Гоголь тарас бульба характеристика андрия. Смерть Андрия из повести «Тарас Бульба» Гоголя

В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражается не только историческое прошлое, но и показывается личная драма казака Тараса Бульбы и его сыновей - Остапа и Андрия. С одной стороны, два брата отличаются, а с другой - очень похожи. Поэтому довольно интересно их сопоставление.

Обзор повести «Тарас Бульба»

Обзор повести позволит понять, как получилось, что выросшие в одной семье и воспитанные одинаково, дети Тараса - Остап и Андрий - братья и враги. Всей душой любил родную Украину Тарас Бульба. Бойкий, неугомонный казак, он был словно создан для бранной битвы. Поле чистое да хороший конь - все, что просит его душа.

Беспощадный к врагу, нежный к товарищам, Тарас защищает угнетенных и обездоленных. Вся его жизнь связана с Запорожской Сечью. Служению родной земле он отдавал себя безраздельно. Главное для него - свобода и независимость его народа. Опытный и мудрый предводитель казацкого войска, Тарас вел простую жизнь и ничем не отличался от своих товарищей.

Суровый и непреклонный, преданный своей отчизне, он отправляет в Сечь и своих сыновей, как только те вернулись домой из Киева, где обучались военным наукам. Всем друзьям с гордостью говорил Тарас Бульба - Остап и Андрий станут настоящими казаками. Братья вместе с отцом отправляются в Сечь.

В пути они больше молчали, переживали скорое расставание с матерью и родным домом. Сечь их встретила настоящим разгулом. Бульба предпринимает усилия, чтобы поднять войско в поход на Польшу. Вскоре казаки напали на город Дубно, где, как они полагали, много богатых обывателей и золота. Первый бой запорожцы выиграли, но не смогли войти в город.

Решающий бой

Возле стен Дубно они разбивают лагерь и готовятся ко второму бою. Гордится своими сыновьями Тарас Бульба. Остап и Андрий сражаются достойно. Старшего сына избирают атаманом Уманского куреня. Прирожденный казак, в бою Остап проявляет храбрость и мужество, действует хладнокровно и смело. Младший Андрий сражается увлеченно и отважно. С присущей ему горячностью, он совершает такие действия, на которые не отважился бы разумный Остап.

Ночью к Андрию пробирается служанка его возлюбленной. Андрий бросает войско и переходит на сторону врага. Во втором бою Бульба увидел, как его сын Андрий выезжает из городских ворот с польскими витязями. Отец не выносит предательства Андрия. Заманив его в ловушку, Тарас убивает сына.

В этом бою казачье войско понесло большие потери. Остап попал в плен, где умер под пытками. Отец пытался спасти сына, но не смог. Бульба потерял обоих сыновей, но мужественно продолжал сражаться. Бой длился четыре дня. Тарас отстал от своего войска и его настигли гайдуки. Его привязали к дубу и разожгли под ним огонь. И в последние минуты он думает о своих товарищах, о родной земле.

Два брата - две судьбы

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут сложить полный образ героев и понять их поступки и поведение. Но для начала рассмотрим, как прошло их детство, особенности воспитания.

Остап и Андрий росли рядом, играли в одни и те же игры. Излюбленным местом для них был луг за домом. Отца часто не бывало дома, воспитанием сыновей занималась мать. Младшенький сынок был маминой радостью. Остап же с ранних лет стремился во всем быть похожим на своего отца. Получили братья и одинаковое образование. Тарас понимал, что они должны учиться и отправил их в Киевскую бурсу. Уже там братья показали себя по-разному.

Они оба мечтали о подвигах и сражениях. Когда, по их возвращении, отец сказал, что сыновья поедут с ним в Запорожскую Сечь, оба обрадовались. Сечь - место, где они станут настоящими казаками. По дороге каждый из них думал о своем. Остап - о ратных подвигах, о том, что ни в чем не уступит своему прославленному отцу. Андрий - о возлюбленной красавице-полячке.

Внешность Остапа и Андрия автор описывает обобщающе. Видимо, для того, чтобы отметить, насколько близки они друг другу. Два дюжих молодца. Лица покрыты первым пушком волос, которым еще неведома бритва. У обоих длинные чубы, за которые всякий казак их мог выдрать. Чуть позже автор описывает их лица, едва загоревшие. Отчего их молодые черные усы еще ярче оттеняют здоровый цвет юности.

