Главные города и городские агломерации. Крупнейшие городские агломерации мира

Наиболее древними городами на территории нашей страны были города Средней Азии и Закавказья, возникшие до нашей эры как центры ремесла, торговли и укрепленные пункты. Древние русские «города» появились в VI - VII вв. на Киевской, Смоленской, Новгородской землях. К. концу XII в. на Руси было около 250 городов, многие из которых впоследствии потеряли свое экономическое значение и перестали существовать как города.

В России до начала XVIII в. городом считалась крепость - огороженное место (город - от слова городьба, ограда около жилья). После проведения первого административного деления страны (при Петре I) к числу городов стали относить и крупные административные пункты. В 1875 г. было введено «Городовое положение», определившее юридический статус города, согласно которому в разряд городов включались пункты, выполнявшие административные функции, - центры губерний, уездов. Это было связано с определенной политикой государства и в ряде случаев продиктовано обстоятельствами стратегического или политического характера. Важным критерием города было количество проживавших в нем дворян, чиновников, духовенства. Экономическое значение города при этом, как правило, не учитывалось. Вследствие этого сеть юридических городов в России не имела полного тождества с формирующейся сетью экономических городов, которые возникали под действием объективного закона общественного разделения труда.

Среди русских ученых было распространено мнение, которого придерживался и В. П. Семенов-Тян-Шанский, о том, что русские города до второй половины XVIII в. имели только военно-стратегическое значение. Советская историческая наука доказала, что уже древние русские города наряду с военными и административными функциями выполняли роль крупных по тому времени центров ремесла и торговли и что градообразующей силой было ремесло. Роль военно-стратегического фактора в возникновении многих русских (и зарубежных) городов была очень велика. В период с XIII по XVIII в. в России было создано большое количество городов-крепостей, однако многие из них не стали экономическими центрами, так как не имели необходимых стимулов для своего развития.

Для понимания экономической сущности процесса формирования городов обратимся к некоторым положениям в работе В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». В. И. Ленин выделяет три стадии развития промышленного производства и объясняет роль каждой из них в возникновении неземледельческих индустриальных центров (городов). Он показал градообразующую силу домашней промышленности (ремесла), мануфактуры, капиталистической фабрики. В. И. Ленин обратил особое внимание на роль фабрики в возникновении крупных промышленных поселений и выделил три типа фабричных центров России: 1) города, 2) фабричные села, 3) кустарные села. При этом подчеркивалось, что в некоторых крупных городах, например Одессе, Киеве, Ростове, количество рабочих было очень невелико абсолютно и относительно. В то же время среди фабричных и кустарных сел, особенно распространенных в центральных губерниях, выделялись большие промышленные центры. Например, местечко Орехово-Зуево по числу рабочих уступает только столицам, а в так называемых «кустарных» селах - Ворсме, Павлове, Богородском - располагаются крупные фабрики и заводы.

Во второй половине XIX в. образование кустарных и фабричных сел шло очень интенсивно, особенно в районах бурного развития промышленного капитализма (Донбасс, Центральная Россия). Однако эти молодые, быстрорастущие экономические центры не получили тогда статуса городов.

Число юридически признанных городов было небольшим и не соответствовало огромным масштабам государства, а их размещение не отражало территориальных особенностей процесса формирования экономических районов. В стране к моменту Октябрьской революции официально числилось 655 городов, из них 407 находилось в европейской части страны (183 - в Центральной России) и только 79 - на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока. Фактически же их было больше, поскольку с 1785 г. в список городов почти не вносились новые пункты, кроме тех, которые находились на территориях, присоединенных к России после этой даты. Но за это время Россия сделала огромный скачок в своем экономическом развитии, и сеть городов существенно изменилась. Многие «юридические города» к началу Октябрьской революции, по существу, не были городами, так как утратили свои административные функции и не имели никакого экономического значения. В то же время выросло много новых, в том числе крупных, промышленных поселений, которые числились фабричными или кустарными селами. Уже в первые годы Советской власти список городов был пересмотрен. В 20-х годах в СССР началась социалистическая реконструкция народного хозяйства, сопровождавшаяся быстрыми темпами индустриализации страны. Этот процесс обусловил возникновение новых городов, быстрый рост населения в старых городах и крупные сдвиги в их размещении. Сеть городов СССР подверглась существенным количественным и качественным изменениям.

