Гос продукты питания животного происхождения специальность. Дисциплины, входящие в курс обучения

- 41.22 Кб

Введение…………………………….………………………… ……………………….3

1. Гостеприимство и развлечения в древних культурах…..…………………………4

1.1 У истоков системы гостеприимства…..………………………………… ….…….4

1.2 Праздники и зрелища античности…………………………………………...… …7

2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира………………………10

2.1 Особенности развития услуг в древнем мире… .…………………………..……10

2.2 Культурный туризм в древности……………………………… …………………12

2.3 У истоков спортивного туризма…………….…………… ………………………14

2.4 Курорты Древнего мира………….……………………………… ……………….15

Заключение…………………………………………………… ……………………….19

Библиографический список………….………………………………………………. 20

Введение

С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определенных услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.

В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях - на свои виллы, к морю, в горы.

На востоке в древности путешествовали большими караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или в караван-сараях (постоялый двор с загоном для животных). Уровень обслуживания был намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли.

Уже в древности зародились и стали развиваться общественные услуги со стороны государства и правовой системы.

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной с услугами разного рода. Сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

В сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

В области государственно- правовых отношений;

В сфере духовных и художественно- эстетических запросов;

В быту и в удовлетворении личных потребностей.

1. Гостеприимство и развлечения в древних культурах

1.1 У истоков индустрии гостеприимства

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое выступало формой зашиты их личности и имущества.

Самыми древними домами, построенными с целью приема гостей, можно считать таверны. В начале XX в. был найден столб из черного камня высотой больше человеческого роста, на котором клинописью были вырезаны законы Хаммурапи, вавилонского царя, жившего в 1792-1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи предписывали владельцам таверн доносить властям на посетителей, замышлявших преступление и проговорившихся об этом за едой. Ослушание каралось смертной казнью. Таверны того времени пользовались дурной славой из-за плохого качества питания, зачастую разбавленного вина, а также из-за содержавшихся там притонов греха, домов терпимости. В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники нередко останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе. Гостиниц в древнем мире явно не хватало. Евангельские тексты повествуют о том, что проведение переписи населения Вифлеема привело к переполнению местных гостиниц. Святое семейство разместилось на ночлег в хлеву, который был устроен в пещере, где и появился на свет Иисус Христос.

С развитием торговли появилась потребность в создании для путешествующих не только заведений для приема пищи, но и для ночлега. Передвижение в те времена было медленным и трудным, таверн в Европе было совсем мало. Многим путникам приходилось уповать на гостеприимство в частных домах. В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц. Древние греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для этого существовали особые комнаты для гостей. В курортных местностях строились жилища для сдачи внаем приезжающим. Хуже приходилось путнику, если ему приходилось заночевать в дороге, не доехав до города. Придорожных постоялых дворов было очень мало. Развитие сообщений приводит к формированию самобытного обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают особые «Союзы гостеприимства». В греческих городах-полисах существовали частные заезжие дворы - катагогии, но их содержание не считалось делом достойным. Поэтому большинство гостиниц были государственными. Эти так называемые пандокеи строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и т.д. В этих гостиницах путникам предлагали только ночлег, провизию же ему приходилось возить с собой. Даже в период процветания Римской империи купцы, странствующая молодежь, бродячие артисты, паломники могли рассчитывать после трудной дороги только на связку соломы в постоялых дворах и на теплый бок своей лошади, чтобы не замерзнуть.

Потребность в развитии системы гостеприимства была обусловлена и размерами Римской империи. Для более или менее оперативного управления государством была создана густая сеть дорог, связывавших столицу с другими городами. Этими дорогами охотно пользовались путешественники. Еще в I в. до н.э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались на расстоянии одного дня езды на лошади, т.е. примерно через каждые 25 миль, ими пользовались лишь правительственные чиновники и гонцы по специальным разрешениям. Позднее постоялые дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. За определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, а также жилье и питание. Эти постоялые дворы не были комфортабельными. На лучшие условия путники могли рассчитывать в частных гостиницах. Некоторые богатые землевладельцы строили на границах своих владений собственные постоялые дворы. Управляющими вполне могли быть рабы или вольноотпущенные. В провинциях и самом Риме возникали «пристанища» - гостиницы, представлявшие собой целый комплекс с садом, водоемом во внутреннем дворике, залом для встречи высоких гостей и отдельными комнатами.