После приезда братьев в Сечь, они возмужали за месяц. Едва оперившиеся птенцы стали казаками. Юношеская мягкость в чертах лица сменилась уверенностью и решительностью.

Старший брат Остап

Волевой характер Остапа проявился еще в детстве. Учиться он не любил, четыре раза букварь закапывал. Убегал из бурсы и остался учиться только под угрозой отца. Когда его наказывали, он все сносил молча. Ложился сам под розги и никогда не просил пощады, никого не выдавал. Остап был верным товарищем, и друзья ему отвечали тем же. После наказа своего отца Остап приложил все усилия и стал лучшим в учебе.

Остап - надежный товарищ и безупречный боец. Он спокоен, молчалив и рассудителен. Остап чтит традиции дедов и отцов. Перед ним не стоит проблема выбора между своими чувствами и долгом. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут лучше и глубже понять обоих братьев.

Несмотря на то, что Остап - человек долга, смерть родного брата больно ранит его. Доброму по натуре, ему очень трудно смотреть и на слезы матери. Но он старается этого не показывать. Он любил всем сердцем родителей, но с отцом его роднило желание служить украинскому народу и родному краю.

Цельная натура, Остап безоговорочно принимает быт, идеалы и принципы казаков из Сечи. В свои двадцать два года он хладнокровен и трезво смотрит на многие вещи. Свою короткую жизнь он прожил достойно. Всегда почтителен, но знает границы - почтительность Остапа не переходит в угодливость.

Он с уважением относится к мнению запорожцев, но его категорически не интересует мнение иноземцев. Остап ни разу не растерялся в бою, не смутился. Казаки с достоинством оценили его силу и ловкость, смелость и отвагу в бою. Отец Тарас с гордостью говорил, что из него выйдет добрый полковник.

Автор отмечает, что тело его дышало крепостью и рыцарские качества юноши приобрели силу льва. Для молодого казака мир суров, но в нем все просто: есть враги - есть друзья, есть свои - есть чужие. Политика Остапа не интересует, он просто воин - отважный, суровый, верный и прямодушный казак. Он до конца остается верным своему долгу и отчизне. В плену его подвергли страшным мукам, Остап не сказал ни слова.

Когда пленных казаков ведут на эшафот, Остап идет впереди всех. Гордо смотрит на поляков и обращается только к запорожцам, чтобы они не говорили ни слова полякам, не посрамили казацкую славу. Ни крика, ни единого стона не вырвалось из его груди. Он умер как гордый и верный сын своей земли.

Младший сын Тараса - Андрий

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия позволят ответить на многие вопросы. Заметно, что Андрию автор уделяет в повести больше места. Более подробно описана его внешность. И, кроме того, это единственный герой повести, с которым связана лирическая линия - история его любви к панночке. Но обо всем по порядку.

Во время учебы в бурсе, младший сын Бульбы проявил себя, как живой, развитый, смышленый и изобретательный человек. Учиться ему нравилось, и знания ему давались легко. Андрий был заводилой в «опасных предприятиях», но умело выходил сухим из воды. Легкий на подъем и решительный, он мог найти выход из любой ситуации. И умудрялся избежать наказания. Отец был уверен, что в будущем Андрий станет славным казаком.

В нем рано появилась потребность любить. О чем он стыдился сознаться брату и товарищам. Чувствительный от природы, он любил гулять по улицам Киева и наслаждаться красотой садов. Когда он увидел красивую панночку, сердце его наполнилось теплотой, и он не мог забыть этого.

Через несколько лет он встречает вновь эту девушку. Она повзрослела, изменилась и кажется Андрию еще прекрасней. Он говорит ей обо всем, что чувствует, трепетно обнимает ее и понимает, что не желает с ней расставаться. Не только сравнительные характеристики Остапа и Андрия, но и описание внешности братьев позволяют понять, что они совершенно разные.

В описании внешности старшего брата автор делает акцент только на его силе. В отличие от Остапа, описанию Андрия уделяется больше внимания: красивый молодой человек, бархатная бровь выгнута дугою, глаза сверкают ясной твердостью, щеки пылают ярким огнем и черные усы лоснятся, словно шелк.

Андрий любит природу, сильно скучает по матери. Но его нельзя назвать слабохарактерным. Он понимает, что совершил страшное преступление - предал своего отца и товарищей по оружию. И знал, каковы будут последствия его поступка. Но он до конца пытается оставаться собой, борется за собственное счастье.

