всему живому человеку, животным, урожаю. Высшая богиня, возможно, нарицательное индоевропейское обозначение богини вообще.

Другие божества. Зевана (Дзевана) богиня лесов и охоты у западных славян. В восточнославянской мифологии ее функции могли выполнять Дева, Дива. Культ сопровождался жертвованием шкур животных.

Карна, Желя женские божества смертной печали, воплощение сострадания.

Лада богиня любви, красоты, очарования. Почиталась в качестве покровительницы браков. С Ладой связан Зничь огонь, жар, пыл, любовное пламя.

Лелия (Леля) богиня весны и молодости из свиты Лады. Побуждает природу к оплодотворению, а человека к брачным союзам. Мужской вариант Лель. С Лелией связан весенний праздник ляльник.

Среча (Сьречь, Усрьчь) древняя богиня славян, представляемая в виде девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, жизни. Желание общения с ней приводило к гаданиям.

Триглава (Тригла) древнейшая богиня славян. Изображалась с тремя лицами. Скорее всего, воплощала движение жизни; исполняла три функции: творения, хранения, разрушения.

Племенные объединения восточных славян этнополитические образования, предшествовавшие Древней Руси. Восточнославянские догосударственные общности именуют племенами. В свете современных данных, племенная структура формировалась до включения славян в Великое переселение народов (до VI в.). В ходе славянского расселения (VI-VIII вв.) она разрушилась, в VIII IX вв. сформировались новые общности на территориальной основе. До перехода этнополитических образований под власть Киева их называли «землями».

Бужане группа племен восточных славян, живших в верховьях Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства.

Волыняне восточнославянское племенное объединение, возникшее на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов». Центр Волынь (в летописи упоминается с 1018 г.). В 907 г. союзник Киева.

Вятичи союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения Оки. С сер. X в. в составе Киевской Руси. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Древляне объединение восточнославянских племен, занимавшее в VI X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по течению рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига и граничившее с волынянами, бужанами, дреговичами. По летописным сведениям, название объясняется проживанием в лесах; подчеркивается, что «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девица». Археологические раскопки свидетельствуют об укоренении обряда погребения, существовании представлений о загробной жизни; находят серпы, изделия из железа, сосуды, остатки тканей, кожи, что свидетельствует о развитии хлебопашества, гончарного, кузнечного, ткацкого, кожевенного ремесел. Древляне занимались скотоводством, коневодством, вели меновую торговлю, у них были распространены изделия из серебра, бронзы, стекла, сердолика. Главным городом был Искоростень. При этом правление осуществлялось князьями вместе со «старейшинами града». Считается, что древляне враждовали с соседями, в частности с полянами. Были подчинены Олегом (см.: Первые Рюриковичи), который в 883 г. наложил на них дань. Древляне пытались освободиться от подчинения Киеву. Дважды на Древлянскую землю ходил Игорь. После его гибели, по летописному преданию, кн. Ольга сожгла Искоростень. Святослав Игоревич посадил здесь своего сына Олега. Владимир Святославич передал древлян Святославу, который погиб в противостоянии со Святополком Окаянным. Окончательно древляне вошли в состав Киевского княжества при Ярославе Мудром.

Дреговичи племенное объединение славян, занимавшее северные области правобережья Днепра. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. Как племя подчиненное Руси, под именем другувитов (drougoubitai) они были известны Константину Порфирородному. В составе Киевской Руси с X в., основа Туровского княжества.

Дулебы племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Царьград. Под именем бужан и волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.

Ильменские словене одно из самых многочисленных славянских объединений, жившее у о. Ильмень, по р. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Их соседями были финно-угорские племена чудь и меря. В нач. IX в. вместе с кривичами и чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.

Кривичи восточнославянское племенное объединение в VI - X вв. в водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Считается, что кривичи, возможно, были первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Располагаясь на пути «из варяг в греки», они были втянуты в торговые связи, распространявшиеся вплоть до Константинополя. Главные города Смоленск, Полоцк, Изборск. Как подчиненная Киеву общность, кривичи участвовали в походах Олега и Игоря. Племенными центрами являлись Изборск, Полоцк, Смоленск.

Поляне союз восточнославянских племен VI IX вв., располагавшийся по среднему течению Днепра от Припяти до Роси, составивший ядро Древнерусского государства. По летописным свидетельствам, поляне отличались от окружавших из племен уровнем цивилизованности. Так, отмечено, что «бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим.... брачные обычаи имеяху». Общественное устройство основано на сочетании общинного и княжеско-дружинного начал. У полян значительное развитие получили земледелие, скотоводство, они были мастерами обработки дерева. Развивалась торговля, включая связи с восточными странами. Долгое время поляне платили дань хазарам. В IX в. они, однако, сумели подчинить своему влиянию окружающие племена (древлян, дреговичей, северян и др.). Историческим центром полян являлся Киев. Известны также города Вышгород, Белгород, Звенигород, Василев и др. Как самостоятельная общность, поляне упоминаются до 944 г.; позже это название вытесняется. Его заменяют Русь (Рось), Кияне.

Радимичи племенное объединение, жившее в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань хазарам. В 885 г. были присоединены князем Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом воеводой князя Владимира. Впоследствии территория радимичей вошла в состав Черниговского и Смоленского княжеств.

Северяне союз племен в VIII IX вв., живший по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 г. входили в состав Древнерусского государства.

Тиверцы племенное объединение, жившее по Днестру до Черного моря и устью Дуная (согласно Лаврентьевской летописи, «…тиверцы сидяху по Днестру, приседяху к Дунаеви бе множьство их, седяху бо по Днестру оли до моря, суть грады их и до сего дне»). Известны сведения о борьбе с тиверцами Аскольда и Дира. Под 907 г. в летописи сохранилось известие об участии тиверцев в походе Олега, под 944 г. в походе Игоря. К XII в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север; их потомки вместе с частью южных племен заняли Слободскую Украину и южнорусские степи, где постепенно смешались с другими племенами.