У римлян существовала определенная классификация гостиниц. Они строили два типа «пристанищ»: одни из них предназначались для плебеев (стабулярии), другие - только для патрициев (мансионес). Венецианский купец-путешественник Марко Поло, посетивший в свое время Рим, с одобрением отзывался о постоялых дворах, отмечая, что в них «и королю остановиться незазорно».

Хотя большинство постоялых дворов и таверн того времени продолжало пользоваться сомнительной славой, система гостеприимства в Древнем Риме продолжала развиваться. Особую славу приобрели знаменитые римские пиры, которые устраивала знать. Для состоятельных римских граждан организовывались своеобразные «рестораны» в трактирах, особой популярностью среди которых пользовалось заведение римского трактирщика Секвиля Локарта. Римские повара считались городской элитой и награждались высокими титулами. Во времена правления императора Адриана (117-138 г. н.э.) они учредили на Палатинском холме свою собственную Академию кулинарного искусства.

1.2 Праздники и зрелища античности

В Древнем мире наряду с «культурным туризмом» и посещением важных религиозных и спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий. Праздники были обязательным компонентом бытовой культуры народов, государственной и религиозной жизни. Традиции их проведения были различными. У персов, по мнению Геродота, самым большим праздником признавался день рождения человека, отмечаемый обильной трапезой. В богатых домах на стол подавались зажаренные в печи целиком быки, кони, верблюды. Персы были большими любителями десертов и вина.

Наряду с семейными праздниками жители Древнего мира широко отмечали религиозные праздники. Таких всенародных праздников в году насчитывалось немало. Вот как у Геродота описывается поездка древних египтян в город Бубастис на праздник:

«Плывут туда женщины и мужчины совместно, при чем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и "задирают" подолы своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей».

Праздники проводились и в городах- полисах Древней Греции, в каждом из которых организовывались народные гулянии. Были и общие праздники, например праздник Диониса - бога виноделия. В этот день земледельцы, облачившись в козлиные шкуры, изображали сатиров - спутников Диониса и устраивали веселые шествия по улицам городов, разыгрывали в лицах сцены из мифов. Позднее стали устраивать праздничные представления у подножия холмов. Здесь под открытым небом и стали обустраивать «места для зрелищ», или по-гречески «театры». В V-IV вв. до н.э. театры, были почти во всех греческих городах. Афинский театр был устроен на склоне акрополя и вмешал до 17 тыс. зрителей. Первый каменный театр в столице Римской империи был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. В Риме ставились греческие трагедии и комедии и пьесы римских авторов. В I в. здесь был построен сохранившийся до наших дней величественный амфитеатр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей, приходивших посмотреть на бои гладиаторов и другие популярные зрелища Древнего Рима.

С особым размахом зрелищные мероприятия и праздники стали организовываться во времена Римской империи. Древний Рим - город свободных граждан, которые требовали от правителей: «Хлеба и зрелищ!» В этом городе зрелища проводились ежегодно, и ни один из императоров не жалел на них денег. Да и во времена республики в течение года устраивалось немало праздников и игр, которые длились порой до двух месяцев. Так, празднества, устроенные римским императором Траяном, жившим во II в., продолжались 123 дня. Первыми по зрелищности и популярности были гладиаторские бои и цирковые игры, большой любовью горожан пользовался театр. Музыкальные состязания, заимствованные у греков, в Риме были не особенно популярны. Римские зрелища были рассчитаны на любое время дня. Во время праздника ночное небо города нередко окрашивалось иллюминаций. Любили римляне и гонки колесниц.

В Италии и провинциях строили амфитеатры - специальные сооружения для зрелищ. После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в города Древнего Рима стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно увидеть все сословия и все народы этого государства. Патриции, а также военная знать могли возлежать на своих ложах, наблюдая кровавые бои на арене. В перерывах публика получала из рук служителей воду, фрукты и сладости. Многочасовые сражения гладиаторов сменялись выступлениями фокусников, клоунов. Поединки между гладиаторами и сражения целых отрядов уступали место поединкам гладиаторов со львами, тиграми и другими животными. И хотя гладиаторские бои были позднее отменены, другие римские празднества просуществовали вплоть до IV в.

