Главный воспитатель любого человека проблема. Эссе воспитателя ДОУ

(1) Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт. (2) Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3) Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.


Сочинение

Одной из главных составляющих нашей жизни является творчество – в него человек воплощает все то, что находится на уровень выше обывательской реальности. Все самые сокровенные мысли и чувства, все то, что находится внутри каждого из нас, обрамляется форму картин, мелодий и стихотворений. Однако создать такой предмет творчества способен не каждый, в своем тексте Е.А. Евтушенко поднимает проблему определения качеств настоящего поэта.

Подводя нас к рассуждению о проблеме, автор делает акцент на том, что труд писателя в принципе является важнейшей частью жизни человека – книги совершенствуют нас изнутри, а мы совершенствуем изнутри книги, даже не принимая прямого участия в их создании. Таким образом, Евгений Евтушенко подводит нас к мысли о том, что любой настоящий поэт и писатель, создавая своё творчество, всегда должен быть тесно связан с обществом, с простыми людьми, для которых, благодаря которым и ради которых он и трудится. Исходя из этого и вытекают те качества, которые и отличают настоящего поэта от любителя.

Мысль, которую доносит до нас Е.А. Евтушенко, мне ясна: он считает, что, чтобы стать поэтом, нужно обладать тесной совокупностью сразу нескольких качеств. Нужно иметь совесть, обладать умом и смелостью, уметь понимать и ценить чужие стихотворения, и, конечно, уметь самому писать «вкусные» строчки. И при всем этом каждое из качеств должно быть проникнуто любовью к народу, для которого и работает писатель.

Трудно не согласиться с мнением автора. Конечно, настоящий поэт должен с совестью относиться к тем мыслям, которые он хочет донести до людей, но при этом они должны быть интересными и должны обладать смыслом, чтобы суметь заинтересовать. Смелость настоящего поэта, с одной стороны, подвергает его риску, но, с другой, показывает его самоотверженность ради собственного творчества. И чтобы понимать, как нужно писать, чтобы выявить свой стиль, нужно уметь ценить и анализировать творчество своих коллег и учиться писать самому, совершенствуя свой навык. Также тому, что хочет быть настоящим писателем, не стоит забывать о том, что его творчество должно быть направлено не внутрь, а наружу, для других людей, ведь человек пишет для человека, им же ценится и от него же получает отдачу и вдохновение для дальнейшей работы.

Например, настоящим поэтом является главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Юрий обладает всеми нужными для этого качествами: он является талантливым врачом, и потому заведомо направляет всю свою, в том числе и творческую, деятельность для людей, и его аналитические способности помогают ему в процессе написания стихотворений. Герой имеет совесть и выполняет свой долг как перед ранеными партизанами, так и перед добровольцем-колчаковцем, и смело бросается на помощь пострадавшим. В относительно спокойные времена, будучи обычным гражданином, Юрий читает книги и пишет свои очень красивые стихотворения, полные любви к обществу и провозглашающие идею самоценности личности человека как исключительной единицы.

Никто не будет спорить со мной в том, что настоящим, по-настоящему талантливым поэтом являлся А.С. Пушкин. Его лирика всегда была проникнута теплой и нежной любовью к женщинам, к товарищам, к отечеству и к жизни в целом. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» писал: «…Восстал он [А.С. Пушкин] против мнений света один, как прежде…», что показывает смелость и самоотверженность великого поэта по отношению к своему творчеству. Талант А.С. Пушкина и его вклад в русскую литературу неоспоримы, он знал, с кого брать пример и что доносить своим творчеством. Именно благодаря этому писатель остался достоянием нашего отечества и примером для всех последующих поколений.

Таким образом, можно сделать вывод, что истинного поэта определяет его незаурядный ум и талант, смелость и умение понимать и оценивать творчество своих коллег, а также, безусловно, талант с первой же строчки провалиться в душу человека и остаться в ней светлым, теплым огоньком, освещающим дорогу в будущее.