Уличи восточнославянское племенное объединение, жившее, согласно «Повести временных лет», в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах Черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. Киевский воевода Свенельд 3 года осаждал главный город Пересечень. Под натиском кочевых племен отошли на север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.

Варяги древнерусское название жителей Скандинавии (они же норманны, викинги). По др. версиям, варяги не тождественны норманнам; это жившие по берегам Балтийского моря племенные объединения со значительной долей как скандинавского, так и славянского и кельтского элементов. В VIII-IX вв. норманны (варяги) проникли на Русь. Их появление (и продвижение) здесь растянулось во времени, осуществлялось в форме вторжения, разбоев, насилия, включения в войско местного населения.

«Варяжский вопрос» проблема роли варяжского влияния на образование древнерусского государства, имеющая как научное, так и политическое содержание.«Призвание» варягов зафиксировано летописью, которая появилась позже изображаемых событий; летописцы рассказывали о пришествии варягов задним числом, исходя из современных им представлений. «Призвание» стало аксиомой: в течение веков эта проблема не вызывала споров. Актуальной она стала только в XVIII в. в силу ряда факторов, включая создание Академии наук, политизацию исторической науки, нападки на Ломоносова, неприятие «Истории Российской» Татищева и др. Тогда сложилась т.н. норманнская теория система взглядов о происхождении древнерусского государства, поначалу представленная в трудах академиков-иностранцев.

Одним их них был Г. З. Байер, с 1725 г. возглавлявший кафедру древностей и восточных языков Академии наук. Интерпретация Байером древнерусской истории в политизированной атмосфере того времени, акцент на решающую роль норманнов в создании государства были приняты как своего рода идейный реванш за Полтаву. Выводы Байера поддержали А. Л. Шлецер, др. авторы (ни Миллер, ни Шлецер не вкладывали в свои выводы никаких националистических соображений). Противниками выступили М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников и др. Развернулась полемика, которая продолжается до настоящего времени.

Подходы основоположников норманнской теории имели как сильные, так и слабые стороны. Были преодолены легендарные построения о происхождении русских царей, например, от Августа. Акцент на скандинавском происхождении Рюрика намечал ориентиры научного подхода. Отбрасывались представления о мирном, добровольном и всенародном призвании варягов. Норманнисты исходили из реальной картины варяжского бытия, исключавшего мир и покой. Вместе с тем, они акцентировали внимание на легкости варяжского вторжения, считали приход варягов началом Русского государства, полагали, что скандинавы в «пространном смысле основали русскую державу»; более ранний период представлялся не более чем предысторией.

Антинорманнисты XVIII в., в свою очередь, исходили из внутренних, самобытных процессов. Они отказывались признавать в Рюрике норманна, игнорировали всякую роль варягов. При этом они первыми поставили вопрос об уровне развития восточнославянского общества и создании государства. Ломоносов писал «О России прежде Рюрика»; историю народа до появления государства и варягов он относил в глубь веков, а события, связанные с Рюриком, по его мнению, были продолжением истории поднепровских славян, но не ее началом. Отсюда обращение к источникам, использование античного наследия в обосновании истории славянского мира (норманисты чаще обращались к источникам северного происхождения). Так, в полемике с Миллером Ломоносов использовал труды Геродота, Прокопия Кесарийского, средневековых авторов. Его заслуга определение территории славян, выяснение характера их общественного строя, защита славян от несправедливых упреков в темноте и невежестве. При этом и норманнисты, и антинорманнисты признавали факт ассимиляции варягов в славянском обществе.

В XIX в. обозначилось четкое разделение на норманнистов (А. А. Васильев и др.) и антинорманнистов (С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский и др.). Споры концентрировались преимущественно вокруг происхождения имени «Русь» и, особенно, этнической принадлежности первых русских князей. Внимание историков привлекал не столько процесс образования древнерусского государства, сколько его первосоздатели. При этом борьба норманнистов и антинорманнистов являлась, по сути, борьбой двух монархических концепций. Часть историков (С. М. Соловьев и др.) отказывались переносить на IX в. понятия о национальном достоинстве, свойственные Новому времени. В. О. Ключевский и А. А. Шахматов расценивали сам спор как тупик; они скептически относились как к норманнизму, так и к антинорманнизму. Их подход к проблеме заключался в попытке понять летописцев, мотивы выделения ими «призвания» варягов как краеугольного камня русской истории. Эти историки ориентировали на изучение творчества летописцев, познание их методов реконструкции событий.

В ранней советской историографии были представители обоих направлений, при этом осмысление сущности государства делало второстепенным вопрос о происхождении династии. В 1939 г. Е.А. Рыдзевская высказалась за преодоление самой противоположности «норманнисты антинорманнисты», за объективную оценку их достижений и слабых сторон. В 1940 нач. 1950-х гг. норманнизм стали считать проявлением космополитизма, что выводило дискуссию за рамки научного обсуждения (доминировали политические моменты, а не задачи выявления характера русско-скандинавских связей). Школа Б. Д. Грекова разрабатывала концепцию возникновения классового общества и государства у восточных славян, в рамках которой варяги в принципе не могли быть источником колоссальных перемен на значительной части территории Восточной Европы; процесс образования Древнерусского государства не мог зависеть от их воли. Историки 1960 1970-х гг. подчеркивали включенность варягов в объединительный процесс, ратное дело и одновременно их изолированность от становления княжеской власти, социальной дифференциации. Отмечалось, что приглашения на княжение традиция Новгорода; Рюрик с братьями был, очевидно, приглашен в обычном для викингов качестве наемного предводителя дружины.