Описание работы

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной с услугами разного рода. Сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

В сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

В области государственно-правовых отношений;

В сфере духовных и художественно- эстетических запросов;

В быту и в удовлетворении личных потребностей.

1. Гостеприимство и развлечения в древних культурах…..…………………………4

1.1 У истоков системы гостеприимства…..…………………………………….…….4

1.2 Праздники и зрелища античности…………………………………………...……7

2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира………………………10

2.1 Особенности развития услуг в древнем мире….…………………………..……10

2.2 Культурный туризм в древности…………………………………………………12

2.3 У истоков спортивного туризма…………….……………………………………14

2.4 Курорты Древнего мира………….……………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………….19

Библиографический список………….……………………………………………….

  • 2.3. Сервисная деятельность в развивающихся странах
  • Глава 3. Развитие услуг и сервисной деятельности в российском обществе
  • 3.1. Объективные факторы развития хозяйствования и услуг в России
  • 3.2. Роль государственных механизмов в развитии услуг
  • 3.3. Отечественные услуги: от традиционных форм к современным
  • 3.4. Уровень жизни населения и сфера обслуживания в советский и постсоветский периоды
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Раздел II
  • Глава 4. Теоретический анализ сервисной деятельности
  • 4.1. Методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности
  • 4.2. Подход к изучению сервисной деятельности в рамках «общества потребления»
  • Эволюция теоретических представлений об организационных основах предприятия, управленческой деятельности и критериях ее эффективности
  • 4.3. Теоретические основания анализа сервисной деятельности постиндустриального общества
  • 4.4. Классификация услуг и сервисной деятельности в научном анализе
  • Типы услуг в разных сферах применения
  • Глава 4. Теоретический анализ сервисной деятельности
  • Глава 5. Сервисная деятельность как составная часть экономики
  • 5.1. Экономическая сущность сервисной деятельности
  • 5.2. Сервисная деятельность в структуре хозяйственной практики
  • 5.3. Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей
  • Глава 6. Сервисная деятельность в контексте условий жизнедеятельности людей
  • 6.1. Зависимость сервисной деятельности от географических, поселенческих и демографических факторов
  • 6.2. Государственно-правовое регулирование сервисной деятельности и выполнение государством сервисных функций
  • 6.3. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений
  • 6.4. Сервисная деятельность как часть культуры
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 6. Сервисная деятельность в контексте условий жизнедеятельности...
  • Раздел III особенности сервисной деятельности на рубеже XX и XXI веков Глава 7. Современный сервис: Расширение пространства взаимодействий производителей и потребителей услуг
  • 7.1. Изменение роли сервисной деятельности в экономическом и общественном развитии
  • Сдвиги в структуре работников, занятых в разных сегментах третичного сектора (в % от числа занятых)
  • 7.2. Интенсификация международного обмена услугами
  • 7.3. Экономические и организационные аспекты сервисной деятельности современного типа
  • 7.4. Особенности развития сервисной деятельности в современной России
  • Глава 8. Адаптационно-динамические характеристики сервисной деятельности
  • 8.1. Сервисная деятельность как процесс и его связь с экономической конъюнктурой
  • 8.2. Особенности процесса внедрения инноваций в сферу услуг
  • 8.3. Жизненный цикл услуги и учет его особенностей в предпринимательской деятельности
  • Глава 8. Адаптационно-динамические характеристики...
  • 8.4. Процесс обслуживания потребителей
  • 8.5. Формы обслуживания и показатель затрат времени
  • Глава 9. Качество, безопасность услуг и культура сервисной деятельности
  • 9.1. Проблемы качества и безопасности услуг в практике современного сервиса
  • 9.2. Управление качеством услуг, контроль стандартов и безопасности обслуживания
  • 9.3. Культура сервиса
  • 9.4. Этические основы, деловой этикет и эстетические аспекты сервисной деятельности
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Раздел IV
  • Глава 10. Развитие российского предпринимательства в сфере сервиса в переходный период
  • 10.1. Особенности предпринимательства сферы услуг и специфика его размещения на территории России
  • 10.2. Сервисный бизнес в структуре властных и имущественно-правовых отношений на местах
  • 10.3. Индивидуально-личностные и социально-корпоративные предпосылки развития сервисного бизнеса
  • Глава 11. Процессы управления, организационная структура и производственный менеджмент сервисного предприятия
  • 11.1. Особенности общего управления сервисным предприятием
  • 11.2. Организационная структура сервисного предприятия
  • 11.3. Производственный менеджмент
  • Глава 12. Важнейшие разновидности социального менеджмента на сервисном предприятии
  • 12.1. Использование основ социального менеджмента на сервисном предприятии
  • 12.2. Менеджмент персонала
  • 12.3. Взаимодействие с потребителями услуг как управленческая задача
  • Глава 13. Маркетинг и определение эффективности работы сервисного предприятия в целом
  • 13.1. Стратегия и тактика маркетинга сервисного предприятия
  • 13.2. Определение общей эффективности работы предприятия сервиса
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Раздел I
  • 1.2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира

    К сообществам древнего мира относят народы и государствен­ные образования, которые существовали в ряде крупнейших реги­онов мира (долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ, а также на юге Западной Европы) уже в период исторического времени, о

    I. Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности...

    котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштаб­ного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

    Однако перечисленные новшества зарождаются и развиваются в древности постепенно, почти незаметно для живущих поколений. Жизнь конкретных людей по-прежнему определяется обычаями, традициями. Поэтому подобные сообщества нередко называют тра­диционными - здесь жизнедеятельность и повседневную практику пронизывают принципы традиционализма, т.е. привычные нормы деятельности, устойчивые представления, духовные ценности. Имен­но традиционализм является основой великих культур древнего мира - Древнего Египта, Месопотамии, Древней Иадии, Древнего Китая, античности (культур Древней Греции и Древнего Рима).

    Современные ученые, располагая научными фактами и теоре­тическими знаниями, определяют еще целый ряд важных особен­ностей древних сообществ, которые отличают их от сообществ доисторического времени. Перечислим эти особенности:

    ♦ формируются государственно-правовые формы организации и регулирования общественной практики;

    ♦ развивается частная собственность, что ведет к экономичес­кому и социальному расслоению; появляется институт рабства;

    ♦ в хозяйственной практике зарождаются простейшие элемен­ты товарно-рыночных отношений, что углубляет разделение тру­да, формирует крупные сферы хозяйства - сельское хозяйство, торговлю, ремесленное производство и т.п.;

    ♦ появляется множество новых занятий и профессий (в том числе связанных с письменностью, государственным управлени­ем и правовой деятельностью и т.п.);

    ♦ развиваются устойчивые формы духовной активности, пред­ставителями которой являлись, прежде всего, служители религи­озного культа (жрецы, храмовые служители), а также деятели, связанные с созданием художественно-эстетических ценностей (сказители, художники, артисты, музыканты);

    ♦ образуются, с одной стороны, большие социальные общно­сти (народы, государства, города); с другой, окончательно фор­мируется малая социальная ячейка - семья.

    Примечательно, что уже в древности зародились и стали раз­виваться общественные услуги со стороны государства и правовой системы.

    Один из наиболее древних правовых кодексов, дошедших до нас - законы царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.), - был создан в Вавилоне. Столб из черного базальта с высеченным на нем правовым кодексом был установлен в Вавилоне на рыночной пло­щади. На этом столбе представлена одна из первых в истории попы­ток регламентировать работу ряда специалистов, чью деятельность мы сегодня относим к сфере услуг. Так, на этом столбе указывалось, что смерть ожидает строителя в том случае, если построенный им дом обвалился и придавил хозяина. Если же погибал сын хозяина, то убивали сына строителя. Если врач плохо делал операцию, то ему отрезали руку.

    В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определили появление деятельности, связанной с услуга­ми разного рода. В этот период сформировались и начали действо­вать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

    ♦ в сфере экономических отношений (ремесленное производ­ство, торговля, денежное обращение и др.);

    ♦ в области государственно-правовых отношений;

    ♦ в сфере духовных и художественно-эстетических запросов;

    ♦ в быту и в удовлетворении личных потребностей.

