Гордость, тщеславие и самолюбие. Самоуважение - гордость

Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения к самой себе, она станет философией.

Сталкиваясь по жизни с разными людьми, мы даем определенную характеристику их личностям: одних считаем непомерно гордыми, других - живущими достойно, являющимися примером для подражания. Но где же та грань, что может определить переход от достоинства к гордости?

Считается, что достоинство - осознание субъектом необходимости следовать высоким принципам и стремиться к идеалу, а гордость - сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта с которым человек идентифицируется.

Я придерживаюсь позиции, что слово «достоинство» происходит от «стоить» (достоинство монеты), а «гордость» связана с почитанием себя стоящим чего-либо. Но достоинство оценивают не сами монеты, это люди дают им цену. Это, на мой взгляд, причина заблуждения людей, считающих себя достойными, хотя они это достоинство оценивают сами.

Чувство достоинства - это ощущение собственной реальной значимости. Хотя в этом подходе стоит учитывать и самооценку человека. Можно встретить бомжа, гордящегося, чувствующего свою важность фактом, что он живет у теплотрассы Рублевского шоссе, и госслужащего среднего звена, который постоянно выслушивает упреки начальства и уже всерьез считает себя никчемным. Многое зависит от того, как себя преподнести, даже самому себе. Сюда впору слова Н. Шамфора, что в стране, где каждый силится чем-то казаться, многие должны считать и действительно считают, что лучше уж быть банкротом, нежели ничем.

То, что для одного является "чувством собственного достоинства", кому-то покажется излишней гордостью, и понятия эти, естественно, будут резать слух и внушать сомнения, тут нужно вспомнить, что всё зависит от принципа восприятия...

Человек с завышенной самооценкой склонен к гордости. В основе гордости лежит представление себя выше других и презрение остальных, так как они "хуже". Гордость - это форма безумия. Такие люди не считаются с окружающими, считая своё мнение доминирующим, а действия - сугубо правильными. Но стоит им столкнуться с подобными себе, как они считают гордых людей выскочками, мыльными пузырями, что ничего на самом деле не представляют собой, кроме надменной важливости по отношению к окружающим. Так и вульгарное стремление к равенству и справедливости - это всего лишь скрытое стремление ущемленной гордости (то есть зависти) возвыситься, уничтожить чужое превосходство, опустить возвысившихся до своего уровня.

Благородная, но утопичная идея справедливости и социального равенства издавна использовалась для разжигания ненависти и оправдания насилия, что часто приводило к огромным человеческим жертвам и перераспределению благ, но никогда не приводило ни к равенству, ни к справедливости.

Можно сказать, что гордость - это извращенное эгоизмом достоинство, которое заложено в каждом человеке. Также на развитие гордости влияют ложные ценности, которые часто возникают когда человек пытается оправдать свои недостатки и пороки не находя сил что-то изменить.

Уважение и самоуважение гордости основано на признании и осознании ее достоинств, но уважение может пониматься не только как признание достоинств, но и как норма отношения к каждому человеку, как признание достоинства каждого человека в том, каков он есть, независимо от его причастности к престижным ценностям. Признание абсолютного достоинства каждого человека в том, каков он есть, безо всяких на то причин и условий - это признание равенства всех в праве на уважение.

Иоанн Лествичник пишет об эзотериках, упивающихся своей духовностью, непохожестью на окружающих, что подвижник, который гордится своим подвижничеством, сам себе делает двойную обиду: тело свое изнуряет, время тратит, а вознаграждения не получает.

Чем выше человек ставит (ценит) предметы гордости, тем менее у него остается уверенности в праве на беспричинное самоуважение (на достоинство), гордец переносит свое достоинство на предметы гордости и в случае их недостаточности чувствует себя неполноценно - таким образом, человек утрачивает достоинство через гордость. Иоанн Лествичник гордость очень красиво аллегорически описывает как всадника, едущего на коне тщеславия. Гордость и тщеславие порождают весь прочий многочисленный сонм человеческих грехов и страстей: жадность и зависть, страх и грех, обиды и презрение.

Признание человеческого равенства обесценивает предметы гордости, таким образом, достоинство упраздняет иерархию гордости в сознании человека. А безразличие к высоте своих достоинств в равной мере безразлично и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность, оборачивается в человеке чувством собственного достоинства. Гордость - это самоуважение на превосходстве, а достоинство - это самоуважение на равенстве.

Мне понравилось высказывание, что чувство собственного достоинства - это когда ты идёшь над пропастью и не падаешь. Достоинство освобождает человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяет быть непринужденным, естественным, искренним. Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию. Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.

Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию. Ведь достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Зачастую мы можем столкнуться с фактом лжедостоинства, которое ведомо моралью не общенравственной, а характерной определенному кругу лиц, сообществу, например, воровское достоинство. Помимо такой трактовки «достоинства», человек может неверно охарактеризовать сие понятие в силу своей неграмотности, что бывает крайне часто и приводит к замене достоинства гордостью.

Рассматривая сущность гордости, можно придти к заключению, что гордость несомненно носит негативный характер. Но ведь и у гордости есть свои оттенки. Чрезмерная гордость перерастет в чувство гордыни, надменности. Так люди, испытывающие гордость на свою Родину, державу могут со временем в своих взглядах дойти до нацизма. Гордыня- удел малодушных и закомплексованных, ведь самодостаточный человек не станет озираться на окружающих и сравнивать их уровень благополучия со своим. Да и цели, на которые подталкивает нас гордыня, зачастую призрачны. Недаром Франсуа де Ларошфуко писал, что недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть; признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.

Так, если рассматривать именно гордость, можно обнаружить в ней стимулирующий компонент. Желая обладать лучшим, нежели остальные, человек начинает действовать, активизируя свои ресурсы, будь то сила, авторитет или тот же счет в банке. Гордость в некотором роде является катализатором человеческого потенциала, она помогает человеку скрыть от глаз окружающих свои слабые места, заставляя двигаться вперед.

Частенько бывает и такое, когда гордость переносится на других людей (если собственными заслугами гордиться особо нечем). Как говорил Эпиктет, если бы тебя усыновил царь, ты бы этим непременно гордился, так почему ты не горд за то, что создан Богом? Когда мы создаем себе каких-то кумиров, идолов (недаром одна из десяти заповедей - не сотвори себе кумира). Ведь кумир - всего лишь наша гордость, перенесенная на кумира, и гордимся не кумиром, а собой в образе кумира. Или еще пример - родители переносят свою гордость на детей. Последним это ничего кроме вреда и комплексов не приносит. Потому что хорошего, когда родители какие-то свои не реализованные желания хотят воплотить через детей.

Достойным является тот человек, который живет и действует согласно своей совести и любви к ближним при любых обстоятельствах. И гордость здесь ни при чем. Человек достойный никого не считает ниже себя (как и выше, ведь подхалимство тоже является своеобразным проявлением гордости), а с каждым (и c бомжом, и с президентом) перебывает на равных.

В данный раздел также включены близкие по смыслу понятия:
Самодовольство. Апломб. Высокая самооценка. Гонор. Горделивость. Гордыня. Заносчивость. Кичливость. Претенциозность. Самомнение. Спесь. Чванство. Чувство собственного достоинства. И прочие звёздные болезни.

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. (Вольтер)

Благотворительность и гордость преследуют разные цели, но бедных они кормят в равной степени. (Томас Фуллер)

Больше всего гордись тем, что меньше всего тебе обязано. (Поль Валери)

Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет. (Акутагава Рюноскэ)

Быть щедрым - значит, давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит, брать меньше, чем тебе нужно. (Х. Джебран)

В любви гордость более опасна для женщин, чем для мужчин. Если нужно спасти положение, мужчина забывает о своей гордости легче и быстрее. (Марлен Дитрих)

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума. (В. Ключевский)

В счастье и трус становится отважным, но только тот герой, кто даже в поражении носит свою голову гордо. (Ш. Петефи)

Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними. (Ф. Бэкон)

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других. (М. Монтень)

Высокомерие - это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышание заявляющая о своем присутствии. (Ларошфуко)

Главная страсть цивилизованного человечества - высокомерие. (Уилки Коллинз)

Глупо испытывать гордость там, где можно получить удовольствие (М. Мамчич)

Гордец редко бывает благородным человеком:он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. (Генри Бичер)

Гордецы ненавидят гордость в других людях. (Б. Франклин)

Гордость - благородная страсть: она не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
(Г. Лихтенберг)

Гордость лишена лучшего качества пороков - она не способна скрываться. (Ф. Бэкон)

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших - чтобы вовсе о себе не говорить. (Вольтер)

Гордость мешает жить. (Русск. посл.)