Современные антинорманнисты исходят из того, что славянская государственная организация существовала до варягов. Своими действиями пришельцы вносили дисбаланс в естественноисторический процесс. Насильственное включение варягов в процесс становления Древнерусского государства проявилось в ускорении централизации племен, этническом составе правящей элиты, примате дружинного начала. Варяжских конунгов больше интересовал грабеж, нежели государственность. Позже задачи регуляции сбора дани актуализировали для норманов местные социальные нормы; это и стало одним из «внешних» импульсов становления государственности. При этом преобладали все же «внутренние», но не «внешние» процессы строительства Русского государства. Противники такого подхода считают славяно-варяжские отношения более сложными и многообразными, присутствие варягов представляется им мозаичным и институциональным. В 1970 г. опубликован свод археологических данных о «норманнских древностях», свидетельствующих, что на участках Днепровского торгового пути, там, где в IX в. встречались лишь отдельные скандинавские погребения, в XI в. варяжские захоронения составляли до 13%. Основываясь на хронологии археологических находок, историки уточняют периодизацию славяно-скандинавских связей.

2.2. Киевская Русь:

НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1. Языки народов России и сопредельных государств

Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных. Как правило, начало складывания этнических общностей связано с отдалёнными эпохами первобытнообщинного строя, когда ещё не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык. Поэтому современная наука делит все народы, проживающие на Земле, на большие языковые семьи. На территории Российской Федерации и Содружества Независимых Государств проживают народы индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской языковых семей.

Одна из крупнейших - индоевропейская языковая семья. К ней относятся романская, германская, балтийская, славянская, иранская группы. Учёные полагают, что народы индоевропейской семьи ведут своё начало от одного праотца - арийцев. Арийцы в незапамятные времена жили в Азии, на Иранской возвышенности. С течением времени арийцы двигались на юг, запад. Постепенно они расселились на территории современного Ирана, Малой Азии, Южной и Восточной Европы, Центральной Азии и Индостанского полуострова. Во II тысячелетии до н.э. они сформировали единую культурную общность, которая соответствовала индоевропейской семье. Впоследствии эта семья распалась на несколько групп: романскую (от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване), германскую (немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы), иранскую (таджики, афганцы), балтийскую (латыши, литовцы), славянскую (русские, украинцы, белорусы).

Другая большая языковая семья - уральская. Она делится на финно - угорскую и самодийскую группы. Народы финно - угорской группы (финны, эстонцы, карелы, удмурты, марийцы, коми, мордва и др.) издавна занимали территорию северной половины Восточно - Европейской равнины - между Балтийским морем и Уралом, оттуда её племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь. Народы самодийской группы (ненцы, нганасаны, селькупы) занимают тундровые районы европейской части страны и Западной Сибири, низовья Енисея, юг Таймыра.

В состав алтайской семьи входят тюркская (чуваши, татары, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, казахи, узбеки и др.), монгольская (буряты, калмыки), тунгусо - манчжурская группы (эвенки, эвены и др.). С историей восточных славян тесно связана история тюркских народов. Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В начале железного века они проникают на север, в Сибирь, к Уралу, Среднюю Азию, Кавказ. В эпоху великого переселения народов они начали своё продвижение в Восточную Европу и далее на запад.

В горных ущельях Северного Кавказа со времён бронзового века живут народы кавказской языковой семьи. В её состав входят картвельская (грузины), абхазско - адыгская (абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, черкесы, адыгейцы) и нахско - дагестанская (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и др.) группы.

2. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов

Человек современного вида (Homo sapiens) появился на территории нашей страны в Причерноморье и на юге Средней Азии примерно 30 тыс. лет назад. В то время центральные и северные области европейской части России были покрыты ледником. Первобытные люди занимались охотой, собирательством, рыболовством. По мере потепления климата и таяния ледников первобытные люди стали расселяться из юго - западных и южных областей на север и восток. К Y тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III - II тысячелетии до н.э. - до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны.

Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие частей европейской и азиатской территории. Развитие материального производства, увеличение населения и рост имущественного неравенства привели к разложению первобытно-общинного строя, который в разных регионах Евразии проходил не одновременно. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. Важно отметить, что все они появились на юге, долгое время развивались независимо друг от друга. Общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением одних и тех же иноземных завоевателей. У этих государств не было контактов западными и центральными областями европейской части России, где тысячелетием позже стали формироваться основы древнерусской государственности. Контактам с этой территорией препятствовали лежавшие на пути горы или полупустыни, а также широкая полоса степей, где кочевали воинственные скотоводческие племена. С первых веков нашей эры степи стали основным путём проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд, часто уничтожавших на своём пути всё.

Государство Урарту. В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К середине VII в. государство занимало территорию от озера Севан в Армении до верховьев Тигра и Евфрата и стало одним из значительных государств Древнего Востока. Урарту занимались земледелием, садоводством с применением искусственного орошения. Широко было развито скотоводство. Города Урарту были укреплены стенами и башнями из громадных камней. Искусные ремесленники изготовляли из глины, меди и железа орудия труда, хозяйственную утварь, оружие, дорогие украшения из золота. Государству Урарту приходилось постоянно вести оборонительные войны с соседней Ассирией, стремившейся поработить Урарту. Своего расцвета государство достигло к середине VIII в. до н.э., но в VI в. после нашествия скифов государство погибло. Армянские племена стали основой для сформировавшегося здесь позднее Армянского царства.

К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу - грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже - в IV в до н.э. - на территории северного Азербайджана возникло государство Албания.