В отличие от многих государств мира, у нас быстро растут новые города и увеличивается людность уже существующих. К моменту переписи населения 1970 г. в стране насчитывалось 5504 городских поселения, в том числе 1935 городов. Таким образом, с 1917 по 1970 г. число городов возросло почти в 2,5 раза. Такие гигантские масштабы градостроительства обусловлены высокими темпами индустриализации, развитием разнообразных видов непроизводственной деятельности и национальным строительством. По данным Д. Г. Ходжаева, из общего числа новых городов 751 - промышленные, 64 - транспортные узлы, 201 - административные центры и 18 - курортные. Кроме того, создано много городов науки широкого направления и узкоспециализированного профиля, которые размещаются не только в высокоразвитых густозаселенных районах, но и в очагах нового освоения. Всего за годы Советской власти в СССР к 1979 г. было образовано 1174 города.

По степени обновления сети городов территорию СССР можно условно разделить на две неравные части - западную и восточную. Рубеж между ними проходит по западной границе Поволжья и северной границе Донецко-Приднепровского экономического района. На западе, где городская сеть и ранее была достаточно развитой, доля новых городов на большей части территории составляет 25-47%, а в Прибалтике и прилегающих к ней областях РСФСР снижается До 3%. На всей остальной огромной территории от 67 до 70% городов создано за годы Советской власти. Наиболее высока доля новых городов в Донецко-Приднепровском районе (83% от общего числа городских поселений).

Для СССР характерно быстрое увеличение общего количества городов всех категорий, но при этом число больших и крупнейших городов растет быстрее, чем малых (табл. 10).

В 1926 г. в СССР было лишь два города-миллионера - Москва и Ленинград. По предварительным данным переписи 1979 г., их стало 18, в ближайшее время в эту группу войдет еще несколько.

Развитие сети городов постоянно сопровождается переходом городских поселений из одной группы людности в другую, как правило, более высокую. Наиболее быстрыми темпами увеличивается людность городов, в которых осуществляется крупное строительство или развиваются непроизводственные функции. Рост промышленного производства, происходящий преимущественно за счет повышения производительности труда не оказывает большого влияния на динамику населения крупных городов. В нескольких больших городах (центрах каменноугольной промышленности) численность населения в последние годы уменьшается в связи с ростом механизации труда и сокращением потребности а живой рабочей силе. Одновременно с ростом числа городов увеличивается концентрация городского населения. Так, в 1959 г. в городах людностью свыше 100 тыс. проживало 49,1% городского населения, а в 1979 г. - уже 67%.

Бурное течение процессов урбанизации в стране ведет к усложнению форм городского расселения и возникновению крупных городских агломераций, число которых быстро растет. В СССР их формирование как опорных пунктов системы расселения происходит целенаправленно. Советские ученые сформулировали в первом приближении определение самого понятия, установили критерии и принципы выделения агломераций, предложили методы управления их функциональной и территориальной структурой. «Городская агломерация - это компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными интенсивными связями в сложную, многокомпонентную динамическую систему» (Лаппо, 1978).

Главные признаки агломерации - территориальная сближенность городских поселений, компактность их группировки вокруг главного ядра (или ядер), разделение труда между поселениями и взаимодополняемость функций, предопределяющих развитие межселенных производственных, трудовых, культурно-бытовых и рекреационных связей.

Основные элементы территориальной структуры агломераций - ее центр, или ядро, - узел наиболее высокой концентрации производства и населения и периферийная зона - территория, выполняющая по отношению к ядру агломерации вспомогательные, обслуживающие функции.

Выделяются агломерации одноцентровые с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и экономическому потенциалу. Примером агломераций такого типа могут служить Бакинская, Горьковская, Харьковская.

Многоцентровые агломерации имеют несколько центров, взаимосвязанных друг с другом. Последние, как правило, не равнозначны по своему размеру и уровню экономического развития, но каждый из них имеет свою периферийную зону и группу поселений-спутников. Например, агломерации Донецк - Макеевка или Куйбышев - Тольятти - Сызрань.

Выделение (делимитация) агломераций - одна из сложных методологических проблем, которой активно занимаются советские ученые В. Г. Давидович (1974), Г. М. Лаппо (1978), Ф. М. Листенгурт (1975) и др. Пока еще нет единой методики и тем более каких-либо официально признанных критериев для этих целей.