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять; её нужно лишь направлять на достойные цели. (Гельвеций)

Гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться. (Ларошфуко)

Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение.
(Б. Франклин)

Гордость от сознания того, что тебе доверяют тайну, - основной повод для её разглашения. (Сэмюэл Джонсон)

Гордость, - отсюда самолюбие, отсюда - пристрастность, неспособность самооценки, - отсюда глупость. Каждый гордец глуп в своих оценках, хотя бы от природы имел гениальный разум. И обратно, смиренный мудр, хотя бы был и «не умён»; сущность мудрости - чувство Истины и смирение перед ней - доступна ему. (А. Ельчанинов)

Гордость происходит от незнания самого себя. Со знанием же является скромность. (Джозеф Аддисон)

Гордость редко имеет золотую середину; она либо чрезмерна, либо недостаточна. (Маргарита Блессингтон)

Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они её проявляют. (Ф. Ларошфуко)

Гордость - скользкая штука. Когда гордиться есть чем, то не перед кем, а когда есть перед кем, то нет чем. (Теткоракс)

Гордость считает за собою достоинства; надменность основана на самонадеянности; высокомерие - на властолюбии; кичливость - гордость ума; чванство - гордость знати, богатства, тщеславие - суетность, страсть к похвалам, спесь - глупое самодовольствие, ставящее себе в заслугу сан, чин, внешние знаки отличия, богатство, высокий род свой и проч. (Даль)

Гордость от сознания того, что тебе доверяют тайну, основной повод для её разглашения. (Сэмюэл Джонсон)

Гордость - утешительница слабых. (Вовенарг)

Гордость - это роскошь, которую влюбленная женщина не может себе позволить. (Клэр Люс)

Гордость - это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя. (Теофраст)

Гордые идут на дно, надув щёки. (Автор в розыске)

Гордый ум всегда бывает умом мелочным; гордая душа - это душа возвышенная. (Пьер Буаст)

Гордыня всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет, даже когда отказывается от тщеславия. (Ларошфуко)

Гордыня не хочет быть должницей, а самолюбие не хочет платить. (Ларошфуко)

Господь привил человеку гордость, для того, чтобы тот не так остро чувствовал свою никчемность. (Теткоракс)

Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения к самой себе, она станет философией. (Ф. Бэкон)

Если дураки оказались правы, значит, у тебя мания величия. (Теткоракс)

Если кому-либо не хватает даров природы, он возмещает этот изъян усиленной дозой самодовольства. (Эразм Роттердамский)

Если кричит гордость, значит любовь молчит. (Жерфо)

Если тебя стало одолевать высокомерие, не смотри вниз, смотри вверх. (Теткоракс)

Есть люди с таким болезненным самолюбием, что считают унижением для себя даже то, что их обошла эпидемия. (Кин Хаббард)

Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и другие. Других я еще никогда не встречал. (Огюст Детёф)

За излишней скромностью скрывается гордость. (Японская посл.)

Иди по жизни с высоко поднятой головой, но не с высоко задранным носом. (Магдалена Самозванец)

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издаёт шума. (М. Монтень)

Когда на кону власть и спесь, никто не станет прислушиваться к хорошим советам. (Автор в розыске)

Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются заслугами вчерашними. (Цицерон)

Когда твоя гордость никому не заметна, она называется скромностью. (Теткоракс)

Кто доволен самим собою, тот не может прославиться. Кто хвастается, тот не может иметь заслуги. Кто горд, тот не может возвыситься. (Лао-Цзы)

Кто допускает мысль, что он сам - червяк, не должен жаловаться, когда на него наступают. (Элберт Хаббард)

Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Жозеф Жубер)

Ласковое теля двух маток сосёт. (В.И. Даль. «Пословицы русского народа»)

Лесть, вино и чувство собственного превосходства могут развязать язык любому! (Теткоракс)

Ложной может быть скромность, но не гордость. (Жюль Ренар)

Люди всегда по самолюбию ближнего готовы бить топором, а когда их собственное самолюбие уколют иголкой, они вопят. (Александр Дюма-отец)

Мы не в силах пренебречь презрением окружающих: у нас слишком мало самолюбия. (Вовенарг)

Надменность - это карикатура на гордость. (Эрнст Фейхтерслебен)

Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды. (Ф. Ларошфуко)

Наше самолюбие протиснется в любую щель. (Уильям Хэзлитт)

Не бегай за женщиной, захочет - скажет сама. (Теткоракс)

Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки. (Ф. Ларошфуко)

Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его. (Фукидид)

Некоторые люди воображают, будто они совершенно точно знают птицу, если видели яйцо, из которого она вылупилась. (Гейне)

Не обращай внимания на взгляд свысока, тяжелую чалму и людскую молву. (Индийская посл.)

Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловно должна быть характерна для человека чести. (Дэвид Юм)

Непростительная гордость - не хотеть быть обязанным любимому человеку своим счастьем. (Готхольд Лессинг)

Нет ничего более высокомерного, чем бессилие, которое чувствует, что его поддерживают. (Наполеон Бонапарт)

Не трать время на гордость: жизнь так коротка! (Теткоракс)

Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня. (Г. Флобер)

Никогда гордость не лицемерит так искусно, как скрываясь под личиной смирения. (Ф. Ларошфуко)

Ни один льстец не льстит так искусно, как самолюбие. (Ларошфуко)

Ничто так не вводит в заблуждение и не задерживает в продвижении вперёд, как самонадеянность, которая всему придаёт вид достоверности. (Ф. Бэкон)

Нужно очень много самолюбия для того, чтобы не слишком его выказывать. (Пьер Мариво)

Остроумие есть отшлифованное высокомерие. (Аристотель, «Риторика»)

От богатства родится пресыщение, от пресыщения - спесь. (Солон)

Парадокс, но мания величия нередко вырастает из самого обычного комплекса неполноценности. (Теткоракс)

Первый грех, по Писанию, есть гордыня.

Погибели предшествует гордость, а падению - надменность. (Притчи 16:18)

Подобно тому, как деньгами определяется стоимость товара, словами определяется цена чванства. (Ф. Бэкон)

По тому, насколько самолюбивы женщины пожилые, которые уже никому не нравятся, можно судить, каково было их самолюбие в молодые годы. (Никола Шамфор)

Размеры нашей гордости определяются масштабами наших несчастий. (В. Шендерович)

Самое трудное в дружбе - держаться вровень с тем, кто ниже тебя. (Цицерон)

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения. (Шекспир)

Самолюбие скорее заносчиво, чем слепо: оно не скрывает от нас наши просчёты, однако, убеждает нас в том, что просчёты эти со стороны незаметны. (Сэмюэл Джонсон)

Самолюбие - это наполненный ветром воздушный шар, из которого вырвется буря, стоит его только проколоть. (Вольтер)

Самолюбие это настолько ранимая вещь, что нанести ему укол можно десятком тысяч самых разных способов. (Али Апшерони)

Самые самолюбивые люди - это люди, не любящие себя.
(Н. Бердяев)‎

Самый большой враг успеха - чрезмерное самомнение. (Теткоракс)

Самый дешёвый сорт гордости - это национальная гордость. Всякий жалкий простофиля, не имеющий ничего в мире, чем он мог бы гордиться, хватается за последний ресурс гордости - за нацию, к которой он принадлежит. (Шопенгауэр)

Скромность - это тот вид гордости, который менее всего раздражает окружающих. (Жюль Ренар)

Скромный человек может добиться всего, горделивый - всё потерять: скромность всегда имеет дело с великодушием, гордыня - с завистью. (Антуан де Ривароль)

Смирись, гордый человек, - и ты станешь свободным.
(Ф. Достоевский)

Современная разновидность нарциссизма - писать о себе статьи в википедию. (Теткоракс)

Спесь губит достоинство. (Лакская посл.)

Тщеславие - это гордость других людей. (Саша Гитри)

Уважающий себя человек не станет унижать других для поддержания своего авторитета. (Лууле Виилма)

У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них - смирение. (Ф. Ларошфуко)

Унижать других - гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам. (Петрарка)

У растений всё, как у людей: деревья гордятся своими плодами, а пни своими корнями. (Автор в розыске)

Хвалиться - значит, без всякой учтивости говорить другим: я лучше вас. (Пьер Буаст)

По теме также читай статьи в этом блоге

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством - и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” - когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?” - “Нет”, - ответила она. - “Ну талантлива?” - “Нет”. - “Так, стало быть, богата?” - “Нет”. - “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, - сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза - оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает - гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное - смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек - яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа - смирение, самоукорение и терпение - разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия - вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13-14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Как отличить гордость и чувство собственного достоинства, и когда надо это чувство отстаивать, а когда смириться, чтобы не возгордиться? На эти вопросы отвечает духовник Московской епархии .

Ценность непреходящая

Чувство собственного достоинства Богом заложено в нашу природу, потому что природа человека Божественная, Бог создал человека по образу и подобию Своему. И это чувство, когда Господь из небытия в бытие приводил все творения Свои, в Библии подчеркивается, что был День Первый, день Третий, и в конце «зело добро все сотворено» (Быт. 1,31).

И полнота этого добра, славы Божественной (потому что человек был создан царем над всеми творениями), и это достоинство никогда не уничтожимо до конца в человеке. Душа-то бессмертна!