Народы Средней Азии. История народов Средней Азии уходит в глубину веков.

В середине I тысячелетия до н.э. здесь возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи).

В V в. до н.э. Закавказье и Средняя Азия ненадолго попали под власть Персидской империи. В IV в. эти области были завоёваны Александром Македонским. Здесь существовали большие и могучие города: Ходжент, Самарканд. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Действовала развитая система орошения.

Существенное влияние на историю Закавказья и особенно Средней Азии оказало арабское завоевание (VII - VIII вв. н.э.), принёсшее с собой ислам. На Кавказе ислам распространился среди предков азербайджанцев и других народов Восточного, а также Северного Кавказа. Армяне и грузины, у которых ещё в первых веках нашей эры установилось христианство, стойко сопротивлялись исламизации, однако некоторые группы грузин (аджарцы, ингилойцы и др.) позже всё же были обращены в ислам. В Средней Азии ислам постепенно стал основной религией всего населения. В социально - экономическом отношении арабское завоевание совпало с возникновением феодальных отношений и отчасти способствовало этому процессу.

После распада в IХ в. Арабского халифата в Закавказье возник ряд феодальных государств. В ХI в. в ходе борьбы с проникшими в Закавказье из Средней Азии турками - сельджуками шло объединение грузинских земель, завершившееся при Давиде Строителе созданием единого грузинского царства со столицей в Тбилиси. Своего социально - экономического и культурного расцвета это царство достигло при царице Тамаре (конец ХII - начало ХIII в.). В границы Грузии в это время на правах вассального государства входила большая часть Армении (со столицей Ани). К северу от него располагалось Абхазское царство и независимая Кахетия, к востоку (на территории Азербайджана) - Албанское царство и ряд других феодальных государств, крупнейшим среди которых был Ширван (со столицей в Шемахе).

В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм. Шахам Хорезма удалось отразить нашествие турок - сельджуков и распространить свою власть к ХIII в почти на территорию всей Средней Азии, а также на южные прикаспийские области, включая часть Азербайджана.

Греческие колонии. В I тысячелетии до н.э. берега Чёрного моря стали осваивать древние греки. Наибольший размах греческая колонизация достигла VI - V вв. до н.э. В это время в Северном и Восточном Причерноморье и Приазовье греки создают такие крупные города - колонии, как Тирас (устье Днестра), Ольвия (район Очакова), Херсонес (район Севастополя), Феодосия, Пантикапей (район Керчи), Танаис (устье Дона), Фанагория (Таманский полуостров), Диоскурия (район Сухуми), Фасис (устье Риона).

В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы - Боспорского царства (V в. до н.э. - IV в. н.э.), охватившего значительную часть Приазовья. Здесь активно развивались торговля, земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленное производство.

Греческие города - государства копировали устройство и образ жизни греческого мира. Почти все они были рабовладельческими республиками. Рабы приобретались в результате войн, и владеть ими могли все свободные граждане. Здесь сложились крупные земельные владения, в которых производилось зерно, вино, масло. На высоком уровне находилось ремесло, чему в немалой степени способствовала широкая торговля.

Греческие колонии поддерживали торговые и культурные связи с жившими в причерноморских и приазовских степях племенами скифов, с кавказскими народами.

На рубеже нашей эры греческие колонии подвергались неоднократным нападениям кочевников, и в III в., когда началось великое переселение народов, все они прекратили своё существование.

Скифы. К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, которая оставила глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. "Отец истории" греческий историк Геродот (V в.) посвятил им IV книгу свой истории. Скифами он называл ираноязычные племёна, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шёл процесс разложения первобытно - общинного строя, и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали своё государство.

По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы - пахари. Они жили в полуземлянках, глубина которых не превышала 1 м. Скифы - пахари возделывали пшеницу, лён, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремёслами, важнейшим из которых была металлургия. Скифы-пахари занимались также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом.

Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и её изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов.

Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища - войлочная юрта, поставленная на кибитку.

В VI - IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства скифы представляли военную демократию. Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь - царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчинённых племён. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков - аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим.

К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами - государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э.

Великое переселение народов в III - IV веках. В III-IV в.в.н.э. началось время борьбы сотен варварских племён с соседними государствами. Этот период всемирной истории называют также великим переселением народов. Варвары из степей и лесов завоёвывали богатые южные города и оседали на новых местах. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии. В тоже время он оказал большое влияние на складывание романских, германских и славянских народностей.

Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго - запад двигались племена кельтов, германцев, позднее - славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н.э. кочевники - гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы - предки современных осетин - от Северного Кавказа до Испании. В то же время германские племена побывали на Чёрном море, в Италии, северной Африке. Начало VI в. характеризуется сильнейшим давлением славян на Византию. Византийские историки описывают вторжение в пределы империи славянских войск, заселение ее славянскими колонистами.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В ГОРОДЕ ТВЕРИ

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплина: «Отечественная история»

ВАРИАНТ II

Студент(ки) 3 курса гр. ГМУ 71 специальности «Государственное и муниципальное управление»

Столярова Наталья Николаевна

Научный руководитель: Кандидат Исторических наук, старший преподаватель

Потапова Елена Владимировна

Дата сдачи: 17.12.2007

Оценка:________________________

Подпись руководителя:___________

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………….…….. 3

1 вопрос. древнейшие государства, существовавшие на территории нашей страны (в границых бывшего ссср)……. 4

….................................. 7

2.1. История развития верований ………………………………………………7

2.2. Боги древних славян………………………………………………………...8

2.3. Служители языческих богов………….…………………………………….9

2.4. Занятия славян ………………………………………………………..…...10

2.5. Община…………………………………………………………………..…10

2.6. Город………………………………………………………………………..11

2.7. Общественный строй……………………..……....……………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………... 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….. 14

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………... 15

Карта древнейших государств Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья………………………………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Мы имеем довольно разнообразные и разносторонни сведения о первых веках нашей истории. Современная наука пришла к выводу, что многообразие нынешних космических объектов образовалось от 10 до 20 млрд лет назад. Наша Земля – рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4, 6 млрд лет. Человек современного вида появился на территории нашей страны примерно 30 тыс. лет назад. Вопросы исторического познания волновали человека с самых первых шагов. Проблемы происхождения народов и образования древнейших государств на территории нашей страны связано с отдаленными эпохами, когда еще не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык, быт и верование. В этой контрольной работе, мне бы хотелось более глубже раскрыть выбранную тему.