Рассмотрим методику выделения агломерации, предложенную Лаппо. В качестве потенциального ядра агломерации он рассматривает крупный город с населением не менее 250 тыс. человек, а тяготеющий к нему ареал группового расселения очерчивает изохроной двухчасовой доступности (общепринятой в градостроительстве) всеми видами наземного и водного транспорта. Выделенная таким образом территория представляет собой ареал возможного развития агломерации. Для того чтобы установить степень ее «сформированности», определяют количество и размеры спутников, тяготеющих к ядру, характер и интенсивность связей между ними. Минимум пять городских поселений (ядро и спутники) должно быть в такой агломерации, а общее число жителей зоны спутников -- не менее 50 тыс. человек. Одновременно вводится коэффициент «агломеративности»,

который показывает долю населения спутников в общей численности населения агломерации, не менее 0,10. Затем выявляются реальные связи между ядром агломерации и ее периферийной зоной, определяются фактические границы агломераций.

По функциональной структуре различают агломерации, объединяющие разнотипные поселения, взаимодействующие на основе разделения труда в материальном производстве и непроизводственной сфере. Агломерации этого типа имеют наибольшее распространение, они отличаются крупными размерами и быстрыми темпами роста. Для них характерна сложная отраслевая структура общественного производства, отражающая высокую стадию его развития. Примером такой агломерации могут служить. Московская, Ленинградская. Агломерации, объединяющие по преимуществу однотипные по своей специализации поселения, например горнопромышленные в зонах бассейнового залегания полезных ископаемых, встречаются значительно реже. По существу, этот тип агломерации отражает начальную стадию экономического и социального формирования групп городов, за которой следует дальнейшее развитие и усложнение функций каждого из них и всей их совокупности в целом.

Экономический потенциал агломераций, обусловленный концентрацией производительных сил, очень высок, возможности их роста значительны. В СССР проводится определенная политика управления развитием агломераций в целях дальнейшего совершенствования территориальной организации общества. Регулируются агломерации различными методами в зависимости от конкретных условий. Наиболее эффективно целенаправленное планирование выполняемых агломерациями функций и их масштабов. Немалое значение придается также и градостроительным планировочным методам. На рис. 22 показаны различные схематизированные варианты регулирования агломераций. Выделяются два уровня регулирования - локальный и региональный. На первом упорядочение развития самой агломерации осуществляется преимущественно градостроительными планировочными методами (создание новых городов-спутников, использование свободных территорий для расширения различных функциональных зон и т. д.), на втором - за счет организации производства и расселения на территориях, лежащих вне пределов самих агломераций. Здесь создаются города и агломерации - противовесы, принимающие на себя ряд народнохозяйственных функций и ослабляющих тем самым нагрузку на уже сложившиеся крупные агломерации. Например, развитие Калуги, Рязани, Калинина, Владимира и Других промышленных узлов Центрального района способствовало регулированию роста Москвы.

Г. М. Лаппо (1978) на 1970 г. выделил в пределах СССР 63 агломерации людностью: 250 - 500 тыс. - 12; 500 тыс. - 1 млн. - 30; 1 - 2 млн. - 17; свыше 2 млн. - 4. В этих агломерациях проживало 71,1 млн. человек, т. е. 29,4% всего населения СССР, или 52,3% городского. Все эти агломерации неоднородны не только по людности, но и по количеству и размерам входящих в них городов и поселков, и по соотношению населения, проживающего в них. Они также отличаются друг от друга характером и интенсивностью связей, степенью сформированности, темпами роста. Лаппо рассчитал синтетический показатель - коэффициент сложности агломерации по формуле K с = P ( Mm + Nn ), где Р - людность агломерации; М и N - людность городов и поселков городского типа; m , n - их доля в суммарной людности агломерации. В соответствии с этим показателем он выделил пять типов агломераций (табл. 11).


Подавляющее большинство агломераций сосредоточено в европейской части СССР (рис. 23). Особенно выделяется по насыщенности ими обширная зона регионов - Центральной России, Донецко-Приднепровского района и Среднего Поволжья. В целях предотвращения стихийного территориального слияния этих агломераций в гигантские мегалополисы применяются разнообразные меры по регулированию их развития.

В Восточных районах агломераций мало, все они расположены вдоль Транссибирской магистрали, на восточной оконечности которой формируется Владивостокская агломерация.

В Закавказье, Средней Азии и Казахстане, за исключением Караганды, центрами агломераций стали пока лишь столичные города.