    Древние формы торгово-экономических услуг по многим своим качествам могли бы отвечать ряду современных требований. В наи­большей степени это можно отнести к услугам, существовавшим в городах Древней Греции, которая среди древних сообществ отлича­лась высоким уровнем развития торговых и денежных отношений. Рынок в греческом городе обычно размещался на главной площади. В некоторых случаях для рынка воздвигались специальные здания. Так, в Афинах в V в. до н.э. были сооружены торговые ряды для про­дажи муки и зерна. На рынок выносили свои изделия ремесленни­ки - гончары, кожевники, оружейники, мебельщики и др. Сюда же привозили товары окрестные крестьяне, торговавшие овощами, фрук­тами, вином,птицей и др.

    В городах Греции существовали специальные выборные чинов­ники, ведавшие рынками. В их обязанность входило наблюдение за порядком на рынках, за поступлением в казну рыночных сборов, за качеством продаваемых товаров. Власти строго следили за правиль­ностью мер и весов в процессе торговых операций. Однако в сами операции розничной торговли чиновники не вмешивались, хотя иног­да определяли правила продажи того или иного товара.

    Вместе с тем некоторые услуги древнего мира носили, с совре­менной точки зрения, экзотический вид. Так, на рынках городов в Древ­ней Греции производство товара (пищевого продукта, ремесленных изделий) нередко совмещалось с его продажей или даже обменом на другой необходимый товар. На рыночной территории специальное место отводилось для торговли рабами. Здесь же предлагали свои услуги свободные люди, нанимавшиеся за плату для выполнения оп­ределенной работы, - повара, парикмахеры и др. (Античная цивили­зация. М., 1973)

    Помимо торговых и бытовых услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, а так­же с работой, требующей, как бы мы сказали сегодня, высоко­квалифицированной подготовки. В городах Средиземноморья и на Востоке работали камнетесы и скульпторы, писцы и учителя, обу­чавшие детей в школах, архитекторы и строители, содержатели харчевен и постоялых дворов.

    В Древнем Китае появляются неизвестные в других культурах профессии. Мировую славу китайским предметам роскоши и при­кладному искусству завоевали резчики по слоновой кости, специ­алисты по лаковой миниатюре, эмали, инкрустации; производи­тели шелковых тканей, фарфора. В Китае существовали центры, в том числе и при монастырях, в которых обучали боевым искусст­вам, приемам психологического и физического совершенствова­ния.

    В Древней Индии буддийские монастыри брали на определен­ное время светских учеников. Юноши, которые не собирались ста­новиться аскетами, проходили здесь начальный курс физического и нравственного совершенствования, знакомились с некоторым объемом философских знаний, что рассматривалось как важная ступень на пути к самостоятельной жизни.

    У древних греков и римлян также существовали преподавате­ли, обучающие ораторскому искусству, философии, основам ак­терского мастерства, наставляющие тех, кто желал участвовать в спортивных состязаниях. За все эти виды обучения взималась плата.

    Все перечисленные примеры свидетельствуют о том, что в рас­сматриваемый исторический период внесемейные услуги стано­вятся важной частью хозяйствования и социальной практики. При этом следует помнить, что даже в случае оплаты подобных услуг они не приобретали полную аналогию с рыночными формами обслуживания. Объясняется это тем, что рыночные отношения только зарождались. К тому же мотивацией выполнения услуг в далеком прошлом было не желание добиться наибольшей прибы­ли, получить как можно больше клиентов или стать профессиона­лом-лидером в своей области. Любое занятие в то время было спо­собом выживания, содержания семьи. Свой скромный жизненный достаток основная часть городского населения далекого прошлого воспринимала как естественную ситуацию и не стремилась изме­нить ее в лучшую сторону.

    В древнем мире наряду с услугами, которые оказывались вне дома, значительный объем обслуживания осуществлялся в рамках семьи, что свидетельствовало о сохранении механизмов самообес­печения и огромной роли самообслуживания. Семья в сообществах древнего мира начинает выступает единым домохозяйством. Однако нельзя отождествлять такую семью, особенно на первоначальных этапах своего развития, с городской семьей наших дней. Традици­онная семья - это большой коллектив родственников, домочад­цев, домашней прислуги. В состоятельных семьях древнего мира функции прислуги выполняли рабы. Позже, на средневековом За­паде эти функции перешли к крепостным слугам, дворовым лю­дям, а в Новое время - к наемной прислуге.