Евгений Александрович Евтушенко родился в Сибири. Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи. Именно отец научил сына любить поэзию. Евтушенко начал печататься с шестнадцати лет. Он учился в Литературном институте имени Горького в Москве (1951-1954). Во время учебы он познакомился со многими выдающимися прозаиками и поэтами, которые оказали на него большое влияние. Сейчас имя Евтушенко уже прочно вошло в отечественную поэзию. Более того, оно широко распространилось в нашей жизни, среди людей разных поколений, разных профессий, разных литературных вкусов. Первая книга поэта «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году. Она не сыграла заметной роли в его творчестве, хотя девятнадцатилетний поэт продемонстрировал в ней незаурядное, порой блестящее владение стихом. Тогда Евтушенко учился форме у Маяковского и его последователей, что и сказалось на стихотворениях этого сборника. Лирический герой этой книги еще не стал тем самым лирическим героем Евтушенко, который вызвал огромный интерес через 2-3 года. Даже многоплановая его поэма «Братская ГЭС» (1965), несмотря на вставные новеллы и баллады, проникнута лиризмом, постоянным присутствием автора. Стихи Евтушенко неоднократно вызывали споры, как зачастую происходит с любым незаурядным явлением. Естественно, что поэт был радостно принят молодежью. Стихи «Москва-Товарная», «Со мною вот что происходит», «Давайте, мальчики!», «О нашей молодости споры» и другие вызывали живой отклик молодежной аудитории. Евтушенко - поэт Времени, чутко улавливающий его главные веяния. Одновременно он поэт каждодневное, поэт немедленного отклика. Конечно, это требует определенного творческого риска. Не все стихи поэта, написанные по горячим следам событий, выдержали испытание временем. Но «Монолог доктора Спока», «Я - Гагарин», ряд стихотворений о Вьетнаме, Испании, Америке, Чили с полным правом входят в книги избранных произведений поэта, не утрачивая своего значения. Мало сказать о Родине: Если будет Россия, значит, буду и я. Это требует серьезных подтверждений. Первым тому доказательством явилась книга «Катер связи» (1966), в которой выражено почтительное отношение к женщине, возвышение образа любимой. Творчество поэта привлекает внимание композиторов, произведения Евтушенко переведены на многие иностранные языки. Дело здесь заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном неподдельном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он не только поэт, но и публицист, прозаик, критик, киноактер, кинорежиссер, фотохудожник. Именно Евтушенко принадлежат слова: «Поэт в России больше, чем поэт».

Виктория Лукомская
Эссе «Моя педагогическая философия». Быть воспитателем-значит любить?

Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал : «Воспитатель – это , прежде всего, обычный человек, который любит детей . Верит в абсолютно каждого, верит, что тот сможет стать хорошим человеком. Человеком, который просто любит дружить с детьми , и которому искренне нравится с ними общаться. А также он никогда не забывает, что когда-то и сам был таким». Эти слова, на мой взгляд, лучше всего характеризуют профессию воспитателя . Прежде всего, воспитателем может быть только тот человек , который любит . Любит детей , природу, свою работу, семью… Весь мир! Но, прежде всего, он любит детей .

В этой профессии я оказалась не случайно. Любовь к детям, желание с ними дружить и общаться – это наша семейная традиция. Моя мама была воспитателем , тётя – учитель начальных классов, сестра тоже стала учителем.

Окончив школу, я уже точно знала, кем я буду в этой жизни. Я прекрасно понимала и осознавала, что такое работать воспитателем в детском саду . У меня перед глазами всегда был пример – это моя мама, она работала воспитателем . Добрая, ласковая, внимательная, она любила и отдавала себя полностью своей работе. Я смотрела на неё и думала : «Вот и я стану такой же, и меня будут так же любить дети ».

После окончания педагогического института , войдя в стены детского сада уже не как гостья, а как будущий воспитатель , слыша детскую песенку из музыкального зала, почувствовав запах свежеиспечённых булочек, окунувшись в атмосферу этого маленького мира, я поняла – вот то место, где мне всё так знакомо, близко, вот то, чем я хочу заниматься всю свою жизнь.

Первый набор трехлетних детишек. Ужасно боялась и переживала, смогу ли я, а получится ли у меня… И я смогла, и получилось. С первых же дней работы с малышами я полюбила их , с радостью шла на работу.