1 вопрос. древнейшие государства, существовавшие на территории нашей страны (в границых бывшего ссср)

К V тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III - II тысячелетии до н.э. - до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны.

Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие части европейской и азиатской территории. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу - грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже - в IV в до н.э. - на территории северного Азербайджана возникло государство Албания.

В середине I тысячелетия до н.э. в Средней Азии возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи). В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм.

Скифы. К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, которая оставила глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. "Отец истории" греческий историк Геродот (V в.) посвятил им IV книгу свой истории. Скифами он называл ираноязычные племёна, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шёл процесс разложения первобытно - общинного строя, и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали своё государство.

По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы - пахари. Они жили в полуземлянках, глубина которых не превышала 1 м. Скифы - пахари возделывали пшеницу, лён, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремёслами, важнейшим из которых была металлургия. Скифы-пахари занимались также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом.

Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и её изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов.

Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища - войлочная юрта, поставленная на кибитку.

В VI - IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства скифы представляли военную демократию. Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь - царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчинённых племён. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков - аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим.

К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами - государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э.


2 вопрос. верования и быт древних славян

2.1. История развития верований

В XII в. были со­ставлены интересные заметки о развитии языческих верова­ний у древних славян: «Слово о том, как языческие народы поклонялись идолам и приносили им жертвы». Его автор раз­делил историю славянских верований на три периода. Снача­ла славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в поздний период язычества они стали молиться Перуну.

Упыри и берегини - это злые и добрые местные боги. Упыри - это вампиры, оборотни, русалки, лешие. Обычно это бывшие люди, умершие не своей смертью, не погребен­ные и мстящие за это живым. С ними можно бороться, зная охранительные обряды. Особенно часто упыри населя­ли отдаленные, малопосещаемые места: леса и реки. В де­ревнях их искали в колодцах. Христианские священники долго еще обвиняли крестьян, что они «молятся бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божества­ми. До наших дней дошло, например, представление о до­мовом.

Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с раз­витием родового строя и сельского хозяйства у славян. В Роде одновременно олицетворялись силы плодородия земли и един­ство поколений людей. Ведь плодородие земли, по верованиям славян, обеспечивают предки, и если земля не плодоносит, то жертву надо приносить именно им. Языческое представление о единстве мира проявлялось и в том, что способность челове­ка производить потомство считалась стимулирующей творче­ские силы природы. Поэтому весенние праздники в честь Ро­да и рожаниц сопровождались всеобщим пьянством и непристойностями. На этой стадии разви­тия языческих верований появляются попытки изобразить богов в человекоподобном виде. Показательно, что уже после принятия христианства крестьянки молились рожаницам на­равне с христианской Богородицей.

С именем князя Владимира (980-1015) связана попытка утвердить языческую религию в качестве го­сударственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил рядом со своими теремами на холме деревянные идолы шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.

2.2. Боги древних славян

Богом Неба у славян был Сварог . Сварог – отец ряда богов (Перун, Даждьбог, Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо.

Древние народы на территории России начали расселение и обживание земель задолго до возникновения государственности. Именно поэтому первый и самый великий князь Руси - Рюрик - приложил огромное количество усилий для создания единого государства, родного для многих народов.

Первые попытки изучения древнерусского народа

Главная особенность изучения славянского населения заключается в том, что происходит непрерывная динамика движения межэтнических связей. Что это значит? Изучая основные народы России, важно комплексно исследовать данный вопрос. Например, сосредоточиваясь на жителях Центрального региона, необходимо обратить внимание на национальности Восточной Европы и Сибири.

Все исследования дореволюционного строя были направлены на изучение единого русского народа. При этом влияние других национальностей если не исключалось из науки, то косвенно упоминалась, однако не в качестве ведущего вопроса, а лишь в роли формальности. Единственным официально признанным фактом является то, что в коренные народы России постепенно вливались финно-угорские племена.

Лишь в начале двадцатого века Россию начали рассматривать в качестве исторически многонационального государства. Невозможно скрыть то, что подобные выводы были сделаны под влиянием европейских учёных. Со временем стали публиковаться труды православных авторов, рассказывающих о том, что коренные народы России развиваются под влиянием древнейших библейских истоков. «Русское население - это люди с божественным признанием древнейшего киевского происхождения» - так толковал историю один из церковных деятелей - А. Нечволодов. К формированию он причислял скифов, гуннов и другие, отдельно существовавшие, народы.

Именно в двадцатом веке появилось такое направление исторической мысли, как евразийская теория.

Народные истоки: как всё было?

За несколько веков до начала нашей эры произошло великое историческое событие: вместо бронзы начинает активно использоваться железо. Широкое распространение железной руды подарило не только повсеместность используемого сырья, но и прочность изготавливаемых орудий.

В этот период происходит постепенное похолодание климата, сопровождающееся повышением количества плодородных земель, благоприятных для животноводства территорий, изменяется жизнедеятельность микроорганизмов, развивающихся в условиях водного пространства, что положительным образом воздействует на состав рек, озёр, ручьёв и так далее.