    Частная жизнь в любой традиционной культуре (за исключе­нием, может быть, культуры Древнего Рима) проходит относи­тельно замкнуто, на основе полунатурального домашнего хозяй­ства, со слугами или рабами. Если говорить о рядовом представите­ли традиционной культуры, то свободного времени у человека не было. Другими словами, в течение дня, недели, месяца у человека не существовало строго фиксированного времени, занятого трудом, - выполнению трудовых обязанностей отводилось светлое время суток. Не было также жестких разграничений между выполнением произ­водственно-трудовых функций и домашних обязанностей. Все время человека было заполнено семейно-трудовыми обязанностями, ко­торые чередовались с физическим отдыхом (сном, расслаблением). У подавляющего числа людей такое существование - без возмож­ности продолжительного отдыха, свободных дней или длительных путешествий - продолжалось всю жизнь.

    Иной характер повседневного существования был свойствен представителям высших классов, людям свободных профессий, мастерам своего дела. Во-первых, многие из них могли сосредо­точиваться на тех занятиях, которые были для них наиболее важ­ными или приятными. Во-вторых, они пользоваться услугами других лиц (либо нанятых, либо рабов, находящихся в полной зави­симости от хозяев). Представители этих сословий и профессио­нальных групп располагали свободным временем, которое они могли тратить на путешествия, поправку здоровья, развитие свое­го внутреннего мира и т.п. В рамках данных сословий протекали процессы реализации потребностей более широкого диапазона, а также вырабатывались критерии их удовлетворения.

    Охарактеризуем услуги, которые развивались в традиционных сообществах в связи с организацией массовых зрелищ. В культурах древнего мира массовые зрелища поначалу существовали в рели­гиозной, художественной, спортивно-состязательной форме. Так, в Древнем Египте, Древней Греции около храмов проводились массовые представления на религиозные темы - мистерии. В Древ­ней Греции организовывались спортивные состязания, включая и Олимпийские игры, а в Древнем Риме - состязания гладиаторов. Систематическое проведение гладиаторских боев превращало их в массовые зрелища, требующие организационной работы.

    Огромный амфитеатр в Риме Колизей, ставший образцом для зод­чих разных стран мира поздних эпох, представляет собой гигантское сооружение даже для наших дней. В плане оно представляет эллипс с внешним обводом в 527 м, главные оси которого составляют 188 м в длину и 156 м в ширину с общей площадью 29 000 м 2 . Первый этаж Колизея образуют аркады с 80 арками высотой 7 м и колоннами с размерами 2,40-2,70 м в плане. На них покоятся второй и третий эта­жи, в то время как четвертый этаж составляет сплошная стена, раз­деленная подпорками на секторы, каждый второй из которых имеет окна. Колизей вмещал в себя 45 000 сидящих зрителей, и еще 5000 человек могли наблюдать зрелище, стоя на самой верхней террасе. При этом все 80 арок первого этажа были пронумерованы, так что гостям, приглашенным на зрелище, для того чтобы найти свой ряд в секторе, достаточно было сравнить запись на входном билете с ну­мерацией, указанной над входом в аркады. Это мудрое изобретение позволяло равномерно распределять поток зрителей. (Хефлинг Г. Римляне. Рабы. Гладиаторы. М., 1992)

    Театральные представления, сначала в виде постановок мифо­логических сюжетов, позже исполняемые на базе авторских пьес, были довольно широко распространены в важнейших культурных регионах древнего мира. Исключением является Китай, где театр как самостоятельный светский вид искусства появился сравнительно поздно - лишь в начале II тысячелетия, и был обязан своему возникновению традициям спектаклей при дворе императоров. Зато любимым зрелищем простых китайцев были цирковые представ­ления, которые, как и в других странах, чаще всего проводились на базарных площадях и людных местах. Однако художественно-эстетические виды деятельности могли быть организованы и в до­мах знати, состоятельных семей.

    В Древнем Китае цирковое искусство было представлено теми же видами, что и в других регионах мира (акробатикой, эквилибристи­кой, жонглированием, дрессировкой животных). Но китайский цирк всегда был весьма оригинальным явлением в силу опоры на народ­ное искусство, из-за особых способов тренировки и системы психоло­гической подготовки артистов. При ханьском дворе разыгрывались целые цирковые программы на мифологические сюжеты, например «Превращение рыбы в дракона», где акробатика совмещалась с танца­ми, музыкой и зрелищными эффектами.