Количество малых городов увеличивается вследствие перехода рабочих поселков в категорию городов. Людность таких городов, как правило, или растет по всей стране очень медленно, или сокращается. Для них характерны низкие темпы воспроизводства населения, сокращение числа жителей ввиду их оттока. В большинстве случаев малые города - это или узкоспециализированные промышленные пункты, или местные административные и торгово-распределительные центры. Число мест приложения труда в таких городах ограниченно, а степень использования трудовых ресурсов невелика, в связи с чем в ряде малых городов имеются излишки рабочей силы. Создание необходимых культурно-бытовых условий для населения встречает большие трудности, так как осуществление многих видов городского благоустройства и обслуживания экономически невыгодно.

Усиление градообразующей основы малых городов может быть достигнуто путем строительства в них небольших производственных объектов, цехов и филиалов крупных промышленных предприятий, расположенных в больших городах, развития рекреационных и обслуживающих функций. В малых городах проживает более 60 млн. человек, при этом около половины - в самых малых городских поселениях с числом жителей от 1 до 20 тыс. Эта категория городов по людности не отличается от крупных сельских поселений, в которых в настоящее время живет около половины сельского населения (рис. 24).

К городским формам расселения относятся города и поселки городского типа (в России).

Городом в РФ считается населенный пункт с населением более 12 тыс человек, 85% занимаются не сельским хозяйством.

Поселок городского типа – 3-4 тыс человек, 85% - не заняты в сельском хозяйстве.

Самый древний в России город – Дербент (8-9 век, н.э.)

Временное поселение – дачные поселки, вахтовые поселения нефтяников, домики охотников, рыболовов.

Жителями городов сейчас являются 3 млрд человек. К 2050 прогнозируется 5 млрд. Наиболее урбанизированные территории - Америка и Европа.

В России городское население преобладает в центральной России и на Севере.

Наиболее урбанизированные территории – мурманская область, ямало-ненецкий АО, ханты-мансийский АО. Причина – там не ведется сельское хозяйство. Мурманск крупнейший город мира за полярным кругом (около 400 тыс). СПБ – самый северный город-миллионник.

Наименее урбанизированные северокавказский и южный федеральный округ.

В Чечне и Ингушетии - больше 50% сельского населения (только 2 региона в России).

Уровень урбанизированности ленинградской области меньше среднероссийского. Два крупнейших города лен области – Выборг и Гатчина (по 100 тыс). Выборг на момент присоединения к России был вторым по значимости в Финляндии.

Первые города возникли в глубокой древности. В основном возникали в дельтах рек (Нил, Тигр, Евфрат). Возникают как центры торговли и ремесла. Вместе с ремеслом появляются излишки продукции, которые надо продать. Дельты рек имеют выход к морям – проще торговать. Мемфис, Рим – 100тыс

В средние века население растет медленно. В 10 веке - 350 млн человек, доля городского населения 3-5%. Крупные города считались – 10-30тыс человек. Крупнейшие города – Париж, Милан, Прага, Новгород, Лондон, Псков, Москва.

Все крупнейшие города появились на месте бывших римских городов.

Особенности и предпосылки возникновения средневековых городов:

Экономический источник – разделение труда (отделение ремесла от сельского хозяйства). Ремесленник селится под стенами замка феодала, либо под стенами монастыря. Во-первых, это защита, во-вторых, это рынок сбыта. Определяющую роль в развитии городов играло географически выгодное положение. Один из факторов – войны. Люди, которые селятся возле крепости – посадские люди. Если их много – строят второе кольцо стены.

Улицы были узкие, небольшие по протяженности фасады, нет канализации, плохое благоустройство – отличие средневековых городов.

Политический фактор так же играет роль в формировании городов. В 16-17 веках лидерами были Испания и Португалия. Лиссабон в 15-16 веках был крупнейшим городом мира, в 19 веке – Лондон.

Сейчас крупнейший город – Токио.

Общемирового определения города – нет.

Для Дании, Швеции и Финляндии город – это 200 человек, не занятых в сельском хозяйстве. В Канаде и Австралии – больше 2000. В Индии и Иране 5000 человек. В Швейцарии и Малайзии - 10000, Япония - 50000 человек.

Город – населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства; отнесение населенного пункта к категории города оформляется в законодательном порядке.

Типология городов:

1. Малые (до 50 тыс.)

2. Средние (50 - 100 тыс.)

3. Большие (100 – 250 тыс.)

4. Крупные (250 – 500 тыс.)

5. Крупнейшие (500 тыс. – 1 млн.)

6. Города-миллионеры (свыше 1 млн.)

Городская агломерация – компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями.

Типология городских агломераций:

1. Моноцентрические – с 1 городом-центром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне, и намного превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу.