В нем уживаются две крайности - тонкая чувствительная натура и смелый воин, который не боится посмотреть смерти в лицо. Он бросает хлеб голодному мужчине, но в бою его рука не дрогнет. Чувства юного казака, которые не угасли за несколько лет, подтверждают, насколько сильна была его любовь к панночке. И девушка ответила ему тем же.

Для встречи с панночкой Андрий проникает в чужой город. Но вначале он входит в католическую церковь. Его не смущает, что это храм чуждой ему веры. Он с изумлением смотрит на игру света, слушает орган. В этом эпизоде прекрасно показано, что ему доступна красота чуждой религии, страдания и печаль враждующего народа. Но душевная красота Андрия меркнет, когда он выступает «против своих», яростно и решительно, словно молодой борзой пес.

Остап и Андрий - братья и враги

Автор знакомит читателя с братьями, когда они возвращаются с учебы домой. Отец высмеял их нелепый наряд. Остапа оскорбили эти слова, и он пожелал разрешить спор кулаками. Отец подыгрывает сыну, чтобы проверить, действительно ли тот ни перед чем не остановится. Андрий равнодушен и никак не проявляет себя в этом эпизоде.

За обедом речь заходит об учебе, отец заводит разговор о наказании розгами. Старший сын не желает говорить на эту тему, младший же полон решимости нанести ответный удар. Из этой сцены становится понятно, что Остап - рассудительный и спокойный, Андрий - горячий молодой человек, который жаждет подвигов.

Остап, учившийся в семинарии без особого удовольствия, несколько раз сбегал оттуда. В пятый его побег отец предупредил, что отправит Остапа в монастырь. Слова отца подействовали на юношу, и он, благодаря силе воли и настойчивости, становится одним из лучших учеников. Он принимал участие во многих проделках, но товарищей не выдавал. Стойко переносил наказания розгами.

Андрий учился с удовольствием. Так же, как и брат, участвовал в различных авантюрах. Но благодаря своей изворотливости, успешно избегал наказания. Как и все его товарищи, Андрий мечтал о славе и подвигах, но чувство любви занимало особое место в его мыслях. Уже в Сечи, когда его находит служанка панночки, он под страхом смерти вытаскивает из-под уснувшего брата мешок с продовольствием, чтобы спасти возлюбленную от голода в осажденном городе.

В бою Андрий, не раздумывая, бросался в центр сражения, вытворяя то, что другим казакам было не под силу. Остап же, напротив, действовал рассудительно: оценивал сильные и слабые стороны противника, прежде чем приступить к действию. Оба брата пользовались большим уважением у запорожцев.

Два брата - Остап и Андрий - две судьбы, два характера, две смерти. Один брат погибает геройски, как славный сын своего народа. За казнь Остапа Тарас мстит сожженными городами и войной. Второй брат позорно погибает за отступничество и измену своему народу от руки своего отца. Тарас не хоронит сына по казацким обычаям, говорит, что похоронят и без него.

Обоих своих сыновей Тарас учил любить свой народ, землю и свободу. И желал, чтобы они стали достойными защитниками родного края и искренне служили своему народу. Именно поэтому измена младшего сына Андрия переросла масштабы семейной драмы и стала конфликтом между двумя мирами. Для Тараса вся жизнь заключалась в борьбе за справедливость. Младший же сын предпочел отцовским ценностям любовь к девушке. Старший до конца остается верным всему, чему учил его отец.

Одним из главных действующих лиц повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» является один из сыновей Тараса Бульбы по имени Андрей. Всего у Тараса Бульбы было два сына, второго из них звали Остап. Образ Андрей противоречивый. С одной стороны, он был хорошим и умным казаком, который мог добиться существенного успеха. С другой стороны, в какой-то момент он решил, что его личные дела и любовные переживания важнее, чем общее дело его родины.

Анализировать образ Андрея и давать ему характеристику достаточно просто, ведь и в реальной жизни встречается довольно много подобных людей. Он был достаточно талантлив и выгодно отличался от старшего Остапа некоторым особенностями, в частности, был более изобретателен и хитер. В то же время, несмотря на свои существенные успехи в составе войска, Андрей был в большей степени привязан к жизни мирской, для него крайне важно было устроить свою личную жизнь, что в те времена было просто непростительно. Он зашел слишком далеко, так как позволил себе полюбить абы кого, а барышню, из-за любви к которой он вынужден перейти на сторону врага. А этот переход, в свою очередь, означало измену своего отца и своего брата. Эмоции Андрея настолько захлестнули его, что он даже на словах стал высказывать, что родина для него больше ничего не означает, что любовь к барышне — это одно лишь чувство, которое управляет им.