С появлением железной руды древние народы на территории России начали своё активное развитие. Увеличилось количество племён, использующих железо в качестве основного материала. В этот период древняя Россия характеризуется расселением народа, латышей, эстонцев, литовцев, северо-восточных финно-угорских племён, а также других небольших общин, населявших пространство Центральной России и Восточной Европы.

«Железный переворот» повысил уровень земледелия, ускорил расчистку лесов для посадок, облегчил тяжёлый полевой труд пахарей. Древние народы России, названия которых неизвестны истории, постепенно начали проявлять отличительные от общей массы населения черты. Формирование каждой нации происходит под влиянием осёдлости, развития скотоводства и земледелия. Более того, расселяясь по разным сторонам света, славянские народы передавали бытовые навыки иноязычным соседям - мерям, чуди, карелам и так далее. Данный факт объясняет большое количество слов в эстонском языке славянского происхождения, связанных с тематикой земледелия.

Первые городища

Первые прототипы городов, где проживали и формировались народы и древнейшие государства России, существовали в первом тысячелетии до нашей эры. Подобная тенденция прослеживается как в Северной Европе, так и в Приуралье - визуальной границе расселения славянских народов.

Изоляция лесными просторами способствовала разрушению родового общинного уклада жизни. Теперь древние народы на территории России проживали в градах или твердях, что значительно ослабляло кровнородственные связи некогда большой и могучей общины. Постепенно расселение заставляло народы покидать место своего обитания и медленно передвигаться в юго-восточном направлении. Покинутые грады назывались городищами. Благодаря подобным поселениям и постройкам, история России с древнейших времён обладает многими фактами и научными знаниями. Сейчас учёные могут судить о бытовой жизни людей, об их воспитании, образовании и трудовой деятельности. Во времена строения городов появляются первые признаки расслоения общества.

Зарождение славян как отдельной этнической группы

Многие учёные придерживаются того мнения, что славяне в большинстве своём имеют индоевропейское происхождение. Таким образом, в России изначально населял не только территорию современного государства, но и большую часть Восточной Европы и южных стран вплоть до современной Индии.

Общее происхождение нескольких народов дарит общность современных языков. Несмотря на различное начало развития, в языках соседних иностранных государств можно встретить огромное количество схожих по смыслу и произношению слов. На сегодняшний день родственными считаются кельтская, германская, славянская, романская, индийская, иранская и другие языковые семьи.

Ассимиляция славян

В качестве первозданной не сохранился ни один народ. В период активного происходила ассимиляция с соседними племенами и общинами.

О дальнейших фактах развития национальности история государства и народов России умалчивает. В связи с этим на протяжении веков учёные-деятели выдвигали разнообразные гипотезы. Например, первый летописец Нестор считал, что славянский народ изначально обитал на границе Центральной и Восточной Европы, и в дальнейшим данный этнос занял бассейн реки Дунай вместе с Балканским полуостровом.

Учёные - представители буржуазии выдвигали ошибочную теорию о том, что прародиной славян является незначительная часть территории Карпат.

Народы России: кратко о славянах второго тысячелетия до нашей эры

Мудрецы античности считали славян величайшим народом истории прошлого, настоящего и будущего. До наших времён дошли факты о том, что народ славянского происхождения был сформирован под влиянием антов, венетов, венедов и так далее.

Греки определили территорию славян следующим образом: на западе - до Эльбы; на севере - до Балтийского моря; на юге - до реки Дунай; на востоке - до Сейма и Оки. Более того, древнегреческие путешественники, мыслители и учёные не ограничивались этими данными. По их мнению, славянские народы, проживающие в России, могли расселяться далеко на юго-восток, благодаря необъятной и плодородной лесостепной зоне. Именно в богатых лесах страны, активная охота и рыболовство, собирательство трав и ягод послужили причиной для смешения славян с сарматами.

По мнению Геродота, на территории Восточной Европы проживал народ, известный как скифы. Стоит отметить, что под данным определением понимались не только но и множество других этносов.

Чем богата северо-восточная Европа?

Древние народы на территории России не ограничиваются упоминанием людей славянского происхождения. Второе место по количеству племён и расселению в пределах границ государства занимают литовско-латышские группы.

Данный народ относился к племенам финно-угорской языковой семьи: финны, эстонцы, марийцы, мордовцы и так далее. Косвенные национальные народы России вели схожий со славянскими племенами образ жизни. Более того, родственные языки способствовали активному укреплению вышеназванных этнических общностей.

Отличительная особенность латышей и литовцев заключалась в том, что большую часть времени и внимания они отдавали коневодству, нежели земледелию. При этом велось строительство надёжных посёлков-городищ. Судя по рассказам путешественников, Геродот назвал литовско-латышские группы тиссагетами.

Древняя Русь: скифы и сарматы

Одними из немногих представителей иранской языковой семьи, оставивших лишь след в истории, являются скифы и сарматы. Предположительно эти народы занимали территорию южной России вплоть до Алтая.

Общины скифов и сарматов обладали многими схожими с другими племенами чертами, однако никогда не представляли собой единого политического начала. Ещё в пятом веке до нашей эры на территории заселения племён происходило социальное расслоение, а также велись захватнические войны. Постепенно скифы завоёвывали причерноморские племена, совершали много походов на Азию, Закавказье.

Удивительные легенды ходят о богатстве скифов. В царских могилах закладывалось неимоверное количество золота. В связи с этим мы можем проследить достаточно сильное расслоение общества, а также власть элитного класса.