В нашем детском саду все группы носят названия цветов. Моя группа называется «Фиалки» . Ещё Максим Горький говорил : «Дети – живые цветы земли» . И я полностью с ним согласна, своих детей могу сравнить с этими удивительными цветами. Приходят они в младшую группу, кто из группы раннего развития, кто из дома маленькими-маленькими, как листочки фиалок, а потом на протяжении четырёх лет растут, набираются сил и «расцветают» , кто какими цветочками, все такие разные, красивые. А мы всё это время рядом, стараемся обогреть их материнским теплом и лаской, сделать детский сад вторым домом. Ведь цветы требуют бережного отношения, внимания, ухода и любви.

Педагогическая деятельность – творческая деятельность. Воспитатель должен уметь петь , танцевать, знать возрастные и индивидуальные особенности, все развивающие методики и активно использовать их в деятельности с детьми в детском саду. Всё это помогает воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Воспитатель должен быть терпеливым и доброжелательным, ведь нам приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением. Только благодаря нашему совместному взаимодействию, а это сейчас важнейшее требование современного детского сада, мы сможем способствовать полноценному развитию возможностей и способностей ребёнка.

Каждый мой день начинается с мысли о том, что нового, интересного я могу показать и рассказать своим ребятишкам, чему новому я могу их научить, чем дивить. Увлечённый, интересующийся всем воспитатель – это счастье для ребёнка. Поэтому я делаю всё, чтобы моим детям было со мной интересно, весело, комфортно. Мы играем, фантазируем, сочиняем, много читаем, наблюдаем, слушаем музыку, рисуем, лепим, занимаемся ручным трудом.

Целью своей педагогической деятельности считаю максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие потенциальных способностей. Я стараюсь воспитать детей чуткими и внимательными, разбудить в них интерес к познанию мира, учу задавать множество вопросов и пытаться самим находить на них ответы, уважать старость и взрослых, научить ценить и любить прекрасное , любить свою Родину .

Не всегда получается достичь всего и сразу, но со временем многому учишься. В наше стремительное время нельзя стоять на месте, я учусь, стараюсь узнавать и не отставать от важных событий в области дошкольного воспитания , самообразовываться и повышать свой профессиональный статус. Я – вечный ученик, чтобы вместе с детьми еще лучше познавать мир, открывать новое, творить и каждый раз радоваться этим открытиям.

Вот уже 15 лет я работаю воспитателем и думаю , это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не пожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда здоровой, энергичной и всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства.

«В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха» , - писал Жолио-Кюри Ирен. Я люблю свою профессию и нашла в ней своё призвание. Я – воспитатель , а ещё я - обычный человек, который просто любит детей .

Размышление на тему “Опыт и ошибки” всегда актуально – в любом возрасте, в любом государстве с любой ментальной ориентацией. Однако всякое подобное размышление непременно будет осуществляться на своем уровне.

К примеру, для маленького ребенка на его уровне происходит понимание правомерных или неправомерных вещей. Если рассмотреть типичную примерную ситуацию, то можно сделать определенные выводы. Например, мама посылает четырехлетнего сына в огород, чтобы тот сорвал морковь, сын возвращается, но приносит свеклу. Она начинает ему что-то укоризненно говорить, мальчик ощущает дискомфорт от того, что “принес не то, что просили”, замыкается в себе и каким-то шестым чувством понимает, что допустил оплошность, но допустил он ее не по своей шалости или вредности.

Независимо от того, сколько человеку лет, он будет в равной степени относиться к своим промахам – будь то ему четыре года или сорок лет, то есть с одинаковой мерой ответственности. Он одинаково будет переживать из-за своих ошибок, и чем больше он будет ошибаться, тем быстрее придет к нему необходимый опыт в той или иной сфере его деятельности.

Вполне может случиться так, что человек в своей жизни неоднократно допускает одни и те же ошибки, как бы наступает на одни и те же грабли, которые, к слову, очень больно бьют по голове. Отсюда возникает чувство неудовлетворенности от того, что делаешь, а также сетование: “Ну почему это снова случилось со мной? Почему я не смог сделать иначе, ведь я это уже тысячу раз делал? И т. п.” Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить и делает все быстро в силу каких-то обстоятельств. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Так примерно вел себя герой В. Шукшина Чудик (“Почему ж я такой есть-то?”)