Переход на сторону врага в то время был совершенно непростительным поступком, независимо от того, что двигало человеком. Андрей сражался против своего бывшего войска, брата и отца, и был убит отцом своим. Тарас Бульба после долго смотрел на мертвое тело и после сказал, что в таком виде Андрей прекрасен. Это свидетельствует об ужасной ненависти, которую имел отец по отношению к своему сыну, при этом Тараса Бульбу обвинить ни в чем нельзя, то время не оставляло выбора.

Образ Андрея в целом представляется отрицательным, но, несмотря на это, стоит все же справедливости ради признать, что характеристика не была бы полной, если бы о такой сложной судьбе Андрея не пожалели бы. Он был действительно талантливый, мог добиться больших успехов. Так случилось, что, осознавая свои преимущества, он решил служить не своему войску и стране, а самому только себе. Любовь затмила глаза, вышла для него на первое место, и через свою любовь он стал объектом ненависти своего отца и был бесславно им убит. Сложно преувеличить трагичность жизни Андрея. Далеко не всем суждено в жизни испытать прекрасное чувство взаимной любви, а он обязан был от него отказаться. Но не смог.

Остап и Андрий Бульбенки - сыновья запорожского атамана Тараса Бульбы, героя одноименной книги Николая Гоголя.

«Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва»

Сыновья отличаются друг от друга характерами. Старший, Остап, хладнокровный и твердый парень. Он беззаветно предан отцу, Запорожью, никогда не меняет своих решений. Учился он замечательно, но лишь для того, чтобы поскорее освободиться от ненавистной бурсы и попасть в Запорожье. Характер его ожесточен постоянными розгами учителей. Девушки не интересуют Остапа, хотя он не лишен человеческих чувств.

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову».

Второй сын, Андрий, более мягкий человек, и более чувствительный, чем Остап. В его чертах выражается больше нежности. Как и брата, его не очень интересовала учеба в бурсе и оторванные от жизни науки. Он хитрее Остапа, его гордость более болезненна, и вспышки ее могут приводить к поступкам безумной смелости вроде попытки пролезть к сад к прекрасной полячке.

«Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.

Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы...»

Страсть к полячке, охватившая Андрия, рыцарские чувства к девушке, страдающей в вымирающем от голода городке, сделали его предателем отца и брата. Он отказывается от своей семьи и сражается против нее. Чувства матери, отца и брата его не интересуют: он охвачен завоеванием руки девушки. Андрий переходит в стан вчерашнего врага так же легко, как во время учебы собирал ватагу на чужой огород: ему все равно, за что он воюет, а сражение за интересы девушки с перспективой ею обладать привлекает его больше, чем битва в стане отца.

Тарас убивает сына как предателя, но до самого конца Андрий чувствует любовь и страсть не к семье, не к отчизне, а лишь к очаровательной девушке... Все остальное стало ему чужим.

«И видел он перед собою одного только страшного отца.... Ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи...! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом... Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки.... Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту...»

«Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Остап Бульба жалеет брата, не осуждает, но и не оправдывает. Он предлагает его хоронить не как предателя, а как рыцаря. Но для Остапа лично немыслимо предательство своих товарищей. Он из тех, кто в сражении бросается на помощь своим, пытается выиграть минуту, чтобы спасти тех, над кем уже занесен топор.

Взятого в плен Остапа казнят в Польше. Брат его умирает в тупом страхе перед отцом. Остап же, наоборот, призывает отца для поддержки своего духа, для утешения при кончине. Он сознательно показывает пример стоицизма перед издевательствами палачей:

«Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости... когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его....»

Увы, оба брата молодыми складывают свои головы в военной мясорубке, в этом печальное сходство их судеб. Смерть обоих назвали позорной: гибель Андрия была таковой для родных, а Остапова - для противников, что вели его на эшафот. Все же для близких гибель Остапа являлась славным подвигом, а Андрий пропал ни за грош. Неведомо, заплакала ли по нему хоть раз его прекрасная полячка, вспомнили ли его добрым словом гусары, ради которых он рубил саблей соотечественников.

В повести "Тарас Бульба", созданной Николаем Васильевичем Гоголем, мы знакомимся с тремя главными героями: Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием.

Именно последний - наиболее неоднозначный, сложный, противоречивый. Каков его Что это за личность? Как складываются его взаимоотношения с другими действующими лицами данного произведения? Попробуем ответить на эти вопросы, проследив недолгий этого персонажа, а также найти взаимосвязь его поступков, характера с реалиями времени. Характеристика Андрия из повести "Тарас Бульба" предлагается вашему вниманию.

Внешность Андрия

Сначала рассмотрим внешность этого персонажа. Описание ее встречается несколько раз в тексте произведения. Автор отмечает, что он был "хорош собою", имел "большие глаза", у этого героя "мужественное лицо", в котором отражалась сила и очарование.

Характеристика Андрия из повести "Тарас Бульба" раскрывается в его внешности. Гоголь так описывает своего героя: это молодой человек со здоровым, крепким лицом, уже покрытым пухом волос, с черными усами, оттеняющими его белизну. А после участия в боях отмечает, что из лица исчезла юношеская мягкость, оно теперь стало сильным и грозным. Такова внешность Андрия из "Тараса Бульбы".

Николай Васильевич передает портрет этого героя через мнения о нем других персонажей произведения: так, по мнению полячки, которую он встретил в осажденном городе, это был сильный и красивый юноша, мужественный, который обличал "развязную вольность" своих движений даже в неподвижности, его взор был тверд и ясен, "бархатная бровь" выгнулась "смелою дугою", а "загорелые щеки" блестели огнем, лоснился, "как шелк", его черный ус. Так дополняется внешность Андрия из "Тараса Бульбы" восприятием его женщиной.

Заглавный герой, глядя на мертвого сына, отмечает, что он был чернобровый, "станом высокий", с лицом, "как у дворянина", а рука его крепка была в бою.

Детство героя

Этот младший сын закаленного в боях Тараса Бульбы, казачьего полковника, православного христианина, которого почитали казаки, провел детство в скромном доме среди лугов и деревьев, где был вместе со своим старшим братом окружен любовью и безграничной заботой матери. Отца мальчики видели редко, но очень его уважали и боялись. Остап и Андрий ("Тарас Бульба") с 12 лет учились в бурсе (киевской академии), престижном учебном заведении по тем временам, но отличавшимся суровыми обычаями и нравами (полуголодная жизнь, побои и пр.).

Учеба в бурсе

Именно в бурсе происходит формирование и становление характера героя. Характеристика Андрия из повести "Тарас Бульба" во время обучения следующая. Мальчик без напряжения и охотно усваивает знания, имеет лидерские задатки, часто является предводителем "опасного предприятия", обладает изобретательным умом, изворотлив и хитер (умеет увернуться от наказания). Как и все молодые люди того времени, он жаждал подвигов и, кроме того, любви, потребность в которой живо вспыхнула в нем, когда юноше исполнилось восемнадцать лет.

Потребность в любви

Именно эта черта, потребность в женской дружбе, является отличительной для этого персонажа. Образ Андрия из "Тараса Бульбы" раскрывается именно в любви. К женщине его отношение сильно отличается от общепринятого в среде казаков того времени. Он подходит к представительницам противоположного пола как к богиням, они являются объектом его преклонения и восхищения. Замечание Гоголя, писавшего о том, что лишь "обожатели женщин" не могли ничего найти в , предопределяет жизненный путь этого человека.

Само время, его реалии, вынуждают юношу быть скрытным, поскольку в тот век бесчестно и стыдно было для казака думать о любви и женщине, прежде не отведав битвы. Лишь став героем и воином, можно добиться расположения и внимания прекрасной дамы. Для Андрия подвиг - не итог, это всего лишь средство для достижения главной цели, которой является любовь.

Мечтательность

Этот герой произведения был полон мечтательности, созерцательности и романтических идей. Характеристика Андрия из повести "Тарас Бульба" дополняется следующей деталью. Он любил бродить один в уединенных уголках Киева. Романтический и этого персонажа раскрывается Гоголем с помощью описания природы (звездное небо, вишневые сады и пр.). При этом, однако, Андрий - человек, прежде всего, действия, и поэтому неудержимо рвался на свободу его внутренний мир, требуя воплощения в действительности.