Интересный факт заключается в том, что скифы подразделялись на несколько групп-племён. Например, в долине восточного Днепра проживали кочевые вариации национальности, в свою очередь, западную сторону реки населяли скифы-земледельцы. В качестве отдельной группы выделялись царские скифы, путешествовавшие между Днепром и нижним Доном. Только здесь можно встретить самые богатые курганы и мощно укреплённые городища.

История России с древнейших времён также предусматривает удивительно динамичные союзы скифо-сарматских племён. Постепенно подобные слияния давали начало государственности рабовладельческого строя. Первое государство этой национальности было образовано синдскими племенами, другое - в результате фракийских войн.

Наиболее прочное скифское государство сформировалось в третьем веке до нашей эры, центром его являлся Крым. На месте современного Симферополя располагался главный герой всех легенд - город с красивым названием Неаполь - столица Скифского царства. Это был мощный центр, укреплённый каменными стенами и снабжённый огромными хранилищами зерна.

Скифы как занимались земледелием, так и уделяли особую долю внимания скотоводству. В первые века до нашей эры среди племён активно развивалась Яркая и неординарная культура скифов до сих пор изучается учёными-историками. Этот народ подарил необъятное количество идей для живописи, скульптур и других художественных творений. На сегодняшний день в музеях хранятся отголоски древней жизни.

Бытует мнение о том, что племена скифов не были полностью уничтожены с лица земли. Присутствие кризиса очевидно, однако вероятность ассимиляции со славянскими племенами очень велика. Об этом факте говорит происхождение многих слов современного русского языка. Если славяне употребляли «пёс», наряду с данным выражением используется скифо-иранская «собака»; общеславянское «хорошо» приравнивается к скифо-сарматскому «добро» и так далее.

Черноморское побережье: греческие корни

Народы, которые существовали на территории черноморского побережья, за несколько веков до нашей эры были захвачены греческими разбойными дружинами. На протяжении десятилетий здесь развивались города-полисы с древнегреческой культурой. Складывались рабовладельческие отношения.

Древняя Русь извлекла огромное количество бесценного опыта из греческого быта. Особо развитыми в этой части государства были земледелие, отлов и засол рыбы, виноделие, обработка пшеницы, привозимой из скифских земель. Распространение и популярность получило керамическое ремесло. Кроме того, был перенят опыт торговли с заморскими государствами. Ценные греческие украшения попадали в использование к скифским царям и признавались наряду с местными богатствами.

Города, образовавшиеся на территории бывших греческих полисов, переняли высокий уровень культуры этого народа. Бесчисленное множество храмов, театров, скульптур и росписей украшали повседневную жизнь греков. Постепенно города наполнялись варварскими племенами, которые, как ни странно, почитали древнегреческую культуру, сохраняя памятники искусства, а также изучая писания философов.

Древнее население России: народы Боспорского царства

Северное Причерноморье начало развитие в пятом веке до нашей эры. Здесь образовалось единственное крупное рабовладельческое государство под названием Боспор - современная Керчь. Крупное политическое образование просуществовало всего 9 веков, после чего в четвертом веке до нашей эры было уничтожено гуннами.

Ассимилированные с греками народы Северного Причерноморья постепенно расселились по территории Керченского полуострова, низовьям Дона. Заняли они и Таманский полуостров. Активное развитие народов отмечалось в восточной части государства, из союза племён постепенно выделялись знать и аристократия, которые взаимодействовали с богатыми представителями греческого населения.

Первым толчком к разрушению государственности послужило восстание рабов под предводительством Савмака. В этот период Древняя Русь был наполнена разрозненностью и восстаниями. Постепенно Причерноморье было полностью захвачено гетами и сарматами, а впоследствии практически полностью уничтожено.

Формирование богатой русской истории современной России происходило не только под влиянием народов, проживающих на территории Центрального региона. Также существенное воздействие оказали представители других национальностей. На сегодняшний день невозможно совершенно точно определить, являлись ли славяне самостоятельно развивавшимся народом или же на их становление повлиял кто-либо извне. Именно этот вопрос призвана разрешить современная историческая наука.

НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1. Языки народов России и сопредельных государств

Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных. Как правило, начало складывания этнических общностей связано с отдалёнными эпохами первобытнообщинного строя, когда ещё не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык. Поэтому современная наука делит все народы, проживающие на Земле, на большие языковые семьи. На территории Российской Федерации и Содружества Независимых Государств проживают народы индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской языковых семей.

Одна из крупнейших - индоевропейская языковая семья. К ней относятся романская, германская, балтийская, славянская, иранская группы. Учёные полагают, что народы индоевропейской семьи ведут своё начало от одного праотца - арийцев. Арийцы в незапамятные времена жили в Азии, на Иранской возвышенности. С течением времени арийцы двигались на юг, запад. Постепенно они расселились на территории современного Ирана, Малой Азии, Южной и Восточной Европы, Центральной Азии и Индостанского полуострова. Во II тысячелетии до н.э. они сформировали единую культурную общность, которая соответствовала индоевропейской семье. Впоследствии эта семья распалась на несколько групп: романскую (от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване), германскую (немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы), иранскую (таджики, афганцы), балтийскую (латыши, литовцы), славянскую (русские, украинцы, белорусы).

Другая большая языковая семья - уральская. Она делится на финно - угорскую и самодийскую группы. Народы финно - угорской группы (финны, эстонцы, карелы, удмурты, марийцы, коми, мордва и др.) издавна занимали территорию северной половины Восточно - Европейской равнины - между Балтийским морем и Уралом, оттуда её племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь. Народы самодийской группы (ненцы, нганасаны, селькупы) занимают тундровые районы европейской части страны и Западной Сибири, низовья Енисея, юг Таймыра.