    Китайский цирк был подлинно народным зрелищем. Бродячие циркачи посещали самые отдаленные территории и маленькие де­ревни Поднебесной империи, демонстрируя множество любопытных номеров. Так, у них существовали традиции дрессировки даже таких живых существ, как рыбы, муравьи, черепахи. У китайской аудитории особой популярностью пользовались фокусы. (Малявин В. В. Китай­ская цивилизация. М., 2000)

    Квалификация: бакалавр

      Профили подготовки:
    • Технология мяса и мясных продуктов
    • Технология молока и молочных продуктов

    Описание

    Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения» являются предприятия мясной и молочной отраслей промышленности.

    В течение двух лет студенты обучаются по единому учебному плану. Это дает возможность им более осознанно на втором курсе выбрать на конкурсной основе соответствующий профиль дальнейшей профессиональной подготовки.

    Профиль «Технология мяса и мясных продуктов» ориентирован на подготовку квалифицированных кадров для современного высокотехнологичного производства мяса и мясных продуктов. Эта отрасль является социально-значимой, имеющее приоритетное направление развитие. Техническое перевооружение и оснащение требует знаний химии, физики, биохимии, биологии, биотехнологии, микробиологии и специальных дисциплин, которые студенты получают в процессе обучения в университете. Полученные знания и навыки позволяют выпускникам кафедры успешно работать на предприятиях отрасли.

    Профиль подготовки «Технология молока и молочных продуктов» готовит выпускников с углубленными знаниями по специализациям: технология цельномолочной, маслодельной и сыродельной, молочноконсервной отраслей промышленности.









    Кем работать?

    Выпускники профиля 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения» работают специалистами предприятий мясной и молочной промышленности разных форм собственности: главными технологами, технологами, руководителями и лаборантами испытательных и производственных лабораторий, химиками-технологами, микробиологами, технологами-консультантами в представительствах отечественных и зарубежных фирм по производству и реализации пищевых добавок и биологически активных веществ, операторами основного технологического оборудования и др.

    Трудоустройство

    Выпускники бакалавриата по профилю «Технология мяса и мясных продуктов» трудоустраиваются на мясоперерабатывающих предприятиях Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края, таких как Крестьянское хозяйство Волкова А.П. (г. Кемерово), ЗАО «Кузбасский пищекомбинат» (г. Новокузнецк), ООО «Омский бекон» (г. Калачинск), ООО «Сибирский гурман» (г. Новосибирск), ЗАО «Аграрная группа МП» (г. Томск, г. Улан-Удэ, Красноярский край), ООО «Сибирская продовольственная компания» (г. Новосибирск), ООО «Курганский мясокомбинат» (г. Курган) и других. Выпускники профиля «Технология молока и молочных продуктов» работают на молочных предприятиях Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края, таких как ОАО Молочный комбинат «Кемеровский», ОАО «Кемеровский хладокомбинат», ЗАО «Кузбассконсервмолоко», ООО «Холод» (г. Барнаул) и др.

    Кроме того, на Кемеровском молочном комбинате реализуется программа профессиональной стажировки студентов, по результатам которой решается вопрос дальнейшего трудоустройства. Стимулирующим фактором успешного освоения программы является именная стипендия от предприятия.

    • Кемерово И.П. Волков А.П.
    • Томск, Красноярск, Ула-Удэ, Богдановичи, ООО «Аграрная группа»
    • Омск, Калачинск «Омский бекон»
    • Новосибирск, «Российские мясные продукты»
    • Курган мясокомбинат «Стандарт»
    • Новосибирск «Кудряшовский мясокомбинат»
    • Бийск «Пятачок»
    • Калининград, Самара, Тольятти, Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Якутск, Нижневартовск и др.

    Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

    • Русский язык
    • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
    • Физика - по выбору вуза
    • Химия - по выбору вуза

    Пищевая промышленность - это одна из ключевых отраслей экономики, без которой невозможно представить жизнь современного общества. Основной ее задачей является обеспечение основных потребностей населения - это продукты питания. Но еще это серьезная экспортная отрасль, способствующая развитию государства в целом. По ней зачастую можно сделать выводы об уровне жизни и благосостояния граждан.