Почему Христос сказал: «Царствие Божие внутри вас есть»? (Лк. 17, 21). Потому что не только достоинство, а слава Божия в нас есть.

В одной из притч, она мне нравится, один человек узнал, что на некоем поле зарыто сокровище. Это поле бесхозное, но чтобы стать его обладателем, это поле надо купить. И этот человек продает все свое имение, все свои одежды, набирает денег и покупает это поле. Потом он открывает сокровище, которое делает его очень богатым. И вот это достоинство, внутри сокрытое богатство, в нас есть, мы его интуитивно чувствуем.

Когда открывается период разумной жизни, когда человек удивляется миру, удивляется родителям, удивляется солнцу, радуется жизни, это достоинство в нем чу дно раскрывается. Открываются самые высокие качества души, которые, если человек поймет их ценность непреходящую, он может через всю жизнь пронести.

Но это редко. Вступая в жизнь, мы тут же вступаем в какие-то противоречия, в сложные отношения друг с другом, и энергия и ум переключаются на чисто банальные вещи: кто прав, кто виноват, кто лучше, кто хуже?

Обладать чужой душой

Часто человеку не хватает благодушия, он переносит внимание на другую область и начинает в ней застревать. И на этой почве теряется сфера благодатности, доброты, полноты, и человек начинает позволять себе всякие мыслишки, ошибочные оценочные выводы, и в нем потихоньку происходит сдвиг в другую сторону.

Но так как до конца человек не потерял чувство собственного достоинства – ух, какой я! – это, может быть, первый отпечаток, который в душе его сохранился, он начинает его ставить во главу своей жизни.

Отсюда рождается самодовольство: я собой доволен, я безошибочно сужу, мой ум острее и совершеннее, чем у другого человека, я получил образование, и пошло-пошло… много качеств, которых у других нет, рядом не такой, он не поспевает, – и от этого рождается гордыня.

– это борьба за то, чтобы мне не потерять это первенство, быть всегда первым. Гордость – это что? Это попытка обладать тем, что фактически никогда не будет достижимо – обладать такой же бессмертной душой такого же достойного равноценного человека.

Гордость и рождается от чувства превосходства, от чувства, что я сам себе ореол создаю, что я действительно должен быть начальником, я должен командовать, я не должен подчиняться, мои суждения безупречны. И пошла гордыня, которая отравляет человека изнутри. Она утеряет ведение, понимание, что такое человек, ведь все, что у меня есть, у него тоже есть: то же достоинство, то же богатство души, тот же Дух Святой, который дает основу бытийности, – это все тоже есть в нем.

Ослепляет, «гордому Бог противится» (1Петр.5,5). Гордый переступает законы любви Божией, потому что Бог открыт для всех, открывает Себя, являет Себя, а гордый сокрывает в себе эту страсть, он ищет только то, чтобы обладать другими людьми.

И он может доходить до сумасшествия, до маниакального состояния. Даже медики говорят, что гордость, которая с силой развивается в человеке, приобретает форму шизофрении – манию величия, когда человек мнит себя царем, королем, президентом. А началось-то с малого…

Подвиг всей жизни

Гордость – самый тяжелый порок, который свойственен всем нам в какой-то степени, но в то же время, смысл жизни – преодолеть в себе начало гордости. И человек никогда не мог бы себя смирить, если бы не было для нас примера Божественного, который явил нам единородный Сын Божий Христос. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).

От всех, кто желает служить Богу, Евангелие прежде всего требует: . Отвергнись от ложного мнения о себе, ложного представления, ложной мании величия о себе. И тогда «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16. 24). И ты будешь оправдан Богом.

Гордость – такое существенное состояние души, которое труднее всего преодолеть, потому что достоинство-то есть, а оно уже раздуто нашим поверхностным отношением. Поэтому как его преодолеть – это подвиг всей жизни.

Начинается работа с проверки своих мыслей. Пришла мысль: «Я особый. Я достоин внимания. Я достоин любви. А почему я должен кого-то любить? Меня все должны любить!» И все! И пошло…

Или, например, фарисей был в своих глазах праведный, потому что он закон выполнял, положенную десятую часть и жертву приносил, – «да я не такой как все, как этот человек!»

Гордость трудно увидеть, узнать. В отцы-подвижники, аскеты целые трактаты писали о гордости. Гордый, что бы ни сделал, всему придает абсолютное значение, особое свое положение. Даже пример такой: если гордый будет не поспевать, он даже заболеет и в болезни скажет: «Вот видите, какой я терпеливец!» То есть любое свое действие человек всегда с какой-то высшей переоценкой преподносит.

Подготовила Тамара Амелина