В состав алтайской семьи входят тюркская (чуваши, татары, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, казахи, узбеки и др.), монгольская (буряты, калмыки), тунгусо - манчжурская группы (эвенки, эвены и др.). С историей восточных славян тесно связана история тюркских народов. Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В начале железного века они проникают на север, в Сибирь, к Уралу, Среднюю Азию, Кавказ. В эпоху великого переселения народов они начали своё продвижение в Восточную Европу и далее на запад.

В горных ущельях Северного Кавказа со времён бронзового века живут народы кавказской языковой семьи. В её состав входят картвельская (грузины), абхазско - адыгская (абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, черкесы, адыгейцы) и нахско - дагестанская (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и др.) группы.

2. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов

Человек современного вида (Homo sapiens) появился на территории нашей страны в Причерноморье и на юге Средней Азии примерно 30 тыс. лет назад.

В то время центральные и северные области европейской части России были покрыты ледником. Первобытные люди занимались охотой, собирательством, рыболовством. По мере потепления климата и таяния ледников первобытные люди стали расселяться из юго - западных и южных областей на север и восток. К Y тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III - II тысячелетии до н.э. - до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны.

Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие частей европейской и азиатской территории. Развитие материального производства, увеличение населения и рост имущественного неравенства привели к разложению первобытно-общинного строя, который в разных регионах Евразии проходил не одновременно. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. Важно отметить, что все они появились на юге, долгое время развивались независимо друг от друга. Общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением одних и тех же иноземных завоевателей. У этих государств не было контактов западными и центральными областями европейской части России, где тысячелетием позже стали формироваться основы древнерусской государственности. Контактам с этой территорией препятствовали лежавшие на пути горы или полупустыни, а также широкая полоса степей, где кочевали воинственные скотоводческие племена. С первых веков нашей эры степи стали основным путём проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд, часто уничтожавших на своём пути всё.

Государство Урарту. В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К середине VII в. государство занимало территорию от озера Севан в Армении до верховьев Тигра и Евфрата и стало одним из значительных государств Древнего Востока. Урарту занимались земледелием, садоводством с применением искусственного орошения. Широко было развито скотоводство. Города Урарту были укреплены стенами и башнями из громадных камней. Искусные ремесленники изготовляли из глины, меди и железа орудия труда, хозяйственную утварь, оружие, дорогие украшения из золота. Государству Урарту приходилось постоянно вести оборонительные войны с соседней Ассирией, стремившейся поработить Урарту. Своего расцвета государство достигло к середине VIII в. до н.э., но в VI в. после нашествия скифов государство погибло. Армянские племена стали основой для сформировавшегося здесь позднее Армянского царства.

К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу - грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже - в IV в до н.э. - на территории северного Азербайджана возникло государство Албания.

Народы Средней Азии. История народов Средней Азии уходит в глубину веков.

В середине I тысячелетия до н.э. здесь возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи).

В V в. до н.э. Закавказье и Средняя Азия ненадолго попали под власть Персидской империи. В IV в. эти области были завоёваны Александром Македонским. Здесь существовали большие и могучие города: Ходжент, Самарканд. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Действовала развитая система орошения.

Существенное влияние на историю Закавказья и особенно Средней Азии оказало арабское завоевание (VII - VIII вв. н.э.), принёсшее с собой ислам. На Кавказе ислам распространился среди предков азербайджанцев и других народов Восточного, а также Северного Кавказа. Армяне и грузины, у которых ещё в первых веках нашей эры установилось христианство, стойко сопротивлялись исламизации, однако некоторые группы грузин (аджарцы, ингилойцы и др.) позже всё же были обращены в ислам. В Средней Азии ислам постепенно стал основной религией всего населения. В социально - экономическом отношении арабское завоевание совпало с возникновением феодальных отношений и отчасти способствовало этому процессу.

После распада в IХ в. Арабского халифата в Закавказье возник ряд феодальных государств. В ХI в. в ходе борьбы с проникшими в Закавказье из Средней Азии турками - сельджуками шло объединение грузинских земель, завершившееся при Давиде Строителе созданием единого грузинского царства со столицей в Тбилиси. Своего социально - экономического и культурного расцвета это царство достигло при царице Тамаре (конец ХII - начало ХIII в.). В границы Грузии в это время на правах вассального государства входила большая часть Армении (со столицей Ани). К северу от него располагалось Абхазское царство и независимая Кахетия, к востоку (на территории Азербайджана) - Албанское царство и ряд других феодальных государств, крупнейшим среди которых был Ширван (со столицей в Шемахе).

В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм. Шахам Хорезма удалось отразить нашествие турок - сельджуков и распространить свою власть к ХIII в почти на территорию всей Средней Азии, а также на южные прикаспийские области, включая часть Азербайджана.

Греческие колонии. В I тысячелетии до н.э. берега Чёрного моря стали осваивать древние греки. Наибольший размах греческая колонизация достигла VI - V вв. до н.э. В это время в Северном и Восточном Причерноморье и Приазовье греки создают такие крупные города - колонии, как Тирас (устье Днестра), Ольвия (район Очакова), Херсонес (район Севастополя), Феодосия, Пантикапей (район Керчи), Танаис (устье Дона), Фанагория (Таманский полуостров), Диоскурия (район Сухуми), Фасис (устье Риона).

В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы - Боспорского царства (V в. до н.э. - IV в. н.э.), охватившего значительную часть Приазовья. Здесь активно развивались торговля, земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленное производство.

Греческие города - государства копировали устройство и образ жизни греческого мира. Почти все они были рабовладельческими республиками. Рабы приобретались в результате войн, и владеть ими могли все свободные граждане. Здесь сложились крупные земельные владения, в которых производилось зерно, вино, масло. На высоком уровне находилось ремесло, чему в немалой степени способствовала широкая торговля.