    Специальность 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения» - это старт для будущих специалистов, которые смогут работать в жизненно важной сфере. В ней удивительным образом сочетаются традиции, которые профессионал сохраняет, чтобы передать будущим поколениям, с интенсивным развитием. Немаловажным является факт взаимозависимости отрасли и потребителя: они влияют друг на друга, тем самым приводя к изменениям и колебаниям на рынке.

    Условия поступления

    В основе направления лежат многие точные науки, поэтому с их проверки начинается поступление в вузы Москвы. Какие именно предметы сдают выпускники школ:

    • математика (профильный экзамен),
    • русский язык,
    • химия или физика (на выбор).

    Будущая профессия

    Молодой специалист, получив диплом бакалавра, сможет работать на управленческих должностях, заниматься организационными вопросами и чисто производственными задачами. Также его подготовят к научно-исследовательской деятельности. Сфера приложения профессиональных компетенций очень широка - это предприятия пищевой промышленности, перерабатывающая отрасль, исследовательские и научные центры, точки общественного питания и реализации продуктов.

    Куда поступать

    Освоить программу бакалавриата можно в следующих ведущих учебных заведениях:

    • Московская сельхозакадемия имени Тимирязева;
    • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени Скрябина;
    • Московский госуниверситет пищевых производств;
    • Московский университет государственного управления;
    • Санкт-Петербургский госуниверситет низкотемпературных и пищевых технологий.

    Срок обучения

    Для освоения такой профессии бывший школьник по завершении одиннадцати классов должен будет отучиться на дневном отделении в течение четырех лет. Заочная, смешанная и вечерняя форма означает пятилетнее обучение.

    Дисциплины, входящие в курс обучения

    Будущий бакалавр обязательно изучит следующие предметы:

    • процессы и аппараты;
    • автоматизированные системы управления;
    • общая технология;
    • теплоэнергосбережение;
    • реология;
    • биохимия;
    • стандартизация;
    • микробиология;
    • метрология;
    • гистология сельхоз. животных.

    Приобретаемые навыки

    Во время освоения программы бакалавриата выпускник школы научится следующим навыкам:

    • организация и осуществление контроля качества сырья и вспомогательных материалов, технологических процессов и параметров производства;
    • расчет расхода сырья, выбор режима его обработки, обеспечение экологичности производственного процесса;
    • подготовительные работы, предваряющие процедуру сертификации;
    • разработка, адаптация, освоение и внедрение новых видов продукции и технологий;
    • организационно-управленческая деятельность.

    Перспективы трудоустройства по профессии

    Выпускник этого направления является востребованным специалистом. Он может трудоустроиться на пищевом производстве, выполняя различные функции, начиная от производственных и заканчивая управленческими. Это могут быть перерабатывающие предприятия - рыбные комбинаты, молокозаводы. Также подобные работники нужны в сельском хозяйстве, пунктах общественного питания.

    Кем сможет работать молодой специалист:

    Для этой профессии особенно важна практика: чаще всего предприятия готовы брать на работу специалистов, которые проработали хотя бы год . В таком случае можно рассчитывать на зарплату на уровне 40 тысяч в отечественной валюте.

    Преимущества поступления в магистратуру

    После освоения программы бакалавриата можно продолжить обучение на магистратуре. Это станет реальным шагом к профессиональным вершинам. Поскольку во время обучения студенты много времени посвящают практике. Она могут принимать участие в производстве, работая на предприятиях. Также практика заключается в научной и исследовательской деятельности.

    В итоге по завершении освоения магистерской программы они будут обладать необходимым практическим опытом, который превращает их в ценных работников. Еще магистр сможет претендовать на высокие руководящие должности. Также в его компетенции будет научно-исследовательская либо преподавательская работа.

      Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. N 199
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (уровень бакалавриата)"

    С изменениями и дополнениями от:

    В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:

    2. Признать утратившими силу:

    приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 741 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 260200 Продукты питания животного происхождения (квалификация (степень) "бакалавр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16294);

    пункт 64 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 1657 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2011 г., регистрационный N 20902);

    пункт 150 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "бакалавр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).

    Д.В. Ливанов