2. Полицентрические – с несколькими взаимосвязанными городами-центрами (конурбация).

Крупнейшие агломерации РФ: самая большая - Московская с населением 13,5 млн. человек; она включает около 100 городских и несколько тысяч сельских поселений; Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская.

Проблемы городов:

1. Экологические (для крупных городов)

2. Конкуренция между крупными городами

3. Социальные (в основном для крупных городов)

Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов - каменная летопись человечества - хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города - главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.

Задачи данной работы состоят:

· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;

· в рассмотрении иерархии городских систем;

· в определении проблем городов.

Городские агломерации - развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя одну таблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыре подглавы, вторая - три. Для написания данной работы использовалось восемь различных источников литературы.

Понятие городской агломерации

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация - система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации - это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Современное общество, в силу множества глобальных процессов, становится все более урбанизированным. Поэтому вопрос изучения и описания мегаполисов и агломераций более чем актуален. В статье описаны крупнейшие агломерации мира, а также дано определение термина «агломерация».

Что такое агломерация

Большинство современных энциклопедий определяют агломерацию как большое скопление населенных пунктов, которые главным образом являются городскими, а в исключительных случаях и сельскими образованиями, что объединяются в одно целое благодаря экономическим, политическим и культурным связям. Крупнейшие агломерации мира начали формироваться в середине ХХ века, когда рост городов происходил повсеместно. В ХХІ веке процесс урбанизации усилился и продолжился в новой форме.

Агломерация может сформироваться вокруг одного и называться моноцентрической. Примером таких агломераций являются Нью-Йорк и Париж. Второй тип агломерации называется полицентрическим, это значит, что в состав агломерации входит несколько больших населенных пунктов, которые, независимо один от другого, являются центральными. Ярким примером полицентрической агломерации является Рурский регион в Германии.

На 2005 год во всем мире насчитывалось около 400 агломераций, число жителей в каждой из них превышало 2 миллиона человек. Крупнейшие агломерации мира на карте располагаются довольно неравномерно, но самая большая их концентрация наблюдается в экономически В десяти самых больших агломерациях мира проживает более 230 миллионов человек (намного больше, чем население Российской Федерации).

Токио и Йокогама

Безусловно, самая крупная агломерация - это Токио. Ее население на сегодняшний день приближается к 38 миллионам человек, что превышает население множества европейских стран (Швейцария, Польша, Нидерланды и другие). Агломерация по своей сути является полицентрической и объединяет два центральных города - Йокогаму и Токио, а также огромное множество мелких населенных пунктов. Площадь агломерации составляет 13,5 тысячи км 2 .

Центр этой огромной агломерации составляют три городских района, которые располагаются вокруг императорского дворца в Токио. Кроме того, в городе располагается еще 20 районов и несколько префектур (Гумма, Канагава, Ибараки и т.д.). Вся эта структура обычно называется Большой Токио.

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км 2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.

Париж

В административном отношении город Париж является только одним из департаментов, входящих в район Иль-де-Франс. Но столица давно подмяла под себя все восемь департаментов, административное деление на данный момент является условным. А Париж является урбанизированным центром, который обладает теми же качествами, что и крупнейшие агломерации и В частности, Париж имеет значительное количество городов-спутников, которые построились и влились в столицу еще в 1960-х годах.

Строительство так называемых новых городов - специальным образом создаваемых спутников Парижа, началось в большой короне в 1960-е.

Париж как столица Франции вместе с так называемыми новыми городами и коронами образует огромную агломерацию, или Большой Париж. Площадь мегаполиса равняется 12 тысячам км 2 , а население - более 13 миллионов человек. Париж представляет крупнейшие агломерации мира на карте Европы.

Азиатские агломерации

В последнее время в мировой экономической и культурной жизни начинает завоевывать позиции Азия. В азиатских странах также сосредоточены крупнейшие агломерации мира. Явным примером является город Мумбаи, количество жителей которого превышает 22 миллиона человек. Или столица Филиппин Манила с населением в 20 миллионов, а также Дели с 18 миллионами жителей. В Китае агломерации занимают около 10 % территории всей страны. Такие мегаполисы, как Шанхай (19 млн человек) и Гонконг (15 млн жителей), являются наглядными примерами урбанизационных процессов на Востоке.

Таким образом, в современных условиях глобализации и урбанизации крупные города разрастаются и превращаются в агломерации, которых в мире становится все больше и больше.