Опыт, каким бы горьким и печальным он не был, привносит в развитие личности новые витки. Да, остается в глубине души осадок от того, что сделал что-то неправильно или нерационально, однако в следующий раз, когда случится похожая ситуация, можно уже будет подстраховаться и предотвратить похожую ошибку.

Поэтому хочется посоветовать: не стоит бояться своих, ошибок, лучше улыбнуться и жить дальше… до нового промаха.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В жизни слишком много ситуаций, когда человек сталкивается с необходимостью очень непростого выбора. С одной стороны, человек далеко не всегда...
  2. Жизнь каждого человека может считаться достойной, если он чего-то добился в жизни. Для каждого периода характерны разные достижения, успехи. Сначала...

***

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО О ПОЭТАХ И ПОЭЗИИ («Воспитание поэзией» - Статья впервые опубликована в 1975 г.). (ЕВТУШЕНКО 42 года)


Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию "внешнюю", а и биографию "внутреннюю", неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.


Событиями в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события - сопереживания и осмысления прочитанного.



Поэт Сельвинский когда-то справедливо сказал: "Читатель стиха - артист". Конечно, и читатель прозы должен обладать артистизмом восприятия. Но обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыки слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. Строчку Пушкина "глядим на бледный снег прилежными глазами" почувствует во всей её свежести только читатель высокой квалификации.


Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей...


Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение "Граждане, послушайте меня...". Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке "пальцами растерянно мудря" воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: "Какая вкусная строчка!" Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, - убеждён.


И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить мою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней оставался бы преданным читателем поэзии.
Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, что талантливые:


"Отстреливаясь от тоски,
Я убежать хотел куда-то,
Но звёзды слишком высоки,
И высока за звёзды плата..."


Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему:


Жеребец под ним сверкает белым рафинадом.
(Э.Багрицкий)


Крутит свадьба серебряным подолом,
А в ушах у неё не серьги - подковы.
(П.Васильев)


От Махачкалы до Баку
Луны плавают на боку.
(Б.Корнилов)


Брови из-под кивера дворцам грозят.
(Н.Асеев)


Гвозди бы делать из этих людей,
Крепче бы не было в мире гвоздей.
(Н.Тихонов)


Тегуантепек, Тегуантепек, страна чужая,
Три тысячи рек, три тысячи рек тебя окружают.
(С.Кирсанов)


Из иностранных поэтов отец чаще всего читал мне Бёрнса и Киплинга.


В военные годы на станции Зима я был предоставлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински. Бывая в таёжных сёлах, я слушал и даже записывал частушки, народные песни, а иногда кое-что и присочинял. Наверное, воспитание поэзией вообще неотделимо от воспитания фольклором, и сможет ли почувствовать красоту поэзии человек, не чувствующий красоту народных песен?


Человеком, любящим и народное песни, и стихи современных поэтов, оказался мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского. Особенно поразило: "Собственных костей качаете мешок". Помню, я спросил: "А кто такой Есенин?" - и впервые услышал есенинские стихи, которые тогда было почти невозможно достать. Стихи Есенина были для меня одновременно и народной песней, и современной поэзией.


Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..." Симонова, "Горе вам, матери Одера, Эльбы и Рейна..." Суркова, "Не зря мы дружбу берегли, как пехотинцы берегут метр окровавленной земли, когда его в боях берут..." Гудзенко, "Госпиталь. Всё в белом. Стены пахнут сыроватым мелом..." Луконина, "Мальчик жил на окраине города Колпино..." Межирова, "Чтоб стать мужчиной, мало им родиться..." Львова, "Ребята, передайте Поле - у нас сегодня пели соловьи..." Дудина; всё это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа.


Нравилась мне книга Шефнера "Пригород" с её остранёнными образами: "И, медленно вращая изумруды зелёных глаз, бездумных, как всегда, лягушки, словно маленькие будды, на брёвнышках сидели у пруда". Твардовский казался мне тогда чересчур простоватым, Пастернак слишком толстым. Таких поэтов, как Тютчев и Баратынский, я почти не читал - они выглядели в моих глазах скучными, далёкими от той жизни, которой мы все жили во время войны.
Однажды я прочитал отцу свои стихи о советском парламентёре, убитом фашистами в Будапеште:


"Огромный город помрачнел,
Там затаился враг.
Цветком нечаянным белел
Парламентёрский флаг".