Желанная встреча

Произошедшая случайно встреча в девушкой, дочерью ковенского воеводы, дала старт к воплощению в жизнь подвига во имя дамы (точнее, дерзкого проникновения через каминную трубу в ее спальню). Смелый, безумный, но, увы, необдуманный поступок, поскольку герой не знал, что делать дальше. Он не смел "пошевелить рукой" от робости и стоял, потупив глаза. Этот эпизод ярко характеризует личность данного персонажа: он застенчивый и скромный, но одновременно решительный и дерзкий, вдохновенный и порывистый, но никогда не задумывающийся о последствиях и не предвидящий их.

Жизнь среди казаков

Попав в Сечь по велению отца, Андрий ("Тарас Бульба") погрузился в разгульную жизнь всей своей пламенной натурой (метко и бойко стрелял, стал у казаков на хорошем счету, переплывал против течения Днепр). Возможность участвовать в боевых действиях вызвала у этого героя восторг, он погрузился в музыку мечей и пуль. Гоголь пишет, что герой этот не знал, что значит рассчитывать, обманывать или заранее измерять чужие и свои собственные силы. Лишь "упоение" и "бешеную негу" он видел в битве. Образ Андрия из "Тараса Бульбы" дополняется, таким образом, новыми чертами. Даже сам Тарас удивлялся своему сыну, который натиском производил чудеса, которыми восхищались даже закаленные в боях воины.

Причины гибели Андрия

Что же привело в итоге этого блистательного юношу к предательству, преждевременной и бесславной кончине?

Среди главных причин можно выделить следующие: страстная и впечатлительная натура героя, его неокрепшая личность, характер, который еще не сформировался, некоторые пробелы в воспитании, не осознаваемое им самим желание выйти из-под власти деспотичного родителя, и эгоизм, всепоглощающая страсть, а также роковое стечение обстоятельств (страдающая от голода девушка, находящаяся в осажденном городе, органная величественная музыка, горожане, умирающие от истощения, встреча с возлюбленной, объяснение полячки в любви). Такова основная характеристика Андрия (повесть "Тарас Бульба") и причин его трагической смерти.

Осознав то, что страсть к девушке является взаимной, что его желанная, потаенная мечта достигнута наконец, герой обо всем забывает и отрекается от родины, от товарищей, от отца, нисколько не задумываясь. Он говорит девушке: "Отчизна моя - ты!". "И пропал козак!" - пишет Николай Васильевич.

Переход этого героя на сторону врага, спонтанный и все же понятен и объясним. Ведь любовь и убийство - две несовместимые вещи, как "гений и злодейство". А Андрий ("Тарас Бульба") убивал своих товарищей, нисколько не сожалея.

Образ его соткан из противоречий, как и в любом человеке одновременно присутствует дьявол и бог, и от того, какой выбор будет сделан, зависит судьба каждого из нас.

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ


ОБРАЗ АНДРИЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА"

"Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся".
Ж.Ж. Руссо

Прочитав замечательную повесть "Тарас Бульба", созданную гением великого русского писателя Н.В.Гоголя, мы познакомились с тремя ее главными персонажами: Тарас Бульба, Остап и Андрий. Андрий Бульба, наиболее сложный, неоднозначный и противоречивый герой повести, произвел на меня самое яркое впечатление.
Так что же это за человек? Каков его внутренний мир? Как складываются его отношения с другими действующими лицами повести? Попробуем проследить весь недолгий жизненный путь нашего героя, найти взаимосвязь его характера, поступков и реалий времени.

Прежде всего, стоит упомянуть о внешнем облике Андрия, описание которого многократно встречается в авторском тексте:
"….он был очень хорош собою….", "…открыл большие глаза свои…", "…мужественное лицо……..исполненное силы и непобедимого для жен очарования…".
Гоголь представляет нам следующие описания Андрия: дюжий молодец с крепким, здоровым лицом, покрытым первым пухом волос.
В казачьем убранстве: "…Их лица,…, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности…", после участия в боевых действиях: "…Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны…"
Автор передает облик Андрия через впечатления о нем других героев повести: встреча в осажденном городе с полячкой: "…поражена видом козака, представшего во все красе и силе юношеского мужества, который, казалось, и в самой неподвижности своих членов уже обличал развязную вольность движений; ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус".
Даже Тарас Бульба, разглядывая мертвого сына, отмечает: "…и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою!."

Младший сын казачьего полковника Тараса Бульбы, закаленного в боях война, православного христианина, пользующегося глубоким уважением в казачьей среде, детство провел в скромном домике среди деревьев и лугов, где они со старшим братом были окружены безграничной заботой и любовью матери. Отца дети видели редко, однако безмерно уважали и боялись. С 12 лет Андрий с братом обучались в киевской академии (бурсе), престижном по тем временам учебном заведении, но в, то, же время, отличавшимся суровыми нравами и обычаями (побои, полуголодная жизнь и пр.).
Именно здесь, в бурсе, происходит становление и формирование характера Андрия.
Учится он охотно и без напряжения, имеет задатки лидера, часто "..являлся предводителем довольно опасного предприятия…", имел изобретательный ум, изворотлив (умел увертываться от наказания). Как и прочие юноши того времени, Андрий "..кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам."
"Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет".
"Потребность любви" - главнейшая отличительная черта этого героя повести. Отношение его к женщине радикально отличается от общепринятого в то время в среде казаков. Андрий воспринимает женщину, как богиню, как объект восхищения и преклонения. Замечание Н.В.Гоголя: "Одни только обожатели женщин не могли найти здесь (на Запорожской сечи) ничего,…", предопределяют неверный жизненный путь молодого человека.
Реалии времени вынуждают его стать скрытным, т.к. "…в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы". Добиться внимания и расположения прекрасной дамы возможно лишь, став воином и героем. Подвиг для Андрия не самоцель, а лишь средство для достижения цели, коей является любовь прекрасной дамы.
Юноша полон романтических идей, созерцательности и мечтательности ("… бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева…").
Лирический и романтический образ героя раскрывается автором посредством описания природы (вишневые сады, звездное небо и пр.). Однако, при всем при этом, Андрий - человек действия, и его внутренний мир рвался на свободу, требуя реального воплощения. Случайная встреча с дочерью ковенского воеводы мгновенно дала старт к реальному воплощению подвига во имя прекрасной дамы в жизнь (дерзкое проникновение в спальню красавицы через каминную трубу). Безумный, смелый, но… увы не обдуманный поступок, ибо, что делать дальше, Андрий не знал, "..стоял, потупив глаза и не смея от робости пошевелить рукою…". В этом весь наш герой: скромный и застенчивый, дерзкий и решительный, порывистый и вдохновенный, но, никогда не предвидящий последствий и даже не задумывающийся о них.
По велению отца, попав на сечь, Андрий со всею страстью своей натуры погрузился в разгульную жизнь (стал на хорошем счету у казаков, бойко и метко стрелял, переплывал Днепр против течения). Участие в настоящих боевых действиях вызывало у Андрия восторг, "…погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве…". Даже отец удивлялся Андрию, который "…одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях".

Что же привело столь блистательного во всех отношениях юношу к предательству, бесславной и преждевременной кончине?

  • Впечатлительная и страстная натура Андрия
  • Неокрепшая личность
  • Несформировавшийся характер
  • Пробелы в воспитании
  • Неосознанное желание выйти из-под опеки деспотичного отца
  • Юношеский эгоизм и максимализм
  • Всепоглощающая любовь-страсть
  • Роковая череда событий:
    - Возлюбленная в осажденном городе, страдающая от голода,
    - Величественная органная музыка,
    - Умирающие от голода горожане,
    - Встреча с прекрасной возлюбленной,
    - Страстное объяснение в любви со стороны полячки.

Внезапное осознание того, что его страсть к девушке взаимна, что потаенная, столь желанная мечта его (взаимная любовь) достигнута, наш герой забывает обо всем, и не задумываясь отрекается от отца, от товарищей, от отчизны. Вот, что он говорит: "…Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!"
"И погиб козак! Пропал для всего козацкого царства!..", пишет Гоголь.

Внезапный переход Андрия на сторону врага - необдуманный и спонтанный поступок, вызывает разочарование и удивление, но понятен и объясним.
Когда же глазами Тараса мы наблюдаем, как Андрий "чистил перед собою
дорогу", убивая бывших товарищей своих, становится очевидна вся глубина нравственного падения героя, не имеющая никакого оправдания.
Любовь и убийство, также как "гений и злодейство" - две вещи несовместные.

Образ Андрея, соткан автором из противоречий: ум и безрассудство, честь и бесчестье, любовь и предательство, гуманность и жестокость. Думающий читатель вместе с автором любит и ненавидит этого юношу.
Испокон веков в душе каждого человека присутствует бог и дьявол, и оттого, какой выбор сделает человек на перепутье судьбы, зависит быть ему предателем или героем.