Отец вдруг сказал: "В этом слове "нечаянный" и есть поэзия".


В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района. Наша руководительница Л.Попова была человеком своеобразным - она не только не осуждала увлечение некоторых студийцев формальным экспериментаторством, но даже всячески поддерживала это, считая, что в определённом возрасте поэт обязан переболеть формализмом. Строчка моего товарища "и вот убегает осень, мелькая жёлтыми пятнами листьев" приводилась в пример. Я писал тогда так:


"Хозяева - герои Киплинга -
Бутылкой виски день встречают.
И кажется, что кровь средь кип легла
Печатью на пакеты чая".


Однажды к нам приехали в гости поэты - студенты Литинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.


Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которого более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.


"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступления в Доме пионеров Винокуров.



На всю жизнь благодарен я поэту Андрею Досталю. Более трёх лет он почти ежедневно занимался со мной в литературной консультации издательства "Молодая гвардия". Андрей Досталь открыл для меня Леонида Мартынова, в чью неповторимую интонацию - "Вы ночевали на цветочных клумбах?" - я сразу влюбился.


В 1949 году мне снова повезло, когда в газете "Советский спорт" я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему. Его друзья - тогда геофизик, а ныне литературный критик В.Барлас и журналист Л.Филатов, ныне редактор еженедельника "Футбол-Хоккей", - тоже многому научили меня в поэзии, давая почитать из своих библиотек редкие сборники. Теперь Твардовский не казался мне простоватым, а Пастернак чрезмерно усложнённым.


Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Однако на стихах, которые я в то время печатал, моё расширявшееся "поэтическое образование" совсем не сказывалось. Как читатель я опередил себя, поэта. Я в основном подражал Кирсанову и, когда познакомился с ним, ожидал его похвал, но Кирсанов справедливо осудил моё подражательство.


Неоценимое влияние на меня оказала на меня дружба с Владимиром Соколовым, который, кстати, помог мне поступить в Литературный институт, несмотря на отсутствие аттестата зрелости. Соколов был, безусловно, первым поэтом послевоенного поколения, нашедшим лирическое выражение своего таланта.


Для меня было ясно, что Соколов блестяще знает поэзию и вкус его не страдает групповой ограниченностью - он никогда не делит поэтов на "традиционалистов" и "новаторов", а только на хороших и плохих. Этому он навсегда научил меня.


В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многое для понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни. Именно эта безжалостная искренность моих товарищей и помогла мне спрыгнуть с ходуль. Я написал стихи"Вагон", "Перед встречей" , и, очевидно, это было началом моей серьёзной работы.


Я познакомился с замечательным, к сожалению до сих пор недооценённым поэтом Николаем Глазковым, писавшим тогда так:


"Я сам себе корежу жизнь,
валяю дурака.
От моря лжи до поля ржи
дорога далека".


У Глазкова я учился рассвобождённости интонации. Ошарашивающее впечатление на меня произвело открытие стихов Слуцкого. Они были, казалось, антипоэтичны, и вместе с тем в них звучала поэзия беспощадно обнажённой жизни. Если раньше я стремился бороться в своих стихах с "прозаизмами", то после стихов Слуцкого старался избегать чрезмерно возвышенных "поэтизмов".


Учась в Литинституте, мы, молодые поэты, не были свободны и от взаимовлияний.


Некоторые стихи Роберта Рождественского и мои, написанные в 1953-55 годах, были похожи как две капли воды. Сейчас, я надеюсь, их не спутаешь: мы выбрали разные дороги, и это естественно, как сама жизнь.


Появилась целая плеяда женщин-поэтов, среди которых, пожалуй, самыми интересными были Ахмадулина, Мориц, Матвеева.


Вернувшийся с Севера Смеляков привёз полную целомудренного романтизма поэму "Строгая любовь". С возращением Смелякова в поэзии стало как-то прочнее, надёжнее.


Начал печататься Самойлов. Его стихи о царе Иване, "Чайная" сразу создали ему устойчивую репутацию высококультурного мастера.



По всей стране запелись выдохнутые временем песни Окуджавы.


Выйдя из долгого кризиса, Луговский написал: "Ведь та, которую я знал, не существует...", у Светлова снова пробилась его очаровательная чистая интонация.


Появилось такое масштабное произведение, как "За далью - даль" Твардовского.


Все зачитывались новой книжкой Мартынова, "Некрасивой девочкой" Заболоцкого.


Как фейерверк возник Вознесенский.


Тиражи поэтических книг стали расти, поэзия вышла на площади. Это был период расцвета интереса к поэзии, невиданный доселе ни у нас и нигде в мире. Я горд, что мне пришлось быть свидетелем того времени, когда стихи становились народным событием. Справедливо было сказано: "Удивительно мощное эхо, - очевидно, такая эпоха!"


Мощное эхо, однако, не только даёт поэту большие права, но и налагает на него большие обязанности. Воспитание поэта начинается с воспитания поэзией. Но впоследствии, если поэт не поднимается до самовоспитания собственными обязанностями, он катится вниз, даже не смотря на профессиональную искушённость.


Существует такая мнимо красивая фраза: "Никто никому ничего не должен". Все должны всем, но поэт особенно.


Стать поэтом - это мужество объявить себя должником.
Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни.
Поэт в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова.
Поэт в долгу перед сегодняшними поэтами, своими товарищами по цеху, ибо их дыхание - тот воздух, которым он дышит, и его дыхание - частица того воздуха, которым дышат они.
Поэт в долгу перед своим читателями, современниками, ибо они надеются его голосом сказать о времени и о себе.
Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас.


Ощущение этой тяжёлой и одновременно счастливой задолженности никогда не покидала меня и, надеюсь, не покинет.


После Пушкина поэт вне гражданственности невозможен. Но в XIX веке так называемый "простой народ" был далёк от поэзии, хотя бы в силу своей неграмотности. Сейчас, когда поэзию читают не только интеллигенты, но и рабочие, и крестьяне, понятие гражданственности расширилось - оно как никогда подразумевает духовные связи поэта с народом.


Когда я пишу стихи лирического плана, мне всегда хочется, хочется чтобы они были близки многим людям, как если бы они сами написали их. Когда работаю над вещами эпического характера, то стараюсь находить себя в тех людях, о которых пишу. Флобер когда-то сказал: "Мадам Бовари - это я".


Мог ли он это сказать о работнице какой-нибудь французской фабрики? Конечно, нет. А я, надеюсь, что могу сказать то же самое, например, о Нюшке из моей "Братской ГЭС" и о многих героях моих поэм и стихов: "Нюшка - это я". Гражданственность девятнадцатого века не могла быть такой интернационалистической, как сейчас, когда судьбы всех стран так тесно связаны с друг другом.


Поэтому я старался находить близких мне по духу людей не только среди строителей Братска или рыбаков Севера, но и везде, где происходит борьба за будущее человечества, - в США, в Латинской Америке и во многих других странах. Без любви к родине нет поэта. Но сегодня поэта нет и без участия в борьбе, происходящей на всём земном шаре.


Быть поэтом первой в мире социалистической страны, на собственном историческом опыте проверяющей надёжность выстраданных человечеством идеалов, - это налагает особую ответственность. Исторический опыт нашей страны изучается и будет изучаться и по нашей литературе, по нашей поэзии, ибо никакой документ сам по себе не обладает психологическим проникновением в сущность факта.


Таким образом, лучшее в советской литературе приобретает высокое значение нравственного документа, запечатляющего не только внешние, но и внутренние черты становления нового, социалистического общества. Наша поэзия, если она не сбивается ни в сторону бодряческого приукрашивания, ни в сторону скептического искажения, а обладает гармонией реалистического отображения действительности в её развитии, может быть живым, дышащим, звучащим учебником истории. И если этот учебник будет правдив, то он по праву станет достойной данью нашего уважения к народу, вскормившего нас.


Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. "Мощное эхо", вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии, и ко времени. Но такое эхо может и воспитать. Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.


Я резко отделяю читателей от почитателей. Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов. Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:


"Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать..."


Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно потому, что я не знаю - сумею ли за него отблагодарить в полной мере.


Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: "Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?" Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
Таких качеств, пожалуй, пять.


Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо


"Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени".


Поэзия, по известному выражению, - это самосознание народа. "Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов".
(1975 г.)


Евгений Говсиевич(